реферат, рефераты скачать
 

Проблемы развития международного туризма в 80-90-х гг


p> Адекватно указанным выше определениям выделим участников туризма: международный турист, внутренний турист, экскурсант, посетитель.

Международный (иностранный) турист. В Комитете статистических экспертов при Лиге Наций в 1937 г. было дано следующее определение иностранного туриста: лицо, путешествующее в целях туризма в другую страну, не являющуюся страной его обычного местожительства и находящуюся за пределами его обычной среды, на срок не менее 24 ч, без занятия оплачиваемой деятельностью.

Международными туристами считаются лица, путешествующие:

• с целью отдыха, лечения, посещения родственников и т. д.;

• с целью участия в семинарах, конгрессах (научных, дипломатических, религиозных, административных, атлетических и т. д.);

• с деловыми целями;

• в морском круизе, даже если они остаются на судне менее 24 ч.

К категории международных туристов не относятся и не учитываются в статистике туризма:

• иностранные рабочие;

• мигранты, включая иждивенцев и сопровождающих;

• лица, следующие в целях обучения сроком более шести месяцев;

• военнослужащие, их иждивенцы и члены семей, за исключением следования в целях туризма;

• работники дипломатических служб, а также иждивенцы, члены семей, прислуга работников дипломатических служб;

• кочевники и беженцы, вынужденные переселенцы;

• регулярно мигрирующие в целях поиска работы граждане приграничных районов;

• транзитные путешественники;

• участники групповых поездок на туристских поездах, ночующие в вагонах поезда;

• участники групповых поездок на спальных автобусах, ночующие в салонах этих автобусов;

• члены экипажей морских судов, железнодорожных поездов, ночующие на судне или в вагоне поезда;

• члены экипажей воздушных судов, которые не проводят ночь в месте посещения;

• путешественники, проезжающие через страну без остановки, даже если их путешествие длится более 24 ч.

Такие ограничения адекватно соответствуют принципам, опубликованным в документе ООН - Временном руководстве по международному туризму (1978 г.).

Внутренний турист. Ночующий временный посетитель, то есть совершающий в посещаемом месте как минимум одну ночевку, постоянно проживающий в определенной местности и путешествующий в целях туризма в иную местность в пределах своей страны, но вне пределов его обычного обитания на срок, не превышающий 12 мес и не занимающийся оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания.

В публикациях Национального комитета США по анализу туристских ресурсов (1973 г.) дано следующее определение внутреннего туриста: лицо, путешествующее вне своего места жительства, при условии перемещения более чем на 50 миль (в один конец) с деловыми, познавательными, личными и другими целями, кроме занятий оплачиваемой деятельностью, и совершающий одну ночевку или возвращающийся в тот же день'.

К категории внутренних туристов не относятся и не учитываются в статистике внутреннего туризма:

• постоянные жители, которые перемещаются в другое место или местность в пределах страны в целях организации своего обычного места жительства, например переселенцы, лица, по каким-либо мотивам меняющие свое местожительство;

• лица, перемещающиеся в другое место в пределах страны для занятия деятельностью, оплачиваемой из источника в посещаемом месте, например временные или сезонные, вахтовые рабочие;

• лица, перемещающиеся в связи и в целях временной работы в учреждениях в пределах страны;

• лица, регулярно перемещающиеся между местностями в целях оплачиваемой работы или учебы;

• военнослужащие, находящиеся при исполнении служебных обязанностей или на маневрах, а также иждивенцы, сопровождающие и члены их семей;

• кочевники и беженцы, а также вынужденные переселенцы;

• транзитные пассажиры;

• участники групповых поездок на туристских поездах, ночующие в вагонах поезда;

• участники групповых поездок на спальных автобусах, ночующие в салонах этих автобусов;

• члены экипажей морских судов, железнодорожных поездов, ночующие на судне или в вагоне поезда;

• члены экипажей воздушных судов, которые не проводят ночь в месте посещения.

Экскурсант. Временный (однодневный) посетитель местности, населенного пункта или страны, независимо от его гражданства, пола, языка и религии, находящийся в данной местности в целях туризма менее чем 24 ч.

К категории экскурсантов относятся пассажиры яхт и других круизных судов, участники туристских железнодорожных маршрутов. Экскурсанты не учитываются в статистике туризма.

Посетитель. В 1963 г. Конференция Организации Объединенных Наций по международному туризму, проходившая в Риме, рекомендовала для изучения
Статистической комиссией ООН полное определение термина «посетитель»: это лицо, посещающее страну, вне своего места жительства, с любой целью, кроме занятий оплачиваемой деятельностью. Это определение включало:

1. Туристов как временных посетителей, остающихся в стране как минимум
24 часа и имеющих целью путешествия следующие направления:

• отдых, лечение, обучение, паломничество, спорт и т. д.;

• деловые поездки, посещение родственников, участие в конгрессах.

2. Экскурсантов как временных посетителей, находящихся в стране менее
24 часов.

Экспертная статистическая группа, созванная Комиссией ООН в 1967 г., рекомендовала странам использовать определение «посетитель», предложенное в
1963 г. в Риме, выделив в нем особый класс посетителей, который можно определить как «однодневных посетителей» или «экскурсантов», которые, в свою очередь, разделяются на однодневных экскурсантов и людей, пересекающих границу с рабочими целями, пассажиров круизов и транзитных пассажиров, которые не останавливаются на ночь в гостиницах.

Глава 3. ВЛИЯНИЕ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА НА ЭКОНОМИКУ СТРАНЫ

В наши дни невозможно представить себе крупный город без иностранных туристов. Их сегодня можно встретить повсюду - в Париже, Лондоне, Риме, Нью-
Йорке, Москве и других городах мира.

Сегодня туристская индустрия охватила не только Европу, которая является традиционным туристским центром, но и страны Америки, Африки, Азии и Австралии.

Туристская индустрия - это совокупность средств размещения; транспортных средств; объектов питания, развлекательного, познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения; организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов- переводчиков.

Туристская индустрия располагает солидной материально-технической базой, обеспечивает занятость большого числа людей и взаимодействует со всеми отраслями экономического комплекса.

В более широком плане туристскую индустрию можно определить как межотраслевой комплекс, включающий: а) пассажирский транспорт (воздушный, водный, автомобильный, железнодорожный) с его разветвленной сетью технических служб; б) различные специализированные туристские предприятия и предприятия отраслей, не имеющих ярко выраженного туристского характера (в частности, транспортного машиностроения и автомобилестроения, топливной промышленности, капитального и дорожного строительства, местной промышленности по изготовлению сувениров, пищевой промышленности, многих отраслей сельского хозяйства и т.д.); в) широкую сферу услуг, которыми пользуется турист.

Туристская индустрия опирается на материально-техническую базу (МТБ), которая является основой развития организованного туризма.

К материально-технической базе туризма относятся: туристские фирмы
(туроператоры и турагенты), гостиницы, туристские базы, предприятия питания и торговли, автотранспортные предприятия, пункты проката туристского снаряжения и инвентаря, бюро реализации туристских путевок, контрольно- спасательные службы (посты), туристские клубы, станции и т. п.

В основу классификации объектов МТБ туризма положены три основных признака: виды предоставляемых услуг, экономические элементы, виды собственности хозяйствующих субъектов.

В целом туристская индустрия опирается на базу природных ресурсов.
Такая база должна быть привлекательной для отдыхающих, предпочтительно обладающей нетронутой природой. Природные территории должны быть: а) соответствующих размеров для избежания перенаполнения туристами; б) защищены от различных рисков, таких, как загрязнение, отравление растениями, наличие опасных животных, насекомых. Развитие туризма должно проходить в местностях, свободных от стихийных бедствий (наводнения, засуха, оползни, землетрясения).

Туризм - это индустрия, включающая в себя множество видов деятельности. Все сегменты индустрии туризма взаимосвязаны и зависят друг от друга. Например, успех горнолыжного курорта зависит от доставки лыжников на склоны, уровня размещения, питания и других услуг, предлагаемых туристам во время отдыха на курорте. Небольшие предприятия, соединенные с горнолыжными курортами, действуют как независимые предприятия, но на самом деле они зависят друг от друга. Эта зависимость требует совместных усилий, однако, их бизнес конкурирует и борется за потребительский рынок, что затрудняет взаимодействие.

Туризм для мирового сообщества уже давно является одной из наиболее доходных и интенсивно развивающихся отраслей, приносящей около 10% валового дохода. О высоких темпах роста доходности туризма свидетельствуют следующие данные: если в 1950 г. поступления от мирового туризма составляли 2,1 млрд долл. США, то в 1998 г. - уже 444,7 млрд долл. США.

Во многих странах туризм входит в тройку ведущих отраслей страны, развивается довольно быстрыми темпами и имеет важное социальное и экономическое значение, так как:

• увеличивает местный доход;

• создает новые рабочие места;

• развивает все отрасли, связанные с производством туристских услуг;

• развивает социальную и производственную инфрастуктуру в туристских центрах;

• активизирует деятельность центров народных промыслов и развитие культуры;

• обеспечивает рост уровня жизни местного населения;

• увеличивает валютные поступления. Положительное влияние туризма на экономику государства происходит лишь в том случае, когда туризм в стране развивается всесторонне, т. е. не превращает экономику страны в экономику услуг. Другими словами, экономическая эффективность туризма предполагает, что туризм в стране должен развиваться параллельно и во взаимосвязи с другими отраслями социально-экономического комплекса.

Интенсивный и стабильный рост международных туристских прибытий, свидетельствует о том, что с тех пор, как туризм начал развиваться, он стал доступен широким массам.

Диаграмма прибытий туристов и доход от туризма в 1980-90х гг. представлена на рис. 1.2.

По данным ВТО, за 1998 г. ведущими странами, получившими наибольшее количество доходов от туризма, стали:

|1 |США |74,2 |млрд. долл |
|2 |Италия |30,4 |« |
|3 |Франция |29,7 |« |
|4 |Испания |29,6 |« |
|5 |Великобритания |21,3 |« |
|6 |Германия |16,8 |« |
|7 |Китай |12,5 |« |
|8 |Австрия |12,2 |« |
|9 |Канада |9,1 |« |
|10 |Австралия |8,6 |« |

Глава 4. ВИДЫ ТУРИСТСКИХ ОРГАНИЗАЦИИ

4.1. Международные организации

Всемирная туристская организация - ВТО (World Tourism Organization - WTO).

Всемирная туристская организация на сегодняшний день - самая известная и признанная в туристском мире. ВТО была основана 2 января 1975 г. путем преобразования неправительственного Международного союза официальных туристских организаций (МСОТО) в межправительственную организацию, действующую под патронажем ООН. Сейчас ее действительными членами являются более 105 государств, несколько ассоциированных и свыше 150 присоединившихся членов (туристские фирмы, авиакомпании, международные организации и пр.).

Устав ВТО был принят 27 сентября 1975 г. Начиная с 1980 г. эта дата отмечается как Всемирный день туризма. Ежегодно Всемирный день туризма проводится под определенным девизом. Каждые 4 года ВТО созывает сессии
Генеральной ассамблеи, между которыми работает исполком Генеральной ассамблеи ВТО. Штаб-квартира ВТО находится в Мадриде (Испания). ВТО преследует следующие цели:

• ускорять и расширять содействие туризма (международного и внутреннего) миру, взаимопониманию, здоровью и процветанию людей повсюду в мире;

• давать людям возможность иметь доступ к образованию и культуре во время путешествий;

• улучшать стандарты проживания и пребывания в менее развитых районах мира посредством помощи в обеспечении необходимой материально-технической базы для иностранного туризма и развития транспортных путей, соединяющих с данными регионами;

• расширять возможности стран, принимающих туристов, и тем самым вносить вклад в их экономику;

• выступать в роли международного агентства по координации и сотрудничеству между странами;

• предоставлять услуги членам наиболее значимых для совета национальных организаций в области туризма;

• определять темы пленумов и заседаний, а также координировать туристские интересы стран - участниц, включая как национальные туристские организации, так и профессиональные секторы и организации, представляющие интересы путешествующих;

• устанавливать постоянную взаимосвязь между различными объединениями туроператоров;

• реализовывать все вышеуказанное наиболее действенным путем.

В основном деятельность ВТО концентрируется на информативном продвижении туризма, расширении его значимости и преимуществ, опасностей, а также создании новой материально-технической базы. Организация пытается упорядочить действия различных наций в туризме путем разработки и введения определенных принципов в области международного туризма. ВТО является основным представителем туризма в ООН и действует как самый авторитетный орган в мировом туризме. Кроме того, ВТО разрабатывает международные документы (акты) и следит за их исполнением, а также и за реализацией уже существующих правил, поощряя разрешение международных туристских разногласий.

ВТО также выступает в качестве организации по обмену информацией и поощряет применение новых разработок и знаний в области развития туризма и реализации маркетинга. Одна из важнейших задач ВТО - исследования, которые включают в себя изучение статистики по международному туризму, изобретение новых методов измерения, прогнозирование, разработку и маркетинг - все это может быть использовано национальными туристскими организациями в их деятельности. Исследовательская деятельность ведет к увеличению методов статистики.

ВТО представляет регулярный отчет о состоянии мирового туризма, который учитывает как достижения, так и препятствия для дальнейшего развития туристской индустрии.

ВТО предпринимает попытки содействовать мировому туризму через исключение или ограничение правительственного вмешательства в международный туризм, так же как и в процесс стандартизации требований к паспортам, визам, регистрациям в полиции, въездным формальностям и т. д. ВТО обеспечивает техническую поддержку развития стран, в особенности стран - членов ООН.

Знаменитым событием в деятельности ВТО стало проведение Всемирной конференции по туризму (ВКТ), состоявшейся в Маниле (Филиппины) с 27 сентября но 10 октября 1980 г. Решение о созыве ВКТ приняла II сессия
Генеральной ассамблеи ВТО (май 1977 г.). На конференции были рассмотрены вопросы ответственности государств за развитие туризма (социально- экономические условия, цели и задачи, сдерживающие факторы) и такие актуальные проблемы, как человек - организатор своего отдыха; регулирование спроса и предложения; научно-техническое сотрудничество в области туризма; подготовка кадров для индустрии туризма и др. В заключительном документе нашли отражение совместно выработанные в ходе обсуждения рекомендации. Этот документ получил название Манильской декларации по мировому туризму. В
Конференции участвовали представители более 100 государств.

Международная ассоциация воздушного транспорта (International Air Transport
Association - IATA).

IATA - всемирная организация для всех международных авиаперевозчиков, основанная в 1919 г. и реорганизованная по окончании второй мировой войны в
1945 г. IATA представляет собой профессиональную ассоциацию авиационных компаний, осуществляющих международные рейсы. Главная ее функция - упорядочение международного коммерческого авиационного сообщения, введение единых для всех членов правил и процедур и установление согласованных тарифов на пассажирские авиаперевозки на международных маршрутах.

Высший орган IATA - ежегодная Генеральная ассамблея, на которой выбирается президент и исполнительный комитет. Цель IATA - реализация политики международной организации гражданской авиации (1САО).

IATA - это содействие перемещению людей, почты и грузов из одной точки мира в другую, используя различные комбинации маршрутов воздушной сети.
Резолюции, принятые на транспортных конференциях IATA, касаются не только билетов, но и путевых листов, документов на багаж, а также других подобных бумаг. Эти резолюции унифицируют и координируют процедуры расчетов и позволяют ускорить бронирование и связь между авиакомпаниями. Организация также создала и проработала жесткий список тарифов и маршрутов. При ее содействии стало возможным соединение воздушных трасс многих частных авиакомпаний в единую систему, работающую на благо путешествующих.

Установление тарифов - одна из важнейших составляющих работы IATA.
Необходимость согласования тарифов среди всех авиакомпаний - членов IATA - это одновременно и политика, и практика, т. к. все тарифы международных авиакомпаний контролируются правительствами стран - владельцев авиакомпаний. Каждая страна - хозяйка своего пространства, она может запретить или разрешить вторгнуться на свою территорию и поставить те условия, которые данную страну устраивают.

Конференции IATA проводятся после того, как правительства стран - членов организации решаются на взаимовыгодные договоренности по установлению тех перевозчиков, которые в дальнейшем будут обслуживать их территории. Транспортные конференции IATA, безусловно, являются очень важными для правительств стран - членов IATA. И плюс ко всему все правила, установленные Ассоциацией, должны быть одобрены правительствами всех стран
- участниц.

Членами IATA являются 259 авиакомпаний, совершающие международные полеты. На долю этих авиакомпаний приходится около 95 % международного регулярного сообщения. Авиакомпания «Аэрофлот» является членом IATA с 1989 г., членами IATA являются также российские авиакомпании «Трансаэро»,
«Пулково», «Домодедовское ПО», «Внуковские авиалинии».

Для того чтобы стать членом IATA и участником конференции, авиакомпании необходимо иметь сертификат, подтверждающий регулярность перевозок данной авиакомпании, выдаваемый правительством, который подходит для членства в Международной организации гражданской авиации (1САО). IATA является членом 1САО.

Услуги по аккредитации туристских агентств при Ассоциации предоставляются Корпорацией пассажирских услуг (Passenger Network Services
Corporation - PNS).

В ходе своей деятельности IАТА условно делит всю территорию земного шара на три больших региона, или конференции, и пытается добиться установления согласованных тарифов на перевозки и единых стандартов на обслуживание как в рамках каждой конференции, так и между ними:

1. Северная и Южная Америка и часть Тихоокеанского региона к востоку от международной линии раздела дат;

2. Европа, Африка и Ближний Восток;

3. Азия, Австралия и часть Тихоокеанского региона к западу от международной линии раздела дат.

Туристские агентства участвуют в деятельности 1АТА через ее специальное отделение - Международную организацию агентов авиакомпаний
(International Airlines Travel Agents Network -IATAN).

Каждому турагентству, прошедшему процедуру аккредитации и соответствующему определенным требованиям, присваивается номер, служащий своего рода визитной карточкой при осуществлении расчетов с авиакомпанией и другими участниками отрасли.

IATAN следит за соблюдением правил и стандартов деятельности, единых требований к финансовому положению турагентств, продающих авиабилеты на международные авиарейсы, и выполняет функции связующего звена между туристскими агентствами и авиакомпаниями - членами 1АТА.

Международная организация гражданской авиации (International Civil Aviation
Organization - ICAO).

Учреждена Чикагской конвенцией в 1944 г., работает под эгидой ООН.
Деятельность ICAO основана на равенстве наций относительно деятельности индустрии воздушного транспорта. Главной задачей ICAO является развитие и обеспечение безопасного, специализированного и экономически эффективного международного рынка авиаперевозок согласно международным стандартам и нормам.

Организация ставит перед собой следующие цели:

• обеспечивать безопасность и контролировать рост и развитие международной гражданской авиации во всем мире;

• поддерживать и поощрять процессы создания и использования воздушных средств с учетом охраны окружающей среды;

• поддерживать и поощрять создание воздушных коридоров, аэропортов и различных удобств, условий для нужд международной гражданской авиации;

• как можно лучше выполнять основные требования людей к авиатранспорту: безопасность, качество обслуживания, регулярность полетов, экономичность;

• поощрять экономические меры по предотвращению необоснованных соперничеств между авиакомпаниями разных стран;

• убедиться в том, что права стран - участниц ICAO полностью соблюдаются и каждая страна имеет реальную возможность владеть и управлять международной авиакомпанией;

• избегать дискриминаций между странами - членами ICAO;

• пропагандировать безопасность полетов;

• способствовать развитию международной гражданской авиации.

Членами ICAO являются 183 государства (в том числе Россия). ICAO работает в тесном контакте со следующими организациями:

• Международный информационный союз;

• Всемирная метеорологическая организация;

• Международный союз электрических сообщений (коммуникаций);

• Всемирный почтовый союз;

• Всемирная организация здравоохранения;

• Международная морская организация.

4.2. Региональные организации

Организация экономического сотрудничества и развития — ОЭСР (Organization for Economic Cooperation and Development - OECD).

OECP была образована согласно постановлению от 14 декабря 1960 г., утвержденному в Париже. В соответствии с постановлением эта организация создана для реализации целей, направленных:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.