| |||||
МЕНЮ
| Россия в системе международной интеграцииРоссия в системе международной интеграцииСанкт-Петербургский Университет Экономики и Финансов (Новгородский Филиал) Работа по курсу «Международная экономика» на тему: Россия и мировые интеграционные тенденции Выполнил: Проверила: КрестьяниноваО.С. В.Новгород 2000
Введение Содержание 2.1 Теории и предпосылки интеграции 3. Примеры Интеграционных группировок
1. Введение Цель данной работы показать и выявить основные интеграционные тенденции в обществе и выживаемость России в общемировом интеграционном процессе. Интерес к данной теме вызван перспективностью данного вопроса его всеобъемностью. Я постараюсь показать тенденции к объединению экономик в разных частях земного шара, их разнообразность и разную степень проходящих там процессов, а также выгодность и перспективность такого развития. В этой работе мне хотелось бы выделить особое место России в системе мировой интеграции, ее проблемы и задачи, а также стоящие перед нашей страной перспективы и возможности. 2. Содержание Экономическая интеграция – это процесс объединения элементов национальных экономик, высшая на современном этапе ступень интернационализации хозяйственной жизни, при этом происходит межгосударственное развитие, действующее в соответствии со специальными соглашениями и обладающее своей организационной структурой, представленной различными руководящими учреждениями, наднациональными независимыми образованиями. В ходе протекания интеграционных процессов происходит углубление
международного разделения труда, ограниченных ресурсов и возможностей и
обеспечить наиболее эффективное производство на интегрируемых территориях. Вместе с тем существуют общие черты и этапы интеграции. С появлением
международных экономических интеграционных тенденций появилась и
объективная необходимость изучения и подведения теоретической базы этого
явления. Попытки создания такой теоретической базы были предприняты еще в Тем не менее, эта теория объясняет только часть явлений, происходящих во время интеграционного процесса. Поэтому возникла другая теория, которая главными факторами влияющими на интеграционный процесс считала неэкономические факторы. Действительно, объединение экономик уменьшает риск вооруженных конфликтов между странами-членами и увеличивает общую обороноспособность, также немаловажную роль играет политический фактор. Но несмотря на то, что эти факторы, конечно, играют свою определенную роль, но сказать, что все крутится в основном вокруг них, нельзя. а некоторые из них являются не причиной, а следствием интеграционного процесса. Известна и другая теория, представители которой считают, что интеграционные группировки создаются странами членами для достижения общих целей (уменьшение безработицы, увеличение эффективности производства, возможность наиболее удачного решения общих глобальных проблем и т.д.). При этом подчеркивается особая роль государства, которое определяет производственную политику, играет определяющую роль в решении общих проблем в рамках интеграционной группировки. Если учесть, что у каждого государства есть свои цели, при совпадении которых, следуя этой теории, происходит объединение государств в интеграционные группы, то можно определить данную интегрированную систему, как недостаточно устойчивую, с возможностью внутригруппировочных конфликтов, возникновения барьеров и общих интеграционных процессов. Подытожить это можно, перефразируя известное высказывание: «У государства нет постоянных друзей, а есть постоянные интересы». Позднее была выдвинута теория, по которой страны стремятся к интеграции по причине ограниченности факторов производства, иначе говоря, для преодоления «фактора ограниченности». Имеется ввиду, что при преодолении этого «фактора», происходи увеличение масштабов производства, развитие новых технологий, увеличение дифференциации товаров. При этом надо учитывать повышение конкуренции, что вынуждает производителей более эффективно организовывать производство (развивать и повышать эффективность, улучшать качество товаров, вкладывать деньги в новые научные разработки), что в конечном итоге делает более привлекательной систему в целом. Несмотря на существование разного рода теорий какой-то одной стройной теории интеграции выделить нельзя. Страны в зависимости от того, в каком положении они находятся, какие предпосылки существуют и какие факторы на них наиболее влияют, находят свои мотивы и делают свои выводы по поводу интеграции. Поэтому все теории и концепции интеграции имеют право на существование так, как мир не так прост и однообразен, чтобы все его части развивались одинаково и по одной схеме. Тем не менее, существуют общие черты и объективные предпосылки
интеграции. Для успешного хода интеграционного процесса необходимо
выполнение некоторых условий, которые способствуют скорейшему, с
наименьшими преградами протеканию процесса объединения экономик. Одним из
таких условий является географическая близость стран-участниц. Это
объясняется минимизацией затрат на транспортные перевозки. Желательно
создание развитой системы путей сообщения. Неслучайно на таких материках,
как Австралия или Южная Америка с несильно развитой внутренней транспортной
системой, что во многом связано с особенностями климата, существует большое
количество портов-мегаполисов. Это означает, что создание внутреннего рынка
затруднено, что, в свою очередь, тормозить интеграционный процесс в целом. Не менее важен политический фактор, ведь именно политические режимы нередко становятся толчком к интеграционным объединениям. Необходимо политическое понимание выгодности интеграции в рыночной экономике, выработка и тщательная проработка общего курса и этапов интеграции, а также постепенная передача отдельных полномочий над национальным надстройкам. Эти надстройки – это структуры с определенными полномочиями и инструментами для их реализации, необходимыми для проведения коллективных действий по всему кругу вопросов с участием всех стран. Общие для всех стран-членов интеграционной группировки нормы поведения, правила, руководящие процессом институты, являются неотъемлемой частью процесса объединения экономик. Причем общие руководящие институты должны быть независимыми, а их решения обязательными для всех стран- участниц. Само по себе появление таких институтов и их реальной значимости является показателем ступеней интеграционного развития. К общим чертам процесса интегрирования стран можно отнести этапы международной экономической интеграции (МЭИ), которые, так или иначе, в различной степени проходят все интегрирующиеся страны. Сближение национальных экономик, которое в конечном итоге должно привести страны-участницы процесса к новому интеграционному этапу мирохозяйственных связей, проходит ряд стадий, которые подготавливают почву и создают необходимые условия для успешного создания и существования качественно нового этапа развития общества, в частности, экономических, политических, социальных и иных структур. Всего выделяют пять таких стадий, первая из которых – зона свободной торговли. Зона свободной торговли устанавливается путем конкретных соглашений между странами-участницами ЗСТ о создании соответствующих зон. В рамках таких зон постепенно сводятся к минимуму таможенные и количественные ограничения на товары в рамках международной торговли. Как правило, все решения принимаются высшими должностными лицами и руководителями министерств и ведомств, что обеспечивает обязательный характер, принимаемым решениям, связывает определенными обязательствами страны-участницы ЗСТ, согласовывает действия этих стран и придает этим решения профилирующее значение по отношению к внутренним правовым актам. При образовании зоны свободной торговли происходит постепенное упразднение таможенных пошлин и других нетарифных барьеров, происходи либерализация международной торговли в целом, упрощение перемещения товарных потоков в соответствующей зоне. При создании ЗСТ выявляется ряд негативных моментов. В первую очередь - это вероятное неблагоприятное действие импортных товаров на местного производителя, его выхода из-за неконкурентноспособности из собственного внутреннего рынка и закрепление на его месте зарубежной фирмы. В этом случае местный производитель нуждается в серьезной поддержке со стороны государства. Но в целом можно отметить положительное влияние зоны свободной торговли на развитие экономик стран-участниц. ЗСТ является первым необходимым и важным этапом международной интеграции, без которого невозможно дальнейшее развитие и совершенствование экономической и политической модели взаимоотношений. При создании ЗСТ становится возможным переход к следующему этапу международной экономической интеграции, а именно к таможенному союзу. Таможенный союз – это соглашение об обмене всех внутрисоюзных таможенных пошлин и о переходе к форме коллективного протекционизма, что, в первую очередь, означает ведение единой таможенной внешней политики. Главный отличием таможенного союза от зоны свободной торговли является то, что в таможенном союзе существует не только беспошлинная торговля, но и общий таможенный тариф по отношению к странам, не входящим в союз. Наличие такого инструмента как установление таможенно-тарифных правил, устанавливаемых на территории всех стран участниц по отношению к остальному миру, способствует созданию определенной стабильности внутри союза, выведению международных отношений на качественно новый этап интеграции, причем, происходит рационализация производства в соответствии с теорией сравнительных преимуществ. С образованием таможенного союза повышается объективная необходимость
в создании наднациональных органов, которые должны будут регулировать
деятельность определенных сфер производства и торговли, а так же решения по
вновь возникшим вопросам связанным с процессом интеграции: пересмотром
подходов к развитию отраслей в каждой стране, социальным вопросам и
координации рынка к общим целям. Следует иметь в виду и то, что общая
таможенная политика может осуществляться не по всему спектру
производственной и потребительской продукции. Таможенный союз это этап
международной интеграции, который уже создает почву и необходимые
предпосылки к качественно новому этапу становления мирохозяйственных связей При становлении ТС и существование необходимой политической воли
возможно появление единого рынка. Единый рынок остается пока не
осуществимым почти во всех интеграционных союзах. Реализован он лишь в
странах ЕС. Единый рынок подразумевает под собой стирание не только
тарифных но и нетарифных барьеров, что значительно упрощает
распределительную деятельность. Естественно то, что в разных странах
существуют и разные стандарты, нормы, меры и законодательные базы, что
очень мешает удобному и беспрепятственному обмену товарами и услугами. И
это еще одна причина, почему успешно интегрироваться могут только страны с
похожими структурами и уровнем производства, а также с примерно равными
социальными и другими нормами. Но если подведение промышленных товаров к
общим стандартам, процесс проходящий на микро уровне и решается временем и
желанием производителей выйти на новые рынки, то подведение к единым
стандартам многочисленных правовых актов, политического взаимодействия и
некоторых других сфер взаимодействия требует огромной политической работы. - принятие законов, являющихся обязательными для всех стран-членов союза; - постановка обязательных для выполнения задач, при этом свобода страны-участницы состоит в выборе средства и методов достижения поставленной цели; - принятие решений обязательного характера предписываемые государству, члену юридическому и физическому лицу в области конкурентной политики; - предоставление рекомендаций, не имеющих обязательной силы, не заслуживающих внимания. Подведение к общим стандартам, усиление наднациональных органов,
выделение общего направления развития дает импульс к созданию еще более
совершенной ступени интеграции экономическому союзу, что в свою очередь
делает реальным переход к экономическому и валютному союзу. Эти последние
два этапа интеграции являются на данном этапе самыми новыми и продвинутыми. Во время процесса международной экономической интеграции происходит подъем многих сфер жизнедеятельности на наднациональном уровне. В частности, при переходе через экономический союз к экономическому валютному союзу происходит подъем денежной системы и переход на единую денежную валюту. Это сложный многоуровневый процесс с различными подходами и средствами реализации, в чем тоже необходимо достигнуть определенного консенсуса странам-участникам процесса, что в конечном итоге дает положительный результат. В частности подведение единой денежной системы позволяет улучшить организацию кредита, исчерпать валютные риски, уменьшить задержки платежей, сделать сопоставимыми налоги и организовать единую валютную политику. Перечисленные выше ступени международной экономической интеграции являются этапами, которые в той или иной степени проходят все страны вступившие в процесс объединения экономик. Их знание необходимо для полного понимания структур, целей и задач всех интеграционных объединений. Так же необходимо изучать опыт уже прошедших определенные этапы группировок и знать возникающие на том или другом этапе проблемы с поиском возможных предупреждающих мер воздействия и более тщательной подготовкой почвы для дальнейшего развития. 3. В этом разделе я хотел бы привести реальные примеры уже существующих интеграционных объединений, их уровень развития и их специфику объединения. Первое интеграционное объединение – это Европейский Союз, который служит примером и показателем международной интеграции. Опыт Европейской интеграции показал плюсы объединения производств. Начало интеграции в Европе было положено заявлением министра
иностранных дел Франции Шумана сделанным в мае 1950 г., который предложил
поставить все производство угля и стали по под общее верховное руководство. К примеру, одна страна может входить сразу в несколько интеграционных
групп, быть связанной различными обязательствами и быть наделенной
различными правами даже со странами-участниками одной группировки. Сейчас, - Совет Министров, в состав которого входят представители стран- членов союза, как правило, на уровне министерств и наделенный законодательным правом. - Европейская комиссия – исполнительный орган, но может выступать и с законодательной инициативой. - Европарламент – осуществляет контроль над еврокомитетом и участвует в законодательном процессе. - Суд – обеспечивает соблюдение законности. - Европейский совет – выработка главных политических принципов. Помимо этих организаций существуют еще различные институты экономического и финансового профиля, а также разного рода контролирующие и консультирующие органы. Это все структурные настройки определяющие и организующие выполнение направления развития, а также выполняющие согласовательную и контролирующую функции. Евросоюз – это уже развитая и практически сложившаяся система сотрудничества, в которой сейчас видна ее обоснованность и положительный характер. Европейскому сообществу повезло и с удачным расположением и со сложившейся обстановкой, что обеспечило именно такую линию развития. Но существует достаточное количество других интеграционных групп, которые хотя и имеют некоторые схожие черты с Евросоюзом, но развивающиеся с совершенно другими качественными характеристиками. Например, Северо-американский союз НАФТА был сынициотирован в первую очередь политиками, а страной-лидером стали США, оно и понятно, ведущая мировая держава, которая к тому же активно вмешивалась в экономики своих соседей. Интеграционные процессы на северном континенте начались двенадцать лет назад, но уже через несколько лет предполагают создать единый контенентальный рынок, хотя для этого было бы неплохо подправить социальных статус Мексики. В странах НАФТА пока нет развитых наднациональных надстроек, но видимо, они все же объективно возникнут, хотя, скорее всего в других формах, чем в Евросоюзе. Совсем по-другому обстоят дела с Южным Континентом Америки. Там из-
за исторической концентрации ресурсов в прибрежных крупных городах сильно
затруднено создание внутриконтинентального рынка. Это во многом объясняется
еще и климатическими условиями, и так же тем, что многие страны южного
конуса работали в основном на экспорт товаров, что привело к становлению и
укреплению портов-мегаполисов. Становлению и укреплению протекционизма к
стилю открытой экономики, для стран Латинской Америки видится перспективным
некое сближение с Северной Америкой. Для североамериканцев это новые рынки,
укрепление позиций, прежде всего для США, а для южного континента – это в
свою очередь, изменение конъюнктуры и отлаживание рынка, а также новые
технологии и поступления инвестиций. Хочется отметить самую динамичную на
сегодняшний день интеграционную зону МЕРКОСУР, у которой, к примеру, в
период с 1991 по 1993 годы внутризональный экспорт возрос более чем в 2
раза и составил половину экспорта всех стран Латинского континента и Интересными с точки зрения прохождения интеграционных процессов
являются два региона – это Азиатско-Тихоокеанский и Африканский регионы. Но
если азиатско-тихоокеанский регион привлекает своими быстрыми в последние
двадцать лет темпами экономического роста, то Африка остается не сильно
развитым континентом, с различающимся уровнем развития отдельных стран. Приведенные выше примеры, говорят о сильных различиях в проходящих в мире процессах и о разности подходов к их рассмотрению, о совершенно разных проблемах и задачах, решаемых в различных частях земного шара, но тем не менее подчеркивающих, что при достаточном развитии стран, появляется объективная потребность к дальнейшему развитию через интеграцию мирохозяйственных связей. 4. Свое место в системе международной экономической интеграции занимает Поэтому, к сожалению, интеграционный процесс на микроуровне
практически не идет. Тем не менее, в последнее время идет постоянное
увлечение тенденций к именно политическому сближению, создан Союз России и Не последнее место в интеграционной системе России занимает Пока нет определенной ясности в системе взаимоотношений между 5. Заключение Данная работа показывает, что международная экономическая интеграция Россия в системе международных интеграционных тенденций занимает достаточно выгодное положение, естественно с необходимостью доработок, согласований и приведением экономики и общего положение на должный уровень. Подведение теоретической базы и активное использование предыдущего опыта должны ускорить интеграционное развитие, а так же повысить ее эффективность. Необходимо учитывать и то, что социалистическое право, социалистические нормы, уклад жизни еще некоторое время будут оказывать влияние на развитие России в целом. Список литературы: 1. «Экономическая теория» под ред. А.И.Добрынина 1999 г. 2. «Международные экономические отношения» учебник Под ред. В.Е.Рыбалкина Студент СП(б)ГУЭФ Кожухов Сергей
e-mail: 5s5s@mail.ru |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|