| |||||
МЕНЮ
| Интеграционные процессы в Западной ЕвропеИнтеграционные процессы в Западной ЕвропеМИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ТОРГОВЛИ РФ РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ САРАТОВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) по международным экономическим отношениям ТЕМА: «Интеграционные процессы в Европе» Выполнила: студентка 2 ВЭД Ермоленко Ю. А. № ВДС – 01009 Проверил: Фёдоров Б. П. САРАТОВ, 2002 Содержание Введение……………………………………………………………………….3 ГЛАВА 1. Международная экономическая интеграция ……………………6 1. Объективные основы и этапы экономической интеграции …………6 2. Особенности развития западноевропейской экономической интеграции ……………………………………………………………..10 3. Европейская ассоциация свободной торговли………………………..15 ГЛАВА 2. Особенности развития Западноевропейской экономической интеграции……………………………………….19 2.1. Институциональное оформление западноевропейской интеграции..19 2. Единый внутренний рынок ЕС в условиях новой валюты………….22 ГЛАВА 3. Экономические отношения России с ЕС………………………..27 1. Экономическая и финансовая политика руководства ЕС………….27 2. Политика экономического сотрудничества ЕС со странами Восточной Европы и Россией……………………….....29 Заключение…………………………………………………………………….35 Список литературы……………………………………………………….…...36 Введение Развитие интеграционных процессов является важнейшей характеристикой современного мирового хозяйства. Процессы международной экономической интеграции заметно активизировались во второй половине XX века в различных регионах земного шара. Международную экономическую интеграцию (МЭИ) можно определить как процесс хозяйственно-политического объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, взаимодействия их воспроизводственных структур на различных уровнях и в различных формах. Интернационализация хозяйственной жизни во второй половине XX века стала ведущей тенденцией развития современного мирового хозяйства. Одна из основных тенденций глобальной интернационализации мирового хозяйства как результата развития международного разделения труда и международной кооперации производства проявляется в образовании обширных зон влияния той или иной державы или группы наиболее развитых стран. Эти страны и группы государств становятся своеобразными интеграционными центрами, вокруг которых группируются другие государства, образуя своеобразные материки в океане мирохозяйственных связей. На рубеже 1999 г. в условиях хозяйственной деятельности в
большинстве стран Европейского союза (ЕС) произошли кардинальные изменения. 1 января 1999 года вошло в историю как день рождения новой валюты – евро. В течение первых трёх лет она существовала лишь в осязаемой, электронной форме. Но затем в обращении появились новые банкноты и монеты, а знакомые в течение многих десятилетий германская марка, французский франк, итальянская лира, голландский гульден, бельгийский (и люксембургский) франк, испанская песета, португальский эскудо, ирландский фунт, австрийский шиллинг, и финская марка бесследно исчезнут, оставшись лишь анналах экономической истории. Создание одиннадцатью государствами европейского Союза единой коллективной валюты – это не одномоментная техническая операция, подобная, скажем, пережитому нами в 1998 году обмену старых рублей на новые. В отличие от российской деноминации введение евро имеет три глубоких измерения – прошлое, настоящее и будущее. Единая валюта – это высший из достигнутых к настоящему времени этапов
европейской интеграции. Интеграция, в свою очередь, представляет собой
апогей длительной исторической эволюции Западной Европы - её экономики,
социальных отношений, политического устройства, Европа шла к евро почти две
тысячи лет. На рубеже 1999 г. в условиях хозяйственной деятельности в
большинстве стран Европейского союза (УС) произошли кардинальные изменения. Такой шаг существенно продвигает вперёд процесс интеграции, ибо складывающийся единый внутренний рынок ЕС уже не мог опираться на различные денежные системы, остающиеся в национальном подчинении. Это сохраняло бы внутри ЕС очевидные различия в организации кредитов, расчётов, курсовой политики, а следовательно, и связанные с этим валютные риски, задержки платежей, различия в налогах и ценах и разнобои во внешней валютной политике. С переходом к евро ЕС превращается в мощную и консолидированную валютную зону, способную дополнительно стимулировать экономический рост, заметно снизить операционные расходы предприятий и на равных соперничать с американским долларом и йеной. Именно поэтому европейский бизнес, особенно крупный, с самого начала активно поддержал переход к новой валюте. А впрочем, её позитивно приняло и общественное мнение стран-участниц. ГЛАВА 1. Международная экономическая интеграция 1. Объективные основы и этапы экономической интеграции Экономическая интеграция создает условия для ускорения
интернационализации производства стран — участниц этого процесса,
выравнивания их основных социально-экономических параметров. Схематично
процессы, ведущие к экономической интеграции, можно выразить следующей
взаимосвязанной (с обратной связью) цепочкой: развитие производительных сил международное разделение труда интернационализация производства и
капитала , рассчитанная с учетом
стандарта покупательной способности, где за базу принята средняя величина
для 15 стран ЕС, распределяется следующим образом. Выше средней находятся Бюджет ЕС имеет специальные шесть статей, предназначенные для
финансирования экономической политики Сообщества, в том числе две из них -
непосредственно по обеспечению развития промышленности через
соответствующие фонды. Например, по статье "Структурные действия"
финансируются фонды социального, регионального развития, сельского
хозяйства и фонд сплочения (выравнивания социально-экономических
показателей). Последний предусмотрен для тех стран - членов ЕС, в которых
величина ВНП на душу населения не превышает 90% среднего показателя по 2. Политика экономического сотрудничества ЕС со странами Восточной Европы и Россией. Длительный период идеологического, экономического и военно- политического противостояния двух общественных систем на европейском континенте предопределил и различный подход, теоретическое понимание и саму практику обеспечения организационно-структурных и экономических систем хозяйствования, в том числе и в условиях интеграционных процессов. Некогда экономически развитые страны бывшего социалистического лагеря Вместе с тем политика руководства западноевропейского Союза
относительно принятия стран Восточной Европы в Сообщество вызывает много
вопросов. Речь, в частности, идет о перенесении всех социально-
экономических проблем и последствий для вновь вступающих стран из Восточной Ориентация на развитие экспорта и импорта обеспечили рост оборота
внешней торговли. Экспорт в 1995 г. на 56% превышал низший уровень 1991 г. Основной формой экономического, в том числе и финансового,
сотрудничества стран Восточной Европы и Евросоюза стали ассоциативные
отношения, предусматривающие создание между сторонами в течение 10 лет зоны
свободной торговли промышленными товарами путем постепенной взаимной отмены
таможенных пошлин и других барьеров. На протяжении 1991-1992 гг. каждой
страной Восточной Европы было подписано об этом соглашение с ЕС. Оно
предусматривает политику наибольшего благоприятствования для
восточноевропейских стран с их менее конкурентоспособной промышленностью. В
частности, ЕС приняло обязательство в одностороннем порядке отменить свои
таможенные барьеры для товаров из этих страд на протяжении первых 5 лет (из Складывающиеся экономические отношения между странами Восточной Европы Еще более значительного увеличения (с 25 до 60 млрд. экю) потребовала
бы поддержка отсталых регионов и стран с более низким уровнем среднедушевых
доходов (доход на душу населения в странах Восточной Европы сегодня
составляет в среднем около трети среднего по ЕС). Такое бюджетное бремя
является препятствием для членства стран Центральной и Восточной Европы в Представители восточноевропейских стран приглашаются на заседания
рабочих органов ЕС для информации или совместного обсуждения вопросов
общеевропейской значимости (транспорт, экология, миграция населения и др.). Создаваемые механизмы вхождения стран Центральной и Восточной Европы в
общий рынок ЕС, с одной стороны, практически блокируют торговые интересы После распада СЭВ экспорт и импорт России и стран Восточной Европы
перестали играть ощутимую роль в экономики нашей страны. Доля их в общем
объеме торговли России со странами дальнего зарубежья составила в 1996 г. Так, Чехия в 1996 г. закупила на Западе машин и оборудования на сумму в Таким образом, закладывается противоречие между Россией как партнером каждой восточноевропейской страны и странами - членами ЕС с их правами и обязательствами по "защите" интересов Сообщества, при одновременном поддержании умеренного курса экономического сотрудничества с третьими странами, в том числе и с Россией. В основе этого "особого" курса лежит все та же геополитическая задача: устранить Россию как главного конкурента из всех жизненно важных Несмотря на совместно (ЕС и Россия) провозглашенные цели, намерения и декларации, а также заявления руководства ЕС и лидеров ведущих стран - членов Евросоюза об их стратегии на установление равноправного экономического партнерства с Россией, реальная практика свидетельствует об обратном. Общий рынок ЕС для российских товаров остается закрытым. Парадоксальная ситуация: страны ЕС за последние годы резко увеличили
свои экспортные поставки в Россию, особенно машин, оборудования,
продовольствия и текстильных товаров. Однако доля России в товарообороте в
целом по Евросоюзу в 1995 г. составляла всего лишь 3%, а среди внешних
партнеров ЕС Россия занимала восьмое место. К середине 90-х гг. доля
импортного продовольствия, в том числе из ЕС, превысила две пятых
потребления в России, что негативно сказалось на развитии российского
сельскохозяйственного производства и продовольственном внутреннем рынке. Практика торговли продукцией высокотехнологических отраслей показывает
сдержанность, а порой и откровенное давление на соответствующие организации Политика ЕС дестабилизирует внешнеэкономическую и торговую деятельность Принятый в мае 1996 г. План действий ЕС для России (на уровне министров иностранных дел), за исключением пункта о "возможности введения зоны свободной торговли между ЕС и Россией", выдаваемый как новый, конструктивный подход к экономическому сотрудничеству, остается пока декларацией о намерениях. Конечно, эти затянувшиеся- "намерения" перекрываются, в частности, деятельностью международных банковских кругов по выделению кредитов и перенесению сроков уплаты долгов кредиторам, реальными мерами относительно вступления России в ВТО. России предстоит тщательно взвесить ситуацию и выработать стратегическую линию своего поведения. Заключение Несмотря на все проблемы и опасности, решение о создании ЭВС является бесповоротным. Возможные трудности в его дальнейшем развитии будут решаться любыми путями, кроме роспуска ЭВС, так как это чревато самыми драматическими последствиями для Европы в целом. Будущая международная роль евро будет определяться тем, насколько
успешно участникам экономического и валютного союза удастся провести
необходимые реформы их финансовых и социально-экономических систем. Многое
зависит также от дальнейшего развития их экономики и её международной
конкурентоспособности. Возникновение евро ни в коей мере не противоречит
интересам России. Как партнер Европейского союза, имеющий обширные и тесные
экономические связи с ним, наша страна заинтересована в успехе
предпринятого нашими западноевропейскими соседями смелого шага. Итак, наши экономические отношения со странами ЕС получили хороший импульс к развитию после ратификации в 1997 г. Соглашения о партнёрстве и сотрудничестве между Россией и ЕС. Существующая договорно-правовая база этих отношений, думается, уже может быть признана в целом достаточной для того, чтобы основное внимание партнёров было сосредоточено на решении конкретных практических задач взаимодействия. В заключении хотелось бы подчеркнуть: перспективы дальнейшего сближения России с ЕС, создания зоны свободной торговли между ними и превращение РФ в органическую часть общеевропейского экономического пространства зависят не только от эффективности внешнеэкономической политики, но и в наибольшей мере – от успешности решения внутренних антикризисно-реформационных проблем. Список литературы 1. Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения, 2000 г., С. 253 - 264. 2. Колесов В. П., М. Н. Осьмова // Мировая экономика. Экономика зарубежных стран / М, 2000 г. 3. Рыбин В. И. // Новая единая европейская валюта евро / М, 1998 г. 4. Шемятников В. Г. // ЕВРО «Две стороны одной медали» / 1998 г. 5. Лесняков Г. Стратегия западноевропейской интеграции и отношение к России // Экономист / 1998, 1. 6. Менаев В., Шмелёв Н. Экономические отношения России и ЕС, заглядывая в XXI век // РЭЖ / 1999, 8 7. КОРИНФ / 2000, 39 8. КОРИНФ /2002, 6 9. КОРИНФ /2002, 7 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|