реферат, рефераты скачать
 

Евросоюз (ЕС) и СНГ


p> 09.02.62. – Испания изъявляет желание вступить в ЕЭС, 3 месяца спустя ее примеру следует Португалия.

Прогресс ЕЭС не мог пройти без критических этапов своего развития, это и период 65 г. «политика пустого кресла», проводимая Францией в ответ на желание Комиссии полностью контролировать через Европарламент общий бюджет, что расширило бы полномочия Европарламента. В апреле 67 года в Греции происходит государственный переворот, что вызвало замораживание соглашения ЕЭС с Грецией об ассоциированном членстве. В том же году
Франция в очередной раз противится присоединению Соединенного Королевства к Сообществу.

Несмотря на некоторые ослабления позиций Сообщества, вызванные нефтяными кризисами 1973-79 гг. оно, тем не менее, сумело противостоять центробежным силам и укрепило свои внутренние связи, создав в 1975 г.
Европейскую валютную систему.
В 1984 г. – Европарламент принял проект Договора о Европейском Союзе, который предполагал колоссальный скачок в развитии интеграции.
1985 г. – принятие Белой книги, содержащую конкретную программу завершения строительства внутреннего рынка, где было отмечено, что 1 января 1993 года – срок ее полной реализации.
В 1986 г. – государства-члены подписали Единый Европейский акт. Основная цель, которую поставили перед собой страны ЕС – это создание единого рынка, свободного от физических, технических и налоговых границ. Единый
Европейский акт вступил в силу 1 июля 1987 г. Важным элементом Единого
Европейского акта стал принцип «субсидарности». Суть которого в том, что ни одно решение не может быть решено на более высоком уровне, если с ним успешнее справятся на более низком уровне; кроме тех сфер, где требуется коллективное принятие решений. Стандарты, касающиеся промышленности, продукции, охраны труда и защиты интересов потребителей – все они должны быть согласованы, дабы избежать нарушения в их функционировании и либерализации.
1993 г. Договор о Европейском Союзе. В декабре 1991 года главы государств- членов и правительств стран ЕС, собравшись на заседании Европейского
Совета в г. Маастрихт (Нидерланды) приняли решение о создании ЕС.
Основой Союза стали Европейские Сообщества, дополненные новыми формами сотрудничества. После завершения процесса ратификации, Договор о ЕС вступил в силу.

В соответствии с Договором о ЕС учреждаются:

1. Единое европейское гражданство
2. Экономический и валютный союз (ЭВС)

° Экономический союз. Основное направление экономической политики государств-членов и Сообщества определяется Советом Министров. При наличии нарушений или несоответствий, Совет Министров вправе принимать определенные меры.
° Валютный союз. Его цель – единая валютная политика, создание единой валюты (Евро) и нового института – Европейского Центрального Банка, который вместе с центральными банками государств-членов образует

Европейскую систему центральных банков (ЕСЦБ).
1. Политический союз.
° Общая внешняя политика и политика безопасности.
° Увеличение роли Европейского Парламента.

° Расширение сферы компетенции Сообщества.

° Общая политика в области внутренних дел и правосудия, (создание европейского полицейского ведомства - Европол).

Принятие этих ключевых договоров о Европейском Союзе значительно приблизило идею создания единой Европы, став доказательством необратимости интеграционных процессов в этих государствах.

Основные цели Договора о Европейском Союзе:

- закрепить результаты, достигнутые на предшествующих этапах интеграции стран ЕС, включая создание единого рынка; повысить эффективность механизмов и органов Сообщества.

- содействовать сбалансированному и устойчивому развитию экономики и социальной сферы в странах членах ЕС в условиях ликвидации внутренних границ между ними и продвижения к Экономическому и валютному союзу.

- повысить роль Сообщества на международной арене путем проведения единой внешней политики безопасности странами ЕС, выступающими как единое целое.

- усилить защиту прав и интересов граждан стран – членов путем введения гражданства Европейского союза.

Маастрихтский договор, на основе которого образованы ЕЭС и Валютный союз, довершил процесс экономического объединения Западной Европы. Он также стал 1-м этапом формирования институциональной структуры политического объединения, сотрудничество правительств становится непременной чертой ЕС; оно распространяется на внешнюю политику и принятую общую систему безопасности, а также на юстицию, судопроизводство и внутренние дела. Этот договор предоставляет Европейскому Совету, состоящему из глав правительств и председателя Комиссии, общеполитические ориентиры и новые импульсы деятельности. Европарламент, Совет, Комиссия и
Суд становятся общественными органами Союза, единство которого они должны укреплять, как предусмотрено договором.

Европейские Сообщества образуют фундамент Союза. ЕЭС стал экономическим и валютным союзом, в его компетенцию вошли новые сферы
(промышленность, защита потребителя, здравоохранение, образование, культура). Утвержден принцип дополнительности: деятельность Сообщества строго ограничена предусмотренным договором сферами и задачами, и установлено правило, что Сообщество действует лишь в тех случаях, когда государства-члены не могут добиться удовлетворительных результатов самостоятельно. Рабочие механизмы становятся более эффективными и демократичными. Пакеты договоров – Парижский (ЕОУС) и Римский (Евратом) – изменены с учетом новых институциональных норм. В целом Маастрихтский договор обозначает важный этап на пути европейского строительства.

Ратификация договора заняла больше времени, чем предполагалось, и почти на год задержала его вступление в силу. Главная проблема заключалась в том, что новообразование не укладывалось в рамки привычных национальных представлений. Дания – 2 референдума, прежде чем они согласились на ратификацию, Германский Конституционный Суд совещался 6 месяцев и лишь после этого вынес изложенное на 85 страницах заключение, что текст договора соответствует Конституции Федеральной Республики. Воплощение договора в жизнь будет идти поэтапно, в течение нескольких лет и потребует от государств-участников и от учреждений политической воли и упорства, тем более что работу по реализации договора предстоит проводить одновременно с расширением рамок и углублением сотрудничества, что задано состоявшимися международными контактами и переговорами. Увеличение числа государств- членов потребует изменения институциональных норм Союза. Да и в самом
Маастрихтском договоре подтвержден принцип его периодического пересмотра для поддержания «эффективности общих механизмов и учреждений», уже оговорено, что будут созываться конференции государств-членов. которые будут заниматься пересмотром. '

Институты Европейского союза.

Для выполнения задач, зафиксированных в договорах об учреждении
Европейских Сообществ, был создан целый ряд европейских институтов.
Главными из них являются Европейская Комиссия, Совет Министров,
Европарламент, суд и Европейский Совет.

ЕВРОПЕЙСКАЯ КОМИССИЯ


Состав. Европейская Комиссия – исполнительный орган ЕС. Состоит из 20 представителей государств-членов, называемых Членами Комиссии, которые назначаются на пятилетний срок. Все представители независимы в своей деятельности от национальных правительств, хотя и назначаются ими. Один из членов Комиссии избирается Председателем. В Комиссию входят по 2 представителя от каждого из 5 крупных государств-членов (Франция, Германия.
Италия, Соединенное Королевство, Испания), и по одному от остальных. Штаб- квартира Комиссии в Брюсселе подразделяются на Генеральные Директораты и на другие департаменты.

Функции. В широком смысле роль Комиссии такова:
Инициировать выработку политики
Выполнять решения
Выступать гарантом правовых положений, попадающих под ее юрисдикцию.
Каждый из членов Комиссии отвечает за определенный министерский пост или направление политики (как и в национальном правительстве) и курирует соответствующие подразделения (так называемый Генеральный Директорат).
Основными рабочими языками Комиссии являются английский, французский и немецкий, но все официальные документы обязательно переводятся и публикуются на 11 официальных языках. Персонал всех институтов ЕС образует корпус европейских чиновников, независимых от правительств государств- членов. Комиссия имеет широкий круг полномочий в областях конкуренции, сельского хозяйства, транспорт, экономика. Также управляет различными фондами и программами ЕС.

СОВЕТ МИНИСТРОВ

Главным институтом Европейского Союза, уполномоченным принимать решения, является Совет Министров. В его рамках представители правительств государств-членов обсуждают законодательные акты Сообщества и принимают либо отвергают их путем голосования. Теоретически существует только один
Совет, однако его состав и название меняется в соответствии с тематикой, таким образом можно условно говорить о нескольких Советах: по сельскому хозяйству, финансам, образованию, общим проблемам и иностранным делам.
Совет Министров в некотором роде подотчетен национальным правительствам, но их решения не могут быть отменены.

Состав. Каждое государство ЕС имеет в Брюсселе постоянное представительство, где ' работают дипломаты и чиновники из всех национальных министерств, В ходе рабочих совещаний представители государств-членов прорабатывают вопросы, требующие решения на уровне Совета Министров.

Пост Председателя Совета через каждые 6 месяцев переходит, следуя алфавитному порядку, к представителю следующего государства-члена. Для того чтобы обеспечить преемственность в управлении и политике, Председатель тесно сотрудничает с предшествующим и последующим Председателями в рамках структуры, которая называется Тройка. Местонахождением Совета является
Брюссель, но он также собирается в Люксембурге, и в столице страны, представитель которого выполняет функции Председателя.

У Совета имеется генеральный Секретариат, возглавляемый Генеральным
Секретарем, который выполняет всю работу, необходимую для деятельности
Совета и его вспомогательных органов.

Функции. В системе институтов Европейского Союза Совет является органом, уполномоченным принимать решения. Европейский Совет был создан в 1974 году.
Он представляет собой собрание глав государств-правительств, Председателя
Комиссии и Членов Комиссии. Он заседает дважды в год и каждое заседание, как правило, получает название по имени города, в котором оно проводилось.
Его роль состоит в том, чтобы давать необходимый толчок развитию, определять общие политические директивы Союза. Ротация поста Председателя
Европейского союза происходит так же, как это было указано выше.
Законодательные акты издаются обычно в форме регламентов и директив.
Регламенты носят обязательный характер и включаются в национальное законодательство.
Ив Бернар и Жан-Клод Колли. Толковый экономический и финансовый словарь.
Под ред. Л.В. Степанова. Москва. «Международные отношения» 1995 г.
Большинство вопросов включаются в повестку дня лишь после обсуждения на официальном уровне.

В зависимости от того или иного направления политики, решения принимаются Советом Министров или единогласно или квалифицированным большинством. Количество голосов каждой страны ЕС зависят от ее размеров:
Германия, Франция, Италия, Соединенное Королевство – 10 голосов, Испания –
8 , Бельгия, Греция, Нидерланды, Португалия – 5, Австрия и Швеция – 4,
Дания, Ирландия, Финляндия – 3, Люксембург – 1. Для того чтобы заблокировать какой-либо законопроект, необходима следующая пропорция блокировки – 26 из 87.

ЕВРОПЕЙСКИЙ ПАРЛАМЕНТ


Состав Многонациональный Парламент состоит из 626 членов, которые избираются на основе прямого всеобщего избирательного права каждые 5 лет на выборах в государствах-членах Европейского Союза. Его работой руководит.
Председатель совместно с Заместителем Председателя. В его составе работают
19 комитетов, которые подготавливают пленарные заседания. Местом расположения является Страсбург, некоторые заседания проходят в Брюсселе.
Секретариат расположен в Люксембурге.
Функции. Европейский Парламент начал свою деятельность как консультативный орган. Его полномочия расширялись постепенно. Уровень полномочий варьируются от процедуры принятия совместных решений (статья 189в Договора о Европейском Союзе) и процедуры сотрудничества (статья 189с Договора о
Европейском Союзе).
В широком смысле роль Европейского Парламента заключается в следующем:
Действовать в качестве ведущей политической силы
Выполнять законодательные функции в некоторых областях
Решать вопросы о назначении и снятии Членов Комиссии
Играть ключевую роль в принятии/отклонении бюджета.
Полномочия Европарламента постепенно расширялись, особенно за последнее время, в соответствии с Единым Европейским Актом и Маахстрихтским договором. Члены Европарламента встречаются на пленарных заседаниях раз в месяц в течение недели в Страсбурге, на более короткие дополнительные сессии Парламент собирается в Брюсселе, где располагаются офисы их постоянных комитетов. Европарламент в силах заблокировать законопроект, внести поправки. Также обладает правом (каким он никогда не пользовался) роспуска Комиссии большинством в 213 голосов. Не менее важно одобрение
Парламента и в вопросе принятия в Сообщество новых членов, ассоциированном членстве и торговых договорах с третьими странами.

Парламент назначает омбудсмана, имеющего право принимать к рассмотрению жалобы, касающиеся институтов или органов Союза, а также направлять отчеты Парламенту. Согласно Маастрихтскому договору от 1 ноября
1993 г. предусматривается установление одинаковых сроков полномочий для депутатов Европарламента и членов Европейской Комиссии. Члены Парламента объединяются не по национальному признаку, а в соответствии с принадлежностью к тому или иному политическому направлению, что действительно помогает укреплению политических связей между государствами- членами ЕС.

ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД

Отличие ЕС от других международных организаций состоит в том, что ЕС создан на основе Договоров, обязательных к исполнению для подписавших их государств, и включение законодательных актов, созданных на основе договоров, в национальное законодательство государств-членов обязательно.
Состав. Суд состоит из 15 судей, которым помогают 9 Генеральных Адвокатов.
Судьи выдвигаются своей страной, а назначаются Советом Министров государств-членов на шестилетний срок, каждые 3 года обновляется половина состава судей. Их независимость гарантируется. Суд расположен в
Люксембурге.
Функции. Роль Европейского суда заключается в том, чтобы толкование и применение правовых инструментов соответствовало законам Сообщества. Суд регулирует разногласия между государствами-членами, между государствами- членами и самим ЕС, между институтами ЕС, между ЕС и физическими либо юридическими лицами, включая сотрудников его органов. Суд дает заключения по международным соглашениям. В соответствии с Маастрихтским договором,
Суду предоставлено право налагать в случае невыполнения его решений штрафы в форме единовременно выплачиваемой суммы.

Учредительные Договоры ввели примат права ЕС над национальным правом государств-членов. Но это не означает, что Суд является судебным органом высшей инстанции, так как под его юрисдикцию не входят области. не охваченные договорами ЕС. (Например: уголовное право)'

ЕВРОПЕЙСКИЙ СОВЕТ.

Состав. Европейский Совет стал высшим политическим органом в ЕС, хотя его создание не было предусмотрено договорами об учреждении Европейских
Сообществ. Он был образован в 1974 году, когда главы государств и правительств приняли решение о проведении регулярных совещаний в рамках
Европейского Совета с участием также министров иностранных дел, председателем Комиссии ЕС и его заместителем. Впервые его статус был определен в Маастрихтском договоре, «Европейский Совет призван давать необходимый импульс развитию Союза и определять его общие политические принципы».
Функции. Решения Европейского Совета не являются обязательными для исполнения, но дают политический импульс процессу развития ЕС и определяют его важнейшие направления. Европейский Совет имеет значение некой высшей инстанции, к которой Комиссия ЕС и Совет Министров могут апеллировать в сложных случаях. Данная функция Европейского Совета обусловлена высоким уровнем полномочий, которыми обладают главы государств и правительств в своих странах.'

2.Европейский Союз как элемент международной системы.

Евро - единая валюта ЕС.

Введение евро завершит начатый в 70-е годы переход от одновалютной
(Бретон-вудской) системы, основанной на долларе как единственной мировой валютно-резервной валюте, к системе, опирающейся на две суперрегиональных резервных валют - доллар и евро.

Появление новой валюты, стабильность которой изначально поддерживает стабильность национальной валюты любой из стран, входящей в валютный союз, равнозначно революции в мировой финансовой системе.

Лидеры стран ЕЭС задались целью создания валютного союза еще в 1972 году. Но все же решительный шаг к его созданию был сделан лишь в 88 году.
Группа представителей европейских, центральных банков и независимых экспертов под руководством Жака Делора (председатель Европейской Комиссии), представила специальный Доклад. Он был опубликован в апреле 89 года. В нем предлагался 3-х этапный переход к единой валюте. Временные рамки были закреплены в Маастрихтском договоре 1991 года.
° 1 этап. После 1 июля 1990 года все страны – члены ЕС должны были присоединиться к Механизму обменных курсов.
° 2 этап. После 1 января 1994 года во Франкфурте учреждается

Европейский валютный институт, задача которого – руководство проектом создания единой валюты и наблюдение за экономическим процессами в странах ЕС.
° 3 этап. После 1 января 1999 Европейский валютный институт преобразуется в Европейский Центральный Банк, который будет руководить валютной политикой стран-участниц проекта. Учреждается евро и фиксируется курс национальных валют по отношению к евро. Что же касается объяснения необходимости евро как единой валюты, то здесь уместно будет привести следующие факты: расходы предприятий по обменным операциям составляют

20 млрд. ЭКЮ в год, снятие бремени этих издержек путем введения новой единой валюты позволит создать в Европе 1,5 млн. рабочих мест, следовательно снижение безработицы до 10 %." Говоря, обобщено авторы замысла приводят следующие 5 аспектов о преимуществах введения единой европейской валюты:

1. Евро даст новый импульс экономическому росту в Европе.

2. Экономический валютный союз (ЭВС) является необходимым условием функционирования общего европейского рынка.
3. Евро позволит укрепить хозяйственные и торговые позиции Европы на международной
' Топорин Б.Н. «Европейские Сообщества: право и институты» - Москва. 1992 г.
'. Барбер Л. «Рождение Союза (ЕС)». Европа. 1994 г. М. арене.
4. В международном плане евро будет стабильной валютой.
5. Введение евро заставит правительства стран-членов ЕС перед вступлением в

ЭВС привести свою экономику и финансовую политику в соответствии с высокими требованиями.

Начиная с 1999 года операции между центральными банками на финансовых рынков осуществляется в евро. Единая валюта поступит в обращение для европейских граждан в 2002 году. Условия по которым государства ЕС вступят в 3 фазу ЭВС заключается в следующем: уровень бюджетного дефицита не должен превышать 3% ВВП и сумма государственного долга не может быть больше 60% ВВП. Вместе с тем соблюдение минимума принятых на себя обязательств и после перехода на единую валюту рассматривается в качестве необходимого условия успеха мероприятия. Германия предложила Пакт о стабильности, дабы реально гарантировать устойчивость евро. Однако существует мнение, что ряд стран ЕС не смогут, подходить заданным критериям, или же не смогут удержаться «на плаву».
Такая обеспокоенность есть даже по отношению к Франции. Наиболее вероятней, что сначала в ЭВС войдут 9-10 государств ЕС, большинство присоединится позже.

По своему хозяйственно-финансовому потенциалу, складывающаяся «зона евро» представляет собой крупнейший рынок в мире, к тому же не замкнутый, а активно втянутый в международный хозяйственный оборот. В 1996 году доля ЕС в совокупном ВВП индустриальных стран мира составляла 38,3% против 32,5% у
США и 20,5% у Японии. Причем через каналы международной торговли здесь перераспределяются до 1/3 ВВП против 8-9% у конкурирующих стран (по данным
Комиссии ЕС). Переход от валютной раздробленности к единой валюте дает как государствам, так и бизнесу Евросоюза очевидные преимущества. Конкретно, на уровне государственных финансов присоединение к евро связано с соблюдением жесткой бюджетной дисциплины. Это позволит совместно и успешнее бороться с инфляцией, которая в «зоне евро» прогнозируется всего лишь 1,5-2% в год.
Учитывая, что вся торговля внутри этой зоны станет одновалютной (а это около 70 % всей внешней торговли стран ЕС), «еврогосударства» смогут обходиться гораздо меньшей массой необходимых им золотовалютных резервов.
Их избыточная часть (порядка 120-150 млрд.) можно разблокировать и пустить на в хозяйственный, в том числе инвестиционный оборот. Наряду с этим сократятся заемные операции правительств, удешевит кредит, стимулирует экономический рост. Наконец, евро облегчит для ЕС и налоговую реформу, которая давно уже буксует и стала самым застойным участком интеграции.
Коллективно поддерживаемая евро будет гораздо устойчивее отдельных национальных валют возможным колебаниям курсов. Внутри «зоны» практически снимутся валютные риски. Сложится единый европейский рынок капитала, более крупный конкурент, но способный и ликвидный чем нынешние национально- ограниченные рынки. Появится шанс интернационализировать свои операции не только у крупных, но и у средних и мелких фирм. Для физических лиц евро также удешевит кредит, ведение счетов и операций с ценными бумагами.
Сократятся валютные риски при размещении личных сбережений. Заметно подешевеет иностранный туризм в «зоне евро», где станет ненужным прежний взаимный обмен банкнот разных стран с уплатой немалых комиссионных,
Наконец, евро с самого начала формируется как одна из мировых резервных валют, средство защиты интересов Евросоюза в конкуренции с долларом США и иеной, сокращая зависимость от них.
Совет допустил Австрию, Бельгию, Германию, Ирландию, Испанию, Италию,
Люксембург, Португалию. Финляндию и Францию. Великобритания и Швеция также укладываются в выдвинутые критерии, но они не выразили желания войти в
Евросоюз в составе 1-й волны ее участников. Дания сталкивается при этом с конституционными проблемами, а финансы Греции пока заметно отстают от указанных нормативов. Выдвинутые критерии, по мнению специалистов, способствуют стабилизации экономики и финансов и позволили Европе в меньшей степени ощутить последствия финансовых кризисов в Азии, России и
Латинской Америке. Именно сюда бежали и капиталы из этих регионов, что вызвало рост притока иностранных инвестиций в Европу в 97-98 гг. на 36%. С
1 января 99 г. евро пробрела статус официальной денежной единицы 11 стран, а их национальные валюты стали лишь ее дробными выражениями. Проведена твердая фиксация курсов этих валют к евро для необходимых перерасчетов
(реденоминации) всех государственных и частных активов и пассивов «зоны».

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.