реферат, рефераты скачать
 

Союз России и Белоруссии


-обновление оптического производства новым компьютеризированным программно-переналаживаемым и экологически чистым оборудованием;

- развитие производства и обеспечения оптико-механическими и оптико-электронными приборами отраслей народного хозяйства;

-  создание на базе данного оборудования новых форм организации производства оптической элементной базы оптико-электронных систем и комплексов «двойного» назначения, максимально адаптированных к условиям рынка.

2. «Развитие дизельного автомобилестроения на период до 2008 года»

Основная цель – создание и организация производства автомобильной техники, отвечающей современным международным и перспективным требованиям по экологии, экономичности, безопасности и надежности.

Основные задачи программы: разработка конструкций и организация производства различных видов большегрузной автомобильной техники, силовых агрегатов, систем, компонентов и материалов, отвечающих требованиям норм ЕВРО-3 и ЕВРО-4 по экологии, безопасности, экономичности и надежности.

Программой предусматривается проведение НИОКР по разработке конструкций автомобилей, двигателей, топливной аппаратуры, электронных систем и других автомобильных компонентов, проведению сертификационных мероприятий в России и при необходимости – в Европе. Эти работы носят инновационный характер и обеспечивают создание конструкций для реализации в инвестиционных проектах, направленных на создание новых, реконструкцию и техническое перевооружение существующих мощностей по производству дизельной автомобильной техники, компонентов, электронных систем и материалов. Создание специализированных мощностей по компонентам и электронным системам учитывает потребность автосборочных и автобусных заводов России и Беларуси, не являющихся непосредственными участниками программы.

 В результате реализации программы ожидается:

- активизация и повышение эффективности экономики Российской Федерации и Республики Беларусь на основе развития производства на предприятиях автомобильной промышленности и в смежных отраслях;

- организация дизельного автомобилестроения, отвечающего перспективным техническим требованиям по экологии, безопасности и надежности, в количествах, удовлетворяющих основные потребности внутреннего рынка и государственные нужды;

- создание новых рабочих мест.

3. «Создание и организация серийного производства комплексов высокопроизводительных сельскохозяйственных машин на базе универсального мобильного энергосредства мощностью 200-450 л.с. на 2006-2009 годы»

 Цель программы – создание конструкции и освоение производства комплексов высокопроизводительных сельскохозяйственных машин на базе универсального мобильного энергосредства с двигателем мощностью 200-450 л.с. и его модификации повышенной проходимости для Нечерноземной зоны России с мощностью двигателя 210-280 л.с.

Программа решает следующие основные задачи: повышение технической оснащенности сельскохозяйственного производства за счет обеспечения его техникой повышенной энергонасыщенности; повышение эффективности сельскохозяйственного производства за счет увеличения использования сельскохозяйственной техники (комплексов УЭС) до 1000-1200 часов в год вместо 150-200 часов (узкоспециализированной) в настоящее время.

Программа реализуется в два этапа. Первый этап – проведение НИР и ОКР по созданию универсального мобильного энергосредства и его модификации повышенной проходимости для Нечерноземной зоны России, а также высокопроизводительных комплексов машин и комбинированных агрегатов, проведение испытаний на машиноиспытательных станциях России и Беларуси. Второй этап – подготовка совместного производства универсальных мобильных энергосредств, комплексов уборочных машин и комбинированных агрегатов на предприятиях Беларуси и России, организация центров по реализации и сервису новой техники в регионах России и Беларуси.

Применение комплексов машин на базе УЭС позволит сократить материалоемкость машинно-тракторного парка в 1,7-2 раза, повысить производительность труда на 40-60%, сократить расход топлива на 25-30%, вдвое уменьшить потребность в мощных дизельных двигателях, создать дополнительные рабочие места  на предприятиях России и Беларуси.

4. «Повышение эффективности производства и переработки плодоовощной продукции на основе прогрессивных технологий и техники»  

Основная цель – насыщение продовольственных рынков Беларуси и России конкурентоспособными продуктами питания из плодов и овощей отечественного производства в объемах и ассортименте, позволяющих удовлетворить покупательский спрос, повысить качество питания населения.

Для достижения этой цели необходимо реализовать такие конкретные задачи, как:

- разработка прогрессивных, экологически безопасных, ресурсо- и энергосберегающих технологий производства и переработки плодов и овощей;

- создание на их основе новой современной техники и освоение ее серийного производства;

- оснащение новой техникой белорусских и российских хозяйств и предприятий плодоовощной отрасли.

Выполнение Программы и дальнейшее использование ее результатов, то есть создание и внедрение современных безопасных ресурсо- и энергосберегающих технологий и конкурентоспособной техники для производства, транспортировки, послеуборочной доработки, хранения и глубокой комплексной переработки плодов и овощей позволит увеличить объемы производства, переработки и потребления населением плодоовощной продукции улучшенного качества и в расширенном ассортименте. [12]


3.3             Перспективы образования союза России и Белоруссии


Перспективы союза России и Белоруссии стали одной из наиболее важных проблем, обсуждаемых аналитиками. И это неудивительно, поскольку отношение к «братской республике» и к установившемуся там режиму является для россиян важным критерием при оценке адекватности самой российской власти.

В принципе, существует четыре сценария сближения России и Белоруссии:

1) полное поглощение,

2) продолжение нынешнего сближения на базе союзного договора,

3) сближение по типу ЕС,

4) самостоятельное развитие с надеждой объединиться когда-нибудь в «Соединенных Штатах Европы».

Поглощение Россией Белоруссии по образцу объединения Германии было бы наиболее эффективным и приемлемым вариантом для народов обеих стран. Разумеется, это повлекло бы за собой серьезные экономические издержки для России, однако, когда речь идет о стремлении братских народов к объединению, не следует измерять гармонию народных настроений экономической алгеброй. От такого развития событий более всего выиграл бы белорусский народ, так как для него закончилась бы эпоха экономической экзотики и неосталинской риторики. Впрочем, этот вариант является и наименее вероятным, поскольку белорусская правящая элита к нему совершенно не готова — для нее он равнозначен потере средств к существованию.

Продолжение движения в логике нынешнего союзного договора совершенно неприемлемо для России. Этот сценарий справедливо было бы назвать «ремонтом», т. е. состоянием неустойчивости и неопределенности, из которого участники ремонта могут извлекать личную пользу: ремонт всегда выгоден строителям. Расхождение таможенных тарифов, множественность валютных курсов, цены на энергоносители — эти и многие другие неурегулированные вопросы вредят союзу, однако выгодны отдельным участникам «строительства». Практика многих лет ремонта продемонстрировала его полную неэффективность — не только экономическую, но и политическую. Если посмотреть на эволюцию политических институтов России и Белоруссии, на произошедшие изменения в экономическом законодательстве двух стран, то нельзя не поразиться тому, как же далеко они разошлись друг с другом за годы сближения.

Объединение в «Соединенных Штатах Европы» может рассматриваться в качестве стратегической перспективы, однако этот сюжет не имеет прямого отношения к текущим проблемам и среднесрочным перспективам российско-белорусского союза.

Наконец, существует сценарий сближения, опирающийся на опыт западноевропейской интеграции, который становится весьма популярным. Строго говоря, опыт ЕС не может быть транслирован на российско-белорусские отношения непосредственно. Тому есть несколько причин. Во-первых, в ЕС объединялись народы, разделенные столетиями вражды и войн, тогда как в случае России и Белоруссии речь идет о народах, живших в составе единого государства. Во-вторых, в ЕС первоначально входили примерно равные по экономическому потенциалу страны. В-третьих, европейские страны имели примерно идентичные экономические и политические институты, тогда так в России и Белоруссии они различны и за прошедшие годы эволюционировали в противоположных направлениях. В-четвертых, реальная интеграция экономик наших стран уже сейчас гораздо ближе, чем была в послевоенной Западной Европе.

Следовательно, специфика отношений России и Белоруссии сама по себе еще не позволяет сделать однозначный вывод относительно перспектив использования опыта ЕС. Одни факторы создают предпосылки для более быстрой и более глубокой интеграции, другие, напротив, тормозят этот процесс.

Но существует еще один фактор сближения наших западноевропейских соседей, который принципиально важен для оценки перспектив российско-белорусского союза. Это близость базовых ценностей формирующих европейский союз народов. Наблюдая за поведением правящей элиты Белоруссии и, особенно, за решениями большинства белорусского народа на выборах, трудно сделать вывод, что российские и белорусские ценности находятся в одной системе координат. Можно спорить вслед за белорусской демократической оппозицией, на какой именно процент голосов мог бы рассчитывать Лукашенко при более честной системе выборов, однако вряд ли стоит сомневаться: большинство белорусских избирателей отдает предпочтение именно ему. О чем свидетельствует хотя бы опыт ЛДПР, в России политик подобного типа вряд ли получил бы большинство даже в самые тяжелые моменты посткоммунистической трансформации. И в этом глубочайшее расхождение между двумя странами.

Сказанное, однако, не должно закрывать дискуссию о необходимых шагах по формированию реального российско-белорусского союза. Политические обстоятельства, препятствующие этому союзу, могут отпасть, и тогда интеграция возобновится.

Для начала реального движения к объединению Белоруссия должна сама (хотя и с помощью России) пройти ту часть пути, которую Россия прошла за последнее десятилетие. Речь идет о восстановлении в Белоруссии реально функционирующей политической демократии, оздоровлении бюджета, принятии российской налоговой системы и таможенного законодательства. На этой базе можно начать и совместное движение к единой экономике.

Россия может и должна помочь братскому народу пройти свою часть пути. В самой же России весьма искаженно понимают эту помощь, предоставляя белорусскому правительству комфортные финансовые условия для существования — будь то дешевые энергоресурсы или кредитование бюджета. Между тем, как свидетельствует практика десятков стран (в том числе посткоммунистических), дешевые ресурсы не только не способствуют решению назревших проблем, но, напротив, тормозят преобразования.

Помощь нужна Белоруссии, прежде всего, в виде четкой политической позиции России и ее руководства относительно условий и направлений сближения двух стран, в виде технической помощи в осуществлении стабилизационных мероприятий и структурной реформы, в виде поддержки российского бизнеса, готового инвестировать в Белоруссию. И только в данном контексте имеет смысл обсуждать реальные возможности применения опыта формирования ЕС для создания союза России и Белоруссии. [1]


3.4             Результаты и перспективы экономической интеграции России и Белоруссии

 

Учитывая накопленный опыт, как положительный, так и отрицательный, необходимо выработать принципиально новую стратегию развития взаимоотношений между Россией и Белоруссией.

В рамках СНГ сформировался феномен разноскоростного интеграционного процесса, в результате которого на территории СНГ сложился ряд субрегиональных объединений с различными принципами взаимодействия. В связи с этим перед русскими и белорусами сегодня стоит сложная задача, во-первых, преодоления угрозы разобщения внутри союза и, во-вторых, использования преимуществ появления небольших группировок, которые могут ускорить решение практических вопросов взаимодействия.

Исходя из накопленного опыта интеграции и учитывая инерционность интеграционных процессов, дальнейшая стратегия развития взаимоотношений между государствами будет, как и прежде, строиться путем заключения двусторонних соглашений. 

Интеграционный процесс будет развиваться как сверху вниз, так и снизу – от реальных связей субъектов хозяйствования, от региональных программ к общегосударственным. При этом главный приоритет  будет отдан расширению и углублению рыночных основ интеграции, повышению роли предпринимательских структур в хозяйственном взаимодействии стран. Локомотивом и катализатором интеграционного процесса станут транснациональные корпорации, которые способствуют развитию межгосударственной торговли, расширению сбыта продукции на всей территории России и Белоруссии путем создания дочерних предприятий, производственных и торговых филиалов. [5]

Новая стратегия экономической интеграции России и Белоруссии включает основные принципы: прагматизм, совпадение интересов, взаимовыгодность двухстороннего сотрудничества, сохранение политического суверенитета. [2]

В краткосрочном периоде на первый план выходят конструктивные решения и четкие действия по активизации интеграции, завершение формирования полноценной правовой базы.  В долгосрочном периоде интеграционные процессы будут развиваться в направлении создания зоны свободной торговли через открытие национальных границ на пути движения товаров, услуг, труда, капитала, достаточно свободной, чтобы учитывать интересы и суверенитет государств. [7]

На сегодняшний день ощутимыми темпами растет взаимный товарооборот между Республикой Беларусь и Российской Федерацией, что является свидетельством необратимости процесса экономической интеграции двух стран. Итоги торгово-экономического сотрудничества России и Белоруссии за 2006 год свидетельствуют о том, что, несмотря на падение показателей в 2005 году, в целом тенденция последних лет к росту объемов товарооборота между Россией и Беларусью укрепилась. Темпы роста взаимной торговли в отличие от 2005 года, когда ее падение составило 10,6 %, в 2006 году были высоки и сопоставимы с темпами роста товарооборота Республики Беларусь со странами дальнего зарубежья. (таблица 1)

Таблица 1 - Взаимная торговля России и Беларуси в 2002-2006 гг., (млн. долл. США)

Товарооборот

2002 

2003

2004

2005

2006

2006
в процентах к 2005

Товарооборот
     в том числе:

9899,4

12481,8

17704,2

15834,0

19944,4

126,0

  экспорт России

5922,3

7601,9

11219,2

10118,2

13099,1

129,5

  импорт России

3977,1

4879,9

6485,0

5715,8

6845,3

119,8

Сальдо

1945,2

2722,0

4734,2

4402,4

6253,8

-


Товарооборот России с Беларусью в 2006 году составил 19,9 млрд. долл. США и вырос на 26% по сравнению с 2005 годом, в том числе экспорт в Беларусь - 13,1 млрд. долл. США (рост на 29,5%), импорт из Беларуси - 6,8 млрд. долл. США (рост на 19,8%). В 2006 году в основном сохранилась сложившаяся в предшествующие годы структура взаимного товарооборота.

По данным Минстата Республики Беларусь, по итогам 2006 года поступление иностранных инвестиций в Беларусь по сравнению с 2005 годом увеличилось в 2,2 раза и составило более 4,0 млрд. долл. США. Объем инвестиций из России в экономику Беларуси составил 398,7 млн. долл. США. [18]

Для построения полноценного альянса России и Белоруссии нужно выбрать определенную стратегию развития, лучше всего подходящую для особенностей экономического и политического уклада. Основными принципами должны быть прагматизм, совпадение интересов, взаимовыгодность двухстороннего сотрудничества, сохранение политического суверенитета.


Заключение

 

С момента подписания Договора «О создании Союзного государства» прошел ни один год. Наблюдая за достаточно успешным развитием сотрудничества, некоторые страны также выражают желание присоединиться к союзу. В настоящее время необходимо подчеркнуть, что при любых путях развития ситуации вокруг привлечения к Союзному государству самых экзотических "коалиционеров", сам этот союз для России и Белоруссии крайне важен. Сегодня фактически только Белоруссия "мешает" замыканию геополитической Балтийско-Черноморской дуги, превращающейся не только в "санитарный кордон" между Россией и Западом, но и в реальный плацдарм для всех форм экспансии на российскую территорию. Если такое замыкание произойдет, речь пойдет уже о дележе территории самой России по тем или иным стратегическим схемам. [10]

Кроме того, Белоруссия исключительно важна для России и как единственный по сути (в отсутствие Украины и Прибалтики) выход в Европу для транспортно-коммуникационных маршрутов (железные и автомобильные дороги, газопроводы и нефтепроводы, ЛЭП и т.д.). Уход Белоруссии из зоны "российской союзности" будет означать резкое наращивание уровня геополитической и геоэкономической изоляции нашей страны.

Наконец, Белоруссия и Россия, хотя бы в силу унаследованной структуры своих хозяйственных комплексов, являются друг для друга пока незаменимыми производственно-технологическими партнерами и взаимодополняющими рынками, лишиться которых для каждой из республик будет крайне болезненно. [13]

Но и у Белоруссии в обозримом будущем иных серьезных союзников, кроме России, нет и скорее всего не появится. Таким образом, в сегодняшней ситуации нарастания экономической слабости и политической изоляции, действительное укрепление и углубление союзных отношений России и Белоруссии практически безальтернативно.

В настоящее время Республика Беларусь и Российская Федерация последовательно продвигаются по пути интеграции. Двусторонние отношения носят позитивный и динамичный характер. Усилия руководства двух стран направлены на выработку оптимальной модели дальнейшего сотрудничества Беларуси и России в рамках Союзного государства. [17]

С точки зрения Запада, политика долгосрочного объединения России и Белоруссии — дело свободного выбора обоих государств, постольку, поскольку оно соответствует принятым в ОБСЕ стандартам «свободного и честного» волеизъявления. В идеальном случае такая политика привела бы к положительным результатам, если бы влияние России на внутреннюю политику Белоруссии способствовало возвращению к демократии, плюрализму, свободе прессы и привело к оживлению структурной реформы и приватизации, к повышению компетентности. Но, несмотря на это, сотрудничество двух стран приносит достаточно ощутимые результаты. [16]

Список использованных источников

 

1.                 Азар И. «Перспективы создания союза России и Белоруссии» - электронная газета, 29.05.2007

2.                 Акименко В. Союз России и Белоруссии уже не актуален? - служба мониторинга «Би-би-си», 22.10.2004

3.                 Бородин П. Союзное государство России и Белоруссии – новая геополитическая реальность// газета «Ведомости», – 2006. – С. 8-9

4.                 Виркунен В. Чем «грозит» союз?// газета «Аргументы и факты», – 2002. - №22 (867). – С.10

5.                 Гамов А. Почему мы никак не построим союз России и Белоруссии?// газета «Комсомольская правда», - 2007. – С.14

6.                 Заявление Государственной Думы в связи с восьмой годовщиной единения народов России и Белоруссии – Москва 2.04.2004 №330-IV ГД

7.                 Лукашенко: Россия не желает строить союз с Белоруссией -информбюро «Грани.ру», 07.09.2002

8.                 Мах В. Россия и Белоруссия в союзном тупике// газета «Ведомости», - 2004. – С.16

9.                 Мейнвилл М. Новые шаги к союзу России и Белоруссии// The Washington Times, - 2005. – С.2-4

10.            Нетреба П., Свирко Ю., Рыбальченко И. Союз России и Белоруссии распался на три вопроса// газета «Аргументы и факты», - 2005. – С.22-23

11.            Никитин В.П. Союз России и Белоруссии и возможные конфигурации// альманах «Школа целостного анализа», - 2002. -  выпуск 5.

12.            Официальный сайт посольства Белоруссии в Российской Федерации

13.            Плотников А.Ю. Союзное государство Белоруссии и России: современное состояние и перспективы развития// доклад экспертного совета Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по безопасности, - 2005.

14.            Россия – государства СНГ: взаимодействие в базовых отраслях промышленности / Мельников В.А., Спиридонова Е.Э., Клюквин В.И., Зайцев А.А. и др.. Под ред. Мельникова В.А. М.: ЗАО «Издательство Экономика», 2001. – 261с.

15.            Рыжков В.А. Развитие российско-белорусских отношений в рамках союзного государства// информационный сайт 2007

16.            Союз России и Белоруссии: в основе интеграции лежат интересы братских народов// сайт новостей экономики, политики и бизнеса, 04.04.2007

17.            Союз с Белоруссией: споры продолжаются// сайт электронной газеты, 21.01.2005

18.            Союз России и Белоруссии: цифры и факты - группа компаний «Monitoring.ru» 29.03.2002

19.            Тиммерманн Х. На пути к авторитаризму? Учебник. – М.: Мировая экономика и международные отношения, 2003. – 303 с.

20.            Фадеев А. Время работает против союза России и Белоруссии// информационно-аналитический портал «Материк», 30.03.2006

21.            Федоров В., Петухов В. Россия и Беларусь: есть ли будущее у союза?// РИА Новости, 05.02.2007

22.            Экономические стратегии стран СНГ и Россия: Монография. – М.: Изд-во РУДН, 2003.



Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.