реферат, рефераты скачать
 

Международная лицензионная торговля


Международная лицензионная торговля

Министерство транспорта Российской Федерации

Санкт-Петербургский государственный

университет водных коммуникаций

Кафедра коммерции и маркетинга

Курсовая работа

по дисциплине “Маркетинг” на тему:

“Международная лицензионная торговля”

Выполнила: студентка группы ЭФ-45

Красовская Е.В.

Проверила: преподаватель Пятакова Н.А.

Санкт-Петербург

1999

Содержание

Вступление 3

Лицензионная торговля 4

Основные понятия и принципы лицензионной торговли 4

Основные понятия 4

Расчет роялти 6

Традиционные методы расчета и выбора ставки роялти 7

При расчете цены лицензии на основе размера прибыли Лицензиата 7

При расчете цены лицензии на базе роялти 8

Расчет роялти по величине рентабельности производства и доли в прибыли

лицензиата 9

Примеры расчета роялти 11

Практические выводы 12

Термины и определения, используемые в лицензионных соглашениях 12

Правовые акты, регулирующие лицензионную торговлю 14

Заключение 15

Литература 16

Вступление

МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ (world trade, international trade, world

commerce) - это система (совокупность) международных товарно-денежных

отношений, складывающаяся из внешней торговли всех стран мира.

Важным элементом национальной экспортной стратегии является оптимальное

использование различных форм международного экономического сотрудничества

для развития экспортного потенциала страны. Для России основной формой

сотрудничества являются внешнеторговые операции. В последние годы получили

распространение такие формы, как привлечение иностранных инвестиций и

создание совместных предприятий, международных объединений и организаций,

сотрудничество на компенсационной основе, кредитные соглашения, переработка

давальческого сырья, лицензионная торговля, международный лизинг,

инжиниринг, прибрежная и приграничная торговля, создание свободных

экономических зон, компенсационные перевозки с участием более чем двух

стран, иностранный туризм и др.

Мировой практике известно более двадцати основных форм экономического

сотрудничества, причем многие формы применяются не в чистом виде, а в

сочетании с другими формами. Каждая форма имеет свои организационные и

экономические особенности, умелое использование которых в конкретных

ситуациях может гарантировать наибольшую отдачу для российской стороны.

Научно-техническая революция и развитие производительных сил ведут ко

все большему углублению международного разделения труда. В этих условиях

торгово-экономические отношения между странами характеризуются быстрым

расширением научно-технического и технологического обмена, значение

которого намного больше коммерческого эффекта, получаемого от передачи или

приобретения технологии на тех или иных коммерческих условиях.

Именно посредством технологического обмена можно решить вопросы

повышения технологического уровня тех или иных отраслей и народного

хозяйства в целом, задачи ускоренного технологического перевооружения

экономики, расширения возможностей экспорта и сокращения импорта, развития

технико-экономических связей между странами на основе специализации и

кооперации при производстве различных видов продукции.

Если выделить из области торгово-экономических отношений обмен сырьевыми

и продовольственными товарами, которые так или иначе связаны с

географическими, климатическими условиями и наличием полезных ископаемых,

то оставшаяся часть внешнеэкономических связей в сегодняшнем мире явится

следствием международного разделения труда, базирующегося на неравномерном

развитии различных видов технологии, уровень которой определяет

конкурентоспособность товаров на рынке, их качество и себестоимость, а

следовательно, и получение прибыли при реализации.

Если же исключить товары широкого потребления, то оставшаяся часть

международного экономического обмена будет представлять собой обмен

технологией либо в “чистом виде” — в виде знаний, опыта и научно-

технической информации, либо “овеществленной” в материалах, машинах и

оборудовании. Эта часть внешнеэкономических связей представляет собой

обширную сферу обмена, конечная цель которого, с одной стороны, повышение

технического и технологического уровня производства, с другой — получение

прибылей.

Практически же решается основная задача: привлечение передовой

технологии с целью повышения конкурентоспособности изготовляемой на ее базе

продукции. В условиях нашей страны это позволяет в известной степени

заменить импорт отечественными изделиями, удовлетворить потребности

внутреннего рынка с последующим выходом на внешний рынок.

Лицензионная торговля

Лицензионная торговля (англ. license trade) - форма международной торговли

технологией, включающая сделки с "ноу-хау", патентами и лицензиями на

изобретения.

Предметом лицензионной торговли являются лицензии на использование

технологического опыта, изобретений, промышленных секретов, товарных знаков

и др. т.д.

Ноу-хау (англ. "know-how") - знания и практический опыт технического,

коммерческого, управленческого, финансового и иного характера, которые

представляют коммерческую ценность, применимы в производстве и

профессиональной практике и не обеспечены патентной защитой. Ноу-хау

включает в себя техническую документацию (чертежи, проекты, схемы,

методики, инструкции и т.д.), образцы изделий, сведения коммерческого

характера, данные об организации производства, подготовке персонала и

использовании информации в производстве.

Передача на коммерческой основе, обмен, распространение “ноу-хау”

осуществляется, прежде всего, путем заключения лицензионных соглашений,

предусматривающий не только передачу соответствующей документации, но также

и подготовку персонала, участие специалистов в налаживании производства,

оказание другой технической помощи импортеру.

Продажу за границу лицензий на использование изобретений, технических

знаний, опыта, а также товарных знаков принято называть заграничным

лицензированием.

В современных условиях в развитых странах практически все изобретения и

новые товары патентуются. Патентные лицензии, т.е. разрешения на передачу

прав использования патентов без соответствующего "ноу-хау", играют

относительно скромную роль в лицензионной торговле. Это объясняется

необходимостью проведения дополнительных НИОКР и расходов на внедрение,

оптимизацией технологического процесса, а также риском, что данное

изобретение окажется экономически нерентабельным и технологически

неприемлемым.

Наибольшее распространение в международной торговле получили

лицензионные соглашения, предусматривающие комплексную передачу одного или

нескольких патентов и связанного с ними "ноу-хау".

Основные понятия и принципы лицензионной торговли

Основные понятия

Лицензиар (англ. lisenser) - юридическое лицо, собственник изобретения,

патента, технологических знаний и пр., выдающий своему контрагенту

(лицензиату) лицензию на использование своих прав в определенных пределах.

Лицензиат (англ. lisensee) - юридическое лицо, приобретающее у

собственника изобретений, патентов, производственных и коммерческих знаний

и пр. (лицензиара) лицензию на право их использования в определенных

пределах.

Лицензия - разрешение лицензиара на использование принадлежащих ему прав

промышленной собственности (на изобретение, промышленный образец, товарный

знак, “ноу-хау”), выдаваемое другому лицу (лицензиату) на определенных

условиях. Эти условия (срок, объемы, вознаграждение) составляют содержание

заключаемого ими лицензионного соглашения.

По характеру и объему прав на использование технологии, предоставляемой

соглашением лицензиату, различают неисключительные (простые),

исключительные и полные лицензии. Неисключительная лицензия дает лицензиару

право самостоятельного использования лицензии и выдачи аналогичных лицензий

любым заинтересованным лицам. Исключительная лицензия предусматривает

монопольное право лицензиата использовать изобретение или секрет

производства на данной территории, при этом лицензиар отказывается от

самостоятельного использования лицензии и ее продажи. Полная лицензия

предоставляет лицензиату исключительное право на ее использование в течение

всего срока действия лицензионного соглашения.

Лицензионное соглашение - соглашение о передаче прав на использование

лицензий, "ноу-хау", товарных знаков и др.

Лицензионное соглашение может предусматривать передачу патентной

лицензии; комплексную передачу нескольких патентов и связанного с ними "ноу-

хау"; растет также число лицензионных соглашений на использование "ноу-хау"

без патентов на изобретение. Лицензионные соглашения последних двух типов

предусматривают помимо передачи технических знаний оказание лицензиаром

(владельцем патента) сопутствующих инжиниринговых услуг по организации

лицензионного производства, а также соответствующие поставки оборудования,

исходного сырья, отдельных узлов и т.п.

Лицензионные соглашения различаются в зависимости от того:

a) разрешают они экспорт лицензионной продукции, полностью исключают его

или частично ограничивают;

b) наличием или отсутствием в них обязательства лицензиара в течение

срока действия соглашения предоставлять лицензиату (покупателю

лицензии) информацию о новых усовершенствованиях лицензионной

техники;

c) по способу передачи технологии, т.е. лицензия предоставляется

независимо или одновременно с заключением контракта на строительство

объекта, поставку комплектного оборудования и оказание инжиниринговых

услуг (самостоятельные или сопутствующие лицензионные соглашения).

Лицензионный договор - договор, по которому одна сторона (лицензиар)

предоставляет право на использование изобретения или иного технического

достижения (лицензию), а другая сторона (лицензиат) выплачивает за это

определенное вознаграждение.

Объектом лицензионного договора являются технические решения,

признаваемые изобретениями по закону страны, гражданином которой является

приобретатель лицензии; ими могут быть также иные технические достижения, в

т.ч. секреты производства, "ноу-хау" и т.п.

Условия лицензионного договора могут устанавливать:

a) территорию применения лицензии (часть государства, одно или несколько

государств),

b) форму использования объекта лицензии (производство изделий и (или) их

продажа, применение технологии и т.д.),

c) его объем в количественном отношении,

d) срок применения (обычно от пяти до десяти лет) и т.д.

В лицензионный договор включаются также условия для передачи

приобретателю лицензии технической документации, оказания ему технической

помощи путем посылки и приема специалистов, о поставке образцов машин и

оборудования, взаимной информации сторон о внесенных в объект технических

усовершенствованиях, об участии сторон в защите прав владельца лицензии

против нарушения этих прав третьими лицами, о порядке разрешения споров по

лицензионному договору и др. В лицензионном договоре устанавливается также

размер лицензионного вознаграждения, порядок его определения и выплаты.

Лицензионное вознаграждение - возмещение за предоставление прав на

использование лицензий, "ноу-хау" и др., являющихся предметом лицензионного

соглашения.

На практике используют несколько видов расчетов за лицензии:

- периодические процентные отчисления (“роялти”) от стоимости производимой

и продаваемой лицензионной продукции;

- одноразовые вознаграждения (“паушальные платежи”) - определенная твердо

зафиксированная в соглашениях сумма лицензионного вознаграждения,

устанавливаемая исходя из оценок возможного экономического эффекта и

ожидаемых прибылей лицензиата на основе использования лицензии.

Паушальный платеж может производиться как единовременное, в разовом

порядке, так и в рассрочку. Преимуществом этого вида лицензионного

вознаграждения является получение лицензиаром (владельцем лицензии)

всей суммы вознаграждения в относительно короткий срок и без какого

либо риска.

- в виде взаимного обмена лицензиями.

- передача ценных бумаг и технической документации,

Расчет роялти[1]

В соответствии с законодательством всех промышленно-развитых стран

передача технологий и имущественных прав на них в рамках международного

обмена требует “разумной компенсации” или “разумных роялти” в качестве

вознаграждения за использование интеллектуальной собственности.

РОЯЛТИ[2] (англ. royalty) - периодические отчисления в виде

фиксированных ставок, которые выплачиваются организацией-лицензиатом через

согласованные промежутки времени в течение действия лицензионного

соглашения.

В международной практике размер роялти определяют эмпирически — путем

установленных для различных отраслей промышленности неких усредненных (так

называемых стандартных) роялти. В отечественной практике достоверной

статистики на этот счет не существует, и поэтому используют зарубежные

ставки роялти. В связи с этим возникает, например, проблема обоснования

отдельных экономических показателей при расчете цены лицензии применительно

к нашим рыночным условиям[3].

Важность и актуальность решения практических проблем ценообразования при

реализации научно-технических разработок и коммерциализации

интеллектуальной собственности и судебной защите их прав обусловлена

неоднозначностью позиций специалистов по вопросам определения обоснованного

размера упущенной выгоды или ущерба от нарушения прав интеллектуальной

собственности, а также и обоснования “справедливых” размеров лицензионных

выплат.

Особенно остро проблемы оценки и ценообразования в настоящее время

проявляются в связи с рассмотрением судебных дел по искам о возмещении

ущерба от противоправного использования интеллектуальной собственности, при

судебном определении величины возмещения на основе так называемого

“разумного” роялти и при определении стоимости предусмотренных

законодательством принудительных лицензий.

В соответствии с законодательством всех промышленно-развитых стран

передача технологий и имущественных прав на них в рамках международного

обмена требует “разумной компенсации” или “разумных роялти” в качестве

вознаграждения за использование интеллектуальной собственности.

Один из наиболее общих способов, которым оценивается компенсация - это

“разумные роялти”, которые, как определяет суд, должны быть уплачены

ответчиком патентовладельцу, как если бы тот первоначально представил

добровольную лицензию. При этом специалисты считают, что не существует

каких либо определенных формул или точных правил, в соответствии с которыми

патентное ведомство или суд могли бы принять справедливое решение о том,

какое вознаграждение “разумно”.

В то же время в действующих законодательных актах РФ отсутствуют

обязательные к применению специальные методики оценки и рекомендации по

ценообразованию при коммерциализации интеллектуальной собственности и

расчету размера ущерба (упущенной выгоды) от противоправного использования

интеллектуальной собственности.

При этом проблема оценки интеллектуальной собственности уже возникает на

общегосударственном уровне. В частности, Федеральной службой России по

валютному и экспортному контролю, Министерством внешнеэкономических связей

и торговли РФ и Государственным таможенным комитетом было принято

“Положение об осуществлении на территории РФ контроля и учета

внешнеторговых бартерных сделок, предусматривающих выполнение работ,

предоставление услуг и результатов интеллектуальной собственности,

выраженных в материально-вещественной форме” (№ 07-26/3226, 10-83/2007, 01-

23/10035, 28 мая 1997 г.), в соответствии с которым предусматривается

необходимость оценки и учета результатов интеллектуальной деятельности

(интеллектуальной собственности). Однако, надо признать, что, до настоящего

времени, отсутствуют какие-либо официальные методические разъяснения, как

именно следует оценивать интеллектуальную собственность и или как

рассчитывать “разумные” и “справедливые” роялти.

Традиционные методы расчета и выбора ставки роялти

В международной практике лицензионной торговли под ценой лицензии

обычно понимают сумму выплат покупателя лицензии (“Лицензиата”) в пользу

продавца лицензии (“Лицензиара”). Наиболее широко в международной

лицензионной торговле используются два основных метода расчета цены

лицензии.

1) на основе размера прибыли Лицензиата;

2) на базе роялти.

При расчете цены лицензии на основе размера прибыли Лицензиата

исходят из того, что размер выплат Лицензиару определяется как часть

(доля) прибыли, получаемой Лицензиатом от изготовления и реализации

продукции по лицензии. При этом доля Лицензиара колеблется в довольно

широких пределах от 10 до 50% прибыли Лицензиата и зависит от целого ряда

ценообразующих факторов, основными из которых являются объем передаваемых

прав, наличие и действительность патентной охраны и размер прибыли.

При этом считается, что если объект лицензии еще не готов к

промышленному или коммерческому использованию, а основную ценность

представляют передаваемые по лицензионному соглашению патентные права, то

тогда доля Лицензиара в прибыли Лицензиата составляет 20%, если объектом

является промышленно освоенное изделие или технологический процесс, то, при

исключительной лицензии (при передаче всех прав), доля Лицензиара может

составлять 35 - 50 %, а при неисключительной лицензии (Лицензиату

передается только право на использование с сохранением прав у Лицензиара)

20 - 30 %.

При расчете цены лицензии на базе роялти

расчетную цену лицензии и, соответственно, размер выплат владельцу

интеллектуальной собственности (Лицензиару) традиционно определяют как

определенный процент отчислений (“Роялти”) в зависимости от стоимости

произведенной и реализованной продукции по лицензии.

В лицензионных соглашениях ставка роялти устанавливается в процентах от

стоимости чистых продаж лицензионной продукции, ее себестоимости, валовой

прибыли или определяется в расчете на единицу выпускаемой продукции. Как

правило, она исчисляется по формуле

[pic]

( 1 )

где Ср -ставка роялти, R - годовая сумма роялти; S - годовая стоимость

чистых продаж за вычетом косвенных налогов, сборов и пошлин, и составляет 2-

10%.

Тогда цена лицензии определяется по формуле:

[pic]

( 2 )

где Vi – объем выпуска продукции

Zi – цена единицы продукции

Ri – размер роялти

Т – расчетный срок заключаемого соглашения

В практике международной торговли лицензиями размер роялти обычно

определяют не расчетным путем, а эмпирически - путем установленных в

мировой практике для различных отраслей промышленности усредненных размеров

роялти - так называемых “стандартных” роялти.

Размер известных из литературных источников “стандартных” ставок роялти

чаще всего составляет от 0,5 до 14%. Однако в литературе практически

отсутствует информация по обоснованию и расчету величины численных значений

роялти и предлагается выбирать определенное значение роялти из диапазона

“стандартных среднестатистических” значений с учетом “ценообразующих

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.