| |||||
МЕНЮ
| США и Канада в АТР: набор рефератовСША и Канада в АТР: набор рефератовСАНКТ – ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФАКУЛЬТЕТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ Кафедра Североамериканских исследований Реферат на тему: Япония и военно-стратегическая политика США Выполнил студент: Попов П. В. Санкт-Петербург, 2002 г. Япония - ключевой союзник и торгово-экономический партнер США в Азиатско-
тихоокеанском регионе. Рамки и параметры взаимодействия двух стран в
основном определены, в обозримом будущем они скорее расширятся и
усложнятся, чем сократятся. Фактически речь идет о едва ли не
беспрецедентном симбиозе, проявляющемся в военно-политическом союзе и
теснейшей экономической взаимозависимости при глубинном совпадении
объективных национальных интересов США и Японии. К существующему ныне
положению стороны шли непросто, преодолевая отчужденность и взаимное
недоверие военных лет, а позднее, в 60–70-е годы, раздражение американцев
наплывом японских товаров и ростом дефицита в торговле с Японией, а также
недовольство японцев доминированием США в вопросах внешней политики. Получившее в последние годы широкое распространение на острове Окинава и в других районах дислокации американских военнослужащих движение против американских военных баз, разумеется, несет в себе сильный антиамериканский заряд. Характерно, однако, что участники движения за редким исключением, не требуют выхода Японии из договора безопасности с США. Статья 9 Конституции Японии (принята в 1947 г.) гласит, что Япония
никогда не будет создавать “сухопутные, воздушные или морские вооруженные
силы, а также любой другой военный потенциал”. Однако уже в 1950 г, во
время корейской войны, в Японии была создана национальная милиция, которая
послужила основой для формирования Сил Самообороны в 1952 г. В 1954 г. было
создано Министерство обороны (Japan Defense Agency, JDA), и сформированы
сухопутные, воздушные и морские подразделения Сил Самообороны. Они призваны
защищать территорию Японии, ее прибрежные воды, воздушное пространство
страны и морские пути сообщения протяженностью в 1000 морских миль (1852
км). Конституция Японии запрещает производство или хранение ядерного оружия
и торговлю оружием. Тем не менее, в 1983 г. было подписано двустороннее
соглашение, которое дает Японии право продавать свои военные технологии в 20 мая 1957 г. был утвержден имеющий долговременное доктринальное значение «Основной курс в области национальной обороны» («Кокубо-но кихон хосин»), который, несмотря на нарочитую расплывчатость формулировок, выдвигал задачу «развивать эффективные оборонительные возможности» в пределах, необходимых для «самостоятельной обороны в соответствии с национальной мощью и положением дел в стране» при опоре в ведении военных действий с внешним противником на «совместную с США систему обеспечения безопасности» (Боэй хакусё Белая книга по обороне. - Токио, 1970, с. 29). 19 января 1960 г. Япония и США подписали Договор о сотрудничестве и
безопасности, который стал в дальнейшем основой для оборонительной политики
альянса на Тихом океане. В 70-е годы в основу подходов к проблемам
безопасности государства в Японии был положен принцип опоры при достижении
национальных военно-политических целей на собственные силы («дзисю»),
который нашел свое обоснование в официальном правительственном докладе Сейчас в Японии находятся около 47 тысяч американских солдат, из них 28
тысяч – на острове Окинава. В Японии базируются 5-я Армия ВВС США Вовлеченность США в обеспечение безопасности в этом регионе реализуется через двусторонние договоры и соглашения с отдельными странами. При этом издавна муссируемые слухи о скором перерастании разрозненных двусторонних договоренностей в более или менее слитную оборонительную систему мало соответствуют реальному положению вещей. В конце концов даже ближайшие союзники США – Япония и Южная Корея – не готовы к военному сотрудничеству между собой. В Японии к тому же действуют конституционные ограничения на участие в системах коллективной безопасности. Таким образом, то, что в Европе уже удалось сделать США в рамках
коллективных решений НАТО, в АТР приходится продвигать почти исключительно
на основе своего рода “пилотных проектов”. Главным и пока единственным
таким проектом является как раз расширение географической сферы военно-
политического сотрудничества с Японией. Список районов, откуда может
исходить гипотетическая угроза безопасности Японии, достаточно очевиден – Раннее стратегия и тактика американо-японского альянса определялись Старые “Основные направления” к 1996 г. уже совершенно не отвечали своему назначению. Ситуация в мире после окончания “холодной” войны изменилась. Иными стали отношения между государствами, типы военных угроз, способы ведения войны, соотношение сил в мире. во-первых, исчез СССР, и биполярный мир превратился в однополярный. во-вторых, появился новый тип военных конфликтов. Это локальные кровопролитные стычки без применения оружия массового поражения. в-третьих, в последнее десятилетие к обычным видам терроризма добавились новые типы террористических действий. в-четвертых, ядерных стран стало намного больше. в-пятых, одновременно с тем, что помаленьку ведется новый передел мира, этот самый мир “глобализуется”. в-шестых, изменяется структура мировой экономики Еще до теоретического обоснования новой концепции безопасности многое во
внешней политике Японии изменилось. В 1995 г. были приняты новые Как известно, 1990-е годы ознаменовались небывалым ростом локальных войн
в разных местах земного шара. Их прекращению Япония способствовала в
основном деньгами. После иракского вторжения в Кувейт в 1990 г. (поворотный
пункт для японской внешней политики) она поддержала суровые санкции ООН и
выделила на “войну в Заливе” 14 млрд долларов. С 1993 г. около 300
миллионов долларов получили палестинцы на организацию своего
самоуправления. Дальше – больше: Косово обошлось Японии в 200 млн долларов, Тем временем в мире стали выказывать недовольство тем, что Япония всегда
норовит “откупиться” и спрятаться от активного участия в мировых проблемах
за Конституцией. Поэтому японцам (в основном, это были гражданские
специалисты) пришлось поучаствовать в нескольких миротворческих операциях Настоящие баталии разгорелись в японском обществе по поводу Косово. 1. характер участия не должен противоречить Конституции Японии; 2. действия правительства в этой связи должны поддержать граждане 3. правительство должно быть уверено в том, что присутствие японских подразделений принесет действительную пользу, а также в том, что Япония сможет снабжать свои части всем необходимым и поддерживать с ними надежную связь. В ближайшем будущем давление на Японию – начиная с участия ее
представителей в миротворческих операциях и заканчивая изменением Недостаточность экономических рычагов для защиты своих интересов - только одна из причин, по которым Япония вынуждена сейчас отказаться от роли “денежного мешка” в политике. Не в последнюю очередь здесь “поработал” азиатский экономический кризис 1997 г., который чуть не погубил “молодых тигров” Восточной Азии и серьезно пошатнул японскую экономику. В экономическом отношении Япония и США сейчас являются взаимозависимыми
странами. Япония находится на третьем после Канады и Мексики месте среди
торговых партнеров США. Общий объем торговли с ней за первые восемь месяцев Экономические отношения США и Японии в течение многих лет омрачались
постоянным торговым дефицитом США. Превышение импорта из Японии над
экспортом американских товаров в эту страну достигло максимума – 65,7 млрд
долларов – в 1994 г. и с тех пор постепенно уменьшалось. За первые восемь
месяцев 1999 г. этот дефицит составил около 46,8 млрд долларов. Многие
специалисты полагают, что теперь, после окончания “холодной” войны, когда
угроза СССР не толкает больше США и Японию к сближению, экономика внесет
разлад меж бывших друзей. Действительно, пока что вопрос о доступе
американских фирм на японский рынок только обострялся год от года. Во время В результате США своими руками “вскормили” себе главного экономического соперника. Сейчас Япония является одним из главных инвесторов в американскую экономику, тогда как у нее самой объем зарубежных прямых инвестиций составляет 0,13 % от ВВП, или в 11,5 раз меньше, чем соответствующий показатель у США. Дефицит в торговле с Японией остается одним из самых уязвимых мест в
отношениях двух стран. Во-первых, это значительная доля общего торгового
дефицита США (который составляет на данный момент более 200 млрд долларов и
является самым большим в мире). Во-вторых, сама структура торговли с 75,6% импорта из Японии составляет продукция машиностроения и средства
транспорта. На них же приходится и 42,37% американского экспорта в Японию. Финансовый кризис 1997 г. укротил строптивую Японию, сделал ее более уязвимой и вынудил больше подчиняться давлению США. Поэтому 1998 и 1999 г. прошли относительно спокойно, без больших “торговых” кризисов. С одной стороны, сейчас Япония вынуждена изо всех сил развивать торговые
отношения со своим главным партнером, увеличивать долларовые банковские
активы и “привязывать” иену к доллару, а также открывать свои рынки для
товаров и капиталов США. С другой стороны, такая зависимость от Соединенных Официально земли на острове Окинава (самом большом из архипелага Хотя 70% японцев положительно относятся к американцам, на Окинаве этот показатель гораздо ниже после серии громких дел, связанных с преступлениями американских военнослужащих. Оппозиционная Демократическая партия Японии выступает за полное выведение американских войск с территории Японии и надеется добиться этого к 2010 г. В переговоры с США по созданию системы противоракетной обороны Япония
была вовлечена еще с 1987 г. Тогда обе страны подписали “Соглашение об
участии Японии в исследованиях по стратегической оборонной инициативе”. Два
совместных исследования доказали, что создать такую систему для Японских
островов в принципе возможно. В 1993 г. была образована рабочая группа,
которая в 1994 г. рассмотрела различные варианты структуры ПРО и
остановилась на американской стратегической системе морского базирования,
переработанной для японских условий. В декабре 1998 г. Совет безопасности В отличие от США, Япония пока не объявила формально о создании ПРО и не
начала полномасштабных работ, в основном, из-за последствий финансового
кризиса. Но несколько важных событий в этой сфере все же произошло. Во-
первых, после принятия новых “Основных направлений” 1997 г. значительно
расширилось пространство, которое теперь предстоит защищать японским Силам Стратегия США в Восточной Азии – лишь часть общей стратегии США по
обеспечению своих национальных интересов. Следует помнить, что Соединенные Политика США в отношении Японии основывается на двух требованиях из трех: “формировать” и “готовиться”, причем скорее на последнем. Тесное сотрудничество между Соединенными Штатами и Японией в области
безопасности и внешней политики заставляет предположить, что в этом регионе Все эти особенности существенно осложняют политику США в отношении Приложение СОТРУДНИЧЕСТВО МЕЖДУ США И ЯПОНИЕЙ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ Американо-японский договор о взаимном сотрудничестве и безопасности
вошел в силу 23 июня 1960 г. Согласно условиям этого договора в Японии
развернута авианосная группа, Третья экспедиционная группа морской пехоты, Японские силы самообороны постепенно наращивают свой потенциал и несут основную ответственность по обеспечению национальной безопасности с применением обычных вооружений. Задача сил самообороны (которую США поддерживают) - обеспечивать защиту территории Японии, ее территориальных вод и воздушного пространства, а также морских путей сообщения на расстоянии до одной тысячи морских миль. Придерживаясь своего политического курса, Япония отказалась от ядерных вооружений и запретила продажу оружия и военной техники за границу. 1996 г. Президент и премьер-министр Хасимото приняли совместную
декларацию по вопросам безопасности, в которой были отмечены достижения
двустороннего сотрудничества в деле обеспечения мира и стабильности во всех
странах Азиатско-тихоокеанского региона. В сентябре 1997 г. Соединенные Литература
1998 №1 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|