реферат, рефераты скачать
 

Торгово-экономическое сотрудничество России и ЕС


Особую и неоднозначную роль играют и новые страны-члены ЕС, вступившие в Евросоюз весной 2004 года. Большинство из них отстаивает откровенно жесткую линию по отношению к современной России, стремится блокировать пророссийские инициативы Франции, Германии или Италии внутри ЕС, закрепиться в роли «главных авторов» политики ЕС в отношении России и расширить свое влияние на пространстве СНГ. Вместе с тем, как отметил ряд участников ситанализа, сохраняющиеся торгово-экономические и человеческие связи с бывшими союзниками СССР по «социалистическому лагерю» дают российской стороне некоторые дополнительные возможности в отношениях с ЕС, которые было бы ошибочно игнорировать. Новые страны подчас испытывают дискомфорт в связи с усилением централизации принятия решений в ЕС. Это также создает для России определенное пространство для маневра.

С недавним расширением ЕС связана и проблема калининградского транзита. По мнению всех участников ситанализа, России не стоит рассчитывать на введение ЕС каких-либо специальных режимов передвижения российских граждан на данном направлении. Единственным условием, при котором такой спецрежим может быть введен, является гипотетическое установление контроля Евросоюза над регионом и де-факто утеря российского суверенитета над данной территорией.

Подавляющая часть экспертов (85 %) согласилась, что согласованное на сегодняшний день «решение» проблемы свободы передвижения людей и грузов между Калининградом и другими регионами России не удовлетворительно, и может рассматриваться как провал российской стороны. Де-факто существующий формат транзита ничем не отличается от полноценного визового режима, причем право предоставления транзитных документов принадлежит иностранным государствам и носит разрешительный характер. Происходит резкое удорожание грузового транзита.


Также маловероятно заключение отдельных двусторонних соглашений об облегчении режима транзита, не противоречащих Шенгенским правилам, как в случае с аналогичными соглашениями между Россией и Германией, Россией и Францией.

 

1.3. Сценарии развития отношений Россия – ЕС

Что касается наиболее благоприятного, с точки зрения развития России и будущего отношений с ЕС, сценария развития отношений после 2005–2007 гг., то мнения экспертов, принявших участие в дискуссии, разделились.

Большая часть экспертов (65 %) считает, что России выгодна тактическая пауза (но никак не замораживание) отношений, которую можно было бы использовать для нивелирования негативных аспектов нынешнего формата отношений, их внутреннего переосмысления, подготовки более устойчивой платформы на будущее и проведения в жизнь конкретных проектов.

В первую очередь это связано с тем, что российская экономика и бизнес пришли к стадии более тесных отношений с ЕС неподготовленными. В отечественной бизнес-среде и даже правительственном аппарате отсутствуют достаточные знания о механизмах функционирования Евросоюза, а сам бизнес плохо защищен государством от конкурентного давления со стороны хозяйствующих субъектов и бюрократии Евросоюза. В результате российские корпорации уже сейчас несут прямые убытки и могут потерять ряд важных рынков сбыта своих товаров и услуг.

Часть экспертов высказалась в пользу интенсификации диалога с ЕС, выражая опасение, что пауза превратится в спад. При этом, как уже указывалось, подавляющее большинство экспертов высказались против быстрого подписания соглашения о «четырех общих пространствах». Правда, в ответах на вопросы анкет данное большинство не было подавляющим (60 %).

Глава 2. Развитие торгово-экономических отношений между Россией и Европейским союзом

 

2.1. Экономические отношения Россия – ЕС

Как известно, Европейский союз является крупнейшим внешнеторговым партнером Российской Федерации – только за 10 месяцев прошлого года товарооборот между Россией и ЕС составил почти 190 млн. долларов. На долю ЕС приходится более 50% российского внешнеторгового оборота и около 70% накопленного иностранного капитала в экономике России. Доля России во внешней торговле ЕС приближается к 10%.[1] В целом Россия занимает пятое место среди торговых партнеров Евросоюза (после США, Швейцарии, Китая и Японии). Несмотря на то, что такая асимметрия в торговле уже сейчас становится заметным ограничителем двусторонних отношений, Россия объективно нуждается не столько в снижении общей доли ЕС во внешней торговле, сколько в диверсификации экспорта и развитии других направлений, в том числе и для традиционных товаров.

Особое внимание участники ситуационного анализа обратили на транспортную составляющую сотрудничества. Российская Федерация занимает уникальное положение наиболее удобного и безопасного на данное время маршрута движения Европа – Азия. Потенциально Россия могла бы извлекать из своего географического положения существенные экономические выгоды. В настоящее время Европейский союз стремится к усилению своего присутствия на российских транзитных магистралях, в первую очередь – воздушной. С этой целью Комиссия ЕС (КЕС) ведет борьбу за отмену выплат европейскими компаниями компенсационных платежей за пролеты по транссибирской магистрали. В случае положительного для ЕС решения данного вопроса будет создан важнейший прецедент, который позволит странам Евросоюза наращивать масштаб перевозок через российскую территорию, существенно теснить позиции российских авиаперевозчиков и не компенсировать России финансовые потери. Одновременно Россия недостаточно использует потенциал железнодорожных перевозок Европа – Азия, который способствовал бы ее реальной интеграции с Европой и в мировое хозяйство в целом. Повышение экологических требований затруднит проекты по транспортировке российских энергоносителей через Балтийское море.

Участники ситуационного анализа сошлись во мнении, что существует прямая зависимость между качеством экономической политики внутри России и состоянием торгово-экономических отношений с ЕС. В связи с этим улучшение их состояния невозможно без внутренних изменений в России, модернизации ее экономики и повышения качества государственного управления экономикой.

В настоящее время структура российского экспорта на рынок ЕС полностью отражает и соответствует реальной конкурентоспособности российской продукции. Более того, экспорт российских нефти и газа в страны ЕС имеет традиционный характер и выступает в качестве своеобразной «подушки безопасности» против непредсказуемого осложнения политических отношений. Но для углубления отношений с Евросоюзом этого недостаточно. Расширение товарной номенклатуры и изменение соотношения отдельных ее статей возможны только через развитие производства конкурентоспособных товаров и услуг внутри России.

Сами страны ЕС, по мнению участников ситанализа, не проявляют чрезмерной заинтересованности в расширении спектра товаров российского экспорта, рассматривают и, в среднесрочной перспективе, будут рассматривать Россию скорее как сырьевой придаток. В сочетании с поддержанием элементарной политической стабильности, обеспечение устойчивых поставки энергоресурсов являются главными приоритетами политики ЕС.

При этом нельзя забывать, что сами страны ЕС стремятся к развитию новых источников природных энергоресурсов с целью обезопасить себя от потенциальных внутрироссийских катаклизмов и лишить Россию теоретической возможности использовать свои энергоресурсы в качестве инструмента политического влияния.

Политико-экономические системы России и ЕС сейчас малосовместимы. Российские реформы изначально проходили под сильным влиянием так называемого англосаксонской модели и не ориентировались на континентальные стандарты Евросоюза. Несмотря на то, что влияние европейских образцов постепенно усиливается, эта тенденция не является превалирующей в развитии российского законодательства, в том числе из-за неясных перспектив отношений с Евросоюзом. Как Россия не определилась с «европейским выбором», так и ЕС не определился с долгосрочной политикой в отношении России.

Относительно отношений с ЕС в контексте вступления России в ВТО эксперты разошлись во мнениях о том, как расценивать условия, на которых Россия подписала с Евросоюзом протокол о завершении переговоров, а также каким образом использовать это с максимальной выгодой.

Большинство участников придерживаются мнения, что, несмотря на позитивное значение подписания протокола, уступки, на которые Евросоюз заставил пойти Россию, могут нанести значительный урон как российской экономике в целом, так и отдельным российским корпорациям. Среди последних – ОАО «Аэрофлот», РАО «Газпром», РАО РЖД (повышение «калининградских» тарифов) и др. Неясен и вопрос о балансе выгод и ущерба в результате ратификации Россией Киотского протокола. Вместе с тем, подавляющее большинство участников ситанализа согласилось с тезисом, что сам факт «закрытия» темы ВТО позитивен, так как снимает с российско-европейской повестки дня один из главных раздражителей, если разумеется, КЕС не попытается его снова открыть.

В настоящее время практически нет механизмов и инструментов защиты интересов российского частного бизнеса на уровне отношений Россия – Евросоюз. Во-первых, за редкими исключениями сам российский бизнес не готов серьезно инвестировать в создание такой лоббистской инфраструктуры, а, во-вторых, современный формат взаимоотношений бизнеса и властей в России не способствует защите интересов российских предпринимателей вовне.

Сложность отношений между властью и бизнесом в современной России является, по мнению подавляющего большинства участников ситуационного анализа, одной из главных причин общей незащищенности российских экономических игроков в отношениях с ЕС.

Во многом поэтому переговорный процесс Россия – ЕС остается закрытым и непрозрачным для российского бизнес-сообщества, что приводит к недостаточному и неполному учету его интересов ответственными ведомствами. Консультации с представителями бизнеса ведутся только на самой ранней стадии переговорного процесса с Брюсселем. Часто для решения политических задач российские представители на переговорах с ЕС жертвуют материальными интересами бизнеса, даже если это касается крупных корпораций с государственным участием. КЕС действует ровно противоположным образом: скрупулезно торгуется даже по мелким вопросам.

 

2.2. Внешнеторговый товарооборот между Россией и ЕС

Евросоюз располагает 0,6 % мировых запасов нефти (у США – 2,5 %, у России – 6,6 %). На Европейский союз приходится 2,9 % мирового производства (на Соединенные Штаты – 8 %, на Россию – 12,3 %). Доля от мирового потребления составляет в случае Европейского союза 18,6 % (США – 24,1 %, Россия – 3,3 %). Что касается газа, то на территории единой Европы находится 1,3 % мировых запасов (в Соединенных Штатах – 3,3 %, в России – 26,3 %). На ЕС приходится 7,1 % мировой добычи газа (США – 18,5 %, Россия – 21,3 %) и 17 % мирового потребления (Соединенные Штаты – 22 %, Россия – 15,1 %). Ввоз энергоресурсов в Европу будет постоянно расти, что часто преподносится как усиление энергетической зависимости от поставщиков, в первую очередь от России.

Поставки газа в Евросоюз составляют 84,8 % от всего российского экспорта. 26,3 % газа, потребляемого на территории Европейского союза, приходит из России. Экспорт нефти из постсоветских стран в ЕС составляет 83,3 % от всех поставок из этой зоны и покрывает 38,7 % общего потребления нефти в Европе. Нефть, поступающая с постсоветского пространства в США, покрывает лишь 1,79 % потребностей этой страны. 75 % российских экспортных доходов непосредственно зависят от европейского энергетического рынка. Последняя цифра лучше всего отражает тесную взаимозависимость России и Европы в данной сфере.[2]

Евросоюз является основным рынком сбыта для российского экспорта, а также крупнейшим поставщиком импортных товаров в Россию. Наиболее важными торговыми партнерами России в Евросоюзе являются Германия (объем торгового оборота 15 млрд. долл.) и Италия (9,1 млрд. долл.). На эти две страны приходится около 40% российского экспорта в Европу и из них поступает 30% европейского импорта. США является пятым торговым партнером России после Германии, Белоруссии, Украины и Италии, однако торговый оборот с США в 7,5 раз меньше, чем с Европейским Союзом.[3]

Роль России как торгового партнера для Евросоюза гораздо скромнее. Россия является пятым крупнейшим торговым партнером EC. На Россию приходится всего 2,8% экспорта и 4,6% импорта стран Евросоюза. Однако, по отдельным товарным позициям значимость России существенно выше. Так, например, Россия обеспечивает 17% европейского импорта энергоносителей.[4]

В структуре российского экспорта в ЕС преобладают топливо и сырье (до 90%), а импортируются, главным образом, потребительские товары и оборудование (по оценке, 66-67%).

Энергоносители составляют 67% российского экспорта в ЕС. Лидерами по объемам импортируемого из России топливно-энергетического сырья являются Германия и Италия: в эти две страны поставляется свыше половины (54%) всех экспортируемых в Евросоюз энергоносителей. На рынки ЕС поставляется существенная часть российского экспорта металлов (35%), древесины и целлюлозы (30%), продуктов химии (24%).

В списке товаров с наибольшей долей в объеме торговле в первую тройку попадают ядерные реакторы. Предположительно, так отражается ввоз радиоактивных отходов для переработки в России или импорт сырья для производства ядерного топлива. Рейтинг остальных ключевых товаров отражает особенности структуры внешней торговли, описанные выше.


Германия

ГТК (ТН ВЭД)

Италия

ГТК

Поставки из России

Топливо, изделия из недрагоценных металлов, алюминий

Топливо,чёрные металлы

Поставки в Россию

Реакторы ядерные и их части, электротехника,

автомобили

Реакторы ядерные и их части, электротехника


За 2006-2007 гг. торговый оборот, регистрируемый Государственным таможенным комитетом, он вырос более чем на треть. ЕС, объединяющий 27 стран, получает из России четвертую часть необходимых энергоносителей, а больше половины совокупных российских поставок нефти и около четверти газа идут в Европу (хотя экспорт газа приходится частично компенсировать импортом из Центральной Азии). В последнее время доходы федерального бюджета России почти на 50 % складываются из налогов нефтегазовой сферы (налог на добычу сырья, налог на прибыль, экспортные пошлины). Конечно, далеко не все они связаны с импортом в Европу, но данное направление наиболее прибыльно: цены и экспортные пошлины здесь намного выше, чем внутри России и СНГ.

 

2.3. Договорно-правовая база для торговых отношений


Прогрессу в экономических отношениях РФ – ЕС способствует наличие солидной договорно-правовой базы для их осуществления. В результате двухлетних переговоров 24 июня 1994г. было подписано на греческом острове Корфу (вступило в силу с 1 декабря 1997г.) Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС) между РФ и ЕС. Оно содействует переводу отношений РФ – ЕС на качественно новый уровень ассоциативных связей. В нем не зафиксированы цели создания зоны свободной торговли (указывалось лишь на начало переговоров по этому вопросу в 1998г.) и в перспективе полного членства РФ в ЕС. Тем не менее СПС открыло новые горизонты экономического сотрудничества РФ – ЕС по всем его важнейшим направлениям

Статьи СПС, относящиеся к взаимной торговле, стали действовать еще до 1 декабря 1997г. Их применение предусматривалось и регулировалось Временным соглашением о торговле и связанных с торговлей вопросах, которое вступило в силу с 1 февраля 1996 г. Для России качественно новый момент состоит в том, что в СПС (и Временное соглашение) включены положения, согласно которым взаимная торговля РФ – ЕС во многом определяется нормами ГАТТ, являющегося составной частью правовой базы ВТО. Иными словами, на Россию еще до ее вступления в ВТО распространяются общепризнанные нормы международного права в сфере торговли, что ведет к устранению дискриминации по целому ряду (хотя и не повсеместно) направлений. Обоими соглашениями предусмотрено, что предоставляемый сторонами на взаимной основе режим наибольшего благоприятствования (РНБ) полностью соответствует нормам ВТО/ГАТТ в отношении таможенных пошлин и других сборов, взимаемых с экспортных и импортных товаров и при переводе платежей по экспорту и импорту (включая методы их взимания); правил и формальностей при осуществлении экспортных и импортных операций; внутренних налогов и других сборов на импортные товары; правил продажи, транспортировки, распределения и использования импортных товаров на внутренних рынках России и ЕС.

Применение РНБ означает, что любые преимущества, льготы и иммунитеты, предоставляемые Россией или Союзом товарам, происходящим из третьих стран, должны быть немедленно предоставлены товарам, происходящим соответственно из ЕС и России. Исключения из РНБ допускаются в отношении преимуществ, предоставляемых соседним странам в целях развития приграничной торговли, при создании на региональной основе таможенных союзов и зон свободной торговли (например, по соглашениям РФ со странами – членами СНГ о зоне свободной торговли), а также развивающимся странам – в соответствии с ГАТТ и другими международными соглашениями.

Для РФ предусмотрены выгодные ей дополнительные исключения из РНБ. России позволено до вступления в ВТО не распространять РНБ на преимущества, предоставляемые ею другим бывшим советским республикам. Она также может применить специальный режим ввоза товаров в рамках соглашений о кредитах, техническом и гуманитарном содействии, заключенных с третьими странами и международными организациями.

В июне 1999 года в Кельне Европейский Союз впервые принял “Коллективную стратегию” в отношении стран, не являющихся членами ЕС. Россия явилась первым партнером в этом новом инструменте политики ЕС. Помимо СПС, Коллективная стратегия ЕС для России также является базовым политическим документом, регулирующим взаимоотношения сторон. Коллективная стратегия ЕС четко устанавливает две цели:

· Существование стабильной, открытой и плюралистической демократии в России, основанной на верховенстве права и процветающей рыночной экономике, отвечает интересам народов России и ЕС.

· Интенсивное сотрудничество с Россией будет способствовать поддержанию стабильности в Европе, глобальной безопасности и способности сообща решить проблемы нашего континента.

Стратегия подтверждает, что Соглашение о партнерстве и сотрудничестве – это ядро отношений между ЕС и Россией. Основываясь на Коллективной стратегии, Европейский Союз будет работать с Россией, международными организациями и другими “партнерами, разделяющими те же взгляды”, для достижения следующих принципиальных целей: укрепление демократии; интеграция России в общее экономического и социальное пространство; сотрудничество для укрепления стабильности и безопасности в Европе и за ее пределами; решение задач, единых для Европейского континента (таких как энергетическая политика, ядерная безопасность, защита окружающей среды, борьба с организованной преступностью, незаконная торговля наркотиками и людьми, отмывание денег).

Подчеркивая особую важность своих взаимоотношений с Европейским Союзом, в октябре 1999г. Россия утвердила Стратегию развития своих отношений с ЕС до 2010г.

Стратегия определяет задачи развития отношений России и Европейского Союза на следующее десятилетие и средства решения этих задач. Она является последовательным развитием общей концепции российской внешней политики в Европе и исходит из объективной необходимости строительства многополярного мира, общей истории народов и ответственности европейских государств за будущее континента, и взаимодополняемости их экономик. Она также непосредственно увязана со стратегией экономической безопасности России. Стратегия предусматривает строительство единой Европы без разделительных линий, а также взаимосвязанное и сбалансированное укрепление позиций России и ЕС в международном сообществе XXI столетия.

Российская стратегия констатирует также, что она отражает основную направленность и задачи Коллективной стратегии ЕС. В этом контексте Россия выделяет приоритетные задачи развития и укрепления отношений партнерства и сотрудничества с ЕС в следующих областях: расширение формата и повышение эффективности политического диалога; взаимное развитие торговли и инвестиций; сотрудничество в финансовой области; учет интересов России при расширении ЕС; развитие инфраструктуры пан-европейского сотрудничества; сотрудничество в области науки и технологии, защиты прав интеллектуальной собственности; развитие трансграничного сотрудничества; совершенствование правовой базы взаимного сотрудничества, сближения законодательных норм сторон в области экономики и технических стандартов; сотрудничество в правоохранительной сфере; повышение роли деловых кругов в развитии сотрудничества;  обеспечение реализации стратегии в России.

Соблюдение правил ВТО/ГАТТ обеспечивает применение к импорту из России в ЕС минимальных ставок Единого таможенного тарифа (ЕТТ) Союза, которые значительно ниже так называемых базисных, или автономных ставок ЕТТ. Фактически же ЕС с 1993г. предоставил России преференциальный режим в отношении таможенного обложения российских товаров. Этот режим не закреплен соответствующим двусторонним договором, и его предоставление – акт доброй воли со стороны ЕС.

Уровень таможенного обложения российских товаров в ЕС дифференцирован в зависимости от степени переработки («облагораживания»): если сырье и определенная часть полуфабрикатов ввозятся беспошлинно или с пошлиной в 2-3%, то пошлины на готовые изделия могут достигать 10% (автомобили, фанера, текстиль) и 15% и более (икра, некоторые виды обуви и др.).[5] В торговле рядом «чувствительных» товаров (текстилем, черными металлами, сельскохозяйственной продукцией) применяются особые механизмы регулирования, прежде всего количественное регулирование.

Таким образом, таможенное регулирование ЕС благоприятствует российскому экспорту в страны – члены Союза при его нынешней товарной структуре, в которой преобладают изделия топливно-сырьевой группы. В то же время оно препятствует диверсификации российского экспорта в сторону повышения в нем удельного веса продукции высокой стадии обработки, к чему стремится Россия.

В соответствии с режимом внутреннего рынка ЕС российские товары, прошедшие таможенную очистку в одной из стран – членов Союза, поступают в свободное обращение на территории всех других государств, входящих в ЕС, причем с этих товаров более не взимаются какие-либо пошлины и налоги.

В целом процесс либерализации взаимной торговли РФ – ЕС в последние годы протекает поступательно и успешно. В то же время остаются поводы для взаимных упреков. Что касается России, то ее весьма беспокоит, например, применение ЕС антидемпинговых процедур в отношении российских экспортеров таких важных для РФ товаров, как черные металлы и минеральные удобрения.

    

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.