реферат, рефераты скачать
 

Маркетинг офисных принадлежностей


3.2. МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И КАНАЛОВ

РАСПРЕДЕЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ КАНЦЕЛЯРСКОГО БИЗНЕСА.

Маркетинговое исследование потребителей

Все мы хорошо помним очереди за канцелярскими товарами в преддверии

нового учебного года, когда покупался любой товар, по любой цене и в

больших количествах. Сегодня ситуация на рынке резко изменилась. Появилась

масса новой, более качественной продукции, которая способна удовлетворить

любые запросы потребителей.

Цель маркетингового исследования состоит в изучении потребителей и

определении факторов, влияющих на решение о покупке данного товара.

Маркетинговое исследование было проведено по ряду канцелярских товаров,

а именно по группе бумажной продукции: тетради, сменные блоки, альбомы для

рисования, дневники, тетради для нот, блокноты, кубарики, бумага для записи

с клеевой полосой.

Была разработана анкета, с помощью которой выяснилось:

-состав потребителей данных товаров (по возрасту);

-поведение потребителей при покупке;

-факторы, влияющие на решение о покупке. Было опрошено 62 респондента.

В основном это были люди от 14 до 40 лет: студенты, школьники и их

родители. В процентном соотношении по половому составу: мужчины - 43,6% и

соответственно, женщины - 56,4% (из опрашиваемых респондентов). [ 5 ]

Ниже приведена классификация респондентов по другим признакам (Рисунок

2): школьники, студенты, взрослые люди.

В результате анкетирования выделились следующие группы факторов,

влияющих на решение о покупке:

1) факторы, которые были названы абсолютно всеми респондентами:

• качество товара;

• приемлемая цена:

• качество обслуживания;

2) группа факторов, которые принимаются во внимание отдельными

потребителями, а для других не имеют значения:

• красивая упаковка и дизайн;

• советы друзей;

• советы продавца;

• советы других покупателей;

3) К третьей группе факторов, не оказывающих никакого влияния на

покупку респондентами, отнесены реклама и имидж предприятия торговой сети.

Рисунок 2.

Классификация респондентов.

[pic]

Рассмотрим эти группы факторов более внимательно и применительно к

определенным товарам. Проанализируем первую группу факторов.

1. Абсолютно все потребители отметили, что им нужен качественный товар

по приемлемой цене. Однако на практике цена играет самую решающую роль при

покупке.

2. По этой причине отечественные тетради пользуются большим спросом,

несмотря на более низкое качество и дизайн. Если же покупается тетрадь

импортного производства, то потребитель более придирчиво относится к

качеству бумаги и выбирает рисунок обложки.

3. То же учитывалось при покупке блокнотов, альбомов для рисования и

сменных блоков.

4. Что касается дневников, то в настоящее время появились новые

дневники (с рисунком), которые пользуются меньшим спросом. Такие дневники

нравятся ученикам младших классов, а школьники постарше их игнорируют.

В то же время для школьников младшего возраста дневники покупают

родители, которые приобретают первые попавшиеся, либо привычные по

оформлению дневники.

Тетради для нот представлены далеко не во всех магазинах. А там, где

они есть, пользуются плохим спросом, так как покупаются на год и, в отличие

от дневников - далеко не каждым школьником.

Качество обслуживания также играет большую роль. Покупателю необходимо

получить достоверную, нужную информацию о выбранном товаре, ближе

рассмотреть товар и обратиться к любезному, воспитанному продавцу,

Рассмотрим вторую группу факторов, влияющих на покупку канцелярских

товаров.

2. Конечно же, красивая упаковка привлекает к себе внимание любого

покупателя, но на российском рынке канцелярских товаров ценовая политика

складывается так, что не каждый может себе это позволить. Но этот вопрос

относится скорее к отечественным производителям школьно-письменных

принадлежностей.

Наши потребители активно пользуются советами друзей, продавцов и других

покупателей. Советами продавцов - в отношении самого товара и его качества;

друзей - в отношении конкретного магазина.

Так как в разных магазинах - разные цены (а это определяющий фактор

покупки школьно-письменных принадлежностей), то информацию о ценах

потенциальные покупатели получают от друзей и знакомых.

К советам других покупателей обращаются редко, и только в том случае,

если аналогичный товар был куплен предыдущим покупателем.

Далее приведен (Рисунок 3), демонстрирующая степень влияния отмеченных

выше факторов на покупку канцелярских товаров.

Рисунок 3

Факторы, влияющие на покупку канцтоваров

[pic]

3. Как ни странно фактором, не оказавшим никакого влияния на покупку

стала реклама. Некоторые респонденты даже выражали свое удивление по поводу

рекламы по отношению к канцелярским товарам (именно к школьно-письменным

принадлежностям). Они полагали, что люди идут за конкретной покупкой в

конкретный магазин, о котором они уже имеют информацию, не понимая, что

информацию, которую они получили об этом магазине - есть реклама. Их не

интересует фирма-производитель, а интересует только цена.

В основном покупки производятся по списку в начале учебного года или

семестра. Использование калькулятора и купонов при покупке канцелярских

товаров не характерно для нашего потребителя.

Также респондентам было предложено назвать еще какие-либо факторы,

влияющие на их решение о покупке (Рисунок 4):

Как следует из диаграммы для покупателей канцелярских товаров близость

к дому, месту работы или учебы является весьма существенным фактором при

покупке нужных им товаров.

В анкете предполагались скрытые наблюдения за поведением потребителя

при выборе товара. Но эта часть анкеты не была реализована в должной мере,

так как на многие вопросы нельзя было ответить. Витрины наших магазинов не

позволяют провести скрытое наблюдение за покупателями: все товары стоят в

одном ряду и нельзя угадать на какой именно товар смотрит покупатель.

Опрос проводился в ряде магазинов, которые отличаются местоположением

и ассортиментом товара. Из предложенных нам для проведения исследования

магазинов первым можно выделить Торговый Дом "Роспечать". Магазин находится

на территории Тимирязевской Академии, что обеспечивает хороший спрос на

данные товары. Пик покупок в магазине приходится на первую половину дня (с

10 до 13 час.). Многие покупатели специально посещают этот магазин по

советам друзей и личным впечатлениям, полученным ранее от посещения данного

магазина. В этом магазине были самые приемлемые цены и квалифицированные

продавцы, способные ответить на любой вопрос покупателя, по продаваемым

товарам. Это подтверждается мнением респондентов: практически все отметили

низкие цены продаваемых товаров, высокое качество обслуживания и большой

ассортимент канцелярских товаров. Клиенты этого магазина уверены, что в

нужный момент они купят нужный товар по низкой цене. Поэтому магазин имеет

постоянную клиентуру, складывающуюся годами.

Рисунок 4.

Факторы, влияющие на решение респондентов о покупке

[pic]

Следующий магазин 000 "СТК-Регион". Отметим, что ассортимент этого

магазина недостаточно разнообразный, вследствие того, что это не основной

товар данной фирмы. Хорошим спросом в данном магазине пользуются кубарики и

бумага для записи с клеевой полосой (как и в других магазинах). Этот товар

расходится очень быстро везде. Альбомы для рисования пользуются большим

спросом перед 1 сентября и началом новой четверти учебного года. Товар в

этом магазине представлен плохо: очень трудно рассмотреть его на витрине,

нужно просить продавца показать. Пик продаж с 11 до 14 часов. Магазин

находится рядом с Бауманским институтом и поэтому его основные покупатели -

студенты, ученики близлежащих школ и люди, которые работают в этом здании.

Магазин № 28 южного агентства печати хорошо известен жителям данного

района, поэтому имеет постоянных клиентов. Товар, в основном отечественного

производства, следовательно, имеет низкие цены. Хорошим спросом пользуются

альбомы для рисования, так как они представлены разнообразным ассортиментом

- имеют разный объем и отличаются качеством листа.

Таблица 7.

КОЛИЧЕСТВО КУПЛЕННОГО РЕСПОНДЕНТАМИ ТОВАРА (в штуках)

|Магазин | |№ 28 юж. | | |

| |ТД |Агенство |“Графика М” |ООО |

|Ассортимент |“Роспечать”|печати | |“СТК-Регион” |

|Альбомы для |1 |3 |2 |--- |

|рисован. | | | | |

|Кубарики |5 |1 |1 |2 |

|Дневники |--- |1 |--- |--- |

|Тетрадь для нот |1 |--- |--- |--- |

|Бумага для |2 |--- |4 |2 |

|записей | | | | |

|Блокноты (клей) |1 |1 |2 |2 |

|Блокноты |7 |3 |11 |3 |

|(спираль) | | | | |

|Тетрадь |18 |45 |19 |17 |

|Сменные блоки |1 |1 |3 |1 |

Пик продаж приходится на послеобеденное время, когда школьники возвращаются

с уроков.

В магазине "Графика M" , пожалуй, самый большой выбор товаров

импортного производства. В продаже имеются все перечисленные в анкете

товары, отмечается хорошее качество обслуживания. Пик продаж приходится на

вторую половину дня (с 15 до 18 час.).

Из перечисленных товаров наибольшим спросом пользуются кубарики,

бумага для записи с клеевой полосой, тетради школьные (18, 48 и 96 листов),

сменные блоки.

Наибольшим спросом среди блокнотов пользуются - на спирали А-6, затем

А-5, А-4 и в последнюю очередь -на клею.

Следует учесть, что в некоторых магазинах представлен не весь

перечисленный выше товар и эти ниши следует заполнить.

Подводя итоги, нам хотелось бы дать несколько рекомендаций, которые,

на наш взгляд, могут помочь при реализации товаров.

Прежде всего нужно использовать стимулирование сбыта:

- предоставление скидки при большом объеме купленного товара;

использование купонов в различных печатных изданиях; привлечь покупателя,

используя рекламу в месте продажи конкретных магазинов и ярких вывесок; при

покупке свыше определенного числа товара можно предоставить небольшой

подарок от фирмы.

Маркетинговые исследования каналов

сбыта.

В данном случае попытаемся провести локальное маркетинговое

исследование, касающееся уровня удовлетворения запросов потребителей

(оптовиков, оптовых конечных потребителей) в сфере канцелярских товаров

(офисных принадлежностей).

Следует отметить, что анкетирование - очень удобный способ сбора

информации, позволяющий улавливать сдвиги в структуре потребительского

спроса и тем самым быстро реагировать на новую систему запросов

потребителей.

В нашей анкете присутствуют в основном закрытые вопросы (рейтинговая

шкала, семантическая дифференциация).

Опрос проводился в часы работы фирм-оптовиков. Учитывался объем

закупок и качество поставляемых товаров, проводилось ранжирование

конкурентов и оценка ассортимента канцелярских товаров, оценивалась

надежность поставок, сравнивались цены закупок.

Опрашиваемыми были руководящие работники фирм-оптовиков и фирм,

являющихся оптовыми конечными потребителями.

В результате анкетирования были получены следующие результаты:

В отношении конкурентов при рассмотрении главных конкурентов и

сравниваемой фирмы следует отметить, что на данный момент по

конкурентоспособности фирмы-участники анкетирования достигли одинакового

уровня.

Лидеров нет, так как все фирмы работают приблизительно с одними тем же

ассортиментом товаров. Следует отметить, что недостаточно анализировать

продукцию конкурентов, чтобы увидеть свои сравнительные преимущества.

Сравнение проводилось и по уровню оказания услуг: кредитование поставки,

бесплатная транспортировка, рекламная поддержка, стимулирование сбыта.

Оценивая ассортимент компаний-поставщиков, отметим их достаточно

широкий выбор.

Были получены результаты по следующим показателям:

Оценка качества товаров

Большинство фирм продает импортные товары с достаточно высоким

качеством (сменные блоки, тетради, кубарики, post-it) и т.д.

Оценка услуг

В данном вопросе следует разделить канцелярские товары на 2

категории:

-высокое качество = высокая оценка = достаточно высокий уровень услуг;

-среднее качество = умеренная цена = средний уровень услуг.

Ни одна не охарактеризовала уровень услуг как низкий, что является

достижением по сравнению с прошлыми годами.

Оценка цен

Большинство фирм оценило цены как умеренные и соответствующие качеству

товаров.

Оценка количества закупаемой продукции

-тетради школьные (очень высокое),

-сменные блоки (очень высокое),

-блокноты на спирали (достаточно высокое),

- блокноты на клею (достаточно высокое ),

-альбом для рисования (среднее),

-тетради для нот (достаточно низкое),

-дневники (среднее),

-кубарики (очень высокое),

-post-it (очень высокое).

Выводы и рекомендации

Большинство опрошенных фирм не отнеслось с достаточной серьезностью к

теме опроса, хотя отмечают недостатки информационного обеспечения. Следует

заметить, что опрашиваемые давали информацию с неохотой относительно своей

деятельности, не могли четко ответить на вопросы, касающиеся конкурентов.

Большинство фирм учитывает качество услуг только по оформлению и цене

продукции, не уделяется внимание рекламной поддержке и стимулированию

сбыта. Зато следует отметить достаточно высокий уровень кредитования

поставок и высокую надежность поставок продукции.

Анализируя полученную информацию, следует отметить, что у фирм, не

являющихся мелкими оптовиками, присутствуют широкий ассортимент продукции и

достаточное количество продаваемой продукции.

Как следует из представленных иллюстраций, все фирмы, участвующие в

исследовании, являются конкурентами, нет явного лидера на рынке, что

усложняет деятельность фирм, так как имеется неопределенность при принятии

стратегических решений, касающихся деятельности фирм на рынке канцелярских

товаров.

С учетом растущего спроса на высококачественные канцелярские товары и

растущую в будущем конкуренцию между фирмами-оптовиками за право увеличения

доли на рынке и увеличения прибыли можно рекомендовать усиление рекламной

поддержки и введение системы стимулирования сбыта.

Для того чтобы точнее выявить силу конкурентов и обнаружить свои

сравнительные преимущества, необходимо получить данные о других аспектах

деятельности конкурентов: финансовом положении, целях на конкретном рынке,

особенностях управления.

Необходимо знать, имеется ли у конкурентов особая стратегия в области

рекламы и в чем она выражается, на какие организации ориентируются

конкуренты при реализации продукции, в какие сферы хозяйственной

деятельности они планируют внедриться в будущем, какие виды дополнительных

услуг или привилегий предлагают потребителям, постоянным клиентам и т.д.

Предприятиям - оптовикам необходимо иметь информационную базу о

потребностях в товаре и наличии его в магазине (на складе), контролировать

и управлять товарными запасами, иметь информацию о конкурентах и постоянно

отслеживать и учитывать ее при принятии различных управленческих решений,

контролировать реализацию товара и анализировать недостатки, принимать

оперативно решения по устранению недостатков.

Уделять большое внимание вопросам обучения кадров, так как этот момент

является принципиальным в достижении успеха фирмы.

3.3. КОММУНИКАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА НА РЫНКЕ КАНЦТОВАРОВ.

Реклама

Ситуация на российском рынке пока не устоялась, она постоянно

меняется. Но некоторые тенденции на этом рынке можно проследить достаточно

четко.

Во-первых, отечественные производители и поставщики, работающие

сегодня в условиях жесткой конкуренции, начинают все отчетливей понимать,

что без рекламы успешное продвижение товара на рынке не возможно. Хотя

многие из них все еще воспринимают затраты на рекламу как досадную

необходимость и относят их к разделу текущих расходов, тогда как западные

фирмы - к разряду долгосрочных инвестиций. Соответственно, отечественные

фирмы стремятся как можно меньше потратить на рекламу, но получить быстрый

эффект.

Итак, реклама - необходимое и выгодное вложение средств. Определить

эту выгодность задача не простая. Есть, конечно, исследования рекламного

рынка , но для компаний, работающих на специализированных секторах рынка,

подобные общие исследования не дают полного представления об их конкретной

деятельности. Например в таком специфическом бизнесе как оптовая продажа

канцтоваров (офисных) принадлежностей, невозможно вычисление целевой

аудитории: покупателями здесь выступают не отдельные потребители, а фирмы,

где решение о покупке принимают несколько человек. [ 14; 16 ]

Таким фирмам чаще всего общенациональные рекламные кампании вовсе не

нужны. Их результат - кучи бумажного мусора в подъездах жилых домов и

забитые мусорные корзины в офисах. Таким фирмам достаточно разместить свою

рекламу в специализированном издании или разослать ее потенциальным

потребителям с помощью direсt maile (почтовой рассылки).

Реклама - двигатель торговли, - это лозунг, помнится, был хорошо

известен еще в доперестроечные времена. Но тогда он звучал с немалой долей

иронии, продиктованной самой деятельностью. Что же касается настоящего

смысла, то только сегодня, в условиях рынка, роль рекламы стала настолько

очевидна, что ее назначение в развитие любого бизнеса практически,

невозможно переоценить. Не исключением является и канцелярское дело в

России. Дело - сравнительно, еще молодое, но жизненно необходимо и

достаточно перспективное. О чем свидетельствуют, с одной стороны, запросы

населения, которое предъявляет все более высокие требования к качеству и

эстетике канцелярских принадлежностей. С другой стороны, большое количество

конкурентноспособных фирм, число которых заметно увеличивается с каждым

днем. Насколько реклама помогает его развитию - вопрос совсем не праздный,

а вполне закономерный. Более того, обмен опытом участников канцелярского

дела, в первую очередь, в интересах самого дела.

Многие фирмы уже заявили о себе на рынке канцелярских (офисных)

принадлежностей. А именно: Интерканцопт, С-Планер, “Тика-

Квазар”,”ПроБюро”,КУБК, ООО ”Зенит” и др.

Первое, что обращает на себя внимание, это ориентация на оптовую

торговлю и работу с регионами. Такова политика большинства фирм, как

крупных так и мелких. И эта политика во многом определяет и взгляд на

рекламу.

Из всех видов рекламы - самая большая роль отводится печатным

изданиям. В перечень вошли: “Товары и цены”, “Оптовик”, журнал “Рынок”,

каталог “Центр”, ежегодник “Желтые страницы”. Центральная пресса и, в

частности, газета “Московский комсомолец”, не вызывает никакого интереса. А

самый высокий рейтинг получили “Товары и цены” и “Оптовик”. Эти издания

пользуются огромным спросом у предпринимателей не только потому, что

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.