| |||||
МЕНЮ
| Проблемы информационного обеспечения международных экономических отношенийПроблемы информационного обеспечения международных экономических отношенийОглавление Вступление. Основные виды экономической информации. Экономическая информация является основным типом информации, используемом при анализе той или иной экономической проблемы. Она может быть разделена на три вида: статистику, бухгалтерию и оперативную информацию. Статистика дает общую картину состояния и развития национального хозяйства, освещает ход социально-политических процессов в стране или ее частях. При этом используются специальные методы наблюдений и анализа массовых явлений. Бухгалтерия (бухгалтерская отчетность) представляет собой способ отражения средств предприятий и организаций в зависимости от их состояния, размещения, использования и источников происхождения. Она отражает процесс развития предприятия и служит основой анализа его хозяйственно-финансовой деятельности. Оперативная информация – это сведения, необходимые для текущей деятельности, для принятия оперативных решений. В качестве оперативной информации могут выступать как официальные статистические показатели, так и неопубликованные данные, являющиеся результатом непосредственного наблюдения, личного опыта, различных экспериментов и т.д. Исследования процессов в области МЭО, все более приобретающих характер
глобальных требуют в первую очередь умения оперировать макроэкономическими
показателями. Поэтому, основным источником информации является статистика. Статистическая информация собирается и публикуется в специальных статистических справочниках как международными, так и национальными статистическими организациями, а также специализированными учреждениями и организациями. 1. Основные источники экономической информации по МЭО и внешнеэкономической деятельности. 1.1 Механизм организации международной статистики. В 1885 году учрежден Международный статистический институт – МСИ, которые проводит курс на достижение международной сопоставимости статистических показателей путем выработки единообразных методов их исчисления и разработки общеприемлемых классификаций таких показателей в различных отраслях статистики. МСИ является автономной международной организацией, но имеет
консультативный статус при ЭКОСОС ООН и ЮНЕСКО, не входит в систему
специализированных учреждений ООН, но регулярно принимает участие в работе В современном механизме международной статистики прослеживается
разделение труда: одни статистические организации разрабатывают
статистическую методологию, программы наблюдения, другие непосредственно
осуществляют сбор, обработку и публикацию статистических данных. К первому
типу организаций относятся проводившиеся ранее международные статистические
конгрессы (МСК) и действующий ныне Международный статистический институт. Основная практическая деятельность в области международной статистики
осуществляется специализированными службами ООН. При этом наибольшую по
объему работу проводи Статистическая Комиссия ООН и Статистическое бюро Статистическая комиссия ООН является одной из т.н. функциональных
комиссий Экономического и социального совета ООН (ЭКОСОС), направляющая и
контролирующая деятельность всех подразделений ООН в области статистики. Статистическое бюро в своем составе имеет шесть подразделений, каждое из которых решает круг конкретных информационных, функциональных и технических задач и подготавливает соответствующие цифровые и методологические публикации. В ведении центрального аппарата ООН находятся демографическая статистика и все остальные отрасли экономической статистики, за исключением статистики сельского хозяйства и труда. 1.2 Основные международные экономические классификации. Особую роль в процессе унификации статистических данных играют
международные экономические классификации. Связано это с необходимостью
систематизации статистической информации, характеризующей развитие
экономики, на основе общих методологических принципов, согласованных
различными странами. Такие системы разрабатываются международными и
межправительственными организациями в виде стандартных классификаций и
номенклатур международной сопоставимости и анализа статистических данных. Так для классификации товаров и услуг, для характеристики видов экономической деятельности в настоящее время применяются следующие классификационные системы (номенклатуры). Международная стандартная отраслевая классификация всех видов
экономической деятельности - МСОК. (International Standard Industrial Стандартная международная торговая классификация ООН (СМТК)(Standard Гармонизированная система описания и кодирования товаров ГС (Harmonized За основу построения этой товарной номенклатуры взята совокупность различных признаков товаров: происхождение, вид материала, назначение товара, его химический состав. Группы товаров формируются исходя из принципов последовательности обработки: сырье - полуфабрикат - готовой изделие. Классификатор основных продуктов - КОП (Core Product Classification - 1.3 Источники информации по МЭО Статистические издания ООН. Наконец, большая группа статистической информации содержится в
национальных, включая правительственные и неправительственные, службы и их
статистические и аналитические издания. В качестве примера можно привести
статистическое издание США - “Board of Covernors of the Federal Reserve 2 Информационное обеспечение (на примере ценовой информации) 2.1 Продукция производителей информационных услуг. Регулярное получение и обновление оперативной информации о ценах – предложений и контрактов – нередко сопряжено с серьезными трудностями. Так, например, фирма, выступающая на рынке в качестве продавца, вряд ли сможет напрямую получить предложение на поставку аналогичного товара от другой фирмы, своего конкурента. Другие недостатки оперативной информации заключаются в разнородности данных, относящихся к конкретным товарам и внешнеторговым операциям, невозможности их прямого сравнения, необходимости выполнения многочисленных процедур по приведению их к сопоставимому виду. От указанных недостатков во многом свободны материалы по ценам, входящие в группу продукции производителей информационных услуг. Сотни различных организаций в зарубежных странах заняты сбором исходной ценовой информации, ее аналитической обработкой, хранением и распространением на коммерческой основе. В их числе органы государственной статистики, консультационные и исследовательские фирмы, торговые издательства и торгово-промышленные палаты, ассоциации производителей и др. Их усилиями разнородная информация приводится к сопоставимому виду, выстраивается во временные ряды ценовых показателей, которые позволяют без особого труда определить общие тенденции динамики цен на мировом рынке и практически незаменимы при разработке прогнозов цен. В отличии от оперативной информации, сбор которой ограничен кругом практических задач, решаемых коммерческой организацией на внешнем рынке, ценовая продукция указанных выше производителей информационных услуг доступна самому широкому кругу пользователей. Поэтому полученные от них материалы по мировым ценам служат важным дополнением оперативных источников информационного обеспечения конъюктурно-ценовой работы. В практике ценообразования во внешнеэкономической деятельности нашли широкое применение следующие периодические материалы по мировым ценам: 1) Публикации по ценам биржевых товаров, т.е. биржевым котировкам. Данные
цены являются ценами сделок, совершаемых на товарных биржах. Как известно,
международная практика биржевой торговли имеет место на ограниченном ряде
мировых рынков сырьевых товаров, таких как зерно, сахар, кофе, хлопок,
джут, натуральный каучук и шелк, цветные металлы и др. Биржевые котировки
устанавливаются с регулярностью работы товарной биржи, например на По правилам работы товарных бирж на них используются типовые контракты. В этом случае коммерческие условия, стандарты качества продаваемого товара, физический объем одной поставляемой партии, так же как и другие условия сделок, способных повлиять на цену день ото дня, год за годом остаются неизменными. Благодаря этому биржевые котировки обладают уникальным свойством – они сопоставимы между собой без какой бы то ни было предварительной обработки. В зависимости от типа сделки публикуются биржевые котировки на товары с
немедленной поставкой и отсрочкой поставки. Биржевые котировки первого вида
на цветные металлы находят применение в расчетах скользящих цен на сложные
машины и оборудование. Основной периодической публикацией по биржевым
котировкам является журнал „Metal Bulletin”. В последние годы растет число публикаций по справочным ценам на готовые
изделия, в особенности на серийно выпускаемые машины, оборудование,
средства вычислительной и телекоммуникационной техники, программное
обеспечение. Так на рынке вертолетов пользуется известностью американское
издание “Blue Book”, а среди дилеров, продающих импортные ЭВМ, популярны
справочники “DataPro”, “Auerbach Technology Reports” и “ The Software Вполне очевидно, что во внешнеторговом ценообразовании предпочтение отдается использованию индексов экспортных и импортных цен. Однако, поскольку регулярная подготовка этих индексов по широкой товарной номенклатуре ведется лишь в нескольких высокоразвитых странах, вместо них используются индексы внутренних оптовых цен. Такое допущение оправдано тем, что индексы как отдельные показатели необходимы в расчетах только для количественной оценки тенденций изменения цен. В свою очередь, рассчитанные на базе одной валюты, индексы экспортных и внутренних оптовых цен обычно имеют однонаправленные, близкие друг другу тенденции. В приведены наиболее известные издания зарубежной статистической
периодики, специализирующейся на публикации индексов экспортных, импортных
и внутренних оптовых цен, которые применяются как для изучения механизма
рыночного ценообразования, так и в расчетах внешнеторговых цен конкретных
товаров. Наряду с этим, там же даны примеры изданий специализированных
индексов цен на отдельные виды товаров и услуг. Полнота информационного обеспечения – итог кропотливой работы по сбору и предварительной обработке больших массивов данных, в ходе которых нередки столкновения с трудностями как методико-технического, так и коммерческого характера. 2.2 Электронные информационные услуги. Новые возможности в информационном обеспечении конъюктурно-ценовой работы открываются благодаря созданию и развитию рынка электронных информационных услуг. Современные компьютеры и телекоммуникационные технологии дают доступ практически ко всем приведенным выше видам ценовой информации, которые накапливаются в автоматизированных базах данных (АБД), в совокупности составляющих зарубежные информационно-вычислительные ресурсы. Организация сбора такой информации отличается в зависимости от применения технических носителей и способов получения данных из АБД. Основным способом является удаленный диалоговый режим работы с
зарубежными информационно-вычислительными ресурсами (online interactive
mode). В этом случае терминальное устройство пользователя подключается к Если обработанная информация имеет большой объем, пользователь может заказать ее распечатку, чтобы сохранить время подключения к ЭВМ и загрузку линии связи. В данном режиме работы по линии заказывается распечатка найденной информации, которая затем пересылается авиапочтой. Другие вида электронных услуг информационных услуг основываются на предоставлении пользователю автоматизированных баз или отдельных групп массивов данных, целиком записанных на различные магнитные носители: магнитные ленты, дискеты, компакт-диски. Поскольку чаше требуется лишь какая-то, возможно незначительная, часть больших объемов информации, такие виды услуг пользуются меньшим спросом. Поэтому преобладающая часть электронных информационных услуг приходится на удаленный диалоговый режим работы. Отечественные пользователи подключаются к АБД с помощью российских специализированных информационных служб. При этом им открывается доступ к многочисленным зарубежным АБД по ценам. Услуги по подключению и проведению поиска в этих АБД предоставляет,
например, ВАО “Совинцентр”, вычислительный центр которого с 1985 года в
числе первых подключил свою терминальную станцию к Национальному центру
автоматизированного обмена информацией, став удаленным абонентом целого
ряда крупных зарубежных информационно-вычислительных сетей. В настоящее
время информационная служба действует в составе бизнес-центра ВАО Организация информационного обеспечения постоянно совершенствуется, в первую очередь за счет использования современной компьютерной и телекоммуникационной технологии. Далеко не каждая промышленная или торговая компания располагает достаточными возможностями для информационного обеспечения своей работы собственными силами. Сказывается также то, что в период экономической реформы предприятия нередко вынуждены переориентироваться на выпуск новой продукции и вести поиск сбыта на слабо изученных рынках. 2.3 Единая система внешнеэкономической информации. Для обеспечения поиска ценовой информации, необходимой для расчетов цен
импортных и экспортных операций, в течении последних лет значительная часть
оперативной ценовой информации была подготовлена для многократного
использования в рамках проекта создания Единой системы внешнеэкономической
информации (ЕСВИ). Разработку и поэтапное внедрение ЕСВИ осуществляют Важной составной частью ЕСВИ является организованный в структуре МВЭС банк ценовой информации, который пополняется участниками внешнеэкономических связей, направляющих в него данные о контрактных ценах на экспортируемые и импортируемые товары и услуги. Банк ценовой информации ведется объединением ИнформВЭС, которое по запросам на коммерческих условиях предоставляет ценовую информацию в виде позиционных контрактных цен и прейскурантов цен по экспорту. Данные о контрактных ценах хранятся в банке ценовой информации на конфиденциальной основе и сообщаются пользователям без указания на конкретный контракт и его участников. Пользователи банка ценовой информации могут обращаться в него как по каналам различных средств связи, так и через республиканских и региональных уполномоченных МВЭС. Участники внешнеэкономических связей, предоставляющие в этот банк данных сведения о ценах своих контрактов и предложений, имеют льготный режим ценового информационного обеспечения. Другими важными источниками информации о ценах являются периодические
издания Всероссийского научно-исследовательского конъюктурного института 3 Использование INTERNET в деловых коммуникациях и бизнесе. Пользователи электронной почты Internet достаточно часто решают свои
деловые проблемы, обмениваясь письмами, контрактными предложениями,
информацией о ценах, конъюктуре рынка и других коммерческих вопросах. Первоначально это ограничение было снято для исследовательских
организаций, а также учебных центров коммерческих фирм. Затем были приняты
общие организационные решения: доступ к Internet стал возможным для любых
коммерческих организаций; был организован домен верхнего уровня COM, куда
вошли многие коммерческие сети. Возник консорциум сетей CIX (Commercial Таким образом, за последние пять лет облик Internet как ассоциации
компьютерных сетей, решающих образовательные, научно-исследовательские,
информационные и гуманитарно-коммуникационные задачи, значительно
изменился. В рамках отдельных базовых сетей Internet, например в сети Новые технические средства коммуникаций (мобильные сети, персональные коммуникаторы типа Newton, средства электронного обмена коммерческой информацией EDI/EDIFACT, системы сетевого мультимедиа-трафика) также начинают активно расширять спектр бизнес применений Internet. Деловые люди в командировках могут через Internet получить доступ к своим партнерам, администрации своей фирмы, а также к различным базам деловых новостей, финансовой информации или консультационным центрам. Рассмотрим кратко основные возможности Internet для деловых коммуникаций и бизнеса. Улучшение внутрифирменных коммуникаций. Во многих фирмах и предприятиях, имеющих региональные отделения и филиалы, внедрение электронной почты для деловой переписки, подготовки контрактов, оформления заказов на комплектующие, оперативной отчетности и других подобных задач, можно значительно ускорить, если базироваться на технологии и развивающейся структуре Internet. В России все большее число организаций пользующихся услугами Relcom, постоянно используют электронную почту для подобных целей. Улучшение возможностей для потребителей. Internet в своих современных режимах (online - доступ к базам данных, оперативный почтовый диалог, передача мультимедиа-информации) позволяет организовать просмотр торговых каталогов и получение разнообразной рекламно-справочной информации о товарах. Простые режимы просмотра рекламных новостей широко используются сегодня отечественными пользователями. Например, через Relcom можно получить доступ к файлам компьютерной деловой и рекламной информации московского еженедельника “Компьютер Уолд”. Маркетинговые исследования рынка. Существует большое число списков рассылки Например, список Info-High-Audio посвящен высококачественной аудиотехнике: оценкам потребителями усилителей, наушников, стереосистем, аудиокассет и другого подобного оборудования. Производители аудиотехники и менеджеры по торговле могут регулярно анализировать сообщения пользователей, хотя часто и достаточно субъективные, но весьма важные с точки зрения оценки важнейших потребительских факторов. Доступность технической информации в online - режиме. Internet предоставляет возможность отыскать и просмотреть в оперативном режиме огромные по объему и разнообразию массивы информации: книги, технические каталоги, газеты, журналы, специальные фонды документации. Многие традиционные задачи библиотечно-информационного обслуживания решаются сегодня средствами Internet весьма просто и экономически выгодно. Эти службы действуют в массовом масштабе в Internet только последние 7-8 лет, быстро эволюционируя от экспериментальных режимов к широкому практическому использованию. Поэтому в прессе, связанной с Internet, широко дискутируются вормосы взимания платы за пользование Internet-библиотеками, а также различные проблемы типа (copywrite). Новые возможности для деловых людей. Одной из наиболее перспективных линий развития Internet являются мобильные сетевые работы. Службы Internet уже доступны на многих транспортных средствах: автомобильном, авиационном, морском и железнодорожном транспорте. При этом следует учитывать, что существующие системы мобильной радиосвязи обычно используют радиоволновый принцип передачи информации, поэтому речь идет об интеграции служб Internet с новыми глобальными системами мобильной связи, имеющими системы спутниковых станций. Информационные online - службы. Разнообразные деловые новости, коммерческие базы данных и дискуссионные
форумы (списки рассылки) доступны и очень полезны для пользователей America Online. Одна из крупнейших коммерческих служб США, America AT&T Mail. Первоначально эта служба была разработана для решения деловых задач служащими AT&T. В ходе развития служб и расширения круга пользователей, в рамках AT&T Mail были интегрированы электронная почта, факс-служба, передача файлов, BBS-службы и другие прикладные системы. Шлюз с Internet обозначается с именем attmail.com, поэтому для того, чтобы направить сообщение smithbob (зарегистрированному пользователю AT&T Mail), нужно адресовать его как smithbob@attmail.com. BIX. Популярный компьютерные журнал BYTE одним из первых технических изданий оценил преимущества электронной почты и BBS-служб для поддержки тех интересов своих читателей, которые требуют от редакции журнала постоянной переписки, консультаций, обмена справочными материалами и компьютерной документацией. BIX - the Byte Information eXchange - предоставляет online - доступ к своим доскам объявлений и базам данных. Prodigy. Это служба, созданная в рамках кооперации фирм IBM и Sears. Отличается развитым графическим интерфейсом пользователя IBM PC. Хост-система prodigy.com позволяет эффективно использовать ресурсы Internet. В настоящее время многие коммерческие информационные службы активно расширяют свои услуги и сеть пользователей. Рассмотрим на примере двух служб США CompuServe и Delphi, а также коммерческой службы RELS/Relcom, возможности, предоставляемые этими службами для деловых коммуникаций и бизнеса. CompuServe. Предоставляет своим зарегистрированным пользователям развитые услуги электронной почты и поиска разнообразной деловой информации. Информационный сервис доступен через мощную поисковую систему, имеющую гибкую логику навигации и просмотра тематических баз данных. Тематический индекс содержит, в частности, следующие разделы по бизнесу: Money Matters and Markets Industry Information Current Stock Quotes Online Brokerage Services Finacial and Investment Forums Business Inforamion Industry and Professional Forums Company Profiles Demographics Information by Zip Codes Government Publications Пользователи CompuServe могут также посылать и получать сообщения по электронной почте от всех пользователей Internet. Delphi. Хост-система Delphi.com является лидером среди коммерческих служб Business and Finance Computing Groups Conferences Entertainment and Games Groups and Clubs News, Weather and Sports Reference and Education Shopping Travel and Leisure Using DELHI Workspace HELP Таким образом, современные коммерческие информационные службы целенаправленно развиваются в сторону услуг Internet и привлечения пользователей Internet к своим службам. Связность с Internet и возможности взаимного трафика являются рекламными факторами на рынке сетевых информационных услуг. RELIS/Relcom Коммерческая информационная служба RELIS организована московским узлом Заключение Главенствующую роль при проведении анализа проблем МЭО играет экономическая информация, которая подразделяется на статистику, бухгалтерскую отчетность и оперативные данные. В свою очередь из вышеназванных типов экономической информации наибольшее значение для науки и практики имеют статистические показатели. Современная система международной статистики является сложным механизмом, в котором одни статистические организации разрабатывают статистическую методологию, программы наблюдения, а другие непосредственно осуществляют сбор, обработку и публикацию статистических данных. Многообразие статистических сборников, выпускаемых различными организациями по различным сферам экономической деятельности, ставят вопрос об унификации методов сбора информации, ее статистической обработке, сопоставимости классификаторов, участвующих в международном обмене товаров и услуг, видов деятельности, единиц измерения и т.д. Разновидностью оперативной информации является ценовая информация. Сотни различных организаций в зарубежных странах заняты сбором исходной ценовой информации, ее аналитической обработкой, хранением и распространением на коммерческой основе. В их числе органы государственной статистики, консультационные и исследовательские фирмы, торговые издательства и торгово- промышленные палаты, ассоциации производителей и др. Их усилиями разнородная информация приводится к сопоставимому виду, выстраивается во временные ряды ценовых показателей, которые позволяют без особого труда определить общие тенденции динамики цен на мировом рынке и практически незаменимы при разработке прогнозов цен. В отличии от оперативной информации, сбор которой ограничен кругом практических задач, решаемых коммерческой организацией на внешнем рынке, ценовая продукция указанных выше производителей информационных услуг доступна самому широкому кругу пользователей. Поэтому полученные от них материалы по мировым ценам служат важным дополнением оперативных источников информационного обеспечения конъюктурно-ценовой работы. Международная компьютерная сеть Internet в настоящее время предоставляет возможность получения практически любой информации. В данной работе на рассматривался весь спекр коммерческой информации доступной через Internet, а приведены лишь некоторые примеры получения коммерческой информации. Литература |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|