реферат, рефераты скачать
 

Управление маркетинговой деятельностью


в таблице 2.1.5.

Таблица 2.1.5.

Анализ структуры затрат на производство

|Элементы затрат |Удельный вес, % |Отклонение (+, -)|

| |1999 г. |2000 г. | |

|1.Материальные затраты |85,2 |75,9 |-9,3 |

|2.Расходы на оплату труда|8,7 |14,6 |5,9 |

|4.Отчисления на соц.нужды|3,1 |5,2 |2,1 |

|5.Амортизация ОФ |0,1 |1,0 |0,9 |

|6.Прочие затраты |2,9 |5,3 |2,4 |

|Себестоимость продукции |100 |100 |- |

Из данной таблицы видно, что в составе себестоимости выпускаемой

продукции наибольший удельный вес занимают материалы –75,9%, заработная

плата - 14,6%, отчисления на соц.нужды –5,2%. Следует отметить, что

стоимость материалов искусственно занижена в результате оприходования

экспортируемого сырья по курсу Национального Банка, который на начало 2000

г. был в три раза ниже рыночных котировок.

К положительным тенденциям относится опережающий рост заработной платы по

сравнению с инфляцией (таблица 2.1.6.)

Таблица 2.1.6.

Анализ уровня оплаты труда работников предприятия

|№ п/п |Период |Средняя |Темп роста к|Инфляция за |Коэффициент |

| | |з/пл., |прошлому |год (к |соотношения |

| | |тыс.руб. |году, % |прошлому |темпов роста |

| | | | |году), % |з/пл. к |

| | | | | |инфляции |

|1 |2 |3 |4 |5 |6 |

|1. |1998 г. |5652 |- |- |- |

|2. |1999 г. |15684 |277,5 |181,7 |1,5 |

|3. |2000 г. |66103 |421,5 |351,2 |1,2 |

Рентабельность собственного капитала равна 52,4% в 2000 г. Этот

достаточно высокий показатель свидетельствует о том, что предприятие

способно возмещать капитал, - необходимое условие существования и роста

предприятия. В итоге выплачиваются дивиденды на приобретенные акции,

уровень дивидендов составил 7,8% в 2000 г., что способствует повышению

имиджа и инвестиционной привлекательности.

Рентабельность реализованной продукции в 2000 г. увеличилась и составила

50,1%, (в 1999 г. – 42,0%). Решающее влияние на это оказало снижение

себестоимости реализованной продукции.

Производственные мощности предприятие полностью не загружены, поскольку в

последнее время наблюдалось некоторое падение объема продаж и в связи с

этим было принято решение о снижении выпуска швейной продукции (так,

коэффициент использования производственных мощностей в 2000 г. – 0,95, и в

1999 г. –0,95). Вместе с тем, предприятие в ближайшее время не планирует

увеличить объемы выпуска продукции. Внутренний рынок не насыщен данной

группой товаров, однако в силу низких доходов населения не является

привлекательным. Внешний рынок также не является привлекательным, во-

первых, он характеризуется высокой степенью конкуренции, во-вторых, в

соответствии с административным регулированием курсов валют, экспорт

продукции стал невыгодным. Деловую активность предприятия как субъекта

хозяйствования характеризуют коэффициенты оборачиваемости и,

соответственно, продолжительность оборота капитала. Продолжительность

оборота в 1998г. составила 136 дней, в т. ч. дебиторской задолженности 44

дня. Относительно высокая величина данного показателя объясняется отсрочкой

оплаты стоимости реализуемой продукции торговым предприятиям.

В 2000 г. продолжительность оборота оборотных средств уменьшилась до 89

дней или на 34,4%, значительно повысился коэффициент оборачиваемости

кредиторской задолженности. Вместе с тем, достаточно высоким остается

показатель оборачиваемости готовой продукции, и именно в данном направлении

предприятию предстоит работать.

Конкурентоспособность ОАО «Элема», ее потенциал в деловом сотрудничестве

в значительной мере зависит от финансового состояния, т.е. от структуры

капитала и платежеспособности.

Анализ динамики состава и структуры имущества дает возможность

установить размер абсолютного и относительного прироста или уменьшения

всего имущества предприятия или отдельных его видов. Прирост (уменьшение)

актива свидетельствует о расширении (сужении) деятельности предприятия.

Основными составляющими постоянных активов (внеоборотных активов) на

конец 2000 года являются основные средства 47,38% или 6677180 млн.руб.,

хотя их доля в структуре активов увеличилась в 3,2 раза по сравнению с 1999

годом, а доля незавершенного капитального строительства уменьшилась на

38.95 п.п и составила на конец отчетного периода 1381 млн. руб. Это

объясняется тем, что на фабрике не ведется капитальное строительство,

реконструкция цехов также не проводится, а увеличение доли основных средств

связано с осуществлением инвестиций в основные фонды.

Оборотные средства в активе баланса занимают большую часть (52,55% в 2000

г., 54,12% в 1999 г.), что является положительной тенденцией, т.к.

маневренность предприятия повышается.

Наименьший удельный вес в составе текущих активов занимают краткосрочные

финансовые вложения. Следствием такого положения является высокая

платежеспособность и сильная финансовая устойчивость (независимость от

внешних кредитов).

Наиболее мобильная часть актива - денежные средства на конец 2000 года -

резко увеличилась (с 202475 млн.руб. на конец 1999 года до 393378 млн.руб.

на конец 2000 года). Наряду с этим доля дебиторской задолженности также

резко увеличилась в 2000 году на 1.26 п.п. по сравнению с 1999 годом.

Анализ структуры краткосрочных активов дает основание предполагать, что в

течение 2000 года продукция отгружалась неплатежеспособным клиентам. Данный

вывод сделан на основе сравнения роста дебиторской задолженности и

постепенного снижения запасов готовой продукции на складе. Наряду с этим

к отрицательной стороне структуры капитала относится также значительный

удельный вес готовой продукции в текущих активах.

Что касается структуры денежных средств ОАО «Элема», то основной объем

финансовых ресурсов предприятия сосредоточен на расчетном счете. Убытков в

течение анализируемого периода не наблюдается.

Причины увеличения или уменьшения имущества предприятия устанавливают в

ходе изучения происшедших изменений в составе источников его образования.

Поступление, приобретение, создание имущества предприятие может

осуществлять за счет собственных и заемных средств, характеристика

соотношения которых раскрывает сущность его финансового положения. Так,

увеличение доли заемных средств, с одной стороны, свидетельствует об

усилении финансовой неустойчивости предприятия и повышении степени его

финансовых рисков, а с другой – об активном перераспределении (в условиях

инфляции и невыполнении в срок финансовых обязательств) доходов от

кредиторов к предприятию – должнику.

В течение анализируемого периода предприятие не привлекало долгосрочные

источники финансирования.

Так как предприятию в 2000 г. предоставляются зарубежными партнерами

товарный кредит сроком на 60 – 90 дней, в итоге в обороте находится

значительный удельный вес заемных средств.

Структура собственного капитала предприятия на протяжении исследуемого

периода не изменялась, основной составляющей собственных источников

финансирования является уставной капитал, доля которого в структуре

собственных составляла 89,2% в 2000 г., 87,6% в 1999 г. Увеличение

собственного капитала произошло за счет увеличения чистой прибыли.

Учитывая увеличение доли собственных средств в общей сумме источников и

увеличение накопленного капитала, можно охарактеризовать ОАО как надежного

заемщика при получении долгосрочного кредитования.

Значительные объемы запасов готовой продукции на складах в течении

отчетного года позволяют предположить, что фабрика производит продукцию не

пользующуюся чрезмерным спросом. В связи с этим можно предложить отказаться

от производства продукции, пролеживающей на складе в последнее время.

Рассматривая показатели рисков, необходимо обратить внимание на запас

финансовой прочности, коэффициент производственного левериджа, долю

переходящих запасов готовой продукции.

Предприятие имеет достаточно большой запас финансовой прочности, что

особо важно в условиях неопределенности, постоянно меняющейся конъюнктуры

рынка и конкуренции.

Соответственно небольшой коэффициент производственного левериджа

указывает на невысокое отношение постоянных расходов к переменным. Каждый

процент прироста (снижения) выпуска продукции при сложившейся структуре

издержек обеспечивает небольшой прирост (снижение) валовой прибыли.

Следует отметить увеличение риска, связанного с увеличением доли

переходящих остатков готовой продукции, в 2000г. прирост составил 31%.

Высокий уровень риска невостребованной продукции, возникающий вследствие

отказа потребителей покупать ее, связан, во-первых, с недостаточным

прогнозированием спроса на продукцию, во-вторых, с внешними причинами, и, в

первую очередь, с неплатежеспособностью населения.

Исходя из условий внешней среды, а также с учетом внутренних резервов,

основной стратегией ОАО «Элема» является выживание, цель которого адаптация

к ухудшающимся условиям рынка, сохранение потенциала предприятия и рынков

сбыта.

Таблица 2.1.7.

Анализ финансового состояния предприятия

|№ п/п |Показатели |1999 г. |2000 г. |Темп |

| | | | |роста,% |

|1 |2 |3 |4 |5 |

|Структура активов |

|1. |Общая стоимость имущества, |1317851 |2800525 |212,5 |

| |млн.руб. | | | |

|2. |В т.ч. долгосрочные |221101 |277308 |125,4 |

| |активы,млн.руб. | | | |

|2.1 |В % к общей стоимости |16,8 |9,9 |- |

| |имущества | | | |

|3. |Краткосрочные активы, |1096750 |2523217 |230,1 |

| |млн.руб. | | | |

|3.1 |В % к общей стоимости |83,2 |90,1 |- |

| |имущества | | | |

|3.2 |Из них материальные запасы и|627228 |2025701 |323,0 |

| |затраты, млн.руб. | | | |

Продолжение табл.2.1.7.

|3.2.1 |В % к текущим активам |57,2 |80,3 |- |

|3.3 |Денежные средства и |127617 |202478 |158,7 |

| |краткосрочные финансовые | | | |

| |вложения, млн.руб. | | | |

|3.3.1 |В % к текущим активам |11,6 |8,0 |- |

|3.4 |Средства в расчетах и прочие|341905 |295038 |86,3 |

| |оборотные активы | | | |

|3.4.1 |В % к текущим активам |31,2 |11,7 |- |

|4. |Соотношение оборотного и |5,0 |9,1 |183,4 |

| |основного капитала | | | |

|Структура пассивов |

|1. |Собственный капитал, |377368 |1551877 |411,2 |

| |млн.руб. | | | |

|1.2 |Коэффициент автономии, % |28,6 |55,4 |- |

|2. |Заемный капитал, млн.руб. |940483 |1248650 |132,8 |

|2.1 |Коэффициент финансовой |71,4 |44,6 |- |

| |напряженности, % | | | |

|3. |Собственные оборотные |156267 |127456 |815,6 |

| |средства, млн.руб. | | | |

|4. |Коэффициент обеспеченности |0,14 |0,51 |354,5 |

| |собственными оборотными | | | |

| |средствами | | | |

|5. |Коэффициент маневренности |0,41 |0,87 |198,3 |

| |собств. кап. | | | |

|Состояние активов |

|1. |Коэффициент изношенности |0,38 |0,35 |93,0 |

| |основных фондов | | | |

|2. |Коэффициент годности |0,62 |0,65 |104,8 |

| |основных фондов | | | |

|3. |Коэффициент обновления |0,15 |- |- |

| |основных фондов | | | |

|4. |Коэффициент выбытия основных|0,02 |- |- |

| |фондов | | | |

Продолжение табл.2.1.7.

|5. |Коэффициент прироста |0,15 |- |- |

| |основных фондов | | | |

|6. |Коэффициент оборачиваемости |2 |3,6 |180 |

| |капитала | | | |

|7. |Продолжительность оборота: | | | |

|7.1 |Всего капитала, дни |180 |100 |55,6 |

|7.2 |Оборотного капитала, дни |136 |89 |65,6 |

|7.2.1 |В т.ч. в запасах |36 |21 |58,3 |

|7.2.2 |МБП, незавершенное |4 |5 |125,0 |

| |производство | | | |

|7.2.3 |Готовая продукция |42 |39 |92,9 |

|7.2.4 |Дебиторская задолженность |39 |16 |40,7 |

|Прибыль и рентабельность |

|1. |Балансовая прибыль, млн.руб.|238667 |1970111 |825,5 |

|2. |Темп роста балансовой |194,3 |825,5 |- |

| |прибыли, % | | | |

|3. |Доля чистой прибыли в общей |70,1 |71,4 |101,9 |

| |сумме балансовой прибыли, % | | | |

|4. |Доля затрат на производство |55,0 |62,4 |113,5 |

| |и сбыт в выручке от | | | |

| |реализации продукции, % | | | |

|5. |Уровень рентабельности, % : | | | |

|5.1 |продукции |66,6 |46,9 |- |

|5.2 |капитала |28,6 |95,7 |- |

|Производство и реализация продукции |

|1. |Темпы роста выручки в |317,3 |438,1 |- |

| |текущих ценах, % | | | |

|2. |Темпы роста затрат на |258,6 |497,0 |- |

| |производство и сбыт | | | |

| |продукции, % | | | |

|3. |Коэффициент обновления |- |0,32 |- |

| |продукции | | | |

|4. |Коэффициент использования |0,95 |0,95 |100,0 |

| |производственных площадей | | | |

|5. |Материалоемкость, % |0,74 |0,80 |108,1 |

|Показатели рисков |

|1. |Изменение остатков готовой |-28,5 |+31,0 |- |

| |продукции на конец года, % | | | |

|2. |Коэффициент |1,71 |0,74 |- |

| |производственного левериджа | | | |

|3. |Зона безубыточности |83,3 |83,3 |- |

| |предприятия, % | | | |

|Показатели инвестиционной привлекательности предприятия |

|1. |Рентабельность собственного |52,4 |145,9 |- |

| |капитала, % | | | |

|2. |Чистая прибыль на одну |0,3 |2,6 |833,9 |

| |акцию, млн.руб. | | | |

|3. |Уровень дивидендов, % |7,8 |1,3 |- |

При рассмотрении основных аспектов хозяйственной и финансовой

деятельности ОАО «Элема», а также на основании систематизации и анализа

полученных данных можно сделать следующие выводы:

1.ОАО «Элема» является одним из лидеров по объемам выпускаемой швейной

продукции (в сопоставимых ценах) концерна «Беллегпром».

2.ОАО «Элема» относится к структурам рыночного типа, самостоятельно

формирует ассортимент и объемы выпускаемой продукции.

3.За рассматриваемый период наблюдалось снижение дебиторской

задолженности — одного из самых главных показателей, отражающих уровень

благополучия предприятий данного профиля;

4.Увеличение готовой продукции на складе говорит о слабом анализе рынка

и неквалифицированном планировании ассортимента продукции.

5.Предприятие является рентабельным, поскольку результаты от реализации

продукции покрывают издержки производства и образуют прибыль, достаточную

для нормального функционирования предприятия;

6.Показатели финансовой устойчивости, при их определении, находятся на

высоком уровне, что свидетельствует об эффективности осуществления

производственно – хозяйственной деятельности предприятия.

2.2. Анализ маркетинговой деятельности на ОАО «Элема»

Отдел маркетинга является самостоятельным подразделением ОАО «Элема» и

подчиняется заместителю директора по коммерческим вопросам. Отдел

маркетинга был создан в 1993 году, при этом существовавший ранее отдел

сбыта, в функции которого входил и сбыт и снабжение, был разделен на два

отдела: отдел снабжения и отдел маркетинга. Уже один этот факт говорит о

том, что произошло простое разделение функций снабжения и сбыта, а не

организация отдела маркетинга как основополагающего подразделения

предприятия.

В отделе маркетинга работают 8 человек, структура отдела имеет следующий

вид

Рисунок 2.2.1 - Структура отдела маркетинга.

Функции, выполнение которых входит в обязанности работников отдела,

оговорены в должностных инструкциях соответственно занимаемым должностям. В

отделе действуют четыре должностные инструкции:

-начальника отдела;

-заместителя начальника;

-товароведа;

-инженера по рекламе.

Данные должностные инструкции были составлены несколько лет назад. В

основном права, обязанности и ответственность работников, оговариваемые в

действующих инструкциях, соответствуют действительности и выполняются.

По существующему на предприятии «Положению об отделе маркетинга» на

данный отдел возложено выполнение следующих функций и задач:

1) задачи

- координация работы производственных и коммерческих служб с целью

удовлетворения запросов потребителей и получения прибыли;

- выработка стратегии и тактики предприятия на потребительском рынке с

помощью маркетинговых программ.

2) функции

- обеспечение своевременного заключения договоров, квартальных графиков

поставки продукции;

- организация сбыта продукции в соответствии с заключенными

договорами;

- участие в разработке ценовой политики предприятия;

- организация работы по рекламе выпускаемой продукции, изучению рынка

сбыта;

- контроль за выполнением экспортных заказов, расширение

внешнеэкономических связей;

- обеспечивает первоочередную поставку в фирменный салон-магазин фабрики

нового ассортимента выпускаемой продукции для изучения покупательского

спроса.

В составе аналитической функции маркетинга, данным отделом проводятся

следующие мероприятия:

1) Поскольку изучение рынка не представляется отделу маркетинга

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.