| |||||
МЕНЮ
| Международные отношения США и РоссииМеждународные отношения США и РоссииВведение
ПОЛИТИКО-АДМИНИСТРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ США И КАНАДЫ США — федеративная республика, состоящая из 50 штатов и федерального
округа Колумбия. Население страны — свыше 250 млн. человек. Штаты делятся
на графства. Территория США состоит из трех несмежных частей, различных по
размерам, этнической структуре и численности населения, природным условиям
и уровню экономического развития: основная (собственно территория США), В соответствии с действующей конституцией компетенция федеральных органов власти и управления (президента, конгресса и федеральных учреждений) ограничивается областями законодательства и управления, требующими по своему значению единого регулирования для всей страны. К ним, в частности, относят внешнюю политику, оборону, валютно- денежную систему, налогообложение и таможенные пошлины. Каждый штат имеет свою конституцию и систему высших и местных органов власти и управления. В компетенцию штатов входят, например, такие функции, как руководство правоохранительными органами, судопроизводство, местное налогообложение, организация здравоохранения и просвещения. Федеральные органы власти и управления следят за тем, чтобы федеральные законы соблюдались на всей территории страны. В случае противоречия федеральных законов или законодательства отдельных штатов конституции США эти вопросы рассматриваются Верховным судом США. Экономическая система США основывается на свободном рыночном хозяйстве с правовым и политическим регулированием экономических процессов на макроуровне. При этом государство не вмешивается непосредственно в вопросы объема и структуры производства, ценообразования, организации труда и заработной платы. Законодательство гарантирует свободное развитие личности и предпринимательства, создает условия для частной инициативы и равенства различных форм собственности. Основой развития экономики является соревнование производителей, конкурирующих между собой на рынке. А их движущей силой, мотивацией производства товаров и услуг является стремление к получению прибыли. СТРУКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СЕВЕРОАМЕРИКАНСКОГО РЫНКА Рынки США являются весьма емкими и динамично развивающимися,
вызывающими повышенный интерес иностранных экспортеров. Интерес к этим
рынкам связан прежде всего с таким фактором, как возможности получения
свободно конвертируемой валюты за экспортируемые товары и услуги. США и Одной из основных особенностей этих стран является их высокая степень зависимости от международной торговли, что обусловливает заинтересованность правительственных органов США и Канады в либерализации международной торговли и формировании эффективных институтов и инструментов ее регулирования. По данным МВФ, в начале 90-х годов США занимали первое место среди стран с рыночной экономикой по такому показателю, как доля страны в общем мировом импорте (16,0%), а Канада — седьмое место (4,5%), хотя по численности населения и ВВП Канада значительно уступает многим другим промышленно развитым странам. Открытость североамериканского рынка для импортных товаров можно
проиллюстрировать также путем сопоставления его с другими крупнейшими
промышленно развитыми странами по такому показателю, как импорт на душу
населения. Среди семи крупнейших индустриальных государств Канада,
например, занимает первое место по этому показателю, который достигал почти Темпы роста импорта США и Канады зависят от множества факторов, особенно от общего состояния экономики этих стран. В частности, снижение деловой активности и спад производства, как правило, ведут к значительному сокращению темпов роста импорта. И наоборот, бурное развитие экономики (а именно такой период переживают США и Канада с конца 80-х годов) обычно приводит к увеличению закупок импортных товаров американскими и канадскими потребителями и бизнесом. Основными торговыми партнерами США и Канады являются Япония, Германия, К наиболее важным статьям российского экспорта на североамериканский рынок (по международной стандартной торговой классификации — МСТК) относят: нефть, цветные металлы, древесину, уголь, кокс, черные металлы и сталь, металлоносные породы, неорганические минералы, текстильное волокно, рыбу и ракообразные органические химикаты, целлюлозу и отходы, удобрения, шкуры кожу, мех, транспортное оборудование, пряжу, автомобили. По данным российской статистики о состоянии внешней торговли, в 1993 г. экспорт из России в промышленно развитые страны увеличился в долларовом исчислении на 22%. Однако в значительной степени это было вызвано ростом цен, тем не менее, по данным таможенной статистики США и Канады, экспорт в эти страны, представленный многими видами товаров, увеличился по сравнению с концом 80-х годов более чем в 2 раза. В последние годы в структуре российского экспорта на североамериканский рынок наблюдался прирост по таким товарным позициям как алмазы, платина, радий, ювелирные изделия, никель, рыба и ракообразные, химикаты, удобрения, каучук, жидкое топливо, лес, бумага и другие сырьевые товары. Внешнеторговая политика Российской Федерации находится в стадии
формирования( постепенно оформляется соответствующая ей нормативная база( Как известно( в течение многих десятилетий в нашей стране
господствовала монополия внешнеэкономической деятельности( то есть
исключительное право государства на осуществление всех видов
внешнеэкономических связей( Государство осуществляло свою монополию через
специально созданные органы( Внешняя торговля проводилась через Постепенное реформирование внешнеэкономической деятельности начинается с 1986 г( Были расширены права государственных внешнеторговых организаций( наряду с ними на внешний рынок были допущены отраслевые( республиканские и региональные организации( С конца 80-х годов начали получать право непосредственного выхода на внешний рынок производители экспортной продукции( Решительный перелом в регулировании внешнеэкономической деятельности связан с Указом Президента России от 15 ноября 1991 г( “О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР”( В соответствии с этим указом право на осуществление внешнеэкономической деятельности получили все субъекты хозяйственной деятельности( независимо от форм собственности( без специальной регистрации( Таким образом( в регулировании внешней торговли и внешнеэкономической
деятельности в целом остается большое количество нерешенных проблем( На протяжении многих лет характер торгово-экономических связей с Российская Федерация придает большое значение расширению экономических
связей с Соединенными Штатами( рассматривая их в качестве одного из
наиболее важных и перспективных для России партнеров( Важным моментом
является также тот факт( что развитие взаимовыгодных связей между Россией и Вследствие предпринятых обеими странами шагов по устранению наследия В 1993 году отмечался существенный рост экспорта в США ( уже к декабрю этот показатель достиг 1,6 млрд. долларов и более чем вдвое превысил экспорт за 1992 год. Однако следует признать( что это не сопровождалось качественными изменениями в его структуре: основу по-прежнему составляли сырьевые товары и полуфабрикаты. В 1993 году наиболее заметно возросли поставки на американский рынок российской нефти и нефтепродуктов, алюминия, черных металлов На них вместе с драгоценными металлами и химическими продуктами приходится более 80% экспорта в США. Изделия машиностроения, особенно высокотехнологичные, занимают незначительное место([1] Другим примечательным моментом является более чем двухкратное сокращение в 1993 г. российского импорта из США - за первые одиннадцать месяцев он снизился до 1,3 млрд. долларов против 2,9 млрд. долларов в 1992 году. Это было связано прежде всего с резким падением закупок зерна, которое в прежние годы, как правило, составляло не менее половины всех наших закупок в США. Для дальнейшего роста двусторонней торговли и сотрудничества подготовлена довольно основательная договорно-правовая база. Это соглашение о торговых отношениях с США, введенное в действие с середины 1992 года, предоставление режима наибольшего благоприятствования России, соглашение об устранении двойного налогообложения, о взаимной защите инвестиций. С октября 1993 года США распространили на нашу страну режим генеральной системы преференций, который позволяет беспошлинно ввозить на американский рынок товары более 4 тысяч наименований. Сейчас наша торговля с США увеличивается быстрее( чем внешняя торговля Начиная с 1994 г( баланс российско-американской торговли начал
складываться с некоторым перевесом в пользу России( По данному поводу
американская сторона уже начала проявлять беспокойство( В этой связи
хотелось бы отметить( что в торговле с нашей страной дефицит у США появился
впервые после нескольких десятилетий многократного превышения
американских поставок( Понятно( что американская сторона обеспокоена
большими размерами общего дефицита внешней торговли США( но “вклад” в него В ходе дальнейшего развития российско-американских экономических отношений могут проявляться несовпадение интересов по отдельным вопросам и конкуренция в ряде областей( Но при наличии доброй воли проблемы такого рода можно преодолевать совместными усилиями( избегая неоправданной конфронтации( Накопленный за последние годы опыт взаимодействия ( хорошее тому подтверждение( Можно с полным основанием утверждать, что деловое партнерство двух государств принимает все более устойчивый характер и имеет хорошие перспективы.
Как считают американские и канадские эксперты, существуют еще весьма
значительные возможности для расширения российского экспорта на рынки этих
стран по таким товарным группам, как например цветные металлы, древесина,
уголь и кокс, черные металлы и сталь, металлоносные породы, неорганические
минералы, неметаллические минералы, текстильное волокно, рыба в
ракообразные, органические химикаты, шкура, кожа, мех, пряжа, алмазы,
платина, радий и ювелирные изделия, никель, спирт и алкогольные напитки,
транспортное оборудование, ткани и одежда, обувь и продовольственные
товары. Изучение и оценка этих потенциальных возможностей может
заинтересовать производителей данных товаров в России. Помимо того, как
показывает опыт, российские оптические товары и музыкальные инструменты Следует подчеркнуть, что наиболее важной товарной позицией канадского
импорта в группе сырьевых материалов является нефть (традиционным
поставщиком которой на мировой рынок является Россия). В целом Канада имеет
положительное сальдо в торговле энергетическими товарами (нефть, газ,
гидроэлектроэнергия). Однако, учитывая большую территорию страны, для Что касается специфики экспорта в США, то здесь, как ожидают,
экспортные возможности России могут увеличиться в первую очередь за счет
импорта технологии ВПК и продукции конверсии, леса и лесоматериалов, тканей В качестве удачного примера освоения определенной ниши
североамериканского рынка отдельным предприятием можно привести подписанный
в конце 1994 г. договор между АО “Урал-
автоприцеп” и американской компанией "Technology Resources International Предметом договора являются производимые на АО "Урал-автоприцеп" тяжеловозные полуприцепы грузоподъемностью 52 т ЧМЗАП-9990, технические параметры которых вызвали большую заинтересованность специалистов различных ведомств в США, в том числе и Пентагона. Особый интерес именно к данному полуприцепу вызван хорошими эксплуатационными характеристиками его ходовой части. Трехосная механическая подвеска с упругими резиновыми элементами, с продольной и поперечной балансировкой позволяет полуприцепу плавно двигаться с высокой скоростью и "держать дорогу" при преодолении препятствий до 300 мм и делает его высоко-проходимым. Надежность полуприцепа и возможность его успешной эксплуатации в плохих дорожных условиях обеспечивается конструктивной защитой подвески от попадания грязи. Все основные решения, касающиеся ходовой части, заезда техники на платформу полуприцепа, а также сигнализации о повреждении шин, запатентованы в РФ. В соответствии с контрактом американская фирма будет представлять продукцию АО "Урал-автоприцеп" на рынке США и Канады, особенно в лесной и военной промышленности, а также предоставит информацию по техническим параметрам тягачей США. Кроме этого, американская сторона берет на себя решение вопросов продажи опытных образцов полуприцепов ЧМЗАП-9990 и лицензии на технологию изготовления ходовой части на основе четырех патентов АО "Урал-автоприцеп". По условиям контракта американская сторона будет получать 10% комиссионных с суммы продаж прицепной техники. В свою очередь, завод подготовит рекламные видеоролики и представит другую дополнительную информацию по выпускаемой продукции для рекламы в США. Подписанный договор можно назвать одним из первых примеров конкретных поставок российской техники американским военным ведомствам. Для производства продукции для сбыта североамериканском рынке заводу, безусловно, придется приложить значительные усилия и провести ряд мероприятий по модернизации оборудования и доведению качества серийного производства прицепов до стандартов, принятых в США и Канаде, а также четко представлять себе законодательство, правила и нормы этих стран, регулирующие деловые и гражданские правоотношения частности, например, в области рекламы, гарантийных обязательств института доверительной собственности и т. д.). Анализируя потенциальные возможности североамериканского рынка, которые могут представить интерес для российских экспортеров, следует, видимо, иметь в виду наметившиеся социальные и демографические сдвиги в структуре населения США Канады. Согласно прогнозам, к 2000 г. примерно 30% американского канадского населения будет старше 50 лет. К тому времени данная возрастная группа превысит по численности возрастную группу лиц моложе 20 лет. Все большее число американцев и канадцев будет старше 65 лет — традиционного возраста выхода на пенсию. Однако действительное число пенсионеров будет возрастать так: в связи с тем, что все более популярным становится ранний выход на пенсию (в возрасте от 55 до 64 лет). Североамериканские потребители из старших возрастных групп во многом не соответствуют нашему стереотипу "пожилого гражданина" — ни по образу жизни, ни по тому, как они тратят деньги. Хотя в среднем доходы пожилых людей ниже, чем доход более молодых граждан, они за последние десятилетия росли более высокими темпами. В значительной степени это явилось результатом улучшения пенсионных программ, как государственных, так и частных. Относительно высокая покупательная способность пожилых людей отчасти обусловливается широко распространенным домовладением. Около 80% семей, главы которых старше 65 лет имеют свой собственный дом. На пожилых американцев и канадцев приходится значительная доля быстрорастущего, привлекательного и весьма специфического рынка. Эта важная демографическая часть рынка способствует росту спроса, а следовательно, и деловых возможностей экспортеров в таких разных областях, как туризм, обустройство быта, продажа товаров медицинского назначения и дорогих игрушек и товаров для малышей, которые пожилые люди приобретают для своих внуков. Данная тенденция будет продолжать набирать силу в ближайшие десятилетия, так как пенсионного возраста станут достигать те, кого относят к представителям "бума рождаемости" (т. е. к тем, кто родился в конце 40-х и 50-х годах). Покупатели, как считают, будут отдавать предпочтение товарам,
отличающимся удобством пользования. Наибольшим спросом будут пользоваться
изделия и продукты, обеспечивающие экономию времени и труда. На эту
тенденцию могут повлиять и некоторые новые факторы рыночной конъюнктуры. На североамериканском рынке отмечается усиливающаяся тенденция к дифференциации и "сегментации" в связи с тем, что покупатели проявляют все большую избирательность при приобретении товаров и услуг. Эта тенденция создает благоприятные возможности для торговли специализированными товарами, рассчитанными на удовлетворение потребностей относительно не больших групп населения или даже отдельных покупателей. Технический прогресс позволит еще больше снизить стоимость: специализации и ориентации на особый спрос, что приведет увеличению числа потенциальных покупателей определенных видов товаров. Покупатели становятся все более требовательными. Достижения
современной науки и техники все шире внедряются в бытовые приборы и товары,
используемые для отдыха и развлечений. Налицо также стремление покупать
больше "предметов роскоши”, включая товары домашнего обихода, дорогие
игрушки и экзотические продукты питания. В целом поставщики имеют
возможность убедиться в том, что качественные товары легко находят сбыт на
рынке, поскольку потребители ищут более долговечные и надежные товары. Рассматривая перспективные экспортные возможности российских предпринимателей на североамериканском рынке, следует отметить, что, несмотря на то что ввоз в США и Канаду большинства товаров может быть осуществлен без каких-либо специальных разрешений, импорт ряда товаров, включенных в специальный список, ограничивается. Список товаров, импорт которых контролируется, составляется федеральными властями и правительства ми США и Канады. Если какой-либо товар включен в данный список, импортер этого товара должен обратиться в соответствующее ведомство с просьбой предоставить ему разрешение на импорт. Список товаров, импорт которых контролируется, содержит различные сельскохозяйственные продукты (птица и молочные продукты), многие виды тканей и одежды. Импорт ряда товаров не включенных в этот список, также возможен только при получении специального разрешения. Разрешение на импорт таких товаров выдается федеральными министерствами, например Министерством сельского хозяйства. Министерством здравоохранения и другими ведомствами. В частности, к товарам, представляющим интерес для российских
экспортеров, импорт которых контролируется федеральными властями США и Расширение экспортных возможностей на североамериканском рынке во многом связано с конечным потреблением продукции и услуг. В США и Канаде, например, большая часть общих расходов приходится на личное потребление семей. Российские экспортеры должны быть весьма заинтересованы тем фактом, что расходы на импорт занимают большую и постоянно Растущую часть общих расходов в американской и канадской экономике. На импорт товаров и услуг приходится 20—25% всех расходов в Северной Америке. Среди крупнейших промышленно развитых стран только ФРГ и Великобритания тратят сравнимую часть своего национального дохода на импорт. Заключение. Я постарался осветить основные моменты импорта в США и Канаду и показать Вам возможность экспорта российских товаров на их рынки, которая безусловно существует. Экспортерам следует учитывать не столько общее настроение на североамериканском рынке, сколько потребности каждого района этих двух стран. Несомненно для того, чтобы найти лазейку на североамериканский рынок
стоит задуматься и о качестве наших товаров, а не просто кричать о том, что ЛИТЕРАТУРА 1. Д.э.н., проф. Смирнов “ Рынки США и Канады ” Москва 1997 -----------------------
|
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|