реферат, рефераты скачать
 

Королевство Нидерландов


Более 5000 иностранных компаний избрали Голландию местом своего пребывания или имеют здесь представительства для проведения торгово-транспортных операций. Половина ввозимых в Нидерланды товаров является транзитными грузами.

В свою очередь и Нидерланды имеют немалые выгоды от исполнения роли международного торгово-распределительного центра. Центральное бюро статистики Нидерландов приводит данные, что на долю транспорта и отрасли распределения, в которых занято около 350 тыс. чел., приходится 8,2% валового национального продукта. Если же принять во внимание то, что с этой отраслью связана разнообразная сопутствующая деятельность, то вклад в ВНП окажется еще более ощутимым.

2.5.2     ХАРАКТЕРИСТИКА ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ СТРАНЫ

Нидерланды имеют развитую сеть путей сообщения, играющую важную роль во всей транспортной системе Западной Европы. Ведущие места по грузообороту занимают водный и автомобильный транспорт.

Морской флот  имеет общий тоннаж 4,5 млн. брутто регистровых тонн. Из них к портам Нидерландов приписаны суда общим тоннажем 3,7 млн. б.р.т. Часть флота приписана к портам Кюрасао, Арубы и др. Голландия занимает 25-е место среди морских держав мира.

В Нидерландах широко развито портовое хозяйство: многопрофильный порт-гигант в Роттердаме, который удерживает первое место в мире по грузообороту, крупный порт в Амстердаме, специализированные порты во Флиссингене, Тернеузене и Делфзайле.

В радиусе 500 км от Роттердама находится рынок со 160-миллионным населением в таких промышленных регионах, как Рур (Германия), Северная Франция, Бельгия и др.

Роттердам является также крупнейшим в мире перевалочным пунктом для грузов, следующих практически во все регионы мира.

Голландский флот на внутренних водах насчитывает 6 тыс. судов общим водоизмещением около 5 млн. т и является крупнейшим в Западной Европе. Почти во все европейские промышленные центры можно завезти груз из Роттердама, используя разветвленную сеть судоходных рек и каналов. Ежегодно из порта Роттердама совершаются 170-180 тысяч рейсов речных судов.

Автомобильные перевозки грузов - основное средство осуществления транспортных связей в Европе. Таким путем доставляется 80% всех грузов, перемещаемых внутри континента. Нидерланды располагают развитой сетью современных автомобильных магистралей. Около трети всех грузовиков, пересекающих европейские границы, принадлежит голландским транспортным компаниям. Тарифы на перевозку в Нидерландах одни из низких в Западной Европе из-за открытой конкуренции и отсутствия вмешательства государства.

Нидерландские железные дороги играют небольшую роль в грузовых перевозках. Причем в последние годы наблюдается сокращение объемов перевозок грузов с 19,6 млн. т в 1988 г. до 16 млн. т в 1993 г. Наоборот, перевозки пассажиров росли и в 1993 г. составили 350 млн. чел. против 256 млн. чел. в 1990 г.

Впрочем, ряд прогнозов предсказывает новое оживление на рельсовых путях, прежде всего за счет увеличения перевозок контейнерных грузов и расширения транспортных операций в комбинации "трак/железная дорога". По самым оптимистичным прогнозам, это увеличит ежегодные грузоперевозки до 65 млн. т к 2010 году. Поэтому в развитие отрасли предусматриваются большие инвестиции. Например, в создание новой железнодорожной линии, соединяющей порт Роттердама с внутренними районами Германии, планируемый общий объем капиталовложений составляет 5 млрд. гульд. В настоящее время протяженность нидерландских железных дорог приближается к 3 тыс. км, из которых около 2 тыс. км электрифицированы. Готовится строительство новой сверхскоростной пассажирской магистрали (скорость поездов 300 км в час), которая свяжет Амстердам через аэропорт Схипхол и Роттердам с Брюсселем, Парижем и Лондоном.

Гражданская авиация Нидерландов располагает 600 самолетами.

Аэропорт Схипхол, расположенный между Амстердамом и Гаагой, один из современных модернизированных европейских портов, занимает 4-е место после Франкфурта, Парижа и Лондона. Ежегодно через Схипхол перевозится около 700 тыс. т грузов, что позволило ему войти в десятку крупнейших воздушных портов по этому показателю. Годовой пассажирооборот Схипхола перешагнул 20-миллионный рубеж (при полной пропускной способности в 27 млн. пассажиров). В соответствии с проектом "Схипхолл-2000" осуществляется реконструкция и техническая модернизация аэропорта. Помимо Схипхола действуют еще около 20 аэропортов, в том числе 12 с международными линиями. Национальная авиакомпания "КЛМ" совершает рейсы в 90 стран мира.


Таблица 2.11

Объемы перевозок по видам транспорта


BИДЫ ТPAHCПOРTA

1985г.

1990г.

1993г.

1994г.

Морские перевозки, млн. т

328

373

365

380

Перевозки по внутренним водам, млн. т

224

254

225

220

Железнодорожные перевозки, млн. т

20

18

17

16

Автодорожные перевозки, млн. т

429

511

536

540

Трубопроводный транспорт, млн. т

35

41

47

47

Авиаперевозки - а/п Схипхол, тыс. т

436

604

774

850

Перевозки пассажиров, млн. чел.:

 

 

 

 

   железнодорожный

206

256

333

330

   авиационный - а/п Схипхол

11,8

16,6

20,8

23,3

3.     ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

3.1     НИДЕРЛАНДЫ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛЕ

Благополучие Нидерландов в определяющей степени зависит от состояния ее внешнеэкономических дел. Осознавая жизненно важную роль свободы торговли для страны с ограниченными естественными ресурсами, требующей сырья для высокоразвитого промышленного производства, Нидерланды активно участвуют в формировании мировой торговой политики. Страна является членом Европейского Союза, Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), других международных экономических ассоциаций и соглашений.

Декларируя на политической арене принципы свободы торговли, Нидерланды на практике умело и успешно претворяют их в жизнь. В списке наиболее крупных мировых экспортеров и импортеров Нидерланды с 1992 г. занимают 7-е место, опережая Канаду и десятки других, гораздо больших себя государств. При том, что в этой стране проживает всего 0,3% населения, голландская доля мирового внешнеторгового оборота составляет свыше 4%.

Около 60% всего объема валового национального продукта Нидерландов формируется за счет экспорта. Это краеугольный камень голландской экономики. На экспорт ориентирована складывавшаяся в течение послевоенных десятилетий система хозяйства, инфраструктура, законодательная база. Развитие экспорта, наращивание его потенциала осознанно воспринимается голландцами как национальная задача. Более 80% всех промышленных предприятий страны производят экспортную продукцию. На долю малых и средних предприятий приходится около четверти всего экспорта страны или порядка 50-60 млрд. гульд. в год. В последнее десятилетие экспорт Нидерландов неизменно возрастал, и его доля во внешнеторговом обороте страны постоянно превышала импорт.

В 50-60-е годы нидерландский экспорт сводился только к продаже собственных товаров за границей. Лишь в конце 60-х годов голландцы вплотную занялись внедрением маркетинга, начали открывать филиалы и приобретать предприятия за границей, вышли на внешние рынки с экспортом услуг, прежде всего транспортных.

За последнее время в Нидерландах на разных уровнях поднимается вопрос о перспективах развития нидерландского экспорта, считается, что в будущем могут возникнуть серьезные проблемы с его расширением, если не предпринять срочных мер с учетом прогнозируемого развития мировой торговли и экономики. В принципе, однозначно высказывается мнение, что география и особенно структура голландского экспорта имеют много слабых мест и должны корректироваться.

Внешнеторговый оборот Нидерландов реализуется преимущественно на рынках стран ЕС, более всего - в Германии, на которую приходится примерно четвертая часть как экспорта, так и импорта. Другими большими экспортными рынками являются Бельгия и Люксембург (15%), Англия (11%), Франция (11%), Италия (7%). В импорте Голландии существенные роли играют также Бельгия и Люксембург (14%), Англия (8%), Франция (8%), США (8%). Отмечается, что конкуренция на рынке ЕС растет, причем доля Нидерландов на нем несколько сокращается.

Вместе с тем Нидерланды мало экспортируют на развивающиеся рынки Центральной и Южной Америки, Восточной Азии, Восточной Европы. В рамках ЕС в недостаточной степени используется потенциал рынков Португалии, Испании, Греции. Это признается как на правительственном уровне, так и национальными объединениями экспортеров, крупнейшее из которых "Фенедекс" (Федерация нидерландских экспортеров) контролирует 75% экспорта страны.

Одновременно указывается и на уязвимость нидерландского экспортного пакета. Отставание Нидерландов в торговле высокими технологиями становится все заметнее. Благоприятно Нидерланды выглядят в торговле продукцией сельского хозяйства, химической и электротехнической промышленности, минеральным топливом, составляющими основную часть экспорта. То есть как раз в тех областях, в которых (за исключением электротехники) прогнозируется нарастание конкуренции со стороны стран Восточной Европы. К тому же эти товары очень чувствительны к ужесточившимся требованиям по охране окружающей среды.

Как следует из недавно проведенного Центральным плановым бюро (ЦПБ) Нидерландов исследования состояния и развития голландского экспорта, его рост будет отставать от темпов мировой торговли, если существенно не улучшить структуру экспортного пакета. Промышленность должна быть больше ориентирована на выпуск высокотехнологичных товаров. В то же время Центральное плановое бюро с тревогой указало на тот факт, что, начиная с конца 80-х годов, многие предприятия стали тратить меньше средств на исследования и развитие.

Сокращение расходов на промышленные исследования и развитие имеет прямое влияние на состояние экспорта, причем негативное, поскольку Нидерланды и без того экспортируют много товаров, спрос на которые фактически приблизился к пределу возможностей дальнейшего роста. Это относится, например, к сырью и полуфабрикатам (базисные химические продукты и сталь), на которые в нидерландском экспортном пакете приходится весьма большая доля. Ослабление спроса на сырье и полуфабрикаты объясняется тем, что из-за налогов на энергию и охрану окружающей среды промышленность совершенствует технологию и потребляет все меньше химикалий, горючего и т.д. для производства единицы продукции.

Следует отметить, однако, что переменчивость рыночной конъюнктуры иногда не совпадает с общей тенденцией. Так, экспорт химической продукции Нидерландов в 1994 г. возрос по сравнению с 1993 г. на 10%. Химические предприятия использовали то благоприятное для них обстоятельств во, что американские фирмы меньше экспортировали в Европу из-за растущего спроса на собственном внутреннем рынке, вызванного оживлением американской экономики. На долю Западной Европы пришлось 70% всех поставок голландских химикалий.

Озабоченность в Голландии вызывает экспорт промышленной продукции. В то время как рост нидерландского экспорта должен был бы идти за счет высокотехнологичных товаров, как раз эти отрасли переживали в последние годы не лучшие свои времена.

То, что в Нидерландах в целом отмечается опережающий рост экспорта промышленных товаров по сравнению с конкурентами из ЕС, объясняется активным реэкспортом, т.е. речь идет об импортных товарах, которым в Нидерландах добавляется стоимость в форме, например услуг по распределению, торговле, перевозкам, страхованию, и которые затем вывозятся.


Таблица 3.1

Структура и основные показатели внешней торговли Нидерландов


ПОКАЗАТЕЛЬ

1985г.

1990г.

1993г.

1994г.

Импорт, млрд. гульд.

Весь импорт

216

230

235

246

   Пищевые товары, напитки, табачные изделия

26

25

30

32

   Сырьевые материалы

15

13

13

16

   Минеральное топливо

48

24

23

20

   Химические продукты

22

24

28

29

   Машины и оборудование

34

51

53

56

   Промышленные товары

57

72

68

71

   Транспортное оборудование

14

20

21

22

Доля стран ЕС, %

56

64

61

59

Экспорт, млрд. гульд.

Весь экспорт

226

239

258

265

   Пищевые товары, напитки, табачные изделия

41

46

53

53

   Сырьевые материалы

14

15

17

18

   Минеральное топливо

52

23

23

21

   Химические продукты

37

41

41

45

   Машины и оборудование

28

42

51

53

   Промышленные товары

46

57

60

61

   Транспортное оборудование

8

14

14

14

Доля стран ЕС, %

73

77

74

73

Индекс цен (1985 г.-100)

Импорт

100

82

75

76

Экспорт

100

82

75

76

Ведущими конкурентоспособными отраслями экономики Нидерландов являются судостроение (особенно в области специализированных судов), электротехническая, нефте- и газодобывающая промышленность, пищевая промышленность и другие сектора агропромышленного комплекса.

Общую картину положения Нидерландов на мировом рынке рисуют результаты исследований Мирового экономического форума относительно конкурентных позиций всех стран в мире по 300 критериям. Из них следует, что позиции Нидерландов по отношению с другими странами ЕС достаточно прочные: 6-е место в мире, впереди из членов ЕС только Дания и Германия. Имеется отставание в области высоких технологий, научных разработок и интернационализации. По первым двум показателям Нидерланды спустились с 6-го на 12-е место. По качеству самодеятельного населения - с 6-го на 8-е место. Уровень менеджмента остался на 7-м месте. Даже по такому показателю, как интернационализация, где Нидерланды традиционно сильны, сделан шаг назад - со 2-го на 3-е место. По уровню развития инфраструктуры Нидерланды поднялись с 14-го на 11-е место в мире.

3.2     ИМПОРТ И ЭКСПОРТ ТОВАРОВ

3.2.1     ВНЕШНЕТОРГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Помощь национальным производителям в освоении внешних рынков является одним из основных элементов экономической политики Нидерландов. Можно назвать следующие инструменты такой политики:

·      прямое и косвенное субсидирование экспортеров;

·      кредитование экспорта;

·      страхование экспорта;

·      содействие в организации необходимой для экспорта инфраструктуры;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.