Роль финансовых организаций в регулировании валютно-кредитных отношений
p> 2. Международные финансовые организации: механизм их функционирования и основные результаты их деятельности в области валютно-кредитных отношений.
Международные финансовые институты преследуют следующие цели:
. объединить усилия мирового сообщества в целях стабилизации международных финансов и мировой экономики:
. осуществлять межгосударственное валютное и кредитно-финансовое регулирование:
. совместно разрабатывать и координировать стратегию и тактику мировой валютной и кредитно-финансовой политики.
Степень участия и влияния отдельных стран в международных финансовых
институтах определяется величиной их взноса в капитал, так как обычно
применяется система «взвешенных голосов». Изменение соотношения сил во
всемирном хозяйстве, в частности возникновение в 60-х годах трех центров
(США, Западная Европа, Япония) в противовес послевоенному
американоцентризму. отражается в деятельности международных финансовых
институтов. Так, страны ЕС добились права вето по принципиальным вопросам,
усилив свое влияние в МВФ. В деятельности этих институтов проявляются две
тенденции взаимоотношений трех центров — разногласия и партнерство по
глобальным проблемам международных финансов промышленно развитых
государств, развивающихся стран, России, СНГ, стран Восточной Европы.
Международный Валютный Фонд
МВФ (International Monetary Fund. IMF) — межправительственная
организация, предназначенная для регулирования валютно-кредитных отношений
между государствами-членами и оказания им финансовой помощи при валютных
затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем предоставления
кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте. Фонд —
специализированное учреждение ООН — практически служит институциональной
основой мировой валютной системы. МВФ был учрежден на международной валютно-
финансовой конференции ООН (1— 22 июля 1944 г.) в Бреттон-Вудсе (США, штат
Нью-Гэмпшир). Конференция приняла Статьи Соглашения (Articles of Agreement)
о МВФ, которое выполняет роль его Устава и вступило в силу 27 декабря 1945
г.; практическую деятельность Фонд начал с 1 марта 1947 г.
В связи с эволюцией мировой валютной системы Устав МВФ трижды
пересматривался: 1) в 1969 г. с введением системы СДР; 2) в 1976 г. с
созданием Ямайской валютной системы; 3) в ноябре 1992 г. с включением
санкции — приостановки права участвовать в голосовании — по отношению к
странам, не погасившим свои долги Фонду.
Высший руководящий орган МВФ — Совет управляющих, в котором каждая страна-
член представлена управляющим и его заместителем, назначаемыми на пять лет.
Обычно это министры финансов или руководители центральных банков. В ведение
Совета входит решение таких вопросов деятельности Фонда, как внесение
изменений в Статьи Соглашения, прием и исключение стран-членов, определение
и пересмотр величины их долей в капитале, выборы исполнительных директоров.
Управляющие собираются на сессии один раз в год.
МВФ устроен по образцу акционерного предприятия. Поэтому возможность
каждого участника оказывать воздействие на его деятельность с помощью
голосования определяется долей в капитале. В соответствии с принципом
«взвешенного» количества голосов каждое государство имеет 250 «базисных»
голосов независимо от величины взноса в капитал и дополнительно по одному
голосу на каждые 100 тыс. единиц СДР его квоты. Решения в Совете
управляющих обычно принимаются простым большинством (не менее половины)
голосов, а по наиболее важным вопросам — как оперативным, так и
экономическим и политическим — «специальным большинством» (соответственно
70% или 85% голосов стран-членов). В нынешнем Уставе выделены 53 подобных
вопроса (против 9 при создании МВФ) в интересах ведущих стран Запада.
Наибольшим количеством голосов в МВФ обладают:
США — 17,7%; Германия — 5,5; Япония — 5,5; Великобритания — 4,9; Франция
— 4,9; Саудовская Аравия — 3,4; Италия — 3,1; Россия — 2,9%. Доля стран ЕС
— 26,2%. Несмотря на некоторое сокращение в 70-е и 80-е годы удельного веса
голосов США и ЕС, они по-прежнему могут налагать вето на ключевые решения
Фонда, принятие которых требует максимального большинства (85%).
Исполнительный совет МВФ назначает директора-распорядителя, который
возглавляет административный аппарат Фонда и ведает текущими делами.
Директор-распорядитель (с 1987 г.) — Мишель Камдессю (Франция), его
заместители (с 1994 г.) — Стэнли Фишер и другие (США).
Кредитная деятельность МВФ. В Уставе Фонда для идентификации его
кредитной деятельности используются два понятия: 1) сделка (transaction) —
предоставление валютных средств странам из его ресурсов; 2) операция
(operation) — оказание посреднических финансовых и технических услуг за
счет заемных средств. МВФ осуществляет кредитные операции только с
официальными органами — казначействами, центральными банками,
стабилизационными фондами. Различаются кредиты на покрытие дефицита
платежного баланса и на поддержку структурной перестройки экономической
политики стран-членов.
Страна, нуждающаяся в иностранной валюте, производит покупку (purchase)
или иначе заимствование (drawing) иностранной валюты либо СДР в обмен на
эквивалентное количество своей национальной валюты, которое зачисляется на
счет МВФ в центральном банке данной страны. При разработке механизма МВФ
предполагалось, что страны-члены будут предъявлять равномерный спрос на
валюты, а поэтому их национальные валюты, поступающие в Фонд, станут
переходить от одной страны к другой. Таким образом, эти операции не должны
были являться кредитными в строгом смысле слова. На практике в Фонд
обращаются с просьбами о предоставлении кредита главным образом страны с
неконвертируемыми валютами. Вследствие этого МВФ, как правило,
предоставляет валютные кредиты государствам-членам как бы «под залог»
соответствующих сумм неконвертируемых национальных валют. Поскольку на них
нет спроса, они остаются в Фонде до выкупа их странами-эмитентами этих
валют.
Доступ стран-членов к кредитным ресурсам МВФ ограничен определенными
условиями. Согласно первоначальному Уставу они состояли в следующем: во-
первых, сумма валюты, полученной страной-членом за двенадцать месяцев,
предшествовавших его новому обращению в Фонд, включая испрашиваемую сумму,
не должна была превышать 25% величины квоты страны; во-вторых, общая сумма
валюты данной страны в активах МВФ не могла превышать 200% величины ее
квоты (включая 75% квоты, внесенных в Фонд по подписке). В пересмотренном в
1978 г. Уставе первое ограничение было устранено. Это позволяет странам-
членам использовать их возможности получения валюты в МВФ в течение более
короткого срока, чем пять лет, которые нужны были для этого прежде. Что
касается второго условия, то в исключительных обстоятельствах и его
действие может приостанавливаться.
По истечении установленного периода времени страна-член обязана
произвести обратную операцию — выкупить национальную валюту у Фонда, вернув
ему средства в СДР или иностранных валютах. Как правило, эта операция,
означающая возмещение полученного ранее кредита, осуществляется в течение
срока от 3-4 до 5 лет со дня покупки валюты. Помимо того, страна-заемщик
обязана досрочно производить выкуп своей излишней для Фонда валюты по мере
улучшения ее платежного баланса и увеличения валютных резервов. Если
находящаяся в МВФ национальная валюта страны-должника покупается другим
государством- членом, то тем самым погашается ее задолженность Фонду.
Приобретаемая страной-членом в МВФ первая порция иностранной валюты в
размере до 25% квоты (до Ямайского соглашения бывшая золотая доля) с 1978
г. называется резервной долей. Она определяется как превышение величины
квоты страны-члена над суммой находящегося в распоряжении Фонда запаса
национальной валюты данной страны. При этом если Фонд использует часть
внесенной национальной валюты страны-члена для предоставления средств
другим странам, то резервная доля такой страны соответственно
увеличивается. Сумма займов, предоставленных страной-членом Фонду в рамках
дополнительных кредитных соглашений, образует ее «кредитную позицию».
Резервная доля и кредитная позиция вместе составляют резервную позицию
страны-члена в Фонде (Reserve Position in the Fund). В пределах резервной
позиции страны-члены могут получать средства в МВФ автоматически, по
первому требованию. Использование этой позиции не требует от страны
процентных и комиссионных платежей и не налагает на нее обязательства
вернуть полученные валютные средства.
Механизм «кредитных долей». Средства в иностранной валюте, которые
могут быть приобретены страной-членом сверх резервной доли (100% величины
квоты), делятся на четыре кредитные доли (транши) по 25% квоты. Предельная
сумма кредита, которую страна может приобрести у МВФ в результате полного
использования резервной и кредитных долей, составляет 125% размера ее
квоты. МВФ предъявляет стране, прибегающей к кредиту, определенные
требования, причем степень их жесткости по мере перехода от одной кредитной
доли к другой постоянно нарастает. Обязательства страны-заемщицы,
предусматривающие проведение ею соответствующих финансово-экономических
мероприятий, фиксируются в «письме о намерениях», направляемом в МВФ. Если
Фонд сочтет, что страна использует кредит «в противоречии с целями Фонда»
или не выполняет его предписаний, он может ограничить или полностью
прекратить кредитование страны. Использование первой кредитной доли может
быть осуществлено как в форме прямой покупки иностранной валюты, при
которой страна получает всю испрашиваемую сумму немедленно после одобрения
Фондом ее запроса, так и путем заключения с МВФ соглашения о резервном
кредите. Такие соглашения стали практиковаться с 1952 г. Что же касается
выделения Фондом средств в счет верхних кредитных долей, то оно почти во
всех случаях производится посредством договоренностей со странами-членами о
резервных кредитах.
Соглашения о резервном кредите, или соглашения «стэнд-бай» (Stand-by
Arrangements), обеспечивают стране-члену гарантию того, что она сможет
получать иностранную валюту от МВФ в обмен на национальную в соответствии с
договоренностью в любое время при соблюдении страной оговоренных условий.
Подобная практика предоставления кредитов аналогична открытию кредитной
линии. С начала 50-х и до середины 70-х годов соглашения о резервных
кредитах заключались на срок до года, с 1977 г. — до 18 месяцев и даже до 3
лет в связи с увеличением масштабов дефицита платежных балансов.
Главным назначением кредитов «стэнд-бай» является в настоящее время
кредитование макроэкономических стабилизационных программ стран-членов МВФ.
Валюта, предоставляемая Фондом в виде резервного кредита в рамках верхних
кредитных долей выдается определенными порциями (траншами) через
установленные промежутки времени в течение срока соглашения. Ход выполнения
этого соглашения страной-получателем кредита контролируется с помощью
специальных целевых критериев. Пока не зафиксировано достижение критериев,
предусмотренных в соглашении с Фондом, страна не может получить следующую
порцию валюты. Таким образом, механизм резервного кредита позволяет МВФ
оказывать экономическое давление на страны-заемщицы. Созданная в 1974 г.
система расширенного кредитования дополнила резервную и кредитные доли. Она
предназначена для предоставления валютных средств странам-членам на более
длительные периоды времени и в больших размерах по отношению к квотам, чем
это предусмотрено Уставом в рамках обычных кредитных долей.
Основанием для обращения страны к МВФ с просьбой о предоставлении кредита
в рамках системы расширенного кредитования может быть серьезное нарушение
равновесия платежного баланса, вызванное структурными расстройствами в
области производства, торговли или ценового механизма. Соглашения о
расширенных кредитах обычно ограничены сроком в три года; при необходимости
и по просьбе стран-членов — до четырех лет. С ноября 1992 г. действуют
следующие лимиты доступа стран-членов к ресурсам МВФ в рамках резервных и
расширенных кредитных соглашений (вместе или раздельно): предоставление
кредитов на протяжении года — до 68% квоты страны-члена; кумулятивная,
включающая задолженность страны по ранее полученным кредитам, предельная
величина — 300% квоты (в чистом исчислении, т. е. за вычетом суммы
предстоящего выкупа страной ее национальной валюты в течение срока
кредитного соглашения).
Роль МВФ в регулировании международных валютно-кредитных отношений. МВФ
осуществляет наблюдение и контроль за соблюдением странами-членами своего
Устава, который фиксирует основные структурные принципы мировой валютной
системы.
Во-первых, МВФ наделен полномочиями создавать безусловные ликвидные
средства путем выпуска СДР. Последние предназначены для пополнения
официальных валютных резервов, погашения пассивного сальдо платежного
баланса, расчетов стран с Фондом. Страна, имея счет в СДР, может
приобретать у других участников системы СДР конвертируемую валюту.
Регулирующая роль МВФ заключается в том, что он обеспечивает странам
гарантированную возможность приобретения необходимой валюты в обмен на СДР
путем назначения стран, которые ее предоставляют. При этом МВФ учитывает
состояние платежного баланса и валютных резервов «назначенных» стран-
кредиторов. МВФ контролирует соблюдение установленных лимитов операций в
СДР. Каждая страна обязана принимать СДР в обмен на конвертируемую валюту в
пределах двойной суммы ее лимита в СДР. т.е. пока сумма СДР на счете не
возрастет до 300% по отношению к чистой кумулятивной величине выделенных ей
Фондом СДР.
После пересмотра в 70-е годы Устава МВФ расширены возможности стран
использовать СДР для более широкого круга операций со всеми признанными
Фондом владельцами этих резервных активов без его активного посредничества,
как это было прежде. Операции в СДР дают возможность странам в известной
мере покрывать дефицит их платежного баланса.
Предполагалось, что СДР будут выступать в роли альтернативы как золоту,
так и доллару, а также другим национальным валютам, исполняющим функцию
международного резервного средства. Намечалось также использовать единицу
СДР в качестве универсального стоимостного эталона для установления
паритетов денежных единиц стран-членов. Иными словами, ставилась цель
трансформировать СДР в основу международного валютного механизма. Пока нет
оснований говорить о реальном прогрессе на пути перестройки структуры
международной валютной ликвидности путем унификации резервных активов на
базе СДР. Продвижение этого процесса тормозят, в частности, США, поскольку
они не намерены отказаться от роли доллара как международного платежно-
резервного средства. Система СДР не решила проблему интернационализации
международной ликвидности и централизованного управления ею.
Во-вторых, МВФ выступает в качестве проводника принятой Западом, по
инициативе США, установки на демонетизацию золота, ослабление его роли в
мировой валютной системе. Соглашение о создании МВФ отводило золоту важное
место в его ликвидных ресурсах. Согласно Статье III каждая страна при
вступлении в Фонд должна была уплатить золотом взнос в размере 25% ее квоты
либо 10% ее официальных золото-долларовых резервов в зависимости от того,
какая величина меньше. При увеличении капитала Фонда каждая страна была
обязана оплачивать золотом 25% подписки в соответствии с повышением ее
квоты. В соответствии со Статьей VII Соглашения МВФ предоставлялось право
использовать имеющееся у него золото для пополнения своих валютных
ресурсов, а это повышало степень ликвидности капитала Фонда.
Все страны-члены должны были выразить паритеты своих валют в определенном
количестве золота в качестве общего мерила стоимости (Статья IV, раздел 1
,а); фиксированное золотое содержание имела и единица стоимости СДР.
В соответствии со Статьей V. раздел 2.а. МВФ должен руководствоваться в
своих действиях «целью не допускать регулирования цены или установления
фиксированной цены на рынке золота», что равнозначно трактовке золота как
обычного рыночного товара.
В-третьих, МВФ осуществляет межгосударственное регулирование режима
валютных курсов. В соответствии с Уставом, определившим принципы
Бреттонвудс-кой валютной системы, МВФ контролировал соблюдение странами-
членами принятых ими и утвержденных Фондом официальных золотых и валютных
паритетов, а также санкционировал их изменения. Легализация в обновленном
Уставе (с 1978 г.) режима плавающих валютных курсов не означает, что МВФ
вообще устранился от воздействия на валютную политику стран-членов. В
Статье IV измененного Устава МВФ зафиксирована обязанность каждой страны
«сотрудничать с Фондом и с другими странами-членами в целях обеспечения
упорядоченных валютных механизмов и содействия поддержанию стабильной
системы валютных курсов». Страна-член должна, в частности, «избегать
манипулирования валютными курсами или мировой валютной системой,
направленного на то, чтобы препятствовать эффективной перестройке
платежного баланса или получать несправедливые конкурентные преимущества
перед другими странами-членами».
Вторая серия поправок к Уставу МВФ предоставила странам-членам
возможность выбора: либо сохранять плавающий курс валюты, либо установить и
поддерживать фиксированный курс валюты (центральный курс), который может
быть выражен в единице СДР или иной международной счетной денежной единице.
В-четвертых, важным направлением регулирующей деятельности МВФ является
устранение валютных ограничений. Статьи Соглашения МВФ регламентируют
функционирование механизма валютных рынков, режим валютных операций. Статья
VIII содержит обязательство стран-членов не вводить без согласия Фонда
ограничений в отношении платежей и переводов по текущим операциям
платежного баланса, не использовать дискриминационных валютных режимов и не
прибегать к множественности валютных курсов. Валютные ограничения
допускаются только в двух случаях:
1) на основании Статьи XIV Устава их могут сохранять или устанавливать новые члены МВФ в течение переходного периода, продолжительность которого не определена;
2) официальное заявление Фонда о дефицитности определенной валюты дает право любой стране-члену после консультации с Фондом вводить временные ограничения операций в этой валюте.
В-пятых, МВФ участвует в регулировании международных валютно-кредитных
отношений путем предоставления кредитов странам, а главное, в результате
выполнения им функции координатора международного кредитования. Частные
коммерческие банки рассматривают МВФ как гаранта получения максимально
высоких прибылей и инструмент, способствующий расширению их кредитной
деятельности в странах-заемщиках. Заключения МВФ об экономической политике
и уровне платежеспособности того или иного правительства расцениваются
частными банками как показатель международного доверия к заемщику. Поэтому
даже небольшой кредит, полученный от МВФ, приобретает эффект цепной
реакции, открывая возможность привлечения более крупных сумм на рынке
ссудных капиталов. Таким образом, происходит фактическое согласование
кредитной политики МВФ, с одной стороны, и главных кредиторов (как
государственных, так и частных) мирового рынка ссудных капиталов — с
другой.
МВФ наряду с другими международными организациями активно участвует в
урегулировании внешнего долга развивающихся стран, стран Восточной Европы,
России, других государств СНГ. Что касается ТНК и ТНБ, то они поддерживают
мероприятия МВФ лишь в той мере, в какой его кредитная политика отвечает их
собственным интересам, обеспечивая регулярность платежей стран-должников.
Поэтому эффективность регулирования спекулятивных перемещений краткосрочных
капиталов, координации процесса выравнивания диспропорций в международных
платежах, целенаправленного воздействия на международную ликвидность в ряде
случаев ослабляется противодействием частных компаний и банков.
В-шестых, МВФ осуществляет постоянный надзор и наблюдение за
макроэкономической политикой стран-участниц и состоянием мировой экономики.
Он собирает огромный массив информации, относящейся к отдельным странам и к
мирохозяйственным процессам в целом. Эта информация включает сведения о
динамике экономического роста и цен, денежном обращении, экспорте и импорте
товаров, услуг, капиталов, состоянии платежных балансов, официальных
золотых и валютных резервов, производстве, экспорте и импорте золота,
размерах заграничных капиталовложений, движении валютных курсов и многом
другом и подвергается тщательной аналитической обработке. Страны-члены
обязаны беспрепятственно предоставлять Фонду эти сведения и
консультироваться с ним по вопросам их макроэкономической и валютной
политики. МВФ осуществляет надзор за макроэкономической и валютной
политикой двумя путями. Одним из них являются предусмотренные Статьей IV
Устава консультации с правительственными учреждениями стран-членов. Другой
путь — это регулярные (дважды в год) обсуждения доклада «Мировой
экономический обзор». Такие обсуждения представляют собой анализ глобальной
экономической ситуации а многосторонней перспективе. МВФ занимается также
оказанием технической помощи странам-членам и предоставлением им
разнообразного набора консультационных услуг.
За время своего существования МВФ превратился в подлинно универсальную
организацию, добился широкого признания в качестве главного
наднационального органа регулирования международных валютно-кредитных
отношений, авторитетного центра международного кредитования, координатора
межгосударственных кредитных потоков и гаранта платежеспособности стран-
заемщиц. Одновременно он начинает играть важную роль в реализации решений
«семерки» ведущих государств Запада, становится ключевым звеном
формирующейся системы регулирования мировой экономики, международной
координации, согласования национальных макроэкономических политик. Фонд
зарекомендовал себя активно функционирующим мировым валютным институтом,
накопил большой и полезный опыт.
Группа Международного Банка Реконструкции и Развития (МБРР)
Среди межгосударственных инвестиционных институтов самое заметное влияние
на темпы и направление экономического развития большинства стран оказывает
группа МБРР, координирующая политику экономической помощи промышенно
развитых стран, воздействующая на деятельность других международных
экономических организаций и оказывающая техническую помощь развивающимся
странам в разработке программ их экономического развития. Эта
межгосударственная инвестиционная группа, включающая МБРР и три его филиала
— Международную ассоциацию развития (MAP), Международную финансовую
корпорацию (МФК) и Многостороннее инвестиционно-гарантийное агентство
(МИГА), превратилась в крупнейший мировой инвестиционный институт. На
группу МБРР постоянно приходится не менее половины общего годового объема
стредств, выделяемых всеми межгосударственными органами развивающимся
странам. В 1993 финансовом году (у группы МБРР финансовый год заканчивается
30 июня) МБРР ассигновал этим странам рекордную сумму кредитов — около 17
млрд. долл., а вместе со своими филиалами — около 26 млрд. долл.
Страницы: 1, 2, 3, 4