реферат, рефераты скачать
 

Оценка конкурентоспособности товаров и услуг на внутреннем рынке


рассматриваются сферы возможного использования продукции;

анализируется круг постоянных покупателей.

На конкурентоспособность фирм, занимающихся продажей компьютеров и

комплектующих к ним, влияют следующие параметры: качество, надежность,

стабильность работы, стаж работы на самарском рынке, т.е. известность фирмы

и цена комплектующих. По этим показателям все компьютерные комплектующие

делятся на две категории: noname и брендовские. Не все компьютерные

комплектующие делятся на эти две категории. Обычно такую классификацию

имеют корпуса, оперативная память и видеокарты.

Noname в переводе с английского означает «без имени», т.е. изготовленные

неизвестной фирмой, зачастую пользующейся пиратскими методами. Такие

комплектующие стоят значительно дешевле брендовских, поскольку человек не

платит за наименование фирмы, красивую фирменную упаковку, инструкцию по

эксплуатации и прочие мелочи, которые завышают цену товара. Вместе с тем,

noname комплектующие далеко не всегда бывают должного качества. То есть,

покупаю такой товар, человек как бы «играет в лотерею». Ему может попасться

действительно хороший товар, которые по качеству и характеристикам может

даже не уступать брендовскому, а может попасться товар плохого качества,

который будет нестабильно и плохо работать, не удовлетворять все

потребности пользователя. Однако, noname комплектующие на компьютерном

рынке пользуются большим спросом за счет низкой цены.

Бренд – известная фирма, торговая марка, как правило, зарекомендовавшая

себя на мировом компьютерном рынке как производитель хороших и

высококачественных компьютерных комплектующих. Обычно, брендовские

комплектующие имеют красивую фирменную упаковку, инструкцию по

эксплуатации, фирменные драйвера (программы, обеспечивающие нормальную

работу устройств в компьютере). Покупая такой товар, человек может быть

полностью уверен в его высоком качестве, надежности и стабильности, а

главное, такой товар будет удовлетворять все потребности человека.

Некоторые бренды дают на свои комплектующие пожизненную гарантию. Но, и

цена таких комплектующих вдвое, а иногда и более дороже аналогичных noname

товаров6.

В качестве оценки конкурентоспособности товаров этих трех фирм возьмем

компьютер с конфигурацией, которую сейчас наиболее часто выбирают домашние

пользователи:

Материнская плата M/B ASUSTeK CUSL2-C Socket370 AGP U100 CNR

3DIMM

Процессор Intel Pentium III – 733 Mhz.

Оперативная память 128 Мб SDRAM PC – 133.

Винчестер 40,8 Gb IDE Seagate UDMA100 5400 prm.

Видеокарта SVGA 32 Mb Geforce2 MX-400.

CD-ROM 52X IDE ACER или аналогичный по стоимости и характеристикам Mitsumi.

Дисковод FDD 3,5 HD Mitsumi.

Корпус Miditower ATX 250W (для P4).

6 См. в Интернете мировое FAQ на сайте www.nvworld.ru

Клавиатура 104 кл.

Мышь Genius Net Scroll+ PS/2.

Монитор 15" MONITOR Samsung 551S.

Самарская розничная стоимость готового компьютера рассчитывается из:

дилерской цены поставщика;

транспортных расходов;

налогов;

торговой наценки фирмы;

производственных расходов и заработной платы персонала фирмы;

А теперь рассчитаем стоимость компьютера данной конфигурации во всех трех

фирмах для физических лиц с оплатой наличными (цены на 15 апреля 2002 г.).

1. Фирма «Союзоргтехника» (приложение 1):

|Наименование изделия |Цена, руб. |

|Материнская плата ASUSTeK CUSL2-C Socket370 AGP |3244,5 |

|U100 CNR 3DIMM | |

|Процессор Intel Pentium III – 733 Mhz. |3465 |

|Оперативная память 128 Мб SDRAM PC – 133. |1071 |

|Винчестер 40,8 Gb IDE Seagate UDMA100 5400 prm. |2992,5 |

|Видеокарта SVGA 32 Mb Geforce2 MX-400. |1386 |

| |Интегрирована |

|Звуковая карта |в материнскую |

| |плату |

|CD-ROM 52X IDE ACER |1039,5 |

|Дисковод FDD 3,5 HD Mitsumi. |346,5 |

|Корпус Miditower ATX 250W (для P4). |1039,5 |

|Клавиатура 104 кл. |220,5 |

|Мышь Genius Net Scroll+ PS/2. |157,5 |

|Монитор 15" MONITOR Samsung 551S. |5323,5 |

Итого, самарская розничная стоимость компьютера данной конфигурации вместе

с монитором составит 3244,5 + 3465 + 1071 + 2992,5 + 1386 + 1039,5 + 346,5

+ 1039,5 + 220,5 + 157,5 + 5323,5 = 20286 руб.

2. Фирма Прагма (приложение 2):

|Наименование изделия |Цена, руб. |

|Материнская плата ASUSTeK CUSL2-C Socket370 AGP |3121 |

|U100 CNR 3DIMM | |

|Процессор Intel Pentium III – 733 Mhz. |3376 |

|Оперативная память 128 Мб SDRAM PC – 133. |1115 |

|Винчестер 40,8 Gb IDE Seagate UDMA100 5400 prm. |2771 |

|Видеокарта SVGA 32 Mb Geforce2 MX-400. |1306 |

| |Интегрирована |

|Звуковая карта |в материнскую |

| |плату |

|CD-ROM 48x Mitsumi |1051 |

|Дисковод FDD 3,5 HD Mitsumi. |302 |

|Корпус Miditower ATX 300W (для P4). |1115 |

|Клавиатура 104 кл. |201 |

|Мышь Genius Net Scroll+ PS/2. |150 |

|Монитор 15" MONITOR Samsung 551S. |5000 |

Итого, самарская розничная стоимость компьютера данной конфигурации вместе

с монитором составит: 3121 + 3376 + 1115 + 2771 + 1306 + 1051 + 302 + 1115

+ 201 + 150 + 5000 = 19508 руб.

3. Фирма Radiant (приложение 3):

|Наименование изделия |Цена, руб. |

|Материнская плата ASUSTeK CUSL2-C Socket370 AGP |3181,5 |

|U100 CNR 3DIMM | |

|Процессор Intel Pentium III – 733 Mhz. |3496,5 |

|Оперативная память 128 Мб SDRAM PC – 133. |1071 |

|Винчестер 40,8 Gb IDE Seagate UDMA100 5400 prm. |3213 |

|Видеокарта SVGA 32 Mb Geforce2 MX-400. |1433,25 |

| |Интегрирована |

|Звуковая карта |в материнскую |

| |плату |

|CD-ROM 52x LG |1008 |

|Дисковод FDD 3,5 HD Mitsumi. |315 |

|Корпус Miditower ATX 250W (для P4). |1228,5 |

|Клавиатура 104 кл. |157,5 |

|Мышь Genius Net Scroll+ PS/2. |157,5 |

|Монитор 15" MONITOR Samsung 551S. |4772,25 |

Итого, самарская розничная стоимость компьютера данной конфигурации вместе

с монитором составит: 3181,5 + 3496,5 + 1071 + 3213 + 1433,25 + 1008 + 315

+ 1228,5 + 157,5 + 157,5 + 4772,25 = 20034 руб.

Рассчитав стоимость компьютера предложенной конфигурации во всех трех

фирмах, можно сделать вывод, что самой конкурентоспособной является фирма

«Прагма», поскольку у нее получается самая низкая стоимость.

Главными показателями конкурентоспособности компьютерных фирм являются

качество сборки, цена, надежность, стабильность работы, квалификация

персонала, которые определяют по 18-бальной шкале.

Самая конкурентоспособная фирма, занимающаяся продажей компьютеров и

комплектующих к ним должна иметь следующие показатели:

Качество сборки – 5 баллов;

Цена – 4 балла;

Стабильность работы – 5 баллов;

Квалификация персонала – 5 баллов.

Оценка компьютеров:

|Показатели конкурентоспособности |Союзоргтехника |Прагма |Radiant|

|компьютерных фирм | | | |

|Качество сборки |4 |4 |4 |

|Цена |2 |4 |3 |

|Стабильность работы |4 |4 |4 |

|Квалификация персонала |5 |5 |5 |

|Итого: |15 |17 |16 |

Качество сборки. Самая качественная сборка может быть только у таких

всемирно известных компьютерных фирм как Hewlett Packard, Compaq и т.д. Эти

фирмы в основном специализируются на серверах, рабочих станциях, которые

покупают в основном крупные коммерческие и государственные организации. А

там, как известно, эта характеристика стоит на первом месте. Только у этих

всемирно известных фирм этот параметр можно оценить на 5 баллов.

Цена. Рассчет по прайс-листам стоимости рассмотренного мною компьютера всех

фирм (приложения 1, 2, 3) показал, что дешевле всего этот компьютер можно

купить в фирме «Прагма», поэтому она получила наивысшую оценку,

соответственно «Союзоргтехника» - самую низкую оценку.

Стабильность работы. Стабильность работы определяется в основном качеством

сборки и комплектующих, а также их совместимостью. Рассматриваемые мною

фирмы не занимаются проверкой качества комплектующих. Они в основном

собирают готовые компьютеры, конфигурацию которых выбирают сами клиенты с

согласованием или без согласования и персоналом фирмы. Остальное же фирмы

перекладывают на самого клиента, давая ему гарантию. Поэтому я не дал

наивысшую оценку ни одной фирме.

Квалификация персонала. Под квалификацией персонала подразумеваются

консультации клиентов для выбора компьютера, соответствующего их нуждам,

потребностям и ценовой категории. Качественная сборка компьютера и

установка программного обеспечения.

Общая оценка конкурентоспособности: 16-18 баллов – отлично; 13-15 баллов –

хорошо; 10-12 баллов – удовлетворительно; 9 баллов и менее -

неудовлетворительно.

Из проделанного сравнения можно сделать следующий вывод: ни одна из фирм не

получила наивысшую оценку – 18 баллов. Фирмы «Прагма» и Radiant попадают в

поле отличной оценки, в то время как фирма «Союзоргтехника» может быть

оценена только на «хорошо».

Оценка конкурентоспособности товара:

[pic]

Расчет индекса конкурентоспособности. Сводный индекс конкурентоспособности

по экономическим параметрам определяют по формуле:

Jn = ( ai * ji;

Где: n – число анализируемых количественных параметров; аi – вес i-го

параметрического индекса; ji – параметрический индекс i-го параметра.

Этапы оценки конкурентоспособности товара делятся на:

формирование основных параметров, по которым будет оцениваться

конкурентоспособность исследуемого товара.

разбиение параметров на уровни конкурентоспособности. Я выбрал 4-х бальную

шкалу - от «0» (плохой признак) до «3» (признак отлично выражен).

построение матрицы-таблицы «Параметры * Уровни» и по ней оценивается

исследуемый продукт.

расчет общего индекса конкурентоспособности Jn (как среднеарифметическое

различных показателей).

оценка конкурентоспособность товара в соответствии с интервалами (по

итоговым показателям индекса конкурентоспособности Jn):

3,00 – 2,26: очень высокая конкурентоспособность фирмы;

2,25 – 1,51: высокая конкурентоспособность фирмы;

1,50 – 0,76: средняя конкурентоспособность фирмы;

0,75 – 0,00: низкая конкурентоспособность фирмы.

В качестве основных параметров оценки конкурентоспособности

рассматриваемых фирм я выбрал следующие:

Цена;

Качество сборки;

Стаж работы на самарском рынке;

Уровень квалификации персонала;

Рекламная стратегия;

Данные параметры оцениваются по четырехбалльной шкале с четырьмя уровнями

оценки фирм (Табл. 1).

Табл. 1: Матрица оценки компьютерных фирм.

|№ |Параметры |Уровни оценки фирм |

|п/п|оцениваемой| |

| | | |

| |фирмы | |

| | |0 |1 |2 (хорошо) |3 |

| | |(неудовлетворите|(удовлетворитель| |(отлично) |

| | |льно) |но) | | |

|1 |Цена |Очень высокая |Высокая цена |Средняя цена |Низкая |

| | |цена | | |цена |

|2 |Качество |Фирма вообще не |Низкое качество.|Хорошее |Отличная |

| |сборки |собирает, а |Комплектующие |качество |сборка. |

| | |продает только |плохо закреплены|сборки. |Все хорошо|

| | |готовые |или касаются |Комплектующие |закреплено|

| | |компьютеры |друг друга |закреплены |и |

| | |определенной | |хорошо, но не |проверено |

| | |конфигурации, | |проверены на | |

| | |которая | |работоспособно| |

| | |устраивает | |сть. Вполне | |

| | |далеко не всех | |где-нибудь | |

| | |клиентов | |может | |

| | | | |оказаться | |

| | | | |плохой контакт| |

|3 |Стаж работы|Фирма только что|Достаточно |Средний стаж |«Ветеран» |

| |на |создана, ее пока|новая, недавно |работы (3-5 |самарского|

| |самарском |почти никто не |созданная фирма,|лет). Уже |рынка. |

| |рынке |знает |малоизвестная на|достаточно |Стаж |

| | | |рынке |известная |работы |

| | | | |фирма |около 10 |

| | | | | |лет. Очень|

| | | | | |известная |

| | | | | |фирма |

|4 |Уровень |Очень низкий |Низкий уровень |Хороший |Могут |

| |квалификаци|уровень |квалификации. |уровень |ответить |

| |и персонала|квалификации. |Могут |квалификации. |практическ|

| | |Персонал почти |консультировать |Консультируют |и на любой|

| | |не консультирует|только по узкому|по многим |вопрос. Не|

| | |клиентов, а |кругу вопросов и|вопросам и |вводят |

| | |только оформляет|часто вводят |качественно |клиента в |

| | |покупки готовых |клиента в |собирают |заблуждени|

| | |компьютеров. |заблуждение. |компьютер |е. Быстро |

| | | |Много времени | |и |

| | | |уходит на сборку| |качественн|

| | | |компьютера | |о собирают|

| | | | | |компьютеры|

| | | | | |. |

|5 |Рекламная |Реклама только в|Практически |Реклама |Очень |

| |стратегия |печатных СМИ, |отсутствует |довольно часто|мощная |

| | |т.к. у совсем |реклама. Иногда |показывается в|рекламная |

| | |молодой фирмы |можно встретить |электронным и |стратегия.|

| | |пока нет средств|рекламу в |печатных СМИ. |Реклама |

| | |на рекламу в |электронных и | |встречаетс|

| | |электронных СМИ |печатных СМИ | |я очень |

| | | | | |часто и во|

| | | | | |всех СМИ |

Для рассматриваемых фирм анализ показателей конкурентоспособности показал:

общий индекс конкурентоспособности для фирмы «Союзоргтехника» составляет:

Jn = (0+3+3+3+2)/5 = 2,2

общий индекс конкурентоспособности для фирмы «Прагма» составляет:

Jn = (3+3+3+3+3)/5 = 3,0

общий индекс конкурентоспособности для фирмы «Radiant» составляет:

Jn = (1+3+3+3+2)/5 = 2,4

… что в соответствии с приведенной выше шкалой конкурентоспособности

означает: наивысшим уровнем конкурентоспособности обладает фирма «Прагма».

У Фирмы «Radiant» коэффициент конкурентоспособности также подпадает под

наивысшую оценку, однако общий индекс конкурентоспособности у нее

значительно меньше, чем у фирмы «Прагма». А вот конкурентоспособность фирмы

«Союзоргтехника» можно оценить только на «хорошо».

2.4. Пути повышения конкурентоспособности товаров и услуг.

Как уже отмечалось, в конкурентной политике относительно товара принимаются

во внимание, прежде всего, его функциональное назначение, надежность,

долговечность, удобство использования, эстетичность внешнего вида, и другие

характеристики, т.е. способность товара удовлетворять совокупные

потребности покупателя лучше, чем товары-конкуренты. Создание такой

потребительской ценности товара, которая включала бы в себя всю

совокупность свойства данного товара, а также сопутствующих ему, является

важнейшим условием выживания на рынке. Так, прекрасный дизайн легкового

автомобиля при плохом техническом обслуживании не спасет новую марку

автомобиля от провала на рынке.

Производитель, создавая конкурентоспособный товар, применяет различные

стратегии. Он, например, может:

Добиться отличия товаров предприятия в глазах покупателей от товаров

конкурентов;

Выбрать из намеченных к производству товаров один, являющийся наиболее

привлекательным для всех покупателей, и осуществить на этой основе прорыв

на рынке;

Отыскать новое применение выпускаемым товарам;

Своевременно изъять экономически неэффективный товар из сбытовой программы

предприятия;

Найти выход на новые рынки как со старыми, так и с новыми товарами;

Осуществлять модификацию выпускаемых товаров в соответствии с новыми

вкусами и потребностями покупателей;

Регулярно развивать и совершенствовать систему сервисного обслуживания

реализуемых товаров и систему стимулирования сбыта в целом.

Широкое распространение конкуренции под воздействием международного

разделения труда и научно-технического прогресса подталкивает

производителей к усиленному поиску новых конкурентоспособных товаров и

новых рынков их сбыта.

В международной практике считается целесообразным выпускать не одно

изделие, а их достаточно широкий параметрический ряд, образующий

ассортиментный набор.

Чем обширнее параметрические ряды и ассортиментные наборы, тем выше

вероятность того, что покупатель найдет для себя оптимальный вариант

закупки. Например, выпускают автопогрузчики одного и того же типа, но

отличающиеся друг от друга грузоподъемностью, скоростью, радиусом разворота

и т.п. Каждому потребителю с учетом конкретных условий его работы

необходимы определенные эксплуатационные параметры покупаемых

автопогрузчиков. Если продавец способен их обеспечить, покупка состоится,

если нет - покупатель будет искать другого продавца.

Чтобы оценить конкурентоспособность товара, необходимо решить широкий круг

вопросов и, прежде всего, получить объективную информацию о тех рынках, где

уже реализуется или предлагается сбывать товар, о его конкурентах. Анализу

рынков уделяется основное внимание. Особенно это относится к оценке тех

потребностей, которые предполагаемый товар не удовлетворяет, к выявлению

отрицательных и положительных свойств этого товара, которые отмечают

потребители. В заключении решается вопрос, соответствует ли в данный момент

производимая продукция по техническому уровню и качеству требованиям

конечных потребителей, и оценивается конкурентоспособность его в результате

комплексного исследования рынка.

Исходя из оценки существующей и перспективной конкурентоспособности товара

принимается решение о дальнейшей производственно-сбытовой политике:

Продолжать ли производство данного товара и его сбыт;

Провести ли модернизацию для превращения товара в товар рыночной новизны;

Снять ли его с производства и приступить к выпуску нового товара;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.