| |||||
МЕНЮ
| Европейский союз сегодняЕвропейский союз сегодняРеферат по курсу «Мировая экономика и международные отношения» Студентки 3 курса Экономического факультета СПбГУ Набоковой Лолиты Владимировны (1999 год, оценка - «отлично») Содержание Что такое Европейский Союз ? 2 Европейский Союз
Что такое Европейский Союз ? Европейский Союз объединяет 15 европейских стран с целью обеспечения мира и процветания их граждан в рамках все более тесного объединения на основе общих экономических, политических и социальных целей. Страны Союза твердо привержены сбалансированному и устойчивому социальному и экономическому прогрессу. В частности, это достигается путем создания пространства без внутренних границ, укрепления экономической и социальной интеграции и учреждения экономического и валютного союза. Создание единого рынка для более чем 370 миллионов европейцев обеспечивает свободу перемещения людей, товаров, услуг и капитала. Внутри Европейского Союза разрабатывается единая политика в таких областях, как сельское хозяйство, телекоммуникации, транспорт, энергетика и охрана окружающей среды. Для отношений с внешним миром Союз разрабатывает внешнюю торговую и коммерческую политику и начинает играть все более важную роль на международной арене путем проведения единой внешней политики и политики по вопросам безопасности.
Интересы европейцев на международном уровне представляются рядом общих институтов: - Европейская Комиссия - Совет министров - Европейский Парламент - Суд - Счетная палата Кроме этого, главы государств и правительств и Председатель Европейской Европейский Совет не следует путать с расположенным в Страсбурге Советом ЕВРОПЕЙСКАЯ КОМИССИЯ Европейская Комиссия - исполнительный орган Европейского Союза. Её
двадцать членов независимы в своей деятельности от национальных
правительств, хотя и назначаются ими. В Комиссию входят по два
представителя от каждой из 5 крупных стран-членов - Франции, Германии, Комиссии является Жак Сантер. Каждый член Комиссии отвечает за определенную сферу политики ЕС и
возглавляет соответствующее подразделение (так называемый Генеральный Комиссия играет главную роль в обеспечении повседневной деятельности ЕС, направленной на выполнение основополагающих Договоров. Она выступает с законодательными инициативами, а после утверждения контролирует их претворение в жизнь. В случае нарушения законодательства ЕС Комиссия имеет право прибегнуть к санкциям, в том числе обратиться в Европейский суд. Комиссия обладает значительными автономными правами в различных областях политики, в том числе аграрной, торговой, конкурентной, транспортной, региональной и т.д. Комиссия имеет исполнительный аппарат, а также управляет бюджетом и различными фондами и программами Европейского Союза, в частности программой Тасис. Основными рабочими языками Комиссии служат английский, французский и немецкий, но все официальные документы обязательно переводятся и публикуются на 11 официальных языках: датском, голландском, английском, французском, немецком, греческом, итальянском, португальском, испанском, финском и шведском. Штаб-квартира Европейской Комиссии находится в Брюсселе, Бельгия. ЖАК САНТЕР Председатель Европейской Комиссии (1995 - 2000 гг.) Дата и место рождения: 18 мая 1937 года, Вассербиллиг, Люксембург. Женат на Даниэль Бино, имеет двух сыновей. ОБРАЗОВАНИЕ: - Среднее образование: Атенеум Люксембурга (Греко-латинское отделение - аттестат о среднем образовании) - Высшее образование: юридическая школа (экзамены по философии и литературе) - Юридический факультет, Страсбург (экзамены по праву) - Юридический факультет, Париж (докторантура) - Институт политических исследований, Париж ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРЬЕРА: 1961-65 Барристер в Аппеляционном суде, Люксембург 1963-65 Атташе кабинета министра труда и социального обеспечения 1965-66 Атташе правительства 1966-72 Парламентский секретарь Социал-христианской партии ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРЬЕРА: 1972-74 Госсекретарь по делам культуры и социальной политике 1972-74 Генеральный секретарь Социал-христианской партии 1974-82 Председатель Социал-христианской партии 1974-79 Член Парламента 1975-79 Член Европейского Парламента (1975-77: Вице-Председатель) 1976-79 Олдерман города Люксембурга 1979-84 Министр финансов, труда и социального обеспечения 1984-89 Председатель Правительства, министр финансов (с обязанностями министра по делам религии, регионального планирования, связи и средств массовой информации) Июль 1989- Премьер-министр, государственный казначей, январь 1995 министр культуры С 23 января 1995 Председатель Европейской Комиссии 1984-89 Управляющий Всемирного банка Апрель 1987- Председатель Европейской народной партии май 1990 (в которую входят христиан-демократы из всех стран-членов ЕС) 1989-январь 1995 Управляющий Международного валютного фонда 1991-январь 1995 Управляющий Европейского банка реконструкции и развития Июль-декабрь 1985 Председатель Европейского Совета ДРУГАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: Различные посты в культурных, общественных и спортивных организациях ПОЧЕТНЫЕ ЗВАНИЯ: - Бывший Председатель Люксембургской ассоциации католических университетов - Бывший Председатель Люксембургской ассоциации католической молодежи - Сентябрь 1985: Почетный доктор - Университет Урбино, Италия - Июль 1986: Медаль Роберта Шумана от группы Европейской народной партии - Май 1990: Почетный доктор - Университет Кларк - Май 1991: Приз Роберта Шумана - Сентябрь 1991: Почетный доктор - Университет Майами - Май 1993: Большой Крест Ордена Папы Пия Х - Апрель 1994: Почетный доктор - Румынская Академия экономики, Бухарест Члены Комиссии (1995-2000) Жак Сантер, председатель: Генеральный секретариат; Объединение
перспективных исследований; Генеральная инспекция; Правовая служба; вопросы
валютной политики (совместно с г-ном де Силги); Пресс-служба; Объединенная
служба устных переводов и подготовки конференций, служба безопасности,
общая внешняя политика и политика безопасности (совместно с г-ном ван ден Мануэль Марин, заместитель председателя: внешние сношения со Сэр Леон Бриттэн, заместитель председателя: внешние сношения с Северной Мартин Бангеманн: промышленность, информационные технологии и елекоммуникации. Карел ван Миерт: политика в области конкуренции. Ханс ван ден Брук: внешние сношения со странами Центральной и Восточной Жуан ди Деуш Пиньеру: внешние сношения со странами Африки, Карибского бассейна и Тихого океана, Южной Африкой; Ломейская конвенция. Патрик Флинн: вопросы социальной политики и занятости; связи с Марселино Орьеха: отношения с Европейским Парламентом; связи с государствами-членами по вопросам гласности, коммуникации и информации; культура и аудиовизуальные средства; Служба официальных публикаций. Эдит Крессон: наука, исследования и развитие; Центр совместных исследований; людские ресурсы, образование, профессиональное обучение и молодежь. Ритт Бьеррегор: охрана окружающей среды и проблема ядерной безопасности. Моника Вольф-Матис: региональная политика; отношения с Комитетом
регионов; управление Фондом сплочения (совместно с г-ном Кинноком и г-жой Нил Киннок: транспорт (включая трансевропейские железнодорожные сети). Марио Монти: внутренний рынок, финансовые службы; таможенная политика и косвенное налогообложение, прямое налогообложение. Эмма Бонино: политика в области потребления; Управление гуманитарной помощи Европейского Союза; рыболовство. Ив-Тибо де Силги: экономические и финансовые вопросы; вопросы валютной политики (совместно с г-ном Сантером); кредиты и инвестиции; управление статистики. Кристос Папуцис: энергетика и агентство по поставкам ядерного сырья в государства-члены Евратома; мелкие и средние предприятия; туризм. Анита Градин: вопросы иммиграции, внутренних дел и юстиции; отношения с омбудсманом; финансовый контроль; борьба с мошенничеством и финансовыми злоупотреблениями. Франц Фишлер: сельское хозяйство и развитие сельских районов. Эркки Лииканен: бюджет, кадровые вопросы и администрация; служба письменного перевода и информатики. СОВЕТ МИНИСТРОВ Совет министров является основным органом принятия решений. Он собирается на уровне министров национальных правительств, и его состав меняется в зависимости от обсуждаемых вопросов (Совет министров иностранных дел, Совет министров экономики и т.д.) В рамках Совета представители правительств государств-членов обсуждают законодательные акты Сообщества и принимают либо отвергают их путем голосования. Решения в Совете принимаются либо единогласно, либо квалифицированным большинством, и они не могут быть отменены. В Совете министров действует система ротации, в соответствии с которой представитель каждого из государств-членов поочередно занимает пост председателя в течение шести месяцев. Порядок ротации стран-председателей на ближайшие 5 лет: |Нидерланды |1 января - 30 июня 1997 | ЕВРОПЕЙСКИЙ ПАРЛАМЕНТ Европейский Парламенты является собранием из 626 депутатов, напрямую
избираемых гражданами стран-членов ЕС сроком на пять лет. Председатель Депутаты изучают законопроекты и утверждают бюджет. Они принимают совместные решения с Советом Министров по конкретным вопросам и контролируют работу Советов ЕС и Европейской Комиссии. Депутаты также самостоятельно поднимают вопросы, касающиеся России, в частности в таких сферах, как приграничное сотрудничество и инициативы по укреплению прав человека и демократии, взаимодействие в области высшего образования, а также в рамках проектов по охране окружающей среды и содействию свободе печати. Парламент обладает правом роспуска Европейской Комиссии (которым, впрочем, он никогда не пользовался). Одобрение Парламента требуется и при принятии в Сообщество новых членов, а также при заключении соглашений об ассоциированном членстве и торговых договоренностей с третьими странами. Парламент назначает омбудсмена, наделенного правом принимать к рассмотрению жалобы, касающиеся институтов или органов ЕС, а также направлять отчеты Парламенту. Европарламент проводит пленарные заседания в Страсбурге (Франция) и ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД Европейский суд проводит свои заседания в Люксембурге и является судебным органом ЕС высшей инстанции. Суд регулирует разногласия между государствами-членами; между государствами-членами и самим Европейским Союзом; между институтами ЕС; между ЕС и физическими либо юридическими лицами, включая сотрудников его органов. Суд дает заключения по международным соглашениям; он также выносит предварительные постановления по делам, переданным ему национальными судами, впрочем, не имеющие юридической силы. Разумеется, под его юрисдикцию не попадают области, не охваченные договорами ЕС, например, уголовное право. В соответствии с Маастрихтским договором Суду предоставлено право налагать штрафы на государства-члены, не выполняющие его постановления. Суд состоит из 15 судей, по одному от каждого из государств-членов. Они назначаются на шестилетний срок, который может быть продлен. Каждые три года обновляется половина состава судей. СЧЕТНАЯ ПАЛАТА Счетная палата начала работу в 1977 году с целью проверки всех расходов ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЕС Уже после первой мировой войны европейская идея присутствовала в
политических дискуссиях, но не привела к конкретным шагам. Затем, после
разрушений, которые принесла вторая мировая война, европейские лидеры
пришли к убеждению, что сотрудничество и общие усилия являются лучшим
способом обеспечения мира, стабильности и процветания в Европе. Процесс
начался 9 мая 1950 года речью Роберта Шумана, Министра иностранных дел Эта концепция была реализована в 1951 году Парижском Договором,
установившим Европейское сообщество угля и стали с шестью странами-членами: В 1957 году Римский Договор установил Европейское экономическое сообщество и Европейское сообщество по атомной энергии. Они, соответственно, были нацелены на создание таможенного союза и ломку внутренних торговых барьеров внутри Сообщества, а также развитие ядерной энергии в мирных целях. В 1967 году произошло слияние исполнительных органов трех Сообществ, в
результате чего была создана базовая структура, признаваемая сегодня, с
такими основными институтами, как Европейская Комиссия, Совет, Парламент и Следующим краеугольным камнем в процессе европейской интеграции стал Дальнейшие шаги обсуждались на Межправительственной конференции, которая
началась в 1996 году в Турине и завершилась подписанием Амстердамского
договора в июне 1997 года. Задачей следующего века будет расширение
Европейское Сообщество развивалось поэтапно. Важным критерием членства в 1 января 1958 г.: Договоры о Европейском экономическом сообществе (ЕЭС) и Евратоме вступают в действие. Июль 1961 г.: ЕЭС и Греция подписывают соглашение об ассоциированном членстве. Декабрь 1964 г.: вступает в силу соглашение об ассоциированном членстве с Турцией. Январь 1973 г.: Вступление Дании, Ирландии и Соединенного Королевства. Январь 1981 г.: Вступление Греции. Январь 1986 г.: Вступление Испании и Португалии. Сообщество теперь
насчитывает 12 государств-членов. Соглашения об ассоциированном членстве с Январь 1994 г.: Соглашение о Европейском экономическом пространстве Февраль 1994 г.: Вступают в силу "Европейские" соглашения или соглашения
об ассоциированном членстве с Польшей и Венгрией. Соглашения признают за
подписавшими их государствами право стать полноправными членами Союза, как
только они будут соответствовать всем требованиям, предъявляемым к членам Апрель 1994 г.: Польша и Венгрия представили на рассмотрение ЕС заявления о вступлении. Январь 1995 г.: Австрия, Финляндия и Швеция присоединились к Февраль 1995.: Вступили в силу Европейские соглашения между ЕС и Чешской республикой, Словакией, Болгарией и Румынией. Июль 1997 г.: Европейская Комиссия приняла решение приступить в начале
В ЕС входят 15 госудаств-членов с общей численностью населения 370
миллионов человек (включая 17 миллионов населения бывшей Восточной 1 января 1993 г. официально начал функционировать Единый европейский рынок, ликвидировавший практически все барьеры для свободного движения в рамках Сообщества людей, товаров, услуг и капитала. Со вступлением в силу 1 ноября 1993 г. Маастрихстского договора о Европейском Союзе Сообщество сделало необратимый шаг к созданию экономического и валютного союза (ЭВС), а также к введению единой валюты, с одной стороны, и достижению политического союза - с другой. По Маастрихтскому договору граждане государств-членов получают также право на Европейское гражданство. Выполнение целей, содержащихся в Договорах (достижение четырех свобод, т.е. свободы движения людей, товаров, капитала и услуг, создание и проведение общей политики во все большем количестве областей), ведет к постепенной передаче части суверенитета государств-членов европейским институтам. Союз добивается выполнения поставленных перед ним целей главным образом путем проведения общей политики (сельское хозяйство, рыболовство, транспорт, окружающая среда, внешняя торговля, развитие, конкурентная и региональная политика, энергетика, таможенный союз), а также общих проектов и программ (научные исследования и разработки, телекоммуникации, координация экономической политики государств-членов с целью экономического и социального сплочения, социальная политика, экономический и валютный союз). ЕС присущи многообразие культурных различий и уважение к ним. Каждый официальный документ должен быть переведен на девять официальных языков; поощряется развитие языков и культур малых народов.
|Страна |Площадь (кв. км)|Население (тыс. |Год вступления в|
ЕС является одним из трех основных и наиболее развитых центров современного мира, наряду с Соединенными Штатами Америки и Японией. ЕС - крупнейшая мировая торговая держава; на него приходится почти четверть мировой торговли. Это также крупнейший нетто-импортер сельскохозяйственных продуктов и сырья. На ЕС приходится и основная часть помощи развивающимся странам. В соответствии с Ломейской конвенцией, ЕС имеет соглашения об ассоциации с 69 странами Африки, Карибского моря и Тихоокеанского бассейна, к числу которых относится и большинство беднейших стран мира. Еще примерно с 60 странами ЕС заключил двусторонние договоры различного типа. В целом ЕС поддерживает дипломатические отношения более чем со 130
странами мира. Он участвует в работе ОЭСР и имеет статус наблюдателя в ООН. ЕС с самого начала является активным участником процесса СБСЕ (ныне Европейский валютный союз
|
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|