Ответы на вопросы к экзамену по мировой экономике
p>К числу таких центров относятся нефтедобывающие страны Ближнего Востока -
Объединенные Арабские Эмираты, Катар, Кувейт и др. Главным экспортером
рабочей силы в этом регионе является Египет. Все больше мигрантов
направляются сюда из Южной и Юго-Восточной Азии, а также некоторых арабских
стран. Некоторые арабские страны являются одновременно экспортерами и
импортерами рабочей силы. К их числу относятся Йемен, Ирак, Ливия.
Важным центром притяжения рабочей силы является Австралия. В стране
используется до 200 тыс. иностранных работников. Как и США, Австралия
нацелена на ассимиляцию иммигрантов.
Одним из мировых центров притяжения рабочей силы является Южная Африка. ЮАР
еще со второй половины 50-х годов встала на путь использования "лишней"
рабочей силы из других африканских стран. Проникновение международных
монополий в Южную Африку и Намибию в 70-е годы сделало миграцию африканских
рабочих достаточно устойчивой. В последние годы Южная Африка привлекает
работников и из других частей света.
Набирающим обороты центром привлечения рабочей силы становятся страны
Азиатско-Тихоокеанского региона, прежде всего азиатские "новые
индустриальные страны". Кроме "новых индустриальных стран", в этом регионе
рабочую силу импортирует Бруней.
В 60-е годы стал формироваться международный центр притяжения рабочей силы
в Латинской Америке, где рабочих из других стран принимают в основном
Аргентина и Венесуэла. Наиболее распространенная форма - сезонная сельская
миграция. В эти страны прибывают рабочие из других стран Латинской Америки,
а также из азиатских и некоторых африканских стран.
Система экономических связей, возникающих между государствами в связи с
миграцией рабочей силы, сопровождается потоком товаров и капиталов, включая
денежные переводы на родину иммигрантов, а также выплату субсидий и
компенсаций странам, экспортирующим рабочую силу. Конкретный эффект для
страны, принимающей рабочую, силу:
- повышение конкурентоспособности ее товаров вследствие
уменьшения издержек производства, связанных с более низкой ценой
иностранной рабочей силы;
- иностранные рабочие, предъявляя дополнительный спрос на товары и услуги,
стимулируют рост производства и дополнительную занятость в стране
пребывания;
- при импорте квалифицированной рабочей силы принимающая страна экономит на
затратах на образование и профессиональную подготовку;
- иностранные рабочие часто рассматриваются как определенный амортизатор в
случае кризисов и безработицы, так как они первыми могут быть уволены;
- иностранные работники не обеспечиваются пенсиями и не учитываются при
реализации разного рода социальных программ.
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) утверждает, что
иммигранты улучшают демографическую картину развитых стран, страдающих
старением. Во Франции, Германии, Швеции 10% всех новорожденных появляются в
семьях переселенцев, в Швейцарии - 24%, а в Люксембурге - почти 38%. Вместе
с тем, хотя общий темп старения в государстве замедляется, на соотношение
рождаемости и смертности у коренных жителей эта статистика не влияет никоим
образом.
Нельзя не сказать и о некоторых отрицательных моментах, связанных с
импортом рабочей силы. К ним следует отнести возникновение элементов
социальной напряженности в обществе (при занятии тех рабочих мест, на
которые претендуют местные работники), межнациональная неприязнь и др.
Для стран, экспортирующих рабочую силу, также имеется целый ряд
преимуществ. Основные из них следующие:
1. Экспорт рабочей силы рассматривается как весьма важный источник
поступления в страну свободно конвертируемой валюты.
Имеется три основных прямых источника валютных доходов от экспорта рабочей
силы:
- налоги с прибыли фирм-посредников
- переводы мигрантов на родину на поддержку семей и родственников;
- личное инвестирование мигрантов (привоз на родину средств производства и
предметов длительного пользования, наличных средств, используемых на
инвестиционные цели).
2. Экспорт рабочей силы означает уменьшение давления избыточных трудовых
ресурсов и, соответственно, социального напряжения в стране.
3. Бесплатное для страны-экспортера обучение рабочей силы новым
профессиональным навыкам, знакомство с передовой организацией труда и др.
В то же время страны-экспортеры капитала сталкиваются и с некоторыми
негативными явлениями. Главное, это так называемая "утечка умов", отток
квалифицированных, инициативных кадров, столь необходимых национальной
экономике.
13. 7 ведущих государств промышленно-развитой группы стран. Их место в
мировом хозяйстве.
Можно выделить 7 ведущих государств мира: США, Германия, Япония, Франция,
Великобритания, Италия, Канада. Эта группа стран обладает значительным
экономическим потенциалом в МХ. В семерке выделяют 3 центра: Американский,
Японский, западноевропейский.
Страны Большой Семерки обсуждают различные глобальные вопросы человечества:
энергетическая политика, внешний долг, вопросы экологии. В 1997г. БС
превратилась в Большую Восьмерку ( + РФ).
14. Внешняя торговля России пути повышения ее эффективности.
Товарооборот со странами Дальнего зарубежья – 83%
Экспорт в страны ДЗ:
- Топливно-энергетические товары
- Металлы и изделия из них (медь, алюминий)
- Продукция химической промышленности
- Лесоматериалы
- Машины и оборудование
Импорт из стран ДЗ:
- Машины и оборудование
- Продовольственные товары
- Химическая промышленность
Товарооборот РФ со странами Ближнего зарубежья (СНГ) – 25, 8 млрд. $
Экспорт в страны БЗ:
- Топливно-энергетические товары
- Машины и оборудование
- Продукция химической промышленности
Импорт из стран БЗ:
- Машины и оборудование
- Продовольственные и с/х товары
- Продукция химической промышленности
- Металлы и изделия из них
- Текстиль и обувь
Основные торговые партнеры РФ
Страны ДЗ: Германия, Италия, Китай, Нидерланды, США, Великобритания,
Польша, Франция, Финляндия, Турция, Япония.
Страны БЗ: Белоруссия (2-е место после Германии), Украина (3-е место),
Казахстан (10-е место).
15. Характеристика групп развитых стран (НИС, страны «ОПЕК», НРС).
Развивающиеся страны (83 страны):
Бывшие колонии, полуколонии и зависимые территории. Насчитывает свыше 130
стран и территорий. Название отражает модель НХ, в которой крайне невелика
роль рыночных механизмов, а также частного предпринимательства.
Развивающиеся страны не представляют собой однородную группу, они сильно
отличаются между собой. К развивающимся странам относятся такие
государства, в которых по многим показателям (уровень и качество жизни)
опережают развитые страны: ОАЭ, Кувейт, Багамские о-ва. Есть крепкие
середняки с неплохим уровнем развития экономики социальной инфраструктуры:
страны Латинской Америки и Азии. Во многих странах не завершен процесс
формирования НХ, преобладает экстенсивный тип ведения хозяйства, и
сохраняются докапиталистические отношения.
1. Зависимое положение, которое обрекает многие страны на роль поставщиков с/х товаров и минерального сырья, а также на роль второстепенных партнеров.
2. Переходный характер внутренних социально-экономических структур, а также производственных отношений в целом.
3. Низкий уровень развития производительных сил, отсталость промышленности, с/х, социальной инфраструктуры. Сталкиваются с большими трудностями: внешний долг, бедность, безграмотность, отсутствие доступа к мед. помощи.
Можно выделить подгруппы:
. Новые индустриальные страны НИС
НИС Юго-Восточной Азии: Малайзия, Индонезия, Таиланд, Филиппины – стран-
«тигры». Гонконг, Сингапур, Тайвань и Республика Корея – страны-«драконы».
1. Японский путь реформ экономики, т.е. за 50 лет эти страны превратились из аграрных в лидеров мирового НТП
2. Наибольшую часть доходов приносят высокотехнологичные промышленные, добывающие предприятия, а также финансовые центры.
3. Динамичное развитие и активное участие в МРТ на базе современных высокотехнологичных производств
4. Высокий уровень образовательных стандартов: Корея, Япония, Сингапур имеют самый высокий уровень интеллектуальных способностей
5. Большое усердие и трудолюбие, тесные семейные узы, беспрекословное подчинение властям.
Основные сложности этих стран: классово-олигархический капитализм,
экспортная ориентация экономики, азиатская модель неспособна адекватно
реагировать на валютно-финансовые кризисы.
НИС Латинской Америки: Мексика, Бразилия, Аргентина, Чили.
1. Ведущей отраслью промышленности является обрабатывающая.
2. Экономике присущи тенденции, характерные для зрелой капиталистической экономики
3. Обладают более мощным экономическим потенциалом по сравнению с НИС ЮВА
Основные сложности: коррупция и бюрократия, неустойчивая политическая
система, бедность и безграмотность населения.
. Страны Ближнего и Среднего Востока
Это группа нефтедобывающих стран-экспортеров нефти (ОПЕК – 11 государств):
Алжир, Венесуэла, Индонезия, Ирак, Иран, Катар, Кувейт, Ливия, Нигерия,
ОАЭ, Саудовская Аравия.
1. Государство контролирует добычу и всю инфраструктуру нефти
2. Зависимость экономики от нефти
3. Развитие сопутствующих нефтедобыче отраслей: нефтехимия, металлургия и т.п.
Основные сложности: напряженность в отношениях арабских стран с Израилем,
периодические войны и социальные конфликты, действующие санкции ООН против
Ирана, неопределенность в отношении Ирака, радикальный исламский
фундаментализм.
. Наименее развитые страны (45 стран)
47-49 стран: 33 страны тропической Африки, 8 стран Азии, 6 стран Океании, 1
страна Латинской Америки.
1. Отсталое малопродуктивное с/х
2. Нет ни обрабатывающей ни добывающей промышленности
3. Преобладание докапиталистических производственных отношений
4. Значительное неравенство в распределении доходов
16. Роль прямых инвестиций в международном движении капитала.
К прямым инвестициям относят те капиталовложения в принимающей стране,
которые позволяют участвовать в управлении объектом вложения.
Основными формами прямых инвестиций являются: открытие за рубежом
предприятий, в том числе создание дочерних компаний или открытие филиалов;
создание совместных предприятий на контрактной основе; совместные
разработки природных ресурсов; покупка или аннексия ("приватизация")
предприятий страны, принимающей иностранный капитал;
Прямые инвестиции составляют основу господства международных корпораций на
мировом рынке. Они обеспечивают им либо полное владение зарубежными
предприятиями, либо обладание такой частью акционерного капитала, которая
обеспечивает фактический контроль со стороны инвестора. Как правило, это
такие инвестиции, при которых у иностранного инвестора находится не менее
25% акционерного капитала компании. Статистика США, ФРГ, Японии прямыми
инвестициями считает те, которые составляют 10 и более процентов
акционерного капитала и дают возможность контролировать предприятие.
Различие между прямым и портфельным (непрямым) инвестированием сводится
прежде всего к проблеме контроля над фирмой, куда вкладывается капитал.
Распределение зарубежных инвестиций по странам и отраслям промышленности во
многом определяет структуру современной международной экономики, отношения
между отдельными частями мирового хозяйства. Ведущими странами в, области
прямых инвестиций являются основные промышленно развитые страны. Располагая
примерно 4/5 ежегодного потока прямых инвестиций, они одновременно являются
крупнейшими импортерами и экспортерами капитала.
17. Характеристика стран с переходной экономикой.
Страны с переходной экономикой
Страны, которые в 80-90-е гг. перешли от административной системы к
рыночной. Включает 30 стран: 12 стран ЦВЕ, 15 стран бывшего СССР, Монголия,
Китай, Вьетнам (командно-административная система). Производят около 17%
мирового ВВП.
1. Ведущие страны ЦВЕ: Польша, Словакия, Чехия, Венгрия, Словения
2. Болгария, Румыния, Хорватия
3. Наиболее отсталые страны: Албания, Босния и Герцеговина, Македония,
Сербия и Черногория
Бывшие республики СССР достигли больших успехов в области реформирования
национальных экономик. Это Белоруссия, Украина, РФ, Узбекистан –
радикальный подход к реформам.
Страны-бедняки: Ангола, Мозамбик, Руанда, Бурунди, Уганда, Либерия,
Эфиопия, Сомали, Афганистан, Индия, Нигерия, Бангладеш, Вьетнам, Непал,
Гвинея, Бенин, ЦАР, Нигер, Чад, Малави, Гана, Заир, Буркина-Фасо, Мали.
18. Сущность и форма международной экономической интеграции.
М/н экономическая интеграция (МЭИ) – процесс экономического взаимодействия
страны, приводящий к сближению хозяйствующих механизмов, принимающий форму
межгосударственных соглашений и согласованно регулируемый
межгосударственными органами.
Предпосылки МЭИ:
- Близость экономически развитых стран и степени зрелости: интеграция между развитыми, развивающимися и странами с переходной экономикой
- Географическая близость, сложившихся экономических связей
- Общность экономических и иных проблем
- Демонстрационный эффект
- Эффект «домино»
Основные цели интеграционных объединений:
1. Использование преимущественно экономики масштаба
2. Создание благоприятной внешней экономической среды
3. Решение задач торговой политики
4. Содействие структурной перестройке экономик
Основные этапы экономической интеграции:
I. Заключение преференциальных торговых соглашений, соглашений об ассоциации и торговом сотрудничестве
II. Создание зоны свободной торговли. Предусматривается:
. Несокращение, отмена таможенных тарифов во взаимной торговле, но сохранение национальных таможенных тарифов в отношении третьих стран
. Полная свобода действий в экономической связи с третьими странами
. Сохранение таможенных границ и барьеров
III. Таможенный союз
. Введение общего таможенного тарифа и единой системы нетарифного регулирования торговли по отношению к третьим странам
. Упразднение внутренних таможенных границ
. Полная свобода перемещения товаров и услуг
. Создание систем межгосударственных органов
IV. Общий рынок:
. Свобода перемещения товаров, услуг и факторов производства (капитал и рабочая сила)
. Межгосударственные перемещения
. Высокий уровень межгосударственной системы координации экономической политики
V. Экономический союз:
. Координационная макроэкономическая политика, унификация законодательства в банковской, страховой, бюджетной сферах
. Образование надгосударственных органов, способных принимать решения от всего экономического союза
VI. Валютный политический союз:
. Проведение единой экономической политики
. Использование единой валюты
. Наднациональные органы урегулирования
. Подготовка к образованию м/н конфедерации
19. Международное разделение труда.
Под МРТ понимается специализация отдельных стран в рамках мирового
хозяйства на производстве отдельной продукции и услуг, предназначенных для
обмена на мировом рынке. Главным фактором формирования МРТ становится НТП,
а также растущее число приборов, машин, оборудования. Большое влияние
оказывает особое общественно-политическое устройство государства, социально-
экономическая структура, взаимодействие различных экономических
интеграционных группировок. Основным побудительным мотивом МРТ для всех
стран мира является стремление к получению экономических выгод.
Различают 3 типа МРТ:
1) Общее – разделение труда по сферам производства: добывающая, обрабатывающая. В этом случае МРТ находит свое проявление в делении стран экспортеров на индустриальные, аграрные, сырьевые.
2) Частное – разделение внутри крупных сфер по отраслям и подотраслям производства. В этом случае выражение МРТ происходит через специализацию стран по отдельным отраслям производства.
3) Единичное - разделение труда внутри предприятия. Это означает специализацию отдельных стран на изготовлении отдельной продукции. В настоящее время решающая роль принадлежит единичному разделению труда.
20. Рынок товаров (Рынок сырья и с/х продукции. Рынок промышленных
товаров).
Рынок промышленных товаров, оборудования и машин: быстро развивался после
II МВ. Сейчас на него приходится большая часть мировой торговли. Особое
место имеют торговля машинами, оборудованием, тс. Эта группа товаров
характеризует уровень промышленного развития стран-экспортеров. Лидеры:
США, Япония, ФРГ. В целом на индустриально развитые страны приходится свыше
80% мировой торговли машинами и оборудованием.
Мировой рынок топливно-сырьевых товаров: м/н торговля сырьевыми и с/х
товарами имеет особое значение для развивающихся стран. Экспорт топливно-
сырьевых товаров, полуфабрикатов обеспечивает 50-100% экспортных доходов
государств.
21. Международная специализация производства. Основная форма проявления
МПС.
МРТ логически предполагает м/н специализацию. МПС развивается по 2
направлениям производства:
1. Производственное:
. межотраслевое(30-е гг., характеризовалась обменом продукции одной отрасли на продукцию другой комплексной отрасли)
. внутриотраслевое (70-е гг., обмен товарами-аналогами, которые имеют различные потребительские характеристики),
. специализация отдельного предприятия
2. Территориальное:
. специализация отдельных стран
. групп стран
. регионов на производстве отдельных продуктов, товаров и их частей.
В результате МС произошло разделение стран на 4 группы:
- Страны, производящие продукцию обрабатывающей промышленности (США,
ФРГ, Великобритания, Канада). Эти страны поставляют высокотехнологичное оборудование, бытовую технику, химические товары
- Страны, дающие добывающую промышленность: обладают значительным запасом минеральных ресурсов – страны БВ, ЛА, Австралия, Канада,
Норвегия, Китай.
- Страны, специализирующиеся на производстве продукции с/х. Бразилия
– поставщик кофе, Аргентина – мяса, Куба – сахара.
- Страны с добывающей, обрабатывающей и с/х продукцией: США, Канада, некоторые страны ЗЕ.
К числу основных видов международной специализации производства относятся:
1) предметная (производство продуктов);
2) подетальная (производство частей компонентов продуктов);
3) технологическая или стадийная специализация (т. е. осуществление
отдельных технологических процессов, например, сборка, окраска, сварка,
производство отливок, заготовок и и т.п.).
Международная специализация производства - динамическая форма
международного разделения труда.
22. Международные торговые организации: ГАТТ/ВТО, ЮНКТАД и др.
В настоящее время в мире около 300 МТО.
ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле) – преемник ВТО. Это
многостороннее соглашение, которое содержит принципы, правовые нормы,
правила, которыми руководствуются во взаимной торговле страны-участники.
ГАТТ вступило в силу 1 января 1948г. Входят 23 страны. В течение 27 лет это
соглашение выполняло роль м/н организации и являлось центральным м/н
учреждением, в рамках которого страны-члены осуществляли контроль за
выполнением этого соглашения.
Деятельность ГАТТ осуществлялась по основным направлениям:
1. М/н многосторонние торговые переговоры - до 1994г. было проведено 8 раундов 1986 – 1993гг. Уругвайский раунд – самый важный (111 государств).
Главные направления Уругвайского раунда:
- Снижение таможенных тарифов
- Соглашение создания ВТО
- Генеральное соглашение по услугам
- Разработка торговых аспектов прав интеллектуальной собственности.
2. Урегулирование торговых споров
3. Наблюдение за национальной торговой политикой
4. Работа с развивающимися странами.
ВТО (Всемирная Торговая Организация) - начала действовать с 1 января
1995г. 146 государств, развивающихся – 100, наименее развитых – 30, более
25 стран имеют статус наблюдателя (не имеют право голоса). Не имеет Устава:
правовой основой является пакет соглашений:
1. многосторонне торговое соглашение по торговле товарами:
a) соглашение по с/х товарам
b) соглашение по текстильным товарам
c) соглашение по инвестиционным мерам
d) соглашение по защитным мерам
e) генеральное соглашение по тарифам и торговле
2. генеральное соглашение по торговле услугами ГАТС
3. соглашение по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность
4. Процедуры разрешения споров
5. Механизм обзора торговой политики.
Главная цель ВТО – либерализация торговли товарами и услугами, сокращение
регулирования МТ тарифными методами при ликвидации нетарифных ограничений.
В ВТО большое внимание уделяется разрешению торговых споров. Основные
принципы ВТО:
- Принцип наибольшего благоприятствования
- Принцип национального режима
- Принцип защиты национальной промышленности
- Создание устойчивой основы торговли
- Содействие справедливой конкуренции (споры по антидемпингу, по субсидированию)
- Общее запрещение в количественных ограничениях импорта
- Специальные условия для развивающихся стран.
Организационная структура:
. Высший орган ВТО – конференция министров (1 раз в 2 года). С 1 сентября
2002г. до 2005г. Супачай Паничпакди (таиландец, 56 лет) – генеральный директор ВТО, штаб-квартира – в Женеве.
. Генеральный совет – следит за текущей работой ВТО.
. Совет по торговле товарами
. Совет по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность
. Совет по торговле услугами.
ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию) – постоянный специальный
орган ООН. 186 государств. Цели:
1. Содействие в развитии м/н торговли в целях ускорения экономического роста в развивающихся странах
2. Содействие организации деятельности других учреждений в рамках ООН в области м/н торговли
3. Согласование политики правительств и региональных экономических группировок в области торговли
4. Установление принципов и политики, касающиеся м/н торговли.
Организационная структура:
1. Высший орган – Конференция, которая собирается на сессии – 1 раз в 4 года. Сессии представляют собой многосторонние экономические форумы.
Решение ЮНКТАД по существу рассматриваемых вопросов не имеют обязательной силы и носят рекомендательный характер.
2. Исполнительный орган – Совет по торговле и развитию. Этот Совет проводит регулярные сессии – 1 раз в год. Осуществляет контроль за всей деятельностью ЮНКТАД, наблюдает за реализацией различных программ, направленных на ускорение экономического развития развивающихся стран
3. Рабочий орган Совета – Комиссия, которая осуществляет контроль за закрепленными за ней областями – инвестиции, торговля товарами и услугами.
4. Секретариат – часть Секретариата ООН и возглавляется генеральным секретарем.
ЮНКТАД функционирует по 4 группам стран:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7