| |||||
МЕНЮ
| Процесс осуществления экспортно-импортных операций в МТp> Участие предприятий в биржевой торговле на постоянной или разовой основе может осуществляться за определенную плату через брокерские конторы и брокеров (маклеров). Биржевой маклер является высококвалифицированным специалистом и имеет
особый статус, позволяющий ему выполнять следующие функции: а)
посредничество при заключении соглашений в результате принятия поручений Товар, чтобы стать биржевым, должен отвечать целому ряду требований. Сочетание в торговых сделках элементов купли продажи и кредита и заинтересованность торговце скорее получить деньги на как можно большую часть стоимости товара, независимо от его фактической реализации, явились важнейшими факторами организации нового типа биржевой торговли - фьючерсной. СРОЧНЫЕ(ФЬЮЧЕРСНЫЕ) БИРЖИ, где торгуют не товаром, а контрактами на поставку товаров в будущем. Это могут быть закрытые срочные биржи, где непосредственно торгуют лишь профессионалы и преобладают сделки страхования цен контрактных товаров от риска их снижения или, наоборот, роста в будущем; открытые срочные биржи, где, кроме профессионалов участвуют продавцы и покупатели контрактов. Фьючерсная биржевая торговля - один из наиболее динамичных секторов капиталистического хозяйства. В современных условиях именно фьючерсная торговля является господствующей формой биржевой торговли. Фьючерсные биржи позволяют не только быстрее реализовывать товар, но и ускорить возврат авансированного капитала в денежной форме в количестве, максимально близком первоначально авансированному капиталу плюс соответствующая прибыль. Кроме того, фьючерсная биржа обеспечивает экономию резервных средств, которые бизнесмен держит на случай неблагоприятной конъюнктуры. Основными признаками фьючерсной торговли являются: - фиктивный характер сделок, то есть осуществление купли-продажи, при которой обмен товаров почти отсутствует (реальные поставки составляют 1-2% всего товарооборота), так как обязательства сторон по сделке прекращаются путем обратной операции с выплатой разницы в ценах; - преимущественно косвенная связь с рынком реального товара (через хеджирование, а не через поставку товара); - заранее строго определенная и унифицированная, лишенная каких-либо индивидуальных особенностей потребительная стоимость товара, определенное количество которого потенциально представляет биржевой контракт, используемый в качестве носителя цены, непосредственно приравниваемого к деньгам и обмениваемого на них в любой момент (в случае поставки товара по фьючерсному контракту продавец имеет право поставить товар любого качества и происхождения, предусмотренных правилами биржи); - полная унификация условий в отношении количества разрешенного к поставке товара (например, 5 тысяч бушелей пшеницы или 1 тысяча баррелей нефти), места и сроков поставки; - обезличенность сделок и заменимость контрагентов по ним, так как они заключаются не между конкретным продавцом и конкретным покупателем, а между ними (а чаще их брокерами) и расчетной палатой - специальной организацией при бирже, играющей роль гаранта выполнения обязательств сторон при покупке или продаже ими биржевых контрактов. При этом сама биржа не выступает в качестве одной из сторон в контракте или на стороне одного из партнеров. Во фьючерсных операциях сохранена полная свобода сторон только в
отношении цены и ограниченная в выборе срока поставки товара; все же
остальные условия строго регламентированы и не зависят от воли участвующих
в сделке сторон. В связи с этим фьючерсные биржи иногда называют «рынком
цен» (то есть меновых стоимостей), в отличие от рынков товаров В последние годы по мере развития средств связи развития средств связи и электронной вычислительной техники создаются электронные биржи. В частности на Бермудских островах организована такая биржа, на которой кольцо или яму заменил мощный компьютер, связанный терминальными устройствами брокеров, находящихся в различных странах. Однако объем операций на этой бирже не велик и особой популярностью электронная биржа не пользуется, хотя, на мой взгляд, за ней большое будущее, во многом благодаря функции торговли в ночное время. ФОНДОВАЯ БИРЖА. Фондовая биржа представляет собой определенным образом
организованный рынок, на котором владельцы ценных бумаг совершают через
членов биржи, выступающих в качестве посредников, сделки купли-продажи. Общее у биржи с рынком - установление цен товаров в зависимости от спроса и предложения на них. Но, в отличии от рынка, на бирже могут продаваться не все товары, а только допущенные на нее, это с одной стороны, а с другой, способы купли-продажи на бирже значительно разнообразнее, чем на рынке, правда, более регламентированные Биржа имеет в своих характеристиках как черты исторических
предшественников, (таких как рынки, ярмарки, аукционы) , так и собственную
специфику. Стремление обладателей одинаковых ценных бумаг сойтись в одном
месте вытекает из характера акций и облигаций как товаров, биржевых по
своему происхождению. Но акционерные общества,хотя и возникали как крупные
для своего времени предприятия, не могли претендовать на охват своей
деятельностью всей территории страны. Значит, и свои акции они могли
сбывать в основном там, где базировались и были известны. Поэтому
фондовые биржи организуются в центрах крупных экономических районов. Это
общая закономерность. В дальнейшем же пути развития могут быть разными. 2.3 Ярмарки Одним из наилучших путей поиска контакта между производителем и потребителем являются ярмарки, чаще всего специализированные, что позволяет потребитель сравнить и выбрать наиболее подходящий ему по потребительским качествам и цене товар, не затрачивая громадных усилий на поиск информации о производителях необходимых ему товаров. На тематических ярмарках производители выставляют на выставочных площадях свой товар «лицом», а потребитель имеет возможность выбрать, купить или заказать необходимый ему товар прямо на месте. Ведь ярмарка представляет собой обширную выставку, где стенды с товарами и услугами распределены согласно тематике, отрасли, назначения и т.п. Поэтому любой желающий, сориентировавшись по темам выставок, может выбрать ту, которая позволит встретится с интересующими его производителями. Соответственно и производитель встречает на ярмарке аудиторию, интересующуюся именно его товаром. Роль ярмарок в будущем не уменьшится, а, напротив, возрастет. С развитием международного разделения труда, которое еще больше углубится благодаря свободному товарообмену в Европе. За некоторыми исключениями посетителям и участникам Европейских ярмарок не создавалось никаких помех и ограничений. И это несмотря на то, что организация ярмарочного дела в различных странах Европы весьма различна. Так в Германии ярмарки, как правило, проводятся устроительными
обществами, для которых это основная их деятельность. Они принадлежат
государству или коммунам, независимы от участников и владеют территорией,
где проводятся ярмарки. Крупнейшие из них имеют годовой оборот от 200 до Во Франции многочисленные отраслевые выставки организуются устроительными обществами, в большинстве случаев не располагающими своими ярмарочными территориями. Почти все подобные территории и здания в Париже находятся в ведении или принадлежат торгово-промышленной палате, тогда как в провинции многие устроители располагают собственными возможностями для организации ярмарок и выставок. Но подавляющее большинство отраслевых и специализированных ярмарок проводится во французской столице. В ярмарочном хозяйстве Италии также большое количество устроителей выставок, которые либо принадлежат промышленным объединениям, либо являются частными. Крупнейшей в Италии ярмарочной компании является Миланская ярмарка, не имеющая конкурентов по своему годовому обороту, который составляет 200-250 миллионов марок. Она главным образом сдает в аренду выставочные павильоны, но выступает и в качестве устроителя. В ярмарочном деле Великобритании выделяются две крупные, действующие и за пределами страны, компании - «Рид» и «Бленхейм», годовой оборот которых колеблется в пределах от 350 до 400 миллионов марок. Однако значительная часть своего оборота они получают и за пределами Великобритании, так что в самой стране ярмарки поводятся преимущественно многочисленными небольшими частными компаниями. Выставочные территории в большинстве случаев принадлежат коммунальным организациям. По официальным данным около 30 процентов внешней торговли Италии производится через ярмарки, в том числе 18 процентов через Миланскую. Она имеет 20 представительств за рубежом. Доля иностранных участников и посетителей в среднем составляет 18 процентов. Мадридской ярмарке пророчат очень большое будущее (в масштабе всей Ярмарка в Утрехте – крупнейший и наиболее успешно действующий ярмарочный центр в странах Бенилюкса. Расположенный на пересечении важнейших транспортных путей Нидерландов. Он располагает 60 тысячами квадратных метров выставочной площади для ежегодного проведения 40 –50 отраслевых ярмарок, а так же 4 тысячами квадратных метров для торговли непродовольственными и потребительскими товарами. Ежегодно он принимает свыше 2,5 миллионов посетителей. Копенгагенский выставочный центр Белла-сентрет с ежегодным числом посетителей, превышающим 700 тысяч, и более 30 мероприятиями в год является крупнейшим в Скандинавии выставочным и торговым центром, а также центром по проведению конференций. На площади 24 тысячи квадратных метров из общей площади 95 600 квадратных метров на двух этажах размещена постоянная выставка одежды, мебели, конторского оборудования, в которой представлена продукция ведущих скандинавских фирм. Ярмарки в Германии в целом занимают ведущее место в Европе. Среди
европейских ярмарок одной из старейших является Лейпцигская. Она стала
одним из крупнейших торговых центров. В послевоенное время она часто была
единственной возможностью для развития торговых связей между Востоком и Мюнхенская ярмарка делает особый акцент на более полном той или иной отрасли промышленности в глобальном масштабе. Мюнхен приобретает функцию моста между Востоком и Западом. Ежегодно на ярмарке проводится около 20 международных мероприятий с 24 тысячами участников из 88 стран и 2 миллионов посетителей из более чем130 стран. Мюнхенская ярмарка держит мировой рекорд по частоте «смены декорации» на своей не столь большой территории. Берлинская ярмарка весьма привлекательна для Польши, Венгрии, Чехии, 2.4 Аукционная торговля Международные товарные аукционы представляют собой специально
организованные, периодически действующие в определенных местах рынки, на
которых путем публичных торгов в заранее обусловленное время и в специально
назначенном месте производится продажа предварительно осмотренных
покупателем товаров, переходящих в собственность покупателя, предложившего
наиболее высокую цену. На аукционах производится продажа товаров,
обладающих индивидуальными свойствами. Это исключает возможность замены
партий одинаковых по названию товаров, так как они могут иметь различные
свойства - качество, внешний вид, вкус и т.д. Поэтому аукционные товары до
продажи на аукционе должны быть осмотрены или дегустированы покупателем. Основные центры аукционной торговли. Для каждого аукционного товара
сложились свои центры аукционной торговли. По пушнине и меховому сырью во
всем мире ежегодно проводится более 150 международных аукционов. Главными
центрами аукционной торговли норкой являются Нью-Йорк, Монреаль, Лондон, Через аукционы в перечисленных центрах реализуется 75-80% продаж
немытой шерсти на мировом рынке. Важнейшим центром аукционной торговли
ковровой шерстью является Ливерпуль, где реализуется в основном индийская и
пакистанская ковровая шерсть. На аукционе в Ливерпуле продается также козья
шерсть. -Для аукционной торговли чаем характерно ее перемещение в места
производства этого товара. Индия через аукционы в Калькутте и Кончине
продает около 70 % всего экспортируемого чая и через аукционы в Лондоне - Организационные формы международной аукционной торговли Организация аукционной торговли имеет определенные особенности в зависимости от характера товара и практики, сложившейся в торговле конкретными аукционными товарами. В зависимости от характера товара и товарами. В зависимости от характера деятельности фирмы, осуществляющие аукционную торговлю, можно разбить условно на три группы: специализированные фирмы, брокерско- комиссионные фирмы; аукционные фирмы, принадлежащие кооперативам или союзам фермеров. Специализированные фирмы занимаются организацией аукционов и продажей
на них аукционных товаров как за свой счет, так и на комиссионных началах и
берут на себя выполнение всех функций по подготовке и проведению аукционов. Специализированные пушно-меховые фирмы представляют собой торговые
монополии, которые продают на аукционах приобретенную, как правило, за свой
счет пушнину. Вместе с тем они реализуют на комиссионных началах также
пушнину, принадлежащую фирмам-производителям, ассоциациям фермеров,
кооперативам фермеров. наиболее крупной специализированной пушно-меховой
фирмой на мировом рынке является английская компания "Гудзон бей",
превратившаяся фактически в международную монополию, имеющую свои филиалы в Монополистом в аукционной торговле шкурками котика является
американская компания "Фоук ", сосредоточившая в своих руках торговлю и
обработку (выделка, крашение) свыше 90 % добываемых в капиталистических
странах шкурок. Специализированные аукционные брокерско-комиссионные фирмы
играют ведущую роль в торговле чаем, шерстью, табаком, пушно-меховыми
изделиями и другими товарами. Обычно они организуют аукционы и продают на
них товары по поручению своих клиентов за комиссионное вознаграждение. Аукционная торговля чаем как в чаепроизводящих странах, так и в Можно сказать, что аукцион является самым гибким и быстрым способом продажи товаров (за час продается до 300 партий), что особенно важно для таких быстропортящихся товаров, как цветы или фрукты. Также аукционная торговля является важнейшей формой реализации пушнины, чая и табака на международном рынке. Заключение Развитие и усложнение международной торговли нашло отражение в эволюции теорий, объясняющих движущие силы этого процесса. В современных условиях различия в международной специализации можно проанализировать лишь на основе совокупности всех ключевых моделей международного разделения труда. Если рассматривать мировую торговлю в плане тенденций ее развития, то налицо с одной стороны - явное усиление международной интеграции, постепенное стирание границ и создание различных межгосударственных торговых блоков, с другой стороны - углубление международного разделения труда, градация стран на промышленно развитые и отсталые. Нельзя не заметить все возрастающую роль современных средств связи в процессе обмена информации и заключении самих сделок. Тенденции к обезличиванию и стандартизации товаров позволяют ускорять процесс заключения сделок и оборот капиталов. В историческом плане нельзя не отметить рост влияния азиатских стран на процессы мировой торговли, вполне вероятно в новом тысячелетии этот регион займет ведущие роли в мировом процессе производства и реализации товаров. Под термином «внешняя торговля» понимается торговля какой-либо страны с другими странами, состоящая из оплачиваемого ввоза (импорта) и оплачиваемого вывоза (экспорта) товаров. Многообразная внешнеторговая деятельность подразделяется по товарной специализации на торговлю готовой продукцией, торговлю машинами и оборудованием, торговлю сырьем и торговлю услугами. Международной торговлей называется оплачиваемый совокупный товарооборот между всеми странами мира. Экспортно-импортные операции занимают немаловажное значение в мировой торговле и следовательно необходим тщательный анализ процессов осуществления этих операций. Существуют различны формы экспортно-импортных операций: оптовая торговля, биржевая торговля, аукционная торговля, ярмарки. Оптовая торговля – это такая форма товарных отношений, когда все участники рынка должны быть равноправными партнерами. Оптовая торговля способна охватить всю совокупность товарных ресурсов, являющихся как средствами производства, так и предметами потребления. Оптовая торговля не связана с реализацией продукции конкретным конечным потребителям, т.е. она позволяет изготовителям с помощью посредников сбывать товары с минимальными непосредственными контактами с потребителями. Особое место в оптовой торговле занимают товарные биржи. Они похожи на торговые дома, где торгуют чем угодно, причем и оптом, и в розницу. В основном товарные биржи имеют свою специализацию: уголь, нефть, лес, зерно и т.д. Товарная биржа - это ассоциация юридических и физических лиц, осуществляющая оптовые торговые операции на основе стандартов, образцов в специальном месте, где цены на товары определяются путем свободной конкуренции. Фондовая биржа представляет собой определенным образом организованный рынок, на котором владельцы ценных бумаг совершают через членов биржи, выступающих в качестве посредников, сделки купли-продажи. Контингент членов биржи состоит из индивидуальных торговцев ценными бумагами и кредитно- финансовых институтов. Одним из наилучших путей поиска контакта между производителем и потребителем являются ярмарки, чаще всего специализированные, что позволяет потребитель сравнить и выбрать наиболее подходящий ему по потребительским качествам и цене товар, не затрачивая громадных усилий на поиск информации о производителях необходимых ему товаров. Международные товарные аукционы представляют собой специально организованные, периодически действующие в определенных местах рынки, на которых путем публичных торгов в заранее обусловленное время и в специально назначенном месте производится продажа предварительно осмотренных покупателем товаров, переходящих в собственность покупателя, предложившего наиболее высокую цену. Республика Казахстан имея почти 16-миллионное население, обладая значительными энергетическими ресурсами, достаточно высококвалифицированными трудовыми ресурсами при пониженной стоимости рабочей силы, Казахстан представляет собой огромный рынок товаров, услуг и капиталов. Однако степень реализации этого потенциала во внешнеэкономической сфере весьма скромна. На состоянии Казахстанской внешней торговли до сих пор болезненно отражается разрыв хозяйственных связей в результате распада СССР, свертывания торговли с бывшими социалистическими странами - членами СЭВ, которые до начала 90-х гг. были главными потребителями отечественной продукции. Но если роль Казахстана в мировой торговле невелика, то для самого Список литературы: 1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. Учебное пособие. М.: Маркетинг, 1997. 1990 г. Казахстан за I полугодие 1999г. N 2, 1991г. 1996г. Прогресс, 1992.
|
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|