| |||||
МЕНЮ
| Установление правового фундамента в кыргызско-российских отношениях и Политический диалог в период 1991-2000 гУстановление правового фундамента в кыргызско-российских отношениях и Политический диалог в период 1991-2000 гУстановление правового фундамента в кыргызско- российских отношениях и Политический диалог в период 1991-2000 г. Обобщая итоги внешнеполитической деятельности за весь промежуток времени (1991-2000), президент КР подчеркнул: «Интенсивно и плодотворно развивались взаимоотношения Кыргызстана с Россией, нашим основным стратегическим партнером. Хотелось бы отметить высокий уровень политического взаимопонимания и делового партнерства который присущ нашему сотрудничеству с первого дня установления дипломатических отношений». Приоритетность связей с Россией предопределены всей историей развития Во-первых, вековыми политическими, хозяйственными и духовными связями, которые сопровождались в последние десятилетия тесным взаимоотношением экономик и иных сфер жизнедеятельности двух государств. Распад СССР временно ослабил это взаимодействие, качественное изменение ситуации обуславливается тем, что на современном этапе речь идет о сотрудничестве двух равноправных суверенных государств. Во-вторых, общностью целей двух государств в осуществление глубоких демократических преобразований, преодоление кризисных явлений в социально- экономической области. Россия с учетом ее мощной и диверсифицированной хозяйственной структуры и нарастающих рыночных возможностей способна в послекризисный период сыграть роль локомотива для кыргызской экономики, равно как и для экономик других стран СНГ. В-третьих, нарастанием взаимного притяжения Кыргызстана и России друг к другу в связи с тем, что обе страны в обозримом будущем не смогут включиться на равных в мировое разделение труда и выдержать усиливающуюся конкуренцию на международных рынках (за исключением лишь некоторых сырьевых товаров). Поэтому сама история поставила перед ними задачу координации действий и кооперации ресурсов. Развитие двусторонних отношений – это многомерный процесс, включающий осознанное движение стран навстречу друг другу. Существенное влияние на уровень и состояние кыргызско-российских отношений оказали особенности внешнеполитической стратегии РФ. Политическое руководство КР осознало возможность возрождения России в качестве великой державы прежде всего при условии всестороннего развития и укрепления сотрудничества в общепризнанной сфере ее жизненно важных интересов внутри СНГ. В наиболее концентрированной форме эти установки получили выражение в Характер, динамика и открытость кыргызско-российских отношений подтверждают это. Не случайно Президент РФ Б. Ельцин, выступая на пресс- конференции по итогам официального визита Президента КР .А.Акаева в Россию в марте 1996 г. оценил состояние двусторонних отношений между Кыргызстаном и Россией, как образец для других государств в СНГ. Если рассматривать эти взаимоотношения во временной ретроспективе, то можно выделить группу узловых документов, отражающих важнейшие вехи сотрудничества. Прежде всего следует отметить Договор об основах межгосударственных
отношений КР и РФ, подписанный 21 июля 1991 г. по прибытию Президента РФ Б. Впервые в истории двух государств в Договоре официально закрепилось: « Отношения между Высокими Договаривающимися Сторонами строятся на основе принципов суверенного равенства и уважения прав, присущих суверенитету, не применения силы или угрозы силой, включая экономические и иные способы давления, территориальной целостности и нерушимости границ, мирного урегулирования споров, невмешательства во внутренние дела, уважения прав человека и основных свобод, равноправия и права народов распоряжаться своей судьбой, добросовестного выполнения обязательств, взаимовыгодного сотрудничества и других общепризнанных норм МП». Несмотря на то, что Договор был заключен еще в рамках бывшего СССР, он создал правовую основу для дальнейшего развития двусторонних отношений. После распада СССР перед новыми независимыми государствами встала задача формирования договора- правовой базы в соответствии с нормами МП. Первыми документами такого рода стали Протокол об установлении
дипломатических отношений между КР и РФ 20 марта 1992 г. При этом они
руководствовались стремлением развивать свои отношения содействовать
осуществлению целей и принципов СНГ. Также Протокол о сотрудничестве и
координации деятельности между МИДами от 24 апреля 1992г. и Договор о В преамбуле Договора отмечалось значение исторических сложившихся прочных связей двух государств, традиций доброго общения и взаимодействия народов. В статье 1 закреплено: «Высокие Договаривающиеся Стороны строят свои отношения как дружественные государства, последовательно руководствуясь принципами взаимного уважения государственного суверенитета и территориальной целостности, мирного урегулирования споров и неприменения силы или угрозы силой, включая экономические и иные способы давления равноправия и невмешательства во внутренние дела, уважения и соблюдения прав человека и основных свобод добросовестного выполнения обязательств, а также другими обще производственными нормами МП.» Статья 2 гласит: Высокие Договаривающиеся стороны взаимодействуют в целях укрепления мира, повышения стабильности как в глобальном, так и региональном масштабе. Они координируют свою внешнеполитическую деятельность, способствуя продолжению процесса разоружения и укреплению коллективной безопасности, а также усилению миротворческой роли ООН и повышению эффективности региональных механизмов. Они прилагают усилия для содействия урегулированию региональных конфликтов и иных ситуаций, затрагивающих интересы сторон. Стороны координируют свои позиции в этих областях с целью осуществления в необходимых случаях совместных или согласованных действий. В соответствии с Договором Россия и Кыргызстан являются дружественными государствами. Данный Договор был заключен сроком на десять лет. Дипломатические отношения между странами быстро обрели полноформатный характер: были открыты посольства, главам государств вручили верительные грамоты первые послы суверенных государств. Открытие в Бишкеке посольства РФ 8 сентября 1992 г. свидетельствовало о том, что в летописи взаимоотношений народов двух государств, насчитывающей уже многие столетия богатейшей истории, была открыта новая страница. От 1-го кыргызского посла в России Баатыра до 1-го российского посольства в Кыргызстане прошло более двух столетий. Дружба кыргызов и народов России испытана временем. Благодаря ей, достигнуты впечатляющие результаты. В КР послом стал Чрезвычайный и Полномочный Посол РФ М.А. Романов, а в Но а с января 1997 г. РФ в КР представляет новый Чрезвычайный и полномочный Посол Г.А. Рудов. Уместно заметить, что посольства КР было открыто в Москве на базе действовавшего много лет Постоянного представительства КР в России. Что же касается Российской стороны, то она открыла свое посольство в Кыргызстане впервые. Министерства иностранных дел, двух государств договорились о регулярном проведении переговоров и консультаций на уровне министерств иностранных дел и других уровнях по международным и двусторонним вопросам, представляющим взаимный интерес. Совместными усилиями созданы благоприятные условия для взаимодействия дипломатических служб и ознакомления с опытом друг друга посредством обмена стажерами, экспертами, проведения семинаров и совместных исследований, налаживания различных форм прямой связи, подготовки и переподготовки специалистов для дипломатической службы. Взаимодействие МИДов двух сторон носит многоуровневый характер, имеет свой отлаженный механизм. Здесь приводятся некоторые звенья этого механизма: Активность, динамизм работы дипломатических ведомств двух стран, несмотря на сложности 1-х лет, давали импульс развитию двусторонних кыргызско-российских отношений. Однако, это не означало, что они имели лишь однолинейное измерение. Проблем, трудностей возникало немало, но обе стороны находили пути их решения. В короткий срок была отлажена система периодических встреч на уровне 10-11 февраля 1993 года состоялся рабочий визит Президента КР А. Но а 30 мая 1993г официальная делегация КР во главе с Президентом А. Акаевым приняла участие в торжествах, посвященных 290 –летию г.Санк- 6 августа 1993 года образовано добровольное общество «Кыргызстан- 24-25 января 1994г. в Бишкеке с официальным визитом находилась Но, а в 1994 г. 12февраля состоялся официальный визит 22 февраля 1994 г. в Кремле Президент России Б.Ельцин и Президент 21 сентября 1995 года в Москве состоялись переговоры министерств иностранных дел РФ и КР между Р.Отунбаевой и В.Козыревым обсуждался широкий круг вопросов углубления двустороннего сотрудничества, ситуация в СНГ и пути укрепления СНГ, обстановки в Среднеазиатском регионе, положение русскоязычного населения в КР. Большое внимание было уделено координации позиций по международным вопросам в свете 50-й сессии ГА ООН. Министры с удовлетворением отметили динамичный характер развития кыргызско-российских отношений, высокую степень взаимопонимания по региональным и международным проблемам, выразили решимость вносить конкретный вклад в деле дальнейшей интеграции в рамках СНГ. В.Козарев и Р.Отунбаева подписали Соглашение о статусе корреспондентов 20 декабря 1995 г. в Москве состоялась рабочая встреча президентов КР Особое внимание руководители России и Кыргызстана уделили различным аспектам гуманитарного сотрудничества, включая вопросы миграции и положение Россиян в КР, а также углубление и повышение эффективных интеграционных процессов между странами СНГ. Члены Правительства Кыргызстана, в том числе Премьер-министр Всего в 1996 г. более 30 различных российских представителей и делегаций побывали в Бишкеке. Следует особо выделить специфику официальных визитов президентов суверенных государств. Каждый из них знаменует собой крупную веху в развитии межгосударственных отношений. Показательным в связи с этим является официальный визит Президента В ходе визита состоялись встречи А.Акаева с Президентом Б.Ельциным, Во время беседы с Президентом РФ обсуждалось состояние двустороннего сотрудничества в политических, торгово-экономических и культурно- гуманитарной областях. Было отмечено, что в целом кыргызско-российские отношения развиваются на прочной дружественной основе. Особое внимание президенты уделили положению русскоязычного населения Президент Б.Ельцин приветствовал решение Кыргызстана присоединиться км Президенты обменялись мнениями о ситуации в конфликтных регионах СНГ, подчеркнув необходимость укрепления системы коллективной безопасности в рамках Сотрудничества. Вопросы межпарламентного сотрудничества Кыргызстана с Россией и
другими государствами-участниками СНГ обсуждались на встрече с Стороны высказались за дальнейшую совместную деятельность парламентов по сближению национальных законодательств, за создание единого правового пространства на территории СНГ, экономическое и культурно-гуманитарное сотрудничество между КР и РФ. Во время встречи с мэром Москвы Ю.Лужковым были затронуты проблемы
регионального сотрудничества, взаимодействия мэрий столиц двух государств. В обшей сложности во время визита было подписано 13 важных документов. Придавая приоритетное значение двусторонним отношениям, Президенты КР
и России неоднократно выступали инициаторами укрепления и развития
многосторонних интеграционных процессов в рамках СНГ. Обе страны являются
участниками четырехстороннего Договора между Россией, Кыргызстаном, С точки зрения политики для стран СНГ весьма важным является Государства СНГ заявили о том, что они будут воздерживаться от военного, политического, экономического и иных форм давления друг на друга. Государства подтвердили нерушимость существующих границ друг друга и выступили против любых действий, подрывающих их незыблемость, и намерены решить все споры, возникающие по вопросам границ и территорий, только мирными средствами. Государства должны воздерживаться от любого прямого или косвенного вмешательства во внутренние дела другого государства-участника, а также воздерживаться от участия в союзах или блоках, направленных против любой из стран СНГ. Государства по этому Меморандуму обязуются не поддерживать на территории других государств содружество сепаратистских движений , а также сепататистские режимы, если таковые возникнут, не устанавливать с ними политических, экономических и других связей; не допускать использование ими территорий и коммуникаций государств СНГ; не оказывать им экономической, финансовой, военной и другой помощи. Государства будут поддерживать усилия друг друга по дальнейшему укреплению мер доверия и безопасности между ними. Во время визита в Москву Премьер-министра А.Джумагулова в марте Не менее насыщенным был визит в КР Правительственной делегации РФ во
главе с заместителем Председателя Правительства А.Большаковым в октябре Подписано 12 документов, в том числе: Важной составляющей политического диалога двух государств являются
рабочие визиты министров иностранных дел. 9-10 июля 1996 года в Бишкеке
находился Министр иностранных дел России Е. Примаков. Главу
внешнеполитического ведомства сопровождали первый заменитель министерства Глава МИД РФ встретился с Президентом КР А. Акаевым, Премьер- министром А. Джумагуловым, Министром иностранных дел Р. Отунбаевой. Глава МИД России проинформировал руководство КР о внутриполитической ситуации в России после победы Б. Ельцина на президентских выборах, отметив, что россияне еще раз подтвердили свою приверженность демократическому пути развития. Стороны обменялись информацией относительно тенденции в СНГ о ситуации в «горячих точках» СНГ, системе коллективной безопасности в Евразийском регионе. Премьер-министр А Джумагулов вручил Е. Примакову послание в адрес В ходе визита Е. Примаков встретился с представителями общественности, славянской диаспоры Кыргызстана, студентами и преподавателями КРСУ. КР посетил и предшественник Е. Примакова на посту Министерства
иностранных дел А. Козырев. В апреле 1992 года он участвовал в подписании В марте 1995 года в Бишкеке с рабочим визитом находилась делегация МИД Также свой вклад в развитие политического диалога вносят парламенты КР и РФ. Сотрудничество между ними проявляется в формах различных визитов, консультаций, принятии общих документов, проведении совместных мероприятий. С 13 по 15 июня 1995 года состоялся официальный визит в Москву парламентской делегации ЖК КР во главе со спикером СНП А. Матубраимовым. В ходе встреч и бесед было отмечено, что обе страны продолжают испытывать глубокий кризис во многих сферах общественной жизни. Была достигнута договоренность о создании двусторонней межпарламентской комиссии Кыргызстана и России, подчеркнута необходимость создания эффективного механизма реализации подписанных документов и соглашений. Представлен также вопрос о необходимости скорейшего подписания трех парафированных соглашений – о статусе корреспондентов СМИ, о регулировании процесса переселения и защите россиян, постоянно проживающих в КР, и этнических кыргызов, постоянно проживающих в РФ. Укреплению сотрудничества двух государств содействуют контакты и совместная работа парламентов КР и РФ в Межпарламентской Ассамблее СНГ. В мае 1996 г. в Бишкеке состоялось выездное заседание Ассамблеи, на
котором был образован Межпарламентский комитет Беларуси, Казахстана, КР и Членами постоянных комиссий указанного комитета являются и парламентария Кыргызстана. Политический диалог двух суверенных государств набирает динамику и выступает ныне как многовариантный, тонкий инструмент взаимопонимания, с помощью которого балансируются интересы , реализуются стратегии внутренней и внешней политики Кыргызстана и России. 24-25 сентября в Бишкеке состоялась Международная научно-практическая
конференция «Кыргызстан и Россия – XXI век», инициаторами которой выступили Но а 23 октября – 3 ноября 1996 года состоялись Дни Культуры КР и РФ, в которых приняла участие официальная делегация КР во главе с вице-премьер- министром М.Джангарачевой. 10-12 октября 1997 года состоялся рабочий визит спикера Гос.Думы РФ По случаю 5- летия подписания Договора о дружбе, сотрудничестве и
взаимопомощи между двумя странами, 24 мая 1997 г. в телеграмме своей на им Со своей стороны 28 мая 19997 г А.Акаев в качестве ответа выслала
послание Б.Ельцину, где выражаясь, что он постоянно акцентирует внимание на
долговременном и стратегическом характере кыргызско-российского
двустороннего партнерства. Он высказал, что спустя 5 лет, отношение между И все вышесказанное президентами обеих стран п случаю своих внешних
отношений спустя 5 лет, можно привести к тем же словам и итоговым речам,
которые вытекались из уст руководителей этих государств в 1999 и 2000гг.,
где плюс ко всему они выделили большой успех в своем сотрудничестве спустя Октябрь 1997г – официальный визит Председателя правительства России Затрагивая политический диалог, следует выделить тот момент, что
заседания глав государств и глав правительств СНГ, где политики в
обязательном порядке ведут между собой поочередно с глазу на глаз беседу,
играют не маловажную роль в политическом сотрудничестве этих государств. Тем самым, в октябре этого же года в Бишкеке прошло очередное заседание совета Глав Правительств СНГ, на котором было рассмотрено 15 вопросов и подписано 24 документа. Были подписаны соглашения в разных сферах жизни. В рамках СНГ Россия и Кыргызстан подписали между собой соглашения о принципах формирования общего транспортного пространства, о транснациональных корпорациях, о военно-техническом сотрудничестве, о подготовке военных кадров и др. Что же касается социально-гуманитарного сотрудничества, то оно является неотъемлемой частью политического диалога между РФИКР. На заседании глав государств СНГ в 1993 году Россия и Кыргызстан
подписали между собой в рамках СНГ Декларацию о правах человека, в 1994 г. 19 января 1996 г. на очередном заседании Совета глав государств и глав
правительств СНГ была подписана Конвенция об упрощенном порядке
приобретения гражданства гражданами государств – участников СНГ. Она
предусматривает, что каждое государство-участник Конвенции предоставит
своим гражданам, отбывающим на постоянное жительство на территорию любой из 1998г. для Кыргызстана начался с основным событием, где 6 марта 1998
г. в Москве прошло заседание Совета глав правительств государств-
участников СНГ. Кыргызстанскую делегацию возглавлял Председатель Между Россией и Кыргызстаном были обсуждены и подписаны в рамках содружества ряд документов по важным вопросам. В их силе программа развития военного сотрудничества до 2001г., Концепция взаимодействия государств- участников СНГ в борьбе с преступностью и Соглашение в этой сфере. Также, о многоуровневых межмидовских консультациях в рамках СНГ на 1998-2000 годов, программа основных мероприятий сотрудничества в области культуры до 2002 года. В экономической области решались вопросы, касающиеся проблем повышения эффективности экономической интеграции. 29 марта 1998 г. в Москву вылетела кыргызстанская делегация во главе с президентом А.Акаевым на встречу глав государств и глав правительств таможенного союза. На этой встрече участники подписали Договор об углублении экономической и гуманитарной интеграции. Решался вопрос о присоединении к союзу Таджикистана. Был решен вопрос пот поводу дальнейшего развития Таможенного союза и единого экономического пространства. Подписали соглашение об упрощенном порядке приобретения гражданства и соглашение о создании благоприятных условий для распространения программ TV и радио на территории государств–участников «ТС». В канун Первомая 1998 г. состоялось очередное заседание «таможенной четверки».Кыргызстан представлял Премьер-министр К.Джумашев. КР и РФ в рамках союза подписали и обсудили множество документов: «Упрощенный порядок принятия гражданства», обеспечения равных прав при пересечении границ и таможен, взаимное признание дипломов о высшем образовании, упрощении процедур денежных переводов, разработке проекта Договора о правовом статусе граждан одного государства, постоянно проживающих на территории другого государства-участника «ТС». В форме политического диалога проходит сотрудничество между КР и По итогам визита Свердловской делегации было намечено подписание Но а под конец 1996 г., а именно 25 ноября в Москве состоялось
заседание Совета глав правительств СНГ. Кыргызскую делегацию возглавлял
премьер-министр К.Жумалиев. Это было 29 по счету встреча стран СНГ. 23 мая 1998 г. в Бишкеке, в стенах Кыргызско-Российского (Славянского) В октябре этого же года КРСУ отметил свое 5-летие. На вузовский юбилей
из Москвы приехали министр по национальной политике РФ Р.Абдулатипов, вице-
президент РАН Н.Лаверов и зам.министра образования РФ А.Кондаков. На этом
юбилее присутствовал и Чрезвычайный и полномочный Посол РФ в КР Г.Рудов и Встречи на уровне государств, правительств, парламентов и министерств
двух стран носят регулярный характер и обретают максимальную мощь и роль в
отношениях народов обеих государств. Так, например, 1999г начался с первого
зарубежного визита Премьер-министра КР Ж.Ибраимова. В эту делегацию входили
министр обороны КР М.Субанов, министр финансов М.Султанов. Кыргызская
делегация провела беседы с министром обороны РФ и.Сергеевым, министром
экономики А.Шаповальянцем, московским хирургом М.Давыдовым, министром
финансов М.Задорновым. Безусловно прошли переговоры с премьер-министром РФ Были подписаны на встрече, после беседы с Е.Примаковым, соглашения о сотрудничестве обеих стран в области информации и об избежании двойного налогообложения; меморандум по взаимной поддержке малого и среднего бизнеса. 2 апреля 1999г. в Москве прошло очередное заседание глав государств Следует также сказать, что главной частью политического сотрудничества 24-25 августа 1999г. в Бишкеке состоялся очередной форум глав
государств-участников в «Шанхайской пятерке». Это было заметным событием во
внешнеполитической деятельности Кыргызстана. Итогом этого саммита послужило
подписание российско-кыргызского Соглашения о военно-техническом
сотрудничестве. Были оговорены вопросы о ближайшем подписании Программы
кыргызско-российского экономического сотрудничества на 1999-2008гг., 24-25 октября 1999г. состоялся в РФ (Москве) рабочий визит Премьер-
министра КР А.Муралиева, возглавляющего правительственную делегацию. 26 октября этого же года в Москве прошло очередное заседание 2000г. – год прихода к власти России В.Путина в качестве и.о. Среди всех глав государств СНГ Президент КР А.Акаев встретился с Таким образом, к заключению этой темы, модно сказать, что кыргызско-
российские отношения в политической сфере носят устойчивый характер и
определяются , главным образом, внутриполитической ситуацией в России. Итоги «Холодной войны» Подлинное окончание «Холодной войны» после ликвидации одного из 2-х противоборствующих субъектов в лице СССР, послужило одновременно началом оформления новой глобальной структуры СМО. Вместе с Союзом ушли или оказались отодвинутыми на второй план ряд проектов мировой интеграции в условиях биполярного мира, в том числе и тот, который связывался сначала с модернизацией международных отношений, а затем со структурной перестройкой экономики и широким внедрением новых технологий. Достижения и потери столь стремительного деструктивного процесса в целом представляются пока что взаимно несоизмеримыми. Засасывание мирового сообщества в трясину межгосударственных разбирательств на постсоветских территориях, обусловленное в том числе и необходимостью материально- экономической поддержки новых евразийских территориально-государственных анклавов, обладающих высоким военным потенциалом, ядерным оружием, превращается в угрозу всей системе мировой безопасности. Именно развал СССР привел к окончанию столь долгой «Холодной войны». И
последствия «холодной войны» можно отнести и к последствиям краха Иными словами можно сказать, что окончание «Холодной войны» и есть последствие распада советского общества. Тем самым, советская коммунистическая идеология, базировавшаяся на
постулатах социалистического и пролетарского интернационализма, была
политически аннигилирована. Оказалось сломанным единство громадной и
подлинно интернациональной, в первую очередь в офицерском корпусе, Возникновение полутора десятков новых независимых государств на территории бывшего СССР стало итогом противоборства и уничтожения советского общества. «Беловежская пуща» как акт зачатия СНГ главами трех славянских республик СССР, политически сокрушившими Союз, имела целью ликвидацию союзного государства и «цивилизованный бракоразводный процесс» его субъектов. Воля к ликвидаторству и разделению, легшая в фундамент СНГ, создает теперь непреодолимый барьер разработке в рамках этой конструкции позитивных интеграционных основ, столь необходимых для экономического выживания и урегулирования внутриэтнических, межгосударственных и внутриполитических противоречий. В пылу политической борьбы на фоне ликвидаций последствий оказались
недостаточно спрогнозированными и внешние результаты роспуска СССР. Он
повлек за собой сверхрезкое изменение всего комплекса факторов, влияющих на
мировую политику со стороны бывшей еще вчера евразийской всерхдержавы, а
ныне совокупности ее разводящихся друг с другом суверенных частей. Общеполитический кризис на территории СССР и последовавший за этим развал государства вызвали к жизни огромные центробежные энергии во всем мире. В 1-ю очередь , рухнул единый блеск восточноевропейских стран, пришли в движение Зап.Европа и Азиатско-Тихоокеанский регион. Вместе с крушением социалистического лагеря раскололся на разнородные части и Запад. На смену биполярной цивилизации пришла мультиполярная структура с противоречивыми интересами и целями. Монополизм единственной оставшейся супердержавы, североамериканской (с США как безусловным лидером и Мексикой и Канадой на южном и северном флангах), порождает борьбу сразу нескольких новых центров за право заполнить «геополит дыры» и выправить в свою пользу искривившееся геостратегическое пространство. Ее составляют: 1) остатки бывшего биполярного мира в лице Китая, Монголии, Въетнама,
|
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|