| |||||
МЕНЮ
| Мировой рынок услугp> Ведущие позиции во внедрении и использовании электронно-вычислительной техники и информационных технологий занимают промышленно развитые страны, на долю которых в 1993 г. приходилось 80% всего мирового компьютерного парка. При этом доля США на мировом рынке информационных услуг составляет свыше 50%, что значительно больше доли этой страны, например, в товарной торговле (12%). На втором месте находится Япония, объем операций купли – продажи информационных услуг в которой в 1995 г. оценивался в 3,5 млрд. долларов, т.е. приближался к 10% мирового рынка. Третье место занимает Великобритания. В настоящее время в промышленно развитых странах наступает новая эпоха – сетевой компьютеризации.[11] Мощный толчок этому процессу с середины 90-х гг. дает транснациональная сеть Интернет. По данным ОЭСР, услугами Интернет пользуется каждый 15-ый гражданин стран-членов этой организации (в Финляндии, государстве-лидере, каждый четвертый, в США – каждый шестой, Великобритании – каждый 18-ый, Германии – 25-ый, Франции и Японии – 60-ый). Следует признать необычайно высокую скорость распространения новой технологии. Новая информационная технология, представленная услугами Интернет, получила широкое признание в деловой сфере, где наибольшей популярностью пользуется электронная почта, экономическая отдача которой наиболее наглядна. Полезность web-страниц в качестве инструмента маркетинга уже не вызывает сомнений. Они имеют неограниченный потенциал в рекламе предлагаемых компаниями продуктов и услуг. Но поиск эффективных направлений использования услуг Интернет в бизнесе только начинается, и в недалекой перспективе следует ожидать разработки новых видов услуг сети, специализируемых для нужд различных секторов экономики.[12] Еще одним видом услуг на мировом рынке является реклама. Реклама играет значительную роль в международной торговле, поскольку на мировых товарных рынках действует сейчас большое количество фирм, которым необходимо рекламировать свою продукцию. В то же время реклама из придатка к торговле превратилась в самостоятельную, очень прибыльную сферу бизнеса. Стремительно растет консультационный бизнес, функцией которого является разработка и предоставление клиентам научных решений самых разных хозяйственных проблем в виде информации, экспертизы, консультаций или прямого участия по контрактам в управлении, изучении рынков, разработке и реализации мер по повышению эффективности и т.п. Ускоренно развивается и ряд нетехнических видов деловых услуг – службы по подбору персонала (в т.ч. для временных работ), а также по обеспечению связей фирм с общественностью, поддержанию на производстве нормального социального климата и т.д. В динамичное ядро рассматриваемой сферы во многих странах входят также
связь и телекоммуникации.[13] В первую десятку стран, которые имеют
наиболее развитые системы связи и телекоммуникаций, отвечающие мировым
стандартам, входят Сингапур, Новая Зеландия, Финляндия, Дания, США, В настоящее время также динамично развиваются кредитно-финансовые и
страховые услуги. Мировой опыт показывает, что страхование – это
эффективный инструмент концентрации и вовлечения в хозяйственную
деятельность средств корпоративных организаций и частных лиц, оказывающий
стабилизирующее воздействие на экономику. В промышленно развитых странах
отношение к рынку страховых услуг определяется как к стратегическому
сектору экономики и мощному фактору положительного воздействия на нее. Используя передовые информационные технологии и возможности, открываемые политикой дерегулирования и либерализации рынков, все эти отрасли в последние 15 – 20 лет вышли на качественно новый виток в своем техническом оснащении, уровне и качестве обслуживания производства и населения и ныне играют решающую роль в стремительном процессе глобализации хозяйственной жизни. В услугах социально-культурного профиля по темпам лидируют социальные
услуги тем категориям населения, которые нуждаются в непосредственной
помощи и поддержке общества – инвалидам, престарелым. Научно-технический
прогресс, повышение жизненного уровня населения и расширение
государственных программ медицинского обслуживания стимулируют развитие
сферы здравоохранения. Устойчивые темпы характерны и для сферы образования. Международный туризм приобрел всемирный характер в 60 – 70-х гг. в
среднем около 65% всех международных туристических поездок приходится на Для других услуг характерны более умеренные темпы – на уровне средних показателей по сфере услуг или по всему хозяйству. Довольно противоречива динамика отраслей транспорта и торговли. Рост потребностей в их операциях сдерживается относительным сокращением в структуре хозяйства доли материальной продукции, транспортировкой и реализацией, которой заняты эти отрасли. Но такие черты «новой экономики», как углубление межотраслевых связей в ходе специализации производства, дифференциация спроса, разукрупнение предприятий и переход от экономии на масштабах к экономии на разнообразии чрезвычайно усложняют состав товарной массы и, обостряя проблему реализации, повышают роль товарного обращения в процессе воспроизводства. В последнее время обнаруживается неоднозначное и возрастающее влияние на торговлю электронной коммерции. В результате в одних странах позиции транспорта и торговли в хозяйстве продолжают расширяться, в других – они стабилизировались или даже сокращаются. Примерно аналогичная динамика типична для таких крупных и зрелых отраслей, как гостиничное хозяйство и авторемонтный бизнес, развитие которых сводится в основном к технической и организационно-структурной модернизации. Целый ряд услуг – общественное питание, ремонт бытовой техники, одежды, обуви, прачечные, химчистка – развиваются сравнительно низкими темпами. Под воздействием конкуренции со стороны товаров – заменителей и изменений в уровне и стиле жизни их доля в макроэкономических показателях в большинстве стран сокращается. Купить новый и модный товар зачастую дешевле, а потому и предпочтительнее, чем ремонтировать старый. Немаловажное значение имеет непрерывное обновление, совершенствование и расширение ассортимента бытовой техники, химических товаров, продовольствия, а также их ценовые преимущества с учетом удобства и экономичности в потреблении. В зависимости от национальной специфики производство услуг, особенно социально-культурных, в разных странах распределяется между частным и государственным секторами в различных пропорциях. Но в последние 20 – 30 лет в большинстве стран рост услуг концентрировался в частном секторе. В государственном секторе объемы их производства относительно сокращались или стабилизировались в соответствии с неконсервативными программами сокращения госрасходов и мерами по разгосударствлению экономики. Отмеченные динамические и структурные тенденции характерны практически для всех развитых стран, хотя национальная специфика накладывает заметный отпечаток на конкретные показатели. Таким образом, в динамике и структуре услуг четко прослеживается сдвиг в сторону их более сложных, наукоемких видов и социальных услуг, обеспечивающих качество экономического роста, социальную стабильность и гуманизацию экономической жизни (см. приложение).[16] 3. Россия на мировом рынке услуг В процессе перехода российской экономики на рыночные основы и ее
интеграции в мировое хозяйство следует учитывать активную роль сферы услуг,
а так же все аспекты ее развития за рубежом (технические, структурные,
организационные, управленческие, количественные и качественные). Динамика производства ВВП в России за период с 1990 по 1994 г. (в сопоставимых ценах, в % к 1990 г.) Как показывают приведенные данные, за период с 1990 по 1994 г. В России
при общем падении объема ВВП на 35,2% наибольший спад наблюдался в сфере
производства товаров, объем которого в 1994 г. составлял только 55,2% от
соответствующего уровня 1990 года. Менее существенным за этот период было
снижение объемов ВВП для отраслей производства услуг, которое составило Немаловажен для России и огромный потенциал отраслей услуг в решении
проблемы занятости. Несмотря на инерционный характер процессов, связанных
с изменениями в структуре занятости населения, в экономике России, тем не
менее, наблюдалась выраженная тенденция роста доли занятых в сфере услуг,
которая увеличилась в 1995 г. по сравнению с 1980 г. с 43 до 49%.[18] Россия, ведя переговоры по торговле услугами, должна учитывать, что ей необходимо представить перечень обязательств по доступу иностранных поставщиков услуг на отечественный рынок. Перечень составляют двоякие ограничения: общие для всех секторов услуг и специфические, касающиеся определенного сектора. При этом специфические обязательства должны рассматриваться примерно по 160 видам услуг, систематизированным по 12 секторам согласно классификатору ВТО. В работе по составлению российских обязательств задействованы около 50 федеральных министерств и ведомств, органы государственной и судебной власти. В процессе выработки обязательств по доступу иностранных поставщиков услуг необходимо найти баланс между интересами по защите своего внутреннего рынка и потребностью в иностранных инвестициях для создания современной инфраструктуры; между преимуществами, которые получают российские поставщики на внешних рынках в результате присоединения к ВТО, и степенью активности иностранцев на территории РФ. Устранение противоречий между интересами российских и иностранных производителей потребует больших усилий. В первую очередь это связано с тем, что сфера услуг, меры по ее регулированию являются относительно новой проблемой для нашей страны. В настоящий момент Россия особенно нуждается в создании стройной, более совершенной системы правового регулирования сферы услуг, в этом отношении положительное значение может иметь использование опыта ВТО по урегулированию внешнеэкономической деятельности в сфере услуг. Кроме того, все еще остается проблема соответствия международного метода
статистического учета услуг системе статистике, принятой в России.[20] В
отличие от ВТО в российской статистике производство материальных и
нематериальных благ объединено, учет ведется по «списку», включающему
следующие позиции: Следует учитывать, что по мере «взросления» ВТО, и ГАТС в частности, к странам, вступающим в эту организацию, будут предъявляться высокие требования. На современном этапе позиция России на международном рынке услуг не
слишком обнадеживающая. Россия хотя и входит в число ведущих 30 стран –
участниц международной торговли услугами, выступает в качестве нетто-
импортера. Экспорт всех видов услуг, по данным ВТО, в 1994 г. составлял Нетто-экспортером на мировом рынке Россия остается в сфере транспортных
услуг. Так, до 1996 г. около половины всего экспортного потенциала России в
торговле услугами обеспечивалась за счет транспортных услуг. Однако уже в Импорт же транспортных услуг повышается, что свидетельствует о тенденции
к вытеснению с рынка российских транспортных фирм. В России транспортные
расходы на единицу произведенной продукции в 6 раз больше, чем в США и в Туризм как наиболее динамично развивающаяся сфера услуг занимает первое место в отраслевой структуре российской торговли услугами. На него приходится более 50% ее объема. Но поскольку в настоящее выезд отечественных граждан за рубеж существенно превосходит въездной поток, туризм является и крупнейшей расходной статьей российского баланса услуг. На долю других видов услуг в 1997 г. приходилось около 20% общего объема торговли услугами.[24] В последнее время наблюдается благоприятная динамика отраслей услуг в российской экономике, быстрое формирование целого ряда услуг, прежде всего телекоммуникаций, кредитно-финансовых, деловых, расширение торговли.[25] Конкурентоспособность России проявляется главным образом в области услуг
связи (в основном за счет космических разработок) и в сфере еще имеющихся
научно-технических разработок (в торговле ройалти и лицензиями). Однако в
то же время Россия отстает от западных стран на 15 – 20 лет. В рейтинге
стран по уровню телекоммуникационных систем она занимает 42-е место. В условиях становления многоукладной экономики и развития рыночных
отношений в стране происходят существенные изменения в сфере услуг. Страхованию в России отводилась второстепенная роль. Объем страхового
обеспечения в расчете на душу населения в России остается чисто
символической величиной. При среднемировом уровне потребности в страховых
услугах около 2000 – 2050 $ в год на душу населения размер таких услуг в В структуре российской торговли услугами почти отсутствует экспорт маркетинговых, управленческих, аудиторских, консультационных, компьютерных и ряда подобных сравнительно новых видов услуг. В международном обмене услугами основным для России, в отличие от большинства развитых стран, является внешнеторговый канал – трансграничная торговля. Однако в импорте услуг существенная доля приходится на второй канал – торговлю услугами филиалов иностранных компаний, находящихся на российской территории. В России представлены филиалы многих компаний – мировых лидеров в различных отраслях услуг, опыт которых в существенной степени влияет на формирование рыночных отношений в нашей стране. Улучшение ситуации в сфере услуг в России во многом зависит от иностранных вложений. Наибольший интерес для зарубежных инвесторов представляют такие отрасли деловых услуг, как посредничество и консалтинг, а из ряда потребительских услуг – общественное питание, торговля, гостиничная индустрия. Заметная активность наблюдается в области рекламы и образовательных услуг.[30] Заключение На протяжении двух последних десятилетий наблюдается тенденция повышения
роли услуг в экономике стран мира. Но все же не стоит говорить, что состояние сферы услуг в России Улучшение ситуации в сфере услуг сильно зависит от иностранных
инвестиций, но в то же время, либерализируя эту сферу, необходимо
поддерживать баланс между интересами по защите своего внутреннего рынка и
потребностью в инновациях для создания современной инфраструктуры. Ведь без
крупномасштабной сферы услуг с развитым транспортом, связью, торговлей,
финансово-кредитным и страховым секторами, комплексом деловых услуг,
сферами образования и здравоохранения, отвечающим современным требованиям, 1. Аброскин А. Сфера услуг и экономическое развитие// Вопросы статистики.1998. №10 1999. №11 1998. №8 Таблица 1 | |1 |2 |3 |4 |5 | |
----------------------- [2] см. Фомичев «Международная торговля» [18] см. Вопросы статистики – 1998 -№10
Страницы: 1, 2 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|