Цели и основные принципы аудита
Цели и основные принципы аудита
Работа на
тему:
Цели и основные принципы аудита
2005
Введение. 3
Глава
1. Сущность аудита и аудиторской деятельности. 5
§
1.1. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности». 5
§
1.2. Понятие аудита. 8
§
1.3. Сущность аудиторской деятельности. 8
Глава
2. Цели и задачи аудита. 11
§
2.1. Цели аудиторской проверки. 11
§
2.2. Достоверность бухгалтерской отчетности. 12
§
2.3. Достижение основной цели проверки. 13
Глава
3. Принципы проведения аудита. 17
§
3.1. Правила (стандарт) аудиторской деятельности «Цели и основные принципы,
связанные с аудитом бухгалтерской отчетности». 17
§
3.2. Независимость и конфиденциальность аудиторской проверки. 18
§
3.3. Профессиональный скептицизм аудита. 22
Заключение. 26
Список
литературы.. 29
Аудит имеет
достаточно давнюю историю. Первые независимые аудиторы появились еще в XIX в.
в акционерных компаниях Европы.[1]
Аудит это вид
деятельности, заключающийся в сборе и оценке фактов, касающихся
функционирования и положения экономического объекта (самостоятельного
хозяйственного подразделения) или касающихся информации о таком положении и
функционировании, и осуществляемый компетентным независимым лицом, которое,
исходя из установленных критериев, выносит заключение качественной стороне
этого функционирования. Следовательно, под аудитом понимается независимая
проверка и выражение мнения о финансовой отчетности предприятия. Главная цель
аудита состоит в определении достоверности и правдивости финансовой отчетности
субъекта проверки, а также контроле за соблюдением клиентом законов и норм
хозяйственного права и налогового законодательства.[2]
Потребность в
услугах аудитора возникла в связи с обособлением интересов тех, кто
непосредственно занимается управлением предприятием (администрация,
менеджеры), кто вкладывает средства в его деятельность (собственники,
акционеры, инвесторы), а также государства как потребителя информации о
результатах деятельности предприятий.
Наличие
достоверной информации позволяет повысить эффективность функционирования рынка
капитала и дает возможность оценивать и прогнозировать последствия принятия
экономических решений.
Актуальность курсовой работы заключена, прежде
всего, в том, что коллективные собственники - акционеры, пайщики, а также
кредиторы не в состоянии самостоятельно убедиться в том, что все операции
предприятия, многочисленные и зачастую очень сложные, законны и правильно
отражены в отчетности, так как они обычно не имеют доступа к учетным записям и
соответствующего опыта, а поэтому нуждаются в услугах аудиторов.
Проведение
аудиторской проверки даже в тех случаях, когда она не является обязательной,
несомненно, имеет важное значение.
Цель работы – определиться в понятиях
цели и принципах аудита, разобраться в назначении его проведении.
Федеральный закон
«Об аудиторской деятельности» был официально опубликован 9 августа 2001 г.[3] Этого Закона долго ждали и
аудиторы, и потребители аудиторских услуг. Положения проекта Закона активно
обсуждались практикующими аудиторами, причем содержание отдельных его норм
вызывало весьма ожесточенные споры. Вопросу о том, что изменится с принятием
Закона для пользователей результатов аудита, внимания уделялось меньше.
Очевидно, что подробные комментарии на эту тему еще впереди. Законом
установлены основные принципы и условия аудиторской деятельности. Для реализации
его норм потребуется принятие соответствующих подзаконных актов, регулирующих
отдельные аспекты аудиторской деятельности в России. Но уже сейчас можно
говорить о том, что аудиторы получили надлежащую правовую основу для
профессиональной деятельности, а потребители аудиторских и сопутствующих им
услуг - дополнительные гарантии.[4]
К сожалению, в
Законе недостаточно внимания уделено разъяснению основных профессиональных
терминов. Фактически этому посвящены всего три статьи. В них даны определения
понятий «аудиторская деятельность», «цели аудита», прямо или косвенно раскрыты
принципы осуществления аудиторской деятельности, приведен список сопутствующих
аудиту услуг, обозначен статус аудиторского заключения.
Целью аудита, как
это определено в ст. 1 Закона, является выражение мнения о достоверности
финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка
ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.[5] Под достоверностью понимается
степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая
позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные
выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном
положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные
решения.
Хотелось бы
обратить внимание на три момента.
Во-первых, законодательно значительно
сужен объем аудита в части анализа степени соответствия деятельности общества
действующему законодательству.
Если Временными
правилами аудитору фактически вменялось в обязанность определение соответствия
финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской
Федерации, то теперь речь идет только об определении соответствия
законодательству порядка ведения бухгалтерского учета.
Во-вторых, из определения целей аудита
почему-то «исчез» критерий существенности.
Аудитор не
проводит сплошную проверку. Как правило, и это вполне допустимо, проверка
проводится выборочным методом. Поэтому аудитор не может и не должен говорить о
том, что отчетность абсолютно достоверна.
Аудитор должен
выразить мнение о достоверности отчетности во всех существенных, т.е.
значительно влияющих на содержание отчетности, аспектах.
В-третьих, отсутствие тождества между
аудитом и ревизией и проверкой органов государственной власти (в том числе
налоговых) сформулировано весьма однозначно. Это вполне обоснованно, поскольку
на макроэкономическом уровне аудит выступает как элемент рыночной структуры,
необходимость функционирования которого определяется следующими
обстоятельствами:
Для достижения
цели проверки аудитор должен собрать достаточные и уместные доказательства,
позволяющие с приемлемой уверенностью сделать вывод относительно:[6]
1) соответствия
бухгалтерского учета экономического субъекта документам и требованиям
нормативных актов, регулирующих порядок ведения бухгалтерского учета и
подготовки отчетности в Российской Федерации;
2) соответствия
бухгалтерской отчетности тем сведениям о деятельности экономического субъекта,
которыми располагает аудиторская организация.
На основании
изложенного можно сделать вывод, что:
►во-первых, как уже говорилось, органы
государственного финансового контроля, в том числе налоговые, не являются
основными пользователями результатов аудита, хотя и получают резолютивную часть
аудиторского заключения в составе бухгалтерской отчетности;
►во-вторых, объектом проверки со стороны
аудиторов является, прежде всего, бухгалтерская отчетность. Порядок расчета
налоговой базы и проверка правильности уплаты налогов анализируются в рамках
проверки в объеме, зависящем от ряда субъективных факторов, связанных с
конкретным объектом.
Аудит - это лицензируемая
предпринимательская деятельность аттестованных независимых юридических и
физических лиц (аудиторских компаний и отдельных аудиторов) - законных
участников экономической деятельности, направленная на подтверждение
достоверности финансовой, бухгалтерской и налоговой отчетности, для
уменьшения, до приемлемого уровня информационного риска для заинтересованных
пользователей бухгалтерской отчетности, представляемой предприятием
(организацией) собственникам, а также другим юридическим и физическим лицам.[7]
Данное
определение аудита отражает:[8]
·
единую
цель проведения аудита - подтверждение достоверности отчетности, снижение риска
использования ее в экономической деятельности;
·
единые
требования ведения аудита - наличие аттестатов и лицензий;
·
единые и
обязательные условия - аудит проводится независимыми субъектами.
§ 1.3. Сущность аудиторской деятельности
Под аудитом
бухгалтерской отчетности в правилах (стандартах) аудиторской деятельности в РФ
понимается независимая проверка, осуществляемая аудиторской организацией и
имеющая своим результатом выражение мнения аудиторской организации о степени
достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта.[9]
На
макроэкономическом уровне аудит выступает как элемент рыночной инфраструктуры,
необходимость функционирования которого определяется следующими обстоятельствами:[10]
а) бухгалтерская
отчетность используется для принятия решений заинтересованными пользователями
ее, в том числе руководством, участниками и собственниками имущества
экономического субъекта, реальными и потенциальными инвесторами, работниками,
заимодавцами, поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, органами
власти и общественностью в целом;
б) бухгалтерская
отчетность может быть подвержена искажениям в силу ряда факторов, в частности
применения оценочных значений и возможности неоднозначной интерпретации фактов
хозяйственной жизни; помимо этого, достоверность бухгалтерской отчетности не обеспечивается
автоматически ввиду возможностей пристрастности ее составителей;
в) степень
достоверности бухгалтерской отчетности, как правило, не может быть
самостоятельно оценена большинством заинтересованных пользователей из-за
затрудненности доступа к учетной и прочей информации, а также многочисленности
и сложности хозяйственных операций, отражаемых в бухгалтерской отчетности
экономических субъектов.
Помимо
аудиторских проверок аудиторы и аудиторские фирмы могут оказывать связанные с
аудитом услуги по постановке, восстановлению и ведению бухгалтерского учета,
составлению деклараций о доходах и, бухгалтерской (финансовой) отчетности,
анализу финансово-хозяйственной деятельности, оценке активов и пассивов
экономического субъекта, консультированию в вопросах финансового, налогового,
банковского и иного хозяйственного законодательства, а также проводить
обучение и оказывать другие услуги по профилю своей деятельности.
Согласно
определению проверка достоверности отчетности проводится независимым аудитором.
Независимость
аудитора определяется:[11]
• свободным
выбором аудитора (аудиторской фирмы) хозяйствующим субъектом;
• договорными
отношениями между аудитором (аудиторской фирмой) и клиентом, что позволяет
аудитору свободно выбирать своего клиента и быть независимым от указаний
каких-либо государственных органов;
• возможностью
отказать клиенту в выдаче аудиторского заключения до устранения отмеченных
недостатков;
• невозможностью
аудиторской проверки при родственных или деловых отношениях с клиентом,
превышающих договорные отношения по поводу аудиторской деятельности;
Запрещение аудиторам
и аудиторским фирмам заниматься хозяйственной, коммерческой и финансовой
деятельностью, не связанной с выполнением аудиторских, консультационных и
других услуг, разрешенных законодательством.
Основной целью
аудита является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности
экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и
хозяйственных операций нормативным актам.[12]
Цель аудита
определяется законодательством, системой нормативного регулирования
аудиторской деятельности, договорными обязательствами аудитора и клиента.
Целями аудита
бухгалтерской отчетности, как это определено в правиле (стандарте) РФ «Цели и
основные принципы, связанные с аудитом бухгалтерской отчетности», являются
формирование и выражение мнения аудиторской организации о достоверности бухгалтерской
отчетности экономического субъекта во всех существенных отношениях.
В ходе аудита
бухгалтерской отчетности должны быть получены достаточные и уместные
аудиторские доказательства, позволяющие аудиторской организации с приемлемой
уверенностью сделать выводы относительно:[13]
а) соответствия
бухгалтерского учета экономического субъекта документам и требованиям
нормативных актов, регулирующих порядок ведения бухгалтерского учета и
подготовки бухгалтерской отчетности в Российской Федерации;
б) соответствия
бухгалтерской отчетности экономического субъекта тем сведениям, которыми
располагает аудиторская организация о деятельности экономического субъекта.
Мнение
аудиторской организации о достоверности бухгалтерской отчетности может
способствовать большому доверию к этой отчетности со стороны пользователей,
заинтересованных в информации об экономическом субъекте.
Вместе с тем
пользователи бухгалтерской отчетности не должны трактовать мнение аудиторской
организации как полную гарантию будущей жизнеспособности экономического
субъекта либо эффективности деятельности его руководства.
Аудиторское
заключение, содержащее мнение аудиторской организации о степени достоверности
бухгалтерской отчетности, не должно трактоваться как гарантия аудиторской
организации в том, что не существуют какие-либо иные (помимо изложенных в
аудиторском заключении) обстоятельства, влияющие или способные повлиять на бухгалтерскую
отчетность экономического субъекта.
Целью проверки
финансовых отчетов являются:[14]
• подтверждение
достоверности отчетов или констатация их недостоверности;
• контроль за
соблюдением законодательства и нормативных документов, регулирующих правила
ведения учета и составления отчетности, методологии оценки активов,
обязательств и собственного капитала;
• проверка
полноты, достоверности и точности отражения в учете и отчетности затрат,
доходов и финансовых результатов деятельности предприятия за проверяемый
период;
• выявление
резервов лучшего использования собственных основных и оборотных средств,
финансовых резервов и заемных средств.
Основная цель
аудита может дополняться обусловленными договором с клиентом задачами выявления
резервов лучшего использования финансовых ресурсов, анализом правильности
исчисления налогов, разработкой мероприятий по улучшению финансового положения
предприятия, оптимизации затрат и результатов деятельности, доходов и расходов.
Для достижения
основной цели и представления заключения аудитор должен составить мнение по
следующим вопросам:[15]
1. Общая приемлемость
отчетности: соответствует ли отчетность в целом всем требованиям, предъявленным
к ней, и не содержит ли противоречивой информации.
2. Обоснованность: существуют ли
основания для включения в отчетность указанных там сумм.
3. Законченность: все ли суммы,
которые должны быть включены в отчетность, действительно входят туда? В
частности, все ли активы и пассивы принадлежат компании.
4. Оценка: все ли статьи
правильно оценены и безошибочно подсчитаны.
5. Классификация: есть ли
основания относить сумму на тот счет, на который она записана.
6. Разделение: отнесены ли
операции, проводимые незадолго до или непосредственно после даты составления
баланса, к тому периоду, в котором были произведены.
7. Аккуратность: соответствуют ли
суммы отдельных операций данным, приведенным в книгах и журналах аналитического
учета, правильно ли они просуммированы, соответствуют ли итоговые суммы данным,
приведенным в Главной книге.
8. Раскрытие: все ли статьи
занесены в финансовую отчетность и правильно описаны в самих отчетах и
приложениях к ним.
Для реализации
этих целей аудитор может использовать различные способы накопления необходимой
информации.
Применительно к
проверке отдельных групп операций, например для аудиторской проверки
товарно-материальных запасов, структура промежуточных целей и положительное
(подтверждающее) мнение аудитора будут выглядеть следующим образом:
• общая
приемлемость: общая сумма товарно-материальных запасов является приемлемой и в
принципе соответствует реальным потребностям предприятия;
• обоснованность:
все товарно-материальные запасы, отраженные в отчетности, существуют на дату
составления баланса;
• законченность:
все существующие товарно-материальные запасы подсчитаны и внесены в баланс; все
товарно-материальные запасы являются собственностью предприятия;
• оценка:
количество товарно-материальных запасов в учете совпадает с имеющимися в
наличии; цены, используемые для оценки товарно-материальных запасов, правильны;
период применения указанных цен является верным;
• классификация:
товарно-материальные запасы правильно классифицированы как материалы,
незавершенное производство и готовая продукция;
• разделение:
сумма покупки и продажи товарно-материальных запасов правильно разделена между
двумя периодами;
• аккуратность:
общие суммы в книгах аналитического учета товарно-материальных запасов соответствуют
приведенным в Главной книге;
• раскрытие:
основные категории товарно-материальных запасов, методы их оценки правильно
отражены в отчетности.
Аудиторы
(аудиторские фирмы) в процессе своей деятельности решают ряд задач, связанных с
оказанием аудиторских услуг:[16]
·
проверка
ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, законности хозяйственных
операций;
·
помощь в
организации бухгалтерского учета;
·
помощь в
восстановлении и ведении учета, составлен и к бухгалтерской (финансовой)
отчетности;
·
помощь в
налоговом планировании и расчете налогов;
·
консультирование
по отдельным вопросам ведения учета и составления отчетности;
·
экспертные
оценки и анализ результатов хозяйственной деятельности;
·
консультирование
по широкому кругу финансовых и правовых вопросов, маркетингу, менеджменту,
технологическое и экологическое консультирование и др.;
·
разработка
учредительных документов и др.;
·
предоставление
информации о будущих партнерах; | •информационное обслуживание клиентов;
·
другие
услуги.
Целями аудита
бухгалтерской отчетности являются так же формирование и выражение мнения
аудиторской организации о достоверности бухгалтерской отчетности экономического
субъекта во всех существенных отношениях.[17]
Целью аудита так
же является получение достаточно и уместных аудиторских доказательств,
позволяющие аудиторской организации с приемлемой уверенностью сделать выводы
относительно:
Страницы: 1, 2