реферат, рефераты скачать
 

Аудиторская деятельность в страховании


номер лицензии на право осуществления страховой деятельности и дате ее выдаче, на основании которой работает данная организация,

данные о филиалах и их месторасположении;

территория оказания страховых услуг;

виды осуществляемой страховой деятельности;

сумма страховых взносов /премий/ по видам страхования и динамика и их роста, удельный вес страховых взносов /премий/ по видам страхования в общем объеме поступлений страховых взносов /премий/;

аналогично приводятся сведения при осуществлении перестрахования;

виды перестраховочных операций;

характеристика страхового портфеля;

данные о произведенных страховых выплатах по видам страхования, их динамика за ряд лет;

данные о страховых резервах, их доля в структуре баланса;

при передаче рисков в перестрахование приводится информация о страховых и перестраховочных организациях, с которыми взаимодействует организация, с указанием их наименования, месторасположения и видов заключенных перестраховочных договоров;

размеры премий, переданных в перестрахование и размерах доли перестраховщиков в оплаченных убытках в абсолютном выражении и в отношении к страховой премии и оплаченным убыткам в целом и в разрезе видов страхования;

направления использования средств резерва предупредительных мероприятий с расшифровкой профинансированных мероприятий и эффекта вложения средств в те или иные мероприятия;

характеристика инвестиционной деятельности по размещению средств страховых резервов и собственного капитала по видам и направления вложений и результатов этой деятельности;

финансовые результаты деятельности организации;

решения по итогам деятельности страховой организации, а также решения по распределению прибыли, оставшейся в распоряжении организации;

факторы, повлиявшие на финансовые результаты деятельности организации;

описание избранных при формировании учетной политики способов ведения бухгалтерского учета;

при наличии у головной организации дочерних и зависимых страховых обществ приводятся сведения об их наличии, месте нахождения, наименовании и номере лицензии на право проведения страховой деятельности и проводимые виды страхования;

оценка финансового состояния: оценка финансовых результатов деятельности, приводятся показатели оценки платежеспособности.

При несоответствии платежеспособности установленным нормативам описывается программа финансового оздоровления организации. В пояснительной записке также могут содержаться другие информационные, количественные и аналитический показатели деятельности страховой организации. Таким образом, пояснительная записка должна содержать довольно подробное описание всех форм, представляемых страховой организацией в ведомство страхового надзора, а также информацию о самой страховой организации, ее филиалах и т.п.

Помимо этого, в пояснительной записке необходимо раскрыть данные "прочих" статей отчетов, по которым отношение к общему итогу соответствующих данных составляет не менее 5-ти процентов.

Статистическая годовая отчетность. Кроме бухгалтерской отчетности страховые компании в обязательном порядке составляют статистическую отчетность - формы ведомственного государственного статистического наблюдения за их деятельностью.

Приказом от 30 января 1996г. N 02-02/03 Рострахнадзора "Об утверждении форм ведомственного государственного статистического наблюдения за деятельностью страховых организаций и указаний по их заполнению" утверждены следующие годовые формы статистической отчетности для страховых организаций /начиная с отчета за 1995г./:

N 2-С "Сведения о деятельности страховой организации";

N 3-С "Сведения об операциях по обязательному медицинскому страхованию".

Основными требованиями при составлении статистического отчета являются полнота его заполнения, достоверность отчетных данных и своевременность представления. "... Отчет составляется на основании данных первичного учета о заключенных договорах страхования /заявлений о страховании, страховых свидетельств /полисов/ или журналов учета заключенных договоров страхования и журналов учета убытков по операциям прямого страхования, а также журналов учета договоров, принятых и переданных в перестрахование и ретроцессию. Перед составлением статистического отчета должна быть проведена проверка правильности отражения в первичных документах и журналах учета заключенных договоров и учета убытков данных, необходимых для составления отчета...".

В статистическом отчете отражаются данные о страховых взносах и страховых выплатах по:

добровольному личному страхованию;

добровольному имущественному страхованию;

добровольному страхованию ответственности;

обязательному страхованию /по обязательному медицинскому страхованию - в форме N 3-С/;

по факультативному перестрахованию;

по облигаторному перестрахованию.

А также подробные сведения о количестве договоров страхования и перестрахования, числе застрахованных и страховых суммах по действовавшим на начало и конец отчетного года договорам страхования с физическими и юридическими лицами по личному, имущественному и страхованию ответственности.

Аудиторская фирма /аудитор/ может оказывать консультационные услуги страховым организациям по вопросам, связанным с заполнением форм статистической отчетности, а также оказывать услуги по заполнению форм данной отчетности.


3.2 ЗАДАЧИ И СУЩНОСТЬ АУДИТА БУХГАЛТЕРСКОЙ

/ФИНАНСОВОЙ / ОТЧЕТНОСТИ

 

Задачи аудита бухгалтерской отчетности. Задачей аудита бухгалтерской отчетности страховых организаций независимым аудитором является выражение мнения о правильности представления всех статей отчета и результатов осуществленных хозяйственных операций в соответствии с общепринятыми принципами бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации и требованиями действующего законодательства. Для выражения мнения аудитор должен собрать информацию в необходимом количестве и качестве, обеспечив ее полноту и убедительность. Представляя для аудирования отчетность, администрация /руководство/ компании тем самым заявляет, что она достоверна и отражает реальное положение дел в компании. Согласно п.19 и п.23 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина РФ от 26 декабря 1994г. N 170 "Ответственность за организацию бухгалтерского учета несет руководитель организации. Руководитель обязан создать необходимые условия для правильного ведения бухгалтерского учета, обеспечить неукоснительное выполнение всеми структурными подразделениями и службами, работниками организации, имеющими отношение к учету, требований главного бухгалтера или бухгалтера, выполняющего его функции в организации, по вопросам оформления и представления для учета документов и сведений. .. Главный бухгалтер /бухгалтер/ обеспечивает контроль за отражением на счетах бухгалтерского учета всех осуществляемых хозяйственных операций, предоставления оперативной информации, составление в установленные сроки бухгалтерской отчетности, осуществление /совместно с другими подразделениями и службами/ экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности по данным бухгалтерского учета и отчетности. ..". Администрация страховой компании должна знать, что она несет полную ответственность за составление отчета и информацию, включаемую в этот отчет. Аудитор /аудиторская фирма/ несет ответственность за качество и полноту проведения аудиторских процедур и за квалифицированное и обоснованное выражение мнения о достоверности бухгалтерского /финансового/ отчета.

Аудитор в процессе проведения аудиторской проверки сопоставляет "заявления администрации" и собранную им самим аудиторскую информацию.

Согласно квалификации, принятой за рубежом, аудитор должен сделать следующие основные выводы /утверждения/ для выработки обоснованного и квалифицированного мнения о бухгалтерской отчетности аудируемой страховой компании. Другими словами, аудитор должен выразить уверенность относительно:

"существования",

"полноты предоставления данных",

"точности представления данных",

"классификации",

"хронологической точности записей",

"правильности свода данных",

"согласования",

"прав и обязательств",

"соответствия финансовых результатов".

1."Существование", т.е. все ли записанные операции и включенные суммы в бухгалтерский /финансовый/ отчет действительно существуют. Существовали ли, например, на дату составления балансового отчета реально существующие активы, включенные в данный отчет:

основные средства;

наличные средства в кассе;

акции;

облигации;

средства на счетах в банках /расчетных, валютных, специальных, ссудных, текущих, депозитных и т.д./;

дебиторская задолженность и так далее.

Конечно, проводя в марте 1997 г. аудиторскую проверку компании за предыдущий отчетный год, аудитор не сможет провести инвентаризацию денежных средств в кассе по состоянию на 1 января 1997г. Однако он может:

проверить акты инвентаризации наличных денежных средств за аудируемый период и сравнить данные с кассовой книгой;

выяснить, кем проводилась инвентаризация, проанализировать периодичность ее проведения и соблюдение компанией установленного порядка ведения кассовых операций;

провести /при необходимости/ инвентаризацию в период проведения аудита;

воспользоваться результатами инвентаризации в период проведения аудита для выражения мнения о существовании именно той суммы денежных средств в кассе, которая отражена в балансе по статье "Касса" на 1 января 1997 г.

Аудитор должен знать: собранная информация тем убедительнее, чем ближе дата ее сбора к дате составления отчета. Естественно, подсчет аудитором ценных бумаг или материальных ценностей в натуре делать лучше на момент составления отчета, чем в любое другое время.

При проверке реального существования средств на депозитных счетах в банках, аудитор может собрать убедительную информацию, изучив выписки с депозитных счетов по состоянию на 1 января 1997г., выписки со счетов в банке, подтверждающих реальное перечисление средств на депозиты и наличие правильно оформленных депозитных договоров с банками, своевременное начисление и перечисление банком процентов по депозитам.

Целесообразно сравнить эти проценты со средними статистическими данными по процентам, начисляемыми банками в 1996г. по депозитным вкладам, /нет ли здесь больших отклонений в меньшую или большую сторону, и если есть, то выяснить причины данных отклонений/. Проверяя существование операций, отраженных на балансовом счете "страховые выплаты по прямому страхованию", одновременно проверяется наличие документов, подтверждающих действительное наступление страхового случая.

Подобная работа может быть выполнена по каждой совершенной операции в течении отчетного года и каждой статье бухгалтерского отчета.

Аудитор должен знать: информация будет убедительнее, а выводы правильными, если выборка охватывает весь аудируемый период, а не отдельные его части. Решение о количестве проверяемых данных /так называемый объем выборки/ аудитором принимается по каждой аудиторской процедуре и может варьироваться от одного пункта до всех в проверяемом отчете. На практике наблюдается большой объем выборки из общей совокупности данных.

2."Полноты представления данных", т.е. все ли суммы вписаны в отчет и все ли осуществленные операции отражены на счетах бухгалтерского учета. Например: не все поступившие страховые премии по договорам страхования отражены в бухгалтерском учете и отчетности аудируемой страховой компании /здесь следует помнить о двух методах определения выручки от реализации страховых услуг, оказываемых страховщиками в соответствии с действующим законодательство - "кассовым" или методом "начисления"/;  не все приобретенные материальные ценности нашли отражение в учете компании.

3."Точности представления данных", т.е. все записанные в учете операции правильно оценены и суммы, включенные в отчет, правильно рассчитаны и подсчитаны. Например, нарушением данного утверждения будет, если:

не все договора включены в журнал учета заключенных договоров страховщиком или наблюдается несоответствие реальных и записанных дат, сумм, комиссионных вознаграждений в этом журнале;

общая величина страховых резервов, например, на 1 января 1997г., будет неверно рассчитана;

неправильно рассчитана среднегодовая стоимость имущества, являющаяся базой для расчета налога на имущество;

неправильно произведен пересчет иностранной валюты в валюту Российской Федерации по валютным счетам и операциям с иностранной валютой;

неправильно произведена переоценка основных средств и так далее.

4."Классификация", т.е. все ли операции, записанные в учетные регистры, и суммы, включенные в отчет, правильно классифицированы. Аудитор должен проверить, на самом ли деле долгосрочные кредиты банков являются кредитами, взятыми на срок более одного года, основные средства правильно отнесены к объектам основных средств согласно действующему порядку ит.п. Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности страховых организаций и Указания по заполнению форм бухгалтерской отчетности страховых организаций - основные документы, которые аудитор должен использовать при проверке правильности классификации операций и статей отчета.

5."Хронологическая точность записей", т.е. операции записаны на те даты когда они имели место. Аудитору следует обратить внимание на принятую учетную политику в аудируемой компании в пункте проверки правильности отражения по датам выручки от реализации страховых услуг.

6."Правильности свода данных", т.е. записанные операции правильно сведены в Главную бухгалтерскую книгу /сводную оборотную ведомость/ и итоги /обороты, сальдовые остатки/ по счетам /синтетического и аналитического/ подведены правильно.

7."Согласование", т.е. данные бухгалтерского отчета совпадают /согласуются/ с данными синтетического учета и с данными Главной бухгалтерской книги /сводной оборотной ведомости/, а данные синтетического учета совпадают с данными аналитического учета.

8."Права и обязательства". Аудитор, решая эту задачу, должен получить ответы на следующие вопросы:

а) реализует ли компания свои права, участвуют ли активы в "бизнесе" компании;

б) выполняет ли она свои обязательства перед страхователями, перестрахователями, бюджетом, внебюджетными фондами, перед работниками по оплате труда, перед учредителями /акционерами/, перед другими кредиторами и заимодавцами и т.п.;

в) соблюдает ли компания нормативное соотношение между активами и принятыми ею страховыми обязательствами. Для обеспечения платежеспособности размер свободных активов страховщика, исчисленный как разность между общей суммой активов и суммой его обязательств, должен соответствовать нормативному размеру, определяемому в порядке, изложенном в установленной методике расчета нормативного размера соотношения активов и обязательств страховщиков;

г) правильно ли выбраны методы формирования страховых резервов и правильно ли произведен их расчет;

д) при превышении максимальной ответственности по отдельному риску перестрахует ли аудируемая компания риск неисполнения соответствующих обязательств;

е) происходит ли размещение страховых резервов компанией на условиях диверсификации, возвратности, прибыльности и ликвидности и соблюдаются ли при этом Правила размещения страховых резервов.

Решение задачи "права и обязательства" требуют от аудитора высокой квалификации и профессионализма, знаний во многих областях нашей

экономики, логического мышления и математических способностей. Естественно, данными качествами он должен обладать вообще, занимаясь аудиторской деятельностью.

9."Соответствие финансовых результатов периоду", т.е. в верный ли период времени записаны доходы и расходы страховщика. Проверяется выполнение главного принципа бухгалтерского учета и определения финансовых результатов: отнесение доходов к тому периоду, за который они были заработаны, и учета убытков в том периоде, когда они возникли.

Здесь можно отметить, что с высокой степенью вероятности не в тот

период времени записаны те операции, которые осуществлены ближе к концу отчетного периода /выполнение задачи "отсечения"/.

10."Представление и раскрытие". Аудитор проверяет правильно ли статьи бухгалтерского /финансового/ отчета представлены и раскрыты в соответствии с требованиями, связанными с составлением этого отчета /Указаниями по заполнению форм годовой бухгалтерской отчетности и другими законодательными и нормативными документами/. Правильно ли пояснительная записка, прилагаемая к годовому бухгалтерскому отчету, раскрывает принятую учетную политику аудируемой компании, виды страховой деятельности, осуществляемые ею, методы формирования страховых резервов и другие факторы, повлиявшие в отчетном году на итоговые результаты деятельности компании. Если аудируемая компания осуществляет совместную деятельность и на нее возложено ведение общих дел участников договора о совместной деятельности, то данные отдельного /обособленного/ баланса не должны включаться у нее в общий баланс. Аудитор должен правильно "отсечь" статьи балансового отчета по совместной деятельности /имущества, созданного или приобретенного в ходе совместной деятельности, полученных финансовых результатов и т.п./ и одновременно решить задачу "представления и раскрытия" статей бухгалтерского /финансового/ отчета данной аудируемой компании.


3.31ИСТОЧНИКИ АУДИТОРСКОЙ ИНФОРМАЦИИ.

И СПОСОБЫ ЕЕ СБОРА

Одним из основных решений, принимаемых аудитором, является определение количества информации для проведения аудита и способы ее сбора.

Источниками информации являются:

первичные документы,

учетная система /учетные регистры, Главная бухгалтерская книга и т.п./,

система отчетности,

материальные активы,

администрация и персонал компании,

независимые третьи лица.

Способы сбора информации. Различают следующие способы сбора информации:

1. изучение в натуре - представляет собой подсчет или проверку реального существования материальных /осязаемых/ активов - наличных денежных средств, основных средств, ценных бумаг. Информация, собранная таким способом, наиболее надежна. Однако в этом случае нельзя оценить такие факторы, как износ или принадлежность активов аудируемой компании;

2. проверка первичных документов. С каждой операцией, записанной в учете, должен быть связан документ. В бухгалтерском учете под хозяйственной операцией понимается каждый свершившийся факт, оформленный документом. Но, как правило, с операцией связано несколько документов /письма, акты, заявления, приказы, договора, страховые акты, банковские выписки и т.п./. Просмотр документов внутренней или внешней переписке является источником полезной информации и широко используется аудиторами, так как наиболее доступен. В плане надежной информации важно различать внутренние и внешние документы. Аудитор должен знать: внешние документы - источники более независимой информации.

Первичные документы должны содержать следующие обязательные реквизиты:

наименование документа; дату составления;

содержание операции;

измерители операции;

наименование должностных лиц;

ответственных за совершение операции;

личные подписи и их расшифровки;

3. наблюдение - это использование органов зрения, слуха, и т.п. для оценки реального положения дел в компании, Целесообразно проводить в процессе беседы с администрацией и персоналом компании, наблюдать за выполнением бухгалтерскими работниками своих обязанностей. Подобную информацию необходимо перепроверять другими способами, так как ее нельзя считать достаточно объективной;

4. опрос. Опрос классифицируется на:

а. получение письменной или устной информации от клиента /администрации и персонала аудируемой компании/ в ответ на интерисующие вопросы аудитора в процессе проведения аудита. Информация, полученная данным способом, зависит от честности, профессионального опыта и независимости опрашиваемого. Однако в некоторых случаях необходимо получить информацию от клиента, чтобы понять, например, сущность какой-либо операции или сделки, целесообразность ее проведения;

б. получение письменной или устной информации от независимой третьей стороны. Информация, полученная методом опроса от независимой третьей стороны, достовернее информации, полученной от клиента. Как правило, информация от третьей стороны дорого стоит, и причиняет неудобство тем, к кому за ней обращаются. Но здесь повышается независимость полученной информации. Например, реальное наличие средств на счетах в банках на дату составления бухгалтерского отчета может подтвердить банк, уплату страховых взносов - страхователь, дебиторскую задолженность - дебитор, кредиторскую задолженность - кредитор и так далее. Аудитору предпочтительнее получать письменный ответ от самого клиента и/или третьей стороны на посылаемый запрос, чтобы увеличить надежность данной информации;

5. перепроверка арифметических расчетов включает проверку расчетов, производимых клиентом, и проведения аудитором самостоятельных вычислений. Например, перепроверяются расчеты подоходного налога с доходов физических лиц - работников компании, полученных ими в отчетном аудируемом году, или специальные расчеты по формированию страховых резервов у компании;

6. проведение аналитических процедур касается:

сравнительного анализа по статьям финансового отчета, например, за аудируемый и предыдущий периоды;

исследования любых необычных отклонений;

анализ соотношения различных данных;

сопоставления и оценки результатов анализа.

Аналитические процедуры используются на всех этапах аудиторской проверки, и особенно необходимы при планировании и завершении аудита.


3.4 СОСТАВЛЕНИЕ АУДИТОРСКОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

1О БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ

По результатам проведенной аудиторской проверки составляется отчет /аудиторское заключение/. Согласно Временным правилам аудиторской деятельности в РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 22 декабря 1993г. N 2263, заключение должно состоять из трех частей - вводной, аналитической, итоговой.

 "... Аналитическая часть представляет собой отчет аудиторской фирмы экономическому субъекту об общих результатах проверки состояния внутреннего контроля, бухгалтерского учета и отчетности экономического субъекта, а также соблюдения экономическим субъектом законодательства при совершении финансово-хозяйственных операций... Аналитическая часть должна включать:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.