| |||||
МЕНЮ
| Транспортная составляющая интеграции Украины в мировую экономикуТранспортная составляющая интеграции Украины в мировую экономикуИнтеграция Украины в мировую экономику. Реферат |на тему: |Транспортная составляющая интеграции Украины в мировую | Киев - 1999 Содержание Введение 3 Экономическое состояние, проблемы и перспективы развития отдельных отраслей транспортной промышленности Украины: 5 1. Наземный транспорт 5 2. Водный транспорт 8 3. Воздушный транспорт 10 Выводы 12 Список использованной литературы 16 Введение Становление Украины как независимого государства, реформирование внутреннего блока, и, следовательно, развитие внешних связей державы немало зависят от её транспортно-географического положения и эффективной, налаженной транспортной системы. Транспортный фактор занимает важнейшее место в теории размещения, региональной экономике, международной экономике и теории внешней торговли. В этой связи уровень развития транспортной системы государства является одним из важнейших признаков её технологического прогресса и цивилизованности. Процесс вхождения Украины в мировую экономическую систему и прежде всего в экономическую интеграцию с западноевропейскими государствами ведёт к росту товарообменных операций между сотрудничающими странами. Геостратегическое же расположение Украины позволяет ей быть выгодным
мостом для транзитных перевозок товаров и пассажиров между государствами Исходя из этого, транспортная система – одна из составляющих успеха и непременных атрибутов современного государства, к которой должны предъявляться высокие требования в отношении качества, регулярности и надежности транспортных связей, сохранности грузов и безопасности перевозки пассажиров, сроков и стоимости доставки. Транзитное положение Украины – одна из немногих черт привлекательности
национального рынка Украины для зарубежных инвесторов и производителей,
поскольку западноевропейские страны не могут не считаться с такой крупной Важнейшим фактором усиления роли транспорта во внешнеэкономической деятельности страны есть и транспограничность Украины: она имеет наидлиннейшие границы среди европейских стран. Поскольку в стоимости продукта играет роль транспортная составляющая, естественно, выгоднее налаживать связи с соседями, уменьшая тем самым транспортные расходы и увеличивая прибыль. В данном случае Украина имеет преимущественное положение из-за многочисленности стран–соседей. Из всего вышесказанного следует, что при интеграции в европейскую и
мировую экономику потребность в высокоразвитой транспортной системе всё
более усиливается, она становится базисом для эффективного вхождения Экономическое состояние, проблемы и перспективы развития отдельных отраслей транспортной промышленности Украины:
Железнодорожный транспорт является наиболее развитым в Украине, по
общей длине путей он занимает четвертое место в мире (после США. России и Наряду с этим, железнодорожный транспорт имеет высокую долю
изношенности основных фондов (по некоторым их главным видам—80— 90 %),
преобладающая часть путей смонтирована на деревянных шпалах, из которых Структура и производственные мощности связанных с данной отраслью предприятий, перешедших под юрисдикцию Украины после распада СССР, которые должны поддерживать эффективное функционирование железной дороги, не обеспечивают ее пропорционального и гармоничного развития в перспективе необходима их реконструкция и переоснащение, частичное перепрофилирование, постепенное свертывание избыточных и строительство новых мощностей. Роль железнодорожного транспорта в системе транспортных коммуникаций С вхождением Украины в европейское экономическое пространство, с увеличением в связи с этим объемов грузовых и пассажирских перевозок, значение железнодорожного транспорта возрастает. Автомобильный транспорт занимает значительное место в пассажирских и
грузовых перевозках. Так, по объему перевозок грузов он стабильно
превосходит железнодорожный транспорт в 4,5—5 раз, а по объему перевозок
пассажиров — в 5—6 раз. Автобусным транспортом перевозится практически
столько же пассажиров, сколько всеми другими видами транспорта Вместе с тем, автомобильные дороги Украины не отвечают европейским стандартам по многим показателям, в частности таким как: скорость передвижения, нагрузка на ось, обеспеченность современными дорожными знаками и разметкой, необходимым количеством пунктов технической и медицинской помощи, питания и отдыха, заправки топливом и смазочным маслом, телефонной связи и др. Практически отсутствуют дороги 1 категорий с многорядным движением на высоких скоростях. Значительного улучшения требует материально-техническая база организаций, осуществляющих развитие и обслуживание автомобильной транспортной сети. Территория Украины, особенно в ее западной части, находится на
перекрестке транспортных коридоров, соединяющих страны Юго-Восточной и Территория Украины покрыта густой сетью трубопроводов общей длиной 50 тысяч километров. Длина одних только газопроводов, магистральных и разделительных, составляет 35 тысяч километров. Эта система способная пропустить 250 миллиардов кубометрів газа в год. 120 миллиардов кубометров приходится на транзит. Кроме того, нефтепроводом "Дружба" (около 4 тысяч километров) ежегодно в Европу экспортируется 25 миллионов тонн российской нефти. Трубопроводный транспорт в течение последних 10 лет стабильно
наращивает свою долю в общем объеме транспортных грузов, которая составляет
в настоящее время более 23 %. По грузообороту он в 1997 г. вышел на первое
место (47 % от общего объема), опередив постоянного лидера—железнодорожный
транспорт. Трубопроводный транспорт владеет достаточными производственными
мощностями для обеспечения Украины энергоносителями — нефтью и газом, а
также для выполнения функций транзита российской нефти и газа в страны Юго- Новые приоритеты относительно источников снабжения энергоносителями
непосредственно сказываются на функционировании и перспективах развития
трубопроводного транспорта. Наиболее существенное влияние при этом будут
иметь следующие основные факторы: ориентация на нефть из стран Средней В Украине есть необходимые технологии и мощности, чтобы изготавливать оборудование для транспортирования газа: трубы большого диаметра, компрессори, турбины и тому подобное. Но нужны заинтересованные инвесторы, которые помогли бы средствами. Такими могут стать российский "Газпром" и англо-голландский концерн "Шелл". 2. Водный транспорт Морскому транспорту принадлежит третье место по грузообороту после
трубопроводного и железнодорожного транспорта, однако по количеству
отправленных грузов он занимает незначительное место (около 1 %), как и
речной транспорт. Доминирующие объемы перевозок осуществляются в
заграничном плавании, причем доля таких перевозок за последние 10 лет
стабильно возрастает и теперь составляет свыше 95 %. Основные
грузы—минеральные строительные материалы (особенно в каботажном плавании) Проблемы развития морского транспорта связаны, прежде всего, со
значительным моральным и физическим износом судов и портового оборудования Подавляющая часть судов торгового флота — малотоннажные. Так, среднее водоизмещение украинских судов в 3—5 раз меньше аналогичного показателя в таких странах, как США, Япония, Греция, Либерия и др. Отметим, что структурные изменения флота в сторону увеличения среднего водоизмещения в перспективе обусловят необходимость решения ряда проблем, требующих значительных капиталовложений. Речной транспорт хотя не играет определяющей роли в объемах грузовых и
пассажирских перевозок, однако превосходит все другие виды транспорта по
уровню доходов от своей деятельности, в основном —за счет заграничных
перевозок грузов. География функционирования речного транспорта
установилась и в основном ограничивается бассейнами рек Днепра и Дуная, а
также прибрежными водами Черного моря, что позволяет доставлять грузы и
пассажиров в речные и морские порты ряда стран Центральной и Юго-Восточной В настоящее время основными сдерживающими факторами интенсивного использования речного транспорта в плане европейской интеграции являются устаревшая материально-техническая база, невысокий уровень механизации перегрузочных работ, значительный физический и моральный износ судов, малая доля пакетированных грузов в общем их объеме, недостаточные объемы перевозок с использованием системы «буксир-толкач/баржа». Речной транспорт государства имеет вспомогательный характер, ориентированный на крупные партии грузов (в основном строительных материалов) и не может конкурировать по тарифам и услугам с железнодорожным транспортом. Эффективность функционирования речного транспорта Украины значительно ниже (около 20 %) по сравнению с развитыми странами, имеющими подобные ресурсы этого вида транспорта. В программе развития водного транспорта предусмотрена реконструкция и техническое переоснащение объектов, имеющих непосредственное отношение к экспорту-импорту грузов. Примером выживания в условиях кризиса и эффективной деятельности для предприятий водного и иных видов транспорта есть АСК "Укрречфлот", которая успешно решает и финансовые, и производственные дела, работает доходно и регулярно выплачивает акционерам дивиденды. 3. Воздушный транспорт Воздушный транспорт не играет существенной роли в общем объеме грузовых и пассажирских перевозок, хотя он вне конкуренции среди других видов транспорта в отношении скорости доставки пассажиров и срочных грузов на большие расстояния (среднее расстояние доставки 1 пассажира воздушным транспортом в 10—15 раз больше аналогичного показателя у ближайшего конкурента—железнодорожного транспорта и имеет тенденцию к росту). Именно этот показатель является доминантным в определении перспектив развития авиационного транспорта. Проблемы, ожидающие своего решения в отношении этого вида транспорта, касаются прежде всего комплектации парка самолетов их конкурентоспособными типами (АН-70, АН-140, АН-228, ЯК-42, В-737/400, В-757 и др.), строительства и реконструкции ряда объектов авиационно-производственной инфраструктуры (в первую очередь взлетно-посадочных полос), структурной реорганизации управления авиационным транспортом в направлении создания конкурентной среды внутри данной отрасли, налаживания системы снабжения, согласования земельных тарифов и т. д. Вместе с тем авиатранспорт переживает тяжелые времена. К такому положению в гражданской авиации привели определенные причины. Как известно, свыше 70 % международных перевозок Аэрофлота Одним из "младших", но очень дорогих видов транспорта является ракетно-
космический. В Украине два больших космических центра: в Днепропетровске КБ В сегодняшнее время на мировом рынке запуска спутников доминирует
западноевропейский консорциум "Arianes pase". На него приходится 60
процентов всех запусков. Остальные 40 процентов осуществляют США, Китай, Выводы Приведенный в данной работе анализ только важнейших проблем функционирования различных видов транспорта, ожидающих своего неотложного решения, свидетельствует об их масштабности, сложности и определяющем значении для общего развития экономики Украины. Их реализация требует крупных инвестиций и непростых организационных решений. Объективно сложилось так, что теперь нужно решать проблемы, которые должны коренным образом влиять на организационную, техническую, технологическую сторону политики в области транспортных коммуникаций. По мнению специалистов, в Украине имеются необходимые стартовые условия для формирования современной системы транспортных коммуникаций, которая соответствовала бы европейским стандартам. К ним прежде всего относятся: 1) необходимость коренного технического переоснащения отрасли и существенных организационных изменений во всех видах транспорта; 2) достаточная ресурсная база и уровень развития техники и технологий; 3) наличие квалифицированного трудового потенциала и передовых научно- технических разработок; 4) выгодные природно-климатические и географические характеристики территории; 5) наличие конкурентоспособных научно-технических проектов, прошедших соответствующую экспертизу и готовых к реализации; 6) заинтересованность зарубежных инвесторов в размещении капиталов в 7) устойчивая тенденция к признанию Украины мировым содружеством как европейского государства, с которым желательно иметь стабильные деловые отношения на широкой и долговременной основе и которое в перспективе будет оказывать серьезное влияние на ключевые проблемы европейской политики; 8) наличие утвержденной концепции создания и функционирования в Ощутимое влияние на формирование долговременной стратегии развития
транспортных коммуникаций Украины должно оказывать выгодное
геостратегическое расположение ее территории, через которую традиционно
пролегают давние торговые пути между Востоком и Западом, Югом и Севером. В
указанной концепции создания и функционирования национальной сети
международных транспортных коридоров на территории Украины выделены
следующие транспортные коридоры: № 3 — Берлин (с ответвлением на Дрезден) — Инвестиционное обеспечение развития и функционирования транспортной сети в целом и трансевропейских транспортных коридоров в частности, как правило, возлагается на их собственников. В Украине транспортная железнодорожная сеть как основа транспортных коридоров относится к отраслям и объектам, не подлежащим разгосударствлению и приватизации, поэтому основным источником инвестирования проектов, связанных с этим видом транспорта, по мнению авторов, является, прежде всего, государственный бюджет и собственные денежные средства структурных единиц железнодорожного транспорта с возможным привлечением кредитов отечественных и зарубежных инвесторов. Однако, как свидетельствует практика последних лет, иностранные инвесторы направляют свои ресурсы преимущественно на проекты с короткими сроками окупаемости, с перспективами на монопольный характер конечной продукции, с большой нормой прибыли на проекты непроизводственной сферы, а если и производственной, то не базовых отраслей. Чтобы изменить эту тенденцию, следует целенаправленно формировать привлекательный инвестиционный климат путем совершенствования нормативно-правовой базы и достижения ее стабильности, определения и действенного стимулирования инвестиционных приоритетов, разработки и реализации программ их государственной поддержки. Первоочередное решение именно этих вопросов является основой наращивания инвестиционных потоков для создания и развития трансевропейских коридоров на территории Украины. Что касается строительства и эксплуатации новых скоростных
автомагистралей, то это поручено ОАО "Украинские транспортные коридоры",
созданному специально для этих целей. По прогнозами ученных только
реализация комплекса первоочередных мероприятий (до 2005 года) дает
среднегодовой эффект от улучшения условий движения на автотрассах в 230
миллионов гривен. Одновременно модернизация железной дороги должна
окупиться за 8 - 10 лет, автомагистралей - за 6-7 лет. Комплекс
первоочередных мероприятий стоит более 3-х миллиардов гривен, из которых Реализация проектов, связанных с транспортными коридорами, требует серьезных инвестиций. Только в пределах Украины, по расчетам авторов, данные проекты требуют уже на начальном этапе свыше 2 млрд. дол. О масштабности этих задач свидетельствует и тот факт, что только на трубы указанного соединительного нефтепровода необходимо более 0,4 млн. т металла. В целом же международные транспортные коридоры для Украины – это повышение уровня экономической независимости и национальной безопасности; увеличения валютных поступлений в бюджет за предоставленные транспортные услуги при транзитных перевозках грузов и пассажиров; возможность при помощи международных финансовых организаций отчасти реконструировать национальную транспортную сеть страны; резкое увеличение внешнеторговых связей Украины за счет современного транспортно-технологического комплекса.. Комплексно поставить проблемы, связанные с развитием транспортной
системы, определить задачи и пути их решения, дать им надлежащее
обеспечение (финансовое, материально-техническое, ресурсное,
организационное, правовое и др.), организовать и осуществить процесс
выполнения задач и мероприятий можно лишь при условии разработки и
реализации Государственной программы развития транспортной системы Украины. Уровень развития транспортной системы государства—один из важнейших признаков ее технологического прогресса и цивилизованности. При интеграции в европейскую и мировую экономику потребность в высокоразвитой транспортной системе еще более усиливается, она становится базисом для эффективного вхождения Украины в мировое сообщество и занятия в нем места, отвечающего уровню высокоразвитого государства. Список использованной литературы 1. А. Лук'янов, А. Хахлюк. На землі, в небесах та на воді. "Політика і час", №1, 1998. 2. Б. Карпинский, Б. Макух. Транспортная система Украины в контексте 3. Пащенко Ю. Давиденко Д. Развитие и модернизация транспортной системы |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|