реферат, рефераты скачать
 

Интеграционные процессы в развивающемся мире


p> Во-первых, переход к единым таможенным пошлинам и совместному осуществлению координационных мер требует существенного пересмотра подходов к развитию многих отраслей национальной экономики в каждой стране. Во- вторых, необходима координация развития отдельных отраслей на макроэкономическом уровне, что ведет к появлению новых различных проблем в других сферах деятельности. В-третьих, возникает потребность в переговорах по согласованию не только таможенно-тарифной политики, но и координации или приспособления внутренних рынков к возникающим общим интересам. В этой связи встает вопрос о создании наднациональных органов, которые будут разрабатывать, координировать, контролировать деятельность отдельных сфер внешней торговли и производства. Реальные ТС вряд ли могут обойтись без этого.

Необходимо отметить также следующее. Функционирование ТС отнюдь не предполагает унификацию таможенно-тарифной политики для всего спектра производимых и потребляемых товаров. В сферу интеграционной деятельности на этом этапе постепенно попадают самые различные отрасли и секторы экономики.
Это вполне объяснимо, так как главную роль получает движение на микроуровне, обеспечивающее производственную интеграцию. Интеграция происходит и в валютно-финансовой области, но валютно-финансовое сотрудничество, особенно на первых порах, не является авангардным. Оно скорее играет роль обслуживающего фактора. Как правило, в рамках ТС создаваемые финансовые институты, банки, страховые компании играют второстепенную роль.

Как показывает практика, вне сферы ТС и его общей таможенно-тарифной политики остаются такие крупные направления, как оборонная промышленность, отдельные отрасли энергетики и др.

• Качественно более высокой ступенью интеграции является единый рынок
(ЕР). К настоящему времени этот этап интеграционного развития реализован в
Европейском Союзе, на основе опыта которого могут быть сделаны практические выводы и оценки. Не исключено, что в перспективе, по мере продвижения вперед других подобных интеграционных структур, возникнут новые ситуации, присущие этим группировкам, которые будут иметь определенные отличия от практики ЕС. Перерастание ТС в единый рынок обусловливается как чисто экономическими факторами, так и политическими. Несмотря на исчезновение в определенной мере тарифных препятствий по обмену, существуют и нетарифные: различия в технических нормах, законодательная защита национальных марок товаров и т.д. Именно при создании ТС, например, в Европе, не предвиделось возникновения подобных трудностей. В период особенно слабого роста вставал вопрос о национальных интересах и т.д. Эксперты подчеркивают, что создание
"действительно единого" внутреннего рынка требует гармонизации большого количества законодательств и норм, касающихся многих сфер деятельности.

Опыт показывает, что согласование широкого круга вопросов является весьма сложным делом и добиться консенсуса удается не всегда. Для достижения успеха необходимы новые подходы и методы в управлении, значительное усиление наднациональных интересов.

Для создания ЕР необходимо реализовать 6-7 обязательных крупных задач, что невозможно осуществить в рамках ТС. Однако именно ТС, во-первых, упраздняя таможенные пошлины между государствами-членами и, во-вторых, разрабатывая единую торговую политику по отношению к третьим странам, создает предпосылки перехода к ЕР. Третья задача — разработка общей политики развития отдельных отраслей и секторов экономики. Выбор их должен осуществляться исходя из того, насколько это важно для последующего закрепления интеграции, каков будет социальный резонанс после принятия соответствующих мер, как это отразится на нуждах и потребностях конкретного потребителя. Не случайно в ЕС при переходе к ЕР в качестве избранных сфер были определены сельское хозяйство и транспорт. Четвертая задача — создание условий для свободного движения капитала, рабочей силы, услуг и информации, дополняющих беспрепятственное перемещение товаров.

Необходимо обозначить и следующую пятую задачу, решаемую при создании
ЕР: формирование общих фондов содействия социальному и региональному развитию, что подразумевает "поворот" непосредственно к интересам и нуждам потребителя, ориентацию на удовлетворение "потребностей на местах", позволяющую реально ощутить преимущества интеграционных процессов. Эти экономические шаги обусловливают согласование серьезных мер по гармонизации и унификации национальных законов. При этом особое место отводится введению системы мер, предотвращающих нарушения норм, регулирующих конкуренцию.
Естественно, тем самым предопределялась необходимость формирования специальных, в том числе наднациональных, органов управления и контроля. В
ЕС это — Европарламент, Совет Министров, Еврокомиссия, Суд, Европейский
Совет. Другие интеграционные группировки, вероятно, будут иметь иные органы управления и контроля. Задачи, которые, как свидетельствует опыт ЕС, предстоит решать интеграционным группировкам, потребуют создания и использования соответствующего инструментария.

• Строительство ЕР должно завершиться созданием подлинно единого экономического, правового и информационного пространства и дать импульс для перехода интеграционной группировки к качественно новой ступени — экономическому союзу (ЭС). Функционирование ЭС в настоящее время в схематичном виде выглядит следующим образом. Основные направления политики стран-членов и Союза определяются совместно в виде решений Совета Министров стран-членов, который также следит за ходом экономического развития каждой страны и Союза в целом. При несоответствии экономической политики какой- либо из стран основным направлениям ЕС или в случае, если ее проведение препятствует нормальному функционированию ЭС, Совет Министров принимает необходимые меры. Так, например, страны-члены должны избегать чрезмерного дефицита государственного бюджета, и за этим установлен контроль.

Что касается Валютного Союза, то с началом последнего этапа формирования ЭВС предусматривается проведение единой валютной политики, введение единой валюты — ЕВРО, создание нового института — Единого
Центрального Банка, который вместе с Центральными банками стран-членов образует Единую систему центральных банков стран, входящих в ЭВС.

ГЛАВА II. РАЗВИВАЮЩИЕСЯ СТРАНЫ

В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ

Подсистема развивающихся стран включает 4/5 всех стран мира. В них проживает более 80% населения Земли. Экономическое состояние развивающихся стран, их проблемы непосредственно сказываются на подавляющей части человечества. К этой подсистеме относятся все азиатские страны, кроме
Японии, Южной Кореи и Израиля, все страны Африки, исключая ЮАР, а также страны Латинской Америки. Их характеризуют чрезвычайно пестрый облик, разные условия и уровни социального и экономического развития. Вместе с тем существует ряд признаков, которые объединяют развивающиеся страны в особую группу государств. Общность этих признаков имеет социальные, экономические и исторические корни.

Один из важнейших критериев выделения развивающихся стран в отдельную мировую подсистему — их слаборазвитость и отсталость.

Слаборазвитость выражается в качественной неоднородности и системной неупорядоченности общества, состоящего из различных экономических и неэкономических институтов современного и традиционного типов, а также переходных промежуточных институтов.

Отсталость отражает состояние хозяйства этих стран, которое характеризуется низким уровнем развития производительных сил. Исторически отсталость выражается в виде отставания в развитии одного типа общества от другого в момент колонизации стран Азии, Африки и Латинской Америки. По некоторым оценкам, соотношение ВВП на душу населения между метрополиями и колониями в тот период было равно примерно 2:1 в пользу Запада.
Колонизаторы, захватив колонии и подчинив их нуждам метрополий, превратили отставание в хроническую отсталость развивающихся стран. В 1950 г. в
Третьем мире были районы, где уровень жизни был ниже, чем в 1800 г., например в Китае. По оценкам в целом в 1950 г. уровень жизни в развивающихся странах был такой же, как в 1800 г., или, в лучшем случае, только на 10—20% выше.

Отсталость привела к расширению первоначального разрыва в уровнях экономического развития. В середине 90-х годов текущего столетия разрыв между двумя группами стран составил 20:1, а в 1985 г. - 19,2:1.

Следовательно, отсталость развивающихся стран имеет два аспекта — общеисторический и современный, связанный с низким уровнем развития.
Общеэкономическое отставание дополняется диспропорциональностью всего воспроизводственного процесса, проявляется в дезинтегрированности хозяйственных секторов, в конкретных формах отставания.

Отсталость развивающихся стран порождает специфику их социальных и экономических проблем. Решение каждой из них — обеспечение экономического роста, занятости, распределения и т.д. — предполагает особые подходы, которые отличны от используемых в промышленно развитых странах.

Отсталость развивающихся стран предопределяет их зависимость от промышленно развитых государств Запада. Экономическое развитие колоний определялось не нуждами последних, а нуждами метрополий, вывозивших сырье из них. Потребности метрополий в сырье определяли динамику экономического развития колоний, т. е. импульсы экономического развития шли из западных стран. Положение мало изменилось в последние десятилетия. В 1989 г. в годовом обзоре ЮНИДО отмечалось: «Имеются серьезные признаки того, что развивающиеся страны в течение определенного времени будут скорее в роли воспринимающих мировые структурные сдвиги, чем генератором собственных на базе внутренней динамики индустриализации».

Зависимое развитие проявляется во внешнеэкономических отношениях развивающихся стран. Отсталая структура экономики, низкий уровень производительных сил, их традиционно, аграрно-сырьевая специализация, колониальное прошлое обусловили внешнеэкономическую ориентацию развивающихся стран на индустриальные государства Запада. Их внешнеэкономические связи развиваются преимущественно по линии Юг-Север.
Низкий уровень производительности труда приводит к несоответствию индивидуальных затрат развивающихся стран общественно необходимым международным. Это ведет к потере этими странами в процессе обмена части прибавочного продукта, что объективно отражается в пропорциях и динамике мировых цен.

Неблагоприятные условия конкуренции нередко используются ТНК, глубоко проникшими в экономику многих стран, для навязывания развивающимся государствам монопольных цен, которые отклоняются вниз при закупке и вверх при продаже от преобладающих общемировых. Так происходит на тех рынках, где доминирование или сговор ТНК позволяет им ломать механизм конкуренции и улавливать дополнительную прибыль.

В итоге зависимость проявляется в отношениях доминирования и подчинения, которые в последние десятилетия реализуются экономически. Она охватывает многие виды связей между индустриальными и развивающимися странами, воздействует на политику, идеологию, культуру. Это, однако, не означает, что центры капитализма управляют процессами развития стран
Третьего мира. Степень зависимости каждого конкретного государства может меняться — ослабевать или усиливаться. Во многом это обусловлено состоянием мирового хозяйства, характером экономической и социальной политики развивающихся стран, способствующей развитию либо «филиальной», либо национальной экономики.

Развивающиеся страны отличаются от промышленно развитых социальной структурой общества. Деление на классы не всегда профилирует их социальную структуру. Социальные организмы особенно афро-азиатских стран включают в себя различные образования — классовые, неклассовые (этнические, религиозные, кастовые и другие общности) и внеклассовые (пауперизированные слои, утратившие регулярную связь с общественным производством).
Становление товарных отношений в этих странах сопровождалось распространением деклассирования. Это связано с тем, что при затяжной трансформации представители низших укладов выталкивались из привычной экономической среды, лишались традиционных источников существования.
Взаимодействие между всеми этими образованиями сложное и неустойчивое.
Неклассовые и внеклассовые элементы социальной структуры накладывают отпечаток на общественное развитие в целом. Необходимость обеспечения экономического прогресса при огромных нищете и голоде приводит к периодическим резким обострениям социальной обстановки, что находит выражение в отменах политической демократии, в репрессиях сверху и в различных вариантах действий снизу — в выступлениях низов вплоть до проявления экстремизма, погромов и индивидуального террора.

Развивающиеся страны в отличие от западных государств еще не преодолели общинный тип социальности, восходящий к родовому строю. Он определяется личностным характером социальных отношений, связями, основанными на родстве, соседстве, роде, племени и т.д. В целом ряде стран
Третьего мира не сформировалось разветвленное и прочное гражданское общество — социально организованная структура, состоящая из самодеятельных организаций добровольного членства. Как известно, институты гражданского общества выполняют в социальной жизни структурообразующую роль. В развивающихся странах становление современного хозяйства и рост государственного аппарата значительно обгоняют формирование институтов гражданского общества. Элементы гражданского общества, возникшие на самостоятельной основе, еще не образуют целостной и единой системы.
Гражданское общество еще не вычленилось из государственных структур. До сих пор преобладают вертикальные социальные связи при слабых горизонтальных.

Социальность общинного типа доминирует в традиционных секторах.
Стремление удержать общинные принципы социальности усиливается, когда разрушается изолированность традиционных социальных преобразований. Данные явления отмечаются в африканских, азиатских и латиноамериканских государствах.

Развивающиеся страны отличаются от стран Запада не только по социально- экономической структуре, уровню экономического развития. Общественные структуры этих стран развивались в рамках различных локальных цивилизаций и содержат в себе разное социокультурное наполнение.

Таким образом, совокупность проблем отсталости, зависимости, многоукладности дает общую картину развивающихся стран. Экономика развивающихся стран отличается от промышленно развитых капиталистических стран как степенью развития, так и моделью производства и распределения материальных благ.

Задачи преодоления отсталости и зависимости в значительной мере цементируют связи внутри развивающегося мира и создают общие направления экономической и социальной политики, выявляют истоки, содержание и пределы их единства.


2.1. Социально-экономическая дифференциация развивающихся стран

Характерной чертой развивающегося мира выступает нарастающая неравномерность социально-экономического развития. Процесс экономической дифференциации усилился в 80—90-е годы. Он развивается по различным направлениям — уровням экономического развития; народно-хозяйственным структурам, положению в мировом хозяйстве. Неравномерность социально- экономического развития частично унаследована от колониального периода.


2.2. Появление новых индустриальных стран.
Расширение промышленного производства в метрополиях при недостаточной обеспеченности некоторых из них минеральными ресурсами стимулировало развитие соответствующих добывающих отраслей в колониях. Относительно невысокое содержание металлов, особенно цветных, требовало организации их переработки на месте, чтобы избежать больших транспортных расходов. Так,
Япония до Второй мировой войны создала в Корее крупные металлургические и химические производства, продукция которых вывозилась в метрополию.
Накануне Второй мировой войны Корея превосходила все азиатские страны, вместе взятые, по объему производимой продукции химии и черной металлургии.

В 1938 г. на 13 колоний, зависимых стран и территорий (Аргентина,
Бразилия, Гонконг, Египет, Индия, Колумбия, Малайзия, Мексика, Сингапур,
Таиланд, Филиппины, Корея) приходилось 73,3% продукции обрабатывающей промышленности всей зависимой периферии, в 1949 г. — 70,1%.

В 50—60-е годы появилось еще 10 стран (Венесуэла, Индонезия, Иран,
Марокко, Нигерия, Пакистан, Перу, Пуэрто-Рико, Саудовская Аравия, Чили), удельный вес которых в промышленном производстве развивающихся стран начал быстро расти и достиг в 1973 г. 17,2%. В последующие годы в силу политических потрясений в ряде перечисленных выше стран темпы промышленного производства всей группы замедлились и их удельный вес не изменился.

В 70-е годы повысилась доля латиноамериканских стран. Этот рост происходил на фоне довольно резкой неравномерности их экономического развития, и определялся несколькими странами, прежде всего Бразилией и
Мексикой. Среднегодовые темпы ВВП Бразилии в 60—70-е годы достигали 7,1%,
Мексики — 6,2%. В начале 80-х годов на территории этих стран производилось свыше 3/5 ВВП региона, а в начале 50-х годов — немногим более 2/5.

Подобные тенденции в этот период были характерны для стран Ближнего и
Среднего Востока, доля которых увеличилась с 15 до 19% ВВП стран Третьего мира. Такое ускорение развития объяснялось нефтяным бумом 70-х годов. В других регионах за исключением дальневосточных стран экономический рост оказался замедленным.

В ходе промышленного развития выделилась группа новых индустриальных стран (НИС). В 70—80-е годы для них были характерны более высокие темпы хозяйственного развития, превышающие аналогичные показатели других развивающихся и промышленно развитых стран. Ведущей отраслью экономического развития почти всех НИС стала обрабатывающая промышленность. Основной статьей экспорта практически всех НИС стали товары обрабатывающей промышленности. У 15 стран они превышают 50% их экспорта.

В экономическом развитии для большинства из них характерны тенденции, присущие зрелой капиталистической экономике. Идет процесс концентрации производства и капитала, формируется финансовый капитал. В наиболее развитых странах образовались ТНК. Особенно отчетливо это проявилось в
Южной Корее, Тайване, Сингапуре, Бразилии, Мексике, Аргентине.
Латиноамериканские НИС обладают более мощным экономическим потенциалом по сравнению с восточно-азиатскими. Но в азиатских НИС сформировался более широкий крут источников финансирования развития. В этой подсистеме развивающегося мира создавались преимущественно трудоемкие предприятия по выпуску массовой потребительской продукции. В латиноамериканских НИС основной упор был сделан на развитие материалоемких и капиталоемких отраслей в обрабатывающей и добывающей промышленности. В силу ряда факторов в 80-е годы латиноамериканские НИС оказались в кризисном состоянии: бремя долгов превысило возможности их погашения.

В 80-е годы появилось второе и третье поколения новых индустриальных стран, в их числе Малайзия, Таиланд, Индонезия, Индия, Филиппины.

Таблица 2.1.

Экономический прогноз по странам с развивающимся рынком на 1999 – 2002 годы

Эксперты "Deutsche Bank" подготовили прогноз, касающийся динамики ВВП
(I, %), уровня инфляции (II, %) и состояния платежного баланса по текущим операциям (III, млрд. долл.) в странах с развивающимся рынком, данные из которого приводятся ниже.

I

II III

Около 98% земель Египта покрыты пустынями, на остающиеся 2% пахотных земель очень плодородны - в год снимается несколько урожаев. Из-за нехватки земель, проблема занятости населения так и не была решена в стране с начала
20 в., несмотря на все попытки по развитию несельскохозяйственных отраслей.
Запасы минеральных ресурсов Египта также весьма ограничены. Поиски нефти начались еще в 1908 г., но существенных результатов удалось добиться только к 1970-ым гг. К началу 1980-х гг. Египет занял неплохие позиции в мире по объемам добычи нефти, хотя по меркам Ближнего Востока - этот показатель весьма скромен. В Исне, Хамравайне, Сафадже найдены наиболее крупные месторождения фосфатов. На Синайском полуострове ведется добыча угля. В
Восточной пустыне с 1967 г. добывают марганцевые руды. Близ Асуана добывают железную руду, ее поиск ведется близ оазиса аль-Вахат аль-Бахрия. В Египте найдены месторождения хромовых, урановых руд, золота.

Таблица 3.2.

Структура ВВП Египта в 1995-1999 г.
| |1995 |1996 |1997 |1999 |
|Сельское хозяйство |16% |17% |16% |17% |
|промышленность |34% |32% |31% |32% |
|сектор услуг |50% |51% |53% |51% |

Развитию собственной индустрии в 20 в. долгое время мешала политика открытого внутреннего рынка. Крушение колониальной британской империи и рост арабского национализма способствовали созданию и дальнейшему развитию промышленных отраслей.

Сельское хозяйство - важнейшая отрасль экономики Египта. Оно вносит существенный вклад в валовой национальный продукт, предоставляет работу большей части экономически активного населения, его продукция приносит немалые валютные поступления. Огромные трудозатраты и инвестиции были вложены в развитие ирригационной системы страны: строительство каналов, дамб, насосных станций, широко применяются пестициды и удобрения. В отличии от сельского хозяйства других развивающихся стран Африки, сельское хозяйство Египта носит не натуральный, а сугубо коммерческий характер.
Зерновые культуры составляют три четверти всего сельскохозяйственного производства. Остальная часть приходится на долю животноводства, овощеводства и плодоводства. Основная экспортная культура в сельском хозяйстве - длинноволокнистый хлопчатник. Под хлопковые плантации отведена пятая часть всех пахотных земель, этот сорт хлопок составляет основу экспортной торговли Египта. Третья часть мировых урожаев длинноволокнистого хлопчатника приходится на Египет, хотя в мировом производстве всего хлопка доля Египта составляет около 3%.

Таблица 3.3.

Внешняя торговля Египта в 1993/94 - 1999 гг. (млрд. дол. США).

Бразилия обладает крупными запасами полезных ископаемых: железной
(свыше 100 млрд. т.), марганцевой (100 млн. т.), урановой (265 тыс. т.) руд, значительными запасами бокситов, руд цветных металлов, угля (21 млрд. т.), алмазов, серебра, золота, нефти и др. Развитие транспортной инфраструктуры способствовало бы экономическому развитию страны. На материковом шельфе расположены месторождения нефти и природного газа.
Правительство и частные компании постоянно ведут разведку новых месторождений полезных ископаемых. Две трети страны покрыто лесами -
Бразилия располагает седьмой частью всех мировых лесных ресурсов. Основная масса лесов сосредоточена в Амазонии и приатлантической прибрежной зоне.
Развитие лесодобывающей отрасли тормозится слабо развитой транспортной инфраструктурой. Бразилия располагает огромным рыбопромышленным потенциалом, но его разработка ведется замедленными темпами и производительность данной отрасли, в целом, низка.

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.