| |||||
МЕНЮ
| Международная экономика - основа развитияp> Например, наличием факторов «предпринимательская способность» одних компаний и «технология производства» у других можно объяснить взаимное сотрудннчество американской и японской самолетостроительных фирм «Боинг» и «Мицубиси», совместные разработки в области самолетостроения российских и американских фирм и т. д. Ограниченному «вкраплению» в доктрину сравнительных преимуществ различных дополнений был противопоставлен иной анализ проблем внешнеторгового обмена, при этом в качестве объекта анализа выступала не отдельная страна, а международная фирма. Такой подход наиболее четко сформулирован американскими
исследователями С. Робоком и К. Симмондсом: «Неспособность традиционной
теории торговли объяснить и предсказать растущую важность процесса
интернационализации производства частично объясняется неправильной
постановкой вопроса. Теория. торговли задает вопрос: Почему нации торгуют? Объективной основой такого подхода является общепризнанный экономической наукой факт: значительная часть внешнеторговых операций фактически представляет собой внутрифирменный обмен. Точные расчеты доли внутрифирменных поставок в общем объеме внешней торговли отсутствуют, однако ориентировочные данные позволяют сделать вывод о том, что на внутрифирменные связи приходится около 70% всей мировой торговли, 80 – 90%, продаваемых лицензий и патентов, 40% экспорта капитала. Особенности внутрифирменной торговли, выделяющие ее из традиционной внешней торговли, отражаются в качественных характеристиках современного торгового обмена. Внутрифирменная торговля базируется на обмене полуфабрикатами и запасными частями, используемыми при сборке изделия, предназначенного для мирового рынка. Как показывает анализ тенденций развития внешней торговли, именно такой внутриотраслевой обмен набирает наиболее быстрые темпы. Международные монополии заинтересованы во внешнеторговых поставках прежде всего в страны, наиболее близкие по своим характеристикам к параметрам страны, где находится штаб-квартира монополии. Подобный тип рынка ими хорошо освоен. Внешнеторговая статистика свидетельствует о том, что внешняя торговля быстро расширяется между индустриально развитыми странами, где находятся крупнейшие транснациональные корпорации (ТНК). Поведение международной монополии при поставке товаров с целью прямого инвестирования или закупок сырья может в отдельных случаях противоречить доктрине сравнительных преимуществ. Таков, например, случай переноса части относительно капиталоемких производств в другие, менее развитые страны. Для доктрины сравнительных преимуществ перенос оправдан лишь постольку, поскольку в менее развитой стране имеются меньшее количество капитала и более высокая процентная ставка. Однако для международной фирмы, которая может перевести капитал из развитой страны в развивающуюся, больше важны поиск альтернативного источника поставок, гарантированность поступления полуфабрикатов и т. д. Аналогичным образом при выборе источника сырья головное отделение фирмы может предпочесть в качестве поставщика более дорогую, но находящуюся в полной зависимости от него фирму. Во всех случаях степень контроля оказывается более весомым обстоятельством по сравнению с ценой товара или ценой факторов производства. В одном из индексов, используемых Германией для оценки привлекательности страны для инвестиционной деятельности, удельный вес такого фактора производства, как стабильность, в 1,5 раза выше значимости условий получения кредита и уровня зарплаты, т. е. цен капитала и рабочей силы. Выделив фирму или международную компанию в качестве объекта анализа,
исследователи попытались ответить на следующий вопрос: в каких случаях
фирме удается выйти на внешний рынок и успешно завоевать его? Одну из
первых попыток дать ответ на этот вопрос предпринял американский ученый С. Рассматривая особенности таких технологически новых товаров, с
которыми американские фирмы вышли на европейский рынок в 40 – 50-х годах,
как холодильники или телевизоры, исследователь обратил внимание на то, что
основные открытия, на базе которых товары разработаны, сделаны европейцами. С. Линдер делает вывод о том, что технологически сложные изделия создаются фирмой в качестве реакции на уже существующие потребности, т. е. прежде всего потребности внутреннего рынка. Только после очередного расширения производства, после насыщения внутреннего рынка фирма стремится завоевать внешний. Выход на зарубежный рынок будет осуществляться фирмой на базе товара, подготовленного ею для национальных покупателей; структура потребления импортирующей страны должна быть максимально близка к структуре потребления страны, в которой находится головная компания. Если в Америке изобретен молоток стоимостью в 100 долл., то он будет приобретен в Германии, где уровень доходов, а соответственно и структура потребления производственных товаров аналогичны, но не в развивающихся странах, где предпочтут 100 молотков по 1 долл. Это объясняет расширение внешней торговли преимущественно между развитыми странами, где требования к производственным и потребительским товарам аналогичны. Однако теория С. Линдера была незаконченной, она охватывала только один, притом ограниченный, аспект поставки технологически сложных товаров на внешний рынок. Дальнейшая ее разработка привела к созданию теории «цикла жизни продукта». Связываемая с именами американских ученых Ч. Киндельбергера, США от других стран, подчеркивают сторонники теории, отличаются тем,
что они имеют многочисленный круг потребителей с высокими уровнями
образования, квалификации, доходов. На таких потребителей ориентируются
фирмы, изготавливающие новые и новейшие продукты. Новые товары появляются в По мере роста спроса за границей на ввозимый товар на него начинают реагировать местные производители, а следовательно, начинает развиваться национальное производство. Местные фирмы имеют преимущество перед американскими, так как лучше знают свой рынок, у них меньше расходы на рабочую силу. Это второй этап экспорта из США, характеризуемый замедлением его роста и развитием национального производства в ранее импортировавшей данный товар стране. Национальные производители начинают вытеснять американцев на рынках третьих стран. Наконец, на третьем этапе экспорта из США по мере того, как местное
производство набирает силу, оно постепенно начинает поставлять товары в Некоторые исследователи добавляют четвертый этап, связанный с расширением экспорта в развивающиеся страны (особенно новые индустриальные страны) и последующими поставками из них в США. Хронологические показатели «цикла жизни продукта» могут быть различными и длиться от нескольких лет до десятилетий. Разбивка производства на этапы условна, поскольку часто бывает так, что товар сразу же с первого переходит на четвертый этап. Классическим примером прохождения товара через этапы может быть история развития электроники. В течение первых лет после второй мировой войны производители США доминировали на мировом рынке радиоаппаратуры, действовавшей на базе вакуумных трубок. Япония, используя дешевую рабочую силу, оказалась в состоянии обеспечить производство более дешевых и не уступающих по качеству радиоприемников. В свою очередь США наладили производство транзисторных радиодеталей и сделали следующий "виток" в цикле жизни продукта. Через несколько лет Япония смогла, организовав местное производство транзисторов, догнать США и захватить зиачительную часть международного рынка. Следующий "виток" был связан с разработкой и про- изводством в США интегральных схем и других форм миниатюризации, тнпичных для современного радиопроизводства. Теория «цикла жизнн продукта» широко распространилась, так, как объясняла закономерности развития внешней торговли большой группы товаров. В соответствии с теорией объяснялось производство хлопчатобумажных тканей в Пакистане и Индии, консервов в Аргентине и Бразилии и т. д. Здесь длительность "цикла жизни", начиная от производства хлопчатобумажных изделий в Англии и кончая нх изготовлением в Индии, составила десятки, а иногда и сотни лет. Несмотря на технические трудности, связанные с невозможностью дать точные количественные характеристики "циклу жизни продукта" во внешней торговле, теория распространилась как среди экономистов, так и политиков высокого ранга. Она использовалась прежде всего для объяснения торговли технологически сложными товарами. Последующие события выявили недостатки теории, некоторое ограничение ее приложения. Во-первых, производство ряда товаров (например, ориентированных на спрос элитарных групп населения, таких дорогостоящих товаров, как яхты, автомобили и т. д.) сохранялось в узкоспециализированных районах и не распространялось на другие страны. Во-вторых, теория закрепляла за США лидирующее положение, поскольку они его уже занимали. Это делало бесперспективными попытки развивающихся стран добиться изменения своего положения в международном разделении труда. Вторые роли отводились и развитым странам Европы и Японии. Однако в последнее время некоторые страны (Япония и Германия) смогли догнать и даже перегнать США, специализируясь на определенных видах производств. В дальнейшем в теорию "цикла жизни продукта", были включены дополнения. Понятие "нововведение" охватило открытия и технические усовершенствования, направленные не только на удовлетворение вкусов наиболее обеспеченных потребителей, но и на сокращение потребностей в земельных ресурсах (что важно для западноевропейских фирм) и в сырье (в этом заинтересованы японские компании). Дополнения отразили реальные тенденции развития японских и
западноевропейских монополий, потеснивших американские за последние десять Несоответствия на практике дополнялись нерешенностью ряда проблем внешней торговли. Вопрос, который постоянно задавали политические руководители развитых стран, звучал так: «Почему отдельные фирмы ряда стран приобретают конкурентные преимущества в специфических отраслях промышленности, уступая одновременно лидерство в других областях?» Требовались конкретные рекомендации относительно государственных программ поддержки национального предпринимательства, его выведения на мировой рынок. Попытку совместить элементы неоклассической теории и теории
внешнеторговой деятельности фирм предпринял американский исследователь В конце 80-х годов ученый провел исследования в десяти крупнейших
промышленных странах, на которые приходилась 1/2 мирового экспорта. По мнению М. Портера, четырьмя главными параметрами, определяющими развитие современной внешней торговли, являются: факторные условия; условия спроса, близкие и обслуживающие отрасли; стратегия фирмы и конкуренция. Дополняя учение неоклассической школы, М. Портер признает значимость первого параметра – факторных условий, численность которых увеличивается путем введения новых. В отличие от создателей неоклассической теории, он считает, что эти
факторы страной не наследуются, а создаются в процессе расширения
производства. Например, нехватка такого фактора, как земля, стала основой
для разработки в Японии компактных технологических процессов,
востребованных впоследствии на мировом рынке. Нехватка пространства
заставила японцев создать методику жестко гарантированной поставки товаров
в срок. В других странах ситуация аналогична. Швейцарские фирмы, Второй параметр – условия спроса – представляет собой требования внутреннего рынка, определяющие развитие фирмы, взаимосвязь с потенциальным развитием мирового рынка. Нерешенным оказался вопрос о национальных культурных, образовательных и экономических особенностях, способствующих выходу национальных фирм на мировой рынок. Чем объясняются конкурентные преимущества, скажем, какой- либо японской отрасли, а не американской или швейцарской. Развивая теорию С. Линдера, М. Портер утверждает, что требования внутреннего рынка являются важнейшими для воздействия на деятельность компании. Например, японцы, проживающяе в небольших комнатах, ориентировались на потребление дешевых энергосберегающих кондиционеров, которые стала выпускать японская промышленность. Впоследствии такие кондиционеры широко использовались во всем мире, что обеспечивало их экспорт японскими компаниями. Американская система быстрого приготовления пищи получила популярность во всем мире и обеспечила экспорт американской технологии соответствующего типа. Третий параметр – близкие и обслуживающие отрасли – характеризует наличие эффективного производственного окружения, непосредственно влияющего на деятельность фирмы. Итальянские фирмы, производящие ювелирные изделия, процветают потому, что Италия выступает мировым лидером по производству машин для обработки драгоценных камней и металлов. Близкие контакты между производителями кожаных изделий и высокий уровень выделки кожи в Италии дают значительные преимущества итальянским обувным предприятиям, лидирующим на мировом рынке. Наконец, четвертый параметр – стратегия фирмы и конкуренция – связан с фирменной стратегией и организационной структурой. При этом нельзя выделить какую-либо единую и универсальную систему управления, которая была бы одинаково применима для всех. Итальянским фирмам, лидирующим в производстве мебели, светотехнических устройств, упаковочных машин, свойственны динамизм, отсутствие жестких форм управления, способность к быстрым изменениям. Для немецких фирм, специализирующихся в области производства оптики, точного машиностроения, типична жесткая система централизованного управления. Очень важно присутствие конкурентов на внутреннем рынке. М. Портер категорически отрицает потенциальную полезность концентрации производства на одной национальной фирме, защищенной государственной поддержкой. Большинство таких государственных фирм отличается низкой эффективностью, расточительным использованием природных ресурсов, низкой производительностью. Большинство конкурентоспособных компаний действует одновременно, конкурируя в равных условиях. Итальянские ювелирные фирмы сосредоточены в городах Ареццо и Валенца, компании по производству кухонных ножей и вилок – в Золингене (Германия), Секи (Япония) и т. д. Острая конкуренция на внутреннем рынке стимулирует выход фирмы за границу, способствуя поиску ею внешних рынков. Внутренняя конкуренция не позволяет национальным фирмам, обвиняя в своих неудачах иностранцев, искать государственную поддержку. Вместе с тем та же конкуренция на внутреннем рынке разрешает активно искать внешний сбыт при условии достаточной конкурентоспособности товара. Теория М. Портера официально признана, о чем свидетельствует тот факт, что ученый принимал участие в разработке практических рекомендаций по государственной политике повышения конкурентоспособности национальных товаров США, Австралии, Новой Зеландии. 4. Методы исследования международной экономики. Значение данной науки. Выделяют общие мировоззренческие и общие научные, а также частные методы исследования. Общим мировоззренческим методом является материалистическая диалектика – единый для всех наук метод. Однако специфика предмета каждой науки обусловливает своеобразие его применения к познанию объективного мира. В частности, способы, используемые исторической наукой, занимающейся вопросами исторического развития общества в его конкретном многообразии, не могут быть во всем одинаковыми со способами, применяемыми экономической теорией при изучении экономического строя общества. Что касается естественных наук, то в процессе познания законов природы они широко используют экспериментирование, постановку опытов, проводимых в искусственно создаваемых лабораторных условиях с тем, чтобы воспроизвести явление в его чистом виде. Диалектический метод, во-первых, исходит из того, что в природе и
обществе все явления и отношения не являются раз и навсегда данными, вечно
и неизменно существующими – они находятся в процессе развития и изменения. Во-вторых, диалектический метод исходит из того, что и в природе, и в
обществе развитие идет от простого к сложному, от низшего к высшему. В-третьих, диалектический метод исходит из того, что движущая сила развития есть единство и борьба противоположностей, внутренние противоречия того или иного явления. В экономической теории движущими силами экономического прогресса считаются противоречия между производством и потреблением, между различными видами интересов и т.д. Общенаучные методы включают в себя прежде всего метод научной
абстракции. Он состоит в выделении наиболее существенных сторон изучаемого
явления и отвлечении от всего второстепенного, случайного. Научное
абстрагирование – не отрыв мышления от жизни, а средство проникновения в
нее, способ отражения в теории существенных связей реальной
действительности. В процессе абстрагирования формулируются научные
категории, т.е. понятия, выражающие отдельные или обобщенные стороны К общенаучным методам относятся анализ и синтез. При анализе исследуемый предмет, явление расчленяется на составные элементы, каждый из которых подвергается детальному изучению, выясняется его место и роль внутри целого. Результатом анализа являются абстрактные определения, выражающие сущность экономических явлений. При синтезе происходит соединение расчлененных и проанализированных элементов в единое целое, раскрываются внутренняя связь между элементами, их взаимодействие, выясняются противоречия между ними, намечаются пути их устранения. Анализ и синтез находятся в органическом единстве: анализом
начинается процесс раскрытия сущности, синтезом он завершается. Только
путем анализа и синтеза можно проникать в суть явлений, формировать законы
и закономерности, выявлять законы развития составных частей и общие законы
всей системы в целом. Принято различать позитивный и нормативный анализ Раскрытию сущности явлений служат индукция и дедукция. Первая – движение мысли от частного к общему, от отдельных фактов к общему положению. На основе частностей логически выводятся общие положения, принципы. Вторая – движение мысли от общего к частному. На базе общих положений обосновываются те или иные частности экономических объектов, процессов. Проникновение в сущность экономических процессов, явлений обеспечивает единство исторического и логического подходов. Это необходимо не только для выяснения происхождения системы и ее элементов, но и для обоснования тенденций развития, его этапов. Экономическая теория должна показать явление в развитии, движении, т.е. исторически. Вместе с тем она рассматривает экономические процессы, освобожденные от случайностей исторического развития, т.е. логически. Каждое экономическое явление имеет количественную и качественную
стороны, находящиеся в тесной связи и взаимозависимости. Качественная
сторона выражает сущность явления. Она является ведущей, определяющей
количественные величины, меру данного отношения. Количественный анализ
экономических явлений предполагает широкое использование в экономической
теории статистических данных, методов математики, экономико-математи-
ческого моделирования и вычислительной техники. Современный уровень
обобществления хозяйства требует тщательного и всестороннего учета
количественных величин экономики, применения в этих целях электронно-
вычисли- тельной техники. Чем совершеннее счетно-вычислительная техника,
тем больше возможность оперативной обработки огромного количества
экономических фактов, информации в масштабе национальной экономики. Особое значение математическим методам исследования в экономических
процессах придавали в своих работах Л.Вальрас, В.Парето, У:С.Джевонс, Применение математики в экономических исследованиях играет важную роль в изучении количественных связей в экономике, при определении темпов роста отдельных экономических звеньев, установлении оптимальных пропорций, прогнозировании структурных сдвигов в производстве, распределении и использовании валового национального продукта и валового внутреннего продукта и т.д. Однако математический и статистический анализ только тогда вскрывает реальные отношения, когда он тесно связан с качественным содержанием анализируемого предмета. Экономические явления исследуются системно. Системноый подход предполагает трактовку экономического объекта как системы и в то же время как элемента еще более сложной системы. Экономические явления исследуются по составу и структуре, в определенной субординации, с выделением причины и следствия, корреляционной зависимости. Частные методы исследования. Среди частных приемов выделяют графические, статистические, математические, моделирование, сравнительный анализ, экономический эксперимент и т.д. Экономический эксперименти – научно поставленный опыт в экономической
области с целью проверки эффективности намечаемых хозяйственных
мероприятий. Цель эксперимента – доказательство правильности определенной
гипотезы, выдвинутой на основе изучения существующей практики
экономического развития. Современные средства технического оснащения науки,
особенно применение электронных вычислительных машин, дают возможность для
широкого проведения экспериментальной экономической работы. Экономические
эксперименты позволяют выработать меры, стимулирующие увеличение объемов
производства, рост производительности труда, снижение издержек производства
и т.д. Экономические эксперименты разумны и необходимы, хотя точно
спрогнозировать вероятные результаты эксперимента можно далеко не всегда. Единство экономической теории и практики. При изучении методов экономической теории следует исходить из единства теории и практики, решающей роли последней в развитии общества. Какой бы логически стройной ни была система научных знаний об экономической жизни общества, как бы твердо мы ни были уверены, что истина в том-то, а не в другом, критерием истинности экономических знаний является экономическая практика. Лишь практика может подтвердить или отвергнуть существующие знания о законах общественного развития. Она дает возможность установить, в какой мере теоретические положения соответствуют действительности, отражают реальный процесс общественного развития. Экономическая теория должна развиваться в тесной связи с практикой. Экономическая теория должна давать новые научные знания для теоретического обоснования назревших практических задач. Такой важнейшей задачей в странах СНГ является переход к рыночной экономике. В этих условиям особое внимание следует уделить глубокому осмыслению новых процессов и явлений экономической и социальной жизни общества, вскрытию противоречий социально-экономического развития. Важное значение приобретает изучение мировой практики становления и развития рыночной экономики. 5. Список литературы: 1. Международные экономические отношения. В.Б.Буглай, Н.Н.Ливенцев. 1996. 2. Международные экономические отношения. Учебное пособие. Е.Ф.Авдокушин. 1998. 3. Международные экономические отношения. Интеграция. Ю.А.Щербанин, К.Л.Ронков, В.Е.Рыбалкин, Георг Фишер. 1997. 4. Международная экономика, учебник. Миклашевская Н.А., Холопов А.В. 1998. 5. Международная экономика. Овчинников Г.П. 1998. 6. Международная экономика. А.П. Румянцев, Н.С.Румянцева. 1999. 7. Международная экономика. А.Киреев. 1998.часть первая. 8. "Современная экономика" под редакцией О.Ю.Мамедова.- Ростов- на-Дону: "Феникс", 1998.
|
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|