| |||||
МЕНЮ
| Международный Валютный Фонд и его отношения с Россией и КыргызстаномМеждународный Валютный Фонд и его отношения с Россией и КыргызстаномПЛАН 1. Введение 2. Квоты, определяющие финансовый доступ и количество голосов стран-членов 3. Вступление в МВФ 4. Кредитная деятельность МВФ 5. МВФ и платежные балансы участвующих в нем стран 6. Специальные фонды 7. Роль МВФ в регулировании международных валютно-кредитных отношений 8. МВФ - Кыргызстан 9. О взаимоотношениях с МВФ других Центральноазиатских стран 10. МВФ - Россия: Пять наивных вопросов о кредитах МВФ 11. Заключение 12. Список используемой литературы ВВЕДЕНИЕ . поощрение международного сотрудничества в области валютной политики; . содействие сбалансированному росту мировой торговли для стимулирования и поддержания высокого уровня занятости и реальных доходов, для развития производственного потенциала всех членов в качестве главной цели экономической политики; . поддержание стабильности валют и упорядочение валютных отношений между государствами-членами, а также воспрепятствование девальвации валют из соображений конкуренции; . участие в создании многосторонней системы платежей, устранение ограничений на трансферт валюты; . предоставление средств для ликвидации несбалансированности платежных балансов стран-членов. В области регулирования платежных балансов и внешней задолженности МВФ предоставляет кредиты странам-членам при условии проведения ими определенных изменений в своей экономической политике. Перед получением кредитов страна-заемщик согласует с Фондом программу финансово- экономической стабилизации. Предоставление валютных средств осуществляется в зависимости от выполнения этой программы. Наличие подобной программы и соглашения с МВФ обычно рассматривается как международное свидетельство платежеспособности страны. В сфере долгового регулирования МВФ активно взаимодействует с Высшим руководящим органом МВФ является Совет Управляющих, состоящий
их представителей стран-членов (обычно ответственного за проведение
валютной политики министра или главы центрального банка вместе с
заместителем). За исключением ряда полномочий (определение условий и прием
новых членов, пересмотр квот, изменение валютных паритетов и т. п.) он
может делегировать исполнение своих задач Исполнительному Совету. Временный комитет (24 члена, обычно два заседания в год) консультирует Важнейшее структурное подразделение МВФ - Временный комитет по вопросам реформы международной валютной системы, фактически обеспечивает политическое руководство и занимается согласование всех вопросов, касающихся деятельности Фонда, внесения изменений в его устав, пересмотра квот, выпуска СДР, принципов использования ресурсов МВФ и т.д. Персонал МВФ насчитывает более 2000 экспертов, возглавляемых Основными источниками финансирования МВФ являются взносы (квоты) государств-членов и займы МВФ у своих членов. Как правило, МВФ предоставляет средства своим членам равными
кредитными траншами, каждый из которых соответствует 25 процентам квоты
государства-члена. Фонд системной трансформации (Systemic Transformation Facility) предоставляет финансовую помощь странам, испытывающим трудности в торговой и платежной системах в связи с переходом к рыночной экономике. Фонд компенсационного финансирования и финансирования в случае
непредвиденных обстоятельств (Compensatory and Contingency Financing С помощью Системы финансирования буферных запасов (Buffer Stock Срочная помощь (Emergy Assistance) предоставляется путем закупки товаров стран, платежный баланс которых испытывает значительные трудности в результате стихийных бедствий. Фонд структурной адаптации (Structural Adjustment Facility) и Институт МВФ, созданный в 1964 г. (Вашингтон, США), организует курсы и
семинары по повышению квалификации государственных служащих из стран-членов КВОТЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ФИНАНСОВЫЙ ДОСТУП И КОЛИЧЕСТВО ГОЛОСОВ СТРАН-ЧЛЕНОВ Каждый член МВФ имеет свою квоту (долю), выраженную в СДР, которая
равна участию страны-члена в МВФ. Квота, которая была придумана для
отражения отношения размеров экономики стран-членов, является базовым
элементом во взаимоотношениях финансового и организационного характера
стран-членов и Фондом. Она определяет количество голосов, имеющихся у
страны-члена МВФ, и равна 250 "базисных" голосов, которые предоставляются
каждой стране, участвующей в Фонде плюс 1 голос за каждые 1000,000 СДР. Развитие формул квот. Первоначально квоты стран-членов МВФ определялись, но не напрямую, согласно Бреттон-Вудской формуле. Основными переменными этой формулы были такие показатели как годовые импорт и экспорт, золотые запасы и долларовые балансы, национальный доход. Эти показатели служили базисом для исчисления квот до 60-х годов. В 1963 г. Бреттон-Вудской формула была пересмотрена, а также были добавлены новые формулы. Взятые вместе, они использовались как помощники в определении начальных квот новых членов и увеличении квот старых участников. Эти формулы объединяют экономические показатели, описанные выше, а также текущие доходы, текущие расходы, а также показатели связанные с экспортом и импортом. В начале восьмидесятых МВФ упростил процедуры расчета квот и усовершенствовал экономические данные, используемые в формулах. ВСТУПЛЕНИЕ В МВФ Когда страна собирается стать участницей МВФ персонал фонда
рассчитывает для нее квоту и сравнивает полученный результат с квотами уже
состоящих в Фонде стран с похожими экономическими характеристиками. На 1 августа 1997 года 181 страна являлась членом Фонда с суммой квот порядка 145,3 млрд. СДР.
В Уставе Фонда для идентификации его кредитной деятельности используются
два понятия: 1) сделка (transaction) - предоставление валютных средств
странам из его ресурсов: 2) операция (operation) - оказание посреднических
финансовых и технических услуг за счет заемных средств. МВФ осуществляет
кредитные операции только с официальными органами - казначействами,
центральными банками, стабилизационными фондами. Различаются кредиты на
покрытие дефицита платежного баланса и на поддержку структурной перестройки
экономической политики стран-членов. Доступ стран-членов к кредитным ресурсам МВФ ограничен определенными
условиями. Согласно первоначальному Уставу они состояли в следующем: во-
первых, сумма валюты, полученной страной-членом за двенадцать месяцев,
предшествовавших его новому обращению в Фонд, включая испрашиваемую сумму,
не должна была превышать 25% величины квоты страны; во-вторых, общая сумма
валюты данной страны в активах МВФ не могла превышать 200% величины ее
квоты (включая 75% квоты, внесенных в Фонд но подписке). В пересмотренном в МВФ взимает со стран - заемщиц разовый комиссионный сбор в размере 0,5% от суммы сделки и определенную плату (charge), или процентную ставку, за предоставляемые им кредиты, которая базируется на рыночных ставках. По истечении установленного периода времени страна-член обязана произвести обратную операцию — выкупить национальную валюту у Фонда, вернув ему средства в СДР или иностранных валютах. Помимо того, страна-заемщик обязана досрочно производить выкуп своей излишней для Фонда валюты по мере улучшения ее платежного баланса и увеличения валютных резервов. Если находящаяся в МВФ национальная валюта страны-должника покупается другим государством- членом, то тем самым погашается ее задолженность Фонду. Приобретаемая страной-членом в МВФ первая порция иностранной валюты в размере до 25% квоты (до Ямайского соглашения бывшая золотая доля) с 1978 г. называется резервной долей. Она определяется как превышение величины квоты страны-члена над суммой находящегося в распоряжении Фонда запаса национальной валюты данной страны. Средства в иностранной валюте, которые могут быть приобретены страной- членом сверх резервной доли (100% величины квоты), делятся на четыре кредитные доли (транши) по 25% квоты. Предельная сумма кредита, которую страна может приобрести у МВФ в результате полного использования резервной и кредитных долей, составляет 125% размера ее квоты. Обязательства страны - заемщицы, предусматривающие проведение ею соответствующих финансово- экономических мероприятий, фиксируются в “письме о намерениях”, направляемом в МВФ. Если Фонд сочтет, что страна использует кредит “в противоречии с целями Фонда” или не выполняет его предписаний, он может ограничить или полностью прекратить кредитование страны. Использование первой кредитной доли может быть осуществлено как в форме прямой покупки иностранной валюты, при которой страна получает всю испрашиваемую сумму немедленно после одобрения Фондом ее запроса, так и путем заключения с МВФ соглашения о резервном кредите. Соглашения о резервном кредите, или соглашения “стэнд-бай” (Stand-by Главным назначением кредитов “стэнд-бай” является в настоящее время
кредитование макроэкономических стабилизационных программ стран-членов МВФ. Основанием для обращения страны к МВФ с просьбой о предоставлении кредита в рамках системы расширенного кредитования может быть серьезное нарушение равновесия платежного баланса, вызванное структурными расстройствами в области производства, торговли или ценового механизма. Соглашения о расширенных кредитах обычно ограничены сроком в три года; при необходимости и по просьбе стран-членов — до четырех лет. С ноября 1992 г. действуют следующие лимиты доступа стран-членов к ресурсам МВФ в рамках резервных и расширенных кредитных соглашений (вместе или раздельно): предоставление кредитов на протяжении года до 68 "и квоты страны-члена: кумулятивная, включающая задолженность страны но ранее полученным кредитам, предельная величина - 300"/о квоты (в чистом исчислении, т. е. за вычетом суммы предстоящего выкупа страной ее национальной валюты в течение срока кредитного соглашения). МВФ И ПЛАТЕЖНЫЕ БАЛАНСЫ УЧАСТВУЮЩИХ В НЕМ СТРАН МВФ создан для того, чтобы посредством частичной интернационализации золотых и валютных резервов участвующих в нем стран создать пул международных ликвидных ресурсов, который должен служить источником временного покрытия пассивного сальдо платежных балансов стран, не располагающих необходимыми для этого собственными ликвидными ресурсами и не имеющих возможности получить обычный банковский кредит за границей. Фонд предоставляет свои ресурсы участвующим в нем странам в форме продажи необходимой им иностранной валюты на национальную валюту. Годы существования МВФ показали, что путем частичной
интернационализации золотых и валютных резервов нельзя разрешить проблему
международной ликвидности. Ресурсы фонда оказались явно не достаточными для
того, чтобы урегулировать пассивное сальдо платежных балансов состоящих в
нем государств. Однако ресурсы фонда широко использовались США и другими
странами в качестве одного из средств давления на менее могущественных и
развивающихся стран. Ниже приведена шкала процентных ставок, начисляемых |Время | | Кредитные операции МВФ можно разделить на два периода: первый период- с В 1947 году МВФ предоставил кредиты 8 странам на общую сумму 467,7
млн. долларов, в том числе Англии- 240 млн. долларов, Франции- 125, Однако уже в 1948 году кредитный механизм фонда, на который
возлагались большие надежды, начал работать с перебоями. Платежные балансы Руководители МВФ уже в 1948 году были вынуждены признать, что фонд не может справиться с поставленными задачами, так как кризис валютно- финансовых отношений оказался значительно глубже, чем это ожидалось при создании фонда. Управленческая структура МВФ – Совет управляющих, в котором каждая страна-член представлена управляющим и его заместителем, назначаемыми на пять лет. Обычно это министры финансов или руководители центральных банков. МВФ устроен по образцу акционерного предприятия. Поэтому возможность
каждого участника оказывать воздействие на его деятельность с помощью
голосования определяется долей в капитале. Наибольшим количеством голосов в “США- 17,7% Германия- 5,5% Япония- 5,5% Великобритания- 4,9% Саудовская Аравия- 3,4% Италия- 3,1% Россия- 2,9% Доля стран ЕС- 26,2% 24 промышленно развитых государств имеют 59,6% голосов в МВФ. На долю остальных стран, составляющих почти 86% количества членов Фонда, приходится лишь 40,4 голосов”. Директор-распорядитель ( с 1987 г. )- Мишель Камдессю ( Франция ), его заместители ( с 1994 г. )- Стэнли Фишер и другие ( США ). На первых порах МВФ как кредитор играл скромную роль. Однако в 70-х и особенно в 80-х годах произошло значительное расширение его кредитной деятельности. Наименее развитым странам предоставлялись льготные кредиты за счет специальных фондов. МВФ не только непосредственно кредитует страны-члены, но и помогает им получить кредиты у правительства промышленно развитых стран, центральных банков, группы МБРР, Банка Международных Расчетов, а также у частных коммерческих банков. Даже небольшой кредит МВФ облегчает доступ стране на частный мировой рынок ссудных капиталов. Предоставляя кредит, МВФ как бы удостоверяет платежеспособность данной страны, выступает в качестве ее гаранта. Расширение в 70-80-е годы кредитования Фондом развивающихся стран было связано с существенным ухудшением их валютного положения в результате двух раундов повышения мировых цен на жидкое топливо. В 1977-1991 гг. развивающиеся страны-импортеры нефти получили 85,7% кредитов МВФ. Впервые посла 1985 года сумма кредитов превысила погашение задолженности. Расширение кредитной деятельности Фонда обусловлено тремя основными факторами. 1. События на Ближнем Востоке, война в Персидском заливе привели к сокращению поставок нефти на мировой рынок и росту цен на нее, что ухудшило платежные балансы ряда стран. 2. МВФ активизировал финансовую поддержку развивающимся странам, приступившим к макроэкономическим и структурным реформам, а также включился в урегулирование внешнего долга этих стран. 3. С 90-х возросли кредиты МВФ странам Восточной Европы и бывшего СССР в связи с глубокими социально-экономическими преобразованиями и переходом к рыночной экономике. Всем ясно, что стабильность национальной валюты обеспечивает и стабильность на мировом рынке. Доллар является такой валютой в течение многих лет.
В целях расширения своих кредитных возможностей МВФ практикует создание специальных фондов (англ. facility - устройство, механизм, фонд). Они различаются по целям, условиям и стоимости кредита. 1. Фонд компенсационного и непредвиденного кредитования предназначен для кредитования стран-членов МВФ, у которых дефицит платежного баланса обусловлен внешними, не зависящими от них факторами. В их числе: стихийные бедствия, непредвиденное падение мировых цен, промышленный спад и введение протекционистских ограничений в странах-импортерах. появление товаров- заменителей и т. п. Этот фонд включает три компонента: 1) с 1963 г. кредитование (в настоящее время до 30% квоты) стран, особенно экспортеров сырья, валютные поступления которых сокращаются в результате падения мировых цен на сырье; 2) с 1981 г. кредитование (до 15"/о квоты) стран-импортеров зерна,
испытывающих трудности в связи с ростом мировых цен на зерно: с декабря 3) с 1988 г. компенсационное финансирование непредвиденных потерь для
помощи странам, испытывающим влияние непредсказуемых внешних факторов (до Кроме того, страна имеет возможность обратиться к МВФ с просьбой о выделении средств в счет особой кредитной доли (до 20% квоты), которая может быть использована по выбору в дополнение к любому из перечисленных трех видов кредитования. Если трудности платежного баланса вызваны лишь снижением экспортной выручки либо увеличением расходов на импорт зерновых, лимит компенсационных кредитов ограничивается 65% квоты страны. При использовании странами кредитов Фонда для возмещения убытков, связанных одновременно с падением экспортной выручки и увеличением расходов на импорт зерна, а также в случае одновременного применения двух из трех компонентов механизма компенсационного кредитования устанавливается комбинированный лимит в размере 80% квоты. Общий лимит доступа к кредитам Фонда компенсационного и непредвиденного кредитования с учетом всех его компонентов составляет 9 5 "/о квоты страны. Страницы: 1, 2 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|