| |||||
МЕНЮ
| ОАЭОАЭЭкономика [pic] Эмираты располагают значительными запасами нефти (13,7 млрд.т.) и природного газа (5,6 трлн.куб.м.), крупными инвестициями иностранного капитала и резервными валютными средствами за рубежом (более 20 млрд.долл.). Падение мировых цен на нефть в 1998 не явилось угрозой для эмиратской экономики, поскольку в последние годы власти страны особое внимание обращали на развитие ненефтяного сектора. [pic] [pic]Страна имеет сбалансированный бюджет, расходная часть которого на 1999 г. составляет 6,2 млрд.долл., доходная часть – 5,5 млрд.долл. при дефиците бюджета 3%. По сравнению с 1998 г. доходная часть возросла на 4%, расходная – на 7%, что привело к росту дефицита на 200 млн.долл. Увеличение расходной части обусловлено возрастанием расходов на оборону (1,6 млрд.долл., или 26% бюджета), а также расходов на социальные нужды, в первую очередь на строительство бесплатного жилья для жителей коренной национальности (1,22 млрд.долл.). [pic][pic]ВВП составил в 1998 г. 48 млрд.долл. (доля нефти – 30%). В
результате крупных капвложений в последние годы в структуре ВВП растет доля
торговли и туризма – 12%, строительства – 10%, обрабатывающей промышлености [pic][pic]В 1998 г. замедление темпов роста ВВП продолжалось. Если в [pic][pic]Основной причиной снижения темпов экономического роста стало снижение цен на сырую нефть на мировом рынке. Несмотря на это ненефтяные отрасли экономики ОАЭ продолжали ускоренно развиваться, что свидетельствует об ослаблении зависимости экономики страны от экспорта сырой нефти, Темпы прироста ВВП ненефтяных отраслей в 1998г. составили 6,5%. [pic][pic]Платежный баланс ОАЭ характеризуется положительным сальдо [pic][pic]Эмират Абу-Даби намерен инвестировать в течение ближайших 5
лет 7 млрд.долл. в развитие нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности
и 18 млрд.долл. в ненефтяные отрасли, в том числе 39% – в электроэнергетику
и водоснабжение, 27% – транспорт и коммуникации, 13% – коммунальные службы, [pic][pic]Перерабатывающая промышленность представлена Дубайским
алюминиевым заводом (мощностью 400 тыс.т. в год), сухим доком, 3
предприятиями по производству кабеля (20 тыс.т. в год), цементными заводами [pic][pic]Госпромкорпорация Абу-Даби начала строительство в Тавиле сталепрокатного завода мощностью 500 тыс.т. (в основном стройарматуры) в год и стоимостью 100 млн. долл. Объем импорта стального проката в ОАЭ составляет 600 тыс. т., в год, в основном из Турции и Катара. Местное производство (9 небольших сталепрокатных цехов) в 120 тыс. т. в год удовлетворяет внутренний спрос только на 10-15%. [pic][pic]Сельское хозяйство.Несмотря на неблагоприятные природные
условия, число с/х ферм превысило в 1998 г. 22 тыс.т., урожай овощей – 350
тыс. т. (50%внутренних потребностей), фруктов – 450 тыс. т. (50 %). С20
млн. пальм сбор фиников составляет 230 тыс. т. в год. Количество голов
крупного и мелкого домашнего скота достигло 1,2 млн.т., производство мяса – [pic][pic]Электроэнергетика.Установленные мощности по производству
электроэнергии в ОАЭ составляют 6 тыс.мвт. Ведется строительство ряда новых [pic][pic]Намечено строительство ТЭС «Тавиля А-2» на 710 мвт. и 50 млн.
галлонов опресненной воды в день. В рамках программы приватизации впервые в
эмирате Абу-Даби указанная ТЭС будет принадлежать на 40% иностр. компании – [pic][pic]Вторая крупная электростанция мощностью 500 мвт. будет строиться в Рувейсе немецко-швейцарской компанией АББ. Имеются планы строительства ТЭС Зибая мощностью 1000 мвт. в западном регионе страны. [pic][pic]Правительство Шарджи обнародовало планы инвестиций в энергетическую отрасль на 316 млн. долл., – установка двух новых турбин мощностью по 60 мвт, строительство подстанций и линий электропередач. Планы эмирата Дубай на 2000-02 гг. предусматривают переоснащение существующей ТЭС в Джебель-Али с увеличением ее мощности на 400 мвт., а также строительство нескольких крупных подстанций. [pic][pic]В стране выставляются на тендеры целый ряд проектов, участие
в реализации которых было бы интересно российским организациям: [pic][pic]Согласно перспективным планам Департамента воды и
электричества эмирата Абу-Даби на пятилетку, установленные мощности по
производству электроэнергии в эмирате будут наращены с существующего уровня [pic][pic]Утвержденные правительством Абу-Даби планы предусматривают
финансирование: расширения ТЭС «Тавиля-А» (+500 мвт. и 50 млн. галлонов в
день, завершение —2001 г.); строительства «Тавиля-С» (завершение – 2004 г.,
на 750 мвт. и 75 млн. г/д); строительства двух новых ТЭС в Джебель-Данна,
газотурбинной (завершение – 2000 г., 140 мвт. и 25 млн. г/д) и
паротурбинной (300 мвт. и 30 млн. г/д); расширения ТЭС и опреснителя в [pic][pic]Поворот в политике правительства Абу-Даби в сторону
приватизации сферы электроэнергетики и опреснения воды был благоприятно
принят западными компаниями, которых устраивает принцип частичного (40%)
владения строящимися ТЭС и опреснителями наряду с правительством Абу-Даби [pic][pic]Транспорт и связь.Крупнейшие морпорты находятся в Дубае (порт [pic][pic]Телефонная сеть страны расчитана на 800 тыс. номеров кроме
того, есть 100 тыс. мобильных телефонов. Телекоммуникационная корпорация [pic][pic]У «Сорея» есть проект запуска и эксплуатации еще двух
спутников связи общей стоимостью 1 млрд.долл., срок реализации —2000 г. Нефть [pic] Нефтедобывающая промышленость. Подтвержденные запасы нефти
составляют 100 млрд. барр. (около 10 % мировых запасов), в т.ч. в эмирате [pic]Запасы газа составляют 6,2 трлн.куб.м., производство попутного газа – [pic] [pic]Нефтеперерабатывающая промышленность представлена двумя НПЗ
в эмирате Абу-Даби – в Рувейсе (мощностью 150 тыс.т. в год) и Умм-ан-Наре [pic]В планах «Аднок» – расширение нефтехимического комплекса в г.Рувейс. Стоимость первой очереди, включающей сооружение газоконденсатоперерабатывающего завода на 135 тыс.б/д и продуктохранилищ, составит 200 млн.долл. Общая стоимость проекта расширения нефтехимкомплекса, включающего также сооружение завода по производству этилендихлорида (сырья для производства пластиковых труб и др. видов пластмасс), а также модернизацию НПЗ, составит 2 млрд.долл. [pic][pic][pic]«Аднок» учредила со скандинавской фирмой «Бореалис»
компанию «Бурудж» – одновременно в Абу-Даби и Сингапуре, для владения
заводом в Рувейсе по производству 600 тыс.т. этилена в год. Доля «Аднок»
будет составлять 60%, а доля «Бореалис» – 40%. Контракт на строительство
завода подписан с консорциумом «Линде» (Германия)-Бехтель(США). Стоимость
строительства – 600 млн.долл., срок сдачи в эксплуатацию – 2000 г. Есть
проект строительства завода по производству 520 тыс.т. этилендихлорида и [pic][pic]Правительство Дубая рассматривает предложение группы БАСФ по сооружению нефтехимкомплекса в Дубае стоимостью 2 млрд.долл. [pic][pic]В начале 1998 г. подписан контракт между «Аднок» и Инвестиции [pic]Основной объем иноинвестиций в ОАЭ, оцениваемых в 100 млрд.долл., осуществляется через Инвестиционное управление Абу-Даби, а также через ЦБ, нефтекомпании, частные банки. [pic][pic]Объем собственных и привлеченных средств работающих в ОАЭ 47
банков (19 национальных и 28 иностранных) составил на конец 1997 г. 59
млрд.долл., выданных кредитов – 30 млрд.долл., депозитов – 29 млрд.долл.,
совокупной прибыли – 650 млн.долл. В 1998 г. правительствами Абу-Даби и [pic][pic]Эмираты ведут активную политику по совершенствованию структуры и поддержанию доходности своих инвестиций за границей, оцениваемых в 200 млрд.долл. [pic][pic]Принадлежащая правительству Абу-Даби Межд. нефтинвесткомпания [pic][pic]Инвестиционное управление Абу-Даби, став акционером ряда
крупных западных компаний, получило возможность привлекать уже в Эмираты
капиталы и техопыт указанных компаний. Так, владея 2,8% акций «Бритиш [pic][pic]В 1997 г. частная группа «Бин Хам» купила 52% акций «Женского
банка» Пакистана. Финансовый консорциум Абу-Даби под руководством шейха [pic][pic]Дубайский банк «Эмирейтс Интернешнл» приобрел в 1996 г.
контрольный пакет акций одного из крупных банков в Бейруте. Дубайская
авиакомпания «Эмирейтс» приобрела контрольный пакет акций авиакомпании «Эр [pic][pic]ОАЭ являются членом ВТО, однако протокол о присоединении к Экспорт [pic]Товарооборот в 1998 г. достиг 57,1 млрд.долл., в том числе экспорт [pic] [pic]Участие в процессе индустриализации как путь расширения
экспорта.Если в эмиратах Дубай и Шарджа уже значительное время довольно
активно идет процесс развития обрабатывающей промышленности, то поворот к
индустриализации в самом крупном эмирате ОАЭ – Абу-Даби только начинается. [pic]Госпромкорпорация Абу-Даби (ГПК) учредила фонд кредитования малого бизнеса с капиталом 27 млн.долл. Поскольку иностранные физические и юридические лица могут получать кредиты из указанного фонда в случае создания ими СП с местными партнерами в соотношении 49-51, российские производители также могут воспользоваться указанной возможностью для финансирования высокотехнологичных проектов в Абу-Даби с расчетной рентабельностью не менее 10%. Максимальный объем кредита – 2,7 млн.долл., который не может составлять более половины общей стоимости проекта. Кредиты будут предоставляться на срок до 10 лет из 4% годовых с льготным периодом максимум три года. [pic]ГПК подготовила ТЭО целого ряда промпроектов в Абу-Даби, в том
числе заводов кондиционеров, алюминиевого проката, электрических
выключателей, химтоваров и др. с общим объемом необходимых капиталовложений [pic][pic]В 1998 г. начала активную деятельность дубайская компания [pic][pic]Участие инокомпаний в строительстве возможно: через СП, в котором не менее 51% уставного капитала принадлежит местной национальной компании/физическому лицу; в качестве субподрядчика; на основе соглашения о совместной деятельности по реализации данного проекта с местной компанией, причем только техническая часть такого соглашения представляется в министерство, которое не вмешивается в финансовые взаимоотношения двух сторон. Исключение составляют межд. тендеры, объявляемые в тех случаях, когда местные подрядчики не в состоянии реализовать те или иные проекты. [pic][pic]Проблема могла бы быть решена путем создания отдельных
филиалов таких компаний, как «Технопромэкспорт», «Тяжпромэкспорт», [pic][pic]Местное законодательство о компанияхпредусматривает несколько
форм работы иностранных строительных фирм на подрядном рынке, в т.ч.
учреждение стройкомпании в форме филиала инофирмы. Необходимо представить
заявку в минэкономики и торговли ОАЭ с приложением устава головной компании
в России, копии решения ее совета директоров об организации дочернего
предприятия, документа о регистрации головного предприятия и его
платежеспособности, нотариально заверенной доверенности на представителя в [pic][pic]На регистрацию требуется 1 тыс.долл., помимо расходов на аренду офиса и обязательного банковского депозита в течение первого года деятельности представительства – 55 тыс.долл. Агентское вознаграждение местному спонсору обычно составляет 1-2% стоимости контрактов, заключаемых с госорганизациями. Местный спонсор не участвует в капитале компании, в ее управлении, не отвечает по ее обязательствам. [pic]Стройкомпания может быть создана также в форме индивидуального предприятия, принадлежащего одному иностранному физическому лицу. Эта форма не требует обращения в минэкономики и торговли, однако и в данном случае для получения лицензии требуется соглашение с местным спонсором, аренда офиса и согласие регистрирующего органа (муниципалитета и пр.). [pic][pic]После получения лицензии стройкомпаниям рекомендуется пройти
регистрацию в Департаменте коммерческих зданий и общественных услуг и [pic][pic]Возможно также формирование СП с местным партнером. Эта форма имеет очевидное преимущество – в случае выигрыша тендера аванс, выдаваемый госзаказчиком подрядчику, имеет большие размеры (до 5 млн. дирхам по сравнению с 1 млн. дирхам, на который может претендовать иностранная фирма). Однако с юридич. точки зрения указанная форма не исключает возможности потери контроля над компанией в случае возникновения разногласий с местным партнером. [pic]Такие крупные подрядные компании, как «Бехтель» (США), германские [pic][pic]Информация о тендерах за 1-2 месяца публикуется в местных газетах. Однако допускаются к тендерам (в том числе – к приобретению тендерной документации) только компании, имеющие местную регистрацию. [pic][pic]Свободная зона Садият.B 1996 г. объявлено о создании новой свободной зоны в эмирате Абу-Даби на о-ве Садият, площадью 3500 га, находящемся в 6 км. от столицы Абу-Даби, с которой остров будет связан подвесным мостом. В СЗС будут созданы морской порт, межд. аэропорт, гостиницы, торговые площадки, ТЭС, опреснитель, элеватор, склады для 67 видов сырьевых товаров на 9,3 млн. т., в том числе для драг. металлов и камней. Общий объем капвложений в создание инфраструктуры СЗС составит 3,3 млрд.долл. [pic][pic]Привлечение указанных средств будет осуществлено через вновь создаваемую Компанию по развитию Садият – ОАО, 48,5% капитала которого будет оплачено и финправительство Абу-Даби, 51,5% средств решено привлечь за счет подписки на акции, открытой с мая 1999 г. для местных и иностранных инвесторов.На международных фондовых рынках подписку поручено провести лондонскому отделению крупной японской финкорпорации «Номура Интернешнл». [pic][pic]В отличие от других свободных зон, существующих в ОАЭ, в СЗС
с 1 февр. 1999 г. разрешена регистрация офшорных банков без лицензии ЦБ [pic][pic]По замыслу правительства Абу-Даби, СЗС станет крупным
региональным финансовым центром, соразмерным Сингапуру, Осаке и Лондону на
базе огромного объема ликвидных средств, сосредоточенных в регионе. [pic][pic]Указанные возможности должны представить значительный интерес
для российских организаций по следующим основным направлениям: экспорт
сырьевых товаров, с использованием складских помещений СЗС и возможности
получения финансирования на сумму до 70% их стоимости, что решает проблему
нехватки оборотных средств и неэкономичности транспортировки мелкими
партиями; закрепление росбанков на региональном финансовом рынке для
обслуживания оборота, привлечения свободных финансовых средств из региона в [pic][pic]Военно-техническое сотрудничество.В мае 1998 г. во время визита в США наследного принца Абу-Даби шейха Халифы было объявлено о намерении ОАЭ отдать предпочтение американским истребителям F-16 в проводимом тендере на поставку 80 новых самолетов для ВВС ОАЭ. В указанном тендере участвовали также российская сторона (эмиратцы объявили в 1997 г. об исключении из тендера Су-37 в связи с отказом российской стороны взять на себя обязательства по офсету, т.е. реинвестициям в ОАЭ части выручки от контракта), французский концерн «Дассо» с самолетом «Рафаль» и европейский концерн с участием «Бритиш Аэроспейс», «Даймлер-Бенц Аэроспейс» и др., предлагающий самолет «Еврофайтер». [pic][pic]В нояб. 1998 г. ОАЭ подписали контракт стоимостью 3,2 млрд.долл. с Францией на поставку 30 военных самолетов Мираж-2000-9 и модернизацию 30 принадлежащих ОАЭ самолетов Мираж-2000. [pic][pic]Каждый поставщик военной техники в ОАЭ по контрактам стоимостью более 10 млн. долл обязан реинвестировать согласованную часть выручки в экономику страны (главным образом, эмирата Абу-Даби), обеспечивая тем самым приток передовых технологий в гражданские отрасли. [pic]В 1998 г. выявилась новая тенденция в создании офсетных предприятий в
форме ОАО, используя публичные подписки на акции. Так, в апреле была
создана крупнейшая офсетная компания «Табрид» по системам центрального
охлаждения помещений, с капиталом 132 млн.долл. и с участием французского
военно-промышленного концерна GIAT. В ноябре было объявлено о создании ОАО [pic]Об отношениях со странами СНГ.Как и другие арабские страны, ОАЭ приветствовали «возвращение народов Средней Азии и Закавказья в лоно ислама», и начальному этапу двусторонних отношений было свойственно некоторое выпячивание своей исламской принадлежности со стороны новых государств. Однако, хотя Эмиратам и импонирует возможность оказывать покровительство и финансовую поддержку в разного рода культурно-религиозных проектах, уже к середине 90-х гг. руководители «исламских» республик СНГ осознали, что эмоционально-религиозный фактор «мусульманской солидарности» не может быть решающим в достижении их основной цели – привлечении эмиратских инвестиций в свою экономику. [pic][pic]Главный интерес для ОАЭ страны Содружества представляют в
качестве рынка реэкспортной торговли. Наиболее активно по этому направлению
работают эмираты Дубай и Шарджа. Большая часть грузопотока реэкспортируемых
товаров приходится на воздушный транспорт. Регулярные или чартерные рейсы в
аэропорты ОАЭ осуществляют авиакомпании всех стран СНГ. Отмечается
тенденция к снижению объемов товарных поставок из ОАЭ; среди причин падения
интереса оптовиков СНГ к эмиратскому рынку – закрытие границ между Ираном и [pic][pic]По мере развития и совершенствования законодательных основ
внешнеэкономической деятельности в государствах СНГ эмиратские деловые
крути стали проявлять интерес к налаживанию инвестиционного сотрудничества. [pic][pic]ОАЭ установили дипотношения со всеми странами СНГ. Помимо [pic][pic]Дипломатические отношения ОАЭ с Туркменистаном формально
выведены на уровень послов в окт. 1995 г. Этому предшествовал ряд визитов в [pic][pic]В июне 1998 г. состоялся официальный визит в ОАЭ туркменского президента С.Ниязова, в рамках которого подписано пять двусторонних соглашений: о поощрении и защите инвестиций; об избежании двойного налогообложения; о сотрудничестве в области культуры, информации и туризма; о сотрудн. в области высшего образования и научных исследований; меморандум о взаимопонимании в области авиаперевозок. [pic][pic]Главным координатором развития эмиратско-туркменского
сотрудничества является наследный принц Абу-Даби шейх Халифа бен Заид,
имеющий тесные деловые и личные контакты с туркменским руководством и
неоднократно посещавший эту страну. В окт. 1998 г. в Ашхабаде открылся
построенный на средства шейха Халифы комплекс им. президента ОАЭ шейха [pic][pic]В 1993 г. в Дубае открылось консульство Узбекистана,
преобразованное в 1994 г. в генконсульство. В том же году Ташкент посетила
торгово- экономическая делегация Дубая. В 1997-98 гг. состоялся обмен
делегациями по линии ТПП. Основной экономический партнер Узбекистана в ОАЭ [pic][pic]Активизировал свои контакты с ОАЭ Казахстан. В 1997 г.
подписано соглашение о сотрудничестве по линии ТПП и соглашение о
подготовке в Дубае казахских авиадиспетчеров и работников наземных служб. В [pic]В мае 1998 г. состоялся визит Н.Назарбаева, в ходе которого подписаны
соглашения о поощрении и защите инвестиций и избежании двойного
налогообложения. Достигнута договоренность об открытии посольств, о
выделении Абу-дабийским фондом развития кредита на развитие дорожной сети [pic][pic]В декабре 1995 г. Эмираты с официальным визитом посетил президент Таджикистана Э.Рахмонов. Было объявлено о намерении сторон установить дипотношения на уровне послов, подписаны соглашения о поощрении и защите инвестиций и избежании двойного налогообложения. В совместном заявлении стороны осудили терроризм, призвали межд. сообщество к объединению усилий в борьбе с этим злом. Таджикский президент поддержал эмиратский подход к решению территориального спора ОАЭ с Ираном: путем двусторонних переговоров или через международный суд. Эмиратской стороне были переданы инвестиц. проекты в области электрификации, мелиорации и строительства железных дорог. Однако дальнейшего развития двусторонние отношения пока не получили. [pic][pic]К расширению торг.-эконом. сотрудничества с ОАЭ приступил и [pic][pic]Азербайджан занимал в 1997 г. шестое место в списке основных
торговых партнеров Дубая. Хотя эмиратские бизнесмены и проявляют интерес к
азерб. нефтепроектам и сопутствующей инфраструктуре, им трудно
конкурировать в этой области с западными и турецкими фирмами. На
закавказском направлении активно работают дубайские компании Al Habtoor [pic][pic]Дипотношения между ОАЭ и Украиной установлены в окт. 1992 г. [pic][pic]Киеву пока не удалось продвинуть продукцию своей оборонки на эмиратский рынок. С 1997 г. украинцы регулярно принимают участие в межд. выставке вооружений IDEX. В 1999 г. ими были представлены 64 образца военной техники. Возглавлял делегацию минобороны О. Кузьмук. Попытки привлечь эмиратские инвестиции в украинскую экономику (судо- и авиастроение, металлургия и электротехника) также пока не приносят ощутимых результатов. [pic][pic]В 1999 г. белорусам удалось заключить два контракта общей
стоимостью около 30 млн.долл. на создание в ОАЭ линии капремонта боевой
техники российского производства и ее оснащение белорусскими прицелами. |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|