| |||||
МЕНЮ
| Китай в мировой экономикеМнения экономистов в отношении важности торгового баланса расходятся. Некоторые указывают на то, что торговый дефицит как часть валового внутреннего продукта чрезмерным не является, хотя и превышает условный предел, установленный на уровне 5%. Другие указывают на опасность увеличения доли американских финансовых обязательств, находящихся в руках иностранцев, что, если бы вера последних в американскую валюту пошатнулась, могло бы вызвать кризис доверия в Соединенных Штатах и дестабилизировать мировую экономику, в которой американский доллар остается основной резервной валютой. Общеизвестно, что торговля выгодна обоим партнерам. Некоторые полагают, что торговля выгодна даже тогда, когда она не является взаимной (к примеру, американским потребителям выгодна продажа дешевой китайской продукции). Экономическая точка зрения является слишком узкой для того, чтобы охватить сложность аспекта торговли, ее изменчивое влияние на различные регионы и отрасли, в особенности ее социальное, политическое и геополитическое влияние. Легко выступить с макроэкономическим утверждением - «свободная торговля выгодна нам всем», легко также выступить с заявлением о «торговле на основе взаимной выгоды», которое зачастую носит политический характер. Гораздо сложнее точно определить параметры этой взаимной выгоды, уст; повить, кто играет честно в новой игре, либо отобрать победителей (и проигравших). Игра в Китае может поменять местами все три категории»[11, c. 78]. Почему Соединенные Штаты наиболее уязвимы (хотя есть мнение, что США извлекают наибольшую выгоду) по отношению к импорту Китая? В отличие от Японии, которая на протяжении десятилетий поддерживал активный торговый баланс с внешним миром, Китай в мировой торговле достиг лишь незначительного активного сальдо, и в последнее время объемы импорта растут гораздо быстрее объемов экспорта. В то время как активный торговый баланс страны возрос до 11,5 млрд. долларов в январе 2004 года, общий торговый баланс Китая за февраль того же год; увеличился до 8 млрд. долларов (баланс пассивен). Это означает, что дела других торговых партнеров обстоят довольно неплохо и в торговле с Поднебесной они поддерживают более низкий уровень дефицита (Европейский Союз) либо значительное активное сальдо (Азия). (В 2002 году активное сальдо Китая с ЕС приблизилось к 50 млрд. евро, причем баланс является активным со всеми странами Евросоюза, за исключением Австрии и Финляндии.)
2.1. И числом, и уменьем Давление Китая на рынки США будет только усиливаться. Компании, которые до сих пор сомневались по поводу перемещения производства в страну из-за соглашений с профессиональными союзами или страха отрицательной реакции потребителей сейчас понимают: если они хотят остаться в бизнесе, подобное решение может быть единственно правильным. Компании, первоначально защищенные от китайской конкуренции высокими транспортными расходами, оказываются на линии огня, поскольку для китайской стороны эти расходы снижаются, а производительность возрастает. Другие следуют за своими промышленными клиентами, которые переехали в Китай и которым необходимы поставщики и услуги именно там. Даже компании, обслуживающие военно-промышленный комплекс США, сейчас осознают, что выбор не велик, хотя настойчиво пытаются сохранить основное производство в своей стране. Вслед за этим консультанты и другой обслуживающий персонал, обеспечивающие поддержку основного производства, приходят к выводу, что Китай, как и некоторые другие страны с дешевой рабочей силой, является хорошей базой для поддержки производства, расположенного за рубежом. «Огромный объем хорошо известных товаров китайского производства, импортируемых в Соединенные Штаты, вряд ли сократится», - писал Даниэль Вебстер, государственный секретарь в администрации Джона Тайлера, в 1843 году»[8, c. 97]. В конце концов, импорт, конечно, сократился. В то время как цитата служит лишь напоминанием о несовершенстве прогнозов, показатели на сегодняшний день свидетельствуют о том, что поток китайского экспорта будет только расти. И захлестнет не только берега Америки. В настоящее время торговый дефицит между ЕС и Китаем составляет примерно 45 млрд., но импорт из Китая составляет лишь 1,8% всего импорта (включая страны ЕС) и половину объема японского импорта (данные 2002 г.)»[16]. По мере роста объемов китайского экспорта, особенно в той ситуации, когда под угрозой окажутся отрасли промышленности Европы, имеющие стратегическое и политическое значение, например автомобилестроение, настроения могут измениться, хотя и останутся на втором плане, пока европейский экспорт будет значительным, а дефицит более влиятельных стран, таких как Германия, сравнительно небольшим. Япония, опасения которой по поводу бурного развития Китая также месят геополитический характер, особенно уязвима в данной ситуации, поскольку ее конкурентное преимущество заключается в производстве, экономика находится в состоянии застоя в течение десятилетия, и руководство страны и корпорации в некоторой степени утратили способность реагировать на изменения в мировой экономике. Экспорт Японии в Китай, как и экспорт США, составляет около половины импорта, причем львиной его долей являются товары, производимые японскими компаниями в Китае. Подобная тенденция наблюдается и на рынке Соединенных Штатов. Однако в отличие от США Китай является единственной крупной экономической системой, с которой Япония имеет значительный дефицит торгового баланса (уровень экспорта Японии в США почти в два раза превышает уровень импорта), что несколько смягчает последствия подобной ситуации. И, находясь в большей зависимости от торговли, чем США и Китай, Япония вряд ли сможет достойно противостоять системе свободной торговли. В то время как развитые страны тешат себя надеждой (совершенно напрасно), что Китай угрожает лишь только трудоемкой сфере их экономическим систем, развивающиеся страны не могут позволить себе подобную роскошь. Развивающимся странам приходится бороться за долларовые инвестиции развитых стран, и они с трепетом наблюдают, как иностранные инвесторы сворачивают операции на собственных рынках и переносят производство в Китай. Его приоритет - более низкий уровень затрат на рабочую силу, современная инфраструктура, эффект масштаба и интеграция - достаточен для того, чтобы затмить подобные преимущества таких стран, как Мексика, которая опиралась па выгодное географическое положение и преимущества Североамериканского соглашения о свободной торговле (МАРТА) как на своего рода страховой полис на рынке США. Сейчас они понимают, что выплаты по этому полису не гарантированы. Для формирующейся и развивающейся экономики Азии влияние Китая является не столь однозначным. Несмотря на то, что азиатские страны продолжают терять иностранные инвестиции в пользу своего влиятельного соседа, страна становится катализатором роста для целого региона и дополняет, если не заменяет, рынки развитых стран. (Например, Китай в настоящее время является крупнейшим внешним рынком Южной Кореи, вытеснив с этой позиции США). За исключением Японии, большая часть азиатских стран имеет активное сальдо торгового баланса с Китаем и, таким образом, не рассматривает китайский импорт как непосредственную экономическую угрозу. Тем не менее, бурное развитие экономики Китая заставляет беспокоиться азиатские страны, поскольку некоторые из них лишь ненамного опередили его в своем экономическом развитии и, следовательно, довольно уязвимы в данной ситуации. Кроме того, определенные круги серьезно обеспокоены действиями деловой китайской элиты, особенно в мусульманских странах Индонезии и Малайзии. Существует также и опасение, что в результате экономического подъема выиграет лишь китайская элита, в то время как большинству населения придется удовлетвориться низкооплачиваемой работой на производствах, перенесенных в Китай. Наконец, азиатские страны обеспокоены изменением геополитической ситуации: после Второй мировой войны под подозрением находилась Япония, основанием для чего служили некоторые аспекты политики довоенного и военного периодов, но Япония не обладала достаточной военной мощью и к тому же была близким союзником США. Китай же, несмотря на то, что его политика исторически не носила экспансионистский характер, до сих пор остается коммунистической страной с самой многочисленной действующей армией в мире и амбициозными геополитическими устремлениями. Влияние КНР повлечет за собой многочисленные последствия мирового масштаба: повышение цен на энергоносители и предметы широкого потребления, которые поглощает быстроразвивающаяся китайская экономика, необходимость «дислокации» рабочей силы в регионы и отрасли, неспособные к конкуренции или реструктуризации, волны эмигрантов из Центральной Америки и других стран вследствие развала традиционных для них трудоемких производств и в результате - новый геополитический порядок, в котором Китай будет занимать одну из ведущих позиций. 2.2. Фабрика мира
Возьмите в руки любую игрушку, и вы наверняка обнаружите ярлык «Сделано в Китае». Это не удивительно. Китай производит семь из десяти традиционных игрушек, которые продаются в мире. Казалось бы, это не вызывает беспокойства Соединенных Штатов, которые уже давно уступили производство игрушек другим странам, таким как Южная Корея, Гонконг и Тайвань, и которые, в свою очередь, вынуждены теперь соперничать с новым конкурентом - Китаем. Американские гиганты в производстве игрушек, остаются конкурентоспособными благодаря перемещению производства в экономически более выгодные регионы, сохраняя при этом дизайн, развитие производства и маркетинговые технологии под защитой могущественной торговой марки. Производство игрушек использует по большей части элементарные технологии, не является стратегическим и не имеет ничего общего с вопросами национальной безопасности. То же относится и к таким трудоемким отраслям промышленности, как производство текстиля, которые были свернуты в США, перенесены на другие рынки или для поддержки которых используется в основном труд иммигрантов. Однако Китай занимается не только игрушками. Сегодня он является главным игроком в тех сферах производства, которые до сих нор существуют в Америке и Европе (например, массовое производство бытовой техники), причем детали китайского производителя широко используются конкурирующими компаниями. Следующим этапом будет заключение субдоговоров па весь производственный цикл под брендом зарубежных компаний, осуществляющих контроль за производством и маркетингом. При экспорте продукции обратно в страну почтенные компании из развитых стран столкнутся с конкурирующей продукцией нового племени китайских производителей, предлагаемой под их собственным брендом и в некоторых случаях созданной на американской «почве». Китай быстро занимает нишу в капиталоемких отраслях промышленности, таких как автомобилестроение, а также в отраслях, связанных с применением высоких технологий. Некоторые из них, к примеру, производство телевизоров с плоскими экранами, могут иметь стратегическое применение. На долю Большого Китая сегодня приходится более 8% мирового экспорта товаров, причем доля материкового Китая составляет более 6%, что может казаться незначительным, если не принимать во внимание кривую роста: в 1996 году эти цифры составляли менее 3%»[7, c. 116]. Перенос производства на территорию Китая обусловлен и значительными изменениями в глобальных цепочках поставок. На протяжении двух десятилетий наблюдается тенденция сокращения логистических затрат, что обусловлено технологическими достижениями и повышением уровня эффективности управления. В некоторых случаях эти затраты сократились на две трети по сравнению с уровнем десяти-двадцати лети ей давности. Соответственно понижается стоимость импорта готовых товаров и комплектующих, которые перевозятся в Китай и обратно в США (хотя увеличение объемов повлияло на повышение цены перевозки из Китая). Снижение затрат связано также с сокращением периода времени между размещением заказа и его изготовлением - чрезвычайно важным фактором при изготовлении продукции по индивидуальному заказу, например, при производстве мебели, которая является одной из наиболее быстрорастущих категорий импорта с пометкой «Сделано в Китае». Импорт мебели и постельных принадлежностей китайского производства в США превышает 10 млрд. долларов, причем всего лишь два года назад эта цифра составляла менее 4 млрд. Китай до сих пор в меньшей степени зависит от экспорта, чем многие другие страны в Азии (Малайзия) и за ее пределами (Бельгия). Однако зависимость эта растет, и кампания по увеличению экспорта нужна для финансирования растущих объемов импорта средств производства и производственных затрат, а также для предотвращения социальных и политических потрясений, вызываемых безработицей. Китаю необходимо позаботиться не только о рабочих местах для огромной когорты молодых людей, но и обеспечить работой многомиллионную армию трудящихся, все еще занятых на убыточных государственных предприятиях, и 100-200 млн. сельского населения, которые отправились в город в поисках работы и первыми пострадают в результате серьезного экономического спада. Недовольное крестьянство на протяжении всей истории Китая оставалось основным фактором социальной нестабильности, и экономическое благополучие приобретает особое значение в условиях режима, отходящего от своей идеологической базы и делающего основную ставку на экономическое процветание и стремление к национальной независимости как единственные источники своей легитимности. Учитывая масштабы экономики страны, растущее влияние и господство на многих товарных рынках, можно говорить о том, что продолжение кампании по увеличению экспорта приведет к освоению рынков, на которые раньше товары дифференцировались в основном по бренду и репутации производителя. Имея дело с Китаем, который является лидером в сфере низких затрат, зарубежным производителям придется устанавливать цены либо на уровне «ценового лимита» Китая, либо ниже этого уровня, в основе которого лежит не только дешевая рабочая сила и субсидии, но и массовая фальсификация и пиратство, позволяющие избежать затрат на разработку продукции. Это не оставляет производителям развитых стран большого выбора. Первый вариант заключается в приобретении большого количества, если не всех, комплектующих и узлов китайского производства, что позволит снизить стоимость конечной продукции до конкурентоспособного уровня. Эта тенденция набирает обороты полным ходом, и американские производители автомобилей вкладывают миллиарды долларов в производство запасных частей в Китае. Второй вариант заключается в переносе производства в Китай, что обеспечит дальнейшее сокращение затрат и вход на китайский рынок. Третий вариант состоит в том, чтобы найти другую производственную базу, такую как Индия или Малайзия, где цены будут такими же или ниже. Но эти страны редко могут предложить все преимущества производственной базы, расположенной в Китае. Четвертый вариант- автоматизация производства или повышение производительности другим способом, но, что касается производства традиционных товаров, все очевидные затраты, как правило, уже оптимизированы. Причем после ухода с рынка основных поддерживающих отраслей уровень доходов, связанных с повышением производительности, повысить или даже поддерживать будет крайне трудно. Наконец, можно переключиться с «начального» уровня производства, отличающегося высоким уровнем конкуренции, на производство, требующее применения более сложных технологий, но тут придется убедиться в том, что эта идея пришла в голову не только зам. Или же можно выйти с рынка всем одновременно и вложить ресурсы в реализацию более обещающей идеи»[6, c. 25].
2.3. Рабочие места
Работники, занятые в трудоемких отраслях, где затраты на рабочую силу представляют значительную часть себестоимости продукции, безусловно являются основным, фактором, обеспечивающим конкурентоспособность Китая в данной сфере. В таких отраслях, как производство текстиля и одежды, в основном используется труд иммигрантов из Мексики, Африки и стран Карибского бассейна, оплачиваемый по низким или минимальным ставкам, но и эта оплата не может конкурировать с оплатой, которая едва превышает 50 центов в час. За исключением Бангладеш, Вьетнама ч нескольких других стран, с подобным уровнем оплаты труда не могут конкурировать даже развивающиеся экономические системы, особенно в сочетании с более высокой продуктивностью и преимуществами инфраструктуры Китая. Американские производители текстиля, одежды и другой подобной продукции до настоящего момента были защищены международными соглашениями об установлении квот и прочими тарифами, срок действия которых подходит к концу. Низкий уровень затрат на транспортировку, быстрая доставка, способность мгновенно реагировать на изменения предпочтений клиентов больше не являются достаточной защит ой от китайской конкуренции даже в сочетании с политическим давлением со стороны выборных должностных лиц в регионах, которых затронула данная проблема (Каролина) »[4, c. 84]. Влияние данного фактора не ограничится трудоемкими сферами производства. По мере развития технологий в стране соответствующий труд будет оплачиваться выше, и требовать более высокого уровня знаний. В производственном секторе под особой угрозой находится сфера канцелярской деятельности, начиная от работы бухгалтера и заканчивая деятельностью операционных отделов, а также сфера услуг, в частности страхование и банковское дело. Хотя в отношении последнего, наряду с программным обеспечением, угроза в настоящее время в большей степени исходит от других стран, начиная с Индии и заканчивая Ирландией. Китай также является одним из факторов, влияющих на ситуацию: одной из причин, давшей импульс развитию отрасли программного обеспечения Индии, является ее глобальное соперничество с Китаем в дайной сфере. Правда, и здесь возможно увеличение влияния Китая по мере модернизации его системы образования. Китайский рынок также создает многочисленные рабочие места в тех отраслях, которые экспортируют товары и услуги. Страна является самым быстрорастущим экспортным рынком США. Однако величина и природа внешнеторгового дефицита США с Китаем свидетельствует о том, что количество рабочих мест, созданное здесь для обеспечения экспорта в США, во много раз превосходит число рабочих мест, появившихся в США в связи с экспортом в Китай. Более того, убытки и прибыль, связанные с созданием рабочих мест, возникают в различных регионах, отраслях, секторах и типах компаний. В этом раунде торговой игры воздействие, носящее изменяющийся характер, закладывает основу конфликта и несовпадения интересов победителей и побежденных. Заключение В США, как и в других странах, Китай помог создать нечто, напоминающее рай для покупателей. Во многих отраслях, в которых КНР занимает доминирующие позиции, таких как производство наручных часов и велосипедов, произошло беспрецедентное падение цен на продукцию. Хорошие новости для потребителей. Широкое производство товаров, ранее производимых только определенными брендами, привело на рынок покупателей, которые прежде не могли позволить себе приобрести подобные товары и позволило другим начать тратить определенную часть чистого дохода на товары и услуги более высокого уровня или широкого ассортимента, включая продукцию отечественного производства. В то же время поток китайского импорта оказывает огромное давление на производителей, полагающихся на влияние репутации бренда и страны-изготовителя (итальянские изделия из кожи), особенно это касается производителей товаров, не относящихся к категории предметов роскоши, которые уже пострадали от экспансии крупных фирм, торгующих по сниженным ценам. Рост числа китайских товаров на полках американских магазинов тесно связан с подъемом дискаунтеров, для которых продукция китайского производства все в большей степени становится краеугольным камнем стратегии предложения широкого ассортимента товаров по наиболее низким ценам. Сотрудничество помогает укрепить позицию крупнейшего розничного торговца в мире, одновременно обеспечивая китайские компании заказами, масштаб которых является важнейшим фактором фи массовом производстве товаров. Подъем экономики Китая может иметь более серьезные последствия для американского потребителя и по мере дальнейшего развития оказывать влияние на социальную и политическую ситуацию в стране. До сих пор оставались без внимания жалобы работников, занятых в сфере производства, о том, что приобретение импортных товаров отрицательно влияет на их заработок и, следовательно, заработок других американцев, продукцию которых они не смогут приобрести, потеряв работу. Пока экономика могла достаточно быстро восстанавливаться и создавать рабочие места, было легко игнорировать подобные негативные настроения, указывал на преимущества системы открытой торговли, позволяющей создавать новые рабочие места и увеличивать благосостояние. В данный же момент наблюдается в лучшем случае непредвиденная задержка в создании рабочих мест, а в худшем - структурные изменения, ограничивающие возможность их создания. Программы, разработанные с целью урегулирования ситуации, в которой оказались несущие убытки торговцы, оказывают влияние на изменение атмосферы даже с учетом того, что положение в торговле является всего лишь одним из факторов, обусловливающим сокращение рабочих мест. Политики начинают прислушиваться к новым настроениям, так же как и потребители. Вызов, брошенный Китаем, столь значителен, что может изменить покупательский баланс, вызвав полемику на тему «покупайте американские товары». Это может в корне изменить предпочтения при совершении покупки, заменив соотношение стоимости и репутации соображениями относительно сохранения рабочих мест, которые будут иметь первостепенное значение. Считается, что американские потребители предпочитают зарубежные бренды, что служит одним из объяснений огромного торгового дефицита. Потребители готовы платить сверху за европейские и японские бренды, качество товаров которых, как им кажется, вполне сопоставимо с качеством, предлагаемым американскими производителями. (Обратите внимание, например, на более высокую цену, которую потребители платят за продукцию Тоуоta по сравнению с автомобилями GМ, которые сходят с конвейера завода одного и того же совместного предприятия). Помня недавнее понижение спроса на французские вина, последовавшее за войной в Ираке, американские потребители не потеряли способности связывать свои предпочтения при совершении покупок с геополитическими, враждебными настроениями и другими «нерациональными» соображениями. И эти соображения все еще могут занять центральное место на потребительском рынке, где господствует жесточайшая конкуренция. Подъем Китая бросит вызов тому, что принято считать здравым смыслом, и заставит пересмотреть старые понятия и убеждения, уходящие корнями в события прошлого. Как можно классифицировать страну, управляемую коммунистическим режимом, где доля ВВП, принадлежащая государству, вдвое меньше, чем в США? Экономику, привлекающую крупнейшие в истории зарубежные инвестиции без обеспечения соответствующей защиты прав на интеллектуальную собственность? Страну с высокими ставками по депозитам, но крайне нерационально использующую инвестиционный капитал? Обладающую наиболее конкурентоспособными рынками и патерналистской системой распределения субсидий? Стабилизирующую силу на мировой политической арене, которая угрожает силой вернуть Тайвань, считая его провинцией-предателем? Китай бросит вызов этим и многим другим дихотомиям, которые мы привыкли воспринимать как само собой разумеющееся. Китай может изменить экономический, социальный и политический ландшафт Соединенных Штатов и других стран. Что касается влияния, оказываемого КНР на США, в настоящее время можно отметить следующие аспекты: - Обостряющиеся разногласия между отраслями экономики и компаниями США, которые получают основные привилегии от увеличивающихся объемов торговых операций и инвестиций, и теми, кто рассматривает себя как жертву экономического подъема Китая. К первой группе относятся мультинациональные корпорации, активно сотрудничающие с китайской стороной, ко второй - компании, которые не могут инвестировать средства в китайскую экономику, сворачивая операции на внутреннем рынке; к их числу относится множество мелких и средних компаний. Эти две группы займут противоположные позиции в вопросах торговли и протекционизма и могу, на основе своих торговых программ, объединиться с двумя политическими партиями. - Гарантия занятости вновь достигается в основном в процессе переговоров между работодателем и работником. Не исключено также, что придется отказаться от наблюдавшейся в течение последнего десятилетия тенденции объединения в профессиональные союзы. Чувство уязвимости, захлестнувшее секторы, которые до настоящего момента считали себя надежно защищенными от потери рабочих мест вследствие оттока рабочей силы за границу, может подтолкнуть к объединению высококвалифицированных работников, обладающих высоким уровнем знаний, и привести к значительным изменениям в структуре профсоюзного движения и его деятельности. - Наблюдается резкий сдвиг в сторону протекционизма, невиданный уже почти 70 лет, который включает не только давление в отношении установления временных тарифов, но и требование перезаключения торговых договоров и изменения роли международных институтов, особенно ВТО. По мере роста опасений в отношении того, что США не станут победителем в идущей торговой игре, угроза протекционизма и нанесения значительного ущерба глобальной экономике становится все более реальной. - Прения сторонников «рациональной экономики» и «ярого протекционизма» исчерпали себя. В то время как преимущества свободной торговли очевидны, этого нельзя сказать о долгосрочных реалиях экономики, лишенной производственной базы, основой которой является предоставление услуг. То же самое справедливо и в отношении предположения о том, что экономика США может процветать, продолжая выступать в роли глобального новатора и концентрируя усилия на развитии видов экономической деятельности, имеющих дополнительную ценность, в мире, где большинство наций стремятся к проведению той же политики, инвестируя в это значительные средства. Это же верно и в отношении убеждения в том, что Соединенные Штаты однозначно могут поглотить объем мировой продукции, оплачиваемый активами США. Для компаний, сотрудников и потребителей вопрос заключается не в том, когда придет Китай и придет ли он вообще, поскольку это уже свершилось. Вопрос в том, как подготовиться к условиям новой экономики. В процессе формирования нового геополитического порядка возникают новые экономические реалии. При проведении любых параллелей многовековая история Китая свидетельствует о том, что эта страна пойдет своим путем, и, если история является путеводной нитью, Китай будет стремиться к достижению выдающегося положения, причем, весьма определенного. Итак, к чему же мы пришли? Во-первых, налицо тревожащие перспективы торговой войны. В эпоху глобальной взаимозависимости протекционизм представляет собой грубую ошибку, чреватую для всех самыми печальными последствиями. Именно к этому мы придем, если будем продолжать придерживаться старых клише и ложных аналогий - подобно тем, кто считает происходящий в настоящее время сдвиг от производства к услугам повторением перехода от сельскохозяйственного производства к промышленному столетие назад и будет упорствовать, пока не упрется в стену реальности. Во-вторых, мы разделяем ответственность за сохранение восприятия справедливости, составляющей суть американского духа. Если мы не сможем определить и поддержать проигравших в этом раунде торговой игры, вера в равные возможности для всех может быть подорвана, а вместе с ней и готовность широких масс активно участвовать в жизни государства, что делает Америку такой, какова она есть сегодня, местом, где процветает открытость и новаторство и каждый испытывает чувство причастности к общему делу. Задача состоит в том, как это осуществить, не посягая на надежды и мечты других участников мировой экономической системы - как в пределах страны, так и за рубежом. Пока мы продолжаем искать золотую середину, самый насущный вопрос для компаний и частных лиц заключается не в том, как остановить поток китайского импорта, а в том, как сохранить конкурентоспособность на заре китайской эры. Список литературы
1. Бергер Я., Михеев В. Китай: социальные вызовы развитию// Общество и экономика. – 2005. - №1 2. БИКИ. №121, 23 октября 2004 г 3. БИКИ, №39, 7 апреля 2005 г. 4. Гатина Г.Ф., Мерзликин В.А., Щукина Н.Н. Мировая экономика. М.: ИНФРА-М; Пермь: Перм. гос. техн. ун-т, 2001. 5. Грачев Н. Деньги идут, но не во всякую зону //Дело. Восток+Запад. №4 2001 6. Ломакин В.К. Мировая экономика: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы, ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 735с. 7. Международные экономические отношения: Учебник для вузов / Под ред. проф. Е.Ф. Жукова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. 8. Раджабова З.К. Мировая экономика: Учебник для вузов Изд. 2-е, перераб., доп. М.: ИНФРА-М, 2001. 9. Энциклопедический словарь. М.: Российская энциклопедия, 2001. 10. Стрыгин А.В. Мировая экономика. Учебник. М.: Экзамен, 2000. 11. Фомичев В.И. Международная торговля: Учебник; 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2001. 12. Чжунго цзинцзи неибао, 2004. 10 февраля 13. Экономика и управление в зарубежных странах. Информ. бюлл. 2003. №1 14. Экономика и управление в зарубежных странах. Информ. бюлл. 2003. №10 15. Мажаров И.В. Научно-техническая программа КНР: взгляд в будущее //http://www.chinadata.khv.ru/scit_ma.htm 16. Специальные экономические зоны Китая http://www.nalogi.net/1997/199708_2.htm 17. www.china.com/figures Страницы: 1, 2 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|