реферат, рефераты скачать
 

Аeдит расчетов по оплате труда (на примере ООО"Стандарт")


6.                 степень обеспечения сохранности собственности;

7.                 масштабы деятельности (объемы оборотов по счетам);

8.                 применение компьютерной обработки учетно-экономической информации.

На основе оценки влияния перечисленных факторов внутреннего риска аудитор должен установить, на какие именно хозяйственные процессы (операции) как объекты аудита они окажут воздействие. При этом максимальное внимание следует обращать на те моменты, которые могут влиять на качество финансовой отчетности, а потому отсекаются те риски клиента, которые не связаны с составлением финансовой отчетности.

Даже при условии положительного влияния, перечисленных факторов внутренний риск будет не ниже 50 %, а при их отрицательном воздействии он может приближаться к 100 %.

Риск контроля (РК) представляет собой оценку действенности системы внутреннего контроля клиента с точки зрения ее способности предотвращать или обнаруживать ошибки. Система внутреннего контроля предприятия образуется подсистемами внутрихозяйственного контроля (ВХК) и внутреннего аудита (ВА). В свою очередь, в подсистеме внутрихозяйственного контроля, функции которого реализуют все структурные подразделения аппарата управления, особо следует выделить внутрихозяйственный контроль (ВХБК), реализуемый специалистами учетно-финансовой службы. Поэтому при определении риска контроля необходимо оценить надежность и действенность подсистем внутрихозяйственного контроля и внутреннего аудита (где такая служба имеется).

Для того чтобы оценить уровень риска контроля ниже максимального (т.е. ниже 100 %), необходимо:

* убедиться в наличии и ознакомиться с системой внутреннего контроля клиента (наличие и качество организационных регламентов - Положения о внутрихозяйственном контроле и закрепление контрольных функций в должностных инструкциях персонала (особенно бухгалтеров), Положения о внутреннем аудите и должностных инструкций внутренних аудиторов);

* убедиться в наличии и установить степень конкретности и детальности планов и программ деятельности службы внутреннего аудита;

* установить степень полноты и соответствия программам проверок рабочих документов и отчетов внутренних аудиторов;

* убедиться в степени обоснованности примененных методик внутреннего аудита отдельных объектов;

* на основе имеющейся внутренней контрольной информации (ведомости контроля отдельных объектов, контрольных расчетов, актов обследований, заключения внутренних аудиторов) оценить качество функционирования системы внутреннего контроля в целом;

* установить действенность мероприятий, корректирующих воздействий, предпринятых по результатам внутреннего аудита;

* протестировать контрольные моменты, подтверждающие качество системы внутреннего контроля (визуально оценить аккуратность, правильность и своевременность ведения учетных регистров, соответствие остатков по журналам-ордерам (машинограммам) и по счетам Главной книги, правильность корреспонденции счетов и др.);

* определить состояние контроля качества работы внутренних аудиторов со стороны руководителя службы внутреннего аудита;

* ознакомиться с кадровой политикой в отношении внутренних аудиторов (личные дела, квалификационные документы, программы профессиональной подготовки).

Как свидетельствует аудиторская практика, уровень риска контроля повышается при компьютерном варианте ведения бухгалтерского учета с применением неапробированных бухгалтерских программ. Кроме того, фактором увеличения риска контроля является сам факт выявления предыдущей аудиторской проверкой ошибок и неточностей в системе бухгалтерского учета клиента.

Между риском контроля и информационной базой аудита существует прямая зависимость. Если система внутреннего контроля признается достаточно надежной, то объемы отобранных для тестирования объектов могут быть уменьшены.

Сочетание ВР и РК представляет собой вероятность наличия ошибок после учета влияния системы ВК. Это предполагает, что аудиторы должны на основе оценки этих рисков спрогнозировать, в каких разделах финансовой отчетности ошибки наиболее или наименее возможны. Такой подход позволяет определить общий объем накопления аудиторских доказательств, а также его распределение по конкретным объектам (участкам) аудита.

Риск необнаружения (РН) означает меру готовности аудитора признать, что проведенные им аудиторские процедуры в отношении конкретных объектов не позволят обнаружить ошибки, превышающие предельно допустимый размер (если таковы имеются).

Определение величины РН тесно связано с величиной ВР и РК. Чем выше риск последних, что предполагает невысокую степень доверия аудитора к системам учета и ВК, тем меньше риск необнаружения необходимо установить для конкретной аудиторской проверки.

ВР и РК не зависят от аудитора, он не может на них повлиять, поскольку они являются результатом деятельности предприятия-заказчика независимо от проведения аудита. В отличие от этих элементов риск необнаружения является следствием выполненной аудитором работы, за которую он несет полную ответственность. Таким образом, в этом ключе основной задачей аудитора является минимизация риска необнаружения, что достигается достаточным объемом аудиторских процедур на основе применения грамотно составленных методик аудита, тестирования зон риска.

Для оценки аудиторского риска можно воспользоваться моделью оценки риска, применяемой пятью ведущими аудиторскими фирмами мира:

ОАР = ВР • РК • РН, где

ОАР - общий аудиторский риск;

ВР- внутренний риск;

РК - риск контроля;

РН - риск необнаружения.

Отсюда риск необнаружения определяется аудитором расчетным путем:

РН = ОАР / ВР • РК

Как отмечается в зарубежной специальной литературе, риск необнаружения состоит из риска аналитического обзора (РАО) и риска тестового контроля (РТК), что следует учитывать при его оценке. Тогда модель ОАР примет такой вид:

ОАР = ВР • РК • РАО • РТК

Следует отметить, что рассмотренная модель аудиторского риска не лишена недостатков, а именно:

* оценки приемлемого аудиторского риска, внутреннего риска и риска контроля в значительной степени субъективны;

* это модель планирования, поэтому при оценке результатов аудита ее использование не всегда представляется возможным.

Как показали исследования, многие аудиторские фирмы, для того чтобы справиться с проблемой субъективности, не пытаются применять числовых значений к уровням риска, а обозначают их как "высокий", "средний" и "низкий".



Что касается второго недостатка модели аудиторского риска, то следует отметить, что после того как будут оценены все риски и на их основе разработан общий план аудита, составляющие плана по ВР и РК не подлежат изменению на основе полученных результатов аудита. Это означает, что если аудитор выявит ошибки ниже минимальной границы предельно допустимого размера ошибки (ПДРО), то для данного объекта уровень риска считается приемлемым. Однако если аудитором будут обнаружены ошибки, превышающие ПДРО, то от модели следует отклониться и провести достаточное количество контрольных процедур, чтобы обеспечить уверенность в надежности идентификации выявленных ошибок и количественно определить их значение.

Иными словами, оценка аудиторского риска позволяет разработать общий план и программы аудита в первом варианте. При выявлении указанных отклонений в ходе выполнения аудита документы планирования подлежат корректировке в части увеличения объема аудируемых объектов и дополнительных контрольных процедур с тем, чтобы обеспечить уровень риска необнаружения, соответствующий приемлемому уровню OAP

Таким образом, процедура оценки аудиторского риска обосновывает планирование аудита в части содержания общего плана, программ аудита, графиков работы ассистентов аудиторов, что закреплено в МСА 300 «Планирование».

Общий план аудита должен содержать общий перечень объектов, подлежащих аудированию, с указанием бюджета времени на выполнение работ по каждому из них и в целом. При этом итоговый показатель бюджета времени для аудирования деятельности клиента, обозначенный в общем плане, должен соответствовать срокам выполнения работ, указанным в договоре с клиентом.

Для выполнения общего плана аудита необходима дальнейшая конкретизация каждого укрупненного объекта, определение масштаба аудиторских процедур, сроков их выполнения, а также назначение конкретных исполнителей - аудиторов, что находит отражение в программах аудита.

Для осуществления контроля за работой ассистентов аудиторов целесообразно составление графиков работы каждого из них, где структурные элементы объекта аудирования подразделяются на соответствующие аудиторские процедуры с тем, чтобы удобнее было применять уровни существенности ошибок, более детально обозначить масштабы этих процедур, сроки их выполнения.

Как видим, указанные документы отражают системный подход к организации процесса аудита, позволяют осуществлять контроль за ходом его выполнения, своевременно реагировать на отклонения от заданных сроков. Кроме того, они могут иметь юридическую силу в случае возникновения разногласий с клиентом на завершающем этапе. Поэтому целесообразно ознакомить клиента с их содержанием, согласовать предлагаемые подходы к оценке существенности ошибок, объясняя их установленными уровнями элементов аудиторского риска, и подписать в двухстороннем порядке.

Таким образом, одной из важнейших процедур при организации и планировании аудита на объекте является оценка аудиторского риска, что предопределяет ориентацию последующих работ на обоснованные объемы выборочных исследований с учетом определения «зон риска».

2. Практическая часть

 

2.1.Цели и задачи аудита. Аудит оплаты труда.


Аудиторская деятельность (аудит) - это предпринимательская деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказанию иных аудиторских услуг:

-постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета;

-составление деклараций о доходах и бухгалтерской (финансовой) отчетности;

-анализ финансово-хозяйственной деятельности;

-оценка активов и пассивов экономического субъекта;

-консультирование в вопросах финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства;

-обучение;

-и др.

Аудит - независимая экспертиза финансовой отчетности предприятия на основе проверки соблюдения порядка ведения бухгалтерского учета, соответствия хозяйственных и финансовых операций законодательству Российская Федерация, полноты и точности отражения в финансовой отчетности деятельности предприятия. Экспертиза завершается составлением аудиторского заключения.

Цель аудита - решение конкретной задачи, которая определяется законодательством, системой нормативного регулирования аудиторской деятельности, договорным обязательствам аудитора и клиента.

Основной целью аудитора при проверке оплаты труда является определение сильных сторон контроля, чтобы убедиться, что существенные ошибки отсутствуют.

Основная задача аудита оплаты труда - проверка соблюдения нормативно-правовых актов при начислении оплаты труда, удержаниях из нее и правильности ведения бухгалтерского учета по оплате труда.

Задачи аудитора:

1. Проверяя правильность оплаты труда, аудитор должен проверить

-наличие и соответствие законодательству первичных документов по учету рабочего времени, объема выполненных работ, услуг, выпущенной продукции;

-соответствие показателей аналитического учета по счету 70 с записями в Главной книге и бухгалтерском балансе на одну и туже дату.

2. При проверке использования фонда оплаты труда, аудитор должен проверить :

-соблюдение установленных штатным расписанием должностных окладов работников предприятия;

-своевременность их индексации с учетом роста цен в условиях инфляции;

-утверждено ли штатное расписание на Совете правления или собрания акционеров, учредителей;

-правильность оплаты по сдельным нарядам рабочих, имелись ли случаи приписки невыполненных работ;

-правильность выплаты премий работникам предприятия (на основании утвержденного Положения или произвольно волевым действиям руководителя).

2.2.Аудиторская деятельность

 

 Ускоренное развитие предпринимательства, возникновение новых организационно-правовых форм организаций и многообразных форм собственности коренным образом повлияли на механизм системы экономического контроля.

Одним из значимых в настоящее время, а также перспективных и эффективных видов экономического контроля в условиях рынка является независимый контроль. Независимый контроль проводится аудиторами, аудиторскими фирмами, осуществляющими свою деятельность на договорной коммерческой основе за счет заказчика (проверяемого субъекта, в отдельных случаях за счет бюджетных средств) - клиента.

Аудит осуществляется в соответствии с Федеральным законом № 119, вступившим в силу с 7 сентября 2001 года. Согласно этого закона, аудиторская деятельность, аудит – это предпринимательская деятельность  по независимой проверке бухгалтерского учёта и финансовой (бухгалтерской) отчётности организаций и индивидуальных предпринимателей.

Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчётности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учёта законодательству Российской Федерации. Под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчётности, которая позволяет пользователю этой отчётности на основании её данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.

Аудит не подменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчётности, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными органами государственной власти.

Аудиторские организации и предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица (индивидуальные аудиторы), могут оказывать сопутствующие аудиту услуги. Под сопутствующими аудиту услугами понимается оказание аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами следующие услуги:

- постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учёта, составление финансовой (бухгалтерской) отчётности, бухгалтерское консультирование;

- налоговое консультирование;

- анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;

- управленческое консультирование, в том числе связанное с реструктуризацией организаций;


- правовое консультирование, а также представительство в судебных и налоговых органах по налоговым и таможенным спорам;

- автоматизация бухгалтерского учёта и внедрение информационных технологий;

- оценка стоимости имущества, оценка предприятий как имущественных комплексов, а также предпринимательских рисков;

- разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;

- проведение маркетинговых исследований;

- проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в области, связанной с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;

- обучение в установленном законодательством Российской Федерации порядке специалистов в областях, связанных с аудиторской деятельностью;

- оказании услуг, связанных с аудиторской деятельностью.

Аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания сопутствующих ему услуг.

 

2.3. Проведение аудиторской проверки


Аудиторская проверка проводится в несколько этапов:

1). Подготовка к проведению аудиторской проверки.

В аудиторской фирме на каждое предприятие-клиента заводится досье с информацией о масштабах её деятельности, видах деятельности, деловых партнёрах, перспектив развития, наличия на предприятии экономических ресурсов.

После составления досье, проводят предварительную оценку предстоящей аудиторской проверки и определяют сроки её проведения.

2). Планирование аудиторской проверки. При планировании аудиторской деятельности фирма обязана:

- определить основные направления деятельности предприятия;

- получить сведения о формах и методах организации управленческого учёта и контроля;

- определиться в выборе формы аудиторского заключения и определить, кому оно будет предоставляться;

- определить основные направления аудита, подготовить необходимые документы. Определить требования, которые будут выдвигаться к лицам, проводящим аудиторскую проверку и составить план расписания ревизий.

3). Оценка системы учёта на предприятии, проведение проверки хозяйственных операций и учётных записей, а так же наличие имущества, находящегося в распоряжении предприятия с данными баланса.

4). Сверка финансовой отчётности с учётными записями, подтверждение того, что балансовый счёт прибылей и убытков отражает истинную картину хозяйственной деятельности предприятия.

5). Проверка соответствия финансовой отчётности требованиям законодательства и нормативам учётной политики.

6). Оценка финансовой отчётности в целом и составление общего вывода о том, что финансовая отчётность составлена на основе объективной и проверенной информации, т.е. она является достоверной.

Аудитор должен планировать свою работу так, чтобы своевременно и качественно провести аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности, законности и достоверности хозяйственно-финансовых операций и правильности их отражения на счетах бухгалтерского учета.

 

2.4. Проверка документации.


Начнем проверку расчетов с рабочими и служащими по оплате труда в ООО «Стандарт» с установления соответствия показателей аналитического учета по счету 70 с записями в главной книге и бухгалтерском балансе на одну и ту же дату. Для этого сверим сальдо по счету 70 на первое января 2006 года в Главной книге и в балансе предприятия.

В балансе по счету 70 развернутое сальдо: кредитовое, отражающее задолженность организации рабочим и служащим по заработной плате (руководство объясняет его отсутствием денег на расчетном счете), и дебетовое, показывающее задолженность рабочих и служащих организации по заработной плате, что свидетельствует о плохой организации расчетов с работниками (выплачено больше, чем причитается). Сумма по дебету баланса равна 126220 тыс. руб.,   по кредиту она составляет  -   415771 тыс. руб.        

Контрольная сверка показала, что эти суммы совпадают с данными Главной книги. В самой же Главной книге обнаружено много исправлений; бухгалтер по оплате труда объясняет это неточностью подсчетов еще в первичных документах, все исправления были  подписаны бухгалтером.

Убедившись, что данные Главной книги и баланса совпадают, можно продолжить дальнейшую сверку. Для этого сравним данные Главной книги со сводом начислений и удержаний.

Соответствие задолженности по оплате труда, значащейся в

расчетно-платежных ведомостях и Главной книге.

 

Данные несоответствия бухгалтер объяснить не может (говорит, что это была описка).

В расчетно-платежной ведомости по графам удержания показаны отчисления в профсоюзные взносы и налог на доходы физических лиц; проценты отчислений рассчитаны верно, их суммы совпадают с данными расчетных листков  по каждому работнику (льготы по подоходному налогу определены верно).

Данные о начисленной заработной плате в расчетно-платежной ведомости, а также данные платежной ведомости на заработную плату и расчетных листков по каждому работнику совпадают. Расписки в получении начисленных сумм присутствуют, все подписи разные.

Книгу учета депонированной заработной платы аудитору не предоставили.

При проверке периодичности и своевременности выплаты заработной платы установлено, что начисление заработной платы производится своевременно, а ее выплата регулярно задерживается на 0,5-1 месяца по объективным причинам: денежные средства на счет ООО  «Стандарт» не поступают вовремя.

Несмотря на все недостатки в учете, расчет с бюджетом производится правильно, проценты за несвоевременность уплаты  начислены верно. 

Взяв наугад несколько личных дел, делаем вывод, что информация о дате найма и ставках оплаты труда присутствует; рост оплаты труда оформлен приказами руководителя, бухгалтера этой информацией для начисления и удержаний из заработной платы руководствуются.       

Так как отпуска в организации предоставляются неравномерно на протяжении года в связи с сезонным характером производства, на предприятии должен создаваться резерв на оплату отпусков, что зафиксировано в учетной политике. Однако аудитором он обнаружен не был. Бухгалтер объясняет это отсутствием денежных средств. Аудитор предложил при написании следующей учетной политики учесть этот момент.

Следующим этапом является проверка табелей учета рабочего времени. Здесь установим, что случаев включения в них вымышленных (подставных) лиц нет, так как в нарядах и табелях учета рабочего времени фамилии совпадают с данными учета личного состава.  Случаев повторного начисления сумм по ранее оплаченным первичным документам, повторения одних и тех лиц в нескольких расчетно-платежных ведомостях не обнаружено.


2.5.  Выявленные ошибки.


При проверке первичных документов аудитор обнаружил следующие недостатки:

-не во всех учетных листах труда и выполненных работ стоит подпись начальника цеха (2 из 5 проверенных документов содержат только подпись бригадира);

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.