реферат, рефераты скачать
 

Роль нефтяного фактора в современных международных отношениях на Ближнем Востоке


Роль нефтяного фактора в современных международных отношениях на Ближнем Востоке







КУРСОВАЯ РАБОТА

 

РОЛЬ НЕФТЯНОГО ФАКТОРА В СОВРЕМЕННЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2004 г.


О Г Л А В Л Е Н И Е:

 

 

ВВЕДЕНИЕ________________________________________________________________ 3

ГЛАВА 1. ЗНАЧЕНИЕ НЕФТЯНОГО ФАКТОРА В СОВРЕМЕННЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ____________________________________________________________ 6

1.1.Влияние нефтяной проблемы на международные отношения_________________ 6

1.2.Роль нефтяного фактора в усилении позиций арабских государств на мировой политической арене__________________________________________________________________________ 8

ГЛАВА 2.АНАЛИЗ СТРАТЕГИИ США НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ_______________ 13

2.1.Стратегия США на Ближнем Востоке: истоки_____________________________ 13

2.2.Современная внешнеполитическая доктрина США и ее воздействие на развитие рынка нефти   18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ____________________________________________________________ 25

ЛИТЕРАТУРА_____________________________________________________________ 27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Происходящие в последнее десятилетие в мировой экономике качественные изменения, связанные с усилением процессов интернационализации производства, либерализации внешнеэкономических связей и в целом - открытости большинства экономик, стали предметом пристального изучения как зарубежных, так и российских ученых.

Начиная с 70-х годов, все возрастающую роль в международных отношениях играют нефтедобывающие страны арабского региона. Этот процесс нашел свое отражение в становлении исламской модели развития в рамках мировой политико-экономической системы. Поэтому выделение существенных особенностей этой модели является актуальным для формирования новой научной парадигмы.

Актуальность выбора в качестве объекта исследования нефтяного фактора и его влияния на международные отношения на Ближнем Востоке определяется тем, что в начале 90-х годов Россия оказалась перед необходимостью решения многих экономических и социально-политических проблем, сходных с теми, которые стояли перед арабскими странами-нефтеэкспортерами на различных этапах развития: вхождение в мировое хозяйство на правах независимых государств, структурная перестройка нефтяной отрасли, разработка инвестиционной стратегии национальными компаниями и государственной программы приватизации, проведение ценовой политики на мировом рынке и т.д. При разрешении некоторых из них этими странами накоплен как положительный, так и негативный опыт, представляющий несомненный интерес для России, поскольку нефтяной фактор играет важную роль в российской внутренней и внешней политике.

В резюмированном виде актуальность избранной нами темы определяется следующими обстоятельствами: во-первых, стремительным развитием острых социальных процессов в ряде стран Персидского залива и Среднего Востока (Иране, Ираке, Афганистане). Они настолько радикализовали общественную жизнь в них, что поставили под угрозу стабильность политических режимов в соседних государствах; во-вторых, нарастанием числа неподконтрольных, более того, враждебных, Западу стран, а с ними - больших масс населения и территорий. К тому же эти тенденции шаг за шагом стабилизировались (кроме Афганистана), развивались и оказывали соответствующее идеологическое воздействие на общественное мнение всего Ближнего Востока; в-третьих, сохранилась стратегическая значимость Персидского залива как региона богатейших на земном шаре нефтяных месторождений и промыслов. Значение данного феномена возрастает, в связи с ростом потребления мировой экономикой нефте и газопродуктов, а также в связи с интенсификацией разработок и налаживанием экспорта данных продуктов из соседних внутриконтинентальных ареалов - Центральной Азии и Кавказа. Все это в совокупности образует в перспективе более крупный и, естественно, большего международного значения, нефтепроизводящий регион «Персидский залив - Каспийское море»; в-четвертых, в последней четверти XX века в зоне Залива появились политические режимы, которые стали открыто враждовать друг с другом и с внешними силами, не останавливаясь даже перед угрозой военного вмешательства США и других держав. А это означает, что Запад столкнулся с необходимостью отстаивать свои интересы в регионе с помощью применения вооруженных сил, причем в крупных масштабах и периодически выдвигать в Залив, под видом проведения военных маневров, значительные массы воинских подразделений; в-пятых, исламский фактор, занял в последние годы ведущие позиции в общественной и политической жизни стран Ближнего Востока и оказывает существенное воздействие на политическую стабильность развитых странах Запада.

Основной целью курсовой работы является изучение воздействия нефтяного фактора[1] на современные международные отношения стран Ближнего Востока, а также на изменение их роли в мировом хозяйстве в условиях усиления интернационализации хозяйственной жизни. Эта тема усиливается высоким накалом политических событий и вооруженных конфликтов, которые сотрясали регион в последней трети ХХ и начале ХХ1 века.

Автор работы сосредоточил внимание на решении следующих задач:

1)           определить значение нефтяного фактора в современных международных отношениях;

2)           осуществить ретроспективный анализ стратегии США на Ближнем Востоке; обозначить основные приоритеты США на мировом рынке нефти.

Теоретической и методологической основой курсовой работы являются работы российских и зарубежных исследователей. При рассмотрении теоретических аспектов проблемы формирования мирового хозяйства автор опирался на работы таких ученых, как А.М.Васильев, Л.Л.Разумова, У.З.Шарипов и других.

 

 



ГЛАВА 1. ЗНАЧЕНИЕ НЕФТЯНОГО ФАКТОРА В СОВРЕМЕННЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ

1.1.Влияние нефтяной проблемы на международные отношения


Как справедливо отмечают эксперты, на протяжении ста лет «нефтяной фактор» остается одним из решающих элементов, влияющих на международные отношения. И хотя период безусловного могущества крупнейших нефтепромышленников в определении политики своей страны за рубежом уже остался в прошлом, и ведущие государства мира, и развивающиеся страны по-прежнему находятся под сильнейшим воздействием энергетического, в том числе нефтяного, фактора[2].

Огромное значение энергоресурсов в мировой политике вызывает обострение как скрытого, так и открытого противоборства между ведущими державами за контроль над ними. Ситуация усугубляется тем, что мировые запасы нефти и газа крайне ограниченны, невосполнимы и неравномерно распределены по земному шару[3]. Несмотря на огромные усилия по разведке новых месторождений, известные запасы нефти за последние десятилетия увеличились очень незначительно, хотя некоторые страны и увеличили официальные цифры своих запасов. Приблизительно 80 процентов нефти добывается в настоящее время на месторождениях, открытых еще до 1973 года, причем большинство из них находится в состоянии упадка.[4]

Нефть выступает самым широко используемым в мировой экономике энергетическим продуктом, но вместе с тем подавляющая масса стран - основных потребителей нефтепродуктов (и среди них в первую очередь государства Западной Европы, Японии и США) практически либо лишена собственных нефтяных месторождений, либо располагает таковыми, но с чрезвычайно недостаточными мощностями. Несмотря на интенсивное развитие интернациональных сетей транспортировки и передачи энергии в виде горючего газа, угля, сланцев, электричества ТЭС, АЭС и др., нефть осталась практически самой универсальной и гибкой формой международной торговли энергетическими ресурсами.

Относительно большое влияние нефтяной проблемы на международные отношения может быть объяснено по крайней мере тремя основными причинами. Во-первых, все государства мира крайне заинтересованы в обеспечении энергетической безопасности. Отсюда же вытекает появление некоторых долгосрочных союзов, которые определяют обстановку в ключевых нефтедобывающих регионах.

Во-вторых, существенно влияет на внешнюю политику тот факт, что бизнес на «черном золоте» остается одним из самых прибыльных видов предпринимательства. Например, обнаружение в Ливии значительных запасов нефти быстро превратило отсталую страну в относительно влиятельное на международной арене государство, которое может позволить себе роскошь иметь главным внешнеполитическим противником самую мощную державу мира - Соединенные Штаты.

В-третьих, нефтяная промышленность по своей природе носит интернациональный характер, что ведет к образованию очень крупных компаний. Последние действуют невзирая на границы суверенных государств, не считаясь с политическими разногласиями между ними. Более того, крупнейшие нефтяные компании ведут переговоры с национальными правительствами и достигают с ними договоренностей, выступая, по сути дела, на равных.

Страны Ближнего Востока занимают особое место в мировой торговле нефтью. Так, например, в зоне Персидского залива сосредоточены богатейшие нефтяные месторождения мира и находятся ее крупные производители и экспортеры. Разведанные и подтвержденные запасы нефти в регионе в 80 - 90-е годы ХХ века были оценены на уровне 56-60% общих мировых запасов, а производство -18-20% к итогу. Среди крупнейших производителей и экспортеров нефти - членов ОПЕК в рассматриваемые годы выступали Саудовская Аравия (26%), Иран (10-12%), Ирак (7-9%)/ Кувейт и ОАЭ (по 6-7%), Катар (2%) и т.д.[5] Наряду с этим, важными специфическими чертами указанного региона выступают: крупные поступления нефтедолларов, которые существенно повысили платежеспособность рассматриваемых стран и увеличивают их запросы на импорт технологии и потребительских товаров в соответствии с государственными планами ускоренного экономического и социального развития: исламский характер и неразвитость многих элементов местных общественных структур; способность государств региона регулировать экспорт нефти на мировые рынки с целью увеличения своих валютных поступлений.

Таким образом, в 90-е годы ХХ века основными полюсами политических противоречий в ближневосточном регионе стали государства: Иран; Ирак; монархические режимы Аравийского полуострова.

1.2.Роль нефтяного фактора в усилении позиций арабских государств на мировой политической арене


Наличие богатейших запасов нефти в арабском регионе стало главной предпосылкой, обусловившей стремительное вовлечение исламских экономик в мировое хозяйство во второй половине ХХ столетия. Углубление и развитие этого процесса проходило на протяжении всего этого периода, в течение которого была начата и достигла значительных размеров промышленная разработка нефтяных месторождений в странах ближневосточного региона западными нефтяными монополиями.

Роль арабских стран в освоении месторождений, добыче и реализации нефти изменялась на различных этапах развития. Усиление влияния арабских государств сначала на распределение доходов от продажи нефти на мировом рынке, а потом на динамику ее добычи связано, прежде всего, с деятельностью ОПЕК. Семидесятые годы прошлого века характеризуются резким повышением мировых цен на нефть и переходом практически всех месторождений углеводородов в руки арабских государств, национализировавших все природные богатства на своей территории. Установление высоких цен на нефть, взамен монопольно низких, удерживаемых западными компаниями на протяжении послевоенного периода, вызвали приток валютных поступлений в ближневосточные экономики и позволили им осуществить ускоренную модернизацию. Хотя в коммерческих целях нефть стала добываться в этом регионе уже в начале ХХ века, в определяющий и постоянно действующий фактор экономического роста нефтедобывающих государств она превращается именно в этот период.

Под влиянием нефтяного фактора произошли значительные изменения не только в экономике самих арабских производителей, но и в странах импортерах нефти, стратегии и тактики крупнейших нефтяных монополий, а также в отношениях между этими контрагентами мирового нефтепроизводства.

Зона Персидского залива оказалась в эпицентре двух энергетических кризисов, которые потрясли мир в 70-х годах ХХ века. Доходы нефтяных монархов таковы, что они стали мультимиллиардерами, а их личное состояние превысило богатство финансовых магнатов Запада. Нефтяные государства превратились в крупнейших в мире экспортеров капитала, а их правители слились с международной финансовой олигархией.

Эти процессы нашли свое отражение и на социо-культурном уровне, где прослеживается стремление арабских государств к формированию независимой исламской модели экономического развития. К такому заключению автор приходит, анализируя различные научные подходы, изложенные в работах ученых, которые раскрывают роль, место нефтеэкспортирующих государств .в общемировом историческом процессе развития, характер взаимодействия с остальным и, в частности, с западноевропейским миром.

Принимая за основу техническое превосходство западноевропейских стран и США, некоторые западные экономисты, такие как Ф.Фукуяма, рассматривают историческое развитие данной группы стран как закономерный естественно-исторический процесс, который должны пройти все государства, придя с теми или иными отклонениями к общему знаменателю - единой планетарной цивилизации. Материальной основой этого процесса является, по их мнению, интернационализация производства, образование единого мирового хозяйства, унификация потребительской и духовной культуры, всеобщая демократизация, выражающая идеи западного либерализма.

В этой связи сошлемся на исследование Л.Разумовой, которая, анализируя западно-центристские и исламские взгляды на процессы взаимодействия западных и восточных экономик, делает следующие интересные выводы. Во-первых, тезис об унификации мира на базе западной экономической системы, как закономерного итога единого и непрерывного процесса развития человеческой истории, приводит к грубейшим искажениям фактов и поразительному сужению исторического кругозора. Во-вторых, сторонники идеи универсальности принципов западной демократии недооценивают исторические, религиозные, морально-нравственные аспекты, играющие огромную роль в исламском обществе и являющиеся сдерживающим фактором в процессах интернационализации всех сфер жизни, в том числе в проведении реформ по либерализации арабской экономики, привлечению иностранных и частных национальных инвестиций, а также процессов приватизации. В-третьих, неправомерным кажется их стремление приуменьшить влияние нефтяного фактора ближневосточного региона как на экономику крупнейших нефтеимпортеров, так и на мировой рынок в целом[6]. В то же время, Л.Разумова считает преувеличенными взгляды исламских экономистов на возможность создания независимых, отличных от рыночных хозяйственных механизмов.

С точки зрения внешнеполитической ориентации, ближневосточные государства, при всех их этнических и географических особенностях и суверенности, как субъектов международного сообщества, можно в целом, с рядом оговорок, подразделить на лояльные и нелояльные к Западу (и прежде всего в отношении США). Естественно, среди них были разные степени склонности, активности и сотрудничества с внерегиональными силами. Однако при всем этом через их внешнюю политику и конкретные действия довольно явно прослеживалась социальная суть местных режимов.

Основными видимыми проявлениями внутрирегионального напряжения 80-х годов выступали ирано-иракская война, идеологическое и политическое противостояние между режимами ИРИ и С. Аравии, опасения Кувейта быть вовлеченным в указанную войну с соответствующими неблагоприятными для его судьбы последствиями, и наконец, ввод в Персидский залив военных кораблей стран-членов НАТО под предлогом обеспечения безопасности вывоза нефти из Залива. В 90-е годы острие наибольшей конфликтности в регионе переместилось в сферу захвата Ираком Кувейта и международных санкций против Багдада. Таким образом, к политическому противостоянию между Ираном, с одной стороны, и С. Аравией и Кувейтом - с другой, добавился новый фронт противостояния - между Ираком и аравийскими странами Залива, просуществовавший до военного вторжения США в Ирак в 2003 году.

События последних 13 лет, с нашей точки зрения, позволяют сделать вывод, что процессы интернационализации будут ускоряться, приводя к росту взаимной зависимости арабских и западных экономик. В основе дальнейшего углубления этих процессов лежит возрастание роли именно нефтяного фактора. Будет усиливаться давление арабских лидеров на мировые политические и экономические процессы путем создания исламской модели социально-экономического развития, для которой характерны на современном этапе слабость и неразвитость, выражающиеся в идеализации исламских хозяйственных методов, противоречивости религиозных постулатов, фрагментарности и отсутствии цельности общеэкономической концепции, а порой в открытом противостоянии западным ценностям.

Несмотря на то, что военные конфликты в Персидском заливе в 80 -90-х годов ХХ века и начале ХХ1 в. обнаружили экономическую, политическую зависимость арабского Востока от Запада, его неспособность самостоятельно решать свои внутренние проблемы, практически не вызывает сомнений стремление лидеров стран Ближнего Востока усилить и конкретизировать свои позиции на мировой политической арене.

Вместе с тем, с конца 90-х годов ХХ века арабские лидеры отчетливо стали осознавать, что изменения произошедшие на нефтяном мировом рынке, смена стратегии нефтяных компаний, переход нефте- и газодобывающих отраслей в разряд высокотехнологичных, обострение международной конкуренции, повышение инвестиционного порога, а в целом, возрастание нефтяного фактора в условиях усиления интернационализации различных отраслей мировой экономики делают необходимым проведение реформ по либерализации экономики, участие их стран в международных инвестиционных процессах, а в недалеком будущем, и в борьбе за привлечение большей доли этих инвестиций в свою экономику.



ГЛАВА 2.АНАЛИЗ СТРАТЕГИИ США НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ


2.1.Стратегия США на Ближнем Востоке: истоки


Освоение западными компаниями нефтяных месторождений стран Ближнего Востока относится еще к первой трети ХХ века. На протяжении многих лет лидирующие позиции здесь занимали нефтяные (энергетические) корпорации, известные как «семь сестер», пять из которых были американские: «Экссон» (бывшая «Стандард ойл оф Нью-Джерси»), «Стандард ойл оф Калифорниа» («Сокал»), «Галф ойл», «Тексако», «Мобпл ойл», одна - англо-голландская («Ронял датч-Шелл»), одна-английская («Бритиш петролеум»)[7], которые осуществляли фактически тотальный контроль над нефтяными потоками региона. Для американских корпораций внедрение в международный нефтяной бизнес означало, прежде всего, распространение внутриамериканской конкурентной борьбы за границы США.

Ситуация изменилась лишь в сентябре I960 года, когда была создана Организация стран - экспортеров нефти, или - по первым буквам ее английского названия - ОПЕК. Сначала в ее состав вошли Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия и Венесуэла. Впоследствии к ним присоединились Абу-Даби, Катар, Ливия, Алжир, Индонезия, Нигерия, Эквадор, Габон.

Члены ОПЕК потребовали установить твердые справочные цены на нефть, уровень которых нельзя было бы изменить без предварительных консультаций с правительствами стран-экспортеров. Второе требование участников ОПЕК из зоны Персидского залива состояло в том, чтобы включить арендную плату в эксплуатационные расходы компаний и подоходный налог в 50 процентов вычитать из оставшейся суммы. Это означало бы повышение доли стран - хозяев нефти на несколько процентов, или на несколько сот миллионов долларов в год. Наконец, члены ОПЕК отказались нести часть бремени торговых расходов компаний.

Требования ОПЕК, учитывая последующее развитие событий, были скромны и не выходили из чисто коммерческих рамок. Тогда мало кто верил, что новорожденная организация выживет. Слишком часто в прошлом страны Ближнего и Среднего Востока пытались согласовать свои действия, и слишком часто их объединения рушились в результате нажима внешних сил, внутреннего соперничества и раскола. «Семь сестер», хотя и были обеспокоены появлением ОПЕК, долгое время отказывались признать новую реальность.

Промышленно развитые государства объединили свои усилия против ОПЕК и стали планомерно проводить в жизнь комплексы мероприятий по ослаблению влияния ОПЕК на мировой рынок. За короткие сроки они добились экономии потребления нефтепродуктов в своих народных хозяйствах и наладили службу по обеспечению крупномасштабного нефтехранения в национальных границах, а также в нейтральных водах, и даже в определенных пределах стали регулировать спрос на нефть на мировом рынке. Это облегчило их маневренность в области соотношения между спросом и предложением на нефть в международной торговле. Как пишет А.Васильев, в США во время нефтяного кризиса 1973-1974 гг. ограничили снабжение жидким топливом учреждений, жилых домов и школ, объявили о планах нормирования нефтепродуктов и повышения на них налогов. Впервые после второй мировой войны ввели жесткое нормирование мазута[8]. Общим же итогом всех названных действий стали либо более удовлетворительные для Запада международные цены на нефть, либо появление препятствий на пути их роста.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.