реферат, рефераты скачать
 

Ценообразование в мировой торговле


Использование страной ресурсов МВФ возможно лишь на определенных, весьма жестких условиях. Во-первых, страна должна обратиться в Фонд с вескими доказательствами потреб­ности в его ресурсах для финансирования дефицита платежно­го баланса. Во-вторых, МВФ должен убедиться, что страна, обратившаяся за помощью, сможет выполнить свои обязатель­ства по погашению задолженности перед Фондом.

МВФ выдвигает условия, выполнение которых призвано гарантировать, что:

а) проводимая членом Фонда политика в приемлемые сро­ки приведет к достижению устойчивого платежного баланса и стабильного экономического роста страны;

б) по мере необходимости предпринимаются шаги по струк­турной перестройке;

в) в решении структурных проблем и оздоровлении пла­тежного баланса финансирование и стабилизационные меры дополняют друг друга.

В последнее десятилетие существенно изменились место и роль в мировой экономике группы Всемирного банка. После вступления в члены банка государств Восточной Европы он стал уделять больше внимания государствам этого региона.

В 1996 финансовом году (закончился 30 июня 1996г.) сум­марные ресурсы, выделенные Всемирным банком развиваю­щимся странам, составили 21,4 млрд. долл. Хотя сама по себе эта сумма весьма внушительна, однако в 1995г. только капита­лы, вложенные в развивающиеся страны частным сектором, составили 170 млрд. долл.

Возрастающая конкуренция со стороны частного сектора и других региональных банков развития привела к заметному осложнению условий деятельности МБРР и его филиалов в развивающихся странах. Всемирный банк также сталкивает­ся с дополнительными проблемами в связи с ужесточением политики США, которые сокращают объем ресурсов, выделяе­мых Международной ассоциации развития. После отказа Кон­гресса США предоставить администрации Клинтона средства для погашения американских задолженностей MAP Всемир­ный банк принял решение увеличить ресурсы, выделяемые им MAP из прибыли банка, до 600 млн. долл.

Деятельность группы Всемирного банка, прежде всего МБРР, в последние годы получала неоднозначную оценку. Хотя отмечается, что МБРР накопил значительный опыт осуществления проектов в развивающихся странах (а именно они стали объектом внимания банка в 60-х годах), тем не менее, в адрес банка сделан целый ряд критических замечаний. Указы­вается на то, что некоторые программы были недостаточно хо­рошо подготовлены, а потому не принесли желаемых результатов. Сторонники экологических движений критикуют банк за то, что некоторые проекты, в частности, плотины, соору­женные при поддержке МБРР, наносят ущерб окружающей среде. В промышленно развитых странах недовольны нарас­тающими бюрократическими тенденциями в деятельности этой организации, высказывается мнение, что Всемирный банк дол­жен активизировать свои усилия, с тем чтобы в развивающихся странах осуществлялись более глубокие реформы управления экономикой и качественного улучшения банковской и судебной систем; что банк должен уделять большее внимание созданию там благоприятного инвестиционного климата. Необходимо ис­кать новые способы привлечения частных капиталовложений. С приходом в 1995 г. на пост главы банка Дж.Вулфенсона связаны надежды на реформирование структуры банка и при­дание нового импульса его деятельности, в том числе коорди­нации усилий всех организаций, входящих в группу банка (МБРР, MAP, МФК и МИГА).

В целом развал Бреттонвудской валютной системы, состав­ной частью которой являлись МВФ и МБРР, привел к необхо­димости пересмотра роли и места этих организаций. Целесообразность сохранения указанных финансовых инсти­тутов и в новых условиях разделяется большинством полити­ческих деятелей и экономистов. Можно ожидать, что в ближайшие годы обе эти организации, и прежде всего МВФ, продолжат линию на более глубокие преобразования своей де­ятельности с учетом новой мировой экономической среды, сло­жившейся после фундаментальных изменений в мировом хозяйстве на рубеже 80-90-х годов.

10.1 ЗНАЧЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ ВАЛЮТНО-ФИНАНСОВЫХ И КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

В последние годы заметными стали усилия региональных банков развития, которые стали оказывать более серьезную конкуренцию группе Всемирного банка.

Азиатский банк развития предоставляет примерно одну треть кредитов на льготных условиях. Приоритетными для банка являются отрасли инфраструктуры. Африканский банк развития выделяет ресурсы на цели развития ресурсы афри­канским странам, оказывая им также содействие в виде экс­пертных услуг и обучения кадров. Оба банка управляют фондами развития - соответственно - Азиатским и Африканским со льготным режимом кредитования.

Межамериканский банк развития направляет инвестиции в энергетику, сельское хозяйство и рыболовство. Для этого бан­ка характерна высокая концентрация в предоставлении кре­дитов (больше всего ресурсов к началу 90-годов было предоставлено трем странам - Аргентине, Бразилии и Мекси­ке, которые являются более развитыми по сравнению с други­ми латиноамериканскими странами. Начавший свою деятельность с апреля 1991 г. Европейс­кий банк реконструкции и развития смог преодолеть трудности становления и стать крупным инвестором в странах Восточ­ной Европы. К середине 1995г. он предоставил государствам региона кредитов на сумму более 4,5 млрд. ЭКЮ. Доля банка в прямых капиталовложениях достигла почти 15%. Примерно 70% инвестиций предназначены для частного сектора. ЕБРР предоставляет ресурсы на более выгодных условиях по срав­нению с обычными частными банками. Поскольку ЕБРР не имеет права выдавать кредиты, превышающие 35% объема, необходимого для осуществления проекта капитала, то он ши­роко использует синдицированные кредиты.

Опыт деятельности ЕБРР используется при создании дру­гих подобных банков развития, в частности в Средиземноморс­ком бассейне. В ноябре 1995г. были подписаны Статьи соглашения о создании Ближневосточного банка развития, ко­торый, как ожидается, начнет операции в 1997г.

В октябре 1996г. 11 стран членов организации Черноморс­кого экономического сотрудничества, в которую входит и Рос­сия, договорились об учреждении Черноморского банка развития. Одним из первоочередных проектов станет создание в регионе сети волоконно-оптической связи, что значительно улучшит связь между причерноморскими государствами. Важную роль в процессах экономической интеграции в Западной Европе играют валютно-кредитные и финансовые институты, созданные в рамках Европейского экономического сообщества (ныне Европейского союза).

Подготовкой перехода к этапу создания экономического и валютного союза занимается Европейский валютный институт (ЕВИ, местоположение Франкфурт-на-Майне), на который воз­ложена задача проработки правил и процедур, принятие кото­рых потребуется в связи с ожидаемым введением единой валюты. В компетенции ЕВИ также контроль за эмиссией бан­кнот в ЭКЮ.

Европейский инвестиционный банк предоставляет долго­срочные кредиты и гарантии компаниям, государственным органам и финансовым институтам для финансирования пре­имущественно инфраструктурных объектов в менее развитых регионах Европейского экономического сообщества (Европейс­кого союза). Деятельность этого банка, первоначально охватывающая только участников ЕЭС, в последующем распространилась и на другие европейские государства, а также развивающиеся, в час­тности, на страны, подписавшие Ломейские конвенции.

В рамках Европейского союза созданы и действуют также фонды развития и структурные фонды. Европейский фонд раз­вития (с 1958г.) предоставляет в основном субсидии и льгот­ные долгосрочные кредиты под низкие проценты развивающимся странам, ассоциированным с ЕС. Европейский фонд ориентации и гарантирования сельского хозяйства был учрежден в 1962г. в целях улучшения условий для развития сельского хозяйства в странах ЕЭС. Программы, осуществляе­мые фондом, направлены на модернизацию сельского хозяй­ства. Из этого фонда фермерам выплачиваются различные компенсации и субсидии, в частности экспортные. С 1975г. осуществляется деятельность Европейского фонда ре­гионального развития, созданного для кредитования программ, целью которых является постепенное уменьшение региональ­ных диспропорций. С 1960г. приступил к операциям Европей­ский социальный фонд, образованный для улучшения возможностей занятости населения.

С 1 января 1989 г. вступили в силу реформы структурных фондов ЕС, проведенные в соответствии с Единым Европейс­ким актом (1987г.), которые предусматривают более четкие критерии отбора проектов и усиленное внимания к менее разви­тым регионам ЕЭС (ЕС).

При распределении ресурсов наблюдаются острые разно­гласия, вызываемые, в частности, стремлением каждой страны, имеющей отсталые регионы, получить больше ресурсов из струк­турных фондов. В 1994г. из бюджета ЕС Греции, Испании, Пор­тугалии и Ирландии были предоставлены ресурсы на сумму более 10 млрд. ЭКЮ. Эти противоречия могут обостриться в случае принятия в ЕС ряда восточно-европейских стран, а так­же Мальты и Кипра, изъявивших такое желание. Расширение ЕС привело бы к резкому росту числа регионов, имеющих пра­во на субсидии, поскольку, по существующим правилам, регио­ны с уровнем ВВП на одного жителя менее 75% среднего уровня ВВП на душу населения по ЕС в целом, вправе обращаться за такими субсидиями. По некоторым оценкам, большинству из стран, изъявивших желание вступить в ЕС, потребуется не менее 20 лет, чтобы достичь среднего уровня ВВП на душу населения в целом по ЕС. Международные валютно-финансовые и банковские орга­низации, являясь важной частью институциональной структу­ры мировой экономики, взаимодействуют с организациями, созданными в других ее сферах, в частности с Всемирной торго­вой организацией. Нарастание тенденций к глобализации, уг­лублению интеграционных тенденций в ряде регионов мира, большей либерализации торговых режимов, существенные из­менения в оценке места и роли иностранных инвестиций в экономике страны - все это создает объективную потребность дальнейшего совершенствования деятельности международных валютно-финансовых и банковских институтов. Однако осоз­нание этой потребности, само по себе являющееся противоре­чивым процессом, еще не означает, что усилия по реформированию будут бесконфликтными и быстрыми. Появ­ление в начале следующего века новых стран с мощным эко­номическим потенциалом (например, Китая, Бразилии и т.д.) приведет к изменению баланса сил и в международных валют­но-финансовых и банковских институтах.

10.2 РОССИЯ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ВАЛЮТНО-ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

До начала 90-х годов Россия не являлась членом Междуна­родного валютного фонда и Международного банка реконструк­ции и развития. Участие в этих организациях в принципе открывает более широкие возможности для получения ресурсов на цели реструктурирования экономики и развития, поскольку соглашения с МВФ являются положительным сигналом для других инвесторов. Достижение соглашений с МВФ также по­зволяет прийти к соглашениям о переоформлении российской внешней задолженности, большая часть которой представляет долги бывшего СССР, с Парижским и Лондонским клубами. Весьма важно и то, что, являясь членом международных валютно-финансовых и кредитных организаций, Россия приоб­щается к богатому опыту регулирования валютной, кредитной и финансовых сфер, накопленному мировым сообществом.

Однако вступление в международные организации, в част­ности в МВФ, налагает на Россию обязательства, выполнение которых требует принятия в ряде случаев трудных политичес­ких решений.

В 1995г. МВФ предоставил России сроком на 1 год кредит стенд-бай на сумму 4313,1 млн СДР, что равно ее квоте, под осуществление программы стабилизации экономики. Ход реа­лизации программы отслеживался ежемесячно, а не ежеквар­тально, как это обычно принято. Однако отношения России с МВФ  складывались  не   всегда  благоприятно. В некоторых случаях, оценивая усилия российского правитель­ства по реформированию экономики как недостаточные. Фонд или отказывался предоставлять обещанные кредиты, или замо­раживал их предоставление. Согласившись с просьбой России в начале 1996 г. о выде­лении нового крупного займа сроком на 3 года в рамках меха­низма расширенного кредитования, МВФ уже в июле 1996г. отложил перевод очередной, пятой части 10-миллиардного дол­ларового кредита на сумму 330 млн долларов. В качестве причины указывалось на невыполнение российс­ким правительством условий, ранее согласованных с МВФ:

был превышен бюджетный дефицит; пополнение доходов бюд­жета за счет сбора налогов оказалось значительно ниже плани­руемого. Однако в дальнейшем было найдено компромиссное решение. Тем не менее, уже в конце 1996г. ситуация практи­чески повторилась. В октябре 1996г. МВФ объявил о том, что откладывает перевод шестого транша на сумму 340 млн. долла­ров. Это решение было принято Фондом после визита в Моск­ву делегации экспертов для ознакомления с ходом выполнения согласованной с МВФ программы.

Став членом МБРР, Россия обрела новый источник финан­совых средств. В середине 90-х банк предоставлял РФ креди­ты на общую сумму до 2 млрд. долл. в год. Суммарный объем ресурсов, которые банк согласился выделить России, достиг, по данным на 1 сентября 1996г., 6,4 млрд. долл. Только Китай и Индия получают от Всемирного банка больший объем ресур­сов. В основном кредиты банка предназначены для создания объектов инфраструктуры. Значительна и доля реабилитационных займов, направленных на восстановление экономики и поддержку  экономических  реформ  в  России. В ряде случаев МБРР участвует в капитале российских пред­приятий, приобретая часть их акций.

Сотрудничество России с Европейским банком реконст­рукции и развития в последние годы развивается вполне ус­пешно. Ресурсы, предоставленные банком, используются для поддержки нефтегазовой промышленности, мелкого и среднего бизнеса. Одной из крупных программ, суммарная стоимость которой оценивается в 520 млн. долларов, стало создание реги­ональных венчурных фондов. Основная часть средств фондов направляется в предприятия, выпускающие потребительские товары. Запрещается делать вложения в производство табач­ных изделий, алкогольных напитков, оружия, а также в игор­ные дома и ряд других сфер.

Одним из направлений деятельности ЕБРР в России яв­ляется приобретение им акций российских банков, в том чис­ле региональных. Российские банки стремятся расширять сотрудничество с ЕБРР, поскольку это будет способствовать, в частности, улучшению расчетов по экспортно-импортным опе­рациям. ЕБРР сделал вложения (35 млн. долл.) в Токобанк, а также приобрел пакет акций в Российском банке проектного финансирования. Кредитные линии открыты нескольким рос­сийским банкам, в том числе Московскому международному банку, а также Кузбассоцбанку. Партнерство ЕББР с Кузбас-соцбанком в сфере кредитования малого бизнеса, начавшееся еще в 1994г., оказалось достаточно успешным. Некоторые программы в России ЕБРР ведет совместно с МБРР. Так, продолжается осуществление проекта развития финансовых учреждений, который правительство РФ реализу­ет за счет «Займов от МБРР (200 млн. долл.) и ЕБРР (100 млн.). В результате должна повыситься надежность ряда ведущих российских банков, расшириться и улучшиться набор предоставляемых ими услуг. Как предполагается, за короткий срок (уже к 1998г.) банки, участвующие в проекте, смогут дос­тичь международных стандартов банковской деятельности.

В дальнейшем российские банки-участники проекта смогут воспользоваться средствами двух других займов МБРР и ЕБРР, которые предусматривают стимулирование средне- и долгосроч­ных инвестиций в российскую промышленность.

В ряде случаев ЕБРР принимает на себя риск, от которого отказываются частные коммерческие банки. Примером может служить кредитование банком ряда российских судостроитель­ных компаний.

Россия, переживающая в конце XX века нелегкий период утверждения рыночных начал в экономике, может использо­вать свое членство в международных валютно-кредитных и финансовых организациях для более целенаправленного и быстрого, но в то же время и менее болезненного перехода к новым формам хозяйствования.



11. НАПРАВЛЕНИЯ МЕТОДЫ И ФОРМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ МЭО И ВЭД

11.1 НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ МЭО И ВЭД

Международные экономические отношения предполагают не только обеспечение ресурсами и рынками сбыта участвую­щих стран, взаимодополняемость национальных хозяйствен­ных структур, внешнеэкономическую деятельность фирм предпринимателей, но и торгово-политические мероприятия правительства, международных организаций. Государство ак­тивно участвует в развитии внешнеэкономической деятельно­сти путем целенаправленного воздействия на определенные сферы и объекты этой деятельности. Это воздействие осуще­ствляется с помощью комплекса специальных методов, кото­рые можно разделить на две основные группы: экономические и административные.

Под экономическими методами понимаются прежде всего пошлины таможенного тарифа, различные налоги и сборы, им­портные депозиты, удорожающие ввозимый товар и снижаю­щие его конкурентоспособность на внутреннем рынке по сравнению с местным аналогичным товаром. К администра­тивным методам относятся количественные лимиты, системы разрешений (лицензий) и запретов (эмбарго) на импорт или экспорт, самоограничение поставок экспортером, специфичес­кие технические требования к товару или упаковке, бюрокра­тическое усложнение таможенных процедур, прямым образом ограничивающие доступ импортных товаров на внутренний рынок (или местных на внешний). Между этими двумя груп­пами средств регулирования внешней торговли имеется прин­ципиальное различие. При использовании экономических средств окончательное право выбора импортного или местного товара, ресурсов сохраняется за потребителем, который руко­водствуются ценой, качеством, условиями поставки продукции или предоставления ресурсов. При использовании админист­ративных средств нарушается рыночный механизм, сокраща­ется ассортимент товаров, возможности доступа к ресурсам и фактически насильственным путем предрешается выбор про­дукции или ресурсов потребителем в пользу отечественных.

11.2 НЕТАРИФНЫЕ (АДМИНИСТРАТИВНЫЕ) МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЭД


Нетарифные методы включают широкий круг инструмен­тов современной экономической и торговой политики государств, некоторые из них непосредственно не связаны с внешнеэконо­мическим регулированием, но тем не менее оказывают суще­ственное влияние на ВЭД и внешнюю торговлю. В частности, согласно наиболее распространенной классификации нетариф­ных методов регулирования во внешней торговле, принятой в ООН, они делятся на три вида.

К первому виду относятся методы, направленные на прямое ограничение импорта с целью защиты определенных отраслей национального производства:

лицензирование и квотирование импорта, антидемпинговые и компенсационные пошлины, импортные депозиты, так называе­мые «добровольные» ограничения экспорта, компенсационные сборы, система минимальных импортных цен и т. д. Первый вид - самый многочисленный и охватывает более половины всех.

Второй вид включает методы, непосредственно не направ­ленные на ограничение внешней торговли и относящиеся боль­ше к административным бюрократическим процедурам, действие которых, тем не менее, ограничивает торговлю: тамо­женные формальности, технические стандарты и нормы, сани­тарные и ветеринарные нормы, требования к упаковке и маркировке, розливу и т. п.

К третьему виду относятся методы, непосредственно не направленные на ограничение импорта или стимулирова­ние экспорта, но действие которых зачастую ведет именно к этому результату.

К числу наиболее распространенных инструментов пря­мого регулирования импорта (а иногда и экспорта) относят лицензии и квоты. Практически все промышленно развитые страны применяют эти нетарифные методы. Лицензионная система предполагает, что государство через специально упол­номоченное ведомство (в России - Министерство внешнеэконо­мических связей) выдает разрешения на внешнеторговые операции определенными включенными в списки лицензиру­емых по импорту и по экспорту товарами. Применяемые стра­нами системы лицензирования характеризуются значительным разнообразием форм и процедур. Основные виды лицензий можно свести к следующим двум типам: генеральной лицен­зии, разрешающей беспрепятственный ввоз или вывоз товара, включенного в списки, в течение определенного периода вре­мени; и разовой лицензии, разрешающей импорт (или экспорт) определенного товара определенному импортеру (экспортеру) с указанием количества товара, его стоимости, страны его проис­хождения (или назначения), а в ряде случаев также и тамо­женного пункта, через который должен быть осуществлен ввоз (или вывоз) товара.

Использование лицензионных систем регулирования внешней торговли опирается на ряд согласованных на между­народном уровне норм. К ним, в частности, относятся некото­рые положения Генерального соглашения по тарифам и торговле, а также Соглашение по процедурам лицензирования импорта, заключенное в рамках ГАТТ. (с 1996г. - Всемирная торговая организация - ВТО) .

Лицензирование внешнеторговых операций тесно взаимо­действует с количественными ограничениями - квотами на импорт и экспорт отдельных товаров. Квоты - это ограничения в стоимостном или физическом выражении, вводимые на им­порт и экспорт определенных товаров на определенный период времени. В эту категорию входят квоты глобальные, действую­щие в отношении отдельных стран, сезонные и так называемые «добровольные» ограничения экспорта. Количественное регу­лирование внешнеторговых операций осуществляется через разовые лицензии.

Количественные ограничения импорта и экспорта - пря­мая административная форма государственного регулирования внешней торговли. Лицензии и квоты ограничивают самостоя­тельность предприятий в отношении выхода на внешний рынок, сужают круг стран, с которыми могут быть заключены сделки по определенным товарам, регламентируют количество и но­менклатуру товаров, разрешенных к ввозу и вывозу. Вместе с тем система лицензирования и квотирования импорта и экс­порта, устанавливая жесткий контроль над внешней торговлей некоторыми товарами, во многих случаях оказывается более гибкой и эффективной, чем экономические рычаги внешнетор­гового регулирования. Этим в значительной мере и объясняет­ся тот факт, что лицензирование и квотирование заняло прочное место в арсенале средств торгового регулирования подавляю­щего большинства стран мира.

В настоящее время международная практика идет по пути устранения административных инструментов регулирования внешнеторговой деятельности. Нетарифное регулирование, как правило, применяется лишь в исключительных случаях, в основ­ном в целях защиты национальной экономики, а также в целях выполнения международных обязательств. Подобную тенденцию можно наблюдать и у нас в России. Так, в Федеральном законе от 13 октября 1995 г. «О государственном регулировании внешне­торговой деятельности /2/ установлено, что количественные ог­раничения могут вводится в исключительных случаях Правительством Российской Федерации. К ним относятся: обес­печение национальной безопасности РФ, выполнение междуна­родных обязательств. РФ с учетом состояния на внутреннем товарном рынке, защита внутреннего рынка РФ и др.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.