НИС Азии и Латинской Америки на мировом рынке услуг
p> 1.3 Географическая структура мировой торговли услугами.
Географическое распределение торговли услугами, предоставляемыми
отдельными странами, отличается крайней неравномерностью в пользу развитых
государств с рыночной экономикой. На мировом рынке услуг доминируют восемь
ведущих стран, на которые приходится свыше половины мирового экспорта и
импорта услуг, при этом на четыре из них - США, Великобританию, Францию и
Германию - около 40%. Для многих компаний из этих стран все большее
значение имеет производство услуг на их зарубежных филиалах.
Таблица 5
Доля стран в мировом экспорте товаров и услуг ( %) [5]
|Страны |Экспорт товаров |Экспорт услуг |
| |1980 г. |1998 г. |1980 г. |1998 г. |
|1 |2 |3 |4 |5 |
|Всего |100 |100 |100 |100 |
|США |11,8 |12,5 |10,5 |18,2 |
|Канада |3,6 |4,0 |2,0 |2,2 |
|Япония |6,7 |6,9 |5,2 |4,7 |
|Германия |10,1 |10,1 |7,1 |6,5 |
|Франция |5,8 |5,6 |11,6 |6,4 |
|Великобритания |5,8 |5,8 |9,4 |7,4 |
|Италия |4,1 |4,5 |5,2 |5,1 |
|Нидерланды |3,9 |3,2 |4,6 |3,9 |
|1 |2 |3 |4 |5 |
|Китай |- |3,4 |- |1,8 |
|Республика Корея |0,9 |2,4 |0,7 |1,8 |
|Мексика |0,9 |2,2 |1,2 |0,9 |
|Индия |0,4 |0,6 |0,8 |0,8 |
|Малайзия |0,7 |1,3 |0,3 |0,8 |
|Таиланд |0,3 |1,0 |0,4 |1,0 |
|Россия |- |1,4 |- |1,0 |
Доля развивающихся стран в мировом экспорте услуг несколько возросла в
2000г. За счет НИС, и их доля в объеме торговли услугами увеличилась с 3% в
1980г. до более 8% в конце 90-х годов.
Основная торговля услугами происходит на рынках развитых стран.
Таблица 6
Распределение экспорта товаров и услуг по группам стран ( в % к
итогу)
|Группы стран |Экспорт товаров |Экспорт услуг |
| |1980 г. |1998 г. |1980 г. |1998 г. |
|Всего |100 |100 |100 |100 |
|С низким уровнем доходов |4,7 |6,4 |3,2 |4,0 |
|Со средним уровнем доходов,| | | | |
|в том числе: |23,3 |18,1 |14,9 |16,4 |
|Ближе к нижней границе |9,2 |6,3 |8,1 |6,5 |
|Ближе к верхней границе |14,1 |11,8 |6,8 |9,9 |
|С высоким уровнем доходов | | | | |
| |72,0 |75,5 |81,9 |79,6 |
Источник :[12]
Основываясь на данных таблицы 6 можно сделать вывод, что в мировой
торговле услугами лидирующие позиции занимают страны с высоким уровнем
доходов, чей удельный вес в экспорте достиг в 1980 г.-81,9%,а в 1998 г.
79.6% . Еще 8-10% приходится на быстрорастущие рынки Восточной Азии и
Тихоокеанского бассейна.
Наименьший показатель удельного веса экспорта услуг в общем объеме
экспорта товаров и услуг был зафиксирован для стран с низким уровнем
доходов -4% в 1998 г.. тогда как в странах со средним уровнем доходов он
составлял 16,4%.
Доля развивающихся стран в мировом экспорте услуг по мере их
экономического развития и притока иностранного капитала повышалась и,
прежде всего, за счет азиатских стран и территорий, включая Китай,
Республику Корею, Сингапур, Гонконг, Таиланд, Малайзию. Однако даже
достигнутые совокупные показатели для всей группы развивающихся стран
остаются несопоставимыми с масштабами экспорта услуг из развитых
государств.[12]
Для развивающихся стран характерно наличие отрицательного сальдо во
внешней торговле услугами. Вместе с тем, это не исключает того факта, что
некоторые из них являются крупными экспортерами услуг. Так, например,
Республика Корея специализируется на инженерно-консультационных и
строительных услугах, Мексика - на туристических, Сингапур является крупным
финансовым центром.[3].
Таблица 7
Структура мирового экспорта услуг
|Страны |Экспорт |Услуги |Поездки |Прочие |
| |( млрд. $) |транспорта |(% к итогу) |( % к итогу) |
| | |( % к итогу) | | |
| | | | | |
|1 | | | | |
| |Млрд |% от |Изменение в % к прошлому |
| |$ |экспорта(импорта) |году |
| | |услуг | |
| |2000 |1990-2000 |1998 |1999 |2000 |
|1 |2 |3 |4 |5 |6 |
|Латинская Америка |60 |7 |7 |0 |12 |
|Мексика |13 |6 |6 |-3 |15 |
|Азия |304 |9 |-13 |4 |13 |
|Китай(с Гонконгом) |30 |18 |-3 |-1 |25 |
|Гонконг |43 |9 |-6 |4 |14 |
|Индонезия, Р. Корея, |66 |10 |-22 |0 |7 |
|Малайзия, Таиланд, | | | | | |
|Филиппины | | | | | |
|Импорт |
|1 |2 |3 |4 |5 |6 |
|Латинская Америка |72 |8 |4 |-5 |13 |
|Мексика |16 |5 |7 |10 |18 |
|Азия |359 |7 |-11 |5 |7 |
|Китай (с Гонконгом) |35 |24 |-5 |16 |14 |
|Гонконг |24 |8 |1 |-1 |3 |
|Индонезия, Р. Корея, | | | | | |
|Малайзия, Таиланд, |85 |11 |-25 |4 |15 |
|Филиппины | | | | | |
Источник : [21]
Сфера услуг стран Азии развивается более динамично, чем в странах
Латинской Америки. Так, в 2000 году доход от экспорта услуг и средства,
потраченные на импорт услуг в Азию, превышают аналогичные показатели в
Латинской Америке в 5 и 4,9 раз соответственно. Экспорт услуг в одном
только Гонконге превышает экспорт услуг Мексики в 3,3 , а импорт в 1,5
раза.
Самым первым по времени возникновения считается рынок
транспортных услуг. Связано это с тем, что транспорт является ведущим
связующим звеном во внешней торговле товарами.
Между НИС Латинской Америки и Азии существуют различия в развитии рынка
транспортных услуг. Наиболее развитым видом транспорта в Латинской Америке
является железнодорожный, причем необходимо отметить, что Мексика,
Аргентина и Бразилия относятся к группе стран, обладающих относительно
старой и развитой железнодорожной сетью.
Аргентина и Бразилия входят в “первую десятку” стран по общей
протяженности железных дорог, в Бразилии она составляет 33 тыс. км. Но
большая часть железных дорог служит лишь для перевозок внутри страны.[37]
Исключение составляет Мексика, где большее число железнодорожных путей
связано с промышленно-развитым соседом США, а также на территории
Латинской Америки расположены железнодорожные магистрали, которые соединяют
между собой Аргентину, Уругвай, Парагвай, Бразилию, Боливию.[37]
Следует отметить, что в НИС Латинской Америки исторически железнодорожный
и автомобильный транспорт развивались с учетом вывоза природных ресурсов,
а, следовательно, в большинстве своем они соединяют места добычи полезных
ископаемых с морскими портами, с этим фактором связано и то, что густота
сети железных дорог весьма неравномерна. Наибольшей плотностью
характеризуются восточные прибрежные районы Бразилии и Аргентины, что
связано с обменом портов, причем ряд из них мирового значения.[37]
В Аргентине во внешних перевозках ведущее место занимает морской и
воздушный транспорт. Крупнейший морской и авиапорт Аргентины - Буэнос-
Айрес. Через него осуществляется большая часть внешней торговли, особенно
импорта. [37]
Для НИС Азии характерно более интенсивное развитие морского и воздушного видов транспорта.
Например, Гонконг – крупнейший в мире морской контейнерный порт, через
который проходит ежегодно в среднем 15 млн. стандартных морских
контейнеров. Грузы обрабатываются непрерывно круглые сутки, работа на всех
этапах автоматизирована.
Новый аэропорт Чек Лап Кок, открытый в 1998 году на острове Лаптау –
крупнейший в Азии и ведущий в мире по объему грузовых перевозок (около 1,7
млн. тонн в год).
В Сингапуре действуют порты воздушного и морского сообщения
свободные от таможенных пошлин и акцизных сборов на многие виды товаров. В
стране находится региональный узловой аэропорт, через который проходят
рейсы более чем 100 мест назначения.[31]
Также, если сравнивать развитие речного рынка транспортных услуг,
то можно сделать вывод, что в НИС Азии этот вид услуг более развит, чем в
НИС Латинской Америки.
Таблица 10
Основные показатели работы речного транспорта отдельных НИС
|Страна |Длина |Объем |Грузооборот, |Средняя |
| |внутренних |перевозок |млрд. т км |дальность |
| |водных путей,|грузов, млн. | |перевозки 1 т|
| |тыс.км |т | |груза, км |
|Китай |109,4 |807,5 |310,0 |383,9 |
|Индия |14,5 |18,0 |1,2 |66,7 |
|Бразилия |43,6 |26,5 |35,5 |134,0 |
Источник : [24]
Протяженность речных путей Китая в 2,5 раза превышает протяженность
Бразильских речных путей, а грузооборот в 8,5 раз.
В настоящее время НИС Азии и Латинской Америки становятся
все более вовлеченными в международный туризм. Для многих из них туризм
стал одним из важнейших источников поступления иностранной валюты.
Таблица 11
Показатели международного туризма (1998 год)
|Страны |Прибытия |Доходы |Прирост доходов по |
| | | |сравнению с 1980г. |
| |тыс чел.|Доля % |млн $ |Доля % | |
|1 |2 |3 |4 |5 |6 |
|НИС Латинской Америки |
|Мексика |19810 |3,12 |7897 |1,8 |1,5 |
|Бразилия |4818 |0,76 |3678 |0,86 |2,05 |
|НИС Азии |
|Р. Корея |4250 |0,67 |5890 |1,34 |15,96 |
|1 |2 |3 |4 |5 |6 |
|Малайзия |5551 |0,87 |2456 |0,56 |9,3 |
|Таиланд |7843 |1,24 |5934 |1,35 |6,8 |
|Китай |25073 |3,95 |12602 |2,86 |20,42 |
|Мир в целом |634659 |100 |439969 |100 |4,4 |
Источник :[12]
В 2000 г. рост туристического бизнеса наблюдался в первую очередь в
НИС Азии. Традиционным лидером по привлечению туристов остается Китай. Из
данных таблицы видно, что сумма доходов от туризма в Китае за 1998
превышала сумму доходов Бразилии и Мексики вместе взятых за тот же самый
период.
Определенной сенсацией стало опережение в 2000 году Малайзией
Таиланда, которая сумела привлечь 10 млн. туристов, что на 25%
больше, чем в 1999г.
По данным Всемирной туристической организации за 2000 г. в число стран-
лидеров в области иностранного туризма, кроме развитых стран входят:
Мексика, Китай, Гонконг.
Таблица 12
НИС-лидеры в области предоставления туристических услуг [17]
|Страна |Занимаемое место в |Число прибытий |Прирост |
| |мировых турист. услугах |туристов |туристов в |
| | |2000 г. |2000 г. |
| |1990 г|1995 г |2000 г | | |
|Китай |12 |8 |5 |312000 |15,5 |
|Мексика |8 |7 |9 |20000 |5,0 |
|Гонконг, |19 |15 |14 |13100 |15,3 |
|Макао (Китай) | | | | | |
Гонконг в 2000 г. посетили 13 млн. туристов ( на 11 % больше, чем в
1999). Доход от туристического бизнеса составил 6,5 млрд. $.[26]
Развитие туризма дает возможность создания дополнительного количества
рабочих мест, снижает уровень безработицы, формирует благоприятные условия
для привлечения капитала из-за рубежа, положительно сказывается на
развитии индустрии туризма в целом и создает дополнительный валютный доход
странам.
Например, Китай в 1997 г. занял пятое место в мире по числу посетивших
его иностранцев и восьмое - по сумме валютных поступлений от туризма.
Основную долю на международном рынке Китая всегда составляли туристы с
Тайваня, из Гонконга и Аомыня – около 90%визитеров. [18]
Наиболее крупной и динамичной в структуре международной торговли
услугами является развитие коммерческих услуг.
Если сравнить развитие этих услуг в НИС Азии и Латинской Америки, то
можно сделать вывод, что в НИС Азии эти услуги развиваются более
динамично, чем в НИС Латинской Америки.
Так азиатский экспорт коммерческих услуг в 2000 году увеличился на 13%.
Зарегистрировано ускорение его роста у Гонконга и КНР. Среди стран,
сумевших увеличить как импорт, так и экспорт коммерческих услуг более чем
на 10%, следует отметить Китай, Республику Корея, Сингапур, Тайвань,
Мексику.
Таблица 13
Экспорт-импорт коммерческих услуг
|Страны |Млрд.$ |Доля(%) в |Прирост (%) |
| | |сфере услуг | |
|1 | 2 |3 | 4 | 5 |6 |
| |2000 |2000 |1990-2000 |1999 |2000 |
|Экспорт |
|Гонконг |43,3 |3,1 |9 |4 |14 |
|Китай |29,7 |2,1 |18 |-1 |25 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
|Республика Корея |29,2 |2,1 |12 |4 |13 |
|Сингапур |26,6 |1,9 |8 |25 |13 |
|Тайвань |20,2 |1,4 |11 |3 |18 |
|Индия |16,4 |1,2 |14 |26 |18 |
|Малайзия |13,5 |0,9 |14 |4 |14 |
|Мексика |13,4 |0,9 |6 |-3 |15 |
|Таиланд |12,9 |0,9 |7 |11 |- |
|Импорт |
|Китай |34,8 |2,5 |24 |16 |14 |
|Республика Корея |33,7 |2,4 |13 |11 |26 |
|Тайвань |25,7 |1,8 |6 |0 |10 |
|Гонконг |24 |1,7 |8 |-1 |3 |
|Сингапур |21,3 |1,5 |10 |8 |13 |
|Мексика |16,4 |1,2 |5 |10 |18 |
|Бразилия |16 |1.1 |9 |14 |17 |
|Малайзия |15,5 |1,1 |11 |13 |6 |
|Таиланд |13,4 |1 |8 |13 |- |
Источник:[21]
Банковские услуги входят в состав коммерческих. Основными видами
банковских операций, проводимых на международном уровне, являются
депозитные и кредитные операции.[30]
Спектр предоставляемых банковских услуг НИС Азии более разнообразен и
исторически сложился раньше, чем в НИС Латинской Америки.
Одним из ведущих финансовых и коммерческих центров в юго-восточной
Азии является Гонконг, который считается третьим в мире финансовым центром
после Нью-Йорка и Лондона. Имеется более 160 лицензированных банков,
причем 128 иностранных банков из 40 стран, в том числе 85 из 100
крупнейших банков мира имеют представительские офисы в Гонконге и еще 225
офисов, имеющих лицензию на прием вкладов. Финансовые компании играют
активную роль в финансировании международной торговли и коммерции. Имеются
отличные возможности по получению разнообразных профессиональных
услуг.[33]
Также Гонконг остается свободным портом со свободным притоком капитала
и свободно конвертируемым гонконгским долларом, который официально
привязан к доллару США. В Гонконге нет валютного контроля.[35]
Кроме Гонконга ведущим международным финансовым центром НИС Азии
является Сингапур. Представители крупнейших международных банков,
финансовых институтов, компаний по управлению инвестициями, бухгалтерских
и юридических фирм в Сингапуре готовы предоставить широкий спектр услуг
оффшорным инвесторам. Имеется превосходная инфраструктура надежных
юридических услуг. В Сингапуре находятся офисы большинства крупных
бухгалтерских фирм. В Сингапуре также отсутствует валютный контроль.[31]
В мире уже давно существуют оффшорные зоны, и так называемые «зоны
свободной торговли». Такие зоны характеризуются более мягким режимом
регулирования, операции проводятся в валюте стран эмитента, отсутствуют
обязательные резервные отчисления.[5] С помощью оффшорных филиалов и
отделений в налоговых гаванях и финансовых центрах можно выплачивать
прибыль без уплаты подоходного налога, принимать участие в международных
соглашениях и помогать своим клиентам в открытии иностранных компаний и
трастов.[34]
Например, правительство Сингапура активно привлекает иностранных
инвесторов путем предоставления значительных налоговых и финансовых льгот,
и именно в Сингапуре не взимают налогов с процентов по вкладам,
выплачиваемых нерезидентам. Это и позволило Сингапуру, стране, где ставки
налогов высоки, стать одним из ведущих банковских центров Азии и центром
азиатского долларового рынка.[31]
НИС Азии и Латинской Америки в последнее время оказывают все больший
спектр банковских услуг и используют для обслуживания клиентов
информационные технологии, электронные деньги.
Так банки Бразилии предоставляют своим клиентам бесплатный доступ в
Интернет, a Бразильский банк Bradesco начал выпуск собственных электронных
денег, которые пока могут обращаться только внутри страны. Когда в начале
2000 г. начались переговоры о создании Глобальной фондовой биржи, среди
потенциальных участников только два принадлежали к формирующимся рынкам —
биржа Сан-Пауло и Мексиканская фондовая биржа.[13]
Кроме Бразилии НИС Латинской Америки на рынке банковских услуг
представлены Аргентиной, в которой существует надежная банковская система,
и наряду с аргентинскими банками действуют такие как City Bank, The First
National Bank of New York, Bank Boston, Bank of Canada, Bank Frances,
Italiano и другие. В повседневном денежном обращении в Аргентине ходят
такие платежных средств как Visa и Master Card и многие другие. [32]
В НИС Азии кроме Сингапура и Гонконга активно развиваются
банковские услуги в Индии, где действует более 30 частных банков. Они
относятся к группе наиболее быстро растущих банков и располагают 13% всех
активов на рынке банковских услуг. У 8 частных банков, основанных в начале
90-х годов, активы росли более чем на 50% в год.
«Citibank» инвестировал в Индии 300 млн. долл. и открыл 15 отделений. В
2001 г. Резервный банк Индии предоставил иностранным банкам лицензии на
открытие 15 отделений. В январе 2002 г. РВИ одобрил открытие двух частных
банков, в одном из которых партнером является голландская банковская
компания «Rabobank».[20]
В последние годы происходит постоянный рост числа банков и
расширяется спектр предоставляемых банковских услуг, что связано с
потребностями мировой экономики. Большее развитие эти услуги получили в
НИС Азии, хотя НИС Латинской Америки занимают определенную долю в данном
виде услуг. Превосходство НИС Азии связано с функционированием оффшорных
зон, предоставлением значительных налоговых и финансовых льгот, в
частности в оффшорных зонах не взимаются налоги с процентов по вкладам,
выплачиваемых нерезидентам. Все это позволило НИС Азии одним из ведущих
регионов мира по предоставлению банковских услуг.
В настоящее время в НИС Азии и Латинской Америки быстрее всего
развиваются компьютерные услуги, формирующие базовые черты новой экономики
и, в конечном счете, определяющие конкурентоспособность стран на мировом
рынке.[30] Сейчас информация является таким же важным фактором
производства, как земля, труд и капитал. Спрос на информационные
технологии, современные компьютеры и офисное оборудование в последние годы
оказывает существенное влияние на динамику и структуру мировой
торговли.[31]
Сравнивая ситуацию в Латинской Америке с азиатскими «тиграми», можно
заметить, что в середине 90-х годов частные фирмы в Южной Корее
финансировали до 85% всех расходов на НИОКР, а в Сингапуре — 60%. И даже
НИС второго поколения - Малайзия, Таиланд, Индонезия - значительно
успешнее, чем Латиноамериканские страны, продвигались в освоении
микроэлектроники и телекоммуникационных технологий. [13]
Одними из лидеров по числу пользователей Internet среди НИС Азии
сейчас являются Республика Корея (15 млн.), а также КНР (17 млн.),
Тайвань, Сингапур, Гонконг; причем в Китае через каждые 6 месяцев
происходит удвоение данного показателя; в то же время значительно отстает
Таиланд. [14]
На Латинскую Америку приходится около 8% населения мира, 3,5%
пользователей Интернета и 1% электронной торговли. [13]
Лидерами по развитию информационных технологий в Латинской Америке
являются Мексика, Аргентина и Бразилия. В период с 1996-2000 гг. число
компьютеров, подключенных к Интернету в Бразилии, выросло с 74 до 663
тыс., а число пользователей приближается к 7-8 млн. человек, то есть
составляет около 4% населения Бразилии. Если же учесть, что более 70%
ресурсов сети активно используют не более 5% бразильцев, то для остальной
части населения показатель «Интернет-пользования» (1,2%) опускается ниже
среднеазиатского уровня (2,1%). [15]
Лидерство по реализации программ расширения доступа в
Интернет в НИС Латинской Америки принадлежит Аргентине, начавшей создание
около тысячи центров телекоммуникаций и переживающей настоящий Интернет-
бум. [13]
В НИС Азии и Латинской Америки наблюдается устойчивый рост
масштабов электронной торговли.
Из новых индустриальных стран Азии наиболее благоприятные перспективы
развития торговли через Internet существуют в Республике Корея, Гонконге и
Сингапуре. В 2000 г. покупки через Интернет южнокорейскими пользователями
составляли 17%. [14]
Электронная торговля в Латинской Америке начинает испытывать острую
конкуренцию со стороны мобильной торговли через 40 млн мобильных
телефонов, половина которых оборудована прямым выходом в Интернет. Многие
мексиканцы продолжают использовать информацию Интернета в качестве
каталога, а затем просто отправляются на улицу и покупают то, что
выбрали.[13]
В 2000 г. объем сделок по продаже товаров конечным
покупателям (В2С) в Латинской Америке составил примерно 580 млн.
долл. против 109 млн. в 1999 году.
Однако в Бразилии пока наблюдается лишь незначительный рост
объемов электронной торговли, хотя она является бесспорным лидером в
электронной торговле в этом регионе. В настоящее время на Бразилию
приходится до 60% электронной торговли по схеме бизнес - бизнесу ( В2В) и
50% операций бизнес - потребителю (В2С).[13] В штате Сан-Паулу только 3%
опрошенных фирм используют Internet для продажи товаров конечным
покупателям, а 6% - для межфирменных сделок (В2В).[ 15]
В 1999 г. из каждых 200 млн $ прироста розничной электронной торговли
в регионе 121 млн приходится на Бразилию, 25 млн — на Мексику, 15 млн — на
Аргентину.
Азиатский онлайновый B2C-рынок основан на финансовых брокерских
услугах, продажах компьютерных принадлежностей и программного обеспечения,
а также на туризме. В 2001 г. онлайновые финансовые брокеры Азии
заработали 1.57 млрд. долл., что на 121% превышает показатель 1999 года.
Продажи компьютерных принадлежностей и программного обеспечения достигли
1.38 млрд. долл., обеспечив 78%-ый рост по сравнению с 1999 годом, а
онлайновые туристические агентства собрали 980 млн. долл., что означает
188% роста за один год.[22]
В Латинской Америке перспективно применять Интернет в банковской сфере,
причем наиболее интенсивно этот процесс развивается в Бразилии.[15]
Так к концу 90-х годов Бразилия располагала одной из наиболее развитых
систем автоматизации банковского дела, созданной на основе местных
технологий. В 2000 г. крупнейший в стране банк Bradesco по числу клиентов
он-лайн занимал третье место в мире, уступая только Wells Fargo и Bank of
America[13] В Латинской
Америке с 2001 г. реализуется программа развития электронного управления.
Уже сейчас через 3500 сайтов Интернета государственные организации
предоставляют населению информацию о 650 видах различных услуг. В
дальнейшем предполагается полностью перевести государственную сферу услуг
на электронную основу, через Интернет осуществлять государственные
закупки, сбор налогов и пошлин.[13]
Так, например, в
2000 г. 9 из 10 бразильских налогоплательщиков заполняли налоговые
декларации через Internet [15]
К международным услугам можно отнести и средства связи.
В текущем десятилетии в Латинской Америке происходит непрерывный рост
спроса на услуги связи, причем острая нехватка стационарных линий связи
способствует расширению продаж мобильных телефонов, особенно в Бразилии.
Согласно оценке, сейчас примерно 50% общего числа этих устройств в регионе
(около 40 млн.) обеспечивают доступ в Internet.[15]
На основании данных таблицы можно сделать вывод, что в НИС Азии и
Латинской Америке существует достаточно устойчивый спрос на средства
связи. [16]
Таблица 14
НИС Азии и Латинской Америки на мировом рынке услуг связи[16]
|Страны |Продажа услуг связи 1999 г. млрд.$ |
|НИС Азии |
|Тайвань |7,0 |
|Республика Корея |11,0 |
|Гонконг |6,6 |
|КНР |20,5 |
|НИС Латинской Америки |
|Бразилия |20,2 |
|Мексика |9,0 |
|Аргентина |6,6 |
Эти страны являются "идеальным" рынком сбыта услуг спутниковой связи,
спрос на которые особенно в НИС Азии сейчас возрастает наиболее высокими
темпами в мире. [22]
В 1998-99 г. существовал устойчивый спрос в Южной Корее и Тайване на
мобильные сотовые телефоны, Интернет и другие информационные услуги.
В перечень стран-лидеров, предоставляющих услуги в сфере телефонной связи
вошли: южнокорейская "Korea Telecom Corp.", гонконгская "China Mobile",
индонезийская "PT Telekomunicasi",[47]
Из НИС Азии Китай наиболее активно внедряется в сферу услуг связи. С
середины 80-х годов Китай соорудил десятки крупных и средних наземных
спутниковых станций, обеспечивающих более 27000 каналов международной
телефонной связи, охватывающих свыше 180 стран и регионов мира. Китай
создал глобальную сеть телевидения, а также образовательную телевизионную
сеть, с помощью которой свыше 30 млн. человек получили среднее
образование.[19]
Также в Южной Корее и Аргентине построены и используются Центры
управления космическим и наземным сегментами системы спутниковой связи
Globalstar, предназначенной для предоставления недорогих
высококачественных услуг подвижной и стационарной спутниковой связи,
включая передачу голоса, факсимильную связь, передачу данных и определение
местоположения объекта. [28]
В Бразилии ожидается продажа лицензий на услуги мобильной связи с
использованием промежуточной технологии 2 поколения ("GPRS"), что приведет
к росту объема межфирменных сделок в системе Интернет. Эта новая
технология позволит резко увеличить объем межфирменных сделок за счет
более высокой скорости передачи данных в режиме Интернет.[15]
Таким образом, выделению НИС в отдельную группу послужили высокие
темпы экономического роста, здесь наблюдаются тенденции, присущие зрелой
капиталистической экономике. По производству отдельных видов промышленной
и наукоемкой продукции они вышли на ведущие позиции в мире.
Наиболее зрелым сектором услуг по времени возникновения считаются
транспортные услуги. В НИС Латинской Америки более развит железнодорожный
транспорт, а в НИС Азии морской и воздушный.
Кроме того, в НИС Азии более разнообразен и сложился раньше, чем в
НИС Латинской Америки спектр банковских услуг. Превосходство связано с
функционированием оффшорных зон, предоставлением значительных налоговых и
финансовых льгот. В последнее время в данную отрасль услуг внедряются
информационные услуги.
3.Перспективы участия НИС Азии и Латинской Америки в мировой торговле
услугами
Новые индустриальные страны Азии и Латинской Америки по развитию сферы
услуг и международной торговле ими приближаются к индустриально развитым
странам.
В тоже время новые индустриальные страны не останавливаются на достигнутом
и используют достижения науки для совершенствования предоставляемых услуг,
так как это определяет конкурентоспособность стран и способность выжить на
международном рынке.
Развитие экономики все в большей степени будет нуждаться в развитых
информационных услугах, а процесс интернационализации национальных
экономик будет способствовать дальнейшему расширению международных
информационных услуг.
Ожидается, что наибольший прирост пользователей Интернета придется на
Азию и Латинскую Америку.
Согласно прогнозу число пользователей Интернета в Азии будет расти со
скоростью 36% в год, что приведет к увеличению их числа с сегодняшних 98
миллионов человек до 245 миллионов в 2004 году. Однако ежегодный прирост
числа пользователей в 2005 г. составит менее 20% по сравнению с 40% в 2000
году.
При условии сохранения существующих темпов роста пользователей
Internet Китайская Народная Республика в течение ближайших 10 лет займет
ведущие позиции в мире по числу пользователей Internet
Предполагается, что быстрее всего будет развиваться беспроводный
Интернет. Если в настоящее время беспроводным Интернетом пользуются лишь
10% имеющих доступ в сеть, то к 2005 г. их число возрастет до 62%. [27]
В Сингапуре разрабатывается программа, которая позволит судьям и
адвокатам Верховного суда Сингапура общаться через систему
видеоконференции, то есть с использованием Интернета.
По традиции, во время судебных заседаний будет необходимо присутствие
адвокатов непосредственно в зале суда, но во время предсудебных
разбирательств защитники могут появляться перед судьей со своими
ходатайствами в оцифрованном виде.
Этот проект является частью общесингапурской тенденции перехода к
системе виртуальных судебных заседаний, в которых стороны могут
участвовать, находясь в разных частях света. С тех пор как Сингапур стал
одним из крупнейших портов мира и региональным финансовым центром, суды
очень часто ведут дела с международным составом участников, которым
необходимы длительные перелеты для участия в слушаниях.[39]
Также в новых индустриальных странах Азии и Латинской Америки возрастет
объем электронной розничной торговли через Internet. В странах Азии в 2005
г. электронная торговля В2С достигнет 57 миллиардов долл., а объем
межфирменных сделок (В2В) 1,2 трлн. долл. В частности в Республике Корея в
2005 г. ожидается увеличение розничной электронной торговли более, чем в
10 раз по сравнению с 2000 годом: до 10 миллиардов долл. В результате
масштабы электронной торговли в Азии в перспективе превысят соответствующий
показатель в ведущих западных странах. Также предполагается, что число
пользователей Internet в Республике Корея в 2005 г. достигнет 37 млн. В
2005 г. покупки через Internet будут осуществлять 45% южнокорейских
пользователей. [14]
В Бразилии до 2005 г. предполагается поднять долю сектора информатики до
10% ВВП, обеспечив доступ в сеть для всех населенных пунктов, где проживают
более 50 тыс. человек. Для этого намечено разместить по всей стране 250 000
электронных центров, объединить в сеть 73 000 начальных и средних школ и 2
000 библиотек. 14 ведущих городов страны соединят высокоскоростные сети
обмена информацией. Также проект «Интернет-2 американо» предполагает
объединить академические центры Бразилии и США.[13]
Таким образом, сектор информационных технологий действительно
превращается не только в динамично растущий, но и лидирующий сегмент,
способный оказать сильный мультипликативный эффект на экономику.
Бурное развитие услуг связи в мире в будущем ожидается главным образом
за счет НИС Азии и Латинской Америки.
Если в 2001 г. объем сегмента мирового рынка средств радиосвязи типа
"точка-точка" составил 2,7 миллиарда долл., что чуть больше, чем в 2000
году, то к 2006 г. достигнет 4 миллиардов долл.
Рынки новых индустриальных стран Азии являются наиболее привлекательными
для фирм, главная деятельность которых заключается в предоставлении услуг
связи или информационных услуг. В ближайшей перспективе в Азии планируется
ежемесячно запускать не менее одного спутника связи, так как эти страны
обладают наибольшей емкостью рынка по сравнению с другими.
Поэтому, например, компания Microsoft проявляет все большую
заинтересованность в телекоммуникационном рынке Южной Кореи. Специалисты
компании займутся "интеграцией" фирменного приложения Windows Messenger в
систему интернет-доступа в Республике Корея с целью предоставления
корейским пользователям Windows услуг IP-телефонии; созданием беспроводного
широкополосного доступа в сеть.[28]
Весьма перспективным направлением применения спутниковой связи в
развивающихся странах Азии является телефонизация отдаленных и сельских
районов. Так, в Индии реализуется программа, главная задача которой
заключается в телефонизации 200 тыс. деревень к 2002 г. В Таиланде в рамках
государственной программы примерно 4000 деревень пользуются услугами
спутниковой связи.[22]
В течение ближайших 10-15 лет Китай намерен осуществить запуски
около 30 спутников связи, что позволит обеспечить дополнительное количество
абонентов. [19]
В Латинской Америке в настоящее время осуществляется активная
прокладка линий волоконно-оптической связи (особенно подводных) между
странами Южной и Северной Америки, а также Европы. Так, подводная
кабельная система "Americas II" протяженностью 8 тыс. км связывает с США Аргентину и другие страны Латинской Америки. Система введена в
эксплуатацию в мае 2000 г., общие затраты - 375 млн. долл., пропускная
способность - 40 Мб/с, система обеспечивает возможность одновременного подключения 600 тыс. абонентов.[15]
Кроме того, туризм остается весьма перспективной сферой услуг, и
ожидается, что в 2010 г число путешественников возрастет до 1 млрд., а к
2015 г. превысит 1,5 млрд. туристов.
Предполагается, что закреплением за Гонконгом статуса «туристической
столицы Азии» должна послужить договоренность с компанией «Уолт Дисней» о
строительстве в 2005 г. в Гонконге 3-го международного парка развлечений
«Диснейленд-Гонконг».
Ожидается, что в скором будущем следует ожидать расширения
предоставляемых банковских услуг, в частности с использованием
информационных нововведений. Не обойдет это стороной и такой крупный
финансовый центр новых индустриальных стран Азии, как Сингапур.
Так в 2002 году в Сингапуре откроется Всемирный круглосуточный
финансовый центр по предоставлению банковских услуг для миллионеров, потому
что в этом политически стабильном государстве хорошо отрегулирована
банковская деятельность. Здесь планируется предоставлять следующий спектр
услуг: миллионеры мира будут круглосуточно обслуживаться почти на двух
десятках языков и диалектах мира.
Здесь планируется предоставление советов экспертов в области
денежных операций и персонального обслуживания 24 часа в сутки, без
выходных, семь дней в неделю.
Клиенты также смогут осуществлять деловые операции через Интернет,
получив доступ к 19 фондовым рынками мира и более 1 000 инвестиционных
фондов.[23]
Кроме интенсивного развития информационных и
телекоммуникационных услуг в НИС Азии и Латинской Америке ожидается
развитие транспортных услуг.
В 2002 году в Китае планируется увеличить скорость движения на
железнодорожных линиях, с помощью чего возрастет их пропускная способность.
После проведения работ по модернизации железнодорожной сети пассажирские
поезда смогут развивать скорость до 160 км/час, а грузовые - до 120 км/ч.
Решение об увеличении скорости движения вступит в силу после завершения
электрификации железнодорожного коридора Харбин-Шэньян-Далянь. Кроме того,
планируется инвестировать 127 миллионов юаней в развитие железнодорожной
сети в западных районах страны в ближайшие пять лет. Основные проекты,
которые предстоит осуществить, коснутся строительства двухколейной дороги
на линии Баоджи-Ланьчжоу, Жоужоу-Люпаньшуи, а также прокладки веток,
ведущих к железнодорожным сетям Узбекистана и Киргизии. [38]
В перспективе в Сингапуре намечено строительство городских железных
дорог.[25]
На основании данных таблицы 15 можно сказать, что в
период с 2002 года по 2004 год ожидается расширение транспортной системы
Сингапура. Развитие транспортной инфраструктуры оказывает решающее значение
на развитие всех остальных отраслей хозяйства.
Таблица 15
Транспортная система железных дорог Сингапура
|Параметр |Линии |Всего |
| |действующие |Строящиеся | |
| | |NEL-MRT |ML |SK |PG | |
|Длина, км |97 |20 |13 |11 |13 |154 |
|Стоимость, |7,43 |5 |1,75 |0,66 |14,8 |
|млрд. дол. | | | | | |
|Год ввода в | |2002 |2004 |2002 |2004 | |
|эксплуатацию | | | | | | |
Источник : [25]
В третьем по величине Китайском порту Даляне, имеющем пропускную
способность 60 млн. тонн грузов в год, планируется в течение ближайших пяти
лет довести возможности этого порта до 100 млн. тонн с обработкой
крупнотоннажных судов водоизмещением 300 тысяч тонн. При содействии
Сингапура ведется сооружение нового комплекса портовых сооружений для
обработки контейнерных грузов. [41]
Так, предполагают, что наибольшего прироста в сфере
услуг следует ожидать в количестве пользователей Интернета. Также в новых
индустриальных странах Азии и Латинской Америки возрастет объем электронной
торговли. Из всего этого можно сделать вывод, что сектор информационных
технологий – динамично растущий и лидирующий сегмент , оказывающий влияние
на экономику.
Заключение
Между развитием сферы услуг, экономическим ростом и благосостоянием
любой страны существует прямая связь.
Новые индустриальные страны Азии, особенно Гонконг, Тайвань, Южная
Корея, Сингапур характеризуются более интенсивным развитием сферы услуг,
чем НИС Латинской Америки.
Это берет свои корни в самом начале развития стран Азии и Латинской
Америки, как новых индустриальных. Так, на территории этих стран
функционировали ТНК, которые внедряли наукоемкие производства, но НИС Азии оказались более восприимчивыми к изменениям международной экономической
конъюнктуры, чем НИС Латинской Америки, и использовали их в своих целях для
дальнейшего развития. Кроме этого положительно на развитие сферы услуг в
Азии повлияли такие факторы, как :
1. Близость от центров мирового хозяйства – США, Японии. Также эти страны находятся на пересечении мировых торговых путей.
2. Восприимчивость к экономическим реформам.
3. Определенную роль сыграли такие человеческие факторы, как трудолюбие, дисциплинированность, старательность населения.
В НИС Латинской Америки отрицательно на развитие сферы услуг и
промышленности в целом повлияло импортозамещающее развитие производства.
Так как любая национальная экономика, основанная на протекционизме и не
имеющая конкуренции со стороны иностранных компаний не способна создать
гибкую и эффективную экономическую систему. НИС Азии же реализовали у себя
экспортоориентированную модель экономики.
НИС Азии специализируются на банковских услугах. По масштабам проводимых
в Сингапуре и Гонконге кредитно-финансовых операций они встали в один ряд с
крупнейшими финансовыми центрами Лондона, Парижа, Цюриха. Бразильский банк
Bradesco, находящийся в Латинской Америке занимает третье место в мире по
числу клиентов он-лайн.
Для НИС Азии и Латинской Америки характерно быстрое развитие рынка
туристических услуг. Так, например, в период с 1980 по 1998 год доход от
оказания услуг в Китае увеличился на 20%, в Корее на 15%, а в Бразилии и
Мексике на 2,05% и 1,5% соответственно. Следует отметить, что НИС Азии по
этому направлению лидируют.
Быстро растущим и перспективным сектором сферы услуг для НИС Азии и
Латинской Америки являются информационные услуги, хотя в НИС Азии процесс
освоения микроэлектроники и телекоммуникационных технологий проходит
интенсивнее. В НИС Азии и Латинской Америки наблюдается устойчивый спрос на
средства связи.
Немаловажным является внедрение и расширение использования Интернета во
всех сферах экономики новых индустриальных стран.
Развитие сферы услуг создает благоприятные условия для привлечения
капитала из-за рубежа, увеличивает валютный доход страны.
В перспективе в НИС Латинской Америки и Азии ожидается устойчивый
рост в сфере банковских, информационных, телекоммуникационных услуг, а
также в области электронной торговли.
Список литературы
8. Авдокушин Международные экономические отношения,1999.
4. Алдакушкина «Современная международная торговля услугами»
13. // Латинская Америка 2002г. №1
21. «ВТО о развитии мировой торговли в 2000 г.» // БИКИ 2001 г. №71
5. Жуков Е. Ф. МЭО: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.
20. «Иностранные банки в Индии»//БИКИ 2002г. №25
7. История мировой экономики: Учебник вузов / Под ред. Г. Б. Полякова, А.
Н. Марковой. - М.: ЮНИТИ, 2001.
8. «Космическая программа Китая»// Проблемы Дальнего Востока 2001 г. №6
19. Ломакин В. К. Мировая экономика. М.; ЮНИТИ 1998.
2. Липец Ю. Г., Пуляркин В. А.., Шлихтер С. Б. География мирового
хозяйства: Учеб. пособие для студентов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,
1999.
11.«Международная торговля услугами в конце 20 в.» //БИКИ 2000г. №130
16 «На мировом рынке услуг связи»// БИКИ 2001г. №27
15 «На рынке информационных и телекоммукационных технологий стран Латинской
Америки»// БИКИ 2001г. №29
14. «На телекоммуникационных рынках стран Азии» // БИКИ 2001г. № 45
6. Николаев, Мировая экономика, 2000 г.
17 «Развитие туристического бизнеса в мире в 2000 г.» //БИКИ 2001 г. №41
3. Рыбалкин В. Е. МЭО: Учебник для вузов. – 3-е изд.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999
10. «Рынок телекоммуникаций - глобальные тенденции» //РЦБ 2000 г. №16
12.«Современные тенденции и проблемы в развитии международной торговли
услугами»// Внешнеэкономический комплекс России 2000г. №1
18 «Туристическая индустрия Китая на подъеме»// Проблемы Дальнего Востока
2000 г. №6
1. Фомичев В. И. Международная торговля: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 1998.
22 / e – Commerce_ru/ В Азии появились цифровые драконы.htm
23 //NBC.Новости.htm.
24 /2_1_участие железнодорожного транспорта во внешнеторговых
перевозках.htm.
25 www./Транспортное обслуживание Сингапура.htm.
26 «Сянган» //Азия и Африка 2001г. №12
27 www./Media central. Uncle_Web online
28 www.mis.ru/arhiv/99041604.htm/
29 /Мировому рынку сетей широкополосного доступа кризис не грозит-Аналитика-
Wireless.htm.(2002 г.)
30 www/ Forex Master-знания начинаются здесь!.htm.
31 www. jel/rus/jur sing/htm#3
32 wwwnews @emax/htm (Август 2001)
33 Полис.www.1991_1_4.htm
34 www.Виды/и особенности оффшорных компаний:htm
35 www.jel/ru/rus/jur hong.htm #3
36 www./Transport on line-.htm.
37 www.Argentina.htm.
38 www.Агенство АиФ–Новости.htm ( 10.12.2001)
39 www.e.-1.ru/scripts/events.asp?ID=4451&
40 // Эхо планеты 22-28 Февраля 2002 г.
41 www/Далянь
42 www (Бразилия(Федеративная))
43 wwwСоюз-ИНФО о независимости в Малайзии
Страницы: 1, 2