| |||||
МЕНЮ
| Принятие политических решений: Создание СНБ и деятельность в период администрации Р Рейганаp> Еще одна попытка улучшить координацию политического курса была предпринята летом 1981г. Президент учредил Группу планирования по национальной безопасности (ГПНБ), в которую вошли вице-президент, госсекретарь, министр обороны, директор ЦРУ, председатель комитета начальников штабов и советник по национальной безопасности. Эта группа еженедельно встречалась с президентом и формировала политику до формальных заседаний СНБ.23 Группа рассматривала документы, касающиеся долгосрочного планирования и прогнозирования международных отношений, а также проекты тайных операций за рубежом. Группа планирования в области национальной безопасности во главе с Дж. Бушем не была включена ни в одно из звеньев совета и продолжала работать в самостоятельном режиме.24 В январе 1982г., после отставки советника по национальной
безопасности Аллена, президент назначил своего близкого друга, заместителя
госсекретаря Уильяма Кларка, имевшего мало опыта в международных и военных
вопросах и имевшего непомерные амбиции, своим новым советником. В январе 1982 г. президент Рейган подписал директиву, указывающую
структуру и функций Совета национальной безопасности. Директива возложила
ответственность за развитие, координирование политики национальной
безопасности на советника по национальной безопасности, а также на членов
аппарата СНБ. На госсекретаря возлагались «полномочия и ответственность»
за «полное руководство, координацию и наблюдение за межведомственными
органами, занимающимися формированием внешней политики и действиями
исполнительных властей и агентств за границей», кроме военных действий. Чтобы помогать ВМГ по внешней политике госсекретарь основывает
межведомственные группы (МГ) для каждого географического региона, а также
группы по военно-политическим и по международным экономическим отношениям. Старые функциональные и региональные межведомственные группы, руководимые различными помощниками госсекретаря, в основном были переподчинены ВМГ по внешней политике. В заявлении Белого дома было сказано, что «региональные межведомственные группы будут готовить планы на случай чрезвычайных обстоятельств, рассчитанные на потенциальные кризисы в соответствующих районах». При этом данные группы должны были согласовывать свои планы с группой по военно-политическим вопросам. К числу функциональных групп была добавлена группа по международным экономическим делам. Почти во всех группах были представлены три основных
внешнеполитических ведомства — госдепартамент, министерство обороны и ЦРУ. За последующие 5 лет администрация Рейгана создала дополнительно еще Подобная организация СНБ позволила в некоторой степени преодолеть институциональный конфликт между помощником президента по национальной безопасности и госсекретарем. Во время правления Р. Рейгана только У. Кларк претендовал на равное положение с главой Фогги Боттэм, что и служило причиной их столкновений. В то же время понижение статуса помощника президента по национальной безопасности и возвышение госсекретаря и других руководителей внешнеполитического аппарата США привело к тому, что аппарат СНБ все больше стал замыкаться на проведении тайных операций за рубежом и вообще облекать свою деятельность строжайшей секретностью (даже от госдепартамента, министерства обороны и ЦРУ). Изданная Р. Рейганом в январе 1982г. директива об обеспечении повышенного режима секретности в работе СНБ дала сотрудникам совета юридическую базу для этого.30 Кларк очень активно взялся за координацию политики среди ведомств в
таких областях как разведка и защита секретной информации. Он поменял
много высокопоставленных сотрудников СНБ и реорганизовал свой офис для
создания трех «групп», которые имели бы дело с политическими, военными и
разведывательными вопросами. Кларк стал основным представителем внешней
политики администрации Рейгана, особенно в Конгрессе. Он публично
подтвердил позицию президента Рейгана, что госсекретарь является основным Координационные проблемы системы СНБ при Кларке не были решены. Очевидное изменение полномочий госсекретаря иронически совпало с
постоянно возрастающей активностью в области международных отношений. СНБ
часто не соглашался с госдепартаментом по вопросам проведения повседневной
внешней политики. Заместитель советника по национальной безопасности В октябре 1983г., пост советника по национальной безопасности занял В ноябре 1987г. советником по национальной безопасности стал Фрэнк Осенью 1988г. Карлуси был переведен в Министерство обороны, и в
третий раз из шести назначений на должность советника по национальной
безопасности Рейган назначил заместителя. Генерал Пауел, управляя СНБ,
стремился обеспечивать сбалансированную координацию основных предложений по
проведению внешней политики для президента. Новый советник активно
привлекал к работе Группу политического обзора (ГПО) и группу планирования
по вопросам национальной безопасности (ГНП). ГПО – была создана в июне Привлекая в СНБ в качестве полноправных членов глав ведущих
политических ведомств и своего аппарата и сделав акцент на межведомственной
структуре Совета, Р. Рейган рассчитывал избежать столкновений в своем
ближайшем окружении. На практике, по оценкам госсекретаря Дж. Шульца и
сотрудника аппарата Совета К. Менгеса, внутри СНБ не было единства. В целом За этот период произошли очень важные события: кризис в Персидском
заливе 1987 –1988гг., последствия аферы “Иран-контрас”, а также
переговоры Рейган-Горбачев, которые достигли кульминации в Москве на Часть II Вторжение на Гренаду В начале 1980-ых президент Рейган послал более 1000 американских военных в охваченный войной Ливан. Ни одному из военнослужащих не разрешалось использовать оружие. В сущности, американские морские пехотинцы в Бейруте находились в бездействии. В 1983г. 241 американец был убит, когда грузовик, управляемый экстремистами-самоубийцами из “Хизбалла”, взорвался у казарм морских пехотинцев. Это событие оказалось одним из наиболее неприятных и разрушительных событий во внешней политике Рейгана. Чтобы отвести внимание от событий на Ближнем Востоке Рейган двумя днями позже совершил вторжение на маленький остров Гренада, c населением около 110000 человек и площадью 133 кв. Миль. Хотя потребовались недели, чтобы полностью захватить Гренаду, результат был положителен для Рейгана - его популярность заметно возросла. Рейган мотивировал вмешательство несколькими причинами. Сначала он смог убедить некоторые государства карибского бассейна, что Гренада представляет угрозу Западному полушарию. Только шесть карибских стран, которые были членами Организации восточно-карибских стран (ОВКС), осудили гренадского социалистического премьер-министра Мориса Бишопа. Во вторых, администрация Рейгана упорно утверждала, что тысячи
кубинцев на этом крошечном острове достраивают взлетно-посадочную полосу
длиной 10000 футов для советских бомбардировщиков. Бишоп заявил, что они
строили взлетно-посадочную полосу, чтобы позволить приземляться большим
коммерческим самолетам, так как Гренада - туристский остров. По словам В третьих, Рейган заявил, что американские студенты из гренадской медицинской школы Святого Джорджа находятся в опасности. Представители администрации, включая Элвина Снайдера, знали, что студентам на самом деле ничего не угрожало, так как прокубинское правительство предложило вывести их еще задолго до американского вторжения. После вторжения директор школы свидетельствовал, что никто не находился в опасности и что студенты не хотели эвакуироватьcя. Тем временем американцам говорили, что их жизни были в опасности и что они были освобождены американскими военнослужащими.36 Хотя М. Бишоп стремился наладить с США добрососедские отношения,
администрация Р. Рейгана заняла позицию «дистанцирования» от Гренады. Идея захвата Гренады и основные моменты официальной позиции 4 октября была подписана директива СНБ за номером 105, по которой К. Формальным основанием интервенции США послужил запрос
проамериканского премьера Доминиканской Республики, хотя представители двух
стран ОВКС воздержались, а четверо соседних государств, членов Карибского
общего рынка, были против военного вмешательства. Группа американских
военных кораблей во главе с авианосцем «Индепенденс», направлявшихся в На другой же день на заседании ГОС было утверждено решение о военном вторжении и определены следующие цели: спасение студентов - граждан США; восстановление демократии на Гренаде; устранение советско-кубинского влияния. Официально вопрос об эвакуации ставился на первое место. По оценкам дипломатов, которые позже были подтверждены на слушаниях конгресса, опасность для студентов возникла как раз с началом высадки американского десанта. Конгресс вообще не участвовал в процессе подготовки решения по
вторжению на Гренаду, который проходил в обстановке особой секретности. Вторжение потерпело фиаско, так как морские пехотинцы, армия и
морское руководство не смогли координировать действия друг с другом. Часть демократов (П. Костмайер, Г. Уолп, Д. Бонкер) выступила с откровенной критикой действий Р. Рейгана,отметив: • незаконность его действий, поскольку опасность для граждан США не очевидна, как и угроза национальной безопасности; • нарушение США международных норм и отсутствие моральных и иных оправданий вторжения; • нарушение статьи 4 договора Организации американских государств, которая предписывает «воздерживаться от угрозы или использования силы против территориальной целостности или политической независимости любого государства и любых других действий, противоречащих целям ООН». Идея и инициатива оккупации Гренады созрела в недрах «разведывательного сообщества», которое имело в администрации Р. Рейгана возросшее влияние на внешнюю политику. Оно обеспечивалось участием руководства ЦРУ в работе СНБ и его неформальных рабочих групп по планированию политики. Планы интервенции были поддержаны в госдепартаменте и в меньшей степени в МО. В условиях нарушения со стороны США норм международного права, полного неодобрения оккупации Гренады в СБ ООН, конгресс голосовал за вывод войск, но его позиция, как и мнение мирового сообщества, не влияли на реальную политику Вашингтона. Часть конгрессменов усмотрела в действиях администрации опасный прецедент, когда США взяли на себя миссию силового решения внутренних проблем другого государства. В принятии резолюции о выводе войск свою роль сыграли военный провал в Ливане накануне вторжения на Гренаду, полное игнорирование администрацией мнения конгресса, а также произвольное толкование Р. Рейганом ЗВП, что нашло отражение в докладе конгрессу: информирование Капитолия постфактум вместо «совета и согласия», отсутствие законных обоснований интервенции, указание на неопределенность сроков военных действий.40 “Иран-контрас” После свержения в Иране в январе 1979 г. шахского режима, который был надежным проводником американского влияния на Среднем Востоке и послушным военным союзником США, американо-иранские отношения стали исключительно напряженными. В ноябре 1979 г., когда сотрудников посольства США в Тегеране захватили в качестве заложников, Соединенные Штаты заморозили иранские авуары в своих банках, ввели эмбарго на торговлю с Ираном и разорвали с ним дипломатические отношения. 19 января 1981 г. было достигнуто соглашение об освобождении заложников, и США отказались от мер по бойкоту Ирана, но сохранили в силе запрет на продажу ему оружия. Определенную роль в налаживании контактов США с Ираном сыграли
надежды администрации добиться освобождения нескольких американских
заложников, которые были захвачены в Ливане экстремистской шиитской
группировкой «Хизбалла», находящейся под политическим контролем Тегерана. Новым помощником президента стал Роберт Макфарлайн, одна из ключевых фигур в «ирангейтских» событиях. Комиссия Тауэра в своем отчете выделила семь основных этапов в процессе американо-иранского «сближения» в 80-е годы. На первом этапе, который приходится на 1984 г., в Вашингтоне
развернулась аналитическая работа по пересмотру иранской политики США. В
начале года Макфарлайн получил от директора отдела СНБ по проблемам В 1984 г. попытки установить контакт с иранскими «умеренными»
элементами предпринимались Центральным разведывательным управлением. В
ноябре сотрудник ЦРУ Теодор Шекли встретился в Гамбурге с бывшим
начальником контрразведки в шахской охранке «Савак» М. Хашеми, и тот
представил ему М. Горбанифара, которому впоследствии выпало сыграть
немаловажную роль в «ирангейтской» истории. Горбанифар, бывший офицер На втором этапе развития событий, в первой половине 1985 г., Совет
национальной безопасности продолжил попытки в рамках легальных каналов
государственного механизма принятия внешнеполитических решений добиться
сдвигов в подходе США к Ирану. Сотрудники СНБ Дональд Фортиер и Говард «1) восстановить умеренную и конструктивную роль Ирана в некоммунистическом политическом сообществе, в регионе Персидского залива и в мировой нефтяной экономике; |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|