| |||||
МЕНЮ
| ГАТТ эволюция деятельности и итоги Уругвайского раундаГАТТ эволюция деятельности и итоги Уругвайского раунда| | Введение 3 Исторические обстоятельства возникновения ГАТТ 3 История и особенности ГАТТ 1947 года 3 ГАТТ эволюция деятельности 4 Основные принципы ГАТТ 1947 года 4 Принцип недискриминации.......................................................... ................................................4 Принцип консолидации............................................................. ...................................................5 Принцип переговоров. 5 Значение и пределы возможностей ГАТТ 6 Предпосылки Уругвайского раунда 8 Уругвайский раунд 9 ГАТТ 1994 года 10 Марракешская декларация 12 Итоги Марракешской декларации 13 Всемирная торговая организация 14 Цели и принципы................................................................. .......................................................14 Структура и функции.................................................................. .............................................18 О ходе присоединения России к ВТО 20 Цели и задачи присоединения............................................................ .......................................20 История развития процесса присоединения. ......................................................................... 21 Некоторые проблемы в подготовке к вступлению в ВТО России. ......................................23 Ближайшие задачи................................................................... .................................................24 Заключение 26 Значение Всемирной торговой организации 26
Лига наций, созвавшая еще в 1927 году международную конференцию по
торговле прилагала усилия для создании документа, касающегося правил и
организации международной торговли. Эта попытка не увенчалась успехом.
В ходе работы над Гаванской Хартией двадцать три страны начали в В строгом смысле слова ГАТТ - всего лишь соглашение. Однако оно имел
постоянный Секретариат в Женеве, который готовил конференции, проводимые
странами - участницами по различным аспектам их торговой политики. ГАТТ
основано на некоторых принципах либерализации мировой торговли. Их
практическое осуществление - цель стран- участниц (около сорока развитых
стран, некоторые страны Восточной Европы - Чехословакия, Польша, Югославия,
некоторые слаборазвитые страны - Бирма, Шри-Ланка, Куба, индия, Индонезия, ГАТТ эволюция деятельности Основные принципы ГАТТ 1947 года В значительной мере они определены американскими интересами того времени, когда эти принципы были разработаны. Их можно разделить на три группы. Принцип недискриминации. Статья 2 Соглашения обязывает каждую договаривающуюся сторону немедленно и безусловно распространить на все другие договаривающиеся стороны все льготы, привилегии, преимущества и иммунитеты, которые она предоставляет какой-либо стране. Каждая страна обязана, таким образом, предоставить своим партнерам статус наибольшего благоприятствования в области таможенных тарифов. В области количественных ограничений страны обязаны равноценно относиться к различным источникам импорта. Исключения из этих принципов ограничены и строго определены: они касаются более благоприятных чем обычно таможенных режимов (таможенных преференций), действовавших в момент подписания Соглашения, преференций, вытекающих из существования групп государств, территория которых образует единое таможенное пространство (таможенных союзов, например Бенилюкс) и в группах стран, в пределах которых устанавливается свободное передвижение товаров (зонах свободной торговли). Когда шесть стран европейского экономического сообщества решили связать себя договором о взаимных таможенных уступках, им пришлось испрашивать на это разрешение ГАТТ. В результате пересмотра Генерального соглашения в 1954 - 1955 годах
страны - участницы обязались с 1 января 1958 года прекратить предоставление
прямых и косвенных субсидий для экспорта. Было принято правило уважения Принцип консолидации. В силу этого принципа страны - участницы обязались не
повышать таможенных сборов, налогов и аналогичных ограничений выше уровня Некоторые исключения были сформулированы пользу наименее развитых стран, в частности, в 1955 году (ст.18). Последние, чтобы защитить свое сельское хозяйство или промышленность, в том случае, если принцип консолидации может поставить под удар их платежный баланс, могут нарушать его, будь то в области количественных ограничений или таможенного протекционизма. Но исключения могут быть только временными, и в случае злоупотреблений их партнерам разрешены были ответные меры (реторсии). После 1958 года происходят ежегодные консультации по вопросу о
количественных ограничениях, которые страны - участницы сохраняют по
вопросам поддержания равновесия своего платежного баланса. Принцип Принцип переговоров. ГАТТ способствовало началу или продолжению
систематических переговоров по конкретным проблемам. Ст.19 Соглашения
определяет, что сокращение тарифов должно достигаться путем взаимных
уступок. Основной поставщик представляет странам- импортерам просьбы об
уступках; достигнутые уступки затем распространяются на всех участников. ГАТТ содействовало серии переговоров по тарифам , среди которых:
ГАТТ сыграло важнейшую роль в установлении свободы торговли и в нормализации политики и практики международной торговли сразу после окончания войны 1939 - 1945 годов. Оно способствовало более открытым дискуссиям и переговорам и создало рамки для плодотворных многосторонних соглашений. Однако постепенное устранение количественных ограничений вернуло все
прежнее значение таможенным тарифам, которые, будучи частично сниженными,
часто достигали критического уровня. Чтобы возобновить переговоры, в 1953 - В 1958 году обсуждалось «предложение Диллона» (снижение на 20%). С 1964 года по предложению президента США начинается «раунд Кеннеди» Для «шестерки» сокращения 1968 и 1969 годов были блокированы в
результате введения с 1 июля 1968 года общего внешнего тарифа. Создание Если Соглашение предусматривает таможенные тарифы, то существование
общего внешнего тарифа противоречит идее свободной торговли. Этот общий
внешний тариф, который определяется как среднее арифметическое прежних
повышенных тарифов, на деле привел в некоторых случаях к повышению прежних
низких тарифов. Различные уступки и консолидации были созданы со стороны Расширение Сообщества до девяти членов в 1973 году в условиях распада
международной валютной системы, ставшего источником дефицита торгового
баланса США и неуклонно нараставших перемен в международном разделении
труда, подтолкнуло к возобновлению дискуссий в рамках ГАТТ и положило
начало многосторонним торговым переговорам 1974 - 1979 годов, известным как Для взаимной торговли промышленно развитых стран главный интерес
представляет осуществляемая в ходе многосторонних торговых переговоров
разработка кодексов, регулирующих нетарифные протекционисткие меры. «Токийский раунд» (1974 - 1979 гг.), в ходе которого проходили
переговоры, касавшиеся помимо снижения пошлин, нетарифных статей (субсидии,
технические препятствия торговым обменам). Результатом переговоров было
снижение таможенных пошлин на промышленные товары примерно на 34%,
заключение специальных соглашений по воздушным судам, а также ряд
договоренностей, направленных на либерализацию торговли (молочными
продуктами, мясом. «Токийский раунд» сопровождался реальным отказом С 1987 года новая серия переговоров составила «Уругвайский раунд». Их предметом стали, в частности, сельскохозяйственная продукция, текстиль, включение в номенклатуру ГАТТ услуг, в том числе культурных ценностей, интеллектуальной собственности. Исключительно сложные по причине острых разногласий, касавшихся сельского хозяйства и культуры переговоры успешно завершились 15 декабря 1993 года. Европейский союз в конце концов настоял, чтобы вопросы культуры остались за рамками Соглашения. В целом с учетом кризиса, который в основном сохранялся с середины 70- х годов, сопротивление, оказанное естественно возросшим протекционистким давлениям, может быть поставлено в заслугу ГАТТ. Неуклонно росло и число стран - членов Соглашения: в 1980 году их было 85 с общей долей в четыре пятых мирового торгового оборота. В 1994 году под Соглашением стояли уже подписи 112 государств, представлявших свыше 90% мировой торговли.
Можно выделить следующие положительные итоги существования ГАТТ. Импульс, который был дан процессу либерализации торговли, способствовал тому, что темпы роста торговли стабильно опережали темпы роста производства в течение всей «эры ГАТТ». Присоединение к ГАТТ новых членов в процессе Уругвайского раунда показало, что многосторонняя система мировой торговли, представленная в то время ГАТТ, получила признание государств как средство развития и реформирования экономики и торговли. В тоже время накапливались негативные моменты в деятельности ГАТТ. Эти изменения в мире в некоторой степени подорвали доверие к ГАТТ и его эффективности. Помимо ухудшения обстановки в сфере мировой торговли, в начале восьмидесятых годов стало очевидно, что Генеральное соглашение перестало отражать реальности мировой торговли, как это было в сороковые годы. Это было связано с тем, что мировая торговля превратилась в более сложный механизм, чем сорок лет назад, и стала играть гораздо более важную роль: мировая экономика развивалась по пути глобализации, международные инвестиции переживали большой подъем, а торговля услугами, которые не были охвачены правилами ГАТТ, оказалась в центре повышенного внимания и интереса все большего числа стран. Более того, торговля услугами все теснее переплеталась с торговлей промышленными товарами. В свою очередь в сельском хозяйстве, усилия по либерализации торговли не давали желаемых результатов, а также в вопросах торговли текстилем и одеждой, по которым в процессе переговоров было согласовано изъятие из стандартных правил ГАТТ в форме Соглашения по международной торговле текстилем. И, наконец, организационная структура ГАТТ и система урегулирования споров под эгидой организации вызывали сомнения. Все перечисленные выше факторы способствовали тому, что члены ГАТТ убедились в необходимости новых усилий для укрепления и дальнейшего развития системы международной торговли. Начался Уругвайский раунд.
Уругвайский раунд - многосторонние торговые переговоры. Эти переговоры
были начаты 15 сентября 1986 года в Пунта-дель-Эсте (Уругвай), откуда и
получили свое название "Уругвайский раунд". Однако большая часть
переговоров проходила в Женеве, в штаб-квартире Генерального соглашения по
тарифам и торговле (ГАТТ). Переговоры технически завершились на заседании Организационно результаты Уругвайского раунда состоят из Соглашения об учреждении Всемирной торговой организации (ВТО) и приложений к этому документу, содержащих соглашения, договоренности и другие документы, охватывающие сферы торговли товарами, услугами и вопросы торговых аспектов прав интеллектуальной собственности. Весь этот пакет договоренностей рассматривается как единое целое. Это означает, что любая страна для того, чтобы стать членом, должна принять все перечисленные соглашения и договоренности без каких-либо исключений.
ГАТТ представляет собой организационный центр многосторонних межгосударственных переговоров по широкому кругу проблем совершенствования правовых и административных основ международных торговых отношений и по снижению торгово-политических барьеров в мировой торговле (прежде всего таможенных тарифов). Участие в ГАТТ дает государствам многостороннюю правовую основу для осуществления торговых операций национальными экспортерами и импортерами, гарантирует всем участникам режим наибольшего благоприятствования и защищает против торгово-политических дискриминаций. По существу ГАТТ выполняет роль многостороннего торгового договора для По существу в мировой экономике в последней четверти нынешнего
столетия происходил интенсивный процесс создания во многом унифицированного
правового пространства, ставшего основной для развития мировой торговли. Часть II ГАТТ - это по существу кодекс правил международной торговли,
которыми должны руководствоваться правительства. Обязательства применять
часть II ГАТТ в максимально полном объеме создавало определенный порог для
вступления в ГАТТ. Вступающие страны могли преодолеть его, только Присоединяясь к ГАТТ, страны получают выход на это, во многом
унифицированное правовое пространство, опирающееся на ГАТТ, получает
международно-правовую защиту в других Государствах, гарантируемую
принципами и нормами Генерального Соглашения, включая такие важные
положения, как режим наибольшего благоприятствования и национальный режим
для товаров, экспортируемых и импортируемых предпринимателями, защиту от
возможного применения иностранными государствами дискриминационных
внутренних налогов, акцизов, таможенных сборов, свободу транзита для своих
товаров, согласно положениям ГАТТ о транзите; защиту от дискриминационного
использования всей гаммы так называемых технических барьеров в торговле Страницы: 1, 2 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|