| |||||
МЕНЮ
| Варианты включения Украины в мировую экономикуВарианты включения Украины в мировую экономикуРеферат по международным экономическим отношениям |на тему: |Варианты включения Украины в мировую экономику | Киев – 1999 Содержание
1. Украина и интеграционные объединения 5 1.1. ЕС: реальность и перспективы 5 1.2. Развитие в рамках СНГ 6 1.3. Украина в ЧЭС 8 2. Перспективные партнеры Украины 12 2.1 Страны АТР и Африки 12 2.2. Взаимоотношения со странами CEFTA 14 Выводы 16 Список использованной литературы 17 Введение Роль и место любой страны в мировом хозяйстве и международном разделении труда (МРТ) зависит от многих факторов. К числу основных относятся: динамика развития национальной экономики, степень ее открытости и вовлеченности в МРТ, ее умение адаптироваться к условиям международной хозяйственной жизни. Украина как суверенное государство пока оказывает крайне незначительное воздействие на МРТ и интеграционные процессы, происходящие в мировой экономике, оставаясь в течение длительного времени в стороне от главных мирохозяйственных процессов. Находясь в центре Европы, рядом с государствами, активно преобразующими свои экономики, Украина заметно отстала и не успевает за процессами, которые происходят в соседних государствах. Принимая во внимание ресурсы и географическое положение Украины, а также конкретные условия, которые создает мировая экономика каждому государству, Украина должна найти свой путь перехода к рыночной экономике и ускорения структурных преобразований с целью укрепления своей роли в мировой экономике. Существуют большое количество точек зрения относительно включения Вся логика развития Украины в конце 90-х годов и перспективы ее на ближайшие десятилетия XXI в. подсказывают ей необходимость балансирования отношений с Западом, где она будет вплотную граничить с Европейским Союзом и на Востоке — с Россией и другими странами СНГ. Для Украины ее будущее, в первую очередь, связано с воссозданием
государственности и оформлением общенациональной идеи. Молодой державе еще
предстоит выработка устойчивой и динамичной модели экономики. Ее
политическая система исключительно тесно привязана к специфике страны,
вытекающей из географического расположения государства в пределах Европейский выбор Украины не подразумевает ее однозначного тяготения к В основу развития экономических связей в рамках «Север–Юг» может быть
положено удобное географическое расположение Украины между технологически
развитым севером и быстро развивающимся югом Европы и прилегающим к нему Уникальность географического положения Украины позволяет ей также выполнять роль одного из важнейших звеньев на оси «Запад-Восток» или, иными словами, на пути «Европа-Тихоокеанский регион». Итак, к вариантам включения Украины в мировую экономику относятся как ее развитие в рамках интеграционных объединений, так и ее независимое развитие на данном этапе, с отстаиванием национальных интересов. 1. Украина и интеграционные объединения 1.1. ЕС: реальность и перспективы Как показывает практика глобализации конца XX в., все больше набирает
силу процесс регионализации мирового экономического пространства. Для В соответствии с договором о партнерстве и сотрудничестве между С целью реализации стратегического курса Украины на интеграцию в Со своей стороны Украина представляет собой интерес для ЕС как в экономическом, так и в политическом отношении. 1.2. Развитие в рамках СНГ Значительной проблемой являются перспективы экономических отношений со
странами СНГ и с Россией в особенности. Ранее существовавший единый
народнохозяйственный комплекс, в котором Украина была периферией, сегодня
воспринимается критически. И тем не менее, не стоит отбрасывать то, что
было полезным и может быть полезным в настоящем и будущем. Речь идет об
экономических связях и ростках кооперации, которые еще есть возможность
сохранить и развить. Существует несколько моделей экономических
взаимоотношений с новыми государствами, возникшими на месте бывшего Союза. Договор о создании Экономического Союза в СНГ от 24.09.93 ставил своей задачей последовательное и согласованное экономическое сближение бывших советских республик через создание системы свободного перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, а также согласование бюджетной, денежно- кредитной, внешнеэкономической, таможенной и налоговой политики. На базе договора было подписано большое количество соглашений, которые не смогли быть в последующем реализованы, поскольку не соответствовали новым национальным законодательным актам молодых государств. После заключения договора о создании Экономического Союза был составлен план интеграционного развития, в рамках которого предполагалось создание Платежного и Таможенного союзов стран СНГ. Но из-за возникших проблем в деле платежно-расчетных и таможенных отношений полноценной реализации этих идей достигнуто не было. Неспособность и невозможность реализовать интеграционные планы в рамках СНГ объяснялись не только внутренними трудностями каждого из государств СНГ, но и недостаточной обоснованностью и проработкой самих концепций новых механизмов. В связи с этим взаимоотношения Украины со странами СНГ на протяжении 90-х годов строились и продолжают строиться на основе двухсторонних торгово- экономических отношений. Отношения с Россией. Украина экспортирует в Россию черные металлы,
транспортное оборудование, продукцию неорганической химии, сахар, мясо,
мясные изделия. Основными статьями импорта из России являются топливно-
энергетический продукты, транспортные средства, лесоматериалы, цветные
металлы, ядерные реактивы, синтетический каучук. Итак, Россия поставила Особое значение в рамках СНГ для Украины имеют связи с Таджикистаном,
который является вторым после России поставщиком нефти в Украину, занимая Перспективны отношения с Азербайджаном, который начал разрабатывать добычу нефти в Каспийском море и транспортировать ее в Европу через Черное море. 1.3. Украина в ЧЭС 25 июня 1992 г. была подписана Декларация о причерноморском экономическом сотрудничестве. Идея интенсификации причерноморского экономического сотрудничества стала воплощаться в реальных формах хозяйствования. 31 августа 1992 г. были образованы Деловой Совет ЧЭС и постоянный Страны ЧЭС приступили также к конкретным действиям и в других сферах экономики, нашедших отражение в декларации, а именно: в развитии сотрудничества в транспорте и телекоммуникациях, обмене информацией, энергетике, туризме, таможенном регулировании. К числу основных направлений причерноморского сотрудничества, которые
также важны для Украины, можно отнести следующие:
создание режима свободного движения товаров, услуг, капиталов, что
стимулировало бы экономические контакты, расширило бы рамки
производственной кооперации и совместных инвестиций в сферах взаимных
интересов;
формирование инфраструктуры бизнеса — сети банков и деловых центров для
финансирования и информационной поддержки государственных и частных
инвестиций в инфраструктурные проекты;
сооружение совместными усилиями объектов инфраструктуры на транспорте —
создание новых транспортных коммуникаций, переход на современные
транспортно-погрузочные и складские технологии; создание транспортных
коридоров;
организация паромного сообщения между портами Черного моря, в т.ч. между
городом Ильичевск (Украина) и рядом портов Турции;
создание транспортно-экспедиторских фирм по обслуживанию ЧЭС;
обеспечение координации и загрузки судоремонтных заводов региона с целью
осуществления ремонта судов стран ЧЭС;
развитие транспортно-экспедиторского сотрудничества в области
автотранспорта, создание необходимой инфраструктуры в этой области;
расширение железнодорожного сообщения между странами ЧЭС, включая
строительство железнодорожных вокзалов; развитие портового хозяйства;
налаживание авиационного сообщения между главными центрами стран ЧЭС;
комплексное использование и охрана ресурсов Черного моря — биологических,
минеральных, водных, в т.ч. в области морского рыболовства и рыборазведения
в устьях рек региона;
сотрудничество в развитии топливно-сырьевой базы региона, рациональном
использовании энергии, в т.ч. в совместном финансировании энергетических
объектов, строительстве газо- и нефтепроводов, модернизации
нефтеперерабатывающих предприятий, строительстве терминалов на берегу Участие в причерноморской интеграции ни в коей мере не противоречит экономическим интересам Украины, которая по своему потенциалу и геополитическому положению в Европе является важным партнером для любого европейского государства. Шестилетний период становления и развития организации доказывает ее
перспективность и благотворное влияние на вошедшие в объединение страны. Украина располагает всем необходимым для включения ее в процессы регионализации международного сотрудничества. Это, прежде всего, ее выгодное геоэкономическое положение. Инвесторы отдельных стран при прочих равных условиях предпочитают
вкладывать капитал в соответствующие прибрежные зоны и приграничные районы Применительно к Украине причерноморское сотрудничество должно рассматриваться в узком и широком смысле. В узком смысле речь должна идти о сотрудничестве территорий, непосредственно выходящих к Черному морю и в хозяйственном отношении тесно связанных с ним. Этот уровень развития регионального сотрудничества берет свое начало из древней приграничной и прибрежной торговли. В широком смысле — это означает включение в сотрудничество всего экономического пространства страны. Базисом для него является увеличение разнообразия и гибкости предпринимательской деятельности по всей территории. ЧЭС — это живой организм, постоянно изменяющийся и создающий новые возможности для делового мира Украины. 2. Перспективные партнеры Украины 2.1 Страны АТР и Африки Осуществляя курс на интеграцию в мировую экономику, Украина стремится развивать взаимовыгодные отношения со всеми государствами. Важным для Украины является развитие внешнеэкономической деятельности
с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), где в настоящее
время проживает почти половина человечества, вырабатывается свыше 55%
товарной продукции мира и сосредоточено примерно 40% объема мировой
торговли. Это — один из богатейших и наиболее передовых регионов в области
новейших технологий и их внедрения в жизнь. Вышеперечисленное обусловливает
необходимость расширения присутствия Украины в этом регионе. Более активная
ориентация Украины в настоящее время на Запад, связанная с возможностью
получения инвестиций, передачей технологий, опыта управления, не исключает
тех широких возможностей, которые открываются перед Украиной на Востоке. Заметное место в отношениях Украины со странами Африканского континента принадлежит сотрудничеству с ЮАР. ЮАР открывает широкие возможности для международного сотрудничества в
области автотранспортного машиностроения, военно-промышленного комплекса. Для ЮАР, длительное время находившейся в международной изоляции, равно как и для суверенной Украины, чрезвычайно актуальной является задача интеграции в мировое хозяйство. Во многом сходные трудности, переживаемые странами — с одной стороны, и взаимодополняемость хозяйственных комплексов обеих стран — с другой, могут стать надежной основой для взаимовыгодного сотрудничества. При этом его динамизм будет определяться тем, насколько адекватно стороны станут реагировать не изменения конъюнктуры и учитывать интересы друг друга. 2.2. Взаимоотношения со странами CEFTA Страны Центральной и Восточной Европы были и остаются важными торгово-
экономическими партнерами Украины. Между ними сложились взаимодополняющие
связи в различных отраслях экономики, науки и техники. Заинтересованность
во взаимном сотрудничестве объясняется такими факторами, как
территориальная близость, сходство решаемых этими странами задач, а для Для Украины процессы, происходящие в рамках CEFTA, представляют интерес не только с точки зрения появления нового емкого рынка на Западе, но и как пример для оптимизации хозяйственных связей с соседями по СНГ и в рамках Черноморского экономического сотрудничества. Страны ЦВЕ начали процесс интегрирования в EС для того, чтобы в будущем стать полноправными членами. У Венгрии, Польши, Чехии, Словении есть реальная перспектива вступления в ЕС в 2002 г. Наиболее актуальным для Украины является сохранение в рамках региона и
с учетом процесса глобализации существующей специализации стран CEFTA в
транспортном машиностроении, производстве медикаментов и медицинского
оборудования, малотоннажной химии. Украине жизненно важно поддерживать
сотрудничество в области производства сельскохозяйственных машин,
автомобилей, электронной техники и энергетического оборудования. Огромные резервы скрыты в развитии кооперации между предприятиями, перерабатывающими сельскохозяйственную продукцию и выпускающими продукты питания. Сегодня на рынках Украины мы видим все больше продовольствия, поставляемого из Польши, Венгрии и Чехии. Оно привлекает к себе внимание яркой упаковкой и высоким качеством, во многих случаях достигшим европейских стандартов. Это происходит благодаря тому, что в этих странах активно заработал частный сектор, ориентированный на быструю реализацию потребительских товаров, сбыт которых сегодня частично осуществляется на западные рынки, но в основной массе — на рынки стран СНГ и, в первую очередь, в Украину, Беларусь и Россию. Таким образом, благодаря изменениям в экономике стран CEFTA сложилась новая товарная структура внешнеэкономических связей Украины с этими странами. Из сказанного выше следует, что как Украина, так и страны ЦВЕ
объективно заинтересованы в продолжении взаимной торговли, особенно в
области машинотехнической продукции. Сегодня необходимо искать компромиссы. Выводы Магистральным путем развития экономики Украины в XXI в. станет создание экономики открытого типа, т.е. такой экономической системы, которая в последнее время набрала наибольшее число сторонников в мире. Это, с одной стороны, позволит Украине, открывшейся миру, стать понятной странам- партнерам и говорить с ними на одном языке бизнеса, а с другой стороны, откроет для ТНК дорогу в Украину. С целью вхождения в мировое экономическое пространство Украина обязана внедрить в практику принципы свободной торговли и исповедовать в связи с этим открытость экономики, последовательно и неуклонно проводить приватизацию и создать эффективную, сокращенную до минимума государственную администрацию. На эти процессы в Украине будут влиять также и ТНК, поделившие между собой мировое пространство и использующие национальные правительства в своих интересах, диктуя им условия и определяя круг льгот, необходимых для своей деятельности в стране. Практика выступления ТНК на национальных рынках раскрывает методику использования ими политических кругов национальных держав, инфраструктуру, национальную систему инноваций и защиты авторских прав. В результате складывается ситуация, когда ТНК нуждается в организации помощи со стороны национального государства, которому в свою очередь нужны ТНК для достижения своих целей. Одной из главных задач Украины в развитии регионального сотрудничества является расширение экспортной базы, ориентированной на рынки соседних стран, налаживание с ними производственно-кооперационных связей и научно- технического сотрудничества. Более того, участие Украины в региональном сотрудничестве требует создания необходимой инфраструктуры экономического и культурного общения. Ведь рост мобильности населения в связи с облегчением гражданам Украины условий выезда за границу имеет, в первую очередь, экономическую природу. Направление потоков украинских «коммерческих туристов» определяется, в первую очередь, конъюнктурой различных видов потребительских товаров как на внутреннем рынке, так и на рынках соседних стран. Список использованной литературы 1. Про затвердження Стратегії інтеграції України до Європейського Союзу / Урядовий Кур’єр, 18 червня 1998. Європи. Економіка України, №12, 1998 України, №5, 1998. Киев: Логос, 1998.
|
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|