реферат, рефераты скачать
 

Мировая экономика, ответы на билеты


Взаимосвязь торгового баланса с валютным курсом: при отрицательном сальдо торгового баланса возрастет спрос на иностранную валюту, что будет способствовать снижению курса национальной валюты, и наоборот.

Вместе с тем снижение курса национальной валюты стимулирует экспорт и ослабляет побудительные мотивы к импорту, в результате чего должно уменьшиться отрицательное сальдо торгового баланса и возникнуть положительное сальдо. В долгосрочном плане динамика валютного курса оказывает стабилизирующее влияние на торговый баланс.

Как показывает практика, валютные курсы чувствительны к изменению процентных ставок. Более высокие реальные процентные ставки в данной стране поднимают спрос на ее валюту со стороны инвесторов, и курс валюты повышается. При понижении процентных ставок курс валюты снижается.

Изменения процентных ставок в свою очередь определяются характером денежно-кредитной политики государства. Смягчение денежно-кредитной политики расширяет объем денежного предложения на валютных рынках, поэтому понижает курс национальной валюты, и наоборот. Центральные банки используют покупку и продажу валюты (интервенцию) в целях воздействия на динамику валютного курса. Данный инструмент особенно эффективен, когда речь идет об умеренной и временной несбалансированности международных расчетов.

Ожидания со стороны экономических субъектов определенной динамики роста, инфляции, процентных ставок повышают спрос на другую, стимулируя спекулятивные операции, особенно в условиях «плавающих» валютных курсов.

Регулирование валютного курса является основной задачей государства в области влияния на валютную систему. Регулирование осуществляется через Центральный банк, МВФ и региональные отделения международного банка реконструкции и развития.

19. Регулирование валютного курса.

Существует рыночное и государственное регулирование величины  валютного

курса. Рыночное регулирование, основанное на конкуренции и действии  законов

стоимости,  а  также  спроса   и   предложения,   осуществляется   стихийно.

Государственное   регулирование   направлено   на   преодоление   негативных последствий рыночного  регулирования  валютных  отношений  и  на  достижение устойчивого экономического роста, равновесия  платежного  баланса,  снижения роста  безработицы  и  инфляции  в  стране.  Оно  осуществляется  с  помощью валютной политики – комплекса мероприятий  в  сфере  международных  валютных отношений, реализуемых в соответствии с текущими  и  стратегическими  целями страны. Юридически валютная политика оформляется валютным  законодательством и валютными соглашениями между государствами.

К мерам государственного воздействия на величину валютного курса относятся:

·   валютные интервенции;

·   дисконтная политика;

·   протекционистские меры.

Важнейшим инструментом валютной политики государств  являются  валютные интервенции – операции центральных  банков  на  валютных  рынках  по  купле-продаже национальной денежной единицы против ведущих иностранных валют.

Цель валютных интервенций – изменение уровня соответствующего валютного курса, баланса активов и пассивов по разным валютам или ожиданий  участников валютного  рынка. Действие механизма валютных интервенций аналогично проведению товарных интервенций. Для того чтобы повысить  курс  национальной валюты,  центральный  банк  должен продавать иностранные валюты, скупая национальную. Тем самым уменьшается спрос на иностранную валюту, а следовательно, увеличивается курс национальной валюты. Для того чтобы понизить курс национальной валюты, центральный банк продает национальную валюту, скупая иностранную. Это приводит к повышению курса иностранной валюты и снижению курса национальной валюты.

Для интервенций, как правило, используются официальные валютные резервы, и изменение их уровня может служить показателем масштабов государственного вмешательства в процесс формирования валютных курсов.

Официальные интервенции могут проводиться разными методами – на биржах (публично) или на межбанковском рынке (конфиденциально), через брокеров  или непосредственно через операции с банками, на срок или с немедленным исполнением.

Для того чтобы валютные интервенции привели к желаемым результатам по изменению национального валютного курса в долгосрочной перспективе, необходимо:

1. Наличие необходимого количества резервов в центральном банке для проведения валютных интервенций;

2. Доверие участников рынка к долгосрочной политике центрального рынка;

3. Изменение фундаментальных экономических показателей, таких как  темп экономического  роста, темп инфляции, темп изменения увеличения денежной массы и др.

Дисконтная политика – это изменение центральным банком учетной ставки, в том числе с целью регулирования величины валютного курса путем воздействия на стоимость кредита на внутреннем рынке и тем самым на международное движение капитала. В последние десятилетия ее значение для регулирования валютного курса постепенно уменьшается.

Протекционистские меры – это меры, направленные на защиту собственной экономики, в данном случае национальной валюты. К ним относятся, в первую очередь, валютные ограничения –  законодательные или административные запрещения или регламентации операций резидентов и  нерезидентов с валютой или другими валютными ценностями. Видами валютных ограничений являются следующие:

·   Валютная блокада

·   . Запрет на свободную куплю-продажу иностранной валюты

·   . Регулирование международных платежей, движения капиталов, репатриации прибыли, движения золота и ценных бумаг

·   . Концентрация в руках государства иностранной валюты и других валютных ценностей.

Государство достаточно часто манипулирует величиной валютного курса с целью изменения условий внешней торговли страны, используя такие методы валютного регулирования, как двойной валютный рынок, девальвация и ревальвация.

20. Положительные и отрицательные результаты международной трудовой миграции.

Влияние международных миграционных потоков на рынок труда особенно заметно в трудоизбыточных странах, где часть экономически активного населения попадает в ряды безработных, живет на трансфертные платежи за счет других рабочих, оказывает давление на рынок труда. В данном случае эмиграция благоприятно отражается на рынке труда в стране – экспортере рабочей силы.

Существенное влияние оказывает иммиграция и на региональные рынки труда. Наиболее активная, деятельная рабочая сила сосредоточивается в экономически важных центрах. Таким образом, обеспечивается перераспределение трудовых ресурсов в соответствии с потребностями общества.

Реэмиграция рабочих, получивших за рубежом высокую квалификацию, может способствовать росту ВНП в стране-доноре. Однако, часть высококвалифицированных иммигрантов не спешит возвращаться домой, вследствие чего выигрывают принимающие страны. Таким образом, соотношение выгоды и потерь для стран, участвующих в миграционном процессе, может меняться.

Международная трудовая миграция обусловливает движение межстрановых денежных потоков. Денежные переводы иммигрантов родственникам в страну, которую они временно покинули, приводят к увеличению объема ВВП в стране иммиграции и его уменьшению в стране эмиграции, т.е. чистые выгоды от иммиграции перераспределяются между этими странами.

Масштабы иммиграции влияют на размеры налоговых поступлений, а также на государственные расходы. Налоговые поступления растут за счет высококвалифицированных специалистов, так как доходы у них выше. Государственных расходов на их образование не требуется. Вместе с тем часть менее квалифицированных мигрантов нуждается в государственной поддержке. Это увеличивает государственные расходы. Положение нелегальных эмигрантов лишает их возможности пользоваться социальными пособиями, благотворительными выплатами. Поэтому государственные расходы в связи с их пребыванием незначительны.

Страна, экспортирующая рабочую силу, получает большие валютные поступления за счет денежных переводов иммигрантов своим семьям и родственникам; налогов, уплачиваемых фирмами-посредниками, а в ряде случаев – за счет прямых компенсаций за утечку рабочей силы. В конце 90-х годов десять стран имели от иммигрантов в виде валютных поступлений более 1 млрд. долл., а около 40 стран – не менее 100 млн. долл.

В то же время отток рабочей силы из страны-экспортера улучшает ситуацию на рынке труда, уменьшает безработицу, снижает социальное напряжение.

«Утечка умов» имеет негативные экономические последствия для страны-донора. Она не только теряет ценный научный потенциал, но и вынуждена готовить замену выбывшим, инвестировать образование и профессиональную подготовку.

Экономические последствия международной трудовой миграции обусловливают необходимость проведения миграционной политики. Ее важнейшей целью является государственное и межгосударственное регулирование международной миграции на законодательной основе. Экспорт и импорт рабочей силы осуществляются на основе национального законодательства и межгосударственных соглашений.

В политике большинства стран-реципиентов достаточно четко прослеживается тенденция к ограничению миграции. На массовую легальную миграцию ориентированы рынки США, Австралии и Канады.

Существуют также программы экономической помощи странам-экспортерам рабочей силы. Они реализуются путем заключения соглашений между странами массовой иммиграции и массовой эмиграции о создании новых предприятий на родине реэмигрантов.

В целом международную трудовую миграцию рассматривают сегодня как одну из ведущих сил, формирующих плюралистические общества. Поэтому выдвигаются концепции ее регулирования в соответствии с политическими, социокультурными, этическими критериями.

21. Экономическое содержание торгового баланса.

Стр. 100 тетради. И учебник:

Статистические показатели, сведенные в балансы международных расчетов, характеризуют связь национальной экономики с системой мирового хозяйства в различных аспектах. Балансы международных расчетов представляют собой совокупность поступлений платежей данной страны по отношению к остальному миру за известный период или на определенную дату.

Так, торговый баланс является соотношением стоимости экспорта и импорта товаров за некоторый период. Он позволяет анализировать участие страны в международном разделении труда, определить ее место в мировой торговле.

Торговый баланс формируется как разница между импортом и экспортом товаров (без учета услуг).

Торговый баланс - один из ключевых показателей. Он отражает результаты участия страны в международной торговле и является составной частью платежного баланса (Current Account). Баланс представляет собой соотношение между суммой цен товаров, вывезенных за пределы данного государства, и суммой цен товаров, ввезенных на территорию этого государства, т.е. разница между экспортом и импортом. Вначале анализируют экспорт, т.к. он имеет прямое влияние на значение прироста в экономике. Импорт, в свою очередь, отражает спрос на товары внутри страны (прирост импорта отражает формирование запасов, что может свидетельствовать о возможном последующем медленном приросте в продажах). На значение торгового баланса оказывает влияние валютный курс, который корректирует номинальную величину поступлений от импорта в местной валюте. Если сумма цен вывезенных товаров превышает сумму цен ввезенных, то торговый баланс является активным (положительное сальдо), если ввоз превышает вывоз - пассивным (отрицательное сальдо).
Положительное сальдо (или уменьшение величины отрицательного сальдо) является благоприятным фактором для роста курса национальной валюты. В последние годы сальдо торгового баланса США является пассивным, в связи с чем индикатор обозначается как “Дефицит торгового баланса” (Trade Deficit)

Реакция рынка зависит от актуальности для экономики результатов торгового баланса на данный момент. Следует отметить, что волатильность месячных показателей торгового баланса может играть важную роль в прогнозировании ВВП. Происходит это потому, что объём импорта вычитается из ВВП, а объём экспорта прибавляется к нему. При уменьшении торгового дефицита США вследствие увеличения экспортных операций увеличивается потребность в национальной валюте

22. Предложение и спрос в международной торговле.

На мировом рынке, как и на любом другом, формируется спрос и предложение и поддерживается стремление к рыночному равновесию. Для того, чтобы понять, как это происходит, рассмотрим условный пример. Предположим, две страны выпускают и потребляют один и тот же товар, но ресурсы для его производства и потребности в нем различны. Соответственно на их внутренних рынках будут формироваться разные рыночные цены и разные условия равновесия. Она отразятся на рис. 2, а и в.

Стр 53 учебника.

На горизонтальной оси откладываем объемы производства товара, а на вертикальной – цены. Для страны X спрос показан кривой D1 D1, а предложение – кривой S1S1, соответственно для страны Y спрос отразится кривой D2D2, а предложение – кривой S2S2. В этом случае рыночное равновесие будут отражать соответственно точки Ex и Ey, а равновесные цены – Px и Py. Поскольку Py  больше Px данный товар дешевле в стране X, его выгоднее производить больше, чем потребляет внутренний рынок, и по более высоким ценам продавать страну Y. Стране Y выгодно его покупать у страны X по любым ценам ниже Py ,и страны договариваются о торговле данными товарами.

Равновесная цена, существующая на рынке страны X, свидетельствует что спрос равен предложению и избытка товара для экспорта не существует. Увеличить объем предложения можно только при возрастании цены. Цена Px служит нижней границей, при которой экспорт невозможен. В стране Y равновесная цена Py также подтверждает равенство спроса и предложения, и при данных условиях импорт не нужен. Но если цена снизится, возникнет избыточный спрос, который по данным ценам можно удовлетворить только за счет импорта. Таким образом, цена Py служит верхней границей, определяющей объем импорта в страну Y.

В этих границах устанавливается точка равновесия, при которой избыточное предложение страны X равно избыточному спросу в стране Y. На графике – это равенство отрезков AxBx и AyBy , они сформируют на мировом рынке точку равновесия E и мировую цену P. Мировой спрос и мировое предложение соответственно показаны на рис. 2, б кривыми DD и SS. Таким образом, на мировом рынке всегда балансируется спрос и предложение на экспортируемые и импортируемые товары, а мировая цена находится между минимальной и максимальной внутренними равновесными ценами.

Мировой рынок всегда представляет собой арену жесточайшей конкурентной борьбы, поэтому удержаться на нем значительно сложнее, чем на внутреннем рынке. Помимо конкуренции на положение отдельных субъектов мирового рынка оказывает влияние и изменение структуры международного товарооборота. Долговременные структурные сдвиги возникают, как правило, в связи с изменениями в производстве, и прежде всего под воздействием научно-технического прогресса. В настоящее время значительно уменьшился удельный вес сырьевых товаров и возросла доля продукции обрабатывающей промышленности. Современная технология, технические знания и другая информация превратилась в специфический товара, спрос на который постоянно растет, так же как и на продукцию электротехнической и электронной промышленности. В то же время ряд стран традиционно торгует в основном сырьевыми и энергетическими ресурсами.

23. Международное регулирование внешней торговли и Всемирная торговая организация.

М\днар эк организации содействуют поиску разрешения противоречий и достижения компромиссных решений м/д гос. по эк вопросам. Они либо имеют широкий круг действия, либо спец на конкр вопросах. Организация ГАТТ(ген соглашение о тарифах и торговле)-ускорение м/днар рыночного процесса и развитие м/днар торговли. Принципы: недискримин и либерализ условий м/днар торговли; предост режима наибольшего благоприятствования в торговле. Опред допуст размеры тамож пошлин и экспортн субсидий, разрешало споры, привлекало страны к эк ответственности за наруш договора. В 1996г-130 стран. В этом же году его заменила всем торг орган. Сфера регул ВТО распространяется на м/днар обмен услугами и интеллектуальной собственностью, контроль и защиту инвестиций. Т.к. ВТО является преемницей ГАТТ, то прнимает полный объем всего пакета уже заключенных договоренностей ГАТТ.

ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ (ВТО) (World Trade Organization – WTO) – международная экономическая организация, регулирующая правила международной торговли согласно принципам либерализма.

ВТО функционирует с 1 января 1995, решение о ее создании было принято в конце многолетних переговоров в рамках Уругвайского раунда ГАТТ, который завершился в декабре 1993. Официально ВТО образована на конференции в Марракеше в апреле 1994, поэтому Соглашение об учреждении ВТО называют также Марракешским соглашением.

Если ГАТТ занималась регулированием только торговли товарами, то сфера деятельности ВТО более широка: помимо торговли товарами она регулирует также торговлю услугами и торговые аспекты прав интеллектуальной собственности. ВТО имеет юридический статус специализированного учреждения системы ООН.

Первоначально в ВТО вступило 77 государств, но к середине 2003 ее членами являлись уже 146 стран – развитых, развивающихся и постсоциалистических. «Пестрый» состав государств-членов ВТО отражен в самой эмблеме этой организации.

В ВТО вступили и некоторые экс-советские страны: Литва, Латвия, Эстония, Армения, Грузия, Молдова, Киргизия. Важным событием стало вступление в ВТО в декабре 2001 Китая, считающегося одним из наиболее перспективных участников мировой торговли. На долю входящих в ВТО стран приходится примерно 95% мирового товарооборота – в сущности, практически весь мировой рынок без России. Еще ряд стран официально выразили желание войти в эту организацию и имеют статус государств-наблюдателей. В 2003 таких стран насчитывалось 29, включая Российскую Федерацию и некоторые другие постсоветские государства (Украина, Белоруссия, Азербайджан, Казахстан и Узбекистан).

Задачи ВТО. Главная задача ВТО – содействовать беспрепятственной международной торговле. Развитые страны, по инициативе которых создана ВТО, полагают, что именно экономическая свобода в международной торговле способствует экономическому росту и повышению экономического благосостояния людей.

В настоящее время считают, что мировая торговая система должна соответствовать следующим пяти принципам.

1). Отсутствие дискриминации в торговле.

Ни одно государство не должно ущемлять какую-либо другую страну, накладывая ограничения на экспорт и импорт товаров. В идеале, на внутреннем рынке любой страны не должно быть никаких различий в условиях продажи между иностранной продукцией и национальной.

2). Снижение торговых (протекционистских) барьеров.

Торговыми барьерами называют факторы, снижающие возможность проникновения зарубежных товаров на внутренний рынок какой-либо страны. К ним относятся, прежде всего, таможенные пошлины и импортные квоты (количественные ограничения на импорт). На международную торговлю влияют также административные препоны и политика определения обменных курсов валют.

3). Стабильность и предсказуемость условий торговли.

Иностранные компании, инвесторы и правительства должны быть уверены, что торговые условия (тарифные и нетарифные барьеры) не будут изменены внезапно и произвольно.

4). Стимулирование соревновательности в международной торговле.

Для равноправной конкуренции фирм разных стран надо пресекать «несправедливые» приемы конкурентной борьбы – такие как экспортные субсидии (помощь государства фирмам-экспортерам), использование демпинговых (преднамеренно заниженных) цен для захвата новых рынков сбыта.

5). Льготы в международной торговле для менее развитых государств.

Этот принцип отчасти противоречит предыдущим, но он необходим для втягивания в мировое хозяйство слаборазвитых стран периферии, которые заведомо не могут на первых порах конкурировать с развитыми странами на равных. Поэтому считается «справедливым» представление слаборазвитым странам особых привилегий.

В целом ВТО пропагандирует идеи фритредерства (свободной торговли), борясь за устранение протекционистских барьеров.

Практические принципы работы ВТО. В основе деятельности ВТО лежат три международные соглашения, подписанные большинством государств, активно участвующих в мирохозяйственных отношениях: Генеральное соглашение о торговле товарами (ГАТТ) в редакции 1994, Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС) и Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Основная цель этих соглашений – оказывать помощь фирмам всех стран, занимающимся экспортно-импортными операциями.

Выполнение соглашений ВТО, как правило, приносит не только долгосрочные выгоды, но и сиюминутные трудности. Например, снижение протекционистских таможенных тарифов облегчает покупателям приобретение более дешевых зарубежных товаров, но может привести к разорению отечественных производителей, если они производят товары с высокой себестоимостью. Поэтому по правилам ВТО дозволяется государствам-членам проводить предусмотренные изменения не мгновенно, а поэтапно, по принципу «прогрессирующей либерализации». При этом обычно развивающимся государствам представляется более длительный период для полной реализации их обязательств.

Обязательства по соблюдению правил свободной торговли, принятые на себя всеми членами ВТО, составляют систему «многосторонней торговли». Большинство государств планеты, включая все основные страны-импортеры и страны-экспортеры, являются членами этой системы. Однако ряд государств в нее не входит, поэтому систему называют «многосторонней» (а не «всемирной»). В перспективе, по мере расширения числа участников ВТО, система «многосторонней торговли» должна превратиться в подлинно «всемирную торговлю».

Основные функции ВТО:

– контроль за выполнением требований базовых соглашений ВТО;

– создание условий для переговоров между странами-участницами ВТО по поводу внешнеэкономических отношений;

– урегулирование споров между государствами по проблемам внешнеэкономической торговой политики;

– контроль за политикой государств-членов ВТО в области международной торговли;

– оказание помощи развивающимся странам;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.