| |||||
МЕНЮ
| Структурные особенности экономики СШАp> Наименее благоприятными для экономики США были 70-е годы, когда имел место самый серьезный за послевоенный период спад 1974-75 гг. и в целом темпы роста были заметно ниже чем в других развитых регионах притом в этот же период наблюдалась самая высокая за послевоенный период инфляция, что даже дало основания для появления термина стагфляция. Так называемый индекс неблагополучия, представляющий сумму годового темпа роста стоимости жизни в процентах и среднегодовой нормы безработицы в процентах превышал 15, а в отдельные годы достигал 20, тогда как удовлетворительным обычно считается уровень ниже 10. В настоящее время этот показатель составляет около 8.1 В 70-е годы заметно замедлился рост средней реальной заработной платы в промышленности, причем эта стагнация продолжалась и в следующем десятилетии. В итоге даже в 1996 году средние реальные часовые и недельные заработки в несельскохозяйственном секторе оказались меньше, чем в 1970 году. Повышение национального дохода на душу населения достигалось за счет других факторов: увеличение числа работающих в семьях, трансфертных выплат, доходов от предпринимательства и капитала. Темпы роста экономики были низкими лаже в конце 80-х начале 90-х годов 1.5 Сбережения, инвестиции, структурные сдвиги На протяжении всего послевоенного периода экономику США отличают от
экономики других стран более низкая норма личных сбережений и более низкая
норма народнохозяйственного накопления. В среднем за 1992-1995 гг. норма
личных сбережений (не расходуемая на потребление доля располагаемого
дохода) составляла (%): в США — 4.7, Японии — 13.2, Германии — 12.8, во Можно полагать, что эти тенденции (не менее отчетливые в более ранние
периоды) отчасти ответственны за относительно более низкие темпы роста в На протяжении последних трех-четырех десятилетий основные
статистически значимые сдвиги в структуре валовых капиталовложений:
увеличение доли вложений в жилищное строительство (в настоящее время около В технологической структуре инвестиций произошли и происходят
интенсивные сдвиги, отражающие высокий темп научно-технического прогресса. Структурные сдвиги, связанные с характером инвестиций, находятся под воздействием государственной промышленной политики. В США она отличается меньшей централизацией и менее формализованным характером, чем в ряде стран. В частности, нет никакого особого федерального органа, ответственного за это дело. Возможно, это уменьшает бюрократизм, создает больше гибкости в отношениях государства с фирмами. Помимо участия в финансировании и проведении НИОКР, основными орудиями промышленной политики являются федеральная контрактная система, в рамках которой исполнителями заказов выступают частные фирмы; инновационная политика, проводимая с помощью налоговых, таможенных и других рычагов; амортизационная политика, обеспечивающая ускоренные сроки списания оборудования и, тем самым, экономию на налогах: федеральные программы целевые и системные комплексы мероприятий для достижения определенных результатов, которым придается фундаментальное значение. Глава 2. Макроэкономическая политика правительства Б. Клинтона Двенадцатилетнее правление в Белом доме республиканских президентов Р. Администрация Б. Клинтона сразу же пошла по пути глубокого пересмотра всего комплекса консервативной бюджетной политики. Однако выработка конкретного содержания этого пересмотра в реальных условиях 90-х годов оказалась весьма сложной не только из-за оппозиции республиканцев в конгрессе, а прежде всего из-за того, что творцы макрополитики Клинтона столкнулись с "незаконченной работой" Дж. Картера — с задачей серьезного и одновременно преемственного обновления "демократической и экономической концепции", по-прежнему рузвельтианской и кейнсианской в своей основе. И хотя выбор здесь был сделан во многом по прагматическим соображениям, и в теории, и в практике Клинтон все же пошел в русле обновленной демократической традиции. О "классическом" кейнсианском стимулировании совокупного спроса бюджетным инструментарием почти не говорилось, фактически же "этатисткий стержень" макроэкономической концепции, несмотря на существенную корректировку, все же сохранился. Однако бюджетная стратегия, вписанная в эти концептуальные рамки, кардинальным образом изменялась, реагируя не только на сдвиги почти двадцатилетней "эпохи инфляции", но и на конкретные итоги "консервативного двенадцатилетия" — прежде всего, на беспрецедентный рост несбалансированности федерального бюджета; ее превращение в так называемые структурные бюджетные дефициты, интенсивное накопление федерального государственного долга. Именно поэтому, несмотря на "анонимное" обращение к кейнсианским
фискальным основам экономической концепции демократической партии, Клинтон Бюджетный план Клинтона, построенный вокруг неотложной задачи
сокращения федерального дефицита и — после осязаемой "консервативно-
республиканской" корректировки, — вступивший в силу в августе 1993 г.,
действительно оказался весьма масштабным. Он (по разным оценкам)
предполагал суммарное сокращение федерального бюджетного дефицита на 500- Конкретно программа Клинтона (1993 г.) предполагала следующие главные элементы. Во-первых, были значительно повышены основные федеральные налоги — индивидуальный, подоходный и на доходы корпораций. Так, максимальная базисная ставка подоходного налога была увеличена до 36% и дополнительно введен 10-процентный налог (прибавляемый к основному) для лиц, зарабатывающих свыше 250 тыс. долл. в год, что было явным и резким отходом от всей экономической тенденции 80-х годов в налоговой сфере. В том же русле шло и проведенное Клинтоном повышение прогрессивности
налоговой шкалы для прибылей бизнеса. Скорректировав систему, установленную Если учесть в этом контексте и ряд других "селективных" налоговых мер администрации демократов — прежде всего, весьма резкое увеличение так называемого "налогового кредита" размером до 3 тыс. долл. в год для работающих малоимущих (примерно 15 млн. американских семей), — то расхождения бюджетной политики Клинтона со стратегией его консервативных предшественников становятся еще более контрастными. На это же указывает и анализ запланированных и реализованных
сокращений федеральных расходов. Несмотря на значительное урезание
расходной части федерального бюджета (в 1998 г. на примерно 60 млн. долл.
дополнительных налоговых сборов должно быть сэкономлено почти 90 млрд.
долл. расходов) явственно просматриваются прежние рузвельтианско-
кейнсианские подходы, особенно в установках на сохранение разумной
социальной инфраструктуры современной рыночной экономики. Особое место
занимает то, что Клинтон и его экономические советники называют Предупреждая об опасностях республиканского пренебрежения фундаментальными условиями "экономического будущего" США, Клинтон специально подчеркивал: "Наш суммарный бюджетный дефицит замаскировал другой, также тревожащий дефицит — дефицит таких общественных инвестиций, которые закладывают фундамент процветания частного сектора". Он указывает, что "сокращение дефицита за счет общественных инвестиций было и продолжает быть деструктивным". В целом, политика администрации Клинтона, особенно на первом этапе,
показывает, что в решении неотложных проблем американская экономика пошла
по пути сохранения экономической и финансовой традиций, хотя и
приспосабливая ее к новым хозяйственным и социально-политическим реалиям. Не только вследствие начала очередного циклического экономического подъема в США, но и ввиду макроэкономической правильности своих стратегических хозяйственных мероприятий, администрации Клинтона, по крайней мере в 1993 г. — первой половине 1996г., удалось добиться экономических приемлемых хозяйственных результатов. Во-первых, правительству демократов удалось серьезно улучшить, если не переломить, крайне негативную ситуацию с федеральным бюджетным дефицитом. В результате бюджетных мер администрации (и ускорения экономического роста после кризиса начала 90-х годов* резко понизился годовой уровень федеральных дефицитов. При этом значительно улучшился показатель структурного дефицита, и по отношению к ВВП федеральный бюджетный дефицит упал до уровня начала 70-х годов. Это — впервые с 1989 г. — приостановило относительный рост государственного долга и, существенно снизив государственный спрос на кредитные ресурсы (национальные сбережения, прежде всего), имело многосторонние позитивные экономические последствия. Во-вторых, благодаря реалистичной и сдержанной бюджетной макрополитике Однако не столько парадокс политической эволюции США, отдавший победу
на промежуточных выборах в Конгресс осенью 1994 г. республиканцам, сколько
влияние глубинного экономического течения, сформировавшегося к началу 80-х
годов и трансформировавшего всю послевоенную систему американской В какой-то мере такой поворот событий отражал определенный просчет
самой администрации Клинтона, особенно творцов ее экономической (и
социальной) политики. Не предлагая "четко окрашенной" концептуальной схемы,
а фактически потихоньку дорабатывая реформаторские элементы либерально-
кейнсианской стратегии, появившиеся еще при Дж. Картере, она не смогла
предложить убедительную социально-экономическую альтернативу основным
экономическим принципам "нового экономического консерватизма". Более того,
тактическое маневрирование Клинтона после выборов в Конгресс 1994 г.
фактически означало интеграцию в установки демократов, хотя и в
модифицированном виде, центральных идей "консервативной волны" 80-х годов. Реальный вопрос, однако, заключается сегодня в том, может ли американская экономика, ее федеральные финансы позволить себе такую политику еще раз. И ныне этот вопрос стоит много острее, чем в 1981 г., когда Рейган провел через Конгресс свою "неортодоксальную бюджетную программу", поскольку последствия "рейганомики" в форме огромных бюджетных дефицитов и почти неконтролируемого разрастания государственного долга удалось приглушить только сейчас. В этой связи нельзя не подчеркнуть, что, пытаясь не уступить республиканской партии политически выгодную экономическую "тему", Клинтон и его советники проявили известную последовательность. Не отвергая принципиально нового сокращения федеральных налогов, они попытались поставить его в жесткие экономические рамки, "созвучные" первоначальной макрополитике администрации. Президент Клинтон по этому поводу прямо заявил: "Любое предложенное сокращение налогов должно быть компенсировано — либо путем повышения других налогов, либо сокращением расходов, — чтобы оно не привело к раздуванию федерального бюджетного дефицита". Тем не менее, правительство Клинтона, реагируя на вызов республиканцев, существенно скорректировало свою первоначальную политику, включив в нее (с начала 1995 г.) специфический пакет сокращения налогового бремени для американского "среднего класса". "Сохраняя импульс нашего продвижения по пути сокращения дефицита, — заявил президент в начале февраля 1995 г., — мы взяли обязательство облегчить налоговое бремя для американцев, составляющих "средний класс", который больше всего в этом нуждается...''.1 Это был, бесспорно, определенный рубеж в эволюции макроэкономической политики демократической администрации и, как показало более конкретное развитие цитированной общей установки Клинтона (в 1996 г.), — новая веха в адаптации макроэкономической концепции демократической партии США к условиям 90-х годов. Зажатая между императивами дальнейшего сокращения бюджетного дефицита
и нового существенного понижения уровня налогообложения, администрация Представляется, что усилив в этом синтезе трудно совместимые противоположности демократической социально-экономической стратегии, правительство Б. Клинтона сделало шаг в направлении реализма и развития того финансово-хозяйственного успеха, который был достигнут им в 1993-1995 гг. Различия в концептуальных подходах основных политических партий США к
экономическому курсу лишний раз подчеркивают, что итоги президентских
выборов 1996 г. будут иметь глубокие последствия для дальнейшего
направления эволюции всей современной системы "смешанной экономики" в Заключение В заключении своей работы хочется подвести итог всему вышесказанному и попытаться спрогнозировать развитие экономики США. В следующие 10-15 лет среднегодовой прирост ВВП будет на уровне 2.4-2.85 с возможными колебаниями от небольших минусовых значений (рецессий) до 5-6% (подъемов). Как глубокий экономический кризис (масштаба 30-х годов), так и годовая инфляция 10-12% представляется маловероятными. При таких темпах экономического роста и развитии уже обозначившихся структурных сдвигов безработица не будет особенно острой проблемой, хотя и не уменьшится по сравнению с последними годами (5-6% рабочей силы). Доля США в мировом ВВП, немногим превышающая 20%, может снизиться до Библиографический список
Клинтона // Мировая экономика и международные отношения, №5, 1997. "Экономпресс", 1997. — 416 с. XXI в // США экономика, политика, идеология, №9, 1998. США экономика, политика, идеология, №11, 1998. — М.: Дело, 1996. — 848 с. Новый Юрист, 1998. —176 с. "Экоперспектива", 1998. — 462 с. Доработка Народное хозяйство представляет собой сложную систему, состоящую из многих макроэкономических элементов, теснейшим образом связанных друг с другом. Соотношение между этими элементами и есть экономическая структура. Экономическая структура имеет огромное значение для сбалансированности народного хозяйства, его эффективного и устойчивого роста. Так, успех в экономическом росте большинства стран, в частности США, в немалой степени объясняется глубокими структурными изменениями, обеспечившими общий динамизм производства и другие положительные качественные изменения. Структура экономики — многоплановое понятие, рассматривать ее можно с
разных точек зрения, отражающих соотношение различных элементов
хозяйственной системы. Обычно выделяют социальную, отраслевую,
воспроизводственную, региональную и внешнеторговую структуру. США — это государство в Северной Америке, площадь которого 9363,2 тыс. кв. км. и численностью населения 243,4 млн. чел. (85% — белого населения, около 12% — негры, около 3% — представители иных рас). 1 Люсов А.Н. Модели рыночной экономики // Деньги и кредит, №1, 1993. Стр. 1 Сергеев П. В. Мировое хозяйство и международные экономические отношения
на современном этапе: Учебное пособие по курсу "Мировая экономика". — М.: 1 Аникин. А. В. Экономика США на исходе века: итоги и проблемы. // Мировая
экономика и международные отношения, 1998 г. №11. Стр. 29.
Страницы: 1, 2 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|