реферат, рефераты скачать
 

Кризис института президенства в США


Информация об официальной версии администрации, попавшая на страницы прессы, вызвала волну возмущения и в союзных с США странах Западной Европы, напомнивших администрации, что именно она категорически настаивала на соблюдении эмбарго на поставки оружия Ирану и требовала ни при каких обстоятельствах не поддаваться шантажу террористов и не вступать с ними в переговоры по вопросу об освобождении заложников. С осуждением действий администрации выступили даже два бывших президента страны – Дж. Форд и Дж. Картер; выразил несогласие с политикой президента Рейгана в Иране и государственный секретарь США Дж. Шульц, но и в этом неординарном случае, как не раз уже случалось в прошлом, основной мишенью возмущенных критиков, виновниками происшедшего оказывались ведущие сотрудники аппарата Белого дома и Совета национальной безопасности, ведающие «деталями», но не сам президент. «Он не получал столь необходимой ему помощи от аппарата Белого дома, - писал, в частности, Дж. Рестон, - они знают о его слабых местах лучше, чем кто-либо, но, пытаясь заменить его своей «помощью», они удваивают и утраивают его проблемы».[61]

Расследованием этого скандала занимались Специальная комиссия и комиссия Конгресса, которые представили документы, доказывающие противозаконность этой аферы и выявили главных виновников в лице полковника Оливера Норта и его непосредственного начальника Дж. М. Пойндекстера.

Таким образом, конгресс не смог доказать непосредственного участия в этом президента.

Дальнейшее развитие событий продолжало накалять общественное возмущение: оказалось, что суммы, выплаченные Ираном за полученное оружие и военное снаряжение, выносились на специальный счет в одном из швейцарских банков, откуда они затем перечислялись (или, во всяком случае, должны были перечисляться) никарагуанским контрас в обход американских законов и решений конгресса. «Мог ли президент не знать об этих операциях его ближайших сотрудников?» Президентская отстраненность от руководства государственной машиной, и его безответственность были в одинаковой степени основанием, для серьезной обеспокоенности будущим развитием событий в оставшиеся два года его пребывания в Белом доме – такого убеждения придерживались многие. Проблема компетентности президента в вопросах внешней политики и степени его вовлеченности в процесс принятия внешнеполитических решений, поднятая в связи с «ирангейтом», связывалась теперь напрямую и с результатами встречи на высшем уровне в Рейкьявике.

Личная замешанность президента в скандальную сделку с Ираном не вызывала сомнения даже у тех американцев, которые годами приучались к мысли об отрешенности Рейгана от повседневного управления государственными делами. К началу декабря 1986 г. популярность Рейгана снизилась до 57%, а 80% опрошенных американцев высказали убеждение, что президент знает о деле «Иран-контрас» больше, чем готов признать.

Р. Макфарлейн, признавший ошибочность решения о поставках оружия и военного снаряжения Ирану, был назван Д. Риганом основным инициатором этого решения, человеком, достоянным наказания.

Президент не решался на открытое признание своей вины в принятии решения, но и не предпринимал никаких попыток возложить ответственность на кого-либо из своих советников. Однако в окружении президента поговаривали, что Ненси Рейган уже наметила нескольких «козлов отпущения» и приступила к целенаправленной обработке мужа: «на заклание» ею отдавались Д. Риган, Дж. Пойндекстер, О. Норт и, возможно даже, директор ЦРУ У. Кейси. Первыми были отправлены в отставку Дж. Пойндекстер и О. Норт. А вслед за решением Рейгана об увольнении в отставку этих лиц было принято еще одно решение Белого дома – о создании президентской комиссии во главе с сенатором Дж. Тауэром, которой поручалось провести расследование обстоятельств «ирангейта» и степени ответственности официальных лиц администрации за нарушение законов США.

Белый дом пошел на очередную подтасовку, призванную в первую очередь обелить президента. Выступая перед конгрессменами, министр юстиции и ближайший советник, и друг Рейгана Э. Миз заявил, что если президент и давал соглашение на первую поставку оружия Ирану, то это произошло, скорее всего, когда он находился под влиянием анестезирующих средств, введенных во время операции в госпитале Бетесды.

Ничуть не снизили накала страстей поступившие в печать сведения о том, что никарагуанским контрас не досталось ни единого цента из сумм, переведенных швейцарским банком, а что они осели на личных счетах участников операции с американской и иранской стороны и даже были использованы для финансирования избирательной кампании ряда конгрессменов.

Рейган признал, что был в курсе всей этой аферы, но категорически отрицал свою причастность к «тайной финансовой поддержке контрас». Кажется, Рейган не осознавал, сколь непринятые последствия будет иметь для него афера «Иран-Контрас». В столице стали поговаривать о том, что 75-летний возраст уже серьезно сказывается на способности президента даже не руководить страной, а хотя бы держать под контролем подотчетных ему ведомств и лиц. Союзники Рейгана среди членов конгресса настойчиво рекомендовали ему резко активизировать государственную деятельность по нескольким направлениям, включая принятие экстренных мер по борьбе с дефицитом внешнеторгового баланса, упорядочение взаимоотношений с европейскими союзниками и продвижение в переговорах с Советским Союзом по вопросам контроля над вооружением.

«Мы не можем позволить и не позволим, чтобы это (т.е. «ирангейт» - Э.И.) помешала нам продолжать управлять страной»,[62] - заявил президент в декабре 1987 г. блеснув знакомой всем улыбкой. Но «Ирангейт» нанес серьезный удар по репутации рейгановской администрации.

Как уже упоминалось, этот скандал сравнивают с Уотергейтом, который привел к отставке президента Р. Никсона в августе 1974 г. Правда, как отмечали американские обозреватели, кризис в связи с делом «Иран-контрас» серьезнее, чем Уотергейт, не только потому, что связан с обманом американского народа и союзников США, но и потому, что укладывается в рамки имперского правления президентской власти, которая игнорировала или нарушала законы всякий раз, когда это служило ее целям.

Под градом разоблачений Рейган признал 6 декабря 1986 г. в радиообращении к стране, что в политике администрации были «допущены ошибки» в отношениях с Ираном. Афера с противозаконной в условиях эмбарго продажей – передачей оружия по цепочке «США – Израиль - Иран-контрас» показала, что подчиненный президенту Совет национальной безопасности давно превратился в административно-координирующего органа в учреждение по разработке и осуществлению важных направлений внешней политики в обход американского законодательства и Капитолия.

Начавшееся в комитете конгресса расследование дела «Иран-Контрас» продемонстрировало не только глубину нового «кризиса доверия». Оно показало несогласие значительной части американских политических верхов с внешней политикой республиканской администрации, которое отражалось в подходе к переговорам с СССР, в кампании дезинформации и бомбардировках Ливии, в необъявленных войнах против Никарагуа и Афганистана, в безрассудном уповании на «дипломатию канонерок» в Персидском заливе.

С 1982 по 1985 гг. конгресс принял 5 поправок Боуленда, направленных, впрочем, не на медленное полное прекращение помощи контрас, а на ее ограничение и сокращение вопреки воле президента.

Президенту предстояло произнести послание о положении страны, что и было сделано на совместном заседании обеих палат конгресса 27 января 1987 г.

Однако в Рейгане не чувствовалось его былой энергии, а в его планах на будущее отсутствовали конкретные идеи.

 Начало работы конгресса 100-го созыва показало, что прогнозы, предсказывающие обострение Белого дома с Капитолием, оправдались. На страницах американской печати замелькало слово «вето». Речь идёт не только о президентском вето (запрете), уже наложенном на два законопроекта и преодолённом повторными голосованиями в конгрессе, но о

«стратегическом вето», взятой на вооружение администрацией, поскольку поддержка, оказываемая ей законодателями, после выборов 1986 г. и «ирангейтских» событий значительно ослабла.

Первое столкновение произошло, когда Р.Рейган наложил вето на законопроект о содержании в  чистоте водных ресурсов страны. Обе палаты преодолели его.

 Второе президентское вето было наложено в конце марта 1987г. на законопроект о развитии автодорожной сети. Сам по себе этот билль, выделяющий на строительство, ремонт и обслуживание автомобильных трасс страны 88 млрд. долл., не является эпохальным событием. Он финансирует около 100 крупных проектов по созданию сети шоссейных дорог в округах и штатах, что обеспечивает ему активную поддержку в Капитолии. Однако вопреки этому обстоятельству, а также рекомендациям некоторых своих советников администрация объявила проект расточительным и развернула вокруг него кампанию, превратив результаты предстоящего голосования в пробу сил и политического влияния в Капитолии. Перед самым голосованием Рейган выступил с речью, пустив ход престиж президентства и обаяние, столь безотказно служившее ему в прошлом. Итогом всех усилий стало сокрушительное поражение Рейгана в сенате, где при соотношении сил 67:33 вето президента было преодолено.

Эта своеобразная проверка, устроенная самой администрацией, ещё раз наглядно продемонстрировала ослабление позиций президента на Капитолийском холме. Проявилась и другая особенность нынешнего этапа взаимоотношений исполнительной и законодательной властей: источником противоречий служит несоответствие между жёсткой «заидеологизированной» позицией Рейгана и подходом конгресса, который требует более гибкого и реалистичного решения ряда политических проблем[63].

Глубокое беспокойство вызвали планы администрации, связанные с дальнейшим наращиванием американского военного присутствия в Персидском заливе. Тревогу законодателей вызывает угроза вовлечения США в ирано-иракский конфликт. Лидер демократического большинства в  сенате Р. Бэрд (Западная Вирджиния) заявил, что планы в районе Персидского залива - «недопечённая, плохо подготовленная операция», с помощью которой США пытаются продемонстрировать свою силу после скандала по делу «Иран-контрас». Это признак плохой политики неуместной самонадеянности, сказал он.

Позиция, занятая администрацией Рейгана, показала, что Белый дом не желает идти на уступки, а это сулит весьма жёсткую конфронтацию в будущем, тем более что на подходе принятие проекта федерального бюджета на 1988 финансовый год и решение весьма сложной проблемы бюджетного дефицита со всеми вытекающими отсюда последствиями.

В апреле 1987 г. палата представителей уже приняла (230 голосами против 192) проект бюджета в размере 1,1 трлн. долл. Он предусматривает сокращение дефицита и увеличение налогов. Проект сокращает предложенный Рейганом проект СОИ в 5,2 млрд. долл. до 3,3 млрд.

Проведя это проект в палате, демократы выиграли первый раунд борьбы вокруг будущего бюджета. Практически все положения этого проекта, включая частичное повышение налогов, замораживание военных расходов, отмену сокращений в социальных статьях не новы и выдвигаются с небольшими изменениями на протяжении последних лет. Проекты бюджетов демократов, как нынешний, так и прошлых лет, разрабатывались с центристских, умеренно-консервативных позиций. Они отражают подход к проблемам бюджетных приоритетов господствующей группировки центристов и умеренных консерваторов в партийном руководстве демократов и комитетах нынешнего состава конгресса.

Сенатский вариант бюджета выдержан в ещё более умеренных тонах, однако построен на тех же принципах, что и бюджет палаты представителей. И сенат и палата подавляющим большинством отвергли бюджет, предложенный администрацией Рейгана.

Проекты конгресса отразили растущее расхождение между Белым домом и Капитолием по бюджетным вопросам; более того, в области налоговой политики противоречия приобретают принципиальный характер[64]. Ведь Рейган неоднократно заявлял, что наложит вето на любой законопроект, предусматривающий повышение налогов. Но, если два года назад демократам не хватало сил, чтобы провести свой бюджет в обеих палатах и вступить в противоборство с администрацией, то после выборов 1986 г., обеспечивших им большинство в сенате, потенциал оппонентов усилился.

Итоги выборов оказали воздействие на подход конгресса к проблеме контроля над вооружениями, к политике Рейгана в отношении Никарагуа, созданию дорогостоящей системы противоракетной обороны с элементами космического базирования и другими вопросами военной и внешней политики.

В сенате в настоящее время у демократов 54 мандата, 46 у республиканцев, в палате - 258 и 177. Результаты выборов отразили тенденцию к размыванию в конгрессе политической базы Рейгана. Вместе с тем эти перемены нельзя рассматривать в отрыве от сложного процесса перегруппировки политических сил, происходившего в Капитолии с конца 70-х годов, в ходе которого произошёл поворот к консерватизму, увеличился блок ультраправых законодателей в республиканской фракции, а либеральные демократы попали в полосу кризиса.

В 1980-1982 гг. республиканцы, добившиеся большинства в сенате впервые с 1952 г., сумели обеспечить проведение законодательной программы Р.Рейгана. В 1982-1986 гг. этот процесс как бы утратил динамику, а наращивание ультраконсервативного блока прекратилось. В палате представителей, где демократы сохраняли большинство даже в период максимальных успехов Рейгана, эрозия влияния администрации началась ещё раньше. Как показало начало работы 100-го созыва, палата представителей, где после выборов произошли минимальные изменения (демократы получили дополнительно 5 мест), по-прежнему остаётся оплотом оппозиции. Практически по большинству важных законопроектов, поставленных на голосование в 1987 г., палата выступила против администрации. Она потребовала заморозить предоставление 40 млн. долл. в помощь никарагуанским контрас, высказалась за введение моратория на испытания  ядерных устройств мощностью свыше 1 килотонны, если СССР будет придерживаться того же, приняла поправки, обязывающие администрацию соблюдать численные лимиты Договора ОСВ-2 и традиционную интерпретацию Договора по ПРО.

Что касается сената, то в течение шести лет он был главной опорой администрации и успешно нейтрализовал умеренную оппозицию палаты представителей. В это время сложился стандартный сценарий политического противоборства, при котором все действия демократической оппозиции сводились на нет в согласительных комитетах сената и палаты представителей, где под давлением Белого дома принимались компромиссные решения[65].

Январь и февраль 1987 г. были заполнены событиями, связанными с развитием "ирангейта": была неудавшаяся попытка Р. Макфарлейна покончить жизнь самоубийством после его откровенного признания своей вины и разоблачения причастности к этому скандалу других официальных лиц администрации, включая президента; было уничтожение О. Нортом документов, уличающих его, а возможно, и еще кого-то, в незаконных действиях; были бесконечные полупризнания и отказы от признания своей вины со стороны президента и слушания его показаний в комиссии Тауэра. Казалось, что Рейган остался единственным человеком, верящим в собственную версию происшедшего. Но доклад комиссии Тауэра, опубликованный 26 февраля, продемонстрировал, что ему поверили или сделали вид, что поверили, и члены комиссии: во втором "уотергейте" не были заинтересованы, ни республиканская, ни демократическая партии.

Доклад комиссии Тауэра, констатировал, что входе событий, приведших к скандалу, "президенту плохо советовали и плохо служили" те, кто, зная особенности стиля руководства президента, были обязаны привлечь его особое внимание к тому, как происходила продажа Ирану. Серьезные претензии комиссия предъявила в первую очередь бывшим помощникам президента по вопросам национальной безопасности Р. Макфарлейну и Дж. Пойндекстеру, а также руководителю секретариата Белого дома Д. Ригану. В числе косвенных виновников происшедшего были названы государственный секретарь Дж. Шульц и министр обороны К. Уайнбергер. Досталось и директору ЦРУ У. Кейси, который не доложил президенту о том, что его ведомство не контролировало деятельность подполковника О. Норта и его сообщников. (Смерть У. Кейси 6 мая "спасла" его от неминуемых административных выводов.) В общем, досталось всем, кроме президента, о котором американцам сообщили, что он, "очевидно, плохо понимал", что происходит, позволив своим эмоциям управлять собой, а своим помощникам - манипулировать собой, в результате чего те проводили свою собственную внешнюю политику. Доклад снял с Рейгана подозрения в том, что он пытался скрыть от страны происшедшее, и, напротив, отметил искреннюю заинтересованность президента в том, чтобы американцам стало известна вся, правда. Но и комиссия Тауэра не ответила на все вопросы, многие из которых оставались до последнего времени не выясненными. Ответы на некоторые из этих вопросов стали известны уже после того, как Рейган покинул Белый дом. Так, выяснилось, что президент не только знал о деятельности О. Норта, но и одобрил план передачи средств, полученных от продажи оружия Ирану, на военную помощь никарагуанским контрас. 30 млн. долл. Осели на тайных счетах, контролируемых О. Нортом и его сообщником отставным генералом Р. Секордо.

Публикация доклада комиссии Тауэра возродило на некоторое время разговоры о том, что после всего того, что стало известно, президенту следовало бы уйти в отставку, но в вашингтонских политических кругах такую точку зрения всерьез никто не принимал.

"Ирангейт" вызвал у Рейгана серьезную психологическую депрессию. Падение его популярности, зарегистрированное проведенными с ноября 1986 г. опросами общественного мнения, очень обеспокоило президента.

Не осталось не замеченным и то, что после "ирангейта" заметно возрос интерес президента и администрации к внешнеполитическим проблемам.

Таким образом, беззаконие было  проявлено на самых высоких постах. Ложь была самой сутью тайных операций Совета национальной безопасности. Расследование в комитетах конгресса показало, что несмотря законодательный запрет на помощь контрас, многие должностные лица в Белом доме и ЦРУ постоянно принимали участие в расширении поддержки военным формированиям контрас.

Скандал с продажей оружия Белым домом Ирану и контрас буквально за один месяц снизил положительные оценки ранее исключительно популярного президента на 21 % - самое резкое снижение в истории опросов о деятельности президентов. В результате в начале марта 1987 г. по опросу Гэллапа лишь 40 % американцев положительно оценили деятельность Рейгана. В то же время по опросу, проведенному "Вашингтон-пост" - "Эй-би-си ньюс", одобрение внешней политики Рейгана снизилось до 33 %.[66]

Ирангейт лишь обнажил скрытые пружины республиканской администрации. "Доктрина Рейгана" не смогла выдержать испытания временем, потому что она была слабо связано с меняющейся реальностью намного более сложного мира, чем мир 40-50-х гг., по которому тоскуют правые консерваторы США.

Таким образом, мы рассмотрели еще один кризис президентской власти. Однако он не привел к импичменту или добровольной отставке президента, на мой взгляд, отчасти из-за изменений обстоятельств, а также большой популярности личности президента Р. Рейгана, который значительно потерял ту самую популярность в результате аферы.

К тому же, многие политические силы США были не заинтересованы в повторении кризиса, подобного "уотергейтскому кризису". Демократия Соединенных Штатов выстояла и на этот раз.



                   §3. Конфликт исполнительной и судебной ветвей власти и импичмент Билла Клинтона

Уильям Джефферсон Блайт IV (Клинтон) родился 19 августа 1946 года в Хоупе, Арканзас. Семья его принадлежала к среднему американскому слою. Б.Клинтон был честолюбив и хорошо учился, за все годы учебы в школе постоянно являлся одним из лучших учеников, был спикером учеников и руководителем школьного джаз-оркестра.

С 1968 по 1970 гг. Билл Клинтон учился в Оксфорде. По окончании Йельского юридического института, где он познакомился со своей будущей женой Хилари Родхем, Клинтон вернулся в Арканзас. Его необычайная энергия - он сам финансировал свою учебу, одновременно подрабатывал на трех работах, и его блестящие интеллектуальные способности стали основой блестящей политической карьеры.

После непродолжительной преподавательской деятельности в юридическом институте Арканзасского университета в Файетвилле Б.Клинтон в 1974 году активно вступил в политику. В третьем округе Арканзаса он претендовал на место в Конгрессе демократической партии, но потерпел поражение.

В 1978 году успешно баллотировался на пост губернатора. В возрасте 32 лет Б.Клинтон стал самым молодым губернатором в истории Соединенных Штатов.

Успешную предвыборную борьбу, однако, омрачило сомнение в искренности и твердости характера Б.Клинтона, которое сопровождало его президентство. Поведение во время войны во Вьетнаме, избавившее его от призыва на военную службу, малоубедительное признание, что студентом он курил марихуану, но не затягивался, к тому же внебрачная сексуальная жизнь, в которой он, казалось, подражает своему великому кумиру Дж. Ф.Кеннеди широко обсуждались падкой на сенсации прессой и часто бывающей ханжеской публикой.

По мнению многих экспертов в области экономики, бюджетно-политические посылки правительства Б.Клинтона значительно повлияли на конъюнктурное оздоровление американского хозяйства. После трех рецессивных лет экономика США с 1993г. вновь достигла темпа прироста от 2 до 3 %. Тенденция подъема проявлялась также в форме низкого индекса инфляции.

Основным внутриполитическим пунктом в повестке дня Клинтона была коренная реформа здравоохранения посредством введения всеобщего страхования на случай болезни.

Президент поручил своей жене руководство рабочей группой, ответственной в Белом доме за реформы здравоохранения, и отвел ей этим самую важную и самую внушительную функцию, которую когда-либо

осуществляла «первая леди». То, что Б.Клинтон и его жена настаивали на глобальной реформе во время, когда уже давно было ясно, что большинство в Конгрессе будет выступать лишь за отдельные поправки в системе здравоохранения, было тяжелой политической ошибкой.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.