реферат, рефераты скачать
 

Россия в системе международных экономических отношений


Так, крымские ученые в области экономики отмечают, что за 2005 год в экономику Крыма от зарубежных инвесторов поступило прямых иностранных инвестиций 131,9 миллионов долларов, что на 12,9% больше уровня 2004 года, в том числе из стран СНГ - 26,9 миллионов долларов (20,4%) и из других стран мира 105 миллионов долларов (79,6%). По состоянию на 1 января 2006 года объем прямых иностранных инвестиций составил 459,7 миллионов долларов, что на 38,8% больше, чем на 1 января 2005 года. По объему полученных инвестиций Крым занял восьмое место среди регионов Украины после города Киева, Днепропетровской, Одесской, Киевской, Донецкой, Запорожской и Харьковской областей. Объем прямых иностранных инвестиций в расчете на 1 жителя Крыма по состоянию на 1 января 2006 года составил 231,4 доллара, в то время как по Украине этот показатель составляет 243,4 доллара.

В течение последних пяти лет приток иностранного капитала в форме прямого инвестирования изменялся следующим образом:

Рис.1. Динамика притока иностранного капитала в экономику Крыма за 2001-2005 года (млн. долл.)


За рассматриваемый период в качестве основных иностранных инвесторов в экономику Крыма выступают Германия, Российская Федерация, США, Виргинские и Британские острова, Швейцария, Узбекистан (рис. 2.).


Рис. 2. Объем иностранных инвестиций в Крым по основным странам-инвесторам за 2001-2005 года.


1 место занимает Россия - 622911,37 тыс. у.е.

2 место - Германия - 205195,18 тыс. у.е.

3 место - Узбекистан - 111050,3 тыс. у.е.

4 место - Британские и Виргинские острова - 104657,5 тыс. у.е.

5 место - США - 97787,09 тыс. у.е.

6 место - Швейцария - 89254,36 тыс. у.е.

7 место - Турция - 14412,45 тыс. у.е.

"Турецкая Республика в данном отношении находится далеко не на первых позициях, - считает профессор кафедры международной экономики Таврического национального университета им. Вернадского Марина Никитина. - Опыт сотрудничества Крыма и Турции показывает, что турецкие государственные лица и предприниматели дают много обещаний, занимают большое количество времени предварительными переговорами и изучением ситуации, но инвестиции со стороны Турции продолжают оставаться крайне низкими (примерно в среднем 1,05% от общего объема инвестиций)", - отмечает ученый.

Несмотря на имеющуюся столь низкую цифру инвестиционных вложений, эксперты отмечают большой интерес Турции к реализации крупномасштабных программ по развитию туристско-рекреационного комплекса автономии, к строительству отелей. На встрече с руководством Автономной Республики Крым премьер-министр Турецкой Республики Реджеп Тайип Эрдоган сказал: "Крым - это та часть территории Украины, которая ближе всего расположена к Турции и является связующим звеном наших стран. Турецкие деньги могли бы превратить крымские берега во вторую Анталию с ее более чем комфортными местами для отдыха".

Как отмечает профессор Никитина, Турция действительно прилагает необходимые усилия для развития инвестиционных отношений с Украиной. Например, состоянием на первое декабря 2003 года на Украине насчитывалось 219 турецких и совместных украинско-турецких предприятий (из них 93 - производственные). Самые известные из них - "Эвияп-Украина", "Пизель-Бати-Одесса", "Ютонг", "Ербауер", "Тур Юкрейн", "Амтек", "Роше". "В основном они работают в Одесской, Киевской областях, Донбассе, - отмечает ученый. - Общий объем их инвестиций в экономику Украины составил 32 млн. долларов США. Вместе с этим в Турции функционирует шесть украинских предприятий, а объемы их инвестиций в экономику Турции составляют около 300 тыс. долларов", - сообщила Никитина.

Сотрудничество с турецкими предпринимателями развито и в Крыму. Эксперты считают, что этому благоприятствует то, что сегодня в Турции действует Закон о льготном налогообложении фирм, которые сотрудничают с бывшими регионами СССР, а Национальный банк предоставляет льготные кредиты и возмещает предпринимателям убытки, которые они могут понести во время проведения коммерческих операций в Крыму. И хотя интерес турецкого бизнеса к Крыму довольно велик, сотрудничество находится все еще на стадии изучения и предварительных договоренностей.

По мнению профессора Никитиной объем имеющихся турецких инвестиций нельзя назвать достаточным, если принять во внимание богатые ресурсы полезных ископаемых и сырья на Украине, большой потенциал для новых и обновления имеющихся инвестиций в разных сферах от транспорта до туризма. "Именно поэтому, говоря об инвестиционных вливаниях, турецкое правительство утверждает, что приход крупных инвесторов в Крым будет возможен только при наличии четкой законодательной базы на Украине, - отмечает Никитина. - А четкая законодательная база и, соответственно, стабильность в обществе до сих пор остаются не решенной проблемой для Украины. Помимо этого отмечается проблема отсутствия необходимой информации о возможностях и потребностях крымских предприятий, низкий уровень соответствующей подготовки руководящих кадров организаций-реципиентов, большое количество бартерных сделок как основы взаимозачетов между предприятиями", - отметила Никитина.


Рис. З. Объем турецких инвестиций в экономику Крыма за 2001-2005 года.

Украине необходимо принять радикальные мероприятия, считают эксперты и предлагают уменьшить ставки ввозной таможенной пошлины, акцизного сбора и НДС к более приемлемому уровню. По мнению профессора Никитиной, с целью стимулирования увеличения национальных и иностранных инвестиций необходимо предоставить право собственности на землю отечественным и иностранным предпринимателям, которые обеспечат стабильное производство, а, следовательно, и занятость населения, и валютные поступления от экспорта в экономику. "Наибольшее пожелание предпринимателей Турции на Украине и Крыму - это возможность ощутить государственную поддержку инвесторов в виде временного уменьшения ставки налога на прибыль, а также уменьшить количество бюрократических процедур, которые требуют получение до сорока разных лицензий на производство, отмечает экономист. - Поиск решения отмеченных и других проблем должен осуществляться как на общегосударственном, региональном уровнях, так и на уровне отдельных предприятий". Трудности создания благоприятного и привлекательного инвестиционного климата для турецких инвесторов в Крыму являются причиной низкого прироста инвестиционных вложений (рис. 3.).

Однако рисунок 3. показывает, что турецкие инвесторы не оставляют без внимания экономику Крыма, а потому из года в год сумма инвестируемого капитала, хоть и не значительно, но возрастает. Проводя сравнение с уровнем 1998 года, профессор Никитина отметила, что за 2005 год в Крым было инвестировано в 2,1 раза больше средств турецкими предпринимателями. Ежегодный прирост турецких инвестиций составляет в среднем 1,1 процента.

Как отмечают эксперты, в международном инвестиционном сотрудничестве с Автономной Республикой Крым по состоянию на 1 января 2006 года принимают участие предприниматели из 35 стран мира и 233 предприятия Крыма. В настоящее время работает 37 крымско-турецких предприятий, из них 9 - в области машиностроения. Предприниматели из Турции предпочитают размещать свои капиталы в пищевую промышленность и переработку сельскохозяйственного сырья (35 процентов), машиностроение (22 процентов), легкую промышленность (13 процентов).

Профессор Никитина отмечает, что на промышленных предприятиях автономной республики Крым за 2005 - 2006 ГОДЫ турецкими инвесторами было размещено 4332,5 тысяч долларов США, или 49,5 процентов общего объема инвестиций. "В течение 2005 года на развитие промышленных предприятий Крыма направлено турецких инвестиций на сумму 1778,32 тысяч долларов США, темп прироста составил 115 процентов, - сообщает профессор. - Только лишь в отчетном году наблюдаются, хоть и незначительные, денежные поступления в сферу проведения операций с недвижимостью. Размер средств оценивается суммой в 27,0 тысяч долларов США. По неофициальным данным в энергетику Крыма давно планирует осуществить значительные инвестиционные вливания крупнейший турецкий энергохолдинг Zorlu. Это не пустые заявления: речь идет о конкретных объектах для инвестиций. Общая сумма предполагаемых инвестиций не разглашается, но уже по предварительным оценкам это будут сотни миллионов долларов", - считает Никитина.

Эксперты считают, что важную роль в развитии экономических отношений между двумя странами играют внешние строительные услуги. В экономике Турции строительство играет роль своеобразного локомотива. Как отмечает профессор Никитина, на сегодняшний день турецкие внешние строительные услуги занимают на международных рынках мира 2-3 процента. "Более 400 турецких предприятий, работающих в строительном секторе, заключили сделки в 52 странах на сумму 48 млрд. долларов США, - отмечает экономист. - На предприятиях строительства в Крыму турецкими предпринимателями размещено за последние три года 652,6 тысяч долларов, что составляет 7,45 процента. В 2005 году в строительную индустрию ими было вложено средств в два раза больше. На предприятия оптовой и розничной торговли инвесторами из Турции направлено 1928,31 тысяч долларов. Здесь также наблюдается положительная тенденция к увеличению объемов денежных вложений", - отметила Никитина.

Анализируя территориальную структуру турецких инвестиций в Крыму за предыдущие три года, рис. 4, следует выделить 9 регионов. Распределение размеров инвестиций профессор Никитина представила следующим образом:

Города

Симферополь - 4486,13 тысяч долларов,

Евпатория - 1130,8 тысяч долларов,

Керчь - 726,428 тысяч долларов,

Красноперекопск - 85,88 тысяч долларов,

Ялта - 1300,88 тысяч долларов;

Районы

Белогорский - 1398 тысяч долларов,

Красногвардейский - 77,78 тысяч долларов,

Красноперекопский -31,598 тысяч долларов,

Симферопольский - 565,98 тысяч долларов.


Рис. 4. Региональная структура турецких инвестиций в АРК за 2003-2005 годы, (проценты).


Таким образом в долевом отношении получаем следующие результаты

Симферополь - 46%

Белогорский район - 14%

Ялта - 13%

Евпатория - 12%

Керчь - 7%

Симферопольский район - 6%

Красноперекопск - 1%

Красногвардейский район - 1%

Красноперекопский район - менее 1 %

Профессор Никитина предоставила ИА REGNUM результаты инвестиционной деятельности Турции по отдельным регионам полуострова. 1. Инвестиционная деятельность в целом, по-прежнему, наиболее активно развивается в Ялте. На предприятия, лечебные, оздоровительные учреждения города по состоянию на 1 января 2006 года поступило 154,4 млн. долларов США, или 46,6 процентов общего объема поступлений в Автономную Республику Крым. "Из общего объема капиталовложений по городу 98,9 млн.долларов США, или 64,1 процентов направлено на развитие учреждений охраны здоровья, 44,3 млн.долларов США (28,7 процентов) - гостиниц и ресторанов. Размер турецких инвестиций в Ялтинский бюджет оказался равным 469,8 тысяч долларов.

2. На развитие предприятий Симферополя поступило - 40,2 млн.долларов США (12,1 процентов общего объема инвестиций Крыма), в том числе 1676,51 тысяч долларов от турецких инвесторов. Нерезидентами финансировались, в основном, промышленные предприятия города - 21,2 млн.долларов США (52,9 процентов инвестиций, размещенных на предприятиях города), предприятия занимающиеся операциями с недвижимостью, сдачей в наем и услугами юридическим лицам - 7,0 млн.долларов США (17,5 процентов), строительства - 4,4 млн.долларов США (10,9 процентов), оптовой и розничной торговли - 4,0 млн.долларов США (9,9 процентов).

3. Предприятиями Красноперекопска от иностранных инвесторов получено 31,6 млн.долларов США (9,6 процентов общего объема инвестиций Крыма). 31,6 млн. долларов США (96,5 процентов) инвестиций размещены на предприятиях химической промышленности. 28,6 тысяч долларов инвестиционных вложений поступило из Турции.

4. На предприятия Алушты перечислено 20,9 млн. долларов США капиталовложений (6,3 процента общего объема по Крыму). Значительная часть поступивших иностранных инвестиций направлена на развитие предприятий, занимающихся операциями с недвижимостью, сдачей в наем и услугами юридическим лицам - 10,4 млн. долларов США (49,7 процента объема инвестиций, размещенных в экономике города), гостиниц и ресторанов - 4,4 млн. долларов США (21,1 процент), охраны здоровья и социальной помощи - 3,8 млн. долларов США (17,9 процентов). транспорта и связи -1,6 млн.долларов США (7,5 процентов).

5. На предприятия Евпатории направлено - 16,5 млн. долларов США прямых иностранных инвестиций (5,0 процентов общего объема по Крыму), из них 405,43 тысяч долларов принято от турецких предпринимателей. Основной объем инвестиций направлен на развитие оздоровительных учреждений города - 12,6 млн.долларов США (76,5: процентов инвестиций, размещенных на предприятиях города), гостиниц и ресторанов - 3,3 млн.долларов США (19,9 процентов).

6. На предприятия Судака поступило 7,8 млн. долларов США иностранных инвестиций (2,4 процента общего объема по Крыму). Капиталовложения направлены на развитие предприятий сельского хозяйства - 6,3 млн. долларов США (80.5 процентов инвестиций, размещенных на предприятиях города), транспорта и связи - 1.0 млн.долларов США (12,3 процента).

7. На развитие предприятий Симферопольского района от иностранных инвесторов поступил 6,9 млн. долларов США, или 2,1 процента общего объема капиталовложений в Крым. Нерезидентами из Турции было вложено 351 тысяч долларов. Финансировались в основном предприятия, гостиничного и ресторанного хозяйства - 3,5 млн. долларов США (50,8 процентов инвестиций, размещенных на предприятиях Симферопольского района), оптовой и розничной торговли района - 3, млн. долларов США (42,9 процента).

8. На развитие предприятий и организаций Феодосии направлено 6 млн. долларов США, или 1,9 процентов общего объема инвестиций Крыма. Нерезидентами финансировались промышленные предприятия города - 3,5 млн.долларов США (55,8 процента) инвестиций, размещенных на предприятиях города), транспорта и связи -1,0 млн.долл. США (15,9 процента), гостиниц и ресторанов - 0,7 млн.долл. США (11,7 процента), строительства - 0,6 млн.долл. США (9,8 процента).

9. На предприятия Керчи нерезидентами направлено 3,6 млн.долларов США. 1,1 процента общего объема инвестиций Крыма, турецкие инвестиции здесь составили 341,3 тысяч долларов. Основной объем инвестиций направлен на промышленные предприятия города - 1,3 млн.долларов США (36,1 процента инвестиций, размещенных на предприятиях города), на транспортные предприятия - 1,2 млн.долларов США (33,5 процента), строительства - 1,0 млн.долларов США (28,8 процента).

Процесс привлечения иностранного капитала в экономику Автономной Республики Крым продолжается. Кроме традиционной для размещения иностранного капитала сферы охраны здоровья и социальной помощи в текущем году объектами инвестирования стали предприятия промышленности, гостиничного хозяйства, транспорта и связи, сельского хозяйства. В контексте внешнеполитического курса Украины, приоритетными целями межрегиональной деятельности автономии является достижение экономического эффекта, наращивание экспорта продукции отечественного производителя, наращивание экспорта продукции отечественного производителя, увеличение внешнеторгового товарооборота и поступления иностранных инвестиций.

Как отмечают эксперты, привлечение инвестиций из Турции является очень перспективным для экономики Крыма. Однако, по мнению профессора Никитиной, на сегодня многие попытки инвестиционного сотрудничества автономии с Турецкой Республикой оставались неудачными, что обуславливает низкий уровень привлеченных средств. "Четыре года назад в Феодосию прибыла делегация бизнесменов из Турции, которая предложила реализовать на территории свободной экономической зоны "Феодосия" грандиозный проект по созданию крупного торгово-промышленного комплекса, привела пример профессор Никитина. - Согласно этому проекту, поддержанному правительством автономии, комплекс должен был строиться на средства турецкой компании Molinex и включать в себя 42 цеха по производству продукции, множество магазинов, складов, объектов социальной сферы, административные корпуса и даже театр. Инвесторы пообещали вложить более 50 млн. долларов США и обеспечить работой более 5000 человек, однако после торжественной закладки строительства исчезли, а выделенный им земельный участок на въезде в город так и остался нетронутым. В Керчи тот же инвестор обещал строительство на территории "Порт Крым" нескольких сотен магазинов, мегамаркета электротоваров и супермаркета, ресторанов, парка развлечений и спортивного комплекса, концертного и конференц-залов, фабрик, ателье, офисов, рыбных хозяйств, складов и много другого. Предполагаемая сумма инвестиций для реализации проекта должна была составить около 100 млн. долларов США. Турецкие бизнесмены заверили, что за их проектом стоят правительство Турции, мощные холдинги, банки и государству 309 тыс. гривен за аренду участков и исчез. Еще одна турецкая фирма "Термаль-Керамик" отказалась от реализации на Джанкойском машиностроительном заводе инвестиционного проекта стоимостью 50 млн. долл. Данная фирма рассматривала проект по производству керамической плитки на базе завода. Однако в процессе согласования вопросов турецкая сторона пришла к мнению, что инвестиционный климат в Крыму неблагоприятен, и ею было принято решение о переносе проекта в Запорожскую область", - отметила Никитина.

В целом эксперты отмечают, что достаточно положительные результаты, демонстрируемые крымской экономикой, в последние годы могут формировать условия для естественного расширения притока капитала не только в форме краткосрочных финансовых вливаний, но и в виде долгосрочных инвестиций в отрасли реального сектора.

С этой целью 25 августа Мустафа Джемилев вместе с председателем Верховного совета Крыма Анатолием Гриценко, заместителем председателя меджлиса Ремзи Ильясовым и советником председателя меджлиса по экономическим вопросам Рустемом Умеровым провели отдельные встречи с премьер-министром Турции Реджеп Тайип Эрдогпном, с президентом Торгово-экономической палаты Анкары Синаном Айгюном, президентом Торгово-экономической палаты Турции Рифатом Хасарджилыоглу, государственным министром Турции Беширом Аталаем и президентом Агентства международного сотрудничества и развития Турции Хакан Фиданом, министром промышленности и торговли Турции Али Джошкуном, министром культуры и туризма Турции Аттилой Кочем. В ходе почти всех встреч обсуждались вопросы усиления делового сотрудничества между Турцией или отдельными её регионами с Крымом. В частности, Гриценко призвал турецкую сторону принять активное участие в реализации инвестиционного проекта по созданию промышленно-транспортного комплекса в порту Донузлав в Крыму стоимостью более двух миллиардов долларов.

Были также подняты вопросы об оказании помощи Турцией в строительстве историко-музейного комплекса "Азизлер" в Бахчисарае, соборной мечети в Симферополе, школ с крымско-татарским языком обучения, общежития для студентов вузов в Симферополе, выделения частот для крымско-татарского телеканала на турецком спутнике "Тюрксат", открытия в Крыму филиала одного из влиятельных турецких банков с целью стимулирования инвестиций турецких предпринимателей в экономику Крыма, урегулировании вопроса о взаимном признании дипломов студентов из Украины, обучающихся в Турции и турецких студентов, обучающихся на Украине.

Премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган заверил, что Турция будет и впредь оказывать достаточное внимание укреплению деловых связей с Украиной и Крымом. Он сказал, что внимательно изучит все представленные предложения вместе с государственным министром Беширом Аталаем и примет по ним соответствующие решения. Вместе с тем Реджеп Тайип Эрдоган сказал, что в Турции внимательно следят за событиями в Крыму, тем более, что в Турции проживают несколько миллионов потомков выходцев из Крыма, где имеют своих родственников и близких. По итогам встреч была достигнута договоренность, что в ближайшее время в Крым прибудет турецкая делегация для изучения форм решения обсужденных проблем.

Крымские эксперты считают, что с помощью экономических методов активизации инвестиционной деятельности и эффективного использования всех источников финансирования, при надлежащем государственном регулировании инвестиционного процесса Автономная Республика Крым имеет все возможности в инвестиционной сфере для обеспечения процессов экономического обновления и роста. Проработка и решение существующих проблем могут существенным образом стимулировать иностранных инвесторов к активности на крымском рынке, что, в свою очередь, станет благотворно воздействовать на развитие производительных сил региона, повысит конкурентоспособность предприятий Крыма.


Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.