| |||||
МЕНЮ
| Валютный контрольp> Эти полномочия являются общими для всех органов валютного контроля. Помимо этого разные органы валютного контроля имеют отличные друг от друга полномочия, обусловленные их компетенцией, целями и задачами, а также структурно-организационной формой. Рассмотрим полномочия отдельных органов и агентов валютного контроля. Согласно Федеральному закону «О Центральном банке Российской В соответствии со ст.15 Федерального конституционного закона от 17
декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", Согласно Указу Президента РФ от 24 сентября 1993 г. N 1444, Таким образом, основными функциями ВЭК являются: 1) осуществление контроля за проводимыми в России резидентами и нерезидентами валютными операциями, за соответствием этих операций валютному законодательству, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими актов органов валютного контроля; 2) проведение проверок валютных операций резидентов и нерезидентов в В соответствии с возложенными задачами и функциями ВЭК РФ имеет право привлекать юридических и физических лиц в установленном порядке к ответственности за нарушение законодательства РФ и ведомственных нормативных актов, регулирующих внешнеэкономические операции. С принятием 18 июня 1993 г. Таможенного кодекса (ТК) Российской Таможенные органы осуществляют валютный контроль за перемещением через таможенную границу Российской Федерации, за исключением периметров свободных таможенных зон и свободных складов, валюты Российской Федерации, ценных бумаг в валюте Российской Федерации, валютных ценностей, а также за валютными операциями, связанными с перемещением через указанную границу товаров и транспортных средств. Таможенные органы Российской Федерации осуществляют валютный контроль
в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации и При выявлении таможенными органами Российской Федерации в ходе
осуществления валютного контроля нарушений валютного законодательства В иных случаях ответственность за нарушения валютного
законодательства Российской Федерации, выявленные таможенными органами Согласно Закону РФ от 24 июня 1993 г. N 5238-I "О федеральных органах
налоговой полиции", органы налоговой полиции имеют право пользоваться при
исполнении служебных обязанностей правами, предоставленными
законодательством агентам валютного контроля. Статус налоговой полиции как
правоохранительного органа может ввести в заблуждение относительно ее
полномочий в сфере валютного контроля. Следует подчеркнуть, что налоговая
полиция пользуется правом агента, а не органа валютного контроля, и,
следовательно, она не имеет права применять меры ответственности за
несоблюдение валютного законодательства. Однако, согласно п.8 Указа Некоторыми функциями и полномочиями обладают также Министерство финансов, Министерство торговли, Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг, Гохран. Компетенция таможенных органов в области валютного контроля РФ. ТК России дано определение компетенции таможенных органов в области
валютного контроля: "Таможенные органы Российской Федерации осуществляют
валютный контроль за перемещением лицами через таможенную границу Важным условием валютного контроля за осуществлением внешнеторговой
деятельности является перемещение через таможенную границу Российской Объектами валютного контроля для таможенных органов являются:
перемещение через таможенную границу Российской Федерации валюты Российской В качестве субъектов валютного контроля выступают участники валютного рынка – физические и юридические лица, являющиеся резидентами и нерезидентами. Применительно к валютному контролю при экспорте товаров, субъектами являются участники внешнеэкономической деятельности – экспортеры и их контрагенты. Все таможенные органы осуществляют функции валютного контроля в пределах своей компетенции (ст. 10 ТК России). С этой целью в их составе действуют специально созданные структурные подразделения: . в ГТК России – Управление валютного контроля; . в региональных таможенных управлениях – отделы контроля таможенной стоимости и валютного контроля или отделы валютного контроля; . в таможнях – отделы таможенного оформления и таможенного контроля, а также отделы контроля таможенной стоимости и валютного контроля, отделы валютного контроля; . в таможенных постах – действуют таможенные инспекторы по валютному контролю. В развитие законодательных норм, определяющих общую концепцию ведения
валютного контроля, ГТК России и Банком России в последующем были приняты
подзаконные акты, конкретизирующие технологию и организацию валютного
контроля за экспортно-импортными операциями. К таким документам относятся
следующие нормативные акты: Инструкция ЦБ РФ и ГТК РФ от 12 октября 1993 г.
Законодательное определение экспорта товаров дано в ст. 97 Перечень требования таможенного режима «экспорт товаров» установлен в ст. 98 Таможенного кодекса Российской Федерации, при этом указанный перечень не носит исчерпывающий характер, а диспозиция данной статьи носит не только описательный, но и бланкетный характер, так как: «экспорт товаров осуществляется при условии... выполнения других требований, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства по таможенному делу». Первым ведомственным документом, разработанным во исполнение Закона Указанной Инструкцией установлена технологическая схема контроля, в
которой, задействованы экспортер, обслуживающий его уполномоченный банк (им
может быть любой орган, имеющий лицензию Банка России на проведение
валютных операций), таможенные учреждения, оформляющие вывоз товаров, ГТК К актам законодательства по таможенному делу, устанавливающим
требования, предъявляемые при экспорте товаров, относятся: Указ Президента Таким образом, законодательными актами Российской Федерации
установлено не только требование об обязательном зачислении резидентами
валютной выручки на счета в уполномоченных банках на территории Российской В целях наиболее полной реализации данных положений ГТК России
был издан ряд нормативных актов (в т.ч. Приказ ГТК России от 24.07.95 № В частности в п.1 Приказа ГТК России от 24.07.95 № 467 предписано
исходить из того, что «...обязательное зачисление в установленном порядке
на счета в уполномоченных банках всей валютной выручки от экспорта товаров
в определенные законодательством сроки исполнения текущих валютных операций
либо в сроки, определенные Центральным банком Российской Федерации для
валютных операций, связанных с движением капитала (если иное не разрешено Данная норма нашла свое подтверждение и в Указе Президента Российской Валютно-экспортный контроль основан на сопоставлении информации,
передаваемой таможенными органами, о стоимости экспортируемого товара и
дате его перемещения через российскую таможенную границу и информации
уполномоченных банков о размере валютных средств, поступивших за данный
товар, и дате поступления валютной выручки (смотри Схему 1). Основой этого
механизма является обязанность экспортера обеспечить зачисление валютной
выручки от экспорта на свои валютные счета в уполномоченных банках Совместной Инструкцией Банка России и Государственного
таможенного комитета Российской Федерации от 12 октября 1993 г. № 19 и № 01- С подписанием ПС экспортер принимает на себя ответственность за полное соответствие сведений, приведенных в ПС, условиям контракта, на основании которого был оформлен данный ПС, а также за зачисление в полном объеме и в установленные сроки выручки от экспорта товаров по контракту, на основании которого был составлен ПС (пункт 3.2 Инструкции). [pic] Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.10.96 № 1300 Ярким примером действия валютного законодательства является
арбитражная практика, подтверждающая, что зачисление экспортной валютной
выручки на счет в уполномоченном банке является обязательным условием
таможенного режима экспорта (постановление Президиума Высшего Арбитражного Акционерное общество "Барнаульский аппаратно-механический завод" обратилось в арбитражный суд Алтайского края с иском о признании недействительным постановления Алтайской таможни о взыскании штрафных санкций, предусмотренных ст. 273 Таможенного кодекса РФ за нарушение таможенного режима экспорта. Нарушение состояло в невыполнении обществом обязанностей по зачислению валютной выручки на счет в уполномоченном банке на территории РФ. Решением суда исковые требования АО были удовлетворены. Однако постановлением апелляционной инстанции решение суда было отменено, а обществу в иске отказано. В протесте заместителя Генерального прокурора РФ постановление апелляционной инстанции предлагалось отменить, а первоначальное решение суда оставить в силе. При этом в обоснование отмены опротестованных судебных актов заместитель Генерального прокурора РФ ссылался на то, что, согласно ст. 200 , 201 Таможенного кодекса РФ, ответственность за нарушение валютного законодательства может быть применена к лицу таможенным органом лишь в случаях, когда данное нарушение одновременно является и нарушением таможенных правил. Заметим, что, согласно ст. 201 ТК РФ, при выявлении таможенными органами в ходе таможенного контроля нарушений валютного законодательства Российской Федерации, являющихся одновременно и нарушениями таможенных правил, виновные лица несут ответственность в соответствии с ТК РФ. По мнению заместителя Генерального прокурора РФ, зачисление
экспортером валютной выручки на счет в уполномоченном банке на территории Кроме того, валютное законодательство, предусматривая ответственность экспортеров по зачислению валютной выручки, не возлагает на них обязанности обеспечивать своевременность поступления валютных средств от покупателей экспортируемого товара. Вместе с тем, с точки зрения заместителя Генерального прокурора РФ, Рассмотрев протест заместителя Генерального прокурора, Президиум ВАС Выводы были сделаны ВАС РФ на основе следующих обстоятельств. 1. Как следует из материалов дела, АО "Барнаульский аппаратно- механический завод" осуществил экспортную поставку продукции в адрес болгарской компании "Технокриометалл". При этом в соответствии с паспортом сделки валютная выручка должна была поступить на текущий валютный счет экспортера не позднее 10 ноября 1994 г. Отметим, что, согласно п. 3.1 инструкции ЦБ РФ, ГТК РФ от 12.10.93 N 2. Учитывая, что в указанный срок валютная выручка не поступила, а истец не предпринял в связи с этим надлежащих мер, Алтайская таможня применила штрафные санкции, предусмотренные ст. 273 ТК РФ. Напомним, что данной статьей установлена ответственность за несоблюдение ограничений, требований и условий таможенных режимов. Она выражается в виде наложения штрафа в размере от ста до двухсот процентов стоимости товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо с взысканием стоимости таких товаров и транспортных средств или без такового, либо с отзывом лицензии или квалификационного аттестата или без их отзыва. В этой связи доводы заместителя Генерального прокурора РФ, изложенные выше, не находят оснований. 3. Согласно ст. 5 Закона РФ от 09.10.92 N 3615-1 "О валютном
регулировании и валютном контроле" и п. 8 указа Президента РФ от 14.06.92 Из содержания этих правовых норм следует, что зачисление экспортерами валютной выручки на транзитные валютные счета в уполномоченных банках на территории РФ является обязательным условием экспортных операций. Указанное условие не только установлено законодательством, но и конкретизировано применительно к экспорту товаров. |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|