реферат, рефераты скачать
 

Процессы и проблемы разгосударствления и приватизации в России


Процессы и проблемы разгосударствления и приватизации в России

 

 

Южно-Сахалинский Институт Экономики, Права и Информатики

 

 

 


Кафедра менеджмента и экономики

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

по дисциплине: Микроэкономика

 

по теме: Процессы и проблемы разгосударствления и приватизации в России

 

 

 




Студента 1 курса, Э – 11 группы

экономического факультета

Токарик А.М.

 

 

Научный руководитель

Гадеудина Е.Д.

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Южно – Сахалинск

2006 г.

 




Содержание


Введение- 3

1. Необходимость приватизации и разгосударствления в России- 5

1.1. Приватизация как форма разгосударствления- 8

1.2. Формы приватизации. 11

2.Этапы приватизации в России- 14

2.1. Акционирование и ваучерная приватизация. 14

2.2. Денежная приватизация. 16

3. Проблемы, отличительные особенности и последствия приватизации в России  17

Заключение- 30

Библиографический список -----------------------------------------------------------32

 

Введение



Выбрана данная тема потому, что я считаю, что она в настоящее время очень актуальна, так как приватизация в России в 90-е годы прошла не совсем так, как задумывалось ее идеологами и организаторами. Был совершен ряд грубейших ошибок, наша страна не учла опыт и результаты приватизации в других развитых странах. Поэтому Россия должна изучить и проанализировать допущенные ошибки, еще раз изучить опыт, результаты, механизм приватизации в других странах. И после этого, учитывая специфику нашей страны, необходимо исправить допущенные ошибки в приватизации.

         Переход к рыночной модели экономического развития в России был одобрен Правительством Российской Федерации в октябре 1991 года. Тогда же была подготовлена и первая программа радикальных экономических реформ. Одними из основных ее пунктов были разгосударствление и приватизация предприятий в промышленности, торговле и сфере услуг.

В своей курсовой работе я ставлю задачи понять и проанализировать процессы приватизации и разгосударствления, проходившие в России, выявить задачи и особенности российской приватизации, ее проблемы, отличия и ошибки.

Разгосударствление -  уменьшение функций государства в управлении экономическими объектами при одновременной приватизации части государственной собственности, передаче ряда полномочий государственных органов предприятиям, развитие частного предпринимательства, замена вертикальных связей горизонтальными.

Под разгосударствлением понимается процесс сужения государственного сектора в экономике, создание условий для развития иных, негосударственных форм собственности, многоукладной экономики в стране.

Приватизация – процесс передачи государственной собственности в частные руки.

      Цели приватизации в России:

·        формирование слоя частных собственников-предпринимателей;

·        повышение эффективности деятельности предприятий;

·        создание конкурентной среды;

·        содействие демонополизации экономики;

·        привлечение иностранных инвестиций;

·        социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств от приватизации.

Таким образом, приватизация является важнейшим элементом системных преобразований при переходе к рынку, и представляет собой действие, направленное на снижение роли государства, на увеличение роли частного сектора в различных сферах деятельности или во владении активами.

Такая попытка анализа процессов преобразования государственной собственности на основе разгосударствления и приватизации лежит в основе курсовой работы "Процессы и проблемы разгосударствления  и приватизации в России".

Анализ проблем приватизации и развития рынка корпоративных ценных бумаг в России актуален, прежде всего, тем, что изменение отношений собственности является не только стержнем экономической реформы, но и центральной проблемой тех глубоких сдвигов в обществе, которые характерны для всего ХХ века.


 


 

 

1. Необходимость приватизации и разгосударствления в России

 

В ходе разгосударствления экономики государство снимает с себя функцию распределителя имеющихся ресурсов, предоставляя ее рынку. Воздействие государства на потоки ресурсов осуществляется преимущественно экономическими мерами, например снижением и увеличением налоговых ставок.

Результатом разгосударствления является уменьшение доли валового национального продукта, перераспределяемого через государственный бюджет. Иначе говоря, сокращается часть чистого продукта, создаваемого предпринимателями, изымая через налоговые и другие платежи в централизованный доход государства. По уровню такого изъятия можно судить о степени огосударствления или, наоборот, разгосударствления экономики и соответственно о развитии рыночных механизмов.

Так же в ходе разгосударствления изменяется экономическая роль и функции государства. Во-первых, государство перестает быть непосредственным субъектом хозяйствования. Оно лишь создает правила экономической игры и механизмы, обеспечивающие соблюдение этих правил.

Вместе с тем сами правила одинаковы как для частных, так и для государственных предприятий.

Во-вторых, государство начинает регулировать экономические процессы преимущественно не через директивы, а через изменение экономических условий функционирования агентов экономической жизни.

Приватизация здесь выступает в качестве процесса, направленного на сокращение доли государственного сектора в экономике. Однако этого недостаточно для создания рыночной среды.

Государственный сектор в большем или меньшем объеме всегда будет присутствовать в экономике. Поэтому если механизм взаимодействия государства с государственными предприятиями оставить неизменным, то


не будет создано целостное рыночное пространство, так как разгосударствление включает коммерциализацию государственных предприятий, идущих параллельно с их приватизацией.

Коммерциализация государственных предприятий означает передачу их руководству прав полного хозяйственного ведения в отношении имущества предприятий. Это позволяет превратить государственное предприятие в полноценного субъекта рынка, который самостоятельно определяет свою технико-экономическую, производственную, сбытовую, ценовую политику.

Следует уточнить, что при разгосударствлении форма собственности не изменяется (в отличие от процесса приватизации).

Таким образом, цель приватизации и разгосударствления, как фундаментальных элементов реформ в "переходной" экономике заключалась в обеспечении условий для нормального функционирования будущей рыночной системы. Именно в ходе процессов трансформации отношений собственности в масштабах страны возможно формирование новых мотиваций хозяйствующих субъектов и предпосылок для рационального изменения структуры производства как базовых условий повышения эффективности производства и роста национального дохода.

При этом важную роль при достижении целей приватизации играла программа Российского правительства, определявшая очередность практических шагов приватизации:

преодоление монополии государства и создание условий гражданского общества и социально ориентированной рыночной экономики. Для этого нужны реальные субъекты рыночных отношений, которые смогут доказать свою жизнеспособность лишь эффективным ведением хозяйства на основе заинтересованности и ответственности;

преодоление бесхозяйственности, убыточности, дефицитов, в том числе и дефицита бюджета как одного из основных источников инфляции;



стимулирование инициативы собственников как источника самодвижения, саморазвития экономики:

изменение роли государства, ибо государство перестает быть монопольным собственником, но сохраняется как один из собственников; при этом государство берет на себя функции регулирования рынка в основном экономическими методами.

На основании всего вышеизложенного можно сказать, что при участии государства в процессе разгосударствления и приватизации структура собственности, в конечном итоге, смогла приобрести следующий вид: государственные предприятия, частный бизнес, народные предприятия, акционерные корпорации с преобладанием государственного капитала, акционерные негосударственные предприятия. Такая структура и характерна для многоукладной рыночной экономики. Рынок необходим для российского государства, как средство решения многих экономических и хозяйственных проблем, нависших в результате длительного сохранения в России командно-административного механизма управления экономикой.


 

 

1.1. Приватизация как форма разгосударствления


Известны два пути преодоления тотального выведения предприятий из-под прямого контроля государства, т.е. разгосударствления: через самоуправление или через приватизацию.

Приватизация в переходной экономи­ке является преобладающей формой разгосударствления, с одной стороны, и наделения граждан собственностью за счет тех или иных форм перераспределения общественного имущества, с другой. Под приватизацией, как правило, понимают продажу или безвоз­мездную передачу государственной собственности в руки отдель­ных граждан, трудовых коллективов или юридических лиц. На ба­зе государственных предприятий могут возникать частные и сме­шанные фирмы в различных организационно-хозяйственных фор­мах—от индивидуальных предпринимательств до всех видов кор­пораций.

Главное содержание приватизации заключается в трансформа­ции предприятий-производителей, основанных на том или ином производственно-техническом комплексе (звеньев «единой фабрики» плановой экономики), к фирмам, базирующимся на капитале. Ка­питал как самовозрастающая стоимость несет с собой коренные изменения всех функций, жизненных циклов, структурных сдвигов бывших государственных предприятий.

Зарождение и развитие отношений по капиталу (при сохране­нии в превращенной форме отношений по труду) кардинальным образом меняют всю систему интересов в рамках предприятия и требуют новых механизмов их согласования. В процессе привати­зации в ходе массовых трансакций (передачи, перехода прав собст­венности) появляются новые социальные категории—собственни­ков (акционеров), управляющих (менеджеров), наемных работников. Приватизация, таким образом, создает предпосылки для коренных изменений в структуре общественных групп и отношений.

По существу, приватизирующиеся предприятия переходного

периода—это основная ячейка, где совершается главное таинство рыночной трансформации экономики. Успешность и темпы трансформации зависят как от общей логики и последовательности про­ходимой экономической политики (внешние условия и среда функционирования капитала), принципов и методов самих реформ отно­шений собственности (подходы к приватизации и реформированию госсектора), так и от рыночной реструктуризации экономики (консолидация и эффективный перелив капиталов). При этом именно рынок капитала является ключевой проблемой создания эффектив­ного комплекса рыночных механизмов в переходной экономике.

Конкретные методы проведения реформы собственности зависят от того, на каких принципах передается государственное имущест­во новым собственникам. Это прежде всего выбор между платной (за полную стоимость или на льготных условиях) или бесплатной формами приватизации. Весьма остро перед началом приватизации во всех странах стоял вопрос о том, кто может претендовать на имущество приватизируемых государственных предприятий — все граждане, только члены трудовых коллективов, обладатели доста­точных для выкупа капиталов. Актуальным был и вопрос о мас­штабах допуска к приватизации иностранного капитала. По всем этим проблемам в постсоциалистических странах шли острые дис­куссии социально-политического и экономического плана. Привати­зация вообще является одним из наиболее политизированных эле­ментов рыночной трансформации.

Огромные массы меняющих форму собственности государствен­ных активов во всех постсоциалистических странах потребовали достаточного разнообразия возможных легальных форм приватиза­ции. Причем соображения социальной справедливости, получавшие все большую общественную поддержку, в ходе реформ раздвинули круг возможных участников за счет включения в число новых владельцев активов населения, работников и управляющих компа­ний, бывших владельцев или их наследников, утративших некогда право собственности в процессе социалистической национализации. Характерно также, что приватизация во многих странах с переход­ной экономикой проводилась одновременно с либерализацией зако­нодательства о предприятиях и предпринимательской деятельности.

 

 
















 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


1.2. Формы приватизации.


Почти десятилетний опыт постсоциалистической приватизации позволяет осмыслить результа­тивность ее отдельных форм для роста инвестиционной активно­сти и эффективности экономики.

«Приватизация государственных и муниципальных предприятий - это приобретение гражданами, акционерными обществами, товариществами в частную собственность объектов государственной собственности»[1] (предприятий, цехов, зданий, акций, паев, лицензий). "Частная собственность" в этом контексте означает всякую форму негосударственной собственности, в том числе акционерную, паевую и др.

«Формами приватизации являются:

1.    продажа государственных предприятий в частные руки

2.     продажа акций работникам предприятий

3.    сдача государственных предприятий в аренду

4.    публичная продажа акций населению

В 1992-1993 годах всем гражданам России безвозмездно передавалась часть государственной собственности стоимостью 10 тыс. рублей (в ценах 1984 года) путем выдачи ваучеров (приватизационных чеков). Их можно было вкладывать в акции приватизируемых предприятий, но ваучерная приватизация была малоуспешной: в результате скупки приватизационных чеков по низким ценам и всевозможных спекуляций большая часть промышленных предприятий по низким ценам перекочевала в руки бывшей номенклатуры, директоров заводов и т.п.»[2]

 1. Продажа государственных предприятий в частные руки -осуществляется путем организации аукционов и конкурсных торгов. Аукцион позволяет стать владельцем предприятия физическому или юридическому лицу, предложившему наибольшую цену. С помощью аукциона государственные предприятия приватизируются в относительно короткие сроки и с существенной финансовой прибылью для государства. В то же время аукционная торговля ограничивает число вероятных собственников, так как только действительно богатые лица могут позволить себе участвовать в аукционах. Владелец предприятия, купленного на аукционе, не ограничен никакими условиями со стороны государства, поэтому волен поступать со своей собственностью, как ему захочется (ликвидировать, перепрофилировать), не согласуясь с интересами общества.

 2. Продажи акций работникам предприятия - означает развитие рабочей акционерной собственности. Продажа акций рабочим является эффективным средством повышения их заинтересованности в результатах своей работы, росте производительности труда и прибыльности предприятий.

           3.   Сдача государственных предприятий в аренду - это физические или юридические лица приобретали часть государственного имущества в пользование на определенный период и за определенную плату. Арендатор получает возможность самостоятельно организовать производственный процесс, нанимать персонал, осуществлять контроль за производством и нести финансовую ответственность за хозяйственную деятельность предприятия. Как правило, аренда использовалась для малорентабельных предприятий с целью повышения эффективности их работы. В этих же случаях могла использоваться такая форма, как заключение контракта на управление предприятием. Подписание контракта представляет управляющим полный контроль над функционированием предприятия и все необходимые полномочия для эффективного управления предприятием.

          4. Публичная продажа акций населению - одна из наиболее распространенных форм приватизации, при которой государственное предприятие превращается в акционерное общество открытого типа. Продажа акций населению осуществляется по фиксированной или конкурсной цене. При продаже акций по фиксированной цене возможны завышение и занижение стоимости имущества. При конкурсной цене достигается более точная оценка имущества государственных предприятий.

Публичная продажа акций ориентируется на сбережения населения. Ее главное преимущество состоит в открытости и доступности для всех желающих.



 

2.Этапы приватизации в России


2.1. Акционирование и ваучерная приватизация.


В России задача быстрого ухода  государства  из  сферы  непосредственного  управления предприятиями решалась с помощью их массового акционирования и ваучерной приватизации в 1992—1994 гг. В короткий срок была создана законодательная база приватизации, где были прописаны ее формы, методы, варианты льгот для всех категорий акционеров, коллективных и индивидуальных собственников.

Российский ваучер был неименным, и на нем стоял денежный номинал, рассчитанный по балансовой стоимости совокупных госу­дарственных производственных фондов на 1 июля 1992 г. Это по­зволило без особых трудностей в короткие сроки консолидировать крупные пакеты ваучеров и производить масштабные ваучерные вложения на аукционах по продаже акций приватизированных предприятий.

В первичном размещении акций большинства компаний прини­мали участие следующие группы инвесторов: работники и менедж­мент компаний (трудовые коллективы), крупные институциональные инвесторы (банки, инвестиционные фонды и компании, компа­нии-смежники), мелкие инвесторы (граждане и их объединения).

Трудовые коллективы на ваучерном этапе получили беспреце­дентные по мировым мерам льготы, что объяснялось стремлением властей провести первичное закрепление прав собственности доста­точно быстрыми темпами и без крупных социальных конфликтов. Поэтому по итогам ваучерного этапа контроль над 75% приватизи­рованных компаний осуществляли внутренние акционеры, и таким образом был создан резерв для неизбежного дальнейшего перерас­пределения капитала. Пакеты трудовых коллективов быстро размы­вались, и уже через год после завершения ваучерной приватизации доля внутренних акционеров в капитале компаний существенно снизилась, а внешних—увеличилась почти вдвое.

Крупные институциональные инвесторы проявляли интерес в


основном к предприятиям топливно-энергетического комплекса, экс­портным предприятиям (черная и цветная металлургия), торговым компаниям. Большинство же приватизированных компаний, особен­но в обрабатывающих отраслях, стратегического инвестора не по­лучили. Банки, надеясь на крупные спекулятивные доходы, приоб­рели за ваучеры множество пакетов акций компаний, оказавшихся совершенно неконкурентоспособными и требовавших огромных ин­вестиций для рыночной реструктуризации. Однако на ваучерном этапе и некоторое время после него у коммерческих банков не было осмысленной инвестиционной стратегии, если не считать расхожего тезиса о необходимости диверсификации портфелей.

Результаты ваучерного этапа оказались более скромными, чем ожидалось. Однако главное все же было достигнуто: в России началось формирование институциональных основ рыночной эконо­мики и наметились вполне определенные тенденции изменения со­циальной структуры на базе формирования частного сектора. К началу 1995 г. корпоративный сектор экономики насчитывал более 25 тыс. акционерных обществ (40 млн. акционеров), причем не менее 10% их акций принадлежали иностранным инвесторам. Уже в середине 1995 г. количество приватизированных предприятий превысило количество неприватизированных, составив соответствен­но 50,5 и 49,5% их общего числа. В 1995 г. весь негосударствен­ный сектор экономики произвел 70% ВВП России.[3]


 

2.2. Денежная приватизация.


«Ваучерную приватизацию, по замыслу, должен был сменить так называемый денежный этап, на котором акции приватизирован­ных предприятий продавались бы стандартными методами, за «жи­вые» деньги»[4]. Должен был заработать и фондовый рынок. Фор­мально этап денежной приватизации начался с 1995 г. и имел две основные цели: во-первых, пополнение государственного бюджета, во-вторых, инвестиционная поддержка приватизированных компа­ний. На денежном этапе продажа акций уже не могла быть мас­совой и единовременной. Пакеты должны были выставляться на денежные аукционы постепенно и равномерно, обеспечивая беспе­ребойные денежные поступления в бюджет и инвестиции в разви­тие компаний. Намеченная схема не смогла эффективно заработать, по крайней мере, по трем причинам.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.