| |||||
МЕНЮ
| Международная безопасность и глобальные угрозыp> В наши дни еще рано списывать в архив известные и проверенные временем идеи стратегических исследований, касающиеся безопасности. Например, известный неореалист С.Уолт выступил в конце 1980 – х гг. с теорией баланса угроз, которая,по мысли автора, должна была бы дополнит широко известную( и котегорично отвергаемую сегодня представителями либерално – идеалистической парадигмы) теорию баланса сил. По причинам, о которых будет сказанно ниже, теория баланса угроз не имела широкого резонанса в заподной литературе и была мало известна у нас в стране. Поэтому ее стоит рассматореть более подробно. Как уже было отимеченно, теория баланса угроз была призвана развить,
усовершенствовать и дополнить теорию баланса сил. Последняя, как известна,
показываето, каким будет поведение государств в том случае, когда одно или
коалиция нескольких из них достигнут мощи, значителшьно превосходящий мощи
остальных. Дисбаланс сил появляется, если в системе одно государство или
коалиция обладает значительно большей силы, чем другое сильнейшее
государство или коалиция этой системы. В ответ на подобную ситуацию
остальные государства системы начинают наращивать свою собственную силу
и/или заключают друг с другом союз, направленный против усилившегося
государства (коалиции), т.е. стремятся уровновесить возросшую силу одного
совокупной силой коалиции. Другими словами, они реагируют прежде всего на
силы (которая включает военные экономические возможности, природные
ресурсы, населения). В отличае от этого теория баланса угроз, т.е.
ситуации, когда одно государство или коалиция становятся особенно опасными. С позиции теории баланса угроз одно из государств (или коалиции государств) угрожает другим случае его географической близости, его наступательной способности агрессивности его намерений. При этом важное значение играет не столко декларации и даже не реальные намерения государств или их союзов, воспринимаемые другими государствами или союзами как угрожающие их интересами, сколько восприятия их действий в качестве таковых. С.Уолт доказывает свою теорию на примере СССР. Во-первых, СССР
воспринимался как значительная угроза большинством граничащих с ним стран
потому, что он являлся самой большой и могущественной страной на
евразийском континенте. Во-вторых, советская военная доктрина делала акцент
на преимуществе и ценности наступления, что отчасти объяснялось невыгодным
географическим положением СССР. Наконец, известные попытки Сталина и Оставим в стороне некоторую односторонность в интерпретации С.Уолтом
политики СССР и Запада. Попробуем использовать его теорию применительно к
ситуации расширения НАТО на восток, т.е. его географического приближения к
границам Российской Федерации. Трудно отрицать (особенно с учетом натовской
операции в Косово), что складывающаяся ситуация полностью подпадает под
характеристику нарушения баланса угроз. Налицо не только географическая
близость, но и наступательная способность Североатлантического союза. Что
касается агрессивности его намерений, то каковы бы ни были мотивы
расширения, их трудно воспринимать как миролюбивые по отношению к России,
особенно с учетом новой стратегии НАТО, принятой на юбилейном саммите
членов этой организации в апрле 1999 г. в Вашингтоне. Согласно этой
стратегии, Североатлантический союз наделяет себя правом на «гуманитарное
вмешательство» за пределами зоны своей ответственности и без санкции ООН. Конечно, испльзование идей и положений реалистской парадигмы должно
отражать изменившиеся реалии. Идеи и положения реализма должны быть
тщательно проинвентаризированны и обновлены с учетом новых процессов и
явлений в сфере международных отношений. Но это не означает, что могут быть
отброшены идеи и положения, наработанные в рамках либеральной парадигмы,
например, идеи концепции коллективной безопасности или взаимозависимости,
которые также требуют непредвзятого анализа и использования с учетом
особенностей современного этапа международных отношений. Иными словами,
необходим комплексный подход к анализу проблем международной безопасности. 2. Изменение среды безопасности и новые глобальные угрозы В условиях распада жесткой биполярной структуры, определявщей степень и
характер участия акторов не только в «высокой» (касающейся вопросов
безопасности, войны и мира), но и «низкой» политике (охватывающей вопросы
культурных обменов, научных и профессиональных контактов…), вторжение новых
действующих лиц в обе и эти сферы приобрело поистине обвальный характер1. Процессы взаимозависимости стирают грань между внутренними и внешними, между государственными и общественными интересами. Внутренняя и внешняя политика становятся тесно связанными. Соответственно происходят изменения и в сфере безопасности. Как подчеркивается в Хартии Европейской безопасности, принятой в Стамбуле в ноябре 1999г., «стало все более очевидным, что угрозы нашей безопасности могут быть следствием конфликтов как между государствами, так и внутри государства» (Хартия Европейской безопасности. 1999). Учитывать национальные интересы становится все труднее. Традиционные максимы международной политики, которые используются государствами в их национальных интересах или те, с помощью которых они пытаются увеличить свою силу, становятся сомнительными. С другой стороны, свою неприспособле6нность к новым реалиям
обнаружили фактически все международные институты безопасности- ООН, ОБСЕ, Относительно ООН следует сказать следующее. Дело не в том, что она
была создана с целью предотвращения новой мировой войны и внезапного
нападения одного государства или группы государств на другое, а сегодня
столкнулась с ситуацией, в которой «в настоящий момент нет опасности
мировой войны или даже большой войны между государствами» (Ротфельд. 1997. 1.Речь идет как о появлении на политической карте мира (после распада СССР
и Югославии, раздела Чехословакии, а также в результате обретения
независимости Науру, Тонга и Кирибати) «национальных» акторов т.е.новых
независимых наций-государств, так и об интенсификации международных
контактов и об усилении роли в мировой политике субнациональных (провинций,
штатов, республик, земель и других субъектов федеративных государств),
транснациональных (предприятий и фирм, банков и корпораций, организованных
групп и т.п.), наднациональных (ЕС, НАФТА, МЕРКОСУР) и межнациональных Право вето, действительно далеко не идеальный инструмент для
выработки и принятия согласованных решений. Но до тех пор пока в системе Несоответствие ООН новым требованиям в области безопасности связано
с другим обстоятельством, а именно противоречием между провозглашаемыми в _____________________ Возможно, данные выводы слишком категоричны. Вместе с тем вряд ли можно отрицать, что в них обозначены действительные проблемы, с которыми сегодня сталкиваются сегодня Атлантический альянс. Кроме того, несмотря на постоянные утверждения о том, что НАТО не только и не столько военная, сколько политическая организация, целью которой является предупреждение и разрешение кризисов, остается фактом то, что она слабо приспособлена для участия в спасательных и гуманитарных операциях в случае стихийных бедствий и природных катостроф и не проявляет заинтересованности в таком участии. Между тем большая часть современных вызовов и угроз международной
безопасности требует для своего решения новых, прежде всего не военных
подходов1. Это относится не только к решению экономических проблем и
проблемы деградации окружающей среды, но и совместному поиску правового
разрешения противоречия между стремлением к самоуправлению и групповой
самоидентификации и сохранением целостности государств, между ростом
сепаратизма и нерушимостью границ, между стремлением субнациональных групп
и регионов к суверенитету и суверенитетом нации-государства, частью
которого они являются. В этом отношении нельзя не согласится с выводом о
том, что «война создает больше проблем, чем она может решить. Спорный
триумф НАТО в Косово создает больше проблем, чем решает их» (см. об этом: Сегодня основные вызовы безопасности связанны с глобальным кризисом систем общественной и политической организации и идеологических устоев. Обобщая выводы, касающиеся данной проблемы и содержащиеся в отечественной и зарубежной литературе, можно выделить четыре группы вызовов. Вызовы, относящиеся к первой группе, касаются меняющегося место государства в составе акторов международных отношений. Особую тревогу вызывают некомпетентность и не эффективность государства во взаимодействии с новыми акторами. Как мы уже видели, в условиях глобализации всюду _________ 1Подчеркнем еще раз: данное положение не означает, что угрозы
межгосударственных вооруженных конфликтов исчезли или настолько ослабли,
что их не стоит принимать во внимание (об этом свидетельствуют, в
частности, вооруженные конфликты между Индией и Пакистаном, Арменией и Ситуация обострятся в ее следствии роста антигосударственных
тенденций. Воздействия СМИ ведет к разрыву между ожиданиями граждан и
возможностями государств. Сегодня возможности масс – медиа выходят далеко
за рамки государственных границ. Предлагая людям своего рода новый «опиум
для народа», нечто вроде «лучшего из миров», новейшие и все более
соблазнительны развлечения, частные и транснациональные электронные СМИ
объективно, а иногда и целеноправлены отвлекают людей от негативных
последствий глобализации от национальных гражданских задач,
противопоставляя « подавляющие воздействия государства на личность» Дестабилизирующее влияние на государство оказывает трансграничные
переливы краткосрочных капиталов, действия международных финансовых
спекулянтов. Теневая экономика подрывает хозяйственную деятельность
государства как на внутри общественном, так и на международном уровне Формируется архаические общности на основе племенной, этнической, религиозной идентификации. Это несет в себе угрозы с сепаратизмом, религиозного этнического экстремизма. Не редко такие общности сращиваются с терроризмом, используют террористические достижения своих целей. С этим связанна угроза локальных войн и выхода вооруженных конфликтов на региональный уровень. Вторая группа вызовов международной безопасности связана с нарастанием
экономического разрыва и социальной разобщенности между странами, народами
и социальными группами. Завоевание с транснациональными компаниями все
новых рынков сопровождается разрушениями целых отраслей промышленности во
всех регионах мира с такими социальными последствиями, как безработица,
неполная занятость, которые охватывают сегодня около 1млрд. человек. Реальным становится риск вытеснения беднейших стран на обочину мирового развития. Возрастают тенденции миграции из бедных в более богатые государства. Последние стремятся отгородиться от мигрантов из бедных стран ужесточением погранично-визового контроля. Если в прошлом недовольство людей своим бедственным положением и
несправедливостью в распределении богатства сдерживалось религией,
незнанием того, как хорошо живется другим, и надеждами на лучшее будущее,
то в наше время ситуация меняется коренным образом. Как пишет Р. Питерс,
сегодня обитатели трущоб Логоса хотят жить так же, как миллионеры и
знаменитости, а надежда на благополучие (даже для будущих поколений)
становится все меньше. В развитых странах Запада это размежевание привело к
существованию архипелагов неблагополучия в море благополучий. В остальном
мире имеются лишь крохотные островки благополучия в бушующем океане
неблагополучия. Накапливающееся в результате этого недовольство и
раздражение обращается на ближайшие обьекты- другие племена, кланы, этносы, на неэффективные государственные структуры (см: Peters.1995/96). Третья группа глобальных вызовов международной безопасности является следствием научно-технологической революции. Открытия в области генетики создают беспрецедентные возможности манипулирования жизнью и сознанием людей. Расширение круга пользователей глобальной сетью Интернет, которая становится основным каналом распространения информации, знаний, идей и товаров, способствует тому, что сознание людей все более выходит из-под влияния национальных политических и государственных институтов (Стратегия для России. 2.7). Одновременно рождаются и новые формы зависимости: компьютерный вирус, созданный, предположительно, филиппинским студентом, нанес финансовый ущерб государственным и частным компаниям мира около 10 млрд. долларов. |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|