реферат, рефераты скачать
 

Переломная эпоха:сущность и противоречия.


Переломная эпоха:сущность и противоречия.

«Переломная эпоха»: сущность, противоречия, прогнозы развития.

Введение

 

 

В сегодняшнем мире, частью которого мы являемся, происходит множество разнообразных, подчас весьма радикальных изменений.  В этом отношении (в смысле кардинальных перемен в социально-политическом ландшафте) наша эпоха не является чем-то уникальным, не имеющим прецедентов в истории. Естественно, что политическое развитие, как и социальное, культурное, экономическое, как любое иное развитие, протекает неравномерно. Этапы плавных, эволюционных изменений сменяются периодами кризисов, для которых характерны катаклизмы, неопределенность, непредсказуемость, резкие перемены. Эти кризисные точки могут быть названы «переломными эпохами» или периодами «переходного возраста». Эта «переходность» характеризуется ломкой и преобразованием старых структур и появлением новых, формированием качественно иной мировой «архитектоники»¹. В этом смысле политическое развитие можно представить как смену определенных «эпох», полное очертание и проявление и, соответственно, осмысление приходит значительно позже.

Однако с полной уверенностью можно заявить, что современная «переломная эпоха» отличается от всех предыдущих и в качественном отношении, и в плане масштабов происходящих изменений. Если ранее эти «эпохи» затрагивали отдельные страны либо континенты и часто лишь по отдельным параметрам, то сейчас в силу процессов интернационализации, глобализации и интеграции  нарождающаяся «эпоха» приобретает планетарный масштаб. Качественной отличительной особенностью этих процессов является их всеохватывающий характер, втягивание всего мирового сообщества в открытую систему общественно-политических, финансово-экономических и социально-культурных связей на основе новейших коммуникационных и информационных технологий. Глобальные взаимодействия по-новому структурируют современный мир. Происходит становление единого взаимосвязанного мира, в котором народы не отделены друг от друга привычными протекционистскими барьерами и границами, препятствующими их общению.

Однако при анализе современной эпохи принципиально важное значение имеет тот факт, что к новой системе открытого, глобализирующегося мира различные народы и государства подошли неодинаково подготовленными, значительно отличающимися по своему экономическому, военно-стратегическому и информационному потенциалу.  Исходя из этого степень их вовлеченности в глобальные процессы, способы взаимодействия с другими акторами на мировой арене, внутренние изменения под влиянием этих процессов и пути приспособления к новым реалиям крайне неоднозначны и ассиметричны.

Сегодня эта асимметричность отношений разных стран в едином пространстве глобального мира порождает угрозу утраты единой общечеловеческой перспективы, раскола человеческого рода на приспособленную культурную расу («золотой миллиард») и неприспособленную, к которой, как оказалось, принадлежит большинство населения.   На такой основе человечество не сможет долго продержаться. Сложившаяся ситуация делает крайне актуальным вопрос – каким будет или может быть будущее развитие мира? Вопрос о качественно ином будущем, таким образом, становится жизненной необходимостью. Но чтобы ответить на этот вопрос, необходимо в первую очередь понять, в чем сущность современной эпохи и выявить ее проблемы и противоречия.

Данная тема представляется мне крайне важной, поскольку касается непосредственно того мира и того общества, в котором я живу. Несмотря на существование огромного количества работ, посвященных глобализации, современному мироустройству и научным парадигмам, на этот вопрос нет единого ответа  ввиду его неоднозначности и сложности. На основе широкого круга работ, посвященных этой теме, и моих личных наблюдений и размышлений я попытаюсь раскрыть, что принципиально нового в современной эпохе, каковы ее главные черты и противоречия, как она влияет на мир в целом и на отдельные его части и что представляют собой силы, противоборствующие глобализационным процессам в мире.

Для ответа на этот вопрос мне необходимо решить ряд задач. Во-первых, я проанализирую глобальные процессы, происходящие в мире – в чем их суть, каково их  влияние  на общество и на мироощущение отдельного человека и что вообще представляет из себя современное общество. Для этого я выделю и охарактеризую основные черты этого общества, а также обозначу парадигмы, претендующие на господство в умах людей (если таковые имеются). Во-вторых, крайне важным мне представляется проанализировать противоречивое влияние глобальных процессов на различные страны, в частности, выявить, в чем суть противоборства между Западом и Незападом на современном этапе. В-третьих, рассмотреть существующие антиглобалистские движения и как они влияют на процессы глобализации.

В своей работе я использовала ряд статей из журналов «МЭиМО», «Международная жизнь», написанных такими авторами как Мясникова Л., Лебедева М., Зуев А и др., а также ряд статей зарубежных авторов (Дуглас Кельнер, Рон Барнет и др.) , которые самостоятельно перевела с английского языка. Обращение к широкому кругу статей связано с тем, что тема глобализации – актуальна и злободневна, касается непосредственно сегодняшнего дня и постоянно развивается, отражается в периодических изданиях.

Кроме этого важную роль в изучении этой темы сыграли и книги российских и зарубежных авторов.

В книге известного российского экономиста Делягина М.Г. впервые предпринята попытка разработки целостной единой теории глобализации, ставшей новой эпохой в развитии человечества. В ней он большое внимание уделил информационной революции: как она влияет на человека и общество, как в его условиях эволюционирует сознание.

В учебнике Кочетова Э.Г. «Глобалистика: теория, методология, практика» раскрыты фундаментальные основы глобалистики; даны теория и методология новой отрасли знания, изучающей современный мир в его неразрывном единстве и многообразии; показан центральный вектор и базовые ориентиры становления глобального мира в различных его измерениях и способ построения его объемной модели; излагаются пути выхода глобальных процессов на новые цивилизационные координаты безопасного развития.

В книге М. Кастельса «Становление общества сетевых структур» он описывает современное информационное общество –как прежде всего новую общественно-экономическую формацию, образование которой связано с утверждением нового способа производства. В данном контексте Кастельс размышляет в духе марксистского структурно-функционального анализа,  ссылаясь на теорию германского мыслителя. Применяя основные положения теории Маркса к современным реалиям, Кастельс характеризует информационное общество как социальную структуру, где «ресурсы экономического производства, культурной гегемонии и политико-военной силы зависят в основе своей от способности вырабатывать, сохранять и обрабатывать информацию и знания». Материальное производство выполняет уже подчиненную роль по отношению к информации и знанию. Центрами производства информации являются города, которые образуют сеть глобальной экономики. Под глобальной экономикой Кастельс понимает «экономику, функционирующую как единое целое в реальном времени на планетарном уровне». Глобальная экономика, по Кастельсу, таким образом, есть ядро глобализации. В этом смысле понятие глобализации этически нейтрально, как явление глобализации коренится в первую очередь в современном способе производства

В книге Стрельца И.А. «Новая экономика и информационные технологии» рассматриваются проблемы влияния современных информационных технологий на глобализационные процессы: формирование теории информационного общества, масштабы информационных изменений и их социально-экономические последствия.

Для анализа современного общества, его мироощущения мне помогла книга  «Толерантность и проблема идентичности: материалы научно-практической конференции».

Кроме этого, для раскрытия этой темы я пользовалась учебником Ионина Н.Г. «Социология культуры». Его появление связано с кардинальным сдвигом вследствие изменения в понимании культуры и ее места в мире. А также учебником Гудинга Д. и Леннокса Дж. «Мировоззрение: человек в поисках истины и реальности», в котором отельное внимание уделено концепции постмодернизма.

Важную информацию я также нашла в учебнике Панарина А.С. «Глобальное политическое прогнозирование». Это первый опыт отечественной политологии в области исторической динамики глобального мира, долговременных последствий процесса глобализации. К новой системе экономического и информационного пространства разные народы и государства – Запад- Восток, Север – Юг подошли неодинаково подготовленными. Подозрительность и отсутствие взаимопонимания между ними грозит конфликтами и войнами. Автор ставит задачу объяснить новое мироустройство, что позволяет избежать возможных катастроф.

Важным источником для меня послужила Декларация принципов «Построение информационного общества – глобальная задача в новом тысячелетии», принятая на встрече на высшем уровне в г. Женева, 2003 г. - г. Тунис, 2005 г.

Глава I


Человечество вступило в новую эпоху своего развития. Мировая экономическая и политическая культура конца XX - начала XXI века формируется такими системными процессами, как интернационализация, глобализация и интеграция. Эти процессы в мировой экономике и политике взаимозависимы и тесно переплетены, но все же имеют свою специфику (в современной литературе этой специфику часто опускают и все их называют глобализацией).

Самый древний процесс – интернационализация. В наибольшей степени она проявляется в международной торговле. Товары в законченном виде производились в границах отдельных стран и затем экспортировались. Сегодняшней особенностью интернационализации благодаря Интернету является возможность осуществлять сделки «вне пространства» и в реальном времени.

Глобализация – это распространение интернационализации на сферу производства. Глобализация развивалась по мере создания коммуникативных и информационных сис­тем, обеспечивающих сетевую логистику и стандартизацию качества в реальном мас­штабе времени. То есть современные информационные и коммуникационные технологии стали основанием для объединения и тесного взаимодействия государств в первую оче­редь в экономической сфере. Определенный уровень научно-технического и технологичес­кого развития (средств коммуникации, транспорта, финансовой системы) позволяет организовать разделение труда в планетарном масштабе. В свою очередь, сама глобализация стимулировала дальнейшее научно-техническое и технологическое разви­тие, заставляя искать новые варианты концептуальных и практических решений. А по­скольку научно-техническое и технологическое развитие значительно шире, чем экономи­ческое, то глобализация оказалась значительно шире своего чисто экономического компо­нента, то есть в ней начинают проявляться политические, культурные, социальные и иные аспекты.  Таким образом, в процессе глобализации в передовых странах Запада создава­лась принципиально новая инфраструктурная база всей экономической деятельности: фи­нансовая, интеллектуальная, информационная, технологическая, транспортная, маркетин­говая, организационно-правовая. Такая комплексная перестройка всех базовых инфра­структур означает трансформацию экономики и общества, формирование нового уклада, фактически уже новой миросистемы.

Наконец, третий важный процесс, характерный для современного общества – это ин­теграция. Интеграция – это институционально подготовленный системный процесс объе­динения хозяйственных блоков на мега- и макроуровне. На мегауровне такое объединение пока осуществлено только в форме Европейского Союза, где возникла зона евро. Инте­грация на макроуровне в виде процессов формирования кластеров отраслей в несоизме­римо более широком масштабе охватила все развитые страны и начинает проникать в ази­атские НИС, Индию и Китай. Этот процесс выступает как новый вектор развития миро­системы капитализма. Кластеры  (примером служит феномен «Силиконовой долины») выступают как объединения реальной и виртуальной интеграции.

Я придерживаюсь позиции, что, несмотря на существование трех этих процессов, взаимосвязанных, но все же отличных, можно сказать, что именно глобализация является определяющим вектором развития современности и включает в себя интернационализацию и интеграцию. Поэтому в дальнейшем я буду употреблять это понятие, подразумевая весь комплекс входящих в него значений.

Когда же возник этот термин? Какое наполнение он имел на протяжении своего развития?

Предполагают, что термин глобализация появился еще в 1967 году, когда его впервые употребил забытый к настоящему времени ученый для обозначения большей, чем ранее, глубины международной интеграции. Тогда, в 60-70-е годы обсуждение различных аспектов глобализации было крайне популярно в западных исследованиях, а в 80-е годы эта тема перекочевала и в советскую литературу «забытого мышления». Тогда глобализация рассматривалась как сближение стран и регионов и утверждение универсальных, (а фактически, хотя это открыто и не признавалось,  - западных) стандартов во всех областях жизни. Она в конечном итоге должна была бы привести и к созданию «мирового правительства», идея которого в те годы активно дискутировалась.

Апогеем такого понимания глобализации стала нашумевшая в свое время статья Ф.Фукуямы о «конце истории». Однако после окончания Холодной войны конфликты и кризисы стали нормой, и вслед за С.Хантингтоном заговорили о «столкновении цивилизаций».

Сегодня о глобализации продолжают много писать и говорить. Этим понятием пользуются журналисты, политики, бизнесмены, ученые и другие лица с целью обозначить некий всеобщий процесс, охвативший мир, показать изменения, происходящие в мире.² Нередко под ней понимаются принципиально разные вещи: общий ход исторического развития, процесс гомогенизации мира, растущую взаимозависимость, углубление социальных связей и т.п.

Одни авторы выступаю радикальными адептами глобализации, утверждая, что «сама эпоха национальных государств близка к своему концу…Вполне вероятно, что возникающий постнациональный порядок окажется не системой гомогенных единиц (как современная система национальных государств), а системой, основанной на отношениях между гетерогенными единицами (такими, как некоторые социальные движения, некоторые группы интересов, некоторые профессиональные объединения, некоторые неправительственные организации, некоторые вооруженные образования, некоторые юридические структуры)».³ Другие, выступающие с традиционных позиций, просто не хотят видеть происходящие в мире перемены, заявляя, в частности, что «миропорядок, созданный в 40-х годах, по-прежнему с нами и во многих отношениях крепче, чем раньше. Задача не в том, чтобы выдумывать и пытаться строить новый миропорядок, а в том, чтобы подтвердить и обновить старый».4 Третьи выдвигают парадигму всеобщей вестернизации.

Конечно, крайние точки зрения на глобализацию уязвимы со всей очевидностью, они все упрощают и искажают, однако это не снимает саму проблему. На самом деле процесс гораздо сложнее.  На основе различных подходов и мнений можно отметить, что в действительности глобализация оказалась не столь универсальна и «глобальна», как представлялось ранее, тем не менее, она совершенно очевидна и реальна, прежде всего как самый общий вектор развития мира, своего рода равнодействующая самых разнообразных сил и тенденций. Она все сильнее определяет по крайней мере весьма важный и влиятельный класс политических и иных процессов на различных уровнях, а также формирует новые институты и международные режимы  (то есть принципы, нормы, правила и процедуры принятия решений, в отношении которых ожидания действующих лиц в той или иной сфере сходятся).5

Глобализация имеет объективные источники, в основе которых – прогресс в науке и технике, информационных и управленческих технологиях, в развитии материального производства и т.д. Остановимся на них поподробнее.

Первый — технологический прогресс, приведший к резкому сокращению транспортных и коммуникационных издержек. Информационное обслуживание непосредственно связано с успехами в электронике — созданием электронной почты, Интернета. Современный компьютер стоимостью в 2 тыс. долларов во много раз мощнее, чем компьютер стоимостью в 10 млн. долларов двадцать лет назад.

Второй источник глобализации — либерализация торговли и другие формы экономической либерализации, вызвавшие ограничение политики протекционизма и сделавшие мировую торговлю более свободной.

Третьим источником глобализации можно считать расширение сферы деятельности организаций, ставшее возможным как в результате технологического прогресса, так и более широких горизонтов управления на основе новых средств коммуникации. Многие компании, ориентировавшиеся раньше только на местные рынки, расширили свои производственные и сбытовые возможности, выйдя на глобальный уровень. В рамках подобных многонациональных корпораций в настоящее время осуществляется почти треть мировой торговли.

С появлением глобальных предприятий международные конфликты в значительной мере переместились с уровня страны на уровень фирмы, и борьба завязывается не между странами за территориальные владения, а между фирмами за долю на мировом рынке. Некоторые усматривают в таких компаниях угрозу власти и автономии государства.

В качестве четвертой причины глобализации можно отметить достижение глобального единомыслия в оценке рыночной экономики и системы свободной торговли. Начало этому было положено объявленной в 1978 г. реформой в Китае, за которой последовали политические и экономические преобразования в государствах Центральной и Восточной Европы и распад СССР.

Пятая причина кроется в особенностях культурного развития. Речь идет о тенденции формирования глобализованных "однородных" средств массовой информации, искусства, поп-культуры, повсеместного использования английского языка в качестве всеобщего средства общения. Частично из-за этого некоторые страны, особенно Франция и ряд других европейских государств, рассматривают глобализацию как попытку США добиться культурной, экономической и политической гегемонии. В сущности, они считают глобализацию новой формой империализма или новой стадией капитализма в век электроники. Другие видят в глобализации новую форму колониализма, при которой роль новой метрополии играют США, а ее колоний — большинство остальных стран, поставляющих туда не только сырье, как это было раньше, но и оборудование, рабочую силу, капитал и другие необходимые для производственного процесса компоненты, будучи одновременно частью глобального рынка сбыта.
Как бы ни относились к глобализации ее противники и сторонники, нужно признать, что она уже явно изменила мировую систему, порождая новые проблемы и открывая новые возможности.

Подводя краткий итог, можно сказать, что глобализация стала порождением ускоренного развития коммуникаций в 1990-е годы («коммуникационного бума») и сама в свою очередь создала принципиально новую общественную атмосферу. Тут я имею ввиду не только создание и распространение новых технических средств коммуникаций, но и повышение интенсивности человеческих коммуникаций как таковых. На мой взгляд, именно этот аспект – наступление новой, информационной, эпохи – является определяющим при толковании понятия глобализации. Исходя из этого, можно дать ей следующее определение:

Глобализация – это процесс формирования и последующего развития единого общемирового финансово-экономического пространства на базе новых, преимущественно компьютерных технологий.

Какова идеологическая основа глобализации? Что происходит на смену прежним концепциям, находящимся в глубоком кризисе из-за несоответствия современным реалиям? На эти вопросы я попытаюсь дать ответ во второй главе своей работы.


Глава II

В современном мире назревает глубокая переоценка положения на планете, пересмотр базовых концептов и предлагавшихся ранее прогнозов и решений. Происходящая глобальная революция имеет свою идеологическую основу. Более того, ее главный двигатель, а также источники многочисленных проблем и срывов находятся именно в области мировоззрения. К концу века стал вполне очевиден переживаемый цивилизацией кризис господствующего мировоззрения: пробуксовка, затухание, причудливые метаморфозы модернизации. Проект Большого Модерна, заложивший основы западной или североатлантической цивилизации, доминирующей ныне на планете – построение универсального сообщества, основанного на постулатах свободы личности, демократии и либерализма, научного и культурного прогресса, повсеместного распространения «священного принципа» частной собственности и рыночной модели индустриальной экономики – частично реализуясь, ныне сталкивается со все более неразрешимыми трудностями. Это связано с фундаментальной культурной неоднородностью мира, резким экономическим неравенством на планете (о противоречиях на мировом уровне я скажу в главе 4). Проект этот достиг каких-то качественных пределов, претерпевая одновременно серьезную трансформацию.

В ходе нарастающей прагматизации общественного сознания плоды глобализации имеют в итоге странный синкретический характер, а порожденные ею конструкции, являясь универсальной инфраструктурой, напоминают мегаломаническую ирригационную систему, чьи каналы обеспечивают растекание по планете уплощенной информации и суррогата новой массовой культуры. В результате распространение идеалов свободы и демократии нередко подменяется экспансией энтропийных, понижающихся стандартов в различных сферах жизни, затрагивая при этом не только культуру, но и социально-экономические реалии.7

Рожденная на финише второго тысячелетия, неравновесная, синклетичная и в значительной степени космополитичная конструкция глобального сообщества есть, таким образом, продукт постмодерна и совместного творчества всех актуальных персонажей современного мира. Произошла фактически плавная замена мирового этоса. Культурно-исторический генотип эпохи Постмодерна утверждает на планете собственный исторический ландшафт, политико-правовые и социально-экономические реалии которого резко отличны от аналогичных институтов общества  Модерна. Социальные институты – нации, государства, не столь важны, как важны первичные социальные связи и сети этих связей. Происходит колоссальная фрагментация социального субъекта. И выражается это во вполне явных формах бегства от институтов – в основном от социетальных институтов.8 Это процесс глобальный и в пределах западного мира он не связан с качеством самих институтов, он связан с изменениями, которые происходят в чисто человеческой, личностной сфере общественной действительности. Самое важное измерение в этих изменениях – социально-антропологическое. Самая общая их характеристика – это индивидуализация. Причем наряду с индивидуализацией, отделением индивида от социальных групп, происходит мельчание самих этих социальных групп, формирование их не по принципу заданности социальным статусом, происхождением, а по принципу добровольности, ассоциативности. Все это процессы, которые происходят прежде всего в западном мире, но в силу универсального возрастания неустойчивости, динамизма социально-групповых связей приобретают в той или иной мере глобальный характер.

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.