реферат, рефераты скачать
 

Факторы, влияющие на экономику Испании


p> Торговый флот Испании в 1990 состоял из 416 судов общим водоизмещением
3,1 млн. брутто-регистровых тонн. Главные морские порты – Барселона,
Бильбао и Валенсия.

1.7. Внешнеэкономическая деятельность.

Во время диктатуры Франко Испания находилась в изоляции до 1950, когда страны-члены ООН восстановили дипломатические отношения с франкистской
Испанией. В 1953 было заключено соглашение о предоставлении США военно- воздушных и военно-морских баз на территории Испании в обмен на американскую военную и экономическую помощь. Это соглашение обновлялось, и срок его действия продлевался в 1963, 1970 и 1982. С 1955 Испания – член
ООН.

После Второй мировой войны Испания лишилась почти всех своих колоний в
Африке. В 1956 Испанское Марокко было передано Марокко, а в 1968 небольшие испанские владения Рио-Муни и Фернандо-По стали независимым государством
Экваториальная Гвинея. В 1976 Испанская Сахара была передана под временное управление Марокко и Мавритании. После этого у Испании остались лишь города
Сеута и Мелилья на средиземноморском побережье Африки.

После смерти Франко Испания стремилась установить более тесные связи со странами Западной Европы. С 1982 Испания входит в НАТО, с 1986 – в ЕЭС
(ныне ЕС), с 1989 – в Европейскую валютную систему (ЕВС). Испанское правительство было одним из самых активных участников Маастрихтского договора (1992), предусматривавшего создание политического, экономического и валютного союза в Европе. Испания имеет также тесные связи со странами
Латинской Америки. Традиционно она поддерживает хорошие отношения с арабскими государствами. Отношения с Великобританией осложняются из-за нерешенности вопроса о статусе Гибралтара.

В 1992 в Барселоне были проведены Олимпийские игры, а в Севилье –
Всемирная выставка в связи с 500-летием открытия Америки. В 1993–1999 министр иностранных дел Испании Хавьер Солана возглавлял НАТО.

1.8. Банковское дело.

После проведения реформ были открыты новые коммерческие банки.
Министерство финансов смогло эффективно контролировать кредитную систему, что отвечало курсу, направленному на поощрение инвестиций. Банк Испании был превращен в центральный банк, который действует как исполнительный орган по осуществлению монетарной и кредитной политики государства. Он имеет широкие полномочия по инспекции и контролю частных банков. Для контроля кредитной системы были созданы специальные организации, которые использовали такие средства контроля, как регулирование процентных ставок, покупка и продажа государственных ценных бумаг.

В 1988 Банк Испании объявил, что впервые после 1978 правительство одобрило создание новых банков с участием государственного капитала. На тот момент существовали 77 сберегательных банков, в которых хранились 43% всех вкладов. В 1991 насчитывалось около 100 частных и коммерческих банков.

2. Развитие страны в 90-х гг. XX в.

В экономическом развитии Испании за 1990-1999 гг. четко прослеживаются два различных по тенденциям и результатам периода. Первый (1991-1993) характеризовался циклическим спадом промышленного производства и последующей глубокой депрессией, охватившей практически все сферы экономики. После достижения в 1993 г. низшей точки хозяйственного спада экономика Испании с 1994 г. вошла в период стабилизации и развития.
Начавшееся оживление к концу 1995 г. перешло в фазу подъема, продолжавшуюся на протяжении всего 1997 г. Так, в 1991г. ВВП оценивался в 496 млрд. долл., или 12 719 долл. в расчете на душу населения (против 18 227 долл. во
Франции и 9191 долл. в Португалии), тогда как в 1998г. этот показатель составил уже 16 500 долл. В 1991г. доля промышленности составляла 26% ВВП, строительства 10%, а сельского хозяйства 4% (что сопоставимо с такими странами ЕС, как Португалия и Нидерланды). А уже в 1999г. в ВВП доля сферы услуг составляла 40%, промышленности – 25%, строительства – 7%, сельского хозяйства – 3%, и по объему промышленного производства Испания заняла 7-е место в мире.

Доли отраслей экономики в ВВП Испании за 1995-1998гг.
|Показатель |1995г. |1996г. |1997г. |1998г. |
|Сельское хозяйство и |18 630 |21 548 |21 436 |21 169 |
|рыболовство | | | | |
|Энергия |16 514 |17 340 |17 848 |17 569 |
|Промышленность |76 631 |80 469 |86 265 |90 743 |
|Строительство |31 876 |32 216 |33 589 |36 828 |
|Сфера услуг |278 700 |293 189 |312 095 |333 709 |
|Налоги на производство |34 271 |37 361 |41 789 |47 326 |
|ВВП в рыночных ценах |437 787 |464 251 |494 140 |527 975 |

Источник: Национальный институт статистики Испании.

Темпы прироста ВВП за 1994-1997 гг. составляли более 3% ежегодно против
2,7% в среднем по ЕС. Тогда как в 1997-1999 гг. прирост ВВП Испании составил 11%, что в 1,5 раза больше среднего уровня стран ЕС, 1999 году составил 620 млрд. долл.[1]

Первоначально главным конъюнктурообразующим фактором являлся экспорт, воздействие которого с начала 1996 г. уступило место внутреннему потреблению. Темпы роста экспорта превышали 3%, что явилось самым высоким показателем по ОЭСР. В структуре внутреннего потребления наиболее высокой динамикой характеризовались частные инвестиции.

Основные экономические показатели Испании в период с 1991 по 1997гг.[2]
|Показатель |1991г.|1992г.|1993г.|1994г.|1995г.|1996г.|1997г.|
|ВВП (в сопоставимых |-0.9 |-0.3 |-1.1 |2.0 |3.2 |2.9 |3.1 |
|ценах)* | | | | | | | |
|Инфляция (по динамике |11.4 |8.9. |6.5 |5.2 |5.1 |3.9 |3.0 |
|розничных цен)* | | | | | | | |
|Дефицит государственного |-7.1 |-5.0 |-6.1 |-5.0 |-4.6 |-3.7 |-3.1 |
|бюджета, % ВВП | | | | | | | |
|Экспорт товаров* |2.1 |1.1 |8.3 |17.7 |9.8 |9.0 |8.7 |
|Импорт товаров* |1.9 |1.1 |-5.1 |11.0 |9.8 |10.0 |9.2 |
|Сальдо платежного баланса|-3.1 |-3.1 |-0.5 |-0.8 |0 |-0.3 |-0.6 |
|по текущим операциям, | | | | | | | |
|млрд. долл. | | | | | | | |

* % к предыдущему году

Как и в большинстве других европейских стран, частное потребление и спрос, несмотря на начавшийся процесс оздоровления экономики. росли относительно более медленно. Сокращение личных доходов почти на 19т обусловлено замораживанием темпов роста заработной платы и уменьшением социальных расходов в ходе реформирования системы выплат пособий по безработице.

После резкого инвестиционного спада в 1993 г. среднегодовые темпы роста валовых частных капиталовложений, прежде всего в строительство, офисное оборудование и компьютерную технику, поднялись до 7%. В связи со снижением кредитных ставок, в том числе и в сфере ипотеки, среднегодовые темпы роста строительства увеличились за 90-е на 3-4 п.п. Самым динамичным компонентом кредитных ресурсов стали индивидуальные займы на строительство жилья, которые послужили решающим фактором строительной? я инвестиционного бума.

Рост капиталовложений сопровождался ростом прибылей частных компаний, чему в значительной мере способствовали рост внутреннего потребления, сокращение финансовых издержек и издержек на заработную плату. На внутреннюю торговлю Испании приходилось около 17% всех товаров и услуг страны. Однако, несмотря на относительно большое значение внутренней торговли, движение товаров от производителей к потребителям остается одним из самым слабых звеньев экономики. Правительство предпринимало такие меры, как строительство супермаркетов и оптовых рынков, но до сих пор сохраняется резкий дисбаланс между весьма обширной розничной сетью торговли и узкой системой оптовой торговли.

В 1994-1997 гг. среднегодовые темпы роста экспорта составляли почти 13% против 5,3% за предшествующий четырехлетний период. Это явилось прямым результатом неоднократной девальвации песеты, принятия системы мер по стимулированию промышленного экспорта, растущего спроса со стороны стран - членов ЕС на повысившие свою конкурентоспособность испанские товары.

В структуре экспорта по-прежнему выделяется группа полуфабрикатов (40% стоимостного объема вывоза), а также группа промышленных товаров, темпы роста которой начиная с 1994 г. в среднем ежегодно превышали 20%. Далее в экспорте выделяются автомобили, тракторы, мопеды, машины и электробытовые приборы; за ними следуют продукция черной металлургии и химической промышленности, ткани и обувь, фрукты и овощи; важное место занимают рыба, оливковое масло и вино. Увеличение экспорта сопровождалось ростом импорта, динамика и доля которого в ВВП свидетельствует о высокой зависимости экономики страны от ввоза энергоресурсов и полуфабрикатов. Импорт потребительских товаров рос более медленными темпами.

За период с 1990 по 1998 гг. 68,7% экспорта направлялось в ЕС (главным образом во Францию, Германию, Италию, Великобританию и Португалию), 4,9- в
США, 1,3 - в Японию, 16,9%- в развивающиеся страны. Импорт распределялся следующим образом (%): ЕС - 60,9, США - 7,3. Япония - 3,6, развивающиеся страны - 18,8. В импорте преобладают энергоносители (главным образом нефть), машины и транспортное оборудование, черные металлы, продукция химической промышленности и текстильные изделия. Для сравнения, уже в 1999 году объем внешнеторгового оборота Испании составил около 250 млрд. долл.[3] Дефицит внешней торговли колебался в пределах 23-25 млрд. долл.
Доля стран ЕС в структуре экспорта составляла 72% и импорта – 67%.

В 90-х гг. российско-испанская торговля занимала скромное место: не более 1% совокупного объема продаж этих стран за границу. Свыше 40% всего испанского экспорта в Россию были продукты питания. 3/4 импорта Испании из
РФ составляли в основном сырьевые товары и полуфабрикаты. Подписание
Временного соглашения о торговле между Европейским союзом и Россией (во время председательствования Испании в ЕС в 1995 г.). а также целого ряда других важных документов в том числе Договора о дружбе и сотрудничестве между двумя страна ми (во время визита президента России Б. Ельцина в
Испанию в 1994 г. ) создали надежную правовую основу для дальнейшего развития двусторонних отношений.

Доходы Испании от туризма составляли около 4% ВВП. В 1995 г. обслуживание туристов принесло доход - 2650 млрд. песет. В 60-е и 70-е годы иностранный туризм еще полностью концентрировался в прибрежных районах.
Вместо повышения качества обслуживания государство стремилось к увеличению количества туристов. От последствий этого массированного штурма природы - безликих сооружений из бетона и стекла, разорительного превышения предложения над спросом, ухудшения ландшафта. И по сей день, страдают некоторые районы страны. Начиная с 80-х годов, власти осторожно пытаются принять контрмеры: от притока гостей должны получать прибыль не только приморские курорты, но и районы, расположенные в глубине страны, и по возможности в течение всего года.

Официальные резервы сократились с 44.8 млрд. долл. в 1994 г. до 36,8 млрд. в 1997 г. (эквивалент пятимесячного объема импорта). Сокращение резервов было бы еще большим, если бы правительство не увеличило их за счет краткосрочных внешних займов, чтобы профинансировать бюджетный дефицит.

Численность трудовых ресурсов Испании в 1991г. оценивалась в 15 382 тыс. человек, а в 1998г. – 16200 млн. чел. Более 41% женщин трудоспособного возраста работали или занимались поиском работы. В 1991 в сельском, рыбном, лесном и охотничьем хозяйстве работали 1,3 млн. человек; в обрабатывающей промышленности – 2,7 млн. человек; в добывающей промышленности – 75 тыс.; в строительстве – 1,3 млн., в коммунальном хозяйстве – 86 тыс., на предприятиях сферы услуг – 6,4 млн.

Даже во время резкого экономического спада 1960 число зарегистрированных безработных не превышало 1% от общей численности трудоспособного населения, хотя реальная численность безработных, вероятно, была в два раза выше, а число эмигрантов быстро увеличивалось. Однако с 1982, в условиях расширения конкурентоспособности экономики, проблема безработицы обострилась.

Экономический подъем способствовал увеличению темпов роста занятости населения и сокращению безработицы с 24,6% в конце 1993 г. до 19% в 1998 г., насчитывая тем самым 3,1млн. безработных в 1998г. Более 45% безработных
– молодежь в возрасте до 25 лет. После 1900 в сфере занятости в Испании произошли большие структурные изменения. Быстрее всего росло число занятых в строительстве, медленнее - в сфере услуг, поглощающей почти 60% экономически активного населения. В 1900 на долю сельского хозяйства приходилось 2/3 всех занятых, в 1991 – всего 1/10. Доля занятых в промышленности за этот же период выросла с 16% до 33%, незначительный же рост занятости в промышленности начался с конца 1995 г. В 1991 11% женщин и лишь 2% мужчин работали неполный рабочий день. Замораживание заработной платы привело к снижению затрат на одного занятого в реальном исчислении почти на 2,5%.

Темпы роста инфляции сократились с 11,4% в 1991 г. до 2% в 1998 г., хотя цены на продовольственные товары несколько поднялись Достижению положительных экономических результатов в значительной мере способствовала эффективная макроэкономическая и структурная политика правительства.

Болевые точки экономики Испании в 90-х годах - несбалансированность государственного бюджета (который в 1995г. составил 139 млрд. долл., включая столицу), инфляция и структурная безработица, показатели которых начали расти с середины 70-х годов. Поэтому в рассматриваемый период основной целью бюджетной политики испанского правительства являлось сокращение бюджетного дефицита до критериев, установленных Маастрихтскими соглашениями.

Для этого надо бы увеличить доходную часть бюджета без принятия каких- либо специальных экстремальных мер, сократить резко возросшие текущие расходы, ввести систему мониторинга государственных расходов, проводить адекватную денежно-кредитную политику

Одна из главных заслуг правительства - поэтапное проведение самой глубокой за всю историю страны налоговой реформы с целью более справедливого распределения налогового бремени, демократизации, модернизации и адаптации системы налогообложения к требованиям и нормативам
ЕС. Реформа, в частности, предусматривала введение налога на собственность и наследство; прогрессивной шкалы налогообложения с доходов физических лиц; налога на добавленную стоимость вместо множества других видов налогов и поборов; модернизацию системы социального страхования, а главное создание более эффективной системы сбора налогов, фискального инспектирования. предусматривавшей исключительно жесткие штрафные санкции к неплательщикам налогов (вплоть до 6-летнего тюремного заключения. Это позволило за сравнительно короткий промежуток времени обеспечить самый высокий в ЕС прирост налоговых поступлений в казну. В 1991-1997 гг. их доля в ВВП составляла в среднем около 40% против 30% в 1980 г.

К концу 1997г. основной объем бюджетных поступлений дают налог на прибыль компаний (составлявший 35%), подоходный налог с физических лиц (для резидентов он составлял от 2 до 25%) и налог на добавленную стоимость (с
1966 г. - 15%), т.е. налоги, финансирующие систему социального страхования.
В Испании ставка этого налога для работающих была равна 6%. Дополнительно к этому, как и в большинстве других европейских стран, налоги в фонд социального страхования были обязаны платить и предприятия. Обычно они исчислялись в размере 22% общей суммы выплаченной заработной платы.

Поскольку уже к началу 90-х годов реформирование налоговой системы привело к значительной фискальной консолидации, перспективу дальнейшего роста доходной части бюджета правительство связывало не с увеличением ставок налогообложения, а прежде всего с активным поощрением экономической деятельности с помощью инвестиционных льгот и кредитов экономической деятельности и появлением новых налогоплательщиков (физических и юридических лиц) вследствие естественного роста населения, создания новых предприятий и фирм, а также доходов от приватизации предприятий госсектора.

Приоритетное направление бюджетной политики в 1991-1997 гг. - жесткий правительственный контроль за расходной частью бюджета, а за последние три года - значительное (почти на 1%) сокращение текущих расходов, резко возросших за 1991-1993 гг.

Речь идет прежде всего о сокращении государственного потребления, в том числе капиталовложений (за счет военных расходов), закупок и услуг при одновременном повышении их стоимости, заработной платы, а также субсидирования государственного сектора. В 1997 г. общий объем государственных субсидий составил 1,8% ВВП против 2,3% в 1991 г. Основным при выделении бюджетных средств предприятиям было не покрытие их убытков или финансирование текущих расходов, а строжайшее целевое использование - на реструктуризацию и модернизацию малорентабельных предприятий.

Вторым направлением стало сокращение расходов на резко возросшие за годы постфранкистских демократических преобразований выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы, второй по объему расходной статьи бюджетных ассигнований. Число занятых в госсекторе составляло 15% экономически активного населения (5% в 1975 г.). Программа сокращения расходов по этой статье предусматривала ежегодное 1%-е снижение числа занятых в госсекторе
(по принципу: замещать только одного из двух государственных служащих, уходящих на пенсию). Как следствие, объем выплат по статье сокращался на
0,1% ВВП ежегодно.

В-третьих, тенденцию к сокращению продемонстрировали и государственные социальные расходы, безработице (доля государства в финансировании этой статьи упала с 82,7% в 1993 г. до 68% в 1997 г.), а также государственных пособий по временной потере трудоспособности, основное бремя выплат которых также легло на плечи частных компаний. По мнению правительственных экспертов, не исчерпаны еще резервы по урезанию социальных расходов государства в случае эффективного реформирования национальной системы здравоохранения и пенсионного обеспечения. При этом основной объем сэкономленных средств предполагалось использовать на дофинансирование социального обеспечения быстро стареющего населения страны, а также системы здравоохранения.

Наконец, в-четвертых, активные поиски способов экономии бюджетных расходов велись и на пути рационализации системы обслуживания государственного долга. Это позволило сократить бюджетные выплаты по государственным займам до 1,5% ВВП.

В июне 1994 г. была принята Программа экономической и финансовой конвергенции, предусматривающая достижение к 1997 г. целей Маастрихтского договора, а также широкомасштабную структурную перестройку экономики с целью повышения ее конкурентоспособности. Программа включала 14 взаимосвязанных мероприятии по перестройке системы управления и ее либерализации в сферах нефтяного бизнеса, телекоммуникаций, землепользования, финансов. Предусматривалось также дерегулирование сферы оказания профессиональных услуг, реформирование системы фискальных льгот при индивидуальном жилищном строительстве.

Кроме того, чтобы повысить эффективность управления государственным сектором, правительство взяло курс на организационную перестройку предприятий государственного сектора с одновременным пересмотром системы их субсидирования. В июле 1995 г. государственная холдинговая группа Института насиональ де индустрия (ИНИ), в которую выходит основная масса государственных предприятии, была подвергнута второй за последние годы реорганизации. Ее основная задача - перевести часть малорентабельных государственных предприятий под крышу и под финансовое обеспечение рентабельных компаний ИНИ, в первую очередь действующих в нефтяной, нефтеперерабатывающей и газовой отраслях.

Реструктуризация государственных предприятий позволила сократить бюджетные трансферы госсектору с 519 млрд. песет в 1993 г. до 366 млрд. в
1996-1997 гг. Одновременно продолжался и процесс приватизации целого ряда государственных компаний, в первую очередь ведущей нефтяной компании
"Репсол" и компании "Аргентария" (финансово-кредитная сфера).

Для демонополизации деятельности телефонно-телеграфной компании
"Телефоника" правительство выдало лицензию на оказание услуг мобильно- телефонной связи другой компании. В 1998 г. ожидалось проведение серьезных мероприятий по приватизации "Телефоники" и дальнейшей либерализации услуг телефонно-телеграфной связи страны. Об эффективности первого этапа приватизация этой компании свидетельствует тот факт, что продажа только 12% ее акций увеличила бюджетные поступления на 165 млрд. песет (0,4% ВВП).

Денежно-кредитная политика являлась важнейшей составной частью программы конвергенции. Ее цель - обеспечить финансовую координацию экономической политики правительства в строгом соответствии с задачами и приоритетными направлениями структурных преобразований, способствовать достижению ценовой и валютно-финансовой стабильности страны путем сокращения инфляции (до менее З%), измеряемой индексом потребительских цен. В качестве одной из предпосылок снижения темпов инфляции предполагалось достижение стабильности валютного курса песеты, слабость которой привела в начале 90-х годов к значительной нестабильности финансового, особенно валютного, рынка Испании.

В июне 1994 г. кортесы приняли закон о предоставлении автономия Банку
Испании (со значительным опережением ранее предусмотренного графика), на который была возложена задача разработки и проведения жесткой денежно- кредитной политики, усиления ее интервенционистского характера и информационного обеспечения, глубокого мониторинга колебаний курса песеты по отношению к другим валютам.

В 1992-1994 гг. проводились важные реформы в социальной сфере и сфере трудовых отношений. Это прежде всего повсеместное разноуровневое (местное, региональное, отраслевое) применение принципа "социального партнерства" при решении вопросов заработной платы, условии труда, социальных выплат отдельным категориям граждан. Особое значение имело введение и расширение контрактной системы найма, за счет которой правительству удалось увеличить занятость населения почти на 30%, главным образом путем вовлечения в сферу экономической деятельности низкооплачиваемой рабочей силы. С 1994 г. основная масса рабочих мест создавалась на условиях временных контактов.

Социальные реформы правительства предусматривали введение б лее жесткого контроля за системой социальных выплат, перераспределение и перенос части этого бремени на частный сектор. Данные реформы стали лишь первым этапом в дальнейшем реформировании национальной социальной системы.

3. Экономическое состояние Испании в 2000-2003гг.

Испания крупная экономически развитая страна на юге Европы, занимающая территорию в 504782 км2. Денежная единица Испании с 1 января 2002г. – евро.
Столица – Мадрид. Глава государства – король Хуан Карлос I. Председатель правительства – Хосе Мария Аснар Лопес. С 1995г. входит в состав
Европейского Союза.

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.