реферат, рефераты скачать
 

Розничаня и оптовая торговля


нужных ему товаров. Встречаются концентрации четырех основных типов:

центральный деловой район, региональный торговый центр, районный торговый

центр и торговый центр микрорайона.

Центральный деловой район. Основной формой группирования розничных

магазинов до начала 50-х годов была их концентрация в центральных деловых

районах. В каждом крупном и не очень крупном городе был центральный деловой

район, где располагались универмаги, специализированные магазины, банки и

основные кинотеатры. Неподалеку от этого района, а также ближе к окраинам

располагались более мелкие деловые районы. Затем в 50-х годах начался отток

населения в пригороды. Перебравшиеся в пригороды стали меньше покупать в

центральном деловом районе, чтобы не ездить по перегруженным улицам, не

платить за дорогие стоянки и не ухудшать экологическую обстановку в центре

города. Центральные деловые районы пришли в упадок, и это заставило

владельцев расположенных там магазинов открыть филиалы своих предприятий в

растущих пригородных торговых центрах. Одновременно эти же торговцы

попытались вдохнуть новую жизнь и в деловую часть города, построив там

пассажи и подземные стоянки и модернизировав свои магазины. Некоторые

центральные деловые районы возродились, другие - медленно и, вероятно,

необратимо - хиреют.

Региональные торговые центры. Торговый центр - «группа торговых

предприятий, спланированных, построенных, владеемых и управляемых как

единое целое, соответствующих по своему местонахождению, величине и типу

магазинов обслуживаемой ими торговой зоне и предоставляющих в границах

своей территории возможности для стоянки автомобилей в прямом соответствии

с типами и размерами входящих в нее магазинов». Наиболее значимым среди

торговых центров является региональный, конкурирующий как с центральным

деловым районом, так и с торговыми центрами микрорайонов.

Региональный торговый центр, объединяющий от 40 до 100 и более

магазинов, - это своего рода деловая часть города в миниатюре. Чтобы быть

рентабельным, такой центр должен обслуживать от ста тысяч до миллиона

человек, живущих в радиусе получаса езды от него. В своем первоначальном

виде региональный торговый центр нередко состоял из двух крупных

универмагов по концам торговой улицы, а между ними располагалась группа

специализированных магазинов. Такое размещение поощряло сравнительные

покупки, ибо в специализированных магазинах, как правило, продавали товары,

конкурирующие с предлагавшимися в универмагах. С течением лет состав

региональных торговых центров пополнился новыми типами розничных

предприятий, такими, как зубоврачебные кабинеты, физкультурно-

оздоровительные клубы и даже отделения библиотек. На крупных региональных

торговых улицах сегодня располагаются несколько универмагов, а сами улицы

спланированы таким образом, чтобы обеспечить беспрепятственное движение и

обзор всех магазинов. Многие из вновь созданных в городах Соединенных

Штатов торговых улиц заключены под общую крышу, чтобы люди могли совершать

покупки в любую погоду.

Районные торговые центры. Районный торговый центр включает в себя от

15 до 50 розничных магазинов, обслуживающих от 20 до 100 тыс. человек, 90%

которых живут в радиусе 1,5-2 км от него. Как правило, в таком центре есть

один головной магазин - обычно филиал универмага или галантерейного

магазина. В состав районного торгового центра могут также, входить

универсам, магазин товаров повседневного спроса и профессиональные

учреждения, а иногда и банк. При угловой схеме торгового центра головной

магазин, как правило, располагается во главе угла, а при линейной - в

центре отрезка. Магазины, находящиеся в непосредственной близости от

головного магазина, обычно торгуют товарами предварительного выбора, а

более отдаленные - товарами повседневного спроса.

Торговые центры микрорайонов. Больше всех насчитывается торговых

центров в микрорайонах. В таком центре от 5 до 15 магазинов, обслуживающих

не более 20 тыс. жителей. Чтобы добраться до него пешком или на машине,

покупатели тратят не более 5 минут. Это центр по продаже товаров

повседневного спроса с головным магазином типа универсама и несколькими

предприятиями сферы услуг, такими, как химчистка, прачечная

самообслуживания, мастерская по ремонту обуви и косметический кабинет. В

отличие от более крупных торговый центр микрорайона обычно представляет

собой группу бессистемно расположенных магазинов.

Сегодня на долю торговых центров приходится около одной трети

розничного товарооборота, но они, кажется, достигли предела своих

возможностей. Объем продаж на квадратный метр падает, растет процент

пустующих торговых площадей, имеют место банкротства. Создатели торговых

центров разрабатывают планы строительства более компактных центров в

городах средних размеров и небольших городах в районах наиболее

интенсивного развития. А пока что торговым центрам предсказывают самое

разное ближайшее будущее: «Они будут компактнее, их станет меньше, совсем

другими станут и их обитатели. Среди немногих уцелевших розничных торговых

точек обоснуются врачи, адвокаты, дантисты, клиники, подрядные организации,

церкви, консультационные центры, органы местного самоуправления и даже

библиотеки».

1.3. Маркетинговые решения розничного торговца

Сейчас мы рассмотрим основные маркетинговые решения, которые

необходимо принять розничному торговцу в отношении целевого рынка,

товарного ассортимента и комплекса услуг, цен, стимулирования и места

размещения своего торгового предприятия.

РЕШЕНИЕ О ЦЕЛЕВОМ РЫНКЕ. Самое важное решение, которое предстоит

принять розничному торговцу, - это выбор целевого рынка. Не выбрав

целевого рынка и не составив его профиля, невозможно принимать

последовательные, согласующиеся между собой решения относительно товарного

ассортимента, оформления магазина, рекламных, обращений и средств рекламы,

уровней цен и т.п. Некоторые магазины совершенно точно ориентированы на

свой целевой рынок. Розничному торговцу необходимо регулярно заниматься

маркетинговыми исследованиями, чтобы быть уверенным в удовлетворенности

своих клиентов.

РЕШЕНИЕ О ТОВАРНОМ АССОРТИМЕНТЕ И КОМПЛЕКСЕ УСЛУГ. Розничным торговцам

предстоит принять решение о трех основных «товарных» переменных: товарном

ассортименте, комплексе услуг и атмосфере магазина.

Товарный ассортимент розничного торговца должен отвечать

покупательским ожиданиям целевого рынка. Между прочим, именно товарный

ассортимент становится ключевым фактором в конкурентной борьбе между

аналогичными розничными предприятиями. Розничному торговцу предстоит

принять решение о широте товарного ассортимента (узкий или широкий) и его

глубине (мелкий или глубокий). Так, в сфере общепита заведение может

предлагать узкий и мелкий ассортимент (небольшая буфетная стойка), узкий и

глубокий ассортимент (буфет с холодными закусками), широкий и мелкий

ассортимент (кафетерий) или широкий и глубокий ассортимент (крупный

ресторан). Еще одной характеристикой товарного ассортимента является

качество предлагаемых товаров. Потребителя интересует не только широта

выбора, но и качество товара.

Розничному торговцу предстоит также решить вопрос о комплексе услуг,

которые он предложит клиентам. Семейные бакалейно-гастрономические

магазинчики прошлого предлагали доставку товаров на дом, продажу в кредит и

неторопливую беседу. В сегодняшних универсамах эти услуги полностью

исчезли. В таблице 3 перечислены некоторые основные услуги, которые могут

предложить розничные предприятия с полным циклом обслуживания. Комплекс

услуг является одним из решающих орудий неценовой конкуренции для выделения

магазина из числа остальных.

Третьим элементом товарного арсенала розничного торговца является

атмосфера магазина. У каждого торгового помещения своя планировка, которая

может и затруднять и облегчать передвижение покупателей. Каждый магазин

производит определенное впечатление. Один воспринимается грязным, другой -

очаровательным, третий - роскошным, четвертый - мрачным. Магазин должен

воплощать в себе атмосферу, которая соответствует вкусам потребителей

целевого рынка и оказывает положительное влияние на совершение покупок.

В похоронном бюро уместны тишина, приглушенный свет, умиротворенность, а в

дискотеке - яркие краски, громкие звуки, биение жизни. Атмосферу создают

творческие работники, знающие, как совместить зрительные, слуховые,

обонятельные и осязательные раздражители для достижения желаемого эффекта.

Таблица 3.

Типичные услуги, оказываемые розничными магазинами.

|Предпродажные услуги |Послепродажные услуги |Дополнительные услуги |

|1.Прием заказов по |1.Доставка покупок |1.Инкассирование чеков |

|телефону | | |

|2.Прием заказов (или |2.Обычная упаковка (или|2.Справочная служба |

|отправка покупок по |затаривание) покупок | |

|почте) | | |

|3.Проведение рекламы |3.Подарочная упаковка |3.Бесплатная |

| | |автостоянка |

|4.Оборудование витрин |4.Подгонка товара |4.Рестораны, кафе |

|5.Внутримагазинные |5.Возврат товаров |5.Услуги по ремонту |

|экспозиции | | |

|6.Примерочные |6.Переделка товара |6.Оформление интерьеров|

|7.Часы работы |7.Портновские услуги |7.Предоставление |

| | |кредитов |

|8.Показы мод |8.Установка товара |8.Комнаты отдыха |

|9.Принятие старых |9.Нанесение надписей на|9.Присмотр за детьми |

|товаров |товары | |

| |10.Доставка наложенным | |

| |платежом | |

РЕШЕНИЕ О ЦЕНАХ. Цены, запрашиваемые розничными торговцами, - ключевой

фактор конкуренции и одновременно отражение качества предлагаемых товаров.

Способность розничного торговца совершать тщательно продуманные закупки -

важнейшая составляющая его успешной деятельности. Помимо этого, к

назначению цен следует подходить очень внимательно и по ряду других причин.

На некоторые товары можно произвести низкие наценки с целью превращения

этих товаров в «заманивателей» или «убыточных лидеров» в надежде на то,

что, оказавшись в магазине, потребители заодно купят и другие товары с

более высокими наценками. Кроме того, руководству розничных предприятий

необходимо владеть искусством уценки товаров замедленного сбыта. К примеру,

торговцы обувью рассчитывают продавать 50% товара с наценкой 60%, 25%

товара - с наценкой 40, а оставшиеся 25% - вообще без наценки. Эти снижения

цен уже предусмотрены в их первоначальном уровне.

РЕШЕНИЕ О МЕТОДАХ СТИМУЛИРОВАНИЯ. Для охвата потребителей розничные

торговцы пользуются обычными орудиями стимулирования - рекламой, методом

личной продажи, мерами по стимулированию сбыта и пропагандой. Розничные

торговцы дают рекламу в газетах, журналах, по радио и телевидению. Время от

времени массовую рекламу дополняют письмами, которые вручают лично, и

отправлениями прямой почтовой рекламы. Личная продажа требует тщательного

обучения продавцов приемам установления контакта с покупателями,

удовлетворения покупательских нужд, порядку разрешения сомнений и жалоб

клиентов. Стимулирование сбыта может выражаться в проведении внутри-

магазинных показов, использовании зачетных талонов, разыгрывании призов,

устройстве визитов знаменитостей. Розничные торговцы, у которых есть что

сказать интересного, всегда могут воспользоваться и приемами пропаганды.

РЕШЕНИЕ О МЕСТЕ РАЗМЕЩЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ. Выбор места расположения

магазина - один из решающих конкурентных факторов с точки зрения

возможностей привлечения покупателей. Клиенты, например, как правило,

выбирают тот банк, который находится к ним ближе всех. Сети универмагов,

нефтяные компании и владельцы привилегий в сфере общепита быстрого

обслуживания особенно тщательно выбирают места размещения своих

предприятий, пользуясь для этого самыми совершенными методами выбора и

оценки участков.

Глава 2. Оптовая торговля

2.1. Природа и значение оптовой торговли

Что такое оптовая торговля? Мы с вами считаем оптовиками торгово-

распределительные фирмы, но ведь с этой точки зрения оптовой торговлей

занимается и мелкая розничная пекарня, продающая свои булочки, пирожные и

торты местному отелю.

Оптовая торговля включает в себя любую деятельность по продаже товаров

или услуг тем, кто приобретает их с целью перепродажи или профессионального

использования.

В этой главе мы будем пользоваться терминами «оптовый торговец» и

«оптовая торговля» применительно к фирмам, для которых эта торговля

является их основной деятельностью.

Оптовые торговцы отличаются от розничных по ряду характеристик. Во-

первых, оптовик уделяет меньше внимания стимулированию, атмосфере и

расположению своего торгового предприятия, поскольку он имеет дело

преимущественно с профессиональными клиентами, а не с конечными

потребителями. Во-вторых, по объему оптовые сделки обычно крупнее

розничных, а торговая зона оптовика обычно больше, чем у розничного

торговца. В-третьих, в отношении правовых уложений и налогов правительство

подходит к оптовым и розничным торговцам с разных позиций.

А зачем вообще нужны оптовые торговцы? Ведь производители могли бы

обходить их и продавать товары непосредственно розничным торговцам или

конечным потребителям. Ответ заключается в том, что оптовики обеспечивают

эффективность торгового процесса. Во-первых, мелкому производителю с

ограниченными финансовыми ресурсами не под силу создать и содержать

организацию прямого маркетинга. Во-вторых, даже располагая достаточным

капиталом, производитель скорее предпочтет направить средства на развитие

производства, а не на организацию оптовой торговли. В-третьих,

эффективность деятельности оптовиков наверняка окажется выше благодаря

размаху операций, большему числу деловых контактов в сфере розницы и

наличию у них специальных знаний и умений. В-четвертых, розничные торговцы,

имеющие дело с широким товарным ассортиментом, нередко предпочитают

закупать весь набор товаров у одного оптовика, а не по частям у разных

производителей.

Таким образом, и у розничных торговцев, и у производителей есть все

основания прибегать к услугам оптовиков. Оптовиками пользуются, когда с их

помощью можно более эффективно выполнить одну или несколько следующих

функций:

1. Сбыт и его стимулирование. Оптовики располагают торговым

персоналом, который помогает производителю охватить множество

мелких клиентов при сравнительно небольших затратах. У оптовика

больше деловых контактов, и нередко покупатель верит

ему сильнее, чем какому-то далекому производителю.

2. Закупки и формирование товарного ассортимента. Оптовик в

состоянии подобрать изделия и сформировать необходимый

товарный ассортимент, избавив таким образом клиента от

значительных хлопот.

3. Разбивка крупных партий товаров на мелкие. Оптовики обеспечивают

клиентам экономию средств, закупая товары вагонами и разбивая

большие партии на мелкие.

4. Складирование. Оптовики хранят товарные запасы, способствуя тем

самым снижению соответствующих издержек поставщика и

потребителей.

5. Транспортировка. Оптовики обеспечивают более оперативную

доставку товаров, поскольку они находятся ближе к клиентам, чем

производители.

6. Финансирование. Оптовики финансируют своих клиентов, пре

доставляя им кредит, а заодно финансируют и поставщиков, выдавая

заказы заблаговременно и вовремя оплачивая счета.

7. Принятие риска. Принимая право собственности на товар и неся

расходы в связи с его хищением, повреждением, порчей и

устареванием, оптовики берут на себя часть риска.

8. Предоставление информации о рынке. Оптовики предоставляют своим

поставщикам и клиентам информацию о деятельности конкурентов, о

новых товарах, динамике цен и т. п.

9. Услуги по управлению и консультационные услуги. Оптовик не редко

помогает розничным торговцам совершенствовать деятельность,

обучая их продавцов, принимая участие в разработке схемы

магазина и устройстве экспозиций, а также в организации систем

бухгалтерского учета и управления запасами.

В последние годы росту оптовой торговли способствовало несколько

значительных тенденций в экономике:

1) рост массового производства на крупных предприятиях, удаленных от

основных пользователей готовой продукции;

2) увеличение объемов производства впрок, а не для выполнения уже

поступивших конкретных заказов;

3) увеличение числа уровней промежуточных производителей и

пользователей;

4) обострение необходимости приспосабливать товары к нуждам

промежуточных и конечных пользователей с точки зрения количества, упаковки

и разновидностей.

2.2. Виды предприятий оптовой торговли

Всех оптовиков можно разбить на четыре группы, указанных в таблице 4.

Таблица 4.

Классификация оптовых торговцев.

|Оптовики-купцы |Брокеры и |Оптовые |Разные |

| |агенты |отделения и |специализированные |

| | |конторы |оптовики |

| | |производителе| |

| | |й | |

|1.Оптовики с полным |1.Брокеры |1.Сбытовые |1.Оптовики-скупщики |

|циклом обслуживания: |2.Агенты |отделения и |сельхозпродуктов |

|1.1.Торговцы оптом | |конторы |2.Оптовые нефтебазы |

|1.2.Дистрибьюторы товаров| |2.Закупочные |3.Оптовики-аукционис|

|промышленного назначения | |конторы |ты |

|2.Оптовики с ограниченным| | | |

|циклом обслуживания: | | | |

|2.1.Оптовики, торгующие | | | |

|за наличный расчет без | | | |

|доставки товара | | | |

|2.2. | | | |

|Оптовики-коммивояжеры | | | |

|2.3. | | | |

|Оптовики-организаторы | | | |

|2.4. | | | |

|Оптовики-консингнанты | | | |

|2.5.Сельскохозяйственные | | | |

|производственные | | | |

|кооперативы | | | |

|2.6. | | | |

|Оптовики-посылторговцы | | | |

Оптовики-купцы приобретают право собственности на товар (50% общего

оптового оборота). Брокеры и агенты не берут на себя права собственности на

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.