реферат, рефераты скачать
 

Валютный контроль в РФ и основные валютные ограничения


p> Российскую Федерацию иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, принадлежащих резидентам (п. 3 ст. 6);

- устанавливает порядок открытия и ведения уполномоченными банками счетов нерезидентов в иностранной валюте и в валюте Российской

Федерации (п. 2 ст. 7);

- устанавливает порядок продажи и покупки нерезидентами иностранной валюты за валюту Российской Федерации (п. 2 ст. 8);

- поводит все виды валютных операций (п. 2 "в" ст. 9);

- устанавливает совместно с Министерством финансов Российской

Федерации и Государственным таможенным комитетом Российской

Федерации порядок осуществления резидентами и нерезидентами вывоза и пересылки из Российской Федерации валюты Российской Федерации и ценных бумаг, выраженных в валюте Российской Федерации, а также ввоза и пересылки в Российскую Федерацию валюты Российской

Федерации и ценных бумаг, выраженных в валюте Российской Федерации

(п. 3 ст. 2);

- устанавливает совместно с Государственным таможенным комитетом

Российской Федерации порядок осуществления резидентами вывоза и пересылки из Российской Федерации валютных ценностей (п. 7 ст. 6);

- выполняет другие функции, предусмотренные Законом, в том числе функции органа валютного контроля.

В соответствии с Законом Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" порядок совершения сделок с драгоценными металлами, природными драгоценными камнями, а также жемчугом в Российской
Федерации (п. 2 ст. 3) и порядок обязательного ввоза и пересылки в
Российскую Федерацию драгоценных металлов, природных драгоценных камней, а также жемчуга, принадлежащих резидентам, устанавливает Правительство
Российской Федерации (п. 3 ст. 6). Порядок формирования государственных валютных резервов устанавливается Верховным Советом Российской Федерации, а порядок обязательной продажи резидентами поступлений иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации устанавливается Президентом
Российской Федерации с последующим представлением информации Верховному
Совету Российской Федерации (п. 5 ст. 6 Закона).

По вышеназванным вопросам, относящимся к компетенции Банка России, в том числе регламентируемым в настоящее время "Основными положениями о регулировании валютных операций на территории, СССР", действие которых на территории Российской Федерации было на основании постановления Верховного
Совета Российской Федерации "О введении в действие Закона Российской
Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" подтверждено телеграммами Банка России от 24 января 1992 года №19-92 и от 19 мая 1993 года №83-93, Центральный банк Российской Федерации приступил к подготовке и изданию нормативных актов по отдельным направлениям валютного регулирования и валютного контроля с учетом их важности и актуальности.

В конце 1992 года - начале 1993 года в связи с вступлением в силу
Указа Президента Российской Федерации от 27 октября 1992 года № 1306 «О реализации гражданам на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) за иностранную валюту» и изданием на его основании Банком России телеграммы от 3 ноября 1992 года №239-92, Центральный банк Российской
Федерации 21 января 1993 года утвердил инструкцию №11 "О порядке реализации гражданам на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) за иностранную валюту" и письмо №28, регламентирующее порядок выдачи юридическим лицам-резидентам разрешений на право осуществлять указанную деятельность.

При этом Банк России исходил из того, что в силу исторических, экономических и психологических факторов полный запрет на валютную торговлю стал бы преждевременным шагом (что вовсе не исключает запрещения в будущем расчетов в иностранной валюте между резидентами). В 1992-1993г.г. такой запрет, во-первых, вызвал бы закрытие крупнейших торговых предприятий, что отрицательно сказалось бы на общем состоянии внутреннего потребительского рынка. Во-вторых, в условиях товарного дефицита и снятия ограничений на валютнообменные операции уполномоченных банков это привело бы к лишению доступа значительной части экономически активного населения с высокими доходами в рублях к качественным потребительским товарам и услугам, реализуемым в настоящее время преимущественно за иностранную валюту, и, соответственно, к потере стимулирующей функции денежных доходов. В-третьих, внутренний валютный рынок был не настолько развит, чтобы гарантировать минимальные риски курсовых потерь тем его участникам, чьи основные прямые расходы осуществляются в иностранной валюте.

В инструкции содержится запрет на реализацию за свободно конвертируемую валюту товаров, произведенных в Российской Федерации, а также купленных за рубли. Подобная практика имела широкое распространение, когда предприятия-резиденты вместо наращивания своего экспортного потенциала и поисков своей "ниши" на внешнем рынке реализовывали продукцию собственного производства через торговые организации, имеющие разрешение на осуществление розничной торговли за иностранную валюту.

Названной инструкцией существенно ограничен и четко описан круг товаров (работ услуг), которые в Российской Федерации разрешены к продаже гражданам за иностранную валюту. Что касается товаров, то за иностранную валюту на территории Российской Федерации могли реализовываться гражданам товары зарубежного производства, приобретаемые за иностранную валюту в безналичном порядке: а) у нерезидента непосредственно; б) у российской внешнеторговой посреднической организации, закупившей эти товары у нерезидента; в) у нерезидента через российскую внешнеторговую посредническую организацию по договорам комиссии или поручения. Таким образом, исключается последующее валютное посредничество, то есть закупка одним юридическим лицом-резидентом товаров за иностранную валюту на территории Российской Федерации у другого юридического лица-резидента для дальнейшей реализации за валюту третьему юридическому лицу-резиденту.

В упомянутой инструкции содержится еще одно принципиально важное требование, касающееся порядка реализации гражданам на территории
Российской Федерации товаров (работ, услуг) за иностранную валюту. Продавцы импортированных товаров должны наряду с ценой товаров в иностранной валюте указывать также рублевый эквивалент валютной цены товаров. При установлении указанного соотношения торговая организация может учесть возможные курсовые колебания, а также свои накладные расходы в рублях. При этом необоснованно завышенное соотношение цены в рублях по отношению к валютной цене создаст такому предприятию эффект "антирекламы'' с сокращением и замедлением торговых оборотов. Кроме того, свобода установления упомянутого соотношения цен даст возможность торгующей организации продавать товары за рубли по соотношению ниже котируемого Банком России курса рубля к иностранным валютам в случае, если продавец, испытывает сложности с реализацией тех или иных товаров за иностранную валюту. Такой порядок ценообразования распространяется на оказание услуг (проведение работ) за иностранную валюту на территории Российской Федерации. Указанный порядок в свое время сделал важное дело, положив конец дискриминации рубля, сделав его действительно универсальным платежным средством на территории страны.

Контроль за соблюдением установленного Банком России порядка реализации гражданам на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) за иностранную валюту был возложен на Главные территориальные управления Центрального банка Российской Федерации, которые при осуществлении своих контрольных функций должны активно сотрудничать с местными правоохранительными органами и в случае нарушения уполномоченными предприятиями и обслуживающими их учреждениями банков указанного порядка и условий соответствующих разрешений на право заниматься вышеназванной деятельностью обязаны применять к нарушителям комплекс санкций вплоть до отзыва выданных ранее разрешений уполномоченных предприятий, (лицензий уполномоченных банков на совершение валютных операций), а также направления в суд исков о ликвидации юридического лица, осуществляющего реализацию гражданам на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) за иностранную валюту без разрешения Банка России.

На данный момент времени экономическая ситуация в стране складывается таким образом, что вышеперечисленные опасения, связанные с полным запретом на реализацию товаров и услуг на территории Российской Федерации сведены к минимуму. Оценивая сложившуюся обстановку, а также основываясь на политике дальнейшего укрепления российского рубля, Центральный Банк РФ, в соответствии со статьей 9 «Закона о валютном регулировании и контроле», в августе 1997 года издает новый нормативный акт, полностью запрещающий использование на территории РФ иностранной валюты в качестве платежного средства (Положение ЦБ РФ «О прекращении на территории Российской Федерации расчетов в иностранной валюте за реализуемые физическим лицам товары
(работы, услуги)» от 15/08/1997г.)). Согласно названного документа, утратили силу все предварительно выданные территориальными учреждениями
Банка Росси, Департаментом валютного регулирования и валютного контроле и другими уполномоченными на это организациями разрешения на реализацию товаров и услуг гражданам за иностранную валюту. Исключением в данном случае являются магазины беспошлинной торговли, расположенные на таможенной территории РФ. В случае использования при расчетах пластиковых карт международных систем, то есть, когда обеспечением карты является валютный счет, уполномоченные банки могут списывать в пользу юридических лиц и индивидуальных предпринимателей средства в иностранной валюте только с валютных счетов физических лиц. Средства в иностранной валюте, списанные со счетов держателей пластиковых карт подлежат продаже в полном объеме на внутреннем валютном рынке Российской Федерации через уполномоченные банки.

Дальнейшей нормализации функционирования внутреннего валютного рынка
(сближению курсов рынков наличной и безналичной иностранной валюты, обеспечению свободного доступа граждан в Российской Федерации к операциям купли-продажи наличной иностранной валюты через уполномоченные банки и, соответственно, борьбе с "черным" рынком наличной иностранной валюты, а также повышению финансовой устойчивости уполномоченных банков при проведении ими операций по купле-продаже иностранной валюты от своего имени и за свой счет), несомненно, способствует утвержденное Банком России и
Государственным таможенным комитетом Российской Федерации 19 апреля 1993 года «Положение о порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из
Российской Федерации иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте уполномоченными банками» (соответственно № 13 и № 01-20/3371), а также инструкция Банка России от 28 мая 1993 года № 15 «О порядке ведения уполномоченными банками Российской Федерации открытой валютной позиции по купле-продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской
Федерации».

3. Органы и агенты валютного контроля

Условно иерархию взаимоотношений субъектов валютного рынка можно представить следующим образом:

4. Основные нормы валютного законодательства и валютные ограничения.

Ниже рассмотрим основные валютные ограничения, установленные законодательными актами и нормативными документами. Для наглядности в некоторых случаях будем рассматривать реальные ситуации.

Итак, основой валютного законодательства России является Закон РФ от
9.10.92 г. № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле» (Закон).
Кроме того, подтверждено действие на территории Российской Федерации
Основных положений о регулировании валютных операций на территории СССР
(далее - Основные положение), утвержденных письмом Госбанка СССР от
24.05.91 г. № 352, в части, не противоречащей Закону, которые должны применяться с учетом последующих изменений и дополнений. В рамках действующего валютного законодательства принят ряд нормативных документов по конкретным вопросам валютного регулирования. Законодательные и нормативные документы в области валютного регулирования устанавливают правила совершения операций в иностранной валюте как между российскими юридическими лицами (резидентами) и иностранными фирмами (нерезидентами), так и между российскими предприятиями на территории Российской Федерации, определяют формы и методы контроля за внешнеэкономической деятельностью, а также меры ответственности за нарушение валютного законодательства.

Необходимо иметь в виду, что в соответствии с Законом (статья 1, пункт 7) валютными являются любые операции с валютными ценностями, а именно:
- операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности;
- ввоз и пересылка валютных ценностей в Российскую Федерацию, а также их вывоз и пересылка из Российской Федерации;
- осуществление международных денежных переводов.

Пунктом 4 статьи 1 Закона определен состав валютных ценностей: иностранная валюта, ценные бумаги в иностранной валюте (платежные документы
- чеки, векселя, аккредитивы и др., фондовые ценности - акции, облигации, другие долговые обязательства), а также драгоценные металлы и природные драгоценные камни, кроме ювелирных, бытовых изделий и лома.

Операции, связанные с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте, в соответствии со статьей 1 Закона также относятся к валютным операциям.
Рассмотрим, какие нормы и правила должны соблюдаться при совершении валютных операций российскими предприятиями. Поскольку основную часть таких операций составляют операции по экспорту и импорту продукции (работ, услуг), остановимся прежде всего на тех нормах валютного законодательства, которые необходимо соблюдать при совершении расчетных операций между резидентами и нерезидентами.
1. В соответствии с Основными положениями (раздел II, пункт 1) расчеты между юридическими лицами-резидентами и юридическими лицами-нерезидентами могут осуществляться как в свободно конвертируемой валюте, так и в рублях. Порядок расчетов устанавливается Центральным банком РФ, если иное не предусмотрено международными договорами с участием России. В тех случаях, когда нерезиденты приобретают товары и услуги у резидентов на территории Российской Федерации без вывоза за пределы ее таможенной территории, расчеты между ними также производятся или в свободно конвертируемой валюте, или в рублях. Это вытекает из Основных положений о регулировании валютных операций на территории СССР. Такой порядок расчетов определен и письмом Главного управления валютного регулирования и валютного контроля ЦБ РФ от 19.01.95 г. № 12-1с-1/7278.
2. При проведении расчетов с нерезидентами в иностранной валюте следует помнить о том, что в соответствии с Законом все валютные операции делятся на текущие, которые могут совершаться без ограничений (но в рамках действующего законодательства), и валютные операции, связанные с движением капитала, на проведение которых требуется специальное разрешение Центрального банка РФ. Перечень текущих валютных операций и операций, связанных с движением капитала, приведен соответственно в пунктах 9 и 10 статьи 1 Закона.
3. Нарушением валютного законодательства Российской Федерации является проведение расчетов с нерезидентами за поставку на экспорт продукции

(работ, услуг) в сроки, превышающие 180 дней, без разрешения Центрального банка РФ. При этом следует иметь в виду, что отсчет 180 дней согласно пункту 2 (подпункт «б») раздела II Основных положений начинается от даты отгрузки (погрузки на борт, отправки или принятия к перевозке). Датой же отгрузки (погрузки на борт, отправки или принятия к перевозке) считается дата транспортного документа, т.е. указанная на транспортном документе, или на штемпеле, удостоверяющем принятие к перевозке, или дата отметки о погрузке на борт в зависимости от того, какая из них более поздняя. В случае выдачи нескольких транспортных документов (от разных дат и/или из разных портов отгрузки) при отгрузке товара на одном и том же судне и одним рейсом датой отгрузки считается дата последнего транспортного документа. Если срок платежа за экспортируемые товары не превышает 180 дней от даты отгрузки, то такая операция согласно пункту 9 статьи 1

Закона является текущей. Если же срок оплаты превышает 180 дней, то операция по проведению расчета в соответствии с пунктом 10 статьи 1

Закона является валютной операцией, связанной с движением капитала, и соответственно требует специального разрешения Центрального банка РФ. По работам и услугам отсчет 180 дней начинается от даты их фактического оказания, т.е. от даты сдачи-приемки. В соответствии с пунктом 2 раздела

II Основных положений это правило распространяется также на экспортные поставки по консигнационным соглашениям (подпункт «в»), на бартерные, товарообменные и компенсационные сделки (подпункт «г»), при которых 180 дней определяются как срок встречной поставки товара от даты его отгрузки контрагентом, а также на реэкспортные сделки (подпункт «г»), при которых

180 дней нужно отсчитывать от даты оплаты резидентом товара, подлежащего последующему реэкспорту. Если за экспортируемые товары, работы и услуги в контракте предусмотрены авансовые платежи, то в соответствии с Положением об изменении порядка проведения в Российской Федерации некоторых видов валютных операций (от 24.04.96 г. № 39), утвержденным приказом

Центрального банка РФ от 24.04.96 г. № 02-94 они могут зачисляться резидентом на свой валютный счет в уполномоченном банке Российской

Федерации независимо от срока, прошедшего с даты их зачисления до таможенного оформления экспортируемого товара, приема нерезидентом выполненных работ и оказанных услуг, без специального разрешения Банка

России (т.е. срок от даты зачисления до даты таможенного оформления экспортного товара или до даты сдачи-приемки работ и услуг может превышать 180 дней). Такой же принцип действует и при импорте товаров, в том числе по договорам консигнации: если срок оплаты превышает 180 дней от даты отгрузки либо поставка производится более чем через 180 дней с даты оплаты, то это операции, связанные с движением капитала, и соответственно на их проведение требуется разрешение Банка России.

Однако, в соответствии с пунктом 3 упомянутого Положения без разрешения

ЦБ РФ резиденты (индивидуальные предприниматели и юридические лица) могут переводить иностранную валюту из Российской Федерации, а также на валютный счет нерезидента в уполномоченном банке Российской Федерации в счет оплаты за импортируемые товары после их ввоза в Российскую Федерацию

(таможенного оформления) независимо от срока, прошедшего с момента ввоза

(таможенного оформления) до даты платежа. При импорте работ или услуг перевод в счет их оплаты может производиться независимо от срока, прошедшего с даты их приема резидентом до даты платежа. Если контрактом на импорт товаров, работ, услуг предусмотрен авансовый платеж, то импортируемые товары, работы и услуги должны быть переданы резиденту в срок, не превышающий 180 дней с даты платежа. Следует иметь в виду, что за разрешением на проведение валютных операций, связанных с движением капитала, нужно обращаться заблаговременно. В Инструкции ЦБ РФ № 19 и ГТК

России № 01-20/10283 от 12.10.93 г. «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров» указано, что в случае, если по контракту предусматривается превышение срока поступления экспортной выручки - 180 календарных дней с даты таможенного оформления экспортного товара и, таким образом, имеет место операция, связанная с движением капитала, экспортер должен получить лицензию Центрального банка РФ на совершение валютной операции до подписания контракта. Это логично, поскольку обязательства партнеров возникают с момента подписания контракта. Поэтому при оказании услуг, выполнении работ разрешение на операцию, платеж по которой превышает 180 дней от даты сдачи-приемки, должно быть получено до подписания контракта. Если же просроченная дебиторская задолженность образовалась в процессе исполнения контракта по вине иностранного партнера, то в соответствии с пунктом 6.10 указанной совместной

Инструкции ЦБ РФ и ГТК России и пунктом 5 протокола «О взаимодействии

МВЭС РФ и Центрального банка Российской Федерации при осуществлении экспортного и валютного контроля» от 22.07.94 г. экспортеру следует обратиться в МВЭС России для получения письменного подтверждения обоснованности задержки получения валютной выручки от экспорта, которая произошла по обстоятельствам, не зависящим от экспортера. При этом он должен принять меры к погашению задолженности и предъявить рекламацию. В таких случаях Банком России не выдаются разрешения на совершение операций, связанных с движением капитала.
4. Резидент получил от нерезидента аванс под поставку экспортной продукции, выполнение работ или оказание услуг. А затем по причине неисполнения своих контрактных обязательств возвратил аванс и уплатил проценты. В этом случае на перечисление процентов нужно заранее получить разрешение

Центрального банка РФ, так как Основными положениями уплата процентов при возврате авансов прямо отнесена к числу операций, требующих разрешения

Центрального банка РФ. В перечне текущих валютных операций, который приведен в пункте 9 статьи 1 Закона, эта операция также не содержится.

При осуществлении расчетов по внешнеэкономической деятельности с нерезидентами возникают параллельно расчеты между резидентами, связанные с внешнеэкономическими операциями.
5. Расчеты в иностранной валюте между юридическими лицами-резидентами.

Основные положения (раздел III) допускают использование иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте в расчетах между юридическими лицами-резидентами в следующих случаях: между экспортерами и транспортными, страховыми и экспедиторскими организациями, если услуги этих организаций по доставке, страхованию и экспедированию грузов входят в цену товара и оплачиваются иностранными покупателями; между импортерами и транспортными, страховыми и экспедиторскими организациями за услуги по доставке грузов в морские и речные порты, на пограничные железнодорожные станции, грузовые склады и терминалы покупателей; за транзитные перевозки грузов через территорию России; за услуги предприятий связи по аренде международных каналов связи для российских предприятий и организаций, если расчеты с иностранными владельцами средств коммуникаций осуществляются предприятиями связи; при расчетах между поставщиками и субпоставщиками экспортной продукции (работ, услуг) из валютной выручки, остающейся в распоряжении экспортера; при оплате комиссионного вознаграждения организациям-посредникам за посреднические операции с иностранными партнерами по заказам поставщиков экспортной и покупателей импортной продукции; при оплате расходов внешнеэкономических посреднических организаций, если эти расходы производились ими или были предъявлены им нерезидентами в иностранной валюте, а также при оплате комиссий, которые взимаются посредническими внешнеэкономическими организациями для покрытия расходов в валюте; при оплате расходов банковских учреждений, если эти расходы производились ими или были предъявлены им нерезидентами в иностранной валюте, а также при оплате комиссий, которые взимаются банковскими учреждениями для покрытия расходов в валюте; при проведении расчетов, связанных с получением и погашением коммерческого или банковского кредита в иностранной валюте; при проведении операций по покупке и продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке. Согласно пункту 8 раздела II Инструкции ЦБ РФ от 29.06.92 г. № 7 «О порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке Российской

Федерации», утвержденной приказом ЦБ РФ от 29.06.92 г. № 02-104А (ред. от

17.07.97 г.), предприятия, в том числе посреднические, могут оплачивать в иностранной валюте экспортные таможенные пошлины и таможенные процедуры; посреднические организации могут производить расчеты в иностранной валюте с поставщиками экспортной продукции в пределах причитающихся им сумм и с заказчиками импортных товаров по суммам, предназначенным для оплаты импорта, на основании заключенных с предприятиями-поставщиками и заказчиками договоров. В соответствии с письмом Центрального банка РФ от

13.04.94 г. № 87 «О порядке осуществления на территории Российской

Федерации операций с облигациями внутреннего государственного облигационного займа» в иностранной валюте (как и в рублях) могут быть выражены и оплачены в безналичном порядке денежные обязательства, возникающие в процессе обращения облигаций внутреннего государственного валютного облигационного займа. На основании письма Банка России от

2.09.94 г. № 108 «О переводе арбитражного сбора в иностранной валюте» допускается перевод сбора полностью или частично в иностранной валюте с текущего валютного счета резидента в пользу арбитражного суда или морской арбитражной комиссии при Торгово-промышленной палате Российской

Федерации на рассмотрение дел между резидентами и нерезидентами по спорам, вытекающим из заключенных между ними контрактов. В том случае, если производство по делу прекращается, арбитражный сбор в иностранной валюте возвращается истцу. Все расчеты между юридическими лицами- резидентами в иностранной валюте производятся на основании заключенных между ними договоров. Расчеты осуществляются в безналичном порядке в тех валютах, в которых заключены контракты с иностранными контрагентами

(Основные положения, раздел III, пункты 3 и 4). Во всех остальных случаях проведение расчетов в иностранной валюте на территории Российской

Федерации не допускается.
6. По действующему российскому законодательству юридические лица-резиденты обязаны продавать на внутреннем валютном рынке 75% валютной выручки от экспорта товаров (работ, услуг). Порядок обязательной продажи части валютной выручки определен Инструкцией Центрального банка РФ от 29.06.92 г. № 7 (с учетом последующих изменений и дополнений). Часто на практике возникает вопрос: обязан ли резидент продавать 75% валютной выручки, если она поступает от нерезидента за реализацию товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. В пункте 3 Инструкции № 7 сказано, что обязательная продажа производится от всей суммы поступлений в иностранной валюте от организаций и физических лиц, не являющихся резидентами

Российской Федерации. В то же время в пункте 4 этой Инструкции дан перечень поступлений в иностранной валюте от нерезидентов, не подлежащих обязательной продаже. Этот перечень не содержит поступления от нерезидента за реализацию товаров (работ, услуг) на территории Российской

Федерации. Следовательно, на основании пункта 3 Инструкции резидент обязан продать на внутреннем валютном рынке 75% валютной выручки, полученной им от нерезидента за реализацию товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. При осуществлении обязательной продажи части валютной выручки часто нарушаются установленные законодательством сроки выполнения обязательств по продаже. Инструкция ЦБ РФ от 29.06.92 г.

№ 7 определяет этот срок: не позднее чем через 7 календарных дней после поступления валютной выручки. Форма собственности предприятия при этом не имеет значения. Обязательную продажу должны производить предприятия всех форм собственности, включая предприятия с иностранными инвестициями.

Продажа валюты производится через уполномоченные банки Российской

Федерации. А как быть, если валютная выручка поступила не в уполномоченный банк РФ, и допустимо ли это? Валютное законодательство

России дает ответы на эти вопросы. В Законе (раздел II, статья 5, пункт

1) сказано: «Иностранная валюта, получаемая предприятиями (организациями)- резидентами, подлежит обязательному зачислению на их счета в уполномоченных банках, если иное не установлено Центральным банком

Российской Федерации». Пункт 8 Указа Президента РФ от 14.06.92 г. № 629 содержит следующее положение: «Установить, что валютная выручка от экспорта или реализации за иностранную валюту на территории Российской

Федерации товаров (работ, услуг) подлежит обязательному зачислению на счета в уполномоченных банках на территории Российской Федерации, если иное не разрешено Центральным банком Российской Федерации».

Следовательно, для зачисления валютной выручки на счета, открытые резидентами не в уполномоченных банках Российской Федерации, требуется разрешение Центрального банка РФ. В случае зачисления валюты в пользу резидента на счета не в уполномоченных банках Российской Федерации она должна быть переведена на счета уполномоченных банков в течение 30 дней с даты осуществления платежа в любой форме в пользу резидента банком плательщика (нерезидента) или банком, уполномоченным последним на осуществление платежа по сделке, в соответствии с пунктом 7 раздела II

Основных положений. Имеет ли право предприятие до перевода этой выручки в

Российскую Федерацию использовать ее для оплаты своих расходов? На основании статьи 9 раздела II Основных положений валютная выручка, подлежащая переводу в Российскую Федерацию и поступившая в собственность или распоряжение резидента за границей, может использоваться им до осуществления перевода только для оплаты банковских и иных комиссий и расходов, непосредственно связанных с данной внешнеэкономической операцией, по которой получена выручка. Право на внешнеэкономическую деятельность могут получить и предприниматели-физические лица, зарегистрированные в качестве предпринимателей без образования юридического лица. Распространяется ли на них требование, об обязательной продаже части валютной выручки? По Инструкции Центрального банка РФ от

29.06.92 г. № 7 обязательную продажу части валютной выручки осуществляют предприятия всех форм собственности, т.е. юридические лица.

Предприниматели не указаны. Следовательно, на них требование об обязательной продаже части валютной выручки не распространяется.
7. Переводы резидентами денежных средств на безвозмездной основе на счета нерезидентов (рублевый/валютный), если нерезидент является некоммерческой

- благотворительной организацией (спонсорство). В соответствии с п.1 ст.

6 Закона РФ от 9 октября 1992 г. N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле", без ограничений осуществляются лишь текущие валютные операции. Перечень текущих операций определен Приказом ЦБР от 24.04.96 г.

№02-94 "Об утверждении Положения об изменении порядка проведения в РФ некоторых видов валютных операций". Данный перечень расширительному толкованию не подлежит. Указанная операция относится не к текущим, а к операциям, связанным с движением капитала. В соответствии с п.2 ст. 6

Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле", валютные операции, связанные с движением капитала, осуществляются резидентами в порядке, устанавливаемом ЦБ РФ, т.е. при наличии у резидента соответствующего разрешения (лицензии) Банка России. При совершении российскими предприятиями, организациями и гражданами указанных сделок или действий без лицензии Банка России, т.е. с нарушением действующего законодательства, такие сделки в установленном порядке признаются недействительными, действия - незаконными, а все полученное по этим сделкам или в результате таких действий изымается в доход государства на основании ст. 14 Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле". В соответствии с Письмом ЦБР от 06.1095 №12-524, для получения разрешений на проведение валютных операций, связанных с движением капитала, в Банк России необходимо представить следующий примерный перечень документов: Письмо - заявление в Главное управление валютного регулирования и валютного контроля Банка России. Нотариально заверенные копии учредительных документов резидента. Нотариально заверенная копия документа о государственной регистрации резидента. Справка из налогового органа об отсутствии задолженности резидента по платежам в бюджет и об отсутствии нарушений налогового законодательства. Справки из уполномоченных банков Российской Федерации, в которых у резидента открыты валютные счета, об отсутствии задолженности по поступлению валютной выручки и обязательной продаже ее части, об имевших место нарушениях валютного законодательства, а также о достаточности средств на счете для осуществления перевода (для операций, предусматривающих перевод средств).

Справка из Госкомимущества России, его территориальных управлений и /или других уполномоченных государственных органов при распоряжении объектами, находящимися в федеральной собственности (в случае если распоряжение этими объектами должно осуществляться по решению указанных органов и /или с их согласия). Баланс резидента за последний отчетный год с приложением аудиторских заключений (если аудиторские проверки имели место). Баланс резидента по состоянию на последнюю отчетную дату перед датой образования с заявкой в Банк России (заверенный подписями руководителями, главного бухгалтера и удостоверенный печатью резидента). Отчет о финансовых результатах резидента (прибыли /убытках) за последний отчетный год и на последнюю отчетную дату датой обращения с заявкой в Банк России

(заверенный налоговой инспекцией). Справка из соответствующего государственного органа по статистике о присвоении кодов резиденту.

Нами была рассмотрена только часть нормативных требований, соблюдение которых необходимо при осуществлении валютных операций на территории РФ.
Они в основном связаны с расчетами по внешнеэкономическим сделкам и далеко не исчерпывают перечень существующих норм и правил.

5. Заключение

В процессе создания эффективно работающего и подконтрольного внутреннего валютного рынка необходимо соблюдение следующих основных принципов.

Во-первых, с одной стороны, валютное регулирование осуществляемых операций, являясь частью денежно-кредитной политики государства, должно своими методами способствовать (пусть косвенно, опосредованно) достижению целей экономической стабилизации. С другой стороны, очевидно, использование средств и методов валютного регулирования не может служить панацеей от всех бед, поскольку оно подчиняется макроэкономическим ориентирам, определяется общей стратегией и целями экономической политики государства.

Во-вторых, валютная политика, оказывающая весьма масштабное влияние на экономическую жизнь общества, должна отличаться последовательностью, логичностью, стабильностью, взвешенностью. Любые непродуманные, неосторожные действия в этой сфере, "шарахания" из стороны в сторону могут, как показывает мировой опыт, привести к разрушительным последствиям.

Поведение субъектов хозяйственной деятельности очень чутко реагирует на любые, даже самые незначительные, казалось бы, меры в области валютного регулирования.

В-третьих, валютное законодательство в Российской Федерации еще далеко от полного своего становления. Оно объективно ограничено, не полностью систематизировано, отрывочно, зачастую противоречиво, и, в целом, достаточно сложно (даже для специалистов, а не только работников предприятий и банков). Поэтому чем меньше будет изъятий и исключений из единых правил и норм валютного регулирования, которые в последние годы часто делались в пользу, регионов, отраслей и даже отдельных предприятий, тем эффективнее будет валютная политика государства. Тем более, что, как показала практика, предоставление многочисленных льгот не только существенно усложняло работу банковской системы, "запутывало" законодательство, делало невозможным применение универсальных санкций за нарушение единых норм, не сопровождалось мерами особого контроля за фактическим использованием уже предоставленных льгот, но и создавало необоснованные преимущества одних участников перед другими, стимулируя иждивенческие настроения у претендентов на льготы. Предоставление индивидуальных льгот, прежде всего и опасно тем, что оно нарушает целостный, единообразный механизм государственного регулирования и контроля, делает практически невозможным строгий анализ экономических последствий подобных мер.

В-четвертых, не вызывает сомнений необходимость сочетания активного нормотворчества в области валютного регулирования с одновременным введением мер контроля за выполнением установленных правил совершения валютных операций. В этой связи одной из наиболее актуальных задач, является развитие комплексной системы государственного валютного контроля, обеспечивающей эффективный контроль за соблюдением валютного законодательства резидентами и нерезидентами в Российской Федерации.

Список использованной литературы

1. Сухинин С.А. «О валютном регулировании и валютном контроле в

Российской Федерации», Сборник нормативных актов, «ДЕ-ЮРЕ», 1994,

Москва.

2. Баринов В.Т. «Справочная книга инспектора валютных операций коммерческих банков», «МЕНАТЕП ИНФОРМ», 1995, Москва.

3. Красавина Л.Н. «Международные валютно-кредитные и финансовые отношения», 1994, Москва.
-----------------------
О Б Я З А Н Ы:
- представлять Органам и Агентам ВК все запрашиваемые документы и информацию об осуществлении валютных операций;
- представлять Органам и Агентам ВК объяснения в ходе проведения ими проверок, а также по их результатам;
- в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, произведенной

Органами и Агентами ВК, представлять письменные пояснения мотивов отказа от подписания этого акта;
- вести учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая их сохранность не менее пяти лет;
- выполнять требования (предписания) Органов ВК об устранении выявленных нарушений;
- выполнять другие обязанности, установленные законодательством РФ.
.
ИМЕЮТ ПРАВО:
- знакомиться с актами проверок, проведенных органами и агентами валютного контроля;
- обжаловать действия агентов ВК соответствующим органам ВК, а также действия Органов ВК в соответствии с законодательством РФ.

Импортеры товаров и услуг

Экспортеры товаров и услуг

Осуществляют контроль за проводимыми в РФ резидентами и нерезидентами валютными операциями, за соответствием этих операций законодательству, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими актов Органов
ВК.

Проводят проверки валютных операций резидентов и нерезидентов в РФ.

Уполномоченный Банк

Уполномоченный Банк

Уполномоченный Банк

Уполномоченный Банк

Издают нормативные акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами в РФ.

Определяют порядок и формы учета, отчетности и документации по валютным операциям резидентов и нерезидентов.

Центральный Банк РФ

Правительство РФ



Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.