реферат, рефераты скачать
 

Общие характеристики средств массовой информации


которые в ряде работ раскрыли системную сущность телевидения как

одного из средств сохранения целостности сложившихся общественных

отношений и структур . " Телевидение - это главное культурное

оружие американского общества, - писал Гербнер и Гросс в 1976г. -

это средство установления порядка, способствующее расширению и

укреплению, а не изменению, ослаблению или угрозам уничтожения

общепринятых концепций, верований и форм поведения . Его главной

социальной функцией является распространение и стабилизация

социальных моделей и культивизация не изменений, а сопротивления

им ". Сравнивая теорию " статус - кво " и концепцию Дж. Оруэлла, У.

Шрвамм приходит к выводу, что истина, как всегда находится где -

то посередине, вероятней, немного ближе к теории " статус - кво" .

Хотелось бы отметить, что эти концепции позволяют

зафиксировать связь между реальными характеристиками деятельности

СМИ и нормативными теориями медиа . Если в романе Дж. Оруэлла в

форме художественного вымысла представленная авторская мысль масс -

медиа, то П. Лазерсфельд и Р. Мертон основывали свой выводы на

анализе американской - рыночной - модели функционирования СМИ . Этим,

на мой взгляд, во многом объясняется различное понимание

эффективности и направленности воздействия массовой коммуникации на

общество, содержащиеся в романе английского писателя и статье

американских социологов . В подтверждении этой мысли можно

привести вывод С. Хеда, Сделанный им в ходе сравнительного

исследования трансляционных систем мира . ( Американский ученый

Сидни Хед предпринял сравнительное проблемно - типологическое

исследование радио - и телетрансляционных систем мира, результаты

которого изложил в книге " Трансляционные системы мира .

Сравнительный анализ " ( 1986 ) . Он выделил три основных типа

функционирования вещательных систем в обществе . К первому он

относит формы, характерные для стран, где превалирует частная

собственность на СМИ ; ко второму - те где доминирующей является

государственная собственность ; к третьему - те, сосуществует и

частная и государственная формы владения радио и телевидением .

Систему частного владения информационным капиталом, господствующую

в США, С . Хед называет " дозволяющей ", систему государственного

контроля - " авторитарной ", европейскую - " попечительской " . Поясняя

эти дефиниции, он отмечает, что американская модель ориентирована

на рыночные отношения, предполагающие в первую очередь учет

товарных вкусов потребителей, а не воспитательно - контролирующие

функции государства, как это характерно для авторитарной формы

владения информационными средствами . В попечительской модели

предусматривается возможность удовлетворения и потребительского

спроса и контроля за ним . В ходе сравнительного анализа С . Хед

приходит к выводу, что наиболее плодотворными являются режимы

контроля, обеспечивающие здоровую конкуренцию, необходимую для

удовлетворения разнообразных интересов публики и повышения качества

передач . По мнению С . Хеда, " чем более авторитарен режим,

тем более эффективным считается воздействие радио - и

телетрансляций на социальные изменения ".

Однако такая биполярность подходов в анализе влияния СМИ на

население вряд ли может удовлетворить современные запросы как

практики функционирования мультимедийных средств информации, так и

специалистов, которые заняты этой проблемой . По мере все

ускоряющегося процесса технизации информационных источников,

превращения их во все более изощренные институты по воздействию

на общественное сознание и поведение людей возникает настоятельная

потребность понять более глубокие механизмы проникновения идей,

распространяемых СМИ .

Значительный вклад в изучение механизмов воздействия на

общественное сознание внесли ученые Анненберской школы,

осуществившие под руководством Дж . Гербнера большую серию

исследований содержания телевизионных передач и воздействия

телевизионных образов на аудиторию . Ими была предложена модель

влияние телевидения, основанная на концепции символического

интеракционизма . Центральная ее идея состоит в том, что

телевидение создает символический образ реальности, который, в

свою очередь, и формирует восприятия жизненного пространства

индивидом . В прежние времена эту функцию выполняли мифология,

фольклор и религия, превращавшие представления и ритуалы в формы

символической социализации и контроля . В нашу эпоху такую миссию

стало выполнять телевидение .

Изо дня в день комплекс стереотипных концепций потребляется

миллионами телезрителей " в шаблонных капсулах, содержащих

продукцию массового производства информации и развлечений". И таких

" капсул " - телевизионных сюжетов и образов, сообщаемых идей -

складывается особый символический мир, который структурирует

жизненные ценности, нормы, общие обязательства и установки и

формирует основу для взаимопонимания и взаимодействия ( хотя и

необязательно и соглашения ) между большими и разнородными

группами людей . Этот мир обусловливает образ мышления, чувств и

поведения не индивидуумов, а масс в целом . Исходя из этих

посылок, ученые Анненберской школы проводят исследование системы

телевизионных сюжетов и образов, используя метод контентанализа .

Осмысляя данные своих исследований, Дж . Гербнер и Л . Гросс

пришли к выводу, что " телевидение, как и любой иной мифический

мир, представляет собой выборочную и функциональную систему

сообщаемых идей ".

Так, основное место в " телевизионном мире ", как показали

результаты контент - анализа, занимают представители средних и

высших слоев, люди с престижными профессиями и хорошим

материальным положением, преимущественно мужчины . Женщины

фигурируют как воплощение любовных страстей и семейных отношений .

Неудачники, выходцы из низших слоев встречаются реже .

Значительное место занимает тема насилия, потому что, как считают

авторы, это " самое простое и дешевое драматургическое средство

демонстрации правил игры за власть ", ибо " в символическом мире

открытое физическое действие делает сценически зримым то, что в

реальном мире обычно прячется " .

Ученые также констатировали, что " главное направление ",

культивируемое телевидением, имеет свои вполне определенные

политические характеристики - позиция середины, умеренного

нейтралитета и невмешательства в идеологические конфронтации между

радикалами и консерваторами . Такая позиция, привлекающая к себе

большую часть зрителей, по мнению авторов, формируется и под

воздействием императивов массового рыночного спроса . Важнейшей

пружиной телевизионного бизнеса является ставка на среднего

деидеологизированного массового зрителя, настроенного, как правило,

на консервативный лад и поэтому способного легко усваивать любые

внушаемые телеконцепции . Но поскольку для телебизнеса главной

задачей является мобилизация масс потребителей создаваемой

продукции, избирается и соответствующая позиция, допускающая как

консервативную, так и псевдолиберальную идеологию . Эту систему

политических ориентаций Дж . Гербнер называет " коммерческим

популизмом " .

Оценивая результаты исследований Анненберской школы, можно

сказать, что это была одна из первых попыток объединить

разработку теории влияния телевидения на процессы социального

контроля с детальным изучением содержания массовой коммуникации и

измерением эффектов их воздействия на уровне индивидуального

восприятия .

Одним из механизмов манипулирования общественным сознанием,

который использует телевидение, является привлечение внимания к

определенным проблемам . Только та проблема, которая освещена

телевидением, становится достоянием общественного внимания .

Телевидение выступает как бы основным " проблематизатором "

общества . Но информационная картина мира, созданная новостными и

информационно - аналитическими телевизионными программами, показывают

как данность ту картину, которую зафиксировали телевизионные

операторы и " препарировали " журналисты, аналитики, эксперты . И

эта картина не обязательно адекватна реальности .

Несоответствие между реальным и " телевизионным " мирами

проявляется наглядно в освещении, например, темы преступности и

насилия в программах американского телевидения . Хорошо известно,

например, что насилия и преступления составляют значительную часть

телевизионного эфира . Однако изображение преступлений на

телевидении не соответствует реальной статистики преступлений . В

телепередачах большее место занимают преступления против человека,

в обществе - преступления против собственности . В телепередачах

преступления по меньшей мере в 10 раз более распространены, чем

в реальной жизни .

Явный " перекос " существует и в социально - демографическом

составе преступников . В телепередачах среди преступников

преобладают белые мужчины из среднего класса в возрасте от 30

до 40 лет, треть из которых является специалистами высокого

класса или занята интеллектуальным трудам . В обществе преступники

распределены более равномерно между социальными классами.

Мотивами у трех четвертых " телевизионных преступников "

выступают жадность, месть или проблемы психологического характера .

Мотивы преступления редко анализируются в контексте сложных

социальных процессов или как результат противоречий социальной

структуры . Телевидение показывает в основном процесс

расследования, преследования и ареста . Преступник в "

телевизионном мире " почти всегда бывает задержан и наказан, в

отличие от реального мира, где уровень раскрываемости преступлений

и совершения правосудия низок . Обвинения, предъявление исков,

судебные процедуры и вынесение приговора практически не

рассматривается .

Х . Тейлор и Т . Дозьер изучили американские телевизионные

передачи за период с 1950 по 1976 г. Особенно их интересовали

передачи, в которых лица, вершащие правосудие, были изображены

как герои . В ходе их анализа и в ходе последующего анализа,

сделанного Р . Стаплсом и Т . Джоннсом, были выявлены некоторые

интересные моменты .

Например, начиная с 1965 г. в качестве стражей правопорядка

чаще всего фигурировали мужчины с черным цветом кожи . Черный

супергерой имел определенный набор черт характера : очень

мужественный, вспыльчивый, агрессивный, грубый, резкий, яркая

личность, житейски мудрый, простодушный, вызывающий доверие и

симпатию . Авторы считают, что телевидение слишком идеализирует,

пропагандирует этого героя как модель подражания для черных

подростков . Делается это с той целью, чтобы подростки

представляли себе работу в полиции как возможность сделать

хорошую карьеру .

Телевидение оправдывает и легитимизирует применение насилия,

если оно направленно на защиту статус - кво . В этом случае

насилие является морально ( если не законодательно ) допустимым и

социально необходимым . Герой должен применять насилие, так как

силы зла не остановятся ни перед чем, чтобы уничтожить демократию

, Те, кто нарушает статус-кво, изображаются как неразумные

революционеры . Те герои, которые выходят за рамки традиционных

законов и сами решают, что является несправедливым, почти всегда

принадлежат к белой расе . Представители черной расы не

появляются на экране в таком качестве, возможно, чтобы не

вызвать движения линчевателей среди представителей черной расы .

Имеющие черный цвет кожи могут применять социально оправданное

насилие только для защиты своего положения или действуя под

непосредственным руководством белых .

Эти же авторы полагают, что насилие на телевидении выступает

механизмом социального контроля, так как применения насилия теми,

кто защищает статус-кво, легитимизируется, то есть рассматривается

как социально положительное явление, а также пропагандируется

идея, что полиция представляет собой воплощение справедливости .

Но Тейлор и Дозьер отмечают, что эти образы часто бывают полны

иронии . Например, черные супергерой телевизионных передач часто в

реальной жизни являются самыми презираемыми членами негритянского

сообщества . Система правосудия, карающая преступников, представлена

как равная для всех, без этнических и расовых предрассудков , а

на самом деле она дискриминирует права меньшинств .

В работе " Функции социального контроля, выполняемые

изображением насилия в СМИ " Шаттенберг делает интересное

замечание : полезность и польза, которую приносит телевидение,

вовсе не уменьшаются от того, что образ, созданный телевидением,

о системе социального контроля, имеет мало общего с реальностью .

Телевидение приобрело социальные функции, которые когда-то

приписывались системе публичного наказания Эмилем Дюркгеймом .

Телепередачи на криминальные темы составляют вид общественного

ритуала, где преступник определен, опознан и наказан ( в полном

соответствии вашим ожиданиям ) и где восстанавливается нарушенная

социальная норма. Таким образом, телевидение распространяет

информацию о границе морали подобно тому, как это делали раньше

публичные казни . Оно напоминает, что процесс социального контроля

продолжает существовать, хотя он сейчас и скрыт от всеобщего

обозрения в результате возросшей рационализации и бюрократизации

общества . В реальном мире правосудие часто медлительно, неполно

и вообще является делом грязным. Телевидение хотя бы на

символическом уровне восстанавливает баланс в пользу социального

порядка .

Этот пример с изображением насилия в СМИ показывает, что

телевидение играет роль своеобразных очков, с помощью которых

человек воспринимает мир, очков, рекомендованных не окулистом, а

мастером по их изготовлению.

Наиболее интересным с точки зрения социологического анализа

выступает процесс влияния телевидения на стратификационную

структуру общества, на подтверждение или опровержение существующих

социальных различий .

Здесь необходимо заметить, что в современном обществознании при

всем многообразии объяснительных моделей существования социального

неравенства преобладает подход, который во главу угла ставит

индивида, его заложенные природные отличия. СМИ, в свою очередь,

скорее подтверждают, чем ставят под сомнение индивидуалистическое

объяснение процессов социальной стратификации . К .Гулд и С .

Дагмар в своей работе " Телевидение : искаженный взгляд на

бедность " говорит о стереотипе бедности, который создает

телевидение : бедные редко недовольны своей судьбой или ставят

под сомнение справедливость самой системы ; при этом реальные

экономические трудности минимизируются или идеализируются.

В статье " Класс и род в развлекательных передачах на

телевидении в прайм - тайм : наблюдения с точки зрения социалистов

и феминистов " на основе анализа 10 самых высокорейтенговых

передач прайм-тайма Х . Стивс и М . Смит утверждают, что понятие

социального класса в телевизионных передачах чрезмерно упрощено и

не способно отразить многое из социальной реальности .

Телевидение дает портреты только людей из высшего и среднего

классов, а персонажи из среды рабочего класса практически

отсутствуют. Женщины изображаются преимущественно как источник

эмоциональной жизни для мужчин, или в связи с приобретением

товаров и услуг, или в процессе поддержания и демонстрации своей

привлекательности . В профессиональном плане они занимают

подчиненное место по отношению к мужчинам и обладают меньшей

властью . Брак играет значительную роль в достижении более

высокой ступени в структуре занятости . Нет персонажей, которые

представляли бы большинство женщин , т.е. имеющих низкооплачиваемые,

считающиеся чисто женскими профессии - канцелярия, сфера услуг .

Обойдена вниманием и проблема так называемого " двойного рабочего

дня " женщины . Стивс и Смит говорят, что подобные образы женщин

укрепляют " идеологию угнетения".

Конечно, любые заявления об эффективности СМИ в передаче

различных точек зрения о процессах социальной стратификации

является дискуссионным. Сообщения, передаваемые с помощью

телевизионных образов, являются сложными символическими феноменами,

глубоко укорененными в конкретных социальных и исторических

условиях . Люди могут использовать их при объяснении социальной

действительности ; они могут влиять на формирование их взглядов,

мнений о процессах социальной стратификации . Однако долгосрочный

эффект воздействия телевизионных сообщений на когнитивные

структуры, посредством которых люди обобщают и интерпретируют свой

опыт и наблюдения, пока неизвестен .

В американской литературе по социологии и коммуникативистике

нет систематического анализа ценностной структуры телевизионных

передач, но ее можно попытаться воссоздать по большому количеству

замечаний, сделанных о ней.

В основе телевизионной идеологии современного общества,

базирующегося на частной собственности и законах

предпринимательства, лежат следующие ценности : индивидуализм,

протестантская трудовая этика ( несмотря на то, что реклама и

развитие культуры, ориентированной на потребление, разрушают ее ),

подчинение авторитетам и власти, жертвенность, дисциплина,

образование (одновременно с некоторыми антиинтелектуалльными чертами

), материализм, технологический прогресс, умеренность семья,

плюрализм (если только различия и разнообразие не угрожает статус-

кво) и институциональная ответственность.

Телевидение, как правило, показывает, что решение проблем

лежит исключительно на индивидуальном, личностном уровне. Оно

предполагает в своей основе консенсус ценностей и опирается на

модель порядка, а не конфликта . Предлагаемые решения проблем,

как правило, являются воображаемыми, так как они скрывают

основной внутренний конфликт между ценностями и идеалами (

например, счастьем и достижением ) и институтами современного

индустриального общества . Эти институты характеризуются процессами

приватизации, рационализации и бюрократизации. Все это может

сильно затруднить достижение идеальных целей . В свою очередь

идеалы отражают основные моральные принципы, которые редко

оспариваются .

Обобщая, можно сказать, что хотя телевидение имеет внешние "

ограничители " ( в виде цензуры и коммерческого спонсорства ), в

гораздо большой степени оно является жертвой ограничений, которые

оно само на себя наложило, определив, что их главной целью

является привлекать и развлекать как можно более широкую

аудиторию

Заключение.

Проведенный анализ различных точек зрения и позиций

исследователей, анализировавших деятельность телевидения,

функционирующего в условиях развитой рыночной экономики, позволяет

сделать вывод, что они констатируют его значительную роль в

реализации механизма социального контроля общества. Вторгаясь во

все сферы общественной жизни, телевидение оказывает колоссальное,

все возрастающее влияние на общество, каждого его члена, что

порождает еще одно " проблемное поле ", которое требует особого

разговора - проблему социальной ответственности.

Список литературы.

Культура русской речи.

Москва , 1998г. 560с.

Средства массовой информации и пропаганды.

Москва , 1997г. 352с.

Прохоров Е. П.

Введение в теорию журналистики.

Москва , 1995г. 294с.

Полуэхтова И. А.

Телевидение как механизм социального контроля.

// Вестник Московского университета: Социология и политология . -

1998г. - № 1 . - С. 49 - 60 .

-----------------------

ОБЩЕСТВО

иные источники

массовой

информации

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.