реферат, рефераты скачать
 

Правовые нормы и этика Public relations мировой и российский опыт


Правовые нормы и этика Public relations мировой и российский опыт

Курсовая работа на тему:

«Правовые нормы и этика Public relations: мировой и российский опыт »

Содержание:

Введение

Глава 1

Мировой опыт регулирования сферы PR.

Глава 2

Особенности регулирования сферы PR в России.

Заключение

Введение.

Public relations, как и всякие другие сферы профессиональной

деятельности, обусловлены необходимостью соблюдения требований к ним

общества во всем их многообразии.

При осуществлении PR надо учитывать комплекс нормативных положений о

сути, содержании и регулятивных механизмах в PR .

В этот комплекс входят также и сугубо этические критерии, свойственные

PR как самостоятельной деятельности со всеми присущими ей закономерностями

и противоречиями.

Одна из задач государства – в той или иной мере регулировать

деятельность физических и юридических лиц. Не исключение - и PR. То есть

государство должно позаботиться о том, чтобы PR-мероприятия не ущемляли

права и интересы как отдельных граждан, так и общества в целом. А PR-

специалистам, в свою очередь, нужны четкие представления об объеме и

пределах своей профессиональной компетенции.

Следует также отметить, что право и этика взаимосвязаны. Многие

действия, рассматриваемые как неэтичные, также являются и нелегальными.

Однако бывают случаи, когда действие является абсолютно легальным, но

совершенно не этичным, но бывают и ситуации, когда поступок считается

нелегальным, но не противоречит законам этики. Таким образом, принимая

решения о плане действий в конкретной ситуации, PR-специалист должен

проанализировать не только правовые аспекты, но и учесть этические факторы.

Данная курсовая работа призвана решить следующие задачи: рассмотрение

приемов регулирования PR-деятельности в международном масштабе, а также

особенностей регулирования PR в России

Мировой опыт регулирования сферы PR

Правовые нормы.

Вписываясь в общую систему деловых отношений и предпринимательства, PR

прежде всего регламентируется существующими на сей счет правовыми нормами.

Эти нормы охватывают главные направления деятельности PR- предприятия

как субъекта предпринимательства или же подразделения фирмы (организации).

В целом же деятельность в PR определяют следующие условия:

. требования общего законодательства к субъекту право-хозяйственных

отношений;

. положения уставных документов фирмы. Кроме общих обязательных разделов

они должны отражать специфику паблик рилейшнз, иначе эту деятельность

можно будет отождествлять с той же рекламой и тогда возникнут

определенные сложности во взаимоотношениях, скажем, с налоговыми

службами;

. регламенты работы отделов, управлений и других PR структур внутри

фирмы ( организации ) или ведомства. Здесь на основе общих подходов к

PR и управленческих принципов надо предусмотреть права и обязанности

сотрудников и всего подразделения, а также схемы их взаимодействия с

другими звеньями в общей системе фирмы ( ведомства );

. нормативные акты по отдельным смежным сферам. Например, обращаясь к

рекламе или прессе, надо знать их правовые пределы и с учетом этого

планировать свои акции и компании.

Кроме того, в процессе работы PR-специалистам приходится учитывать и

достаточно специфические условия, которые вытекают из характера этой сферы

и объектов ее внимания. Каждый PR-профессионал должен знать

законодательство, которым руководствуется его организация. Например,

специалист, работающий в клинике, должен разбираться в медицинском

законодательстве и сопутствующих правовых нормах. А профессионал,

работающий в определенной отрасли – химической, компьютерной, спортивной, -

должен понимать законодательство данной конкретной области.

После определения всех этих основополагающих условий и хозяйственно-

правовой формы предприятия только и возможна собственно работа. Она в свою

очередь требует соответствующих правовых действий. В частности к ним

относится подготовка соглашений, договоров и прочих документов.

В этой цепочке процедур прежде всего приходится оформлять протоколы о

намерениях к будущему сотрудничеству. В этой связи нужно учитывать, что они

в принципе ни к чему стороны не обязывают и лишь определяют момент, когда

наступают юридические отношения или просто их предваряют в форме

декларации.

В отличие от этих документов, заключаемые сторонами контракты

(договоры) защищены законом и потому обязательны к исполнению и должны быть

надежны. Надежный же договор – это такой документ, который заключен в

интересах фирмы, не нарушает действующее законодательство и обеспечивает

строгое исполнение сторонами обязательств. Для этого необходимо четко

определить цель предстоящей сделки и наиболее важные ее аспекты. Желательно

создать идеальную модель предстоящей операции, а затем, переходя от общего

к частному, разбить ее на этапы и узлы и определить, что и как должно быть

сделано в каждом из них, какие для этого потребуются конкретные шаги, какой

возможен риск и как его избежать. Еще следует узнать о партнере как можно

больше: ознакомиться с учредительными документами и свидетельством о

регистрации его фирмы, обратить внимание на состав учредителей и

акционеров, размер уставного фонда, расположение офиса фирмы, а не

ограничиться так называемым юридическим адресом.

В договоре имеет значение каждая буква, каждая запятая и в нем нельзя

допускать двусмысленности, нечеткости фраз.

Поскольку в предпринимательской практике для получения односторонних

преимуществ, основанных на незнании второй стороной всех юридических

подробностей, встречаются случаи преднамеренного смешения различных

документов (соглашения о конфиденциальности, договора о передачи ноу-хау

или права на использование товарного знака), то их следует предотвратить.

Стоит позаботиться и о защите интеллектуальной собственности,

создаваемой в процессе PR (концепции, исследования, учебные планы). Для

этого рекомендуется каждый такой продукт регистрировать. Или, как минимум,

определять условия использования, тиражирования, передачи третьей стороне.

Порой партнер стремится получить выгоду путем сокращения текста

договора, опуская некоторые важные пункты, чего желательно не делать, ибо

впоследствии могут возникнуть осложнения при решении спорных вопросов. А

передача какой-либо документации без предварительного соглашения приведет к

использованию этой информации при передаче ее третьим лицам. До заключения

договора о конфиденциальности партнеру может быть передана только реклама,

не раскрывающая сущности предмета деятельности.

Наконец, не надо готовить и уж во всяком случае подписывать договора

без юристов. А чтобы эти документы были грамотны и логичны, с их текстами

должны работать редакторы.

Законодательные нормы, охраняющие неприкосновенность личной жизни,

также имеют большое значение для PR-деятельности. Достаточно любопытными

являются те законодательные акты, которые касаются ложных высказываний СМИ.

Когда такая дезинформация относится к публичной фигуре, законодательство

становится курьезным. В целом, неприкосновенность личной жизни обычного

гражданина защищена законом. Однако человек, постоянно находящийся “в свете

рампы”, сталкивается с более сложной проблемой, особенно пытаясь доказать

факт дискредитации личности. Для того чтобы доказать обоснованность такого

обвинения, публичная фигура должна продемонстрировать, что средство

информации преследовало злой умысел. “Злой умысел” в деле о клевете в

отношении такой фигуры означает, что высказывания были опубликованы со

знанием их ложности или с пренебрежением относительно того, что они могли

быть ложными. Доказать это достаточно сложно.

Один из аспектов законодательства, особенно важный для PR-

деятельности, - это законодательные акты об авторских правах и защите,

предлагаемой авторам. Закон об авторских правах предоставляет основную,

автоматическую защиту авторам, если рукопись зарегистрирована в Бюро

регистрации авторских прав или даже опубликована.

Защита авторских прав распространяется на самые разнообразные

категории произведений: литературные произведения; музыкальные

произведения, включая сопроводительный текст; драматические произведения,

включая сопровождающую их музыку; пантомимы и хореографические

представления; художественные, графические и скульптурные работы;

кинофильмы и аудиовизуальные произведения; звуковые записи. Закон об

авторских правах дает их владельцу эксклюзивное право воспроизводить и

уполномочивать других воспроизводить произведения, готовить производные

работы, основанные на авторском материале, и публично демонстрировать

произведение.

Некоторые категории материала не подлежат защите со стороны Закона об

авторских правах. В их число входят названия и короткие лозунги; работы,

полностью состоящие из общедоступного материала или материала, полученного

из общественных источников, таких, как календари, реестры и расписания, а

также тексты выступлений, не зафиксированные на бумаге или на пленке.

Произведения, находящиеся в общедоступном пользовании (материалы, на

которые никогда не было авторского права или оно потеряло свою силу,

материалы не обладающие подлинностью, и тезисы и сюжеты), не могут быть

защищены авторским правом.

Идеи также не защищаются авторским правом. Это означает, что старая

идея в новой упаковке абсолютна разрешена, легальна и даже рекомендуема. На

самом деле в мире существует очень мало новых идей, это просто старые идеи,

по-новому объединенные воедино. Таким образом, PR-специалист не должен

особенно беспокоиться о нарушении Закона об авторских правах при разработке

кампании, программы или подготовке речи в пользу своего клиента.

Интернет создал новое измерение в законодательстве, касающимся свободы

слова. Современное законодательство запрещает компаниям регистрировать

торговые марки, в точности повторяющие уже зарегистрированные, но дело в

том, что захватчики киберпространства часто регистрируют имена, которые

лишь незначительно отличаются от оригинала. Они знают, что те, кто ищет

сайт организации в Интернете, будут использовать для поиска различные

варианты написания наименования фирмы. Затем они либо пытаются продать

имена, либо используют сайты для подрыва деятельности компании. Интернет

заполнен юридическими проблемами. Проблема усложняется еще и тем, что

Интернет меняется ежедневно. Сегодняшнее законодательство может не

соответствовать ситуации или устареть завтра.

Помимо вовлеченности во все эти правовые аспекты, сфера PR сама по

себе стала основываться на юридических контрактах: между агентствами и

клиентами, между работодателями и персоналом, между покупателями и

продавцами. Все контракты – как письменные, так и устные – связывают

стороны определенными обязательствами и должны непременно исполняться.

Совершенно очевидно, что связь межу PR и правом значительно усилится в XXI

веке.

Этические нормы.

Однако, для такой достаточно специфической, доверительной, основанной

на межличностных отношениях и в немалой степени творческой сферы, каковой в

силу различных обстоятельств являются PR, законодательных норм бывает

недостаточно.

Во-первых, не всякий закон способен стать полной гарантией

предотвращения аномальных проявлений в любом профессиональном процессе (

тем более в PR ). Во-вторых, сама эта деятельность возникала и

формировалась ранее, нежели принимались регламентирующие ее правовые нормы.

И в-третьих, никакая нормативная база не «перекроет» все мыслимые в PR

ситуации и всегда при желании кто-то сумеет найти возможность для

недобросовестных действий.

К тому же, в практике PR нередко возникают немалые противоречия между

целью и этичностью средств достижения этой цели; могут быть вопросы и по

поводу самой цели и ее нравственности. Большое значение имеет и степень

доверия клиента и даже общества к PR-структуре и PR в целом. Поэтому PR-

сфера просто не может игнорировать определенные этические нормы.

Как отмечает С.Блэк, PR могут быть успешными только тогда, когда они

основаны на этических нормах и осуществляются честными средствами. В PR

цель никогда не оправдывает использования ложных, вредных или сомнительных

средств. Невозможно использовать PR для поддержки неправого дела. К тому

же, преследуя в конечном итоге открытые, общественно приемлемые цели и

основываясь на точной информации, деятельность в PR должна способствовать

установлению и развитию социальной гармонии.

Как известно, всякие этические нормы складываются из нескольких

элементов.

Прежде всего к ним следует отнести общие, признаваемые в

цивилизованной среде, условия поведения человека независимо от его

профессии.

Затем к кругу норм, принципов и стандартов профессионального поведения

можно отнести все те аспекты, которые увязаны с этикой предпринимательства.

Таких своеобразных «памяток», «заповедей», «кодексов» сейчас появляется

немало, их никто на законодательном уровне не принимал в качестве

рекомендательного и тем более обязательного документа, но отраженные в них

положения представляют немалый интерес; их можно брать во внимание и в PR.

Так что являясь элементом всего предпринимательства как социального

феномена, PR тоже должны учитывать принимаемые в бизнесе этические нормы.

Сама практика предпринимательства показывает острую потребность в

таких регуляторах, ибо рыночные связи во многом основаны на доверии между

партнерами, на их высокой требовательности к себе и другим и в то же время

на чувстве долга. К тому же взаимодействуя друг с другом, предприниматели

формируют не только этику своей корпорации, но и общества. Конечно, этот

процесс должен вестись с учетом правовых норм, но главное в нем все же

этические аспекты, ведь важнейшие принципы делового взаимодействия - это

верность слову и уважительность к партнеру. Если же эти принципы

нарушаются, то деловые контакты и предпринимательские проекты могут быть

прекращены.

К сложностям в деятельности PR и ее оценке, имеющим прямое отношение к

этике, можно отнести и некоторые спорные моменты. Так, по-разному

трактуется проведение PR-компаний для табачных корпораций и производителей

алкогольных напитков. Кодекс этики не запрещает такой деятельности. К тому

же если кто-то из специалистов по этическим соображениям от сотрудничества

с таким бизнесом отказывается, то всегда за выполнение выгодного заказа

берутся другие.

Поэтому в каждой стране Ассоциации PR вырабатывают для себя основные

представления о профессиональной деятельности.

Большинство профессиональных организаций, так же как и многие фирмы,

имеет свои собственные кодексы этики. Принято считать, что документы,

которые называют также кодексами профессионального поведения, устанавливают

приемлемые нормы поведения для профессионалов и сотрудников организации.

Кодексы имеют и такие организации, как общество связей с общественностью

Америки (Public Relations Society of America (PRSA)) и Международная

ассоциация специалистов, занятых в сфере деловой коммуникации

(International Association of Business Communicators (IABC)). Кодекс PRSA

следует отметить особо, поскольку он является одним из самых старых

документов подобного рода (его возникновение датируют 1950 г.), оказавшим

наиболее сильное влияние на остальные организации, работающие в сфере

коммуникационной деятельности.

Кодекс PRSA основывался на следующих принципах, которым должны

следовать члены организации: выполнять свои профессиональные обязанности

точно, аккуратно, честно и с пониманием своей ответственности перед

обществом; совершенствовать свои профессиональные знания и навыки

посредством непрерывного образования и исследовательской работы.

Кодекс профессиональных стандартов Общества связей с общественностью

Америки, созданный для регулирования практической деятельности людей,

занятых в этой сфере, был принят в 1950 г., но позднее претерпел ряд

изменений. Пересмотр 1988г. был выполнен на основании Кодекса

Североамериканского совета организаций по связям с общественностью (North

American Public Relations Council (NAPRC)), организации, в которую входят

13 ассоциаций, включая PRSA.

Общество связей с общественностью Америки ( PRSA ) имеет свой

собственный Совет этических и профессиональных стандартов, в задачу

которого входит принятие, рассмотрение и проверка жалоб, касающихся членов

этой организации. Если жалоба обоснована, дело отправляется на рассмотрение

в местный комитет по делам о нарушениях этических и профессиональных

стандартов, в полномочия которого входят сбор свидетельств и выработка

рекомендаций для совета.

Затем результаты расследования сообщаются Совету директоров PRSA,

который и принимает окончательное решение по данному делу. PRSA вправе

исключать, приостанавливать деятельность, выносить порицание, а также

делать выговор любому члену организации, замеченному в нарушении Кодекса.

Однако PRSA не обладает юридическими полномочиями для того, чтобы

воспрепятствовать исключенному члену организации продолжать деятельность в

области связей с общественностью.

Однако даже угроза подвергнуться осуждению со стороны коллег по

профессии является достаточно сильным стимулом для того, чтобы

придерживаться правил, изложенных в Кодексе. Устав PRSA запрещает делать

предметом общественного достояния акции, предпринятые против своих членов,

и потому подобные действия не освещаются в выпусках новостей. И все же

обычно они получают огласку посредством объявлений, которые публикуются в

информационных бюллетенях самого PRSA.

PRSA может поддерживать профессиональную дисциплину только среди

членов своей организации, у него нет юридических полномочий на то, чтобы

подвергать осуждению в связи с профессиональной некомпетентностью

специалистам по связям с общественностью, которые не являются его членами.

Поскольку лишь сравнительно небольшой процент общего числа специалистов по

связям с общественностью в Соединенных Штатах имеют членство PRSA

дисциплинарное значение правил, записанных в Кодексе, вероятно, имеет

меньшее значение, нежели существование Кодекса само по себе.

Практически каждая национальная организация, действующая в области

связей с общественностью, имеет свой кодекс этики, и в случае таких

организаций, как Канадское общество по связям с общественностью (Canadian

Public Relations Society (CPRS)), Южно-Африканский институт связей с

общественностью (Public Relations Institute of Southern Africa (PRISA)),

Австралийский институт связей с общественностью (Public Relations Institute

of Australia (PRIA)), они очень похожи на Кодекс PRSA.

Большинство профессиональных организаций полагает, что принципиальной

задачей кодексов этики является не дисциплинарное принуждение, но

образование и профессиональное информирование – формулировка стандартов

поведения, которые послужат для членов организаций руководством в их

профессиональной деятельности. Данный подход разделяет и Международная

ассоциация специалистов, занятых в сфере деловой коммуникации (IABC).

Международная ассоциация специалистов, занятых в сфере деловой

коммуникации (имеющая в качестве своих членов представителей 52 стран), в

1995-1996 гг. переработала свой этический кодекс. Новый кодекс, включающий

12 статей по содержанию мало отличается от версии 1985 г., но по сравнению

с этой версией главные положения Кодекса были несколько модернизированы.

Также как и старая версия, Кодекс основывается на положениях о том, что

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.