| |||||
МЕНЮ
| Интеграционные процессы в развивающемся миреp> Во-первых, переход к единым таможенным пошлинам и совместному осуществлению координационных мер требует существенного пересмотра подходов к развитию многих отраслей национальной экономики в каждой стране. Во- вторых, необходима координация развития отдельных отраслей на макроэкономическом уровне, что ведет к появлению новых различных проблем в других сферах деятельности. В-третьих, возникает потребность в переговорах по согласованию не только таможенно-тарифной политики, но и координации или приспособления внутренних рынков к возникающим общим интересам. В этой связи встает вопрос о создании наднациональных органов, которые будут разрабатывать, координировать, контролировать деятельность отдельных сфер внешней торговли и производства. Реальные ТС вряд ли могут обойтись без этого. Необходимо отметить также следующее. Функционирование ТС отнюдь не
предполагает унификацию таможенно-тарифной политики для всего спектра
производимых и потребляемых товаров. В сферу интеграционной деятельности на
этом этапе постепенно попадают самые различные отрасли и секторы экономики. Как показывает практика, вне сферы ТС и его общей таможенно-тарифной политики остаются такие крупные направления, как оборонная промышленность, отдельные отрасли энергетики и др. • Качественно более высокой ступенью интеграции является единый рынок Опыт показывает, что согласование широкого круга вопросов является весьма сложным делом и добиться консенсуса удается не всегда. Для достижения успеха необходимы новые подходы и методы в управлении, значительное усиление наднациональных интересов. Для создания ЕР необходимо реализовать 6-7 обязательных крупных задач, что невозможно осуществить в рамках ТС. Однако именно ТС, во-первых, упраздняя таможенные пошлины между государствами-членами и, во-вторых, разрабатывая единую торговую политику по отношению к третьим странам, создает предпосылки перехода к ЕР. Третья задача — разработка общей политики развития отдельных отраслей и секторов экономики. Выбор их должен осуществляться исходя из того, насколько это важно для последующего закрепления интеграции, каков будет социальный резонанс после принятия соответствующих мер, как это отразится на нуждах и потребностях конкретного потребителя. Не случайно в ЕС при переходе к ЕР в качестве избранных сфер были определены сельское хозяйство и транспорт. Четвертая задача — создание условий для свободного движения капитала, рабочей силы, услуг и информации, дополняющих беспрепятственное перемещение товаров. Необходимо обозначить и следующую пятую задачу, решаемую при создании • Строительство ЕР должно завершиться созданием подлинно единого экономического, правового и информационного пространства и дать импульс для перехода интеграционной группировки к качественно новой ступени — экономическому союзу (ЭС). Функционирование ЭС в настоящее время в схематичном виде выглядит следующим образом. Основные направления политики стран-членов и Союза определяются совместно в виде решений Совета Министров стран-членов, который также следит за ходом экономического развития каждой страны и Союза в целом. При несоответствии экономической политики какой- либо из стран основным направлениям ЕС или в случае, если ее проведение препятствует нормальному функционированию ЭС, Совет Министров принимает необходимые меры. Так, например, страны-члены должны избегать чрезмерного дефицита государственного бюджета, и за этим установлен контроль. Что касается Валютного Союза, то с началом последнего этапа
формирования ЭВС предусматривается проведение единой валютной политики,
введение единой валюты — ЕВРО, создание нового института — Единого ГЛАВА II. РАЗВИВАЮЩИЕСЯ СТРАНЫ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ Подсистема развивающихся стран включает 4/5 всех стран мира. В них
проживает более 80% населения Земли. Экономическое состояние развивающихся
стран, их проблемы непосредственно сказываются на подавляющей части
человечества. К этой подсистеме относятся все азиатские страны, кроме Один из важнейших критериев выделения развивающихся стран в отдельную мировую подсистему — их слаборазвитость и отсталость. Слаборазвитость выражается в качественной неоднородности и системной неупорядоченности общества, состоящего из различных экономических и неэкономических институтов современного и традиционного типов, а также переходных промежуточных институтов. Отсталость отражает состояние хозяйства этих стран, которое
характеризуется низким уровнем развития производительных сил. Исторически
отсталость выражается в виде отставания в развитии одного типа общества от
другого в момент колонизации стран Азии, Африки и Латинской Америки. По
некоторым оценкам, соотношение ВВП на душу населения между метрополиями и
колониями в тот период было равно примерно 2:1 в пользу Запада. Отсталость привела к расширению первоначального разрыва в уровнях экономического развития. В середине 90-х годов текущего столетия разрыв между двумя группами стран составил 20:1, а в 1985 г. - 19,2:1. Следовательно, отсталость развивающихся стран имеет два аспекта —
общеисторический и современный, связанный с низким уровнем развития. Отсталость развивающихся стран порождает специфику их социальных и экономических проблем. Решение каждой из них — обеспечение экономического роста, занятости, распределения и т.д. — предполагает особые подходы, которые отличны от используемых в промышленно развитых странах. Отсталость развивающихся стран предопределяет их зависимость от промышленно развитых государств Запада. Экономическое развитие колоний определялось не нуждами последних, а нуждами метрополий, вывозивших сырье из них. Потребности метрополий в сырье определяли динамику экономического развития колоний, т. е. импульсы экономического развития шли из западных стран. Положение мало изменилось в последние десятилетия. В 1989 г. в годовом обзоре ЮНИДО отмечалось: «Имеются серьезные признаки того, что развивающиеся страны в течение определенного времени будут скорее в роли воспринимающих мировые структурные сдвиги, чем генератором собственных на базе внутренней динамики индустриализации». Зависимое развитие проявляется во внешнеэкономических отношениях
развивающихся стран. Отсталая структура экономики, низкий уровень
производительных сил, их традиционно, аграрно-сырьевая специализация,
колониальное прошлое обусловили внешнеэкономическую ориентацию
развивающихся стран на индустриальные государства Запада. Их
внешнеэкономические связи развиваются преимущественно по линии Юг-Север. Неблагоприятные условия конкуренции нередко используются ТНК, глубоко проникшими в экономику многих стран, для навязывания развивающимся государствам монопольных цен, которые отклоняются вниз при закупке и вверх при продаже от преобладающих общемировых. Так происходит на тех рынках, где доминирование или сговор ТНК позволяет им ломать механизм конкуренции и улавливать дополнительную прибыль. В итоге зависимость проявляется в отношениях доминирования и
подчинения, которые в последние десятилетия реализуются экономически. Она
охватывает многие виды связей между индустриальными и развивающимися
странами, воздействует на политику, идеологию, культуру. Это, однако, не
означает, что центры капитализма управляют процессами развития стран Развивающиеся страны отличаются от промышленно развитых социальной
структурой общества. Деление на классы не всегда профилирует их социальную
структуру. Социальные организмы особенно афро-азиатских стран включают в
себя различные образования — классовые, неклассовые (этнические,
религиозные, кастовые и другие общности) и внеклассовые (пауперизированные
слои, утратившие регулярную связь с общественным производством). Развивающиеся страны в отличие от западных государств еще не
преодолели общинный тип социальности, восходящий к родовому строю. Он
определяется личностным характером социальных отношений, связями,
основанными на родстве, соседстве, роде, племени и т.д. В целом ряде стран Социальность общинного типа доминирует в традиционных секторах. Развивающиеся страны отличаются от стран Запада не только по социально- экономической структуре, уровню экономического развития. Общественные структуры этих стран развивались в рамках различных локальных цивилизаций и содержат в себе разное социокультурное наполнение. Таким образом, совокупность проблем отсталости, зависимости, многоукладности дает общую картину развивающихся стран. Экономика развивающихся стран отличается от промышленно развитых капиталистических стран как степенью развития, так и моделью производства и распределения материальных благ. Задачи преодоления отсталости и зависимости в значительной мере цементируют связи внутри развивающегося мира и создают общие направления экономической и социальной политики, выявляют истоки, содержание и пределы их единства.
Характерной чертой развивающегося мира выступает нарастающая неравномерность социально-экономического развития. Процесс экономической дифференциации усилился в 80—90-е годы. Он развивается по различным направлениям — уровням экономического развития; народно-хозяйственным структурам, положению в мировом хозяйстве. Неравномерность социально- экономического развития частично унаследована от колониального периода.
В 1938 г. на 13 колоний, зависимых стран и территорий (Аргентина, В 50—60-е годы появилось еще 10 стран (Венесуэла, Индонезия, Иран, В 70-е годы повысилась доля латиноамериканских стран. Этот рост
происходил на фоне довольно резкой неравномерности их экономического
развития, и определялся несколькими странами, прежде всего Бразилией и Подобные тенденции в этот период были характерны для стран Ближнего и В ходе промышленного развития выделилась группа новых индустриальных стран (НИС). В 70—80-е годы для них были характерны более высокие темпы хозяйственного развития, превышающие аналогичные показатели других развивающихся и промышленно развитых стран. Ведущей отраслью экономического развития почти всех НИС стала обрабатывающая промышленность. Основной статьей экспорта практически всех НИС стали товары обрабатывающей промышленности. У 15 стран они превышают 50% их экспорта. В экономическом развитии для большинства из них характерны тенденции,
присущие зрелой капиталистической экономике. Идет процесс концентрации
производства и капитала, формируется финансовый капитал. В наиболее
развитых странах образовались ТНК. Особенно отчетливо это проявилось в В 80-е годы появилось второе и третье поколения новых индустриальных стран, в их числе Малайзия, Таиланд, Индонезия, Индия, Филиппины. Таблица 2.1. Экономический прогноз по странам с развивающимся рынком на 1999 – 2002 годы Эксперты "Deutsche Bank" подготовили прогноз, касающийся динамики ВВП I II III Около 98% земель Египта покрыты пустынями, на остающиеся 2% пахотных земель очень плодородны - в год снимается несколько урожаев. Из-за нехватки земель, проблема занятости населения так и не была решена в стране с начала Таблица 3.2. Структура ВВП Египта в 1995-1999 г. Развитию собственной индустрии в 20 в. долгое время мешала политика открытого внутреннего рынка. Крушение колониальной британской империи и рост арабского национализма способствовали созданию и дальнейшему развитию промышленных отраслей. Сельское хозяйство - важнейшая отрасль экономики Египта. Оно вносит существенный вклад в валовой национальный продукт, предоставляет работу большей части экономически активного населения, его продукция приносит немалые валютные поступления. Огромные трудозатраты и инвестиции были вложены в развитие ирригационной системы страны: строительство каналов, дамб, насосных станций, широко применяются пестициды и удобрения. В отличии от сельского хозяйства других развивающихся стран Африки, сельское хозяйство Египта носит не натуральный, а сугубо коммерческий характер. Таблица 3.3. Внешняя торговля Египта в 1993/94 - 1999 гг. (млрд. дол. США). Бразилия обладает крупными запасами полезных ископаемых: железной |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|