| |||||||||||||||||||||
МЕНЮ
| Ликвидация и реорганизация предприятия на примере ОАО "Пензаэнерго"- внешний управляющий вправе издать приказ об увольнении руководителя должника или предложить руководителю должника перейти на другую работу в порядке и на условиях, которые установлены трудовым законодательством; - прекращаются полномочия органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия, полномочия руководителя должника и иных органов управления должника переходят к внешнему управляющему. Органы управления должника (временный управляющий, административный управляющий) в течение трех дней с даты утверждения внешнего управляющего обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей и штампов, материальных и иных ценностей внешнему управляющему; - отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов; - вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением случаев, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве). Согласно Гражданскому кодекса РФ, реорганизация юридического лица может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица (руководителя, совета директоров и проч.), уполномоченного на то учредительными документами. При этом термин "реорганизация" объединяет такие юридические факты как: слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование юридических лиц. 1.2. Нормативное регулирование аудиторской деятельности в условиях ликвидации и реорганизацииВедение аудита осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них обязательны к применению, другие носят рекомендательный характер. Рассмотрим нормативные документы, регулирующие аудиторскую деятельность. Они в зависимости от назначения и статуса подразделяются на несколько уровней: К первому уровню относятся: - Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (с изм. от 14.12.2001, 30.12.2001, 30.12.2004); - Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. №129-ФЗ. -Гражданский кодекс Российской Федерации. Части I и II. -Федеральный Закон «Об акционерных обществах» № 208-ФЗ от 26.12.1995г. - Федеральный Закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» №14-ФЗ от 08.02.1998г. В Законе "Об аудиторской деятельности": 1) определено понятие и сформулирована цель аудиторской деятельности; 2) перечислены сопутствующие услуги, которые имеют право оказывать аудиторские организации и аудиторы; 3) установлены требования к аудиторам и аудиторским организациям; 4) перечислены права и обязанности аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и аудируемых лиц; 5) определены экономические субъекты, для которых аудит является обязательным; 6) установлена обязанность соблюдения аудиторской тайны; 7) установлена обязательность применения федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности; 8) дано понятие аудиторского заключения; 9) установлена ответственность за предоставление заведомо ложного аудиторского заключения; 10) установлена обязанность соблюдения принципов независимости аудита и определены меры для его обеспечения; 11) установлена обязанность соблюдения внутреннего контроля качества аудита; 12) определены требования к аттестации аудиторов и основания для аннулирования аттестата; 13) определены функции уполномоченного федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности; 14) определены статус и цели профессиональных аудиторских объединений, порядок их аккредитации; 15) установлена ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об аудите. Второй уровень - федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696 (с изм. от 04.07.2003, 07.10.2004, 16.04.2005); правила (стандарты) аудиторской деятельности, одобренные Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ (действующие до утверждения соответствующих федеральных стандартовДанная тема регламентируется следующими правилами (стандартами) аудиторской деятельности, это: 1) Федеральное правило (стандарт) N 3 «Планирование аудита», утв. Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 696 2) Федеральное правило (стандарт) N 15 «Понимание деятельности аудируемого лица», утв. Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 696 3) Федеральное правило (стандарта) N 12 «Согласование условий проведения аудита», утв. Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 696 4)#"sub_1000">7. Методические положения по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной структуры баланса (утв. распоряжением Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) от 12 августа 1994 г. N 31-р) 8. Временные правила проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства (утв. постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 855) 9. Правила проведения арбитражным управляющим финансового анализа (утв. постановлением Правительства РФ от 25 июня 2003 г. N 367 Четвертый уровень - стандарты аудиторской деятельности саморегулируемых аудиторских объединений, внутрифирменные стандарты аудиторской деятельности. 1.3.Оценка аудитором способности экономического субъекта продолжать свою деятельностьДопущение непрерывности деятельности является основным принципом подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности. В соответствии с принципом допущения непрерывности деятельности обычно предполагается, что аудируемое лицо будет продолжать осуществлять свою финансово-хозяйственную деятельность в течение 12 месяцев года, следующего за отчетным, и не имеет намерения или потребности в ликвидации, прекращении финансово-хозяйственной деятельности или обращении за защитой от кредиторов. Активы и обязательства учитываются на том основании, что аудируемое лицо сможет выполнить свои обязательства и реализовать свои активы в ходе своей деятельности. Сомнение в применимости допущения непрерывности деятельности может возникнуть у аудитора при рассмотрении финансовой (бухгалтерской) отчетности или при выполнении иных аудиторских процедур. Признаками, на основании которых может возникнуть сомнение в применимости допущения непрерывности деятельности, являются следующие: а) финансовые признаки: — отрицательная величина чистых активов или невыполнение установленных требований в отношении чистых активов; — привлеченные заемные средства, срок возврата которых приближается, при реальном отсутствии перспективы возврата или продления срока займа либо необоснованное использование краткосрочных займов для финансирования долгосрочных активов; — изменение схемы оплаты товара (выполненных работ, оказанных услуг) поставщикам на условиях коммерческого кредита или рассрочки платежа по сравнению с расчетами по мере поставки товара (выполнения работ, оказания услуг); — существенное отклонение значений «основных коэффициентов, характеризующих финансовое положение аудируемого лица, от нормальных (обычных) значений; — неспособность погашать кредиторскую задолженность в надлежащие сроки; — неспособность обеспечить финансирование развития деятельности или осуществление других важных инвестиций; — значительные убытки от основной деятельности; — трудности с соблюдением условий договора о займе; — задолженность по выплате или прекращение выплаты дивидендов; б) производственные признаки: — увольнение основного управленческого персонала без должной его замены; — потеря рынка сбыта, лицензии или основного поставщика; — проблемы с трудовыми ресурсами или дефицит значимых средств производства; — существенная зависимость от успешного выполнения конкретного проекта; — существенный объем продажи сырья и материалов, сравнимый с объемом выручки от реализации продукции (работ, услуг) или превышающий его; в) прочие признаки: 1. несоблюдение требований в отношении формирования уставного капитала аудируемого лица, установленных законодательством Российской Федерации; 2. судебные иски против аудируемого лица. Оценка аудируемым лицом допущения непрерывности своей деятельности связана с вынесением в конкретный момент времени профессионального суждения о фактах хозяйственной деятельности, которые являются неопределенными на дату составления финансовой (бухгалтерской) отчетности. В этой связи следует принимать во внимание, что: 1. как правило, уровень неопределенности, сопряженной с результатом события или с условием, значительно повышается при увеличении периода времени между суждением и воздействием условных фактов; 2. любое влияние условного факта в будущем основывается на информации, доступной в момент составления финансовой (бухгалтерской) отчетности, поэтому последующие события могут вступать в противоречие с профессиональным суждением, которое было разумным в момент его вынесения; 3. размер и сложная структура аудируемого лица, характер и условия его деятельности, а также степень воздействия на аудируемое лицо внешних факторов оказывают влияние на профессиональное суждение о влиянии условных фактов. Аудитор не может предсказывать будущие события или условия, которые могут обусловить прекращение организацией ее непрерывной деятельности, поэтому отсутствие в аудиторском заключении каких-либо упоминаний о факторах неопределенности, касающихся непрерывности деятельности, не может рассматриваться как гарантия способности аудируемого лица продолжать свою деятельность непрерывно. ГЛАВА 2. МЕТОДИКА АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ЛИКВИДАЦИИ И РЕОРГАНИЗАЦИИ В ОАО «ПЕНЗЭНЕРГО»2.1. Экономическая характеристика ОАО «Пензаэнерго»ОАО «Пензаэнерго» является дочерним акционерным обществом ОАО РАО «ЕЭС России», доля которого в Уставном капитале ОАО «Пензаэнерго» составляет 49%. Основной целью деятельности согласно Устава ОАО «Пензаэнерго» является получение прибыли. Основными видами деятельности общества являются: 1) Оказание услуг по передаче и распределению электрической энергии; 2) Оказание услуг по присоединению к электрическим сетям; 3) Диагностика, эксплуатация, ремонт электрических сетей 4) Диспетчерское управление и соблюдение режимов энергосбережения и потребления и др. Уставный капитал ОАО «Пензаэнерго» по состоянию на 01.10.2006. составляет 1397760 тыс.рублей. Обществом размещены следующие категории именных бездокументарных акций одинаковой стоимостью 8 рублей каждая: 1) привилегированные акции типа А: -32520096 штук на общую сумму по номинальной стоимости 260160768 рублей; 2) обыкновенные акции: - 142199904 штук на общую сумму по номинальной стоимости 1137599230 рубля. Общая численность работающих по годам представлена в таблице 1. Таблица 1 Численность ОАО «Пензаэнерго» по годам
|
|
Единицы измерения
|
2004г. Факт
|
2005г. Факт
|
2006г. План
|
Среднесписписочная численность
|
чел.
|
4 024,0
|
2 478,0
|
2 670,0
|
Среднесписочная численность
|
чел.
|
60,0
|
19,0
|
16,0
|
Средняя численность персонала несписочного состава
|
чел.
|
32,0
|
27,0
|
13,0 |
По основным показателя бухгалтерской отчетности (Приложение 1) были рассчитаны ключевые оценочные показатели (Таблица 2).
Таблица 2
Ключевые и оценочные показатели предприятия
№ п/п |
Показатели |
Единица измере-ния |
2004г. факт |
2005 факт |
2006 план |
Годовые ключевые показатели эффективности |
|||||
1 |
ROE (Рентабельность собственного капитала) |
% |
0,78 |
0,46 |
0,49 |
2 |
Потери электроэнергии к отпуску в сеть |
% |
13,55 |
11,8 |
10,5 |
Оценочные ключевые показатели эффективности |
|||||
1 |
Прибыль на акцию (EPS) |
руб |
0,23 |
0,07 |
0,08 |
2 |
Дивиденды |
тыс.руб |
3589 |
9118 |
7200 |
|
на пакет акций |
тыс.руб |
|
4667,8 |
3528 |
|
на 1 привилигир.акцию |
руб |
0,11 |
0,0522 |
0,0412 |
|
на 1 обыкновен..акцию |
руб |
|
0,0522 |
0,0412 |
|
Капитализация компании |
млн.руб |
4611,49 |
2461,4 |
2465,47 |
Финансовые показатели |
|||||
3. |
Рентабельность продаж |
% |
4,9 |
5,3 |
2,5 |
4 |
ROTA |
% |
1,56 |
1,91 |
1,03 |
5 |
Коэффициент автономии |
|
0,9 |
0,9 |
0,9 |
6. |
Коэффициент текущей ликвидности |
|
1,5 |
2,2 |
1,7 |
7. |
Соотношение дебиторской и кредиторской задолженности |
|
2,3 |
0,3 |
1,1 |
Технологические показатели |
|||||
8 |
Потери электроэнергии, в т.ч. |
% |
13,5 |
11,8 |
10,5 |
9 |
Мощность сетей |
усл.ед |
103214,5 |
116965 |
108587 |
Рентабельность собственного капитала уменьшилась в 2005 голу на 0,32% по сравнению с 2004 г., и в 2006 году планирует увеличиться на 0,03% по сравнению с предыдущим годом. Динамика остальных показателей примерно такая же увеличение к 2004 г. и резкий спад в 2005 г с незначительным увеличением в 2006 г. , что объясняется процессом реорганизации компании. На рис.2 представлена динамика основных финансовых показателей в 2004-2006 г.г.
|
По состоянию на 01.01.2006 в ОАО «Пензаэнерго» входило 6 обособленных подразделений – филиалов. Мощность энергосистемы покрывает 30 % потребности области. Остальная часть закупается у более крупных энергопроизводителей: Балаковской АЭС, Волжской и Саратовской ГЭС. Общая протяженность воздушных линий электропередач напряжением 0,4-500 кВ составляет 36100 км.
Согласно плану реформирования энергетической отрасли, 1 января 2005 года состоялась государственная регистрация компаний, созданных в результате реорганизации ОАО «Пензаэнерго» в форме выделения. Из ОАО «Пензаэнерго» выделились следующие компании:
- ОАО «Пензенская генерирующая компания»
- ОАО«Пензенская энергетическая управляющая компания»
- ОАО «Пензенская энергосбытовая компания»
- ОАО «Пензенская энергоремонтная компания»
Разделение ОАО «Пензаэнерго» по видам деятельности является составной частью проекта реформирования электроэнергетики. Выделение акционерных обществ произошло в соответствии с решением внеочередного общего собрания акционеров ОАО «Пензаэнерго» от 31 марта 2004 года.
Основными целями реформирования энергетической отрасли являются:
- создание новых финансово устойчивых и инвестиционно привлека-тельных субъектов рынка электроэнергии после разделения на монопольную и конкурентную составляющие;
© 2009 Все права защищены. |