| |||||
МЕНЮ
| Русско-японские отношенияРусско-японские отношенияВведение Традиционным стереотипом при определении советско-японских и российско-японских отношений является мнение, что они находятся в состоянии застоя. Действительно, отношения СССР и России с Японией отличались и отличаются от отношений с другими странами. Между нашими государствами до сих пор не подписан мирный договор. В истории отношений двух стран случалось разное. Были конфликты, войны, но были и позитивные моменты. В области торгово-экономических отношений, например, несмотря на небольшие объемы торговли, Япония всегда входила в пятерку развитых стран - торговых партнеров СССР. Стабильно развивались дипломатические отношения, культурные, научные и другие гуманитарные связи. Специфический характер отношениям СССР, а теперь России с Японией
придает территориальная проблема. Этот вопрос служит серьезным
препятствием для заключения мирного договора, а также и то, что до 1991
года ни один из советских руководителей не хотел посещать Японию. Это было
нарушением неписанных дипломатических норм, ведь японские руководители
четырежды побывали в СССР. Советская сторона рано или поздно должна была
побывать в Японии, это случилось только в 1991 году. Чем был обусловлен
этот важный шаг: сменой ориентации внешней политики с Запада на Восток, или
желанием стать полноправным членом сообщества государств - членов Азиатско- В своей работе я постараюсь раскрыть развитие политических, экономических, научных, культурных отношений между двумя странами, а также территориальную проблему, без решения которой, на мой взгляд, невозможно и дальнейшее улучшение отношений. В первой главе речь пойдет об отношениях между двумя странами до
развала СССР (1985 - 1991 гг.). Этот период знаменует важные перемены в
отношениях между двумя странами, в это время состоялся первый визит
советского руководства в страну восходящего солнца. После развала СССР
изменилась карта мира, появились новые государства участники международных
отношений. Если раньше стране приходилось ориентировать свою политику на
запад, то теперь настали другие времена, возросла роль Азиатско- Вторая глава посвящена российско-японским отношениям в 90-е годы. Это важный период в отношениях между двумя странами, ведь именно в этот период была подписана Токийская декларация, состоялся визит Ельцина в Японию. В этот период налаживаются новые связи молодой России со страной Восходящего солнца, появляются надежды на улучшение отношений. Для Японии это прежде всего возможность разрешить территориальную проблему в свою пользу. В третьей главе будет рассмотрена территориальная проблема в отношениях между двумя странами, ведь это является главным тупиковым моментом в дальнейшем развитии отношений. На мой взгляд, между такими крупными странами как Россия и Япония не должно быть никаких претензий друг к другу, тем более территориальных, между ними должна существовать тесная экономическая связь, так как расположены они в одном регионе. Наконец в последней главе я расскажу об экономическом и культурном и сотрудничестве между двумя странами, о том, какие совместные проекты были созданы для улучшения экономического партнерства между двумя странами. В своей работе я пользовался литературой отечественных и зарубежных
авторов. Среди книг отечественных авторов я бы хотел отметить монографию Я также пользовался статьями из журналов “Международная жизнь” и Глава I Российско-японские отношенияв период 1985 - 1991 годы. В марте 1985 года скончался Генеральный секретарь ЦК КПСС К. Черненко. В Японии положительно отнеслись к смене министра иностранных дел Первым пробным камнем для оценки такой стратегии должен был стать
визит министра иностранных дел в Японию. Японская сторона во главу на
переговорах ставила территориальный вопрос и проблему посещения японцами
могил своих родственников на территории СССР. Советская делегация ехала с
более широкими планами: обсудить проблемы безопасности в регионе, изучить
реакцию Японии на идею создания системы коллективной безопасности в Азии,
также целью было разрушить устоявшееся неприязненное представление о Визит Э. Шеварнадзе в Японию состоялся 15-16 января 1986 года[2]. В
ходе этого визита были подписаны соглашение о товарообороте и платежах на Итог переговоров был оценен обеими сторонами очень высоко. Советский министр подчеркнул, что ”мы не стремились к постановке максимальных задач и не драматизировали расхождения, а терпеливо и благожелательно выявляли возможности для сближения позиций. В итоге были выработаны неплохие соглашения, сделан заметный шаг вперед”[3]. Внимание наблюдателей привлекло еще и то обстоятельство, что советская сторона с большим вниманием выслушала японскую сторону по поводу территориального вопроса. В отличие от А. Громыко, который заявлял, что нет проблемы и нечего обсуждать, Э. Шеварнадзе беседовал с министром иностранных дел С. Абэ на эту тему в течение 4 часов. На удивление быстро осуществился ответный визит министра иностранных
дел Японии С. Абэ в СССР - уже в мае. В Москве снова продолжились
переговоры “по проблемам мирного договора, включая вопросы, которые могли
бы составить его содержание”[4]. Стороны договорились продолжить их в В Москве были продолжены переговоры о посещении японцами мест
захоронений их родственников на советской территории. В июне было
достигнуто соглашение об упрощенной, на основе взаимности, процедуре
посещения японскими гражданами мест захоронения их родственников. Для 11 сентября 1986 года МИД СССР, сделал послу Японии заявление в связи с тем, что японское правительство сообщило о решении вступить в переговоры с администрацией США об участии Японии в американской программе стратегической оборонной инициативы (СОИ). Советская сторона заявляла, что решение, принятое японским правительством, идет в разрез с заявлениями о готовности действовать в целях укрепления мира и снижения международной напряженности, способствовать прогрессу в советско-американских переговорах по ядерным и космическим вооружениям. В СССР эта программа воспринималась болезненно. Наметившиеся в ходе московских переговоров тенденции к улучшению не получили дальнейшего развития и в 1987 г. На этот раз причиной стала ситуация вокруг ракет СС-20, которые уничтожались по советско-американскому соглашению. Сначала СССР пытался сохранить 100 таких ракет в Азии, чтобы противостоять американскому ядерному оружию в регионе. Однако США не соглашались, так как не имели в регионе ракет средней дальности. Ситуация обострилась, когда премьер-министр Японии Я. Накасонэ предложил США разместить свои ракеты средней дальности на Аляске, чтобы СССР уничтожил свои в Азии. В августе 1987 года неожиданно для всех Горбачев согласился уничтожить ракеты, не требуя взамен ничего от США. Япония, однако, никак не отреагировала на эти действия. Более того, на следующий день она приняла решение присоединиться к американской программе СОИ. 25 января 1988 года новый премьер-министр Японии Н. Такэсита выступил в парламенте с речью о курсе своего правительства. В отношении СССР он заявил следующее: “Наш курс остается неизменным - установление стабильных отношений истинного взаимопонимания, базирующегося на заключении мирного договора на основе решения проблем северных территорий. Правительство постоянно придерживается этого курса и прилагает усилия к выводу японо- советских отношений из тупика и улучшению их”[5]. Действительно, 1988 год стал годом постепенного выхода двусторонних
отношений из кризиса. В конце января - начале февраля состоялось заседание
японо-советского и советско-японского комитетов по экономическому
сотрудничеству. Со стороны СССР демонстрировалось стремление понять позицию Важное значение для двусторонних отношений имел визит в Москву бывшего премьер-министра Японии Я. Накасонэ в июле 1988 года. Хотя официально он не представлял правительство Японии, но это стало сигналом к дальнейшему прорыву в двусторонних отношениях. Перед выездом в Москву Я. Накасонэ поставил перед советской стороной три условия: говорить о территориальной проблеме честно и откровенно, дать ему возможность выступить с докладом в научном институте и встретиться со специалистами, а также выступить по телевидению без цензуры. Все условия были приняты и Я. Накасонэ отправился в Москву. Его беседа с М. Горбачевым была откровенной и продолжалась два с половиной часа. Японский гость изложил аргументы по территориальному вопросу, акцентировал внимание на Декларации 1956 года, по которой СССР обещал передать Японии после подписания договора два острова и предложил свою схему развития отношений в этом регионе. В целом итоги визита были расценены как продвижение вперед, и это было действительно так, ибо СССР продемонстрировал готовность вести разговор по всем вопросам. Япония к середине 1988 года занимала самую жесткую позицию среди стран 18-21 декабря 1988 года состоялся визит министра иностранных дел Э. В соответствии с договоренностью, зафиксированной в совместном
советско-японском заявлении от 10 октября 1973 года, министры провели
переговоры, касающиеся мирного договора, в том числе вопросов, которые
могли бы составить его содержание. На переговорах министр иностранных дел На переговорах также обсуждались вопросы рыболовства в районе Южных Японское правительство, выразив разочарование тем, что позиция СССР по территориальному вопросу осталась твердой, положительно оценило тот факт, что СССР все же провел более откровенное обсуждение этой проблемы. 24 февраля 1989 года состоялись похороны императора Хирохито, скончавшегося 7 января. На церемонии присутствовали представители 163 государств. Такое количество глав государств, правительств и высоких представителей свидетельствовало о возросшей роли Японии в международных делах, ее экономическом и финансовом влиянии, поставившем Японию в ряд крупнейших государств мира. Однако СССР представлял не М. Горбачев, а первый заместитель Председателя Верховного Совета СССР А. Лукьянов. Отсутствие М. Горбачева японские политологи объясняли двумя причинами: На встрече министров двух стран в Нью-Йорке на заседании Генеральной Начало 1990 года ознаменовалось визитом министра иностранных дел Следует сказать, что этот план широко обсуждался в Японии, но остался практически незамеченным в СССР. В январе 1990 года Японию посетил первый президент РФ Борис Ельцин, который выдвинул план решения территориальной проблемы состоящий из 5 этапов. Согласно этому плану необходимо было развивать на островах совместную экономическую деятельность, демилитаризовать эти территории, заключить мирный договор, и лишь затем решать их судьбу. Однако этот план был встречен без восторга в Японии. Он стал расцениваться как как конкретное содержание курса на сбалансированное расширение отношений. Этот план расценивали как крайнюю уступку в отношении принципа “неразделения политики и экономики и даже как отход в сторону от основной политики в отношении СССР” На начало сентября 1990 года была запланирована очередная поездка Э. Первый раунд переговоров был посвящен ключевым международным вопросам
и, главным образом, событиям в Персидском заливе. Стороны подготовили
совместное заявление с требованием вывода иракских войск с территории На втором раунде переговоров советский министр предложил конкретные варианты двустороннего сотрудничества. Они включали в себя знакомство с военными доктринами друг друга, взаимное оповещение о крупных военных учениях. Не оправдались надежды японской стороны на то, что Э. Шеварнадзе объявит о демилитаризации Южных Курильских островов. Он ограничился замечанием, что советское военное присутствие на островах должно рассматриваться в более широком контексте дискуссии по мерам безопасности. На третьем раунде переговоров обсуждалась территориальная проблема и вопросы заключения мирного договора. Т. Накаяма выразил уверенность, что визит М. Горбачева благоприятно подействует на японо-советские отношения. В итоге японская печать отмечала, что визит Э. Шеварнадзе открыл новую страницу в японо-советских отношениях. Конец 1990 годов ознаменовался активизацией советско-японских
контактов. 1991 год стал годом визита первого советского руководителя в Визит президента СССР М. Горбачева начался, как это и планировалось, Страницы: 1, 2 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|